Урок литературного слушания. М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Пришвин лисичкин хлеб конспект урока
Урок литературного слушания. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Презентация к уроку литературного чтения по произведению М.Пришвина "Лисичкин хлеб"
Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954
Родился М.М.Пришвин
4 февраля 1873г. в селе Хрущёве Орловской губернии
в обедневшей купеческой семье.
Родился М.М.Пришвин 4 февраля 1873г.в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье.
Мать Михаила Пришвина
– Мария Ивановна
детство
- Деревенская школа
- Елецкая гимназия
- Тюменское реальное училище.
Первое образование получил в деревенской школе.
С 1883г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в 4 классе за дерзость учителю.
Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище.
Побег
Главное событие детства – побег в неведомую страну Азию
С детства М.Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты ещё маленький, не поймёшь!». Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос.
За время обучения в гимназии главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьски утром они сели в лодку и отправились…в Азию искать счастья.
Их, конечно, нашли и вернули в семьи, но мечты о путешествиях не оставлял будущего писателя.
юность
- Рижский политехнический институт
- Лейпцигский университет (Германия)
В 1893г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. В 1900г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом.
Первая мировая война
В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом. После 1917г он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Работал учителем в сельской школе, библиотекарем, даже был директором школы.
В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом.
Путешествия
С дорожной сумкой и охотничьим ружьём он исходил сначала северные земли, затем азиатские степи.
Но всегда будет с ним мечта о путешествиях, о наблюдениях за природой. Путешествовать Пришвин будет очень много, он объездит почти всю страну и напишет о Дальнем Востоке, Средней Азии, Кавказе, Крыме так, словно в этих краях много лет прожил, но сердце его навсегда будет отдано Русскому Северу.
Проба пера
- 1906 год - первая публикация в детском журнале «Родник»
- 1925 год - первая детская книжка «Матрёшка в картошке».
К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906г. Однако лишь в 1925г. вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке».
Писатель-натуралист
Писатель- мудрец учит внимательно вглядываться в мир природы, задумываться о судьбе зверя и птицы, дерева и травы, открывать неразрывную связь всего сущего на земле.
Сидит Пришвин на пне, а кругом большой лес. В руках Пришвин держит записную книжечку. Сидит и слушает, что ему шепчет лес, а может быть, лес притих от уважения и внимания к писателю, который еще умнее и старше самого леса, все понимает и записывает в книжечку. Писатель мудрец учит внимательно вглядываться в мир природы, задумываться о судьбе зверя и птицы, дерева и травы, открывать неразрывную связь всего сущего на земле.
«Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом»
«Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом». О них – все книги Михаила Михайловича Пришвина.
Михаил Михайлович Пришвин «Лисичкин хлеб»
рябчик
тетерев
грибы
брусника
костяника
черника
сосновая смола (живица)
кукушкины слёзки
валерьяна
Петров крест
Заячья капуста
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек…
М. Цуранов
Это стихотворение Михаила Цуранова, которое называется «Старик» как будто написано о великом писателе-натуралисте Михаиле Михайловиче Пришвине.
Михаил Михайлович Пришвин
kopilkaurokov.ru
Урок литературного слушания. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Урок литературного слушания. 1 класс
Тема урока: М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Задачи:
Учить видеть удивительное и необычное в природе;
Учить слушать и слышать художественное слово;
Учить понимать отношение автора к героям рассказа;
Учить правильно, называть литературные произведения;
Ход урока
Организационный момент.
На урок я вас приглашаю,
И удачи пожелаю.
Будем слушать и читать.
Говорить и отвечать.
За работу в добрый час!
А какой у нас урок? (урок литературного слушания)
Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок и надеюсь, что вы будете внимательны и активны.
Актуализация опорных знаний.
Сегодня наш урок начнём с викторины «Вспомни и назови произведения». (на доске пронумерованы модели обложек изученных произведений)(приложение1)
«Обхватил Медведь лапами целый куст с орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями. Потом взвалил его себе на спину и потащил. Увидел его ёжик, только лапами развёл. Тут навстречу Медведю Кот с удочками».(Сутеев «Дядя миша»)
К какой модели подходит произведение?(сказка о животных)
«Вошла девочка в домик. А Волк спрятался под одеяло и говорить:
- Положи – ка внучка. Пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты верно очень устала».
К какой модели подходит произведение?(сказка о волшебстве и приключениях)
«Вот идут на грабежи
Тихим шагом волки…
Услыхали их ежи,
Подняли иголки». (Маршак «Тихая сказка»)
К какой модели подходит произведение?(сказка о животных)
«Долго ли, коротко ли – воротился кот домой и видит: петушка нету, надо из беды выручать. Кот тотчас же нарядился гусляром. Захватил в лапу дубинку и отправился к лисицыной избушке. ( РНС «Кот, петух и лиса»)
К какой модели подходит произведение?(сказка о животных)
Как назвать все произведения?(сказки)
На какие 2 группы можно разделить?(авторские и народные) (Приложение 2)
Сегодня на урок вы принесли свою любимую сказку. Представьте её. (ребята подходят к выставке книг, читают автора и заголовок, принесённой из дома книги)
Раздел «Мир сказок» остался позади. О чём мы будем слушать, и читать дальше подскажет нам новое произведение.
Введение в тему урока
Слушание нового произведения.(Учитель читает новое произведение, хрестоматии по литературному слушанию у ребят закрыты. Перед прослушиванием нового произведения учитель призывает ребят сесть как слушатели и нацеливает послушать и понять о ком или о чём, какие события происходят.
Вопросы после прослушивания:
-Кто герои?(автор и девочка Зина)
- Кто из героев понравился и почему?
- О чем интересном узнали?
-Как вы думаете по жанру, что это за произведение? Почему?
-По теме? Почему?
Работа с моделями.(у каждого на парте четвертинка листа А-4)
-нарисуйте на моделях, что это за произведение и о чём оно, жанр и тему.
- Проверяем. Сравните с моделью на доске.(если ребята затрудняются, лучше выполнить работу коллективно)
Наш следующий раздел посвящён произведениям о природе
4. Работа по теме урока
-Как вы думаете кто автор?
- Этот рассказ написал М. Пришвин.
М. Пришвинродился 4 февраля. Писать Пришвин стал не сразу, а сначала перепробовал много профессий: он был и агрономом , и корреспондентом, и учителем в сельской школе. Потом много путешествовал и писал только о том, что видел и сам пережил в природе.
- Напишу фамилию автора.(учитель пишет на доске на своей модели обложки)
-Прочитаем, как пишется.(хором)
-Печатаем на своих обложках.
- Как вы думаете, как автор озаглавил произведение?( высказывают свои предположения)
-Свой рассказ Пришвин озаглавил «Лисичкин хлеб».
-Заголовок пишется с большой буквы. (учитель печатает на доске)
-Прочитаем.
-Напечатайте заголовок.
-Прочитаем всю обложку.(хоровое чтение: ПРИШВИН, рассказ о природе, «Лисичкин хлеб»)
-Встаньте ребята, сидящие на первом варианте. Покажите на моделях заголовок. Прочитаем……
- Теперь второй вариант,покажите на моделях фамилию автора. Прочитаем……
-Что я показываю? (жанр и тему)
-Прочитаем вместе.
- Откройте хрестоматию на стр. 66.
- Найдите фамилию автора. Прочитайте.
-Найдите название. Прочитайте.
-Назовите полностью.
-Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён?
- Что делает автор (рассказчик)?
-Что Зина?
-Какой фрагмент рассказа изображён?
- Этот фрагмент можно ещё назвать «Дары леса». Что значит дар? (что дал лес, ничего не беря взамен).
- Я читаю фрагмент «Дары леса», а вы слушайте, смотрите и запоминайте.(чтение учителя под зрительный ряд(презентация)
- Бывает ли ребята «Лисичкин хлеб»?
- Хотя мы сказали, что это произведение рассказ, для неё маленькой девочки Зины писатель как сказочник превратил обычный Чёрный хлеб, в необычный сказочный «Лисичкин». Ведь так здорово, в нашей обычной жизни верить во что-то чудесное.
-Откройте тетради на стр. 23
-Прочитайте фамилию автора.
-Прочитайте заголовок.
-Прочитайте 1 задание. Что вы будете дорисовывать?
-Выполняйте работу в парах.
(выслушиваем работу пар)
-Мудрая сова, слушая рассказ Пришвина, напечатала нам слова, просит разъяснить их значение.
ДОЧИСТА, КОПУЛЯ, ОБОМЛЕЛА, ДОБЫЧА,
-когда в рассказе Пришвин применяет эти слова, подскажет отрывок, который вы прочитаете сами.
-стр. 68 за коричневой чертой рубрика «Прочитай» (чтение по цепочке)
-Про кого автор пишет копуля и почему?
-Обомлела и почему? Дочиста? где слово добыча?
-стр. 23 чтение по ролям
Подведение итогов.
- Подпишите свои модели. (фамилия ученика с обратной стороны)
-Посмотрите на мою обложку, подходит ли она к прочитанному произведению? (нет)
-Что не хватает?(учитель подклеивает на обложку недостающие части: заголовок, тема, жанр, фамилия автора).
-Прочитаем вместе полное название произведения.(хором)
-Посмотрите, ребята, у меня в руках книга М. Пришвина. Оказывается, Пришвин написал не только рассказ «Лисичкин хлеб», но и др. рассказы.
-Прочитайте полное название.
-Спасибо за работу. Урок закончен.
docbaza.ru
Урок литературного слушания. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Урок литературного слушания. 1 класс
Тема урока: М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Задачи:
-
Учить видеть удивительное и необычное в природе;
-
Учить слушать и слышать художественное слово;
-
Учить понимать отношение автора к героям рассказа;
-
Учить правильно, называть литературные произведения;
Ход урока
-
Организационный момент.
На урок я вас приглашаю,
И удачи пожелаю.
Будем слушать и читать.
Говорить и отвечать.
За работу в добрый час!
-
А какой у нас урок? (урок литературного слушания)
-
Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
-
Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок и надеюсь, что вы будете внимательны и активны.
-
Актуализация опорных знаний.
Сегодня наш урок начнём с викторины «Вспомни и назови произведения». (на доске пронумерованы модели обложек изученных произведений)(приложение1)
-
«Обхватил Медведь лапами целый куст с орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями. Потом взвалил его себе на спину и потащил. Увидел его ёжик, только лапами развёл. Тут навстречу Медведю Кот с удочками».(Сутеев «Дядя миша»)
-
К какой модели подходит произведение?(сказка о животных)
-
«Вошла девочка в домик. А Волк спрятался под одеяло и говорить:
- Положи - ка внучка. Пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты верно очень устала».
-
К какой модели подходит произведение?(сказка о волшебстве и приключениях)
-
«Вот идут на грабежи
Тихим шагом волки…
Услыхали их ежи,
Подняли иголки». (Маршак «Тихая сказка»)
-
К какой модели подходит произведение?(сказка о животных)
-
«Долго ли, коротко ли - воротился кот домой и видит: петушка нету, надо из беды выручать. Кот тотчас же нарядился гусляром. Захватил в лапу дубинку и отправился к лисицыной избушке. ( РНС «Кот, петух и лиса»)
-
К какой модели подходит произведение?(сказка о животных)
-
Как назвать все произведения?(сказки)
-
На какие 2 группы можно разделить?(авторские и народные) (Приложение 2)
-
Сегодня на урок вы принесли свою любимую сказку. Представьте её. (ребята подходят к выставке книг, читают автора и заголовок, принесённой из дома книги)
Раздел «Мир сказок» остался позади. О чём мы будем слушать, и читать дальше подскажет нам новое произведение.
-
Введение в тему урока
-
Слушание нового произведения.(Учитель читает новое произведение, хрестоматии по литературному слушанию у ребят закрыты. Перед прослушиванием нового произведения учитель призывает ребят сесть как слушатели и нацеливает послушать и понять о ком или о чём, какие события происходят.
-
Вопросы после прослушивания:
-Кто герои?(автор и девочка Зина)
- Кто из героев понравился и почему?
- О чем интересном узнали?
-Как вы думаете по жанру, что это за произведение? Почему?
-По теме? Почему?
Работа с моделями.(у каждого на парте четвертинка листа А-4)
-нарисуйте на моделях, что это за произведение и о чём оно, жанр и тему.
- Проверяем. Сравните с моделью на доске.(если ребята затрудняются, лучше выполнить работу коллективно)
Наш следующий раздел посвящён произведениям о природе
4. Работа по теме урока
-Как вы думаете кто автор?
- Этот рассказ написал М. Пришвин.
М. Пришвинродился 4 февраля. Писать Пришвин стал не сразу, а сначала перепробовал много профессий: он был и агрономом , и корреспондентом, и учителем в сельской школе. Потом много путешествовал и писал только о том, что видел и сам пережил в природе.
- Напишу фамилию автора.(учитель пишет на доске на своей модели обложки)
-Прочитаем, как пишется.(хором)
-Печатаем на своих обложках.
- Как вы думаете, как автор озаглавил произведение?( высказывают свои предположения)
-Свой рассказ Пришвин озаглавил «Лисичкин хлеб».
-Заголовок пишется с большой буквы. (учитель печатает на доске)
-Прочитаем.
-Напечатайте заголовок.
-Прочитаем всю обложку.(хоровое чтение: ПРИШВИН, рассказ о природе, «Лисичкин хлеб»)
-Встаньте ребята, сидящие на первом варианте. Покажите на моделях заголовок. Прочитаем……
- Теперь второй вариант,покажите на моделях фамилию автора. Прочитаем……
-Что я показываю? (жанр и тему)
-Прочитаем вместе.
- Откройте хрестоматию на стр. 66.
- Найдите фамилию автора. Прочитайте.
-Найдите название. Прочитайте.
-Назовите полностью.
-Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён?
- Что делает автор (рассказчик)?
-Что Зина?
-Какой фрагмент рассказа изображён?
- Этот фрагмент можно ещё назвать «Дары леса». Что значит дар? (что дал лес, ничего не беря взамен).
- Я читаю фрагмент «Дары леса», а вы слушайте, смотрите и запоминайте.(чтение учителя под зрительный ряд(презентация)
- Бывает ли ребята «Лисичкин хлеб»?
- Хотя мы сказали, что это произведение рассказ, для неё маленькой девочки Зины писатель как сказочник превратил обычный Чёрный хлеб, в необычный сказочный «Лисичкин». Ведь так здорово, в нашей обычной жизни верить во что-то чудесное.
-Откройте тетради на стр. 23
-Прочитайте фамилию автора.
-Прочитайте заголовок.
-Прочитайте 1 задание. Что вы будете дорисовывать?
-Выполняйте работу в парах.
(выслушиваем работу пар)
-Мудрая сова, слушая рассказ Пришвина, напечатала нам слова, просит разъяснить их значение.
ДОЧИСТА, КОПУЛЯ, ОБОМЛЕЛА, ДОБЫЧА,
-когда в рассказе Пришвин применяет эти слова, подскажет отрывок, который вы прочитаете сами.
-стр. 68 за коричневой чертой рубрика «Прочитай» (чтение по цепочке)
-Про кого автор пишет копуля и почему?
-Обомлела и почему? Дочиста? где слово добыча?
-стр. 23 чтение по ролям
-
Подведение итогов.
- Подпишите свои модели. (фамилия ученика с обратной стороны)
-Посмотрите на мою обложку, подходит ли она к прочитанному произведению? (нет)
-Что не хватает?(учитель подклеивает на обложку недостающие части: заголовок, тема, жанр, фамилия автора).
-Прочитаем вместе полное название произведения.(хором)
-Посмотрите, ребята, у меня в руках книга М. Пришвина. Оказывается, Пришвин написал не только рассказ «Лисичкин хлеб», но и др. рассказы.
-Прочитайте полное название.
-Спасибо за работу. Урок закончен.
botana.cc