Презентация по литературе к сказке К. Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс. Презентация теплый хлеб паустовский 5 класс


К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". 5-й класс

Разделы: Литература

Цель:

  • организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки;
  • учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;
  • показать какие нравственные проблемы подняты в сказке.

Оборудование: записи на доске, карточки, эпиграф, кроссворд, презентация.

Дарить тепло другим – согреваться самому.

Содержание урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

2. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сегодня мы поработаем по содержанию сказки; назовём черты характера Фильки, которые он приобрёл в ходе сказки; подумаем, что значит “Дарить тепло другим – согреваться самому”. Работать будем в группах по 4 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос.

(Дети рассаживаются по группам)

3. Работа над содержанием сказки.

1. Закончите предложение: (слайд 3)

Я думаю, что тёплым может быть…. Что?

( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих. Назовите героев сказки Паустовского “Тёплый хлеб”.

- Назовите героев сказки. (слайд 4)

Филька

Раненый конь

Мельник Панкрат

Бабка

Сорока

Мороз, метель

Ребята

Жители деревни Бережки

2. Выявление смысла сказки, проникновение в мотивы поступков персонажей, в их духовный мир. (работа по группам). В группах дети работают над одной из тем (слайд 5)

Метель и мороз.

Волшебство в сказке.

Мудрый дед Панкрат.

Раненый конь.

Поведение и душевное состояние Фильки.

( Заслушивание ответов на вопросы, их обсуждение, оценка).

3. Ответить на вопросы (каждой группе предлагается по 2 вопроса):

- Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам, в начале сказки?

- Почему его прозвали “Ну Тебя”?

- Почему так жестоко поступил Филька с конём?

- Сколько раз Филька произнёс фразу “Да ну тебя”? Всегда ли у неё было одно звучание, одна интонация?

- От чего помер мужик в истории, рассказанной бабкой? (От охлаждения сердца).

- Почему? Каким он был? (Злой, крикливый, заспанный).

- От чего случился в Бережках такой лютый мороз? (Знать завёлся в деревне “дурной” человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз).

- Какая мысль была самой главной для писателя в момент создания сказки? (Показать, что добро побеждает зло)

- Роль образа Фильки? Какой жизненной силой зарядился он от сельчан? Каким он стал?

- Чем закончилась сказка? Какую черту характера приобрёл Филька? (добросердечие).

- Что должен был, по словам бабки, исправить “дурной” человек?

ВЫВОД: (слайд 6) Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу “замёрзнуть” от жестокости и зла.

- Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.

4. Разгадывание кроссворда (вычерчен на плакате):

Вопросы

  1. Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя? (Филька).
  2. За что бабка часто выговаривала Фильке? (Неласковость).
  3. Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег? (Злорадный)
  4. Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки? (Жестокость)
  5. Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик? (Страх)
  6. Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)
  7. Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан? (Помощь)
  8. Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела? (Тепло)
  9. Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом? (Дружба)
  10. Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки? (Доброта)

ВЫВОД: Вначале Филька был жестоким, злым мальчиком; но затем через страх, помощь и дружбу приобрёл тепло и доброту.

5. Составление смысловой развёртки слова: ДОБРОТА.

(работа со словарями, рисунок 1)

Рис. 1

- А сейчас мы с вами по разным словарям проследим, что значит слово “доброта”.

ВЫВОД: Итак, ДОБРОТА – это отзывчивость, стремление делать добро другим. Оно заимствовано древнерусским языком из старославянского; старославянское произошло от праиндоевропейской основы: / добръ - * dhabh /. Со времени проникновения слова в состав русской лексики его лексическое значение не изменилось.

Омонимы – добро, добрый.

Синонимы – добродушие, благодушие, добросердечие, отзывчивость,

Добросердечность.

Антонимы – зло, жестокость.

Добро - добрый – доброта – добротный – добротность.

4. Подведение итогов.

- Так, в чём же смысл сказки?

- Чему она нас учит?

- Как объяснить название сказки?

- Когда вы особенно волновались?

- Что было особенно интересно?

- Так что же значат слова “Дарить тепло другим – значит согреваться самому”?

ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.

7. Оценки за урок. Домашнее задание:

Самостоятельно составить кроссворд по сказке “Тёплый хлеб” К. Паустовского.

См. приложение 1.

10.03.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация по литературе к сказке К. Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация по литературе к сказке К. Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Презентация подготовлена учителем МБОУ СОШ №3 г. Конаково Тверской области Евлашиной Ольгой Валентиновной.

2 слайд Описание слайда:

К. Паустовский (1892-1968) «Тёплый хлеб»

3 слайд Описание слайда:

Тема урока: «Пробуждение охлаждённого сердца»

4 слайд
Описание слайда:

Цель урока: рассмотреть нравственные проблемы сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»; проследить изменение отношения главного героя к окружающим.

5 слайд Описание слайда:

«Он не был сказочником… он был рассказчиком, который обличал рассказом трудность добра…» В. Шкловский

6 слайд Описание слайда:

«Начало метели»

7 слайд Описание слайда:

Рассмотрим значение слова: «ХРИСТАРАДНИК»

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

Итоговая схема «Пробуждение охлажденного сердца» Человек должен отвечать за свои поступки Филька и конь (прощение и примирение) Филька и ребята (искупление вины) Филька и мельник (способ искупления вины) Филька и бабушка (чувство вины) Филька и конь (бездумный поступок)

10 слайд
Описание слайда:

Задания для работы в парах: 1 ряд – докажите, что «Тёплый хлеб» является сказкой. 2 ряд – сказка написана в 1945 году, не устарела ли она? 3 ряд – в чём смысл названия сказки «Тёплый хлеб»?

11 слайд Описание слайда:

К. Г. Паустовский писал: «Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»

12 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: желтые кружки – используя схему, составить характеристику главного героя; зелёные кружки – подготовить пересказ понравившегося эпизода.

13 слайд Описание слайда:

Золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДA-040786

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок литературы в 5 классе «Паустовский «Теплый хлеб»», ФГОС

Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цель:

обучающая: выявить идею и основную мысль произведения;

развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы;

воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Метапредметные.

Регулятивные УУД: умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать.

Познавательные УУД: уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем.

Личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Предметные цели:

создать условия для совершенствования навыков анализа художественного текста, с точки зрения проблематики, идейного замысла, использования средств речевой выразительности;

способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения;

создать условия для расширения знаний о реальном и фантастическом в тексте.

Виды деятельности учащихся на уроке:

Участие в постановке темы, целеполагание.

Овладение знаниями через исследовательскую работу с текстом.

Умение формулировать вопросы для внимательного читателя.

Размышления над проблемными вопросами и ситуациями.

Работа в парах.

Коллективная работа – составление кластера.

    Деятельность учителя на уроке:

    Направление в целеполагании.

    Направление в овладении знаниями.

    Контроль над выполнением заданий.

    Стимулирование учебной деятельности.

      Ход урока.

      1.Организационный момент.

      (Цель: настроить учеников на учебную деятельность)

      Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

      Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела

      Эмоциональный настрой, цели урока.

        Чтение отрывка из сказки под звуки пурги:

        ...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни… Ревела, обезумев метель… А к ночи на деревню пал мороз.

        Дальнейшее чтение под тревожную мелодию:

        ...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз, и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

        Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.

        – Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?

        – Какая музыка прозвучала?

        – Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз? 

        – Вспомните, что всегда противопоставляется в любой сказке? Подумайте, могут ли эти два понятия стать темой нашего сегодняшнего урока?

        Формулировка темы урока: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

        Постановка цели, проблемного вопроса.

        Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять?

        – Итак, в ходе урока мы должны рассмотреть, как в сказке К.Г. Паустовского решается проблема «добра» и «зла», какие образы помогают раскрыть ее содержание, и чему мы можем научиться, благодаря сказке «Теплый хлеб».

        Закончите предложение

        Я думаю, что тёплым может быть…. Что?( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

        - Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих.

        Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло.

        Как вы понимаете слова эпиграфа.

        Эпиграф. Дарить тепло другим – согреваться самому.

        II. Работа по теме урока.

         1. Стадия вызова и осмысление.

        1) Работа по вопросам.

        – Кто является героями сказки?

        (Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).

        – Как вы думаете, кто из них главный герой и почему?

        – Кто из второстепенных персонажей помогает главному герою?

        2) Характеристика героев повести в отдельности. Анализ текста.

        Основные правила работы в группе.

        Чётко формулировать свои мысли.

        Высказывать свою точку зрения.

        Не перебивать друг друга.

        Активно участвовать в обсуждении.

        Высказывания подтверждать текстом.

        2. Работа в группах.

        1 группа (конь Мальчик).

        – Расскажите историю появления раненого коня в деревне?

        – Какова его жизнь?

        2 группа (Филька).

        – Кто такой Филька, дайте ему характеристику.

        – Как Филька назвал коня в злобе?

        – К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?

        3 группа (Бабушка Фильки и мельник Панкрат).

        – Какую историю рассказала Фильке бабушка? Чтение притчи

        (Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату).

        – Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?

        – Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?

        (Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)

         

        Исследование в парах (или индивидуально)

        1 пара Найдите пословицы и поговорки в произведении.

        2 пара Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Действительно ли , что это произведение по жанру сказка?

        3 пара Запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые?

        Почему у Фильки не замерзло сердце?

        Дополнительные вопросы:

        – Ребята, а всех ли помощников Фильки мы назвали?

        (Это сорока и летний ветер)

        – Как они помогли мальчику?

        (Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)

        3. Первичное закрепление.

        – Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали?

        (Звучит релаксирующая музыка)

        – Что же делать человеку, допустившему ошибку? Как исправить ситуацию?

        Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице.

        Вы видите на экране опорные слова и ступеньки лестницы. Прошу вас создать лестницу преодоления зла добром.

        Преодоление

        Исправление

        Раскаяние

        Осознание

        – Какова будет первая ступенька?

        (Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.)

        – Какова будет вторая ступенька?

        (Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)

        – Какова будет третья ступенька?

        (Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)

        – Какова будет четвертая ступенька?

        (Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)

        И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.

        – Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.

        – Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?

        (Добрыми делами. Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя – помочь в этом.)

        – Итак, в чем смысл названия сказки?

        (Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода  искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)

        III. Подведение итогов.

        1) Выставка рисунков (домашнее задание).

        – В какой цвет вы покрасили добро?

        (У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные. Светлые краски.)

        – А как вы изобразили зло?

        (Зло всегда бывает страшным, чёрным.)

        3) Анализ финальной части сказки.

        Просмотр сцены мультфильма «Филька просит прощение у коня».

        – Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

        (Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)

         

        Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

           Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

           Не причинять другим вреда, обиды.

           Отвечать за свои поступки, слова.

           Не бояться просить прощения, прощать.

        IV. Домашнее задание.

        Выбор и запись домашнего задания.

        Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».

        Составить кроссворд по сказке «Тёплый хлеб» К. Паустовского.

        Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.

        V. Рефлексия.

        Игра «Разговор с писателем». Слайд

          Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к автору сказки и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему:

          «Уважаемый Константин Георгиевич, я понял, что вы хотели сказать…»

          Вывод.

            – В начале урока играла музыка. Она была тревожной, загадочной, как и начало сказки. Какой музыкой стоило бы завершить наш сегодняшний разговор?

            (доброй, светлой, мелодичной, как и финал сказки)

            Стихотворение-подарок (звучит светлая мелодия)

            Умейте управлять собой,

            Во всем ищите добрые начала.

            И споря с трудною судьбой,

            Учитесь жизнь начать сначала.

            Споткнувшись – самому вставать,

            В себе самом искать опору,

            А если двигаетесь в гору –

            Себя в пути не потерять. Ю. Мерзляков.

            xn--j1ahfl.xn--p1ai


             
             
            Пример видео 3
            Пример видео 2
            Пример видео 6
            Пример видео 1
            Пример видео 5
            Пример видео 4
            Как нас найти

            Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

            Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
            +7 (48235) 56-817
            Электронная почта: [email protected]
            Закрыть
            Сообщение об ошибке
            Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
            Расположение ошибки: .

            Текст ошибки:
            Комментарий или отзыв о сайте:
            Отправить captcha
            Введите код: *