Сценарий "Праздник хлеба". Праздник хлеба сценарий


Сценарий праздник хлеба | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Сценарий Праздник хлеба Звучит фрагмент песни «Хлеб — всему голова» в исполнении О.Воронец. Дети садятся на стульчики. Ведущий:  Здравствуйте,дети! Здравствуйте, гости дорогие! Встретились мы с вами в пору             багряную, осеннюю. В народе говорят : «Осень золотистая — хлебом колосистая!»  Сегодня наш праздник посвящён хлебу.  Выходят девочка и мальчик в русских национальных костюмах. У девочки на подносе с рушником каравай хлеба. Мальчик: Праздник хлеба мы встречаем                    Круглым пышным караваем,                    Он на блюде расписном                    С белоснежным рушником. Девочка: Если мы хотим кого-то                  Встретить честно и с почётом,                  Встретить щедро, от души,                  С уважением большим,                  Каравай ему подносим,                   Поклонясь, отведать просим: Вместе:   -Дорогой наш гость и друг,                  Принимай хлеб-соль из рук! Ведущий: Вот он, хлебушко душистый,                    С хрусткой корочкой витой,                   Вот он тёплый, золотистый,                   Словно солнцем налитой.  Издавна у славян существовал обычай: дорогих гостей встречают хлебом — солью. Поэтому говорят, что русские люди гостеприимны — хлебосольны.Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.Не каждый знает, что,принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Люди, преломившие хлеб, т.е. разделившие его друг с другом, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между разными народами.  Изменяется жизнь, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.Как вы думаете, почему? (рассуждения детей). Да, больших трудов стоит хлеб. Не мало сюрпризов подбрасывает и погода. То сильная сушь, то затяжные дожди. Бывает, вредители полей посягают на урожай. Одним словом, семь потов сойдёт с земледельца прежде, чем зёрна окажутся в закромах. Поле не терпит бездельников, хлеб не любит лодырей.                              Так повелось на моей земле:                              Из года в год, из рода в род- веками                             Тот хлеб, что в каждом доме на столе,                             Согрет был человечьими руками.                             Он не падает к нам с неба,                             Появляется не вдруг.                             Чтобы вырос колос хлеба                            Нужен труд десятков рук.                                 Хлеб всегда считался главным блюдом на столе.В старину без него за стол не садились.Считалось, что если в доме есть хлеб,то и голод не страшен. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны, хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернётся. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Не зря же говорят: «хлеб — всему голова». Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением.Люди даже пословицы о хлебе сложили. А вы знаете  пословицы о хлебе? Молодцы, ребята, много пословиц знаете. Мои помощники принесли вот такие картинки. Давайте -ка посмотрим, что же на них нарисовано (хлеб, зерно, мука, росток, колос, зёрнышко).Приглашаю младших детей поиграть в игру «Что сначала, что потом» Игра «Что сначала, что потом» (дети последовательно под руководством взрослого раскладывают карточки, а затем встают , держа их перед собой цепочкой. Проверяем.)Молодцы, ребятки. Не засиделись? Встанем на ножки и немного разомнёмся. Физкультминутка Давайте представим, что мы колоски в поле, и выполним упражнение, которое так и называется «Колоски» По весне поле вспахали. (скользящие движения ладоней друг о друга) Зерном поле засевали. («сеют») Солнце припекает. (перекрещивают ладони, поднимают руки) Землю согревает ( опускают руки, делая пружинистые движения ладонями) Высоко поднялись колоски, К солнышку тянутся они ( медленно поднимают руки) Ветер налетает, колоски качает (покачивают руками над головой) Вправо пригнулись,влево качнулись (наклоняют корпус и руки вправо и влево) А как дождичек идёт (руки опущены вниз, быстро шевелят пальцами) Рожь водицу пьёт и пьёт (складывают ладони чашечкой и «пьют») Вот какая нива! (поднимают руки, пальцы раздвинуты) До чего ж красива! (трясут кистями рук над головой) Воспитатель: А для старших детей и задание потрудней. Знаете ли вы как хлеб к нам на стол приходит?     Пышный, мягкий, пропечённый            Подрумяненный слегка,            Хлеб с горбушкой золочёной            Шёл к тебе издалека.            В каждый дом, на каждый стол            Он пожаловал, пришёл.            В нём здоровье, наша сила,            В нём чудесное тепло.            Сколько рук его растило,            Сохраняло, берегло. Игра «Своё место» На карточках  изображен труд хлеборобов: тракторист пашет землю, агроном проверяет колосья, комбайны жнут и обмолачивают хлеб, машины увозят зерно на элеватор, зерно просушивают, на мельнице перемалывают зёрна в муку, пекари замешивают тесто, выпекают хлебобулочные изделия, продавец в магазине продаёт хлеб. Воспитатель: Давайте-ка проверим, правильно ли вы расставили картинки.                      1.  Пришла горячая пора — пора больших забот.                            Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.                            Вначале хлеб посеяли зерном,                            Потом ростки взлелеял агроном.                       2.  Поднимается росток,                            Зеленеет стебелёк,                            Скоро будет колосок.                       3.   Хлеб созрел.                            В полях моторы песню жатвы завели,                         4.   В степь выводят комбайнёры                             Полевые корабли.                             Хлеб созрел, но к нам на стол                             Прямо с поля не пошёл.                             С поля даже в магазины                              Хлебу ехать рановато.                         5.   Он уселся на машины                         6.    И спешит на элеватор.                                 А куда же попадёт зерно с элеватора?                         7.     Едет хлеб на мельницу,                                 Мельницу — чудесницу.                         8.    Там  муку смололи из зерна                                 На хлебозавод отправилась она.                          9.   Богатырь- муковоз                                 На завод муку повёз.                         10.  От завода -автомата                             Льётся тёплый хлебный запах.                         11.    Здесь пекарь постараться смог:                                Такие булки вкусные испёк!                                Так и скачут из печи                                 Плюшки, сушки да ватрушки,                             Куличи да калачи., сладкие коврижки,                             Маковые пышки,                             двадцать пять фасонов                             Булок и батонов.                             Цени, люби и уважай того,                             Кто сеял хлеб, растил и пёк его. Воспитатель: Ребята, а что ещё можно испечь из муки?  (печенье,баранки, сушки, бублики, пряники, торты, хлопья,пирог, пирожки,кексы,рулеты,пельмени, вареники...) И,конечно же, блины. Ребята, видели как мама печёт блины? Помогали маме? Давайте испечём блины все вместе. Танец по показу «Блины» Воспитатель:Ай, ребята, молодцы!                         Все такие удальцы!                         Приготовим мы сейчас                         Игры посложней для вас!       Но сначала скажите, почему один хлеб чёрный, другой — белый? (чёрный хлеб пекут из ржаной муки, а белый — из пшеничной).Игра с флажками Делимся на две команды — команду девочек и команду мальчиков. Когда я взмахну красным флажком, девочки кричат: «Рожь». Когда взмахну синим флажком, мальчики кричат: «Пшеница». А если я подниму и красный, и синий флажки , все кричат: «Хлеб». Молодцы. А наш праздник продолжается. А какой же русский праздник без частушек? Частушки   (исполняют девочки) Мы про хлебушек частушки Вам сегодня пропоём. Навострите ваши ушки И похлопайте потом.                     Где весною раннею                                                         Сеяли пшеницу-                                                          Нива урожайная                                                          Зреет, колосится.                 День и ночь поют, шумят,                                                                                                        Трудятся комбайны-                                                                                                         Собирают урожай                                                                                                         на полях бескрайних. В кулачке у колоска Зёрнышки — малышки, В каждом зёрнышке — мука, Пироги и пышки.                    Если в гости кто приехал                                                   Или кто-нибудь пришёл.                                                   В каждом доме первым делом                                                   Калачи несут на стол. Бублики, батоны, булки, Плюшки, сайки, пироги. За столом и на прогулке Уважай и береги. Воспитатель: Вот потеха, нету мочи,                          Веселиться б так до ночи!                           Но сейчас не зевай,                           Поиграем в «Каравай».                           Выходи скорей сюда...                           Сколько вас! Вот это да!     Каравай выберем считалочкой:  Конь ретивый, долгогривый                                                            Скачет полем, скачет нивой.                                                             Кто коня того поймает,                                                             В каравай с нами сыграет.                                                             Раз, два, три...Караваем будешь ты. Игра «Каравай» Воспитатель: Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в кусочек хлеба.                    Человек привык трудиться.                    Люди пашут, сеют, жнут.                    В каждом зёрнышке пшеницы,                    В каждой крошке хлеба труд.                    Хлеб растёт не для объедков,                    От зари и до зари,                    Говорят в народе метко,                    Съесть не можешь, не бери!                    Хлеб ржаной, батоны, булки                    Не добудешь на прогулке                    Люди хлеб в полях лелеют,                    Сил для хлеба не жалеют.                    Хлеб наш берегите                    Хлебом не сорите                    Хлеб наш уважайте                    С хлебом не играйте                    Хлеб выбрасывать нельзя                    Берегите хлеб, друзья Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово в самом деле — вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?                   Только снег сошёл в апреле, и поля зазеленели, мы говорим: Хлеб!                   Золотой простор бескрайний, там работают комбайны, мы говорим: Хлеб!                   Вот зерно течёт рекой, чтобы сделаться мукой , мы говорим: Хлеб! Тесто кружится в квашне, запекается в огне, мы говорим: Хлеб! Ешь его, расти и помни- в мире нет труда огромней,  Чтоб на стол к тебе явился свежий...  Хлеб! Звучит песня в исполнении Л.Зыкиной «Хлеб» Воспитатель: Наш праздник подходит к концу. Мы всех приглашаем к праздничному столу.                                А главное,дети, помните о том, что хлеб — самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом. Берегите хлеб!                              С огурцами ли , с картошкой,                              Надо хлеб съедать до крошки.                               Потому что много сил                               Тратит тот, кто хлеб растил.                              Хлеб растят с любовью-                               Ешьте на здоровье. Чаепитие с гостями. Сценарий праздника «Хлеб — богатство России» Зал празднично украшен. На центральной стене нарисовано хлебное поле, на дальнем плане мельница. На столах разложены хлебобулочные изделия, две панорамы на них нарисовано как сеяли хлеб, как за ним ухаживали, как убирали и пекли его в давние времена и сейчас. Под песню «Русское поле» (муз. Я Френкеля, сл. И. Гофф) в зал входят дети. Мальчики приглашают девочек на парный танец. После танца мальчики провожают девочек на свои места. Ведущий. Хлеб в России пекли с куполами, Чтоб хватило, как неба, на всех За широкими в доме столами Крошку бросить считали за грех. И хлеб-соль - это русский обычай, Словно символ людской доброты. (А. Коршун) Хлеб да соль вам, гости дорогие! Ребята, посмотрите как оформлен сегодня наш зал. Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. А сейчас ребята мы вам покажем и расскажем, как рождается хлеб в наше время. Тракторист. Пришла горячая пора, Пора больших забот. Рокочут в поле трактора, Весенний сев идет. Трактористы, держат в руках рули, под музыку И. Кишко «Комбайнеры» двигаются топающим шагом — «вывозят зерно на поля». Выбегают девочки - «зернышки-колоски», встают за тракторами, образуя три колонны. «Зернышки» опускаются на левое колено, трактористы уезжают. Под русскую народную песню «Петушок» появляется Петушок, бегает между «посеянных зернышек», намереваясь склевать одно из них. «Девочка - зернышко». Ты не клюй меня, дружок, Голосистый петушок. В землю теплую уйду, К солнцу колоском взойду. В нем тогда таких, как я, Будет целая семья. Дети прогоняют Петушка: «Кыш-кыш-кыш! ». Петушок убегает. Ведущий. Поднимается росток, Зеленеет стебелек, Скоро будет колосок. А чтобы зернышки наши выросли их надо полить водичкой. Дождик! Дождик! Лей, лей! Не жалей пузырей! Под музыку В. Герчика «Дождик», «малъчик-дождик» бегает между рядами «зернышек-колосков», затем убегает на место. Ведущий. Золотое солнышко, Ты согрей-ка зернышки! Под музыку Е. Тиличеееои «Солнышко плывет по небу» «девочка-солнышко» обегает «зернышки-колоски» и возвращается на место. Ведущий. Стало поле щедрой нивой, Сильной, рослой, златогривой. Под музыку И. Кишко «девочки-зернышки» исполняют «Танец с колосьями». Ведущий. Хлеб созрел. В поле моторы Песню жатвы завели. В степь выходят комбайнеры Полевые корабли. Комбайнер. Вот так славный урожай, Будет вкусный каравай! Комбайнеры, держат в руках рули, под музыку И. Кишко «Комбайнеры» едут за урожаем. Дотрагиваются до колосков, увозят урожай. Ведущий. Хлеб созрел, но к нам на стол Прямо с поля не пришел. С поля даже в магазины Хлебу ехать рановато. Он уселся на машину И спешит на элеватор. Проводится аттракцион «Кто быстрее отвезет зерно на элеватор». Ребенок. А теперь свою муку Я в пекарню отвезу, Пекарь сделает нам плюшки, Булки, пироги, ватрушки. Испечет нам каравай, А ты праздник продолжай. Ведущий. Славно потрудились люди. Собрали богатый урожай хлеба. -Говорят в народе: Кто трудился от души -Веселись теперь, пляши! Ребенок. Мы на пляску собрались, Запевайте звонче, А ты польку баянист, Заиграй погромче. Мальчики приглашают девочек на польку. Ведущий: Эй, девчонки хахатушки, Запевайте-ка частушки! Спойте громко и игриво, Чтобы выглядеть красиво. Дети исполняют частушки о хлебе. Хлеб я ем с утра до ночи Булки с ночи до утра Очень весело проходят В нашей группе вечера. Люлюшки - ой - люлюшки На поле сели гулюшки, Нам, ребята, все равно, Мы убрали все зерно. Хлеборобы землю пашут, Пекарь служит у печи Ну, а все ребята наши Любят булки, калачи. Егор Мухин - тракторист, Приоделся как артист Разодел он всю бригаду, Будто едут на декаду. Нынче был неурожай По причине дождика, Станет хлебный каравай Подороже тортика. Хлеб в Москве подорожал, Весь народ волнуется, Пояс туже завязали И петух, и курица. Лучше нету ничего Чем ватрушка с молоком Тетя Люба - повар наш Что ещё нам к чаю дашь? Наша булка хороша, Просто объедение. Повар наш её испёк Нам на день рождения. Тракторист Иван Зиновкин Поднимает целину, Поднимает и вздыхает Не везет в любви ему. Каравай заводит дружбу С тем кто с детства любит труд Если ты с работой дружен Выходи смелее в круг. Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето» муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето») :Вот она какая, хлеба корка, С хрустом аппетитным, с вкусом тонким. И поджариста и ароматна, Нету ничего приятней. Ля-ля-ля-ля-ля-ля,. Нету ничего приятней. В магазине вкусно пахнет хлебом, Хлеба пекарь нам печет к обеду, Каждый понедельник, вторник, среду И во все другие дни. Ля-ля-ля-ля-ля-ля, И во все другие дни. К супу, к гуляшу и к манной каше За столом дается корка наша, К чаю булки, бублики, ватрушки И еще, конечно, сушки. Ля-ля-ля-ля-ля-ля, Бублики, ватрушки, сушки. Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него каравай. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Марш высотников» муз. Р. Щедрина (из к/ф «Высота») :Не кочегары мы, не плотники, Но сожалений горьких нет как нет. Хлебозавода мы работники, Вам из пекарни шлем привет! Пекарь. Вот он, хлебушек душистый, Вот он, теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел! В нем здоровье, наша сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! В нем — земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем! Н. Семенова Ребенок. Почет и честь вам, хлеборобы! За ваш прекрасный урожай, За то, что Родине вы дали Душистый хлеба каравай! Ведущий: На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь. Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им. Дети хором: Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Ведущий. Ребята сегодня у Хлеба день рождения, и мы приглашаем вас всех в хоровод. Дети встают в хоровод и поют русскую народную песню «Каравай». Пекарь Я люблю, признаться, всех! Но, сегодня, я хочу Подарить свой каравай Тем, кто праздник, нам устроил Группа восемь, забирай! Под песню «Шумят хлеба» муз. А. Пахмутовой сл. С. Гребенникова пекарь угощает детей булочками, пирожками, баранками и они уходят в группу на чаепитие Праздник хлеба "Ярмарка" Рубрика: Сценарии праздников | Просмотров: 24826 Открытие ярмарки: На площади перед ДОУ собираются дети с родителями. Организованы конкурсы, аттракционы (спектакль за ширмой с загадыванием загадок, рисование портрета, угощение баранками и конфетами, кто дальше прыгнет в мешке, попади в цель) Все встают большим полукругом. Скоморохи: Собирайся народ, Снова ярмарка идет. На потеху, для забавы Веселиться нам на славу! Петь, плясать, смеяться всем. Без вопросов, без проблем! Молчунов и ворчунов Не желаем видеть вновь! Выходит ведущий: Слава Миру на земле! Слава Хлебу на столе! В нем – Здоровье наше, сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рук Его растило, Охраняло, Берегло! Танец с колосками Здесь костер у нас горит, Вон как над костром дымит. Кто-нибудь из вас востер перепрыгнуть наш костер? Выходи скорей сюда … Сколько вас! Вот это да! В центре площадки искусственный костер. Дети по одному перепрыгивают через костер и пробегают круг за зрителями. Ай, ребята, молодцы! Все такие удальцы! Приготовим мы сейчас Игры посложней для вас! 6 стульев ставят спинкой в круг. Приглашают 7 детей. Звучит музыка, дети бегают по кругу. Музыка кончается. Дети садятся на стулья. Игра с родителями. Варианты: — родители бегают за руку с детьми, сев на стул ребенка садят на колени Вот потеха, нету мочи, Веселиться б так до ночи! Нет уж, братец, не зевай, Новый конкурс открывай! Конкурс проводит один скоморох. Зрители деляться на две части. Когда ведущий машет красным флажком, правая половина кричит: «Пшеница». Когда ведущий машет синим флажком, левая половина кричит: «Рожь». Когда ведущий поднимает обе руки, все кричат: «Хлеб». Ведущий старается запутать зрителей. А вы знаете, как делают хлеб?… (ответы детей или взрослых) А что еще можно сделать из муки? (печенье, баранки, сушки, сухари, хлеб, пряники, торты, хлопья, пирог, пирожки, кексы, рулеты, пельмени, вареники). Внимание, внимание! Открываем новый аттракцион! Сейчас мы все вместе замесим тесто. А что для этого что нужно? (мука и вода) Дети делятся на две команды и в ложках носят муку и воду. (Дети бегают в фартуках.) А теперь печь хлеб мы будем все вместе. Танец по показу «Мы печем булочки» (имитация движений: замес теста, выпекание и т.п.Дети остаются в кругу. Выясняли мы сегодня, Кто смелей и кто ловчей, А сейчас мы вызываем К нам на конкурс силачей! Конкурс перетягивание каната. Сильных много, без вопросов, Только кто же меткий самый? Мяч в корзину кто забросит? Выясним сейчас мы с вами. Бросание мячей в корзину. Скоморохи просят зрителей встать в большой полукруг. Номер: «Мужичок с гармошкой» Людям – хлеб, Детям – мир, Пусть начнётся дружный пир. Крикнуть нам сейчас пора Хлебу дружное УРА! Конец.

educontest.net

Сценарий Праздник «Чудо земли –хлеб»

Далматовская начальная общеобразовательная школа

Праздник «Чудо земли –хлеб»

Выполнила: Поташкина Т.М.,

2009 г.

Учитель: Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением Александра Балина:

Вот хлеб – высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?

Их много – всяческих преград-

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два,

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный, трудный хлеб.

«Хвала тебе, хлеб!» - коллективная декламация.

Только хлеб сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб!» (хором)

Золотой простор бескрайний-

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!» (хором)

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!» (хором)

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб!» (хором)

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Хлебное поле большое, как море –

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда-

Это живая награда за труд.

Ржаной росток зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе.

Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!» (хором)

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!» (хором)

Как хлеб к нам пришел?

Чтец: Пышный, мягкий, пропеченный

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Давным-давно, так давно, что представить ту трудность трудно, выросла среди прочей травы первая пшеница. Как хорошо, что не сощипнул ее первобытный зверь, не сожгла случайная молния!

Счастливо пошло от былинки с колоском потомство.

А росла эта дикая пшеница во владениях племени. Люди дикие и пшеница дикая! Колос тощий, зерна маленькие. И все же можно было ими насытиться. Даже если не добудут мужчины на охоте оленя.

А как быть младенцам и старикам? Зерна позднего сбора твердые. Беззубым их не разжевать. Как подлить жизнь малому да старику отцу. Если умрут дети, жизнь племени оборвется. Без стариков тоже гибель племени. Они много видели, много знают. Думая эту думу, как-то раз решила озабоченная женщина решила высыпать в горячую воду, горсть за горстью, твердые пшеничные зерна. Зерна набухли, стали мягче, больше, впитав в себя воду. Так, или примерно так, была сварена первая каша – предок хлеба.

Другой первобытный человек сообразил дробить зерно и растирать между камней. Так он получил первую крупу – дробленое зерно. Поусердствовав еще, растер зерна в порошок - смолол первую муку.

Кто-то замесив муку на воде – получил первое тесто. Вот была вкусная еда! Кто-то из первого теста на раскалённом камне, как на сковороде, испёк лепёшку, то был первый – пресный хлеб.

Но до хлеба, который мы едим, были ещё долгие века. Нужно было овладеть тайной закваски. Историки считают, что первыми стали печь хлеб на закваске Египтяне в Африке. Этот способ переняли народы Европы.

Где бы не выращивали, в Англии ли (английская), в Канаде (канадский сорт пшеницы), на волге (Волжская), на Украине (украинская), народ каждой страны возвышает хлеб своей своих обычаях.

Хлебное поле нелегким трудом было создано.

Кавказец – клянется хлебом, потому что следить за соблюдением клятвы будет сам хлеб.

Туркмен не коснется хлеба-чурека ножом, разломит, чтобы не причинить ему обиды, руками.

Уронив кусочек, тут же поднимет и коснется губами – как бы испрашивая прощения.

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ – это белки, жиры. Углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 гр. Хлеба, а при тяжелой работе – 800 гр. В хлебе от 4,7 до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивают человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Не с куском мяса, не с яичницей выходят встречать гостей. Подносят на расшитом полотенце каравай. «Мы рады гостям, верьте в наше дружелюбие. Хлеб тому свидетель!»

- Вот и к нам каравай пожаловал.

Литературная композиция «Каравай».

Ведущий:

Каравай в гостях у нас

Поведем о нем рассказ.

«Каравай»:

Вот к ребятам на машине.

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим.

Ведущий:

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

«Каравай»

Становлюсь я в круг, друзья,

И приглашаю пекаря.

Он не грел на печке бок,

Каравай ребятам пек.

Свой секрет он вам откроет,

Как же тесто он заводит

Пекарь:

Чтобы тесто замесить,

Надо дрожжи положить,

Воду, соль, муку добавить.

И в тепло сразу поставить.

Ведущий:

Но каравай у нас не полный

Пекарь, рядом вставай,

Кого хочешь выбирай.

Пекарь:

Становлюсь я к вам, друзья,

И выбираю мельника…

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку.

Ведущий:

Мельник, в круг скорей вставай,

Кого хочешь, выбирай!

Мельник:

Хлебопашца в круг зову.

Он в тенечке не лежал.

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец:

Это верно все, друзья,

Нелегким труд был у меня.

Я поле плугом пахал,

Землю боронами рыхлил,

Сеялками сеял, отборное зерно, да потом еще разные сорные травы удалял с поля, только тогда земля дала хороший урожай. А шофер зерно с поля возил, горючее тракторам, комбайнам доставлял. Работали мы днем и ночью в любую погоду.

Ведущий:

Я, ребята, в круг встаю и агроному хвалу воздаю. Кто, как не он, подскажет трактористам, что сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать.

Выходил на поля…

Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает.

Сколько требует ухода

Мать-земля на целый год.

В каждый дом, на каждый стол

Хлеб пожаловал, пришел,

В нем – здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло.

Много рук его растило

Сохраняло, берегло.

Ребята, мы с вами провели экскурсию на мехток. Нашим экскурсоводом был гл. инженер элеватора ………………………………………………..

- Сегодня у нас в гостях……………………………......................................... .

(Рассказ агронома об основных зерновых культурах – пшенице и ржи.)

Хлеб мой вкусный, хлеб душистый

1-й чтец: Слава миру на Земле!

2-1 чтец: Слава хлебу на столе!

1-й чтец: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

2-й чтец: С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Учитель: Нет для человека запаха более приятного. Чем запах свежего хлеба. Слово предоставляется еще одной нашей гостье – заведующей пекарней …………………………………………………………………. Накануне мы были у нее в гостях. (Рассказ о профессии пекаря и о том, что для выпечки вкусного хлеба нужны не только необходимые составляющие компоненты, но и старание, даже частичка души.)

Ученик: Был хлеб всегда в почете на Руси –

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? –

Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы.

Учитель: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В то время рабочие получали по 250 гр. хлеба, а жители города – по 125 гр.

(звук метронома, ученик проносит порцию хлеба по залу)

Ученик: «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. Как мама медленно режет его на одинаковые кубики…помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память зажигает мое сердце ненавистью к войне».

Учитель: В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Дядя Алеша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую вывезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. ( «Реквием» В.-А. Моцарта)

Учитель: Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнала, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 гр. хлеба (показ), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Ученик: Мальчик

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб –

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали

Не для того, Чтоб в футбол им играли.

В слове

Народная мудрость таится.

Вот что

В народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал».

Есть хлеб – будет и песня

Хлеб – это наше богатство, необходимое для нашей жизни. Мы должны с огромным уважением относиться к нему.

У народа есть слова:

Хлеб – всей жизни голова.

Дорого, любо кормилица-нива

Видеть, как ты колосишься красиво,

Как ты янтарным зерном налита

Гордо стоишь, высока и густа.

Что я хочу? Чтобы сады

Давали дважды в год плоды.

Чтоб от макушки до земли

Колосья в зернах сплошь росли.

(Песня о хлебе)

Эй, мальчишки и девчушки,

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки:

Милка ходит на свиданье

С пирожками каждый день,

Ну, а мне за угощенье

Целовать ее не лень.

Что пилю тебя, не плачь

Это, милый, нужно.

Будешь тертый, как калач,

Жить мы будем дружно!

Моя милка, как картинка,

Сдобная, как булочка,

Но когда домой плывет,

Тесновата улочка!

Что ты, милый, критикуешь

На себя-то посмотри!

На диете ты рискуешь

Превратиться в сухари.

Зато я умен и статен,

Подтвердит здесь публика.

Ну, а ты – пустое место,

Дырка ты от бублика.

Ты умом-то не хвались,

Крендель одноразовый!

Рядом стой, не шебуршись,

Сказки не рассказывай.

Мы старались – пели, пели,

Хлебные частушки

Очень уж проголодались –

Нам бы по ватрушке.

Учитель: Еще издавна люди относились с огромным уважением к хлебу. В копилке народной мудрости имеется очень много пословиц и поговорок о хлебе:

Сколько не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь!

Красна река берегами, обед – пирогами.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Не ленись с плужком – будешь с пирожком.

Каравай хлеба – не свалится с неба.

Где хлебно и тепло, там и жить добро!

Хлеб от земли, силушка от хлеба.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска!

Учитель: А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!

Хлеб из рук выпадет – значит, гость спешит.

Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке одного члена семьи.

Ешь хлеб с плесенью – хорошо плавать будешь.

Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.

Матери невесты дарили выпеченные гребень и сапоги, отцу невесты бочонок и борону, деду – хлебный шалашик.

Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну, так чтоб и на следующий год так было!»

Учитель: Сегодня к нам на праздник пришла Зоя Николаевна Шипицина – наш библиотекарь. Она познакомит с книгами о хлебе.

Кто для нас хлеб создает

(Коллективная декламация-перекличка.)

Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна: «За уборку пора!»

Для хлеба комбайны нужны, трактора».

«Дадим! – отвечают в цехах металлисты. –

Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Но только нам нужен металл непременно.

«Дадим! – Отвечают немедля мартены. –

Нам только руду подавайте сюда!»

Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба положены рельсы дорог,

Для хлеба идет на гора уголек.

Для хлеба плотины на реках встают,

И краны, и вышки до самого неба.

Для хлеба! Для хлеба!

Для хлеба! Для хлеба!

Учитель:

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает.

Ученики (по очереди). Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. (Хором.) Народ!

Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе – душа нашей родной земли. Судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина – это один из самых святых слов для человека. И мне бы хотелось закончить эту страницу нашего устного журнала отрывком из стихотворения, посвященного Родине, России.

Мне сегодня приснилась Россия

В покрывале из утренних рос.

Были очи ее светло-синими

И пшеничною россыпь волос.

Шла Россия некошеным лугом

Сквозь седой предрассветный туман.

Вскоре солнце взошло алым кругом,

Окунувшись в небес океан.

Шла со звонкою радостной песней,

Воспевались в ней ширь и простор.

Ну, а с песней и труд интересней –

Ей подпел молодой комбайнер.

Подхватили доярки-певуньи,

Что прошли через луг прямиком,

Чтоб скорее молочные струйки

Зазвенели над каждым ведром.

(Песня о России)

К чаю ароматному угощенье знатное

Учитель: Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Но ее мы не смогли бы приготовить без помощи ваших мам. Поможем им накрыть на стол.

doc4web.ru

Сценарий "Праздник хлеба" - Дошкольное образование

«Хлеб - всему голова»

Зал украшен соответственно теме “Урожай”, “Осень”, “Хлеб”.

Выставка мучных изделий. Дети входят в зал, встают в большой полукруг.

1 реб.: Слава урожаю в закромах!

2 реб.: Слава караваю на столах!

3 реб.: Слава трудовым рукам!

4 реб.: Слава труженикам! (дети расходятся в стороны)

5 реб.:

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

6 реб.:

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

7 реб.:

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Хоровод “Трудовой наш каравай” (сл. С. Баранова, муз. Е. Тилигеевой)

Входит Пшеница (воспитатель), обходит круг, в руках держит каравай на подносе.

Пшеница: Здравствуйте!

Я – Пшеница Золотая

В гости к вам пришла.

Отчего глаза сияют

У ребят, у дошколят?

Дети:

Нынче праздник урожая,

Праздник хлеба у ребят!

Пшеница:

Праздник хлеба встречаем

Круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

(Ставит хлеб на стол перед гостями.)

- Дети, а знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Он пахнет полем, печью, небом. А главное – работой пахнет хлеб!

Песня-хоровод “Песня про каравай” (сл. В Приходько, муз. Г. Левкодимова)

Пшеница: Давайте, дети, скажем хорошие добрые слова о хлебе.

1 реб.: Хлеб – всему голова!

2 реб.: Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка!

3 реб.: В хлебе вся сила!

4 реб.: Каждую крошку в ладошку!

5 реб.: Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

(Положить 6 пшеничек)

Пшеница: Поговорим, дети, сегодня о том, как выращивают хлеб, ухаживают за ним. Ранней весной люди начинают заботу о хлебе.

Дети:

Иди, весна! Иди, весна!

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок.

Пшеница: Начались весенние работы.

Хоровод “Пахарь” (сб. “Жаворонушки”, р.н.п.)

6 реб.:

Что посеешь – то и пожнешь,

Что пожнешь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Песня-хоровод “О чем мечтают зерна” (сл. В. Нестеренко, муз. И. Фирсенковой)

Выбегают дети с колосьями, присаживаются на колено, выбегает ребенок – Петушок, хочет склевать зернышко.

Зернышко:

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый Петушок,

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья!

Петушок убегает.

7 реб. (с султанчиком):

Дождик, дождик, припусти!

Дай колосьям подрасти.

Лей, лей, веселей,

Землю-матушку полей.

Закличка “Дождик”

Все:

Дождик, дождик, пуще.

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней

Ты пшеничку полей.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капли не жалей.

8 реб.:

Золотое солнышко,

Ты согрей-ка зернышки!

Ребенок-солнышко обегает девочек с колосками, они кружатся, присаживаются на места.

Закличка “Солнышко”

Все:

Солнышко красно,

Гори, гори ясно!

В небо пташкой залети!

Нашу землю освети!

Чтобы нашим колоскам

Зеленеть, цвести, расти!

9 реб.:

Колосочки поспевают,

Комбайнеры выезжают,

Быстро и дружно

Убрать нам хлеб нужно!

Дети-комбайнеры “убирают” хлеб.

Пшеница: Вот и убрали хлеб с полей, только одна полоска осталась несжатой. Позову-ка я помощников.

Солнце поднимается,

Заря разгорается,

А наши жнецы на поле идут,

Поют – заливаются.

Песня “Жнецы”

Жнецы:

А мы – жнецы молодые,

У нас серпы золотые,

Мы жито жали,

На межу клали –

В поле стогами,

На столе пирогами!

Пшеница: Конечно, дадут жнею пирожок. Да и мы угостимся. А не пора ли нам поиграть, да позабавиться. Кто ловчее: пахари или жнецы?

Игра “Пахари и жнецы”

Пшеница: По русскому обычаю пора бороду завивать, чтобы батюшка Илья послал нам погоду солнечную, ясную. Чтобы был хороший урожай.

1 реб.: Вот тебе, батюшка Илья, хлеб да соль.

2 реб.:

Батюшка Илья-борода,

Уроди ржи-овса,

Ячменя и пшеницы.

3 реб.:

Вейся, вейся, борода,

Бородушка, вейся,

Сусек наполняйся!

Песня “Борода” (р.н.п.)

4 реб.:

Илья-борода, Илья-борода,

На будущий год

Уроди нам хлеба города!

5 реб.:

Пошли нам, батюшка Илья,

Ясное солнышко на весь жатный денек,

На золотой колосок.

Пшеница: Говорят в народе: “Есть хлеб – будет и песня”.

Песня “Блины” (р.н.п.)

Пшеница: Молодцы! И блинами угостимся, а мы еще знаем вкусную игру.

Игра “Пирог”

В зал вбегает Тимоня (воспитатель).

Тимоня: Как бы и мне съесть самый вкусный да румяный пирожок?

Реб.: А ты кто такой? Где ты был, когда мы все трудились?

Тимоня поет:

Я – Тимоня – лежебока и засоня!

До обеда я на печке лежал,

Все бока я себе отлежал.

Здесь болит, здесь болит,

И болит тут!

Очень вреден мне физический труд!

Пшеница: Коли есть охота – работай до пота!

Тимоня: Что вы? что вы? Какая работа? Я и так замерз…

Пшеница: Не одеть ли нам его?

Игра “Не одеть ли нам его?”

Дети: Что ты, Тимоня, сидишь?

Тимоня: Пить, есть хочу!

Дети: Что ж тебе надобно?

Тимоня:

Калачей, рогаликов, пряников штук 200

Пирожков, баранок, булочек поесть бы!

Вед.: Поиграй, Тимоня, с нами, тогда и угощение получишь!

Игра “Бай-качи”

Пшеница: Что, Тимоня, даже похудел?

Тимоня: Спасибо, ребята, я больше не буду на печке лежать, а буду вам помогать.

Выходят трое детей, Тимоня с детьми показывает движения.

1 реб.:

Я колю, колю дрова,

Я колю на чурочки.

Гори огонь в печурочке.

Я колю на плашки

Для сестры Дуняшки.

Гори, гори жарче, печь!

Будет Дуня пышки печь!

2 реб.:

Лады-лады-ладушки,

Пеку оладушки.

Оладушки горячи

Не хотят сидеть в печи.

Оладушки румяные

С маслицем, сметаною.

3 реб.:

Тра-та-та! Тра-та-та!

Пожалуйте решета,

Мучку просейте,

Пироги залейте.

Пироги с кашей

Для гостей наших.

Пшеница: Ай, да молодцы, ребята! И Тимоня как старался-то. Теперь он не лодырь и засоня, а в любом деле помощник. Закончились все работы, можно и хороводы водить. Делу – время, а потехе – час!

Танец “Берега России”

Пшеница: А без русского самовара ни одно застолье не обходится.

Песня “Самовар”

Пшеница: Всех приглашаем к праздничному столу. А главное, дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом. Берегите, дети, хлеб!

multiurok.ru

Сценарий школьного праздника "Его величество- хлеб"

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и родители!

О каком времени года написал поэт такие прекрасные поэтические строчки?

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

- Конечно, об осени. На Руси всегда было принято осенью отмечать праздники. Такой праздник пришёл и к нам. Дети, посмотрите, как оформлен зал. Мы сегодня собрались, чтобы прочитать стихи, загадать загадки и поговорить о пользе хлеба. “Хлеб – всему голова” - говорит народная пословица. И это верно. С давних пор гостей встречают хлебом-солью. Вот они у нас на столе.

Выступление уч-ся 3-а класса

1. Вот он, хлебушко душистый,С хрусткой корочкой витой.Вот он, теплый, золотистый,Словно солнцем налитой.

2. В нем – здоровье наше, сила,В нем – чудесное тепло.В нем – земли родимой соки,Солнца свет веселый в нем…

Все дети: уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

3. Сколько рук его растило,Охраняло, берегло!Ведь не сразу стали зернаХлебом тем, что на столе.

Дети: люди долго и упорно потрудились на земле!

Презентация

На Земле существуют главные слова, без которых жизнь невозможна. Это вода, земля, солнце, воздух и, конечно, хлеб. С древнейших времён к нему относились по-особому. Хлеб сравнивали с живым существом, называли кормилец. Этот ценнейший продукт стал символом достатка и благополучия. Все ваши учителя надеются, что после сегодняшнего праздника вы по-другому посмотрите на хлеб, постараетесь бережнее относиться к нему.

Ведущий:

- Ребята, а где мы сейчас берём хлеб?

- Правильно, в магазине. Но чтобы попасть в магазин, хлеб проходит длинный, трудный путь. Непросто приходит хлеб на стол. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук, так считают учащиеся 3-б класса.

Выступление 3 «Б»

1. За лесами, за лугамиРаздается в поле гром,Это тракторы плугамиПашут легкий чернозем.

2. На широкие долиныВышли новые машины:Глянь в раскрытое окно-Сеют сеялки зерно.

3. Сколько в это зернышкоВложено труда,Знают только солнышко,Ветер да вода.

4. Посеяли хлеб хлеборобы весною,Созрел он и всталЗолотистой стеноюИ слышит страна;За уборку пора,Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Ведущий:

Игра «АССОЦИАЦИЯ»

Давайте подберём слова, имена прилагательные, которые ассоциируются со словом «хлеб». Какой может быть хлеб?

белый   еда   мука   батон   чёрный   булка   пшеница   бутерброд   печь   свежий   рожь  соль   вкусный   масло   ржаной   зерно   тесто   магазин   булочка   пекарня   голова   выпечка   серый   пекарь   поле   пища   мягкий  колбаса   кушать   дрожжи   сыр   крошки   чёрствый   буханка   круглый   корка   обед   пирог   каравай   пшено   изделие   печка   горячий   жизнь   мякиш  булочки   продукт   закуска   покупать   злак   хлебушек   вода   резать   молоко   злаки   суп   большой   колос   вкус   корочка   сухари   маленький   стол  солёный   сдоба   вкусно   свадебный   батоны   сухарики   сухарь   чай   хлебцы   бублик   труд   тост   булки   тёплый   булочник   Родина комбайн   печёный   кусок   лаваш   нож   насущный   нарезной    пироги   поджаристый   рогалик   голод   горбушка   пшеничный   гренки   жито  зёрна   зерновой     

- По старому русскому обычаю, дорогих гостей угощали хлебом-солью. А главный хлеб на Руси - это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара»- круг, потому что каравай – круглый хлеб. О народных традициях связанных с хлебом вам расскажут ребята 3 « В » класса.

Выступление 3 «В»

  1. У русского народа очень многие обычаи связаны с хлебом. Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин – символ Солнца. Весной, когда жаворонки прилетают и открывают ключами небо, пекли из теста жаворонков и раздавали детям, а те пели песнянки – песни-заклички. 

  2. Хлебом и солью встречали почетных гостей и молодых супругов в день свадьбы. Когда молодоженов встречают хлебом-солью, смотрят, кто отщипнет больший кусок и съест, тот и будет в доме хозяином.

  3. Хлебными изделиями угощали гостей и приносили в дар хозяевам, когда шли в гости.

  4. Отправляясь в дальнюю дорогу, в первую очередь запасались хлебом.  Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу “Хлеб в пути не тягость”.

  5. На пасху всегда на столе у нас вкусные пасхальные куличи.

  6. Собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера, чтоб не пропал ни единый колосок. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб- каравай- и потчевали им всех участников трудового процесса.

  7. Восточная культура хлеба более древняя, чем у нас в Европе. Хлеб на Кавказе выглядит как лепешка. Лепешки бывают пышными и плоскими, как блины, пресными, дрожжевыми, сдобными, печеными, жареными. Но у них всегда есть кое-что общее: лепешки рвут руками, а не режут ножом. Иначе не просто вкус теряется, но оскорбляются традиции.

  8. В Индии пословица "Плох обед, коли хлеба нет" приобретает особенное звучание - в индийской кухне действительно еды без хлеба не бывает. Лепешки часто исполняют роль столового прибора - с их помощью зачерпывают дал, рис и овощи.

Ведущий:

А сколько поговорок и пословиц существует о хлебе. А вы, ребята их знаете?

Ребята 3 «А » класса нам сейчас расскажут откуда пошли такие поговорки, почему так говорят?

Пословицы:

КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ. Это значит, что поклясться хлебом, означало поклясться жизнью. 

Случалось, настигала человека большая беда: загорался от молнии дом. Собирал человек свои последние силы: «БЫЛ БЫ ХЛЕБ, ХЛЕБОМ СПАСЁМСЯ»... И ставил новую избу. 

В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет, никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно было: хлеб испортится. ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ. 

Когда на пороге появлялись гости, они кланялись приветливо хозяевам и говорили так: «ХЛЕБ-СОЛЬ»! Значит, добра желали достатка. 

Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было. НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ. 

Хорошей хозяйке, которая вкусный хлеб испекла, улыбкой гостей одарила и вкусным обедом всех накормила, люди платили доброй прибауткой: ЗА ХЛЕБ, ЗА СОЛЬ, ЗА ЩИ С КВАСОМ, ЗА ЛАПШУ, ЗА КАШУ, ЗА МИЛОСТЬ ВАШУ- БЛАГОДАРИМ! 

ХЛЕБ-БАТЮШКА, ХЛЕБ-КОРМИЛЕЦ, ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА. 

ХЛЕБА НИ КУСКА-  ТАК И В ТЕРЕМЕ ТОСКА, А ХЛЕБА КРАЙ-  ТАК ПОД ЕЛЬЮ РАЙ. 

ГДЕ ХЛЕБНО ДА ТЕПЛО, ТАМ И ЖИТЬ ДОБРО. 

Сейчас мы проверим, как вы запомнили пословицы и поговорки.

Проведём соревнование «Собери пословицу».

Не шуба греет, а________________( хлеб)

Не будет хлеба, не будет ________(обеда)

Без соли не вкусно, а без хлеба________( не сытно)

У кого хлебушко - у того и __________(счастье)

Хлеб всему_______( голова)

Без печки холодно- без хлеба______( голодно)

ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА_______( НЕТ) 

Земля- матушка, а хлеб – ___________(батюшка)

Ведущий:

-А загадки разгадаете на «хлебную» тему? 

А загадают вам ребята 3 «Б» класса.

Выступление 3 «Б» класса.

  1. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) 

  1. Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском ( хлеб)

  1. Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают? ( блины)

  1. Ходит силач, за ним копач – добывают калач (трактор).

  2. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка От рождения седая мать по имени... (Мука) 

  3. Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. (Колосок) 

Игра со зрителями

Зрители делятся на две части. Когда ведущий машет красным флажком, правая половина кричит: «Пшеница». Когда ведущий машет синим флажком, левая половина кричит: «Рожь». Когда ведущий поднимает обе руки, все кричат: «Хлеб». Ведущий старается запутать зрителей.

Ведущий:

-А вы знаете, сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку хлеба?

- 120 профессий. И разве можно найти профессию более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба! Никогда она не устареет, ни отомрёт. Святое дело – вырастить хлеб.

   Мы должны уважать и ценить труд этих людей. Ребята « » класса считают что хлеб- это святое слово, к нему нужно относиться бережно и об этом они вам сейчас расскажут.

Выступление 3 «В»

Ведущий:

- Давайте вспомним правила, как нужно обращаться с хлебом.

- Как же нужно поступить, если вы не доели кусочек хлеба?

- А еще, ребята, из черствого хлеба можно приготовить много вкусных блюд.

1. Не играть с хлебом.

2. Остатки хлеба отдай птицам или животным.

3. Брать хлеба столько сколько сможешь съесть.

4. Использовать чёрствый хлеб.

Ведущий: На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе, и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Давайте дружно хором скажем:

«Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!»

Ведущий. Ребята сегодня у Хлеба день рождения, и он приглашает вас всех за стол.

multiurok.ru


Смотрите также