Исследовательская работа на тему "Откуда в хлебе берутся дырочки". Откуда в хлебе дырочки
Исследовательский проект на тему "Откуда в хлебе столько дырочек?"
Тема: «Откуда в хлебе дырочки?»
Исследовательская работа
Введение.
СЛАЙД 2
Актуальность исследовательской работы: Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Ещё в древности наши предки очень точно заметили: «Худ обед, коли хлеба нет» Но не всякий хлеб ешь с удовольствием. Даже в русской народной сказке «Царевна - лягушка» только у Василисы Премудрой получился пышный, лёгкий, воздушный и вкусный каравай, а у двух других невесток хлеб оказался низким и твёрдым. Мне всегда было интересно узнать, почему хлебные изделия такие пышные, мягкие? Что придаёт им такое свойство?
Однажды во время обеда я разглядывал кусочек хлеба и заметил в нём дырочки… Мне стало интересно, что это за дырочки и откуда они появляются в хлебе. И я решил об этом узнать. Я обратился с этим вопросом к маме, и узнал, что дырочки в хлебе – это поры, и появляются они в процессе «работы» дрожжей, которые вызывают брожение. Что такое дрожжи и как они влияют на вкус хлеба я, конечно, не знал, поэтому для себя я твёрдо решил найти ответ на интересовавший меня вопрос.
СЛАЙД 3
Тема исследования: «Откуда в хлебе дырочки?»
Цель: Выяснить причины появления дырочек в хлебе и их влияние на вкус и качество хлеба.
Задачи:
Узнать, что такое дрожжи, изучить их свойства;
Выяснить всегда ли в хлебобулочных изделиях есть дырочки;
Узнать при каких условиях в хлебе появляются дырочки;
Выяснить, зависит ли вкус и качество хлеба от количества дырочек;
Провести анкетирование среди учащихся.
СЛАЙД 4
Гипотеза: Почти во всех хлебных изделиях всегда бывают дырочки, их может быть много или мало. Предположим, что хлеб, в котором больше дырочек, вкуснее.
Объект исследования: дрожжи,хлеб.
Предмет исследования: дырочки в хлебе.
Методы исследования: сбор информации из разных источников, анкетирование, экспериментирование, сравнение, обобщение.
Глава 1.Основная часть.
СЛАЙД 5
1.1 Что такое дрожжи?
Изучая эту тему, я в первую очередь обратился к Интернет – источникам и узнал о том, что учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на зерновые (злаковые) растения. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний.
СЛАЙД 6
Первый хлеб имел вид жидкой каши. Случайно человек обнаружил, что если зёрна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зёрен. Это и было вторым открытием хлеба. Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась на очаг и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далёкие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки. Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб с брожённого теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он всё же рискнул испечь лепёшки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. А получилось это благодаря неустанной работе маленьких тружеников – дрожжей.
СЛАЙД 7
Так что же такое дрожжи? Определение слову «дрожжи» я нашёл в толковом словаре русского языка: «Дрожжи – это вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение».
Итак, известно, что человек сумел «приручить» дрожжи с глубокой древности, ещё и не подозревая об их существовании. Например, напиток, похожий на современное пиво, был известен в Древнем Египте во II тысячелетии до нашей эры. Там же возник способ приготовления хлеба из кислого дрожжевого теста, перешедший позже в Грецию. Доказательством этого является то, что уже в 776 году до новой эры во время открытия первых Олимпийских игр для участников соревнований и гостей пекли белый душистый хлеб.
Шли годы, века, тысячелетия… Все это время люди думали, что брожение возникает само собой или по волшебству. И только в 1857 году великий французский микробиолог Луи Пастер доказал: что дрожжи и процесс брожения очень тесно связаны между собой. Так начиналось изучение дрожжей, и люди постепенно узнали о микроорганизмах.
1.2 Виды дрожжей.
СЛАЙД 8
Существует несколько видов дрожжей.
В природе дрожжи чаще всего можно встретить на сладких плодах и ягодах. Почти все дрожжи настоящие «сладкоежки». Фрукты, ягоды, цветочный нектар, сладкий берёзовый сок - излюбленные места их обитания. Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, квасоварении, в сельском хозяйстве, медицине и других производствах.
В хлебопечении используют хлебопекарные дрожжи. Они проводят спиртовое брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют «подниматься» тесто и после выпечки лопаются и превращаются в пустоту, что придаёт хлебу пышность и мягкость. Поэтому, разрезав хлеб, мы можем видеть те самые дырочки – поры.
Глава 2. Практическая часть.
СЛАЙД 9
2.1 Исследование
Я решил выяснить в каких изделиях дырочек больше, в каких меньше. Для этого я взял разные виды мучных изделий: печенье, пирожное, кусочек хлеба и решил сосчитать количество дырочек.
ПлотностьПеченье
Дырочек не видно
твердое
Пирожное
Дырочек много
Мягкое
Хлеб
Дырочек очень-очень много
Самый мягкий
Вывод: В куске хлеба дырочки я сосчитать не смог. Их там больше, чем в остальных изделиях.
СЛАЙД 10
2.2 Анкетирование
Я поделился своими размышлениями с одноклассниками и предложил им ответить на вопросы анкеты.
Результаты анкетирования
нет-40%да-30%
не знаю -30%
Вывод: Ребята очень любят хлеб и видели дырочки в нём. Они предполагают, что дырочки появляются ещё в тесте, но точного ответа не знают. А мнения о том, зависит ли вкус хлеба от количества дырочек, у ребят разошлись.
После проделанной работы мне захотелось узнать, а как же всё-таки образуются дырочки в хлебе? И я решил пронаблюдать как « работают» дрожжи.
СЛАЙД 11
2.3. Опыт 1: Влияние сахара на процесс брожения.
Цель: Влияет ли сахар на процесс брожения?
Продукты для опыта: вода, дрожжи, сахар.
Я налил в два стакана тёплой воды. В каждый стакан положил по кусочку дрожжей. Все хорошенько перемешал. В один стакан добавил сахар. В другой стакан сахар не добавлял. И стал наблюдать за процессом брожения.
Через полчаса после смешивания в стакане с сахаром начался процесс брожения. Появились маленькие пузырьки углекислого газа.
На следующее утро в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался, на поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый запах. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось, вода стала прозрачной, дрожжи в виде осадка лежали на дне.
Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.
СЛАЙД 12
2.4. Опыт 2: Влияние температуры на процесс брожения.
Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения.
Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль.
Мы с мамой замесили тесто, разложили его в две чашки. Одну чашку поставили в теплое место, поближе к батарее. Другую - в прохладное место. Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме, поднялось. Тесто, стоявшее в прохладном месте, тоже поднялось, но значительно меньше.
Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.
Итак, чтобы приготовить хлеб, нужно замесить тесто, для которого обязательны дрожжи, сахар, и тепло. Я решил провести эксперимент и испечь вместе с мамой хлеб.
СЛАЙД 13
2.5. Эксперимент: Выпечка хлеба.
Цель: Выяснить, отчего зависит вкус, качество и количество дырочек в хлебе.
Тесто замешивали по маминому рецепту, который ей достался от бабушки.
Перед замешиванием теста мы просеяли пшеничную муку, чтобы убрать ненужные комочки и «насытить» её кислородом. Ведь изделия из просеянной муки должны получаться пышными.
В тёплой воде развели дрожжи, добавили сахар, соль. Всё хорошо размешали. Затем просеянную муку стали всыпать в эту жидкую смесь и постепенно замешивать тесто. Получившееся негустое тесто мы разделили на 3 части, чтобы, выдержав определённое время, испечь три маленьких каравая. Мы накрыли их чистыми салфетками и поставили бродить в тёплое место. Выдержав определённое время, мы стали их выпекать.
Первый и второй караваи мы испекли быстро: первый каравай был низкий и в нём было мало дырочек. Второй каравай был выше, в нём было много мелких дырочек. А тесто для третьего каравая мы обминали три раза (после каждого часа). Очень интересно и забавно было наблюдать за быстрым его «ростом». Оно как будто пыталось «выскочить» из посуды. А ведь ничего подобного не было видно при приготовлении первых двух караваев. Теперь я понимал, что это и есть результат кропотливой работы дрожжей! Готовое тесто для третьего каравая, немного обваляв в муке, мы переложили в слегка смазанную растительным маслом форму, накрыли салфеткой и поставили на расстойку продолжительностью в 30 минут.Затем посадили печься в разогретый духовой шкаф. Пёкся наш хлебушек 55 минут при средней температуре. Получился очень пышный каравай, когда его разрезали пополам, то увидели бессчётное количество дырочек. Теперь я точно знала, откуда в хлебе столько дырочек!
СЛАЙД 15
Внешний видКоличество дырочек
1
10 мин
Не поднялся
Мало
1 час
Пышный
Много
3
3 часа
Очень пышный
Очень много
После того как караваи были испечены, мы попробовали их на вкус. Мне больше всего понравился третий каравай.
Вывод: Вкус и качество хлеба зависит от дрожжей, сахара, тепла и выдержки теста.Значит, при выпечке хлеба необходимо давать тесту нужное количество времени, чтобы процесс брожения состоялся. Чем лучше пройдёт процесс брожения, тем больше появится пор, тем вкуснее будет хлеб.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Почти во всех хлебных изделиях бывают дырочки, их может быть много или мало. Хлеб, в котором больше дырочек,вкуснее.
Выводы.
СЛАЙД 16
Изучив литературу, проделав практический опыт, я пришёл к выводу, что дрожжи проводят спиртовое брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют «подниматься» тесто и после выпечки лопаются и превращаются в пустоту, что придаёт хлебу пышность и мягкость.
СЛАЙД 17
Дрожжи используются в виноделии, пивоварении, хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине.
Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.
Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.
СЛАЙД 18
В ходе практического опыта я ответил на поставленный вопрос:
Откуда в хлебе дырочки?
Дрожжи попадают в тесто.
Грибки сразу принимаются за дело.
Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит.
В жаркой печи пузырьки лопаются, углекислый газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.
СЛАЙД 19
Я сегодня хлеб не ел, В лупу на него смотрел. Весь он в дырочках узорных… В ямках – белый, в ямках – черный. Посмотрю в бараночке, В булке… Тоже – ямочки. Я у бабушки спросил: - И пирог дырявым был? Засмеялась бабушка: - И блины-оладушки! Что же это за секрет? Надо в тесто посмотреть. Мама тесто замесила, Набирало тесто силу! Круглой шапкой поднялось, Разрослось и расползлось. Край из миски выпадал… Кто же вверх его толкал? - Мама, в лупу посмотри! Выползают пузыри! Что же прячут пузыри? Воздух! Он у них внутри. Вот откуда в хлебе ямки, Вот откуда в хлебе дырки! Потому что там, внутри, Пузыри-богатыри!
Теперь я имею представление, как выпекается хлеб, что нужно для того, чтобы хлеб был пышный, мягкий и вкусный. И мне очень хочется научиться выпекать сладкие пироги, булочки из сдобного теста.
СЛАЙД 20
Спасибо за внимание!
СЛАЙД 21
Приятного аппетита!
Литература.
1.Детская энциклопедия «Почему и потому». Сост.О.Н.Корчагина. М., РОСМЭН-ПРЕСС,2005 г.
2.Энциклопедия для любознательных. «Почемучка» М.Премьера.Астрель.АСТ, 2007 г.
3. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». М. «Педагогика Пресс», 1995 г.
4.Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка. – Москва «Мир и Образование» - 2014 -1376 с.
5.www.o-хlebe.com
6.www.prohleb.ru
infourok.ru
Откуда в хлебе столько дырочек?
Зеленовская средняя общеобразовательная школаТема исследовательского проекта: Откуда в хлебе столько дырочек?
Выполнил:
ученик 4 «б» класса
Зеленовской СОШ
ЗКО Зеленовского района с. Зеленое
Тасмухамбетов Тимур
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Потапенко Наталья Александровна
2015 СОДЕРЖАНИЕ- Введение
- задачи
2. Исследовательская часть
- работа с литературой по данной теме
- опыты
3. Заключение
4. Использованная литература
ВВЕДЕНИЕКаждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Мне всегда было интересно, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: Почему в хлебе столько дырочек?
Я обратился с этим вопросом к маме, и узнал, что дырочки в хлебе это «работа» дрожжей – вещества из микроскопических грибков, вызывающих брожение. Благодаря им тесто поднимается в два раза.
Мне стало интересно узнать, что это – дрожжи. Поэтому я поставил следующую цель моей работы: узнать, что с собой представляют дрожжи, какие имеют виды, свойства, какая польза от них, применение.
Задачи:
- Узнать подробно, что же это такое – дрожжи;
- Узнать какие дрожжи бывают;
- Узнать, полезны ли дрожжи, или вредны;
- Провести практический опыт, чтобы узнать свойства дрожжей;
ЧТО ТАКОЕ ДРОЖЖИ?
Человек сумел «приручить» дрожжи с глубокой древности, еще и не подозревая об их существовании. Например, напиток, похожий на современное пиво, был известен в Древнем Египте во II тысячелетии до нашей эры. Там же возник способ приготовления хлеба из кислого дрожжевого теста. В Китае 3 тысячи лет назад отгоняли спирт из дрожжевой бражки, получая крепкие спиртные напитки. Все это время люди думали, что брожение возникает само собой или по волшебству. Лишь в 1680 г. нидерландский натуралист Антони ван Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю бродящего пива, впервые увидел клетки дрожжей. Он описал их в письме, адресованном в Королевское общество, и дал рисунок, на котором были видны почкующиеся круглые клетки, образующие скопления.
И только в 1857 году великий французский микробиолог Луи Пастер доказал: что дрожжи и процесс брожения очень тесно связаны между собой. Характерной особенностью дрожжей является их способность производить спиртовое брожение сахара, при котором происходит разложение сахара на этиловый спирт и углекислый газ.
Так начиналось изучение дрожжей, и люди постепенно узнали о микроорганизмах.
Дрожжи — это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием.
Размножение почкованием происходит следующим образом. Вначале на клетке появляется выпуклость, которая увеличивается. Ядро материнской клетки делится, и одно из дочерних ядер переходит в растущий бугорок. Возникает новая клетка, которая отделяется от материнской или остаётся соединённой с нею.
В идеальных условиях почкование происходит настолько быстро, что новые почки формируются на материнской и дочерних клетках прежде, чем они отделяются. Так образуются дрожжевые пучки.
Немногие знают, что приготовляя и тесто, и вино, и пиво, и квас, используют только один вид дрожжей – сахарный гриб, или сахаромицеты. В природе эти дрожжи чаще всего можно встретить на сладких плодах и ягодах. Почти все дрожжи – настоящие «сладкоежки». Фрукты и ягоды, цветочный нектар, сладкий березовый сок, сочные части растений излюбленные места их обитания. А вот в почве или в разлагающейся древесине их мало. Есть среди дрожжей и опасные для человека виды, вызывающие серьезные заболевания.
Если из спелого винограда отжать сок, то попавшие в него клетки дрожжей (сахаромицетов) начинают активно размножаться и бродить, перерабатывая виноградный сахар в спирт. Именно так готовили вино в течение многих столетий.
Лечебные и пищевые достоинства дрожжей, как пекарских, так и пивных, не нуждаются в рекомендации.
Они содержат:
- Витамины группы B,
- эстергол (провитамин D),
- углеводы,
- белки
- некоторое количество жиров.
- Кроме того, огромное количество минеральных связей, очень нужных нам микроэлементов, например, хром и селен.
Виды дрожжей.
- Хлебопекарные
- Пивные
- Винные
- Кормовые
- Чайный гриб
- Патогенные
В хлебопечении используют хлебопекарные дрожжи. Они проводят спиртовое брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют «подниматься» тесто и после выпечки придают хлебу мягкость.
Дрожжи приносят не только пользу, но и вред. Они могут стать причиной порчи пищевых продуктов, когда на поверхности продуктов образуется налет
Практическая часть
Опыт 1:
Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения.
Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль.
Мы с мамой замесили тесто, разложили его в два горшочка. Один горшочек поставили в теплое место, поближе к батарее. Другой горшочек в холодное место.
Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме, поднялось. Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше.
Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.
Опыт 2:
Цель: Влияет ли сахар на процесс брожения?
Продукты для опыта: вода, дрожжи, сахар
Я налил в два стакана теплой воды. В каждый стакан положил по кусочку дрожжей. Все хорошенько перемешал. В один стакан добавил сахару. В другой стакан сахар не добавлял. И стал наблюдать за процессом брожения.
Через полчаса после смешивания в стакане с сахаром начался процесс брожения. Появились маленькие пузырьки углекислого газа.
На следующее утро в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался, на поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый, винный запах. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось, вода стала прозрачной, дрожжи в виде осадка лежали на дне.
Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни. Заключение.
Изучив литературу, проделав практический опыт, пришел к выводу, что дрожжи – это одноклеточные грибы. Они используются в виноделии, пивоварении, хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине.
Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.
Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.
В ходе практического опыта я ответил на поставленный вопрос: Откуда в хлебе так много дырочек?
- Дрожжи попадают в тесто
- Грибки сразу принимаются за дело
- Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит
- В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.
- Еще я научился замешивать тесто и печь пышные баурсаки!
Использованная литература.
1.Детская энциклопедия «Почему и потому». Сост.О.Н.Корчагина. М., РОСМЭН-ПРЕСС,2005 г.
2.Детская энциклопедия «Для ленивых». Альманах серии «Скажи мне, почему?». MASS MEDIA,1993 г.
3.Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М.Премьера.Астрель.АСТ, 2007 г.
4.Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». М. «Педагогика Пресс», 1995 г.
5.Большая энциклопедия открытий и изобретений. М. РОСМЭН, 2007 г.
6. Ликум А. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М. Компания «Ключ –С», 1994г.
l.120-bal.ru
Научная работа " Откуда в хлебе дырочки" 1 класс
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
Почему в хлебе столько дырочек?
Секция «Естествознание. Живая природа»
Автор: Панфилова Анастасия,
обучающаяся 1 класса,
МОУ СОШ № 16,
Копейский городской округ
Научный руководитель:
Шафикова Айгуль Мухаматовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
МОУ СОШ № 16
Копейский городской округ
2016 год
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………… 1-2
2. Волшебные дырочки………………………………………………… 3
Беседа со пекарем ……………………………………………............ 4
Первый самостоятельный опыт выпечки каравая
в домашних условиях………………………………………………… 5
Заключение…………………………………………………………..... 6
Библиографический список…………………………………………...7
Приложение………………………………………………………… 8-9
Введение.
Мы садимся за стол завтракать, обедать, ужинать, и видим на столе хлеб: такой хрустящий, вкусный, ароматный!
Однажды, отломив кусочек хлеба, я задумалась, отчего в хлебе столько много дырочек? С этим вопросом я обратилась к маме. Но и мама не смогла полно ответить на этот вопрос. И я решила больше узнать об изготовлении хлеба и выяснить, отчего же в хлебе появляются дырочки.
Цель исследовательской работы: выяснить, отчего появляются дырочки в хлебе.
Гипотеза: Почти во всех хлебобулочных изделиях есть дырочки их может быть мало или много. Предположим , хлеб, в котором больше дырочек вкуснее.
Задачи исследования:
Изучить литературу по данной проблеме.
Экспериментальным путем выяснить , отчего зависит количество дырочек в хлебе.
Научиться выпекать каравай в домашних условиях.
Проанализировать полученный результат
Объект исследования: хлеб
Предмет исследования: дырочки в хлебе.
Методы исследования:
1. Анкетирование,
2. Наблюдение,
3. Беседа с пекарем
4. Эксперимент
5. Анализ
Волшебные дырочки
После проделанной работы я захотела узнать, а как образуются дырочки в хлебе?
Я решила спросить у ребят. Я задала им такие вопросы:
• Любите ли вы хлеб?
• Замечали ли вы дырочки в хлебе?
• Откуда они берутся в хлебе?
• Зависит ли вкус хлеба от количества дырочек?
Вывод: ребята очень любят хлеб, и видели дырочки в нем. Они предполагают, что дырочки появляются ещё в тесте. Но точного ответа не знают.
Не узнав ответ на свой вопрос, я решила испечь хлеб сама и посмотреть, появятся ли и в моём хлебе дырочки. Но так как у меня пока нет опыта в выпечке хлеба, то я попросила маму помочь мне. Она часто печёт нам булочки и хлеб.
Я надела фартук, просеяла муку (это нужно для того, чтобы насытить её кислородом, а заодно убрать весь мусор, который может встретиться в муке) и принялась за работу. Вначале я замесила обычное пресное тесто. Для этого в стакане тёплой воды размешала яйцо, соль, сахар, постепенно вливая жидкую смесь в муку, замесила тесто. Дала ему немного постоять и посадила в разогретую духовку. Я ждала, что с ним произойдёт? Но, когда мы с мамой вынули после выпекания хлеб из духовки, он, конечно же, подрумянился, но почти не увеличился в размере. Когда же мы разрезали наш хлеб, то дырочек в нём оказалось очень мало. Мне было очень жаль! Вопрос откуда берутся дырочки, так и остался для меня нераскрытым.
1.Беседа с пекарем
И тогда я обратилась за помощью к специалисту. Пекарь рассказал, откуда в хлебе появляются дырочки. Приготовление хлеба связано с химическими реакциями - брожением. Одна из составных частей хлеба – маленький одноклеточный грибок под названием дрожжи. «Голодный» грибок поедает сахар и превращает в смесь углекислого газа и спирта, вырабатывая при этом энергию. Пузырьки, которые мы увидели – углекислый газ. Поднимаясь сквозь тесто, он образует те самые дырочки – поры, и заставляет хлеб в печи подниматься, так как пузырьки увеличивает объем теста. Разрезав хлеб, мы можем видеть поры.
Вывод: итак, дырочки в хлебе называются порами. Они появляются при брожении теста.
Первый самостоятельный опыт выпечки каравая в домашних условиях
Потом я принялась за изготовление хлеба с добавлением дрожжей.
Я ещё раз просеяла муку, налила тёплую воду и в ней развела дрожжи, добавила сахар, соль, растительное масло, эту смесь влила в муку и замесила тесто, накрыла чистым полотенцем и поставила бродить в тёплое место.
Тесто после подъема нужно несколько раз обмять. После обминки тесто начинало подниматься снова. Очень интересно было наблюдать за этим процессом. Тесто как будто было готово убежать из чашки, а мы его опять обминали, и его как будто становилось меньше. Теперь я увидела результат работы тружеников - дрожжевых грибков! Когда тесто было готово, я смазала руки маслом и придала тесту форму каравая, то есть круглую, дала постоять и украсила его. Мама поставила хлеб в духовку, и я стала ждать. Сколько радости у меня было, когда мы достали из духовки каравай! Ведь впервые в жизни я испекла настоящий хлеб! Мой первый каравай запомнится мне, как он приятно обжигал мои пальчики, а удивительный ароматный запах наполнял всю нашу квартиру! А когда мы разрезали каравай, то я увидела в нём огромное количество дырочек.
Заключение
В ходе своей исследовательской работы я пришла к выводу, что благодаря работе дрожжевых грибков - «тружеников» появляется в хлебе большое количество пор. Они вырабатывают углекислый газ. Чем больше дрожжей в тесте, тем больше пузырьков углекислого газа. От этого тесто поднимается, «подходит», как говорят хозяйки и пекари. А затем в жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом теплом хлебе остаются. Не будь дрожжевых грибков — сколько не меси тесто, а такого пышного, вкусного хлеба из него не получится.
Гипотеза моей работы частично подтвердилась.
Спасибо за внимание!
Я предлагаю всем желающим попробовать хлеб, который я испекла своими руками.
Литература:
1. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». М. «Педагогика Пресс», 1995 г.
2. Л. Ликум "Все обо всем" том 5 Москва 1995г.
3. Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера. Астрель. АСТ, 2007 г.
4. www.eda-server.ru
5 .www.o-xlebe.com
6. ru.wikipedia.org
7.www.prohleb.ru
8.http://www.anypics.ru/tags/%F5%EB%E5%E1/ Картинка хлеба с колосьями.
9.http://www.artfile.ru/s.php?s=10&f=6312 Картинки хлеба.
10. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ Глав. редактор В.Володин.- М.6Аванта+, 2004 -640с.
11.http://lady.mail.ru/article/465547-vkusnye-bljuda-iz-cherstvogo-hleba/ Рецепты
Приложение
Анкета для детей.
• Любите ли вы хлеб? __________
• Замечали ли вы дырочки в хлебе? _________
• Откуда они берутся в хлебе? ____________
• Зависит ли вкус хлеба от количества дырочек? _ ________
infourok.ru
Исследовательская работа "Почему в хлебе дырочки"
МБОУ «Основная образовательная школа № 15 г. Юрги»
ОТКУДА В ХЛЕБЕ ДЫРОЧКИ?
Выполнили: Бобылев Егор,
Карнаухова Дарина
ученики 1 класса А
Руководитель: Никитина Нина Николаевна
учитель начальных классов
2015 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………….3 стр
1. Литературный обзор ………………………………………………4-5 стр
2. Методика исследования …………………………………………..6-8 стр
3. Результат …………………………………………………………….9 стр
Заключение …………………………………………………………….9 стр
Список литературы ……………………………………………………10 стр
Приложение ……………………………………………………………11 стр
Введение
Народная мудрость гласит - «Хлеб – всему голова». Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Все ребята любят хлеб. Однажды мы заметили, что в изделиях из муки есть дырочки… Нам стало интересно, что это за дырочки, как они называются и откуда появляются в хлебе. И мы решили об этом узнать.
Поэтому тема нашего исследования называется «Откуда в хлебе дырочки?»
Цель: Выяснение причины появления дырочек в хлебе и их влияние на вкус и качество хлеба
Задачи:
Изучить историю возникновения хлеба на Руси.
Выяснить всегда ли в хлебобулочных изделиях есть дырочки;
Узнать при каких условиях в хлебе появляются дырочки;
Выяснить, зависит ли вкус и качество хлеба от количества дырочек.
Провести анкетирование среди учащихся.
Гипотеза: Почти во всех хлебных изделиях всегда бывают дырочки, их может быть много или мало. Предположим, хлеб, в котором больше дырочек, вкуснее.
Объект исследования: хлеб
Предмет исследования: дырочки в хлебе.
Методы исследования:
сбор информации из разных источников, анкетирование, экспериментирование, сравнение, опрос, обобщение, экскурсия.
Литературный обзор
История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Ведь практически все славянские племена имели особый обычай - считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда было сопряжено с присутствием хлеба на столе. Издавна было принято, прежде, чем начинать есть хлеб, разломать его и раздать всем присутствующим. Также существовала традиция - следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства.
Детей учили с детства относиться к хлебу не просто, как к еде, а ценить хлеб, любить его также, как и Родину, Мать и Отца. Детям с малого возраста объясняли, что ценность хлеба очень велика, так как появляется он благодаря нелегкому труду 120 профессий.
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.
Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.
Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.
Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб с броженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.
Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки и выпекание хлеба внесли новый веток в развитие культуры древних людей.
Нас заинтересовало наличие дырочек в хлебе. Мы решили выяснить в каких изделиях их больше, в каких меньше. Для этого мы взяли разные виды мучных изделий: печенье, пирожное, кусочек хлеба и решили сосчитать количество дырочек.
Для приготовления теста нужны вода, мука, сахар, соль и дрожжи. Но вопрос: откуда берутся дырочки, так и остался для меня нераскрытым.
И тогда мы обратилась за помощью к специалисту (пекарю)
Пекарь рассказал, откуда в хлебе появляются дырочки.
Оказывается, приготовление хлеба связано с химическими реакциями - брожением.
Одна из составных частей хлеба – маленький одноклеточный грибок под названием дрожжи.
Дрожжи — это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат к семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием.
«Голодный» грибок поедает сахар и превращает в смесь углекислого газа и спирта, вырабатывая при этом энергию. Пузырьки, которые мы увидели – углекислый газ. Поднимаясь сквозь тесто, он образует те самые дырочки – поры, и заставляет хлеб в печи подниматься, так как пузырьки увеличивает объем теста. Разрезав хлеб, мы можем видеть поры.
Методика исследования
Эксперимент
Мы решили выяснить в каких изделиях их больше, в каких меньше. Для этого мы взяли разные виды мучных изделий: печенье, пирожное, кусочек хлеба и решили сосчитать количество дырочек.
Вывод: В куске хлеба дырочки мы сосчитать не смогли. Их там больше чем в остальных изделиях.
После проделанной работы мы захотели узнать, а как образуются дырочки в хлебе?
Анкетирование
Решили спросить у ребят. Провели анкетирование:
• Любите ли вы хлеб? __да – 100%________
• Замечали ли вы дырочки в хлебе? _ да – 100%________
• Откуда они берутся в хлебе? __не знаю – 100%__________
• Зависит ли вкус хлеба от количества дырочек? ___нет – 30%, да – 60%, не знаю – 10% ________
Вывод: Ребята очень любят хлеб, и видели дырочки в нем. Они предполагают, что дырочки появляются ещё в тесте. Но точного ответа не знают.
Затем мы посмотрели рецепт приготовления хлеба в кулинарной книге.
Результат исследования
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: Почти во всех хлебных изделиях всегда бывают дырочки, их может быть много или мало. Хлеб, в котором больше дырочек, вкуснее.
Заключение
Итак, история возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Сравнив разные виды хлебобулочных изделий, мы определили, что в куске хлеба дырочек-пор больше чем в остальных изделиях. Они появляются на этапе приготовления теста – при его брожении. Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры. Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.
В ходе практического опыта мы ответили на поставленный вопрос: Откуда в хлебе так много дырочек?
Дрожжи попадают в тесто
Грибки сразу принимаются за дело
Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит
В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.
Вкус и качество хлеба зависит от выдержки теста (нужно дождаться чтобы процесс брожения состоялся) Чем лучше прошел процесс брожения, тем больше дырочек-пор, тем вкуснее хлеб.
Список литературы и используемых источников
1.http://vkusnye-idei.ru/show_current-82-569-1.html История возникновения хлеба.
2.http://www.homebread-shop.ru/istoriya-hleba-v-rossii История хлеба в России.
3.http://storyof.ru/eda-i-napitki/istoriya-poyavleniya-xleba/ История названия.
4.http://bol55.ru/o-kartofelnoj-bolezni-xleba/ О картофельной болезни хлеба. 5.http://hlebopechka.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=126&topic=1311.0 Болезни хлеба.
6.http://www.anypics.ru/tags/%F5%EB%E5%E1/ Картинка хлеба с колосьями.
7.http://www.artfile.ru/s.php?s=10&f=6312 Картинки хлеба.
8. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ Глав. редактор В.Володин.- М.6Аванта+, 2004 -640с.
9.http://lady.mail.ru/article/465547-vkusnye-bljuda-iz-cherstvogo-hleba/ Рецепты
Приложение 1
Анкета для детей.
• Любите ли вы хлеб? __________
• Замечали ли вы дырочки в хлебе? _________
• Откуда они берутся в хлебе? ____________
• Зависит ли вкус хлеба от количества дырочек? _ ________
infourok.ru
Исследовательская работа на тему "Откуда в хлебе берутся дырочки"
Исследовательская работа на тему:
«Откуда в хлебе
появляются дырочки?»
Выполнил:
Нестеров Никита Максимович
09.10.2008, ученик 1 класса «В»
гимназии №16 «Интерес»
Научный руководитель:
Мазунова Елена Юрьевна
2016
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………...……………3
1. Основная часть ……………………………………………………………………………………..4
1.1 История появления хлеба……………………………………………………….………4
1.2Возникновение дрожжевого хлеба…………………………………………….….……5
1.3Что такое дрожжи?……………...………………………………..………………………….6
1.4 Применение дрожжей в хлебопечении
2. Практическая часть.Опыт выпечки булочек …..………….…………………….....8
Выводы и заключение …………………………………………………………..………………....9
Список использованной литературы…………………..…………………………………10
Введение
Каждый день на нашем столе появляется такой простой, но важный продукт, как хлеб или хлебобулочные изделия. Я думаю, нет таких людей, которые не пробовали хлеб.
Я заметил, что в хлебе всегда можно увидеть дырочки и мне стало интересно откуда и когда они там появляются и что же помогает хлебу быть таким мягким. Мама сказала мне, что это происходит благодаря дрожжам.
Цель моей работы: узнать откуда в хлебе появляются дырочки.
Задачи:
ознакомиться с историей возникновения хлеба,
узнать что такое «дрожжи»,
выяснить правда ли что дрожжи отвечают за появление дырочек в хлебе.
Методы:
сбор информации,
анализ полученных данных,
проведение практического эксперимента
1.1 История появления хлеба
Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии.(слайд №)
Многие историки и археологи считают, что мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. По время приготовления каши из злаков, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень понравилась людям своим поджаристым вкусом и запахом.
По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад.
В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Есть одна, чрезвычайно древняя славянская традиция, связанная с хлебом, которая передается из поколения в поколение. Это «хлеб-соль». Обряд состоит в преподнесении хлеба-соли дорогому, знатному гостю. На блюде и расшитом полотенце преподносят круглый хлеб с солью посередине. Гость отламывает кусочек хлеба, опускает в соль и съедает. [
Детей учили с детства относиться к хлебу не просто, как к еде, а как и к Родине, Матери и Отцу, ценить хлеб, любить его. Детям с малого возраста объясняли, что ценность хлеба очень велика. Выпечка хлеба была тяжелым и ответственным делом и к пекарям было особое уважительное отношение.
На Руси основным видом хлеба был кисловатый ржаной или черный хлеб. Пекли также ситный (муку просеивали через сито). Лучшим же хлебом, который подавали на стол в богатых домах, был белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.(слайд№)
Хлеб очень ценился. Не зря в народе сложено множество пословиц и поговорок про хлеб:
Хлеб – всему голова.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Без хлеба куска – везде тоска.
И обед не обед, коли хлеба нет.
Хлеб на стол и стол расцвел.(слайд№ )
1.2. Возникновение дрожжевого хлеба
Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте. Это открытие также носит совершенно случайный характер. По преданию, замешенное рабом тесто, было оставлено им на долгое время, в результате чего тесто скисло. Однако, раб не стал говорить об этом хозяевам, боясь быть наказанным, поэтому все же испек лепешки. Они на удивление получились очень ароматными, вкусными и воздушными.(слайд №)
Также древние люди заметили, что дрожжевой хлеб остается намного дольше свежим и пышным.
Вскоре этот хлеб стали печь римляне и греки, для которых дрожжевой хлеб считался одним из самых изысканных блюд, которое было доступно только для самых богатых и знатных людей.
Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для это нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. В качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения. [6]
1.3 Что же такое дрожжи?
Русское слово «дрожжи» происходит от древнеславянского слова, означающего «давить, месить», а в переводе с древнегреческого означает "беспокойство", "смятение".
Официальным первооткрывателем дрожжей считается Луи Пастер – французский микробиолог и химик.
Дрожжи - одноклеточные грибы.(слайд№ )
В природе дрожжи широко распространены и обитают в жидкой или полужидкой среде, богатой сахарами, питаясь нектаром цветов, соками растений и т.д.
Размножаются преимущественно почкованием, т.е. образованием на материнском организме почки — выроста, из которого развивается новая особь. Многие дрожжи вызывают спиртовое брожение. Богаты белком, витаминами группы В. Используются в виноделии, пивоварении, хлебопечении, сельском хозяйстве и в медицине. [2]
Мы рассмотрим применение дрожжей в хлебопечении.
Выясним какое же действие оказывают дрожжи, когда попадают в тесто, какую работу они выполняют.
Как известно, чтобы испечь хлеб надо сначала приготовить тесто.
Тесто - это полупродукт в хлебопекарном, бараночном, кондитерском и макаронном производствах, а также при приготовлении мучных изделий в домашних условиях, образующийся при замешивании муки, воды, дрожжей, соли, сахара, масла и др. (согласно БЭС).
Составляющие теста:
мука - чтобы было из чего сделать хлеб или лепить пирожки;
вода, молоко и растительное масло- чтобы смешать продукты и сделать тягучую массу;
соль обычно добавляют в тесто, чтобы его подсолить;
сахар - чтобы подсластить, булочки, хлеб;
дрожжи - поднимают тесто, чтобы хлебобулочные изделия получились пропеченными, мягкими, воздушными и ароматными.
Хлебопекарные дрожжи бывают разные: сухие, жидкие, густые, дрожжевой порошок и др. (слайд №)
Итак соль, сахар, вода (молоко), дрожжи, мука - это составляющие теста. Обычно при приготовлении теста сначала смешивают все сухие ингредиенты, а потом в них добавляют жидкие.
Тесто нужно замесить и поставить в теплое место. Температура теста должна быть в пределах 26-30°С – это лучшая температура для жизни дрожжей, потому что они погибают при высокой температуре и замедляют свою деятельность при низкой.
При достижении оптимальной температуры дрожжи “просыпаются” (активируются) и начинают питаться сахаром, чтобы обеспечить себя энергией. Этот процесс называется брожением.
В результате жизнедеятельности дрожжей в тесте образуется спирт и углекислый газ. Стремясь выйти из теста, газ разрыхляет его, создавая поры и таким образом увеличивая объем теста., т.е. тесто “поднимается”. Чтобы газ не скапливался в избыточном количестве, поднявшееся тесто обминают рукой, излишки газа удаляются, а тесто насыщается кислородом. Благодаря бродильным процессам, протекающим в тесте, образуются многие вкусовые и ароматические вещества, делающие дрожжевой хлеб не только очень полезным, но и вкусным продуктом.
Во время запекания в духовке, пузырьки углекислого газа лопаются, а в тесте появляются дырочки, придающие хлебу губчатую структуру и мягкость.
2. Практическая часть
Мы решили провести эксперимент и испечь два вида булочек: первые с использованием дрожжей, а вторые бездрожжевые и выяснить действительно ли роль дрожжей в появлении дырочек столь велика.
Описание хода эксперимента.
В двух емкостях (условно назовём их №1 и №2) мы замесили тесто с использование муки, воды, молока, масла, сахара, соли и яиц. (слайд№)В миску №1 в муку мы добавили сухие быстродействующие дрожжи. В миску №2 дрожжей не добавляли. Обе миски с готовым тестом накрыли влажным полотенцем и поставили в теплое место на 1 час. Через 1 час тесто в миске №1 увеличилось в объеме в 2 раза, а объем теста в миске №2 остался прежним. (слайд№)Тесто мы обмяли и сформировали из него небольшие булочки, которые положили на противень и отправили в разогретую до 200°С духовку. Чтобы отличить готовые булочки дрожжевые мы посыпали кунжутом. (слайд№)Через 25 минут мы достали булочки из духовки. Булочки, приготовленные из бездрожжевого теста имели бледный, непривлекательный цвет, в отличие от дрожжевых булочек, которые были румяные и аппетитные. Разрезав булочки мы увидели, что бездрожжевые булочки более плотные, на вид непропечённые, внутри совсем не заметно дырочек. Дрожжевые булочки на срезе более привлекательные, пышные, пропечённые, хорошо видно большое количество дырочек. (слайд№)Дрожжевые булочки также оказались более ароматными, мягкими, воздушными и вкусными, в отличие от бездрожжевых, которые имели слабовыраженный аромат, были не очень вкусные,жёсткие, трудно жевались.
Выводы и заключение
Проведя эксперимент, получив результаты и посмотрев на сравнительную таблицу двух видов булочек, мы можем сделать следующие выводы:
1. дырочки в хлебе появляются благодаря добавлению в тесто дрожжей;
2. дрожжевой хлеб получается мягче и воздушнее бездрожжевого;
3. дрожжевой хлеб получается ароматнее и вкуснее бездрожжевого.
Сравнительнаятаблица
Тесто
Выпекание
Внешний вид
Срез
Наличие дырочек
Аромат
Вкус
Дрожжевые булочки
Увеличилось в объёме
Булочки поднялись
Булочки подрумянились
На срезе булочки пропечённые
Видно много
дырочек
Ярко выраженный, приятный аромат хлеба
Очень вкусные, мягкие
Бездрожжевые булочки
Не увеличилось в объёме
Булочки не поднялись
Булочки остались бледными
На срезе булочки не пропечённые
Дырочек не видно
Слабый аромат
Не очень вкусные, жёсткие
Список использованной литературы и интернет-источников
1. «365 научных экспериментов», ред. Estelle Longfield. - Hinkler Books Pty Ltd, 2010.
2. Большой энциклопедический словарь, ред. А. М. Прохоров. - Советская энциклопедия, 1997.
3. Детская энциклопедия «Почему и потому», сост. О.Н.Корчагина. - М., РОСМЭН-ПРЕСС, 2005.
4. Википедия – сводная энциклопедия [Электронный ресурс] //https://ru.wikipedia.org/wiki/Дрожжи
5. [Электронный ресурс] http://beaplanet.ru/griby/drozhzhi.html
6. [Электронный ресурс] http://www.combinefoods.ru/cofods-547-1.html
7. [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_culinary/715/дрожжи
8. [Электронный ресурс] http://www.domotvetov.ru/vyipechka/zachem-testu-sol-sahar-muka.html#ixzz3x2ASl800
9.[Электронный ресурс] http://kedem.ru/schoolcook/basis/240604pastry/
10.[Электронный ресурс] http://pro-khleb.ru/index.php?id=7&Itemid=4&option=com_content&task=view
11.[Электронный ресурс] http://www.pudov.ru/istoriya-hleba-v-rossii
infourok.ru