Беседа-игра "Откуда хлеб пришёл?". Откуда хлеб пришел беседа


Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему: Беседа с детьми старшей группы Тема: «Откуда пришёл хлеб» | скачать бесплатно

Беседа с детьми старшей группы

Тема: «Откуда пришёл хлеб»

Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.Задачи:Познавательное развитие:• Выявить значение слова « Хлеб»• Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.• Рассказать, как появляется хлеб на наших столах.• Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.• Уточнить знания о ВОВРечевое развитие:• Активизация и обогащение словаря.Социально – коммуникативное развитие:• Привитие детям бережного отношения к хлебу.• Воспитывать патриотизм, чувство сострадания, уважения.Физическое развитие:• Активировать крупную моторикуМетоды и приемы:1. Практические: Сравнение злаков пшеницы и ржи.2. Наглядные: просмотр презентации «Откуда пришел хлеб»3. Словесные: загадывание загадок, прослушивание стихов, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы.Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, злаки ржи и пшеницы, карточки с ингредиентами для игры «Испеки каравай», хлебобулочные изделия для игры « Узнай по вкусу».Сюрпризный момент:Давайте поиграем в игру « Узнай по вкусу» На тарелке лежит хлеб покрытый салфеткой разных сортов (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье) Вызываю ребенка и кладу в рот кусочек хлебобулочного изделия.- Я сегодня утром шла на работу и задумалась: « Откуда пришел хлеб?» - Как вы думаете, как хлеб появился на столе? (детские ответы)- Ну, теперь смотрите. Я сейчас вам все расскажу.-Каждый день мы едим хлеб, но ни кому не приходила в голову мысль о том, что это не просто распространенный продукт, а одно из величайших чудес света. И дается он человеку ценой больших усилий.Наш хлеб появился много лет назад. Первобытные люди начали собирать хлебные злаки, они очень отличались от сегодняшних злаков. А потом заметили, что, уронив зерно в землю, они прорастают и возвращаются с большим количеством. Первобытные люди долго употребляли сырые зернышки в пищу, затем начали растирать между камнями, так появились первые жернова. Получали из зерен крупу и варили ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди на стол клали черствые куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды так называемые тарелки отдавал бедным людям. Хлебом очень гордились.Он не падает к нам с неба,Появляется не вдруг.Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятки рук.Ведь не сразу стали зернаХлебом тем, то на столеЛюди долго и упорноПотрудились на земле!Только снег сошел в апрелеКак поля зазеленели.- Посмотрите на картинку.-Что это? (Колосья)- Где растут колосья? (На поле)- Из чего делают белый хлеб? (Ответ детей)-Из чего делают ржаной хлеб? (Ответ детей)-Ребята белый хлеб делают из пшеницы, а ржаной хлеб делают из ржи.-Как вы думаете, почему пшеницу и рожь называют «злаковыми»? (Ответы детей) Да, они дают зерно.Какие еще бывают злаковые растения? (кукуруза, овес, ячмень, просо)Практическое задание:Ребята у каждого на столе зерна пшеницы и ржи. А у меня колоски этих злаков. Давайте рассмотрим их. В чем сходство и различие.-Какие колоски у пшеницы? (Толстые)А у ржи? (тоненькие). У пшеницы зерна – круглые, а у ржи длинные). Усики у ржи длиннее, чем у пшеницы. Вы назвали различия, а сходство. У растения есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) Послушайте стихотворение: В.Воронько «Вешний день, пахать пора»."Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора. Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым. Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу. А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает! Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!" -О чем это стихотворение?-Люди, каких профессий работают в поле? (Ответы детей)Да, комбайнеры, трактористы, пекари, агрономы.Он науку изучил.Землю — словно приручил,Знает он, когда сажать,Сеять как и убирать.Знает всё в краю родномИ зовётся ...(Агроном)Что делает - агроном? (Он следит за подготовкой семян, организует работы к посеву, следит за сбором урожая, следит за состоянием злаковых растений, чтобы не было вредителей)Упрятав чёлку под фуражку,Веду я с папой в поле вспашку.Я горд работой на земле,От пота вымокла рубашка.Зато ладони – на руле. (Тракторист.)Что делает – тракторист? (Пашет и рыхлит землю) На чем тракторист работает? (На тракторе) Трактор работает с ранней весны до поздней осени. В начале, он пашет с помощью плуга. Потом к нему прикрепляют борону. Борона прочесывает землю как расческой. Потом культиватор, с его помощью рыхлят землю. И на конец, устанавливают сеялку, что бы засеять зерновые культуры.В поле вызреет пшеница,день и ночь уборка длится.Дорог очень каждый день,всем трудиться там не лень.Кто в уборке хлеба скор?Дети это -….(комбайнер)Посмотрите на картинку. Что делает комбайн на поле? (Убирает урожай) Да, ребята, с помощью этой машины убирают урожай и сгружают в грузовики. Которые везут зерна на элеватор. Где его хранят. У нас в городе тоже есть элеватор, посмотрите.-Как называют человека работающего на комбайне?- Как получить муку? Что нужно сделать? (Перемолоть). Ребята, зерна загружают на грузовики и везут на хлебозаводы, на которых есть цеха по перемолу зерен. То есть мельницы.Встанем мы, когда вы спите,И муку просеем в сите,Докрасна натопим печь,Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари)–Как вы думаете, что дальше происходит с мукой? (Ответ детей) Мука отправляется в мешках в цех по изготовлению хлебобулочных изделий. Кто, же делает хлеб? (Пекарь)Сначала замешивается тесто.-Что кладут в тесто? (Муку, соль, сахар, дрожжи, молоко, вода, масло)затем формуется хлеб и поступает он в большую печь.Что дальше происходит с хлебом? (Он попадает в магазин)Игра « Назови профессию»Кто работает на тракторе – (тракторист)Кто работает на комбайне - (комбайнер)Кто выпекает хлеб – (пекарь)Кто следит за урожаем – (агроном)Кто перемалывает муку – (мельник)Кто продает хлеб – ( продавец)Послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка»Три паренька по переулку,Играя будто бы в футбол,Туда-сюда гоняли булкуИ забивали ею гол.Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнулИ, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул.Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувалИ вдруг спокойно и открытоПри всех ее поцеловал.- Вы кто такой?- спросили дети,Забыв на время про футбол.- Я пекарь!- человек ответилИ с булкой медленно ушел.И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небомМоря пшеницы золотой.-Ребята, как поступили мальчики?-Что они сделали не верно?-Что такое бережливость?-Кого вы считаете бережливыми?- Ребята, во время приема пищи, у вас на столе есть хлеб? (Да)Игра «Кто быстрее найдет свой калач»Бай, качи- качи – качиГлянь - баранки калачи.Все румяны, горячи.Три ребенка калачика, за ними выбегают дети, образуют круг вокруг каждого калачика. Под песню бегут по кругу, на слова присаживаются на корточки, закрывая глаза.Налетели тут грачи,Подхватили калачи.Рефлексия.До сегодняшнего дня есть такие правила.Хлеб наш берегите!Хлебом не сорите!Хлеб наш уважайте!С хлебом не играйте!Хлеб выбрасывать нельзя!Берегите хлеб друзья!

nsportal.ru

Беседа-игра "Откуда хлеб пришёл?"

ОКОУ « Обоянская школа- интернат»

Беседа - игра

Подготовила и провела: воспитатель

Лунева М. А.

Цель: формировать бережное отношение к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.

Задачи:

- раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;

- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;

- познакомиться с тем, как выпекают хлеб;

- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб;

- формировать у обучающихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;

-развивать способность чувствовать, сопереживать;

- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.

Ресурсы: хлебобулочные изделия (пряники, сухари, связки баранок, макароны и т.д, самовар, ваза с колосками, презентация, карточки со словами, рисунки каравая, хлеба и батона,

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так, ребята, здоровались ваши прадедушки и прабабушки. Носили они вот такие сарафаны. А свои избы украшали самоткаными рушниками и красивыми платками. Именно из такой избы убежал мой дружок.

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушёл.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок ) Слайд №1

II. Объявление темы.

- Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

- Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь.

Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском. (Хлеб) Слайд№2

- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.

- Вместе со мной к вам пришел Колобок. О чём он думает?

- Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, о том, как и откуда он пришёл к нам на стол, и задумаемся о бережном отношении к нему.

- А как вы думаете, почему я пригласила именно Колобка? (Колобок – это хлеб)

III. Работа по теме.

1. Из истории хлеба.

- Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.

Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой.

В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен.

Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку.

А когда добавил воды – получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто.

Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб».

2. «От зерна до каравая»

- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.

У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Тогда пора собирать наш «урожай пословиц».

Игра «Собери урожай».

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

  1. У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

  2. Без хлеба сыт не будешь.

  3. У кого хлебушко, у того и счастье.

  4. Плох обед, коль хлеба нет.

  5. Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.

  6. Хлебушко - калачу дедушка.

  7. Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться.

  8. Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб всему голова!

- Ребята, а давайте вместе с нашим Колобком отправимся в путешествие и проследим за рождением хлеба.

(Слайд №4)

А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, у пахаря много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю — быстро подготовить ею для посева семян. Пословица гласит: день — год кормит. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

Всему начало плуг и борозда,

Поскольку борозда

Под вешним небом

Имеет свойство

Обернуться хлебом.

На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.

(Слайд № 5)

Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.

(Слайд № 6)

Кто работает на комбайне? (комбайнер)

А потом на машинах везут зерно на элеватор, где зерно сушат и очищают от семян сорняков. (Слайд № 7)

Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы и мельницы(Слайд № 8), а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни(Слайд № 9). А пекари пекут хлеб. Какие продукты ещё требуются для выпечки хлеба? (ответы детей). (Слайд № 10) Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины.

- Как называется магазин, в котором продаются хлебобулочные и мучные изделия. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия. (Слайд № 11)

3. Игра «Откуда пришёл хлеб?»

- А теперь Колобок предлагает вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить слова в правильном порядке.

- Прочтите слова

- Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем?

- Какое слово будет первым? вторым? и т.д

(Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин)

- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.

4. Физкультминутка «Зернышко»

- Представьте, что вы зёрнышки…

Посадили мы зерно.

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает зернышко –

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

5. Беседа о профессиях.

- Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей.

- Люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол, мы узнаем, выполнив следующее задание.

- Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?

- А знаете ли вы, кто самый главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.

- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?

- Что дальше будет с зерном? (Зерно везут на элеваторы или на мельницу)

- Кто его везёт?

- Куда отправляют зерно? Кто работает на мельнице?

- Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне?

- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?

- Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба

- Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу? (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)

Конкурс «Калейдоскоп профессий».

Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь)

6. Работа по формированию бережного отношения к хлебу.

- Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему.

- Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)

- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом.

Правила обращения с хлебом.

Бери хлеба столько, сколько съешь.

Не играй с хлебом.

Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.

Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

- Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

7. Беседа о военном хлебе.

-А теперь Колобок хочет, чтобы я поведала вам о военном времени, о военном хлебе.

1941 год…

В нашей стране, объятой войной, идет полуголодная жизнь, но у людей одно стремление, одна цель – выстоять против врага и победить. Эвакуированные в Сибирь из далеких областей, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перекопанных полях - ищут мерзлую картошку. Дети с сумкой через плечо ходят по мокрым полям собирают колоски.

Они молчаливо бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими, худыми ручонками мокрые, полурассыпавшиеся колоски. Поздним вечером, вернувшиеся с работы домой матери толкут зерно в ступах, замешивают с мерзлой картошкой, пекут лепешки и утешают себя и детей: «Ничего, ничего, в Ленинграде тяжелее нас люди живут и еще воюют!»

В дыму Ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

- В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день по 125 граммов на человека.

- А вы смогли бы наесться этим кусочком? (Ответы детей)

- Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало…

- Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба.

- Может быть, эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться.

- Ребята, Колобок просит вас ещё раз повторить и запомнить основные правила обращения с хлебом.

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

8. «Что лишнее?

- А теперь Колобок нам предлагает поиграть. Что это за игра вы узнаете, когда выполните задание.

- Посмотрите, сколько разных изделий пекут из теста. Здесь булочки, ватрушки, печенье, кексы, пироги и пирожки и даже макароны. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.

- У вас на партах лежат карточки со словами. Если изделие из муки, то вы карточку с его названием крепите на доску, если нет, то оставляйте на месте.

Блины, консервы, пирожки, изюм, кексы, пряники, колбаса, баранки, макароны

- Что у нас получилось? (Каравай)

Каравай земли и неба на твоём столе –

Ничего сильнее хлеба нету на земле.

В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,

А на каждом колосочке держится земля.

И растёт под небом светлым, строен и высок,

Словно Родина бессмертный хлебны колосок.

Милости просим, дорогие гости к нашему столу, да к хлебному пиру!

infourok.ru

«ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ», Блюденова Алла Владимировна

БЕСЕДА : «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»Цель:

Закреплять знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди; как много труда надо затратить , чтобы получить хлеб.

Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных.

Учить подбирать слова – антонимы.

Обогащать слова детей существительными.

Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих.

Чтение сказок, рассказов и стихов

«Про булку белую и кашу пшеничную»

«Петушок и два мышонка»

«Жерновцы»

«Колосок»

«Отцовское поле»

«Откуда берется хлеб»

«ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.История.Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный - согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.

Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Хлеб, как предмет культа.

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

Приметы:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

www.prodlenka.org

Беседа Откуда хлеб пришел

Нравственное воспитание в детском саду

Эта беседа строится по следующим вопросам: из чего делают хлеб, булки, батоны? Кто заботится о том, чтобы в поле выросло много колосков? Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб? Кто и где печет хлеб?

В ходе такой беседы целесообразно использовать картины, а также диафильмы, изображающие хлебные поля, труд хлеборобов. Они позволяют детям воспринимать не только сами факты, но и связи между ними; через образную эмоциональную форму помогают определить отношение к воспринимаемому.

Как видно пз приведенных примеров, для решения познавательных и воспитательных задач педагог может использовать разные методы: экскурсии, наблюдения, чтение литературных произведений, беседы и др. В результате дети должны уметь ответить на основные вопросы: как называется эта профессия? Что делает повар, шофер и др.? Что нужно ему для работы? Как он работает? Одновременно с накоплением конкретных представлений и развитием речи воспитывается уважение к труду людей разных профессий.

Воспитание действенного отношения к окружающему требует обязательного, хотя и элементарного, участия детей средней группы в труде для других: помощь взрослому в уборке снега, листьев на участке, посев крупных цветочных семян. Объяснение необходимости труда: Уберем участок— будет чисто, Вырастут цветы — будет красиво — воспитывает у детей начатки коллективизма, желание трудиться на обшее благо. Дальнейшее уточнение и закрепление знаний детей о трудящихся происходит в процессе разнообразной деятельности: в рисовании, строительных и ролевых играх. Предлагаются, например, такие темы для рисования: Постройка дома, Транспорт, Улица, Наша река.

В среднем дошкольном возрасте у детей впервые отчетливо проявляется интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют вопросы детей, с которыми они обращаются к воспитателю и друг к другу.

Программа воспитания в детском саду определяет расширение представлений детей о родных местах, о природе, о труде людей, о Советской Армии, о В. И. Ленине. Основным методом ознакомления детей среднего дошкольного возраста с окружающим является наблюдение. Оно сопровождается чтением художественных произведений, показом диа-и кинофильмов, рассматриванием картин и т. д. Вся совокупность приемов обучения обусловливает расширение представлений и формирование на этой основе положительного отношения к явлениям общественной жизни.

Прежде всего дети усваивают понятия город, соло. Детей знакомят с природой родного края (река, парк, лес), улицами города или селв, общественными зданиями. Например, прогулки к ближайшей реке используются не только для любования ею. Дети узнают о названии реки, о ее значении для родного города или села. Так, во время экскурсии на реку в условиях города детям могут быть сообщены следующие сведения: Наша река называется.,. Она широкая и глубокая. На реке расположен грузовой порт. Порт — это место, где разгружают и нагружают пароходы, которые привозят и отвозят грузы в разные города и села. (Названия даются с учетом местных географических условий.) Рабочим порта помогают большие подъемные краны.

В условиях сельской местности программное содержание такого наблюдения несколько изменяется: Наша река неширокая, но глубокая. На берегу расположена птицеферма. Там выращивают уток. Посмотрите, как их много.

Осознанно детьми понятий город, село может идти на основе сравнения. Для этого используются картины, фотографии, помогающие детям выделить характерные особенности внешнего облика города и села (много улиц, большие многоэтажные дома, разный транспорт в городе; мало улиц, преимущественно малоэтажные дома, немногочисленный транспорт на село), особенности труда людей (труд на заводах и фабриках, сельскохозяйственный труд). Наблюдения помогают познакомить детей с работой по благоустройству родного села и города (строительство домов, посадка деревьев, цветов).

При выборе ближайшего к детскому саду объекта наблюдения воспитатель должен учитывать специфику местного социального окружения, доступность сообщаемых детям сведений, возможность решения в единстве познавательных и воспитательных задач, повторность и постепенное усложнение материала. Дети идут на экскурсию к строящемуся дому, наблюдают, как рабочие укладывают асфальт, садоводы сажают цветы, деревья.

Высказывания педагога, его вопросы направляют внимание детей на общественную пользу труда: Строители трудятся, чтобы у всех были хорошие квартиры; Садоводы сделали клумбы, газоны, стало на улице красиво. Логичным завершением этих наблюдений явится чтение отрывков из книги С. Баруздина Кто построил этот дом. Обобщить знания, полученные детьми, и вызвать их на разговор помогает беседа.

www.vospityvaem.ru

«ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ», Блюденова Алла Владимировна, страница №2

Стихи про хлеб.

Хлеба пекутся.

Тонкой струйкой сытнойЗмеится теплый запах по углам.Вдыхаю мир отрадный, самобытныйС любовью и слезами пополам.Как просто пониманье Мирозданья,Когда, проснувшись по утру в тепле,Под солнечное лучика лобзанье,Домашний хлеб увидишь на столе.

Пшеница

Положит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.

О хлебе

Я видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. Поднялся и к мальчишке подошел « Зачем - спросил он, голосом усталым – -Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны. Все при параде, в школу, ту, пришли. Мальчишке показалось очень странным, Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране. Седого старика, на той скамье. Он замер, тишина стояла в зале. И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном. Сидела рядом, грудь вся в орденах. В глазах мальчишки голубых, бездонных. Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. Мальчишке, нежно, в руки подала. И быль, рассказанная, той старушкой. Его в блокадный Ленинград перенесла. .Вот перед ним возник холодный город.Во вражеском кольце, кругом бои.Свирепствует зима и лютый голод. И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге. Он знает, мать его, больная, ждет. Торопится он к ней, замерзли ноги. Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет. Куски считая, чтоб хватило им. Пусть он сухой и пусть не очень свежий. Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. И матери, ее кусок, несет. В глазах ее он видит боль и муку. И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою. Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук Мать закричала « Что, сынок, с тобою. Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами. Старушка, что батон с земли берет. Она стоит и нежными руками. Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. Бежит домой, там, мать больная, ждет. Боль матери всем сердцем понимает. И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны. Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. Все сном прошло, остались только раны От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу. Который, дерзко, превратил он в мяч. На землю, вновь его вернули с неба. Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке. В глаза глядит, так, как глядела мать. Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. « Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге. Идет мальчишка, голову склонив. И дед седой все курит на пороге. Всю боль души, молчаньем сохранив.

Пословицы и поговорки о хлебе.

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.-Всяк на себя хлеб добывает.-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.-Хлеб – батюшка, вода – матушка. -Хлеб хлебу брат. -Худ обед, когда хлеба нет. -Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. -Хлеб да вода – мужицкая еда.-Хлебушко – калач дедушка.-Хлеба нет – корочка в честь.-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. -Человек хлебом живет, а не промыслом. -Покуда есть хлеб да вода, все не беда. -Без хлеба, без соли худая беседа. -Палата бела, а без хлеба в ней беда. -Плевать на обед коли хлеба нет. -Хлеб – дар божий, отец, кормилец.-Хлеб да соль, и обед пошел.-Без хлеба, без соли никто не обедает.-Не в пору и обед, коли хлеба нет.-Хлеб черствый – обед честный.-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, -Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,В печи закаляют,Потом за столомРежут ножом. (Хлеб)

Вот он –Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол –Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло.Сколько рукЕго растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье...Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят. (Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)

www.prodlenka.org

«Откуда хлеб пришел?»

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай»

Внеклассное занятие

по развитию речи

во 2 классе

по теме «Откуда хлеб пришел?»

Составила:

Загороднева Ирина Геннадьевна

учитель начальных классов

г. Горно-Алтайск

2013г.

^ Цели: 1). Формировать представления учащихся об этапах возникновения хлеба,

профессиях людей, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба.

2). Развивать речь, внимание, слух, память, кругозор.

3). Воспитывать бережное отношение к хлебу.Оборудование: Мучные изделия, круглый хлеб, полотенце, костюм Колоска, костюм Любушки-голубушки, иллюстрации с пословицами, слова с названиями профессий, палочки, таблица «Откуда хлеб пришел?», портрет Колоска, скатерть, булочки на подносе, чашка с мукой, фонограммы: «Выход Любушки», «Танец Колоска», кроссворд, макет печи.^ I. Основная 1). Вступительная беседа

часть (Звучит фонограмма. В класс входит девочка в русском костюме, на полотенце у

которой лежит круглая булка).Любушка:- Здравствуйте гости дорогие! Милости просим нас послушать и хлебушка откушать.«Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен-

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем.»

^

- Спасибо тебе Любушка-голубушка за хлеб, за соль, за гостеприимство. Хлеб мы поставим на стол, на почетное место. Потому что мы будем говорить только о нем.

«Чтобы в добрый,

В светлый час

Хлеб на стол явился,

Кто-то встал чуть раньше нас

И крепко потрудился!»

-Кто и когда испек первый каравай, мы не знаем. Ученые считают: давно, очень давно. Возможно, было это так. Размолол человек зерна пшеницы. Получилась мука. В это время его окликнули, и он пошел к людям, а муку оставил. У тут хлынул дождь. Мука превратилась в тесто. Когда дождь кончился, человек вернулся за мукой, но нашел что-то липкое, тягучее. Дай, думает, подсушу на солнце. А солнце, горячее, жаркое… Вот хлеб и испекся. Может так, может, не так был испечен первый хлеб. Никто не знает.

^

-А как вы думаете, откуда хлеб пришел? (из магазина)

-А в магазин как попал? ( из пекарни)

-Что делают в пекарне? (пекут хлеб)

-Из чего? (из муки)

-Из чего мука? (из зерна)

-Откуда зерно? (из колоса пшеницы)

-Откуда пшеница? (выросла в поле)

-Кто ее посеял? (колхозники, фермеры)

^

-Прочитайте пословицу

Хлеб - всему голова.

-Как вы понимаете эту пословицу?

(Хлеб –это самое главное на столе. Без хлеба мы не обходимся ни дня. Если есть хлеб, значит есть пища).-Прочитайте другие пословицы о хлебе.

-Как вы их понимаете?

«Обед не в обед, коли хлеба нет»

(Хлеб сытный. Без хлеба покушаешь, останешься голодным)

«Вода вымоет, хлеб накормит»

(Человек не проживет без воды и без хлеба)«Не трудиться, так и хлеба не добиться»

(Чтобы хлеб вырастить, надо много вложить труда)^

-Скажите, какие люди разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб?

-Разместите по порядку слова:

-Кто пашет на поле? (тракторист)

- Кто следит за хлебными колосьями (агроном)

- Кто убирает зерно? (комбайнер)

- Кто перевозит зерно, муку, хлеб? (шофер)

- Кто печет хлеб? (пекарь)

- Кто нам продает хлеб? (продавец)

-Любая профессия трудная. Она требует много терпения, внимания. И поэтому хлеб нужно беречь.6). Беседа о бережном отношении к хлебу

«Режь, да ешь от всей души,

Хлеба набирайся,

Лишь напрасно не кроши,

Хлебом не швыряйся».- Сейчас я прочитаю отрывок из рассказа «Что всего дороже». А вы его послушайте и скажите: «Почему плакал Алеша?»

(Учитель читает рассказ)

-Почему плакал Алеша? (Ему было стыдно)

-А почему вы считаете, что хлеб всего дороже? (Без хлеба долго не проживешь).

-Особенно дорожили хлебом, почитали его на Руси. Трудно найти сказку, в которой бы герои не несли с собой хлеб или сухари. Сразу вспоминаются слова- «сухарей в дорогу насушила» или «дала ему мать ковригу хлеба». Так было в народных сказках: есть хлеб- и сыт человек. Посыплет он краюху солью, съест, запьет водой из родника и идет, сильный и смелый, на свои геройские дела. А встретит в пути голодного, нищего- чем первым поделиться? Хлебом. В нем, в хлебе, богатство, сила и доброта русского человека. Да разве только в сказках такое бывает.

^

-А теперь закроем глаза и представим большое вспаханное поле. И вы сеете пшеницу.

(Фонограмма «Танец Колоска»)-Откройте глаза.

(«Колосок» танцует).- Колосок – Здравствуйте, ребята

-Кто же я? (Колосок)

-Я один пришел с поля. Но не с пустыми руками, а с заданием. Составьте мой портрет из палочек.

(Показывает на рисунок, затем оценивает труд учащихся).

-Тебе понравилось, Колосок, как поработали наши дети над твоим портретом?- Колосок – Понравилось, спасибо.-Садись, Колосок, поработай с нами.

^

-Колосок мы вырастили, теперь зерно нужно перемолоть на мельнице. Давайте поработаем.«Мельница крыльями машет вдали,

Мельница крыльями машет вдали.

Будет мука, чтоб пирог испекли.»

(Учитель пересыпает муку в чашку)-Получилась у нас мука?^

-А теперь давайте заведем тесто и состряпаем пирожки.

(Дети иммитируют)«По амбару пометем, пометем, пометем.

По сусекам поскребем, поскребем, поскребем.

Тесто мы заведем,

Пирожки мы напечем.

Ах! Какие вкусные!»^

-А пока пироги пекутся, давайте узнаем что баба испекла деду?

(Дети разгадывают кроссворд)

-Какое слово получилось? (колобок)

-Баба тоже по амбару помела, по сусекам поскребла, замесила тесто и испекла колобок.^

- Составьте предложение из слов.

Пирог, печь, мука,из.

-Что еще пекут из муки?

(Батон,печенье, сушки, булочки, лаваш,блины, пряники,торты, пироги).

^

-Подберите признак к слову хлеб.

-Хлеб какой?

(Теплый, вкусный, ржаной, белый, мягкий, свежий, сухой, подгорелый).

-Булочка какая?

(Свежая, пышная, душистая, вкусная, сладкая).

^

Я знаю пословицу о … . Мама купила пшеничный … . Дети едят суп с … . Ваня пошел в магазин за … . Я не люблю есть суп без … . У меня дома нет … .14). Составить рассказ по плану-рисунку «Откуда хлеб пришел?»

(Вырос в поле колосок. Из зернышек колоска на мельнице намололи муку. Из муки испекли хлеб.)II. Итог занятия

-А вот и пироги испеклись. Горяченькие, прямо из печи. Ну, Любушка-голубушка, угощай гостей пирогами. А хлебушек мы за обедом съедим.

shkolnie.ru

Тема : «Откуда хлеб пришел»

Проект

«Откуда хлеб пришел»

подготовила воспитатель II кв. категории Чегодаева Е.А.

Тема: «Откуда хлеб пришел».

Тип проекта: познавательный.

По содержанию: ребенок и семья

Продолжительность: долгосрочное

Цель проекта:

Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращивании хлеба

Задачи проекта

1. Уточнить и закрепить представления детей о последовательности этапов выращивания хлеба

2. Воспитать бережное отношение, уважение к труду людей, в его выращивании и производстве

3. Развивать речь, творческое мышление, любознательность, способность сравнивать, обобщать, развивать экологическую культуру

Объекты проекта

1. Дети дошкольного возраста

2. Родители

Основные формы реализации проекта

1. Занятия, беседы, игры, наблюдения

2. Исследовательская деятельность

3. Работа с родителями (разные формы)

Основные направления проекта

Информативное

1.Знакомство с возрастными особенностями детей

2. Знакомство с правилами поведения работы в природе, общественных местах

3. Знакомство с методами воспитательно-образовательного процесса

Обучающее

1. Приобщать к общечеловеческим ценностям

2. Руководить детской деятельностью

3. Развивать любознательность детей

4. Развивать речь детей

5. Формировать творческое воображение детей

6. Формировать психическую готовность ребенка к обучению в школе

Основные принципы реализации проекта

1. Принцип непрерывности и преемственности

2. Принцип целостности

3. Принцип гуманизации

4. Принцип соответствия задач

5. Принцип освоения общечеловеческой культуры

Ожидаемые результаты

1. Умение детей в сюжетно-ролевых играх находить выход из затруднительного положения самостоятельно

2. Формирование у родителей и детей способности применять знания по экологии на практике

3. Усвоение детьми этапов выращивания хлеба

4. Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ

5. Развитие у детей потребности к участию в совместном воспитательно-образовательном процессе

Этапы проекта

1 Подготовительный

Постановка проблемы

Вхождение в игровую ситуацию

Планирование деятельности

2 Практическая деятельность

Беседа «Откуда хлеб пришел»

Занятие

Экскурсия в музей хлеба

Чтение художественной

литературы «Легкий хлеб»

Дидактические игры «Как хлеб на стол пришел. От зернышка до булочки».

3 Презентация проекта

^

Программное содержание. Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве. Развивать связную речь детей.

Материал. Иллюстрации с изображением сельскохозяйственных работ.

^ . Экскурсии и прогулки на поле в разное время года. Знакомство с работой хлеборобов, продавцов хлебного магазина.

Ход занятия. На столе у воспитателя, на подносе, лежит круглый хлеб.

На доске развешаны картины с изображением основных этапов работы хлеборобов по выращиванию зерновых культур.

Воспитатель, показывая детям хлеб, говорит:

- На подносе лежит хлеб. Давайте, дети, вспомним, кто потрудился, чтобы этот каравай был сейчас у нас на столе. Давайте вспомним, как готовились хлеборобы к тому, чтобы вырастить хороший урожай.

Дети рассказали, как колхозники удобряли поле, задерживали на нем снег. Воспитатель предложил найти и описать соответствующую картину, сравнить изображение с тем, что они наблюдали во время экскурсий и прогулок.

Так, постепенно во время беседы воспитатель помог детям вспомнить об основных видах работ хлеборобов. Дети охотно рассказывали обо всем, что было им знакомо. Речь детей была образной, связной. Они активно использовали слова, которые усвоили в процессе знакомства с художественной литературой, во время наблюдений, дидактических игр.

Педагог акцентировал внимание детей на нравственной стороне труда хлеборобов:

- Дети, расскажите, как трудятся хлеборобы.

Ребята отметили, что хлеборобы помогают друг другу, что труд их нелегкий, но очень нужный всем людям, потому что без хлеба никто не может жить.

- Как можно назвать хлеборобов: какие они люди?

- Хлеборобы трудолюбивые, смелые, добрые, заботливые...

- Да, дети, хлеборобов можно назвать еще и мужественными. Труд их нелегкий, но они любят его, гордятся им. И страна наша благодарит их за добросовестную работу, награждая орденами и медалями.

- Теперь вы понимаете, как должны люди потрудиться, чтобы у нас на столе всегда был хлеб; знаете, почему надо хлеб беречь и уважать труд людей, чьими руками он сделан. Послушайте стихотворение «Руки человека».

^

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земля,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай берегут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!

А если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду

И колосом стану, И к людям приду».

Я. Дягутите

^

пришел»

Дидактическая задача. Закреплять представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, что в нашей стране для всех людей хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные машины помогают им в работе. Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов. Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (трактор, комбайн, сеялка, борона). Развивать связную речь детей.

^ . Дети должны показывать картинку в соответствии с рассказом водящего.

Игровые действия. Сигнал, после которого может быть показана картинка; правильный показ отмечается красной фишкой, неправильный - синей.

Материал. Карточки с изображением различных профессий хлеборобов и машин, помогающих им в труде.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе. (Просит ответить нескольких детей.) Да, «хлеб - всему голова» - гласит пословица. Мы с вами бывали в гостях у хлеборобов, много читали об их труде, а сегодня поиграем и вспомним тех, с кем встречались, какие машины видели во время их работы на поле. Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их. Не правда ли, мы с вами как будто опять в гостях у хлеборобов? Кто-то из вас, на кого покажет стрелка, будет рассказывать, что мы видели, а у кого такая картинка, тот покажет ее. Не ошибайтесь, слушайте внимательно! Но показать картинку можно лишь после сигнала (хлопок), который даст водящий.

Водящего выбирают считалочкой. Первым рассказывает воспитатель, подавая пример детям.

- Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю - быстро подготовить ее для посева семян. Еще одна пословица гласит: «Весенний день - год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно хорошо подготовить землю и посеять зерно (водящий подает сигнал). Тот, у кого картинка с изображением трактора, поднимает ее и называет: «Трактор, его ведет тракторист». Затем рассказывают дети:

- Через некоторое время мы опять на поле. Здесь уже работают другие машины. Зерна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их (сигнал).

Ребенок поднимает картинку с изображением сеялки и говорит:

- Это сеялка, на ней работают сеяльщицы. Другой ребенок, продолжая игру, рассказывает:

- На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как золотые волны. Когда приходит осень, колосья становятся совсем золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колоски могут осыпаться, и зерна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины (сигнал).

Один из играющих показывает карточку с изображением комбайна и говорит:

- Это комбайн, ведет его комбайнер. А потом на машинах, украшенных флагами, везут зерно в новый дом (сигнал).

Следующий ребенок поднимает картинку, на которой нарисован элеватор, куда на машинах привозят после уборки с полей и сушки хлеб.

- Это элеватор. Хлеб везут на элеватор, - говорит он. – Дальше зерно отправляется в города, где из него делают муку на мукомольных заводах. Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарни (сигнал).

Участник игры поднимает картинку с изображением специальных машин - муковозов и говорит:

- Пекари пекут хлеб. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины. А в магазине люди покупают все, что им нужно (сигнал).

Кто-то из играющих показывает картинку, на которой изображены разные хлебные изделия.

В ходе игры ведущий оценивает действия ребят: тому, кто по сигналу поднял нужную картинку, правильно назвал профессию и машину, выдается красная фишка, кто ошибся - получает синюю фишку. Тот из играющих, кто набрал большее число красных фишек, выигрывает (считается победителем). Игра усложняется путем использования новых картинок с другими машинами и профессиями.

Проводилась эта игра с группой детей сначала под руководством воспитателя, а затем самостоятельно, когда дети хорошо усвоили все игровые правила и действия.

tvov.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *