Откуда хлеб пришел аппликация


Проект: Откуда к нам пришел хлеб | Конспекты занятий, НОД

Проект: Откуда к нам пришел хлеб

Автор: Малышева Елена Александровна

Организация: МАДОУ «ЦРР – детский сад №74 «Маячок»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Великий Новгород

Вид проекта: творческий, долгосрочный, коллективный.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители

Сроки реализации:4 недели

Цель: формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

Задачи:

1. Развивать и обогащать знания детей о хлебе, труде людей;

2. Формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска;

3. Познакомить с процессом приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;

4. Закрепление представлений о производстве хлеба в рамках образовательной деятельности по ручному труду, развитие мелкой моторики в процессе работы с тестом;

5. Развивать у детей коммуникативные качества, активизировать и обогащать их словарь; ХЛЕБ – ХЛЕБОРОБ, ХЛЕБОЗАВОД, ПШЕНИЦА – ПШЕНИЧНЫЙ, РОЖЬ – РЖАНОЙ, ОВЁС – ОВСЯНЫЕ, КОМБАЙН – КОМБАЙНЁР, ТРАКТОР – ТРАКТОРИСТ, ПЕЧЬ – ПЕКАРЬ, ЖАТВА - ЖАТЬ, ПОСЕВ - СЕЯТЬ, ПАШНЯ - ПАХАТЬ, БОРОНА – БОРОНОВАТЬ

6. Развивать художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;

7. Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.

8. Обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционального общения, способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

9. Закрепить названия профессий, растящих хлеб

 

Предполагаемый результат:

1. Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Хлеб».

2. Формирование у дошкольников опыта познания процессов и явлений, происходящих в природе;

3. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

4. Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе: познавательного, эстетического, гуманного;

5. Развитие творческих способностей детей средствами разных видов художественно – продуктивной и театрализованной деятельности;

6. Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом;

7. Развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;

8. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

9. Понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба.

10. Представления детей о технологии приготовлении хлеба.

1 этап – подготовительный

Модель трех вопросов:

1) Что я знаю?

2) Что хочу узнать?

3) Как узнать?

Создание опытно-экспериментальной зоны; проведение опытов по проращиванию злаков; ведение наблюдений, знакомство с профессией хлебороба; посещение магазина, музея; чтение художественной литературы, загадок, пословиц, поговорок; зарисовки, иллюстрации, картинки

 

2 этап – Основной цикл практических дел

1) Развитие речи:

- беседы

1.Беседа на тему: «Народные пословицы о хлебе».

Задачи: Воспитывать уважение к народному творчеству. Развивать внимание, память, логическое мышление, речевую активность. Познакомить детей с народными приметами, пословицами и поговорками о хлебе.

Вопросы: - Какие пословицы о хлебе вам знакомы?

- Что означает пословица?

- Почему говорят: «Хлеб-всему голова»?

 

2.Словесная игра «Продолжи пословицу»

Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе

- чтение художественной литературы, загадок, стихов и пословиц;

Сказки: «О хлебных колосьях», «Вершки-корешки», «Девочка, которая наступила на хлеб» Г. Х. Андерсен, «Петушок и курочка» норвежская сказка, «Сказка о волшебном зернышке», «Теплый хлеб» К. Паустовский

- разучивание стихотворений о хлебе:

«Вот он хлебушек душистый» С. Погореловский, «Гнули колос злые ветры…» С. Погореловский, «Важней, чем хлеб, продукта нет…» В. И. Мирясова;

3.Рассматривание колосьев в вазе.

Задачи: Воспитывать осторожное обращение с засушенными колосьями. Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс). Учить различать и называть колосья разных злаковых культур.

Вопросы: - Что это?

- Где растут колосья?

- Что изготавливают из колосьев?

- Колосья каких растений мы видим?

- Чем они отличаются? Чем похожи?

Чтение стихотворений В.Воронько «Вот и лето пролетело…», «Вешний день, пахать пора…».

Задачи: Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра.

Вопросы: - О чём эти стихотворения?

- Люди каких профессий работают в поле?

-Какая техника работает в поле?

4.Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка…»

- Божья коровушка,

Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)

- Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)

- В огород – бобы,

- В лес – ягоды, грибы,

- В родник – водицу,

- В поле – пшеницу. (поочерёдно загибают пальцы).

 

ПОЗНАНИЕ.

 

  1. Тема: «Откуда хлеб пришёл».

Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие.

Учить детей узнавать хлеб по вкусу и запаху, на картинках.

Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе.

Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий.

Формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб.

Методы и приёмы:

- Из чего делают муку?

- Откуда берётся зерно?

 

2. Дидактические игры;

Дидактическая игра «Река времени».

Цель: Развивать умение детей выкладывать картинки – путь от зерна до хлеба.

Выставка домашней выпечки: «Вот он – хлебушек душистый!».

Цель: Воспитывать у детей гордость за результат своего труда и своих родителей. Закреплять представления о разнообразии изделий из теста.

  • Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье)

 

3.Организация чаепития с домашней выпечкой

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, сделать яркий акцент на тему.

 

4. Консультации для родителей;

«Откуда берется хлеб», «Какое значение имеет хлеб для людей», «Берегите хлеб», «Хлеб всему голова», «Хлеб и его место в истории человечества», «Влияние хлеба на современное общество»

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: АППЛИКАЦИЯ

Тема: «Хлебные колосья в вазе».

Задачи: Воспитывать аккуратность при работе с клеем, осторожность при работе с ножницами. Развивать умение выполнять работу в определённой последовательности, опираясь на образец и схему. Учить детей вырезывать детали овальной формы из бумаги, сложенной «гармошкой».

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЯ

Тема: «Хлебозавод»

Задачи: Воспитывать стремление добиваться поставленной цели. Развивать умение работать по схеме и образцу, уметь самостоятельно подбирать детали строителя. Учить детей строить многоэтажное здание. Совершенствовать представления о производстве хлеба. Закреплять умение обыгрывать постройку, аккуратно разбирать постройку после занятия.

Методы и приёмы:

- Из чего состоит здание хлебозавода?

Продуктивная деятельность:

Опыты: посадка семян злаков, их проращивание, наблюдение за ростом, уход, зарисовки, измерение физических параметров растений, выявление общих признаков и различий злаковых культур.

Опыт «Открытие» выпечка хлеба. Лепка из соленого теста и последующее раскрашивание хлебобулочных изделий. Изготовление изделий из муки (печенье, блины)

Организация фотовыставки «Группа Звездочки в Музее Хлеба» в группе

Создание мини музея хлеба в группе

Создание опытно-экспериментальной зоны.

Изготовление теста, выпечка хлеба, хлебобулочных изделий, изделий из муки, рисование, аппликации, конструирование, лепка.

Хлебобулочные изделия из соленого теста для игры в «Магазин», «Семья» и др.

Сюжетно-ролевые игры.

3 этап – Заключительный

Презентация проекта, фотовыставка, выставка детских работ.

Мини-музей.

Папка-передвижка.

Проведение обобщающих бесед с детьми, викторины «Я знаю о хлебе все», тематическая беседа с родителями

Достигнуты результаты: Бережное отношение к хлебу, знакомство с профессиями хлебороб, тракторист, комбайнер, пекарь. кондитер и т.д. Через опытно- экспериментальные приемы пополнили знания детей о выращивании хлеба, о его изготовлении, пополнили словарный запас

Создание опытно-экспериментальной зоны; проведение опытов по проращиванию злаков; ведение наблюдений

Зарисовка опыта посадка зерен хлеба

1) Развитие речи:

- беседы

«Откуда хлеб пришел?», «Печем хлеб сами», «Хлеб – наше богатство», «Кто выращивает хлеб», «Как растут злаки? ».

- чтение художественной литературы, загадок, стихов и пословиц;

Проращивание

  1. Опытническая деятельность. Изготовление солёного теста.

Задачи: Воспитывать аккуратность. Развивать умение обследовать, анализировать. Развивать логическое мышление. Формировать и расширять представления о свойствах воды, муки и соли. Учить готовить солёное тесто для последующего использования его в лепке.

  1. Лепка изделий из солёного теста

Задачи: Воспитывать аккуратность при работе с тестом. Развивать навыки лепки: скатывание, раскатывание, соединение деталей, сглаживание неровностей, сплющивание, вдавливание. Учить лепить фигурки из солёного теста.

 

  1. Работа с родителями: Предложить родителям придумать совместно с детьми сказку на тему: «Приключения хлебного зёрнышка».

Цель: Привлечь родителей к работе по развитию речи детей.

Лепка. Упражнять лепить разнообразные хлебные изделия. Отрабатывать приёмы лепки (раскатывание, прищипывание, оттягивание). Закреплять умение работать с солёным тестом.

Аппликация. Упражнять в передаче образа колосьев аппликацией. Закреплять умение детей вырезать симметричные детали (сгибать лист бумаги пополам, срезать углы, вырезать «зубья»). Упражнять в расположении колосьев в вазе.

Раскрашивание хлеба для сюжетно ролевых игр (магазин, семья)

Список использованной литературы:

1. Программа «От рождения до школы»

2. Расскажите нам о хлебе. Емельянова Э.Л. М.,2011

3. «Беседы о хлебе» Методические рекомендации Т.А. Шорыгина

4. «Наш хлеб» В.А. Патт

5. Хлеб, который мы едим. Барыкин К.К. М.,1983

Опубликовано: 04.12.2015

www.adou.ru

Интегрированное занятие «Откуда пришел хлеб?» (старший возраст

Интегрированное занятие «Откуда пришел хлеб?» (старший возраст)Задачи:

  1. Уточнить и расширить знания детей об уборке урожая, кто делает хлеб, где и из чего; кто делает муку и где; познакомить с сельскохозяйственными машинами.

  2. Воспитывать бережное отношение к хлебу, ценить хлеб, как основное богатство.

  3. Развивать память, речь, творческое и пространственное воображение, логическое мышление детей. Упражнять детей в умении «читать» кодовое обозначение блоков.

  4. Дать детям возможность оценить свои качества как будущих мужчин или женщин, повысить самооценку и настроение.

Обогащение словаря: пшеница, колосья, сеялка, трактор, тракторист, комбайн, комбайнер, мельница, мельник, пекарня, пекарь.Активизация словаря: хлеборобы, сельскохозяйственные машины, хлебозавод.Методические приемы: словесные - вопросы, объяснение, напоминание, повтор, поощрение, художественное слово; наглядные - показ; игровые - сюрпризный момент, физминутка, проблемно-практическая ситуация, «Сложи картинку».Материал: посылка, хлеб, иллюстрации, разрезные картинки, геометрические фигуры, коды блоков Дьенеша, ватман, клей-карандаш.Предварительная работа:

  1. Чтение Белорусской сказки « Легкий хлеб», заучивание стихотворения В.Пальчинскайте «Хлеб», рассматривание иллюстраций «Хлеб – всему голова».

  2. Беседа о нелегком труде хлебороба.

  3. Проводилась игра «Комплимент» по формированию положительного «образа Я» мальчика / девочки.

  4. Игры с блоками Дьенеша, «чтение» кодовых обозначений.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Кто и какой Я». Воспитатель предлагает детям назвать качества мальчиков и девочек (девочка: скромная, вежливая, нежная, аккуратная, заботливая и т.д; мальчик: энергичный, смелый, ловкий, сильный, решительный и т.д).-Я, Жанна Викторовна, девочка, заботливая и т.д. (ответы детей)

2. Стук в дверь (сюрпризный момент)- Посмотрите, нам посылка. Как вы думаете, что в ней? Давайте потрясем ее. Она тяжелая. Давайте понюхаем. Чем-то таким знакомым пахнет. Догадались, что лежит в посылке, давайте посмотрим. Это же ХЛЕБ. А где мы с вами берем хлеб? Ой, посмотрите, в посылке еще что-то есть.Рассматривание иллюстраций «Путь хлеба от зерна до магазина».- Распахали поле тракторами, сеялками посеяли зерно пшеницы. Когда пшеница выросла, налились колосья, в поле выезжают комбайны и убираю урожай. Зерно засыпают в машины и везут на элеватор сушить. После сушки зерно везут на мельницу, где его мелют, превращают в муку. Дальше муку везут на хлебозавод (пекарню), там замешивают тесто, раскладывают в специальные формы и выпекают хлеб в печи. Готовый хлеб везут в магазин, где мы с вами его покупаем (показ иллюстраций с сопровождением художественного слова).-Получается, что более 10 рук держали буханку нашего хлеба, пока он дошел до нас. Хлеборобы согревали хлеб своими руками, отдавали ему свое тепло, свою доброту и энергию. Хлеборобы - люди, которые растили и убирали хлеб. Как вы думаете тяжелая работа у них? Почему? А что еще из муки пекут?

3. Физминутка – Давайте с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в землю и появились ростки.Подрастает зернышко – приселиПотянулось к солнышку. - Потянулись, руки вверхС ветерком оно играет, - прогнулисьВетерок его качает, - наклоны туловищаК земле низко прижимает – приселиВот как весело играет!- Мы снова стали людьми.

4.– Ой, посмотрите, в посылке еще какие-то конвертики.Дидактическая игра «Сложи картинку» - назовите место, профессию, кто там может работать (мужчины или женщины).

5. Ситуация – «Хорошо или плохо?»-Послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка».

Три паренька по переулку,Играя будто бы в футбол,Туда - сюда, гоняли булкуИ забивали ею гол.Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнулИ, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул…

-Дети, скажите, что делали мальчики? Почему прохожий дяденька вздохнул? Что он сделал? Дяденька знает, что труд пекаря тяжелый, что хлеб надо беречь, не разбрасывать.

6. Аппликация «Откуда пришел хлеб?» из геометрических фигур.Дети должны «прочитать» кодовые блоки по Дьенешу и под своим номером сложить фигуру и приклеить.

7. Анализ занятия – Что вам больше всего понравилось? Сегодня вы мне понравились, хорошо работали на занятии: быстро сложили картинки, правильно прочитали кодовые блоки, аккуратно сделали аппликацию. Молодцы, всем вам фишку за хорошую работу.

infourok.ru

Опытно-экспериментальная деятельность

Проект «От зёрнышка к хлебушку»

«Детский сад комбинированного вида №32»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «От зёрнышка к хлебушку».

Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории Каменская Н.В.

Продолжительность проекта: краткосрочный, сентябрь 2015 год

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: взрослые, дети старшей группы.

Возраст детей: 5-6 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Наблюдая за детьми, делаешь выводы, что не в каждой семье им прививают бережное отношение к хлебу, а иногда и сами показывают неуважительное отношение к нему. Дети недостаточно знают о тружениках – хлеборобах, о значении хлеба в жизни человека.

Данной работой хотелось показать и рассказать детям, как тяжёл труд хлебороба и какой долгий путь проходит зёрнышко, прежде чем станет ароматным хлебушком.

Цель проекта:

Дать знания откуда хлеб пришёл. Привить бережное отношение к хлебу.

Приобщать детей к истории и фольклору русского народа.

Задачи проекта:

- для детей:

развивать познавательный интерес; формировать представление о злаковых культурах - пшеницы, овёс; воспитывать уважение к труду хлебороба; учить различать семена пшеницы, ржи, овса; установить характер влияния факторов внешней среды на жизнь растений.

- для педагогов:

совершенствовать методы и формы знакомства детей со злаковыми культурами, профессиями , связанными с производством хлеба, с фольклором России.

- для родителей:

изготовить поделки для выставки «Прекрасный мир Хлеба»; изготовить фигурки из солёного теста для мини-музея «Хлеб – батюшка»; придумать сказки про колосок, зёрнышко дома с детьми.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение для детей и взрослых.

Название итогового мероприятия проекта. Открытие мини-музея «Хлеб-Батюшка»

Продукты проекта:

- для детей:

творческие работы: рисунки « Пшеничный колосок», апликация «Колосья в вазе», поделки из солёного теста; творческие рассказы «Откуда хлеб на столе», «Берегите хлеб»

- для педагогов:

выставка в мини-музее « Хлеб-батюшка»; проект «От зёрнышка к хлебушку»

- для родителей:

поделки для выставки «Прекрасный мир хлеба»

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей:

Знание названий, внешнего вида, особенностей злаковых растений, уважительное отношение к труду хлеборобов, к работникам хлебопекарной промышленности; сформированность бережного отношения к хлебу

- для педагогов:

использование различных форм и методов в проектной деятельности, привлечение родителей для участия в дальнейшей проектной деятельности;

- для родителей:

повышение мотивации для совместной творческой деятельности с детьми в детском саду и дома.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности

по проекту «От зёрнышка к хлебушку»

Сентябрь I неделя

Беседа: «Хлеб всему голова»

Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу.

Показ презентации «Зерновые культуры».

Рассматривание картин И. Шишкина «Рожь», «Уборка хлеба».

Цель: мотивировать детей на познавательную деятельность

Художественное творчество: рисование: «Пшеничный колосок».

Чтение художественной литературы:

В. Крупин «Отцовское поле», Н. Верещагин «Золотой колосок»

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыт № 1: Виды почв.

Цель: наблюдение за свойствами различных видов почв (песок, глина, чернозем).

Опыт №2: Виды зерновых семян.

Цель: рассмотреть (зерна) пшеницы, овса, ржи под увеличительным стеклом, обнаружить отличия семян по форме, цвету.

Зарисовать в альбоме Наблюдений семена.

Cентябрь II неделя

Беседа: «Условия выращивания зерновых культур»

Цель: Воспитывать уважение к труду людей, участвовать в процессе выращивания и изготовления хлеба. Беседа о злаках, с рассматриванием зерен пшеницы и овса и что необходимо для роста растений, посадка зёрен. Ознакомить с зёрнами пшеницы, ржи, овса. Рассказать какой длинный путь проходит зёрнышко к караваю, и что нужно, чтобы вырос хороший урожай.

Труд: посадка семян пшеницы, ржи, овса. Наблюдение за их ростом, составление и ведение дневника наблюдений.

Цель: учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.

Рассматривание и сравнение иллюстраций о выращивании хлеба в старину и сейчас.

Цель: активизировать в речи детей слова «плуг», «борона», «молотьба», «жатва», «мельница».

Дидактическая игра «Да – нет»

Цель: разработать правила обращения к хлебу, формировать навыки бережного отношения к хлебу.

Чтение художественной литературы:

В. Бакалдин «Стихи о хлебе».

Работа с родителями: конкурс сказок про колосок, зернышко и др.

Цель: Привлекать родителей к активной работе над проектом.

Художественное творчество: аппликация «Колосья в вазе».

Цель: развивать умение использовать свои впечатления в работе.

Опыт №3: Сеем семена.

Цель: посеять семена в контейнеры для рассады, наблюдение за всхожестью семян, условиями роста при различных условиях (посадка в песок, чернозем, глину).

Выставка «Прекрасный мир хлеба»

Сентябрь III неделя

Беседа: «Кто хлеб растит?»

Цель: закрепить знание детей о различиях города и деревни. Познакомить с трудом хлебороба и др. профессиями, связанными с выращиванием хлеба

Чтение художественной литературы:

Чтение Литовская народная сказка «Как волк вздумал хлеб печь»

Отгадывание загадок о хлебе.

Дидактическая игра «Что за чем?»

Цель: закрепить знания о последовательности работы в поле, знакомить с трудом взрослых (тракторист, комбайнер, агроном, водитель, лаборант, пекарь).

Экскурсия на кухню «Как готовится тесто»

Цель: познакомить детей с приготовлением теста для выпечки.

Опыт №4: Изготовление теста.

Цель: Провести опыт по изготовлению теста из муки при. Показать процесс перемешивания ингридиентов.

Художественное творчество – лепка (из соленого теста)

«Испекли мы каравай»

Цель: развивать умение делать поделки из соленого теста, самостоятельно придумывать форму изделия.

Оформление выставки в мини-музее. «Хлеб – батюшка».

Цель: вызвать у детей радость от выполнения проекта.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Автор проекта:

Воспитатель_____________Каменская Н.В.

Этапы проекта

Действия

детей

Действия педагогов

Действия

членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

1. Подбор семян злаков.

2. Подбор объектов изучения.

3. Подбор пословиц, поговорок, загадок о хлебе.

4. Подбор сказок, рассказов, стихотворений о хлебе.

5. Подбор компьютерных презентаций «От зёрнышка к хлебушку», «Зерновые культуры».

Сбор материала для поделок на выставку композиций «Прекрасный мир хлеба»

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Беседа: «Условия выращивания зерновых культур»

Беседа: «Хлеб всему голова»

Беседа: «Условия выращивания зерновых культур»

Беседа: «Кто хлеб растит?»

Отгадывание загадок о хлебе

Заучивание стихотворений о хлебе

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Рассматривание картин И. Шишкина «Рожь», «Уборка хлеба».

Рассматривание и сравнение иллюстраций о выращивании хлеба в старину и сейчас.

рисование: «Пшеничный колосок».

аппликация «Колосья в вазе».

Художественное творчество – лепка (из соленого теста)

«Испекли мы каравай»

Дидактическая игра «Что за чем?»

Экскурсия на кухню «Как готовится тесто»

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыт № 1: Виды почв.

Цель: наблюдение за свойствами различных видов почв (песок, глина, чернозем).

Опыт №2: Виды зерновых семян.

Опыт №3: Сеем семена.

Опыт №4: Изготовление теста.

Чтение художественной литературы:

В. Крупин «Отцовское поле», Н. Верещагин «Золотой колосок»

Чтение художественной литературы:

Чтение Литовская народная сказка «Как волк вздумал хлеб печь»

Чтение Нина Самкова«О хлебе».

Оформление выставки «Прекрасный мир хлеба»

Оформление выставки в мини-музее. «Хлеб – батюшка».

Участие в конкурсе сказок про колосок, зернышко и др.

Представление поделок на выставке «Прекрасный мир хлеба»

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Рассматривание экспонатов мини-музея «Хлеб-батюшка»

Творческие рассказы на тему «Как нужно относиться к хлебу»

Открытие в мини-музее выставки «Хлеб-батюшка»

Представление проекта «От зёрнышка к хлебушку»

Планирование мероприятий в рамках развития проекта для детей подготовительного к школе возраста

Обмен впечатлниями в форме беседы о выставке в форме беседы дома.

Предложения по развитию проекта.

Цели:

- познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают белый и чёрный хлеб.

-учить распознавать их по характерным особенностям. (ячмень-рожь-овёс-пшеница)

-учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать выражения из загадок.

Материалы: поднос с белым и чёрным хлебом, кукла Незнайка, картинки с изображением стадий выпекания хлеба, мука, вода, соль.

Ход :

Незнайка вносит на подносе белый и чёрный хлеб. Здоровается и предлагает попробовать детям и воспитателю.

Воспит. - А ты знаешь, из чего делается белый и чёрный хлеб?

Незнайка - Конечно, знаю. Белый хлеб делается из молока, а чёрный из шоколада.

Восп. - А вот и нет. Давай- ка, с ребятами посмотрим, как же действительно получается хлеб.

Проводится беседа с детьми по картинкам. Затем раскладываются картинки с изображением стадий выпекания хлеба.

Загадки :

Весь из золота отлит

На солнышке стоит

(колосок)

Вырос в поле дом

Полон дом зерном

Ставни заколочены

Ходит дом ходуном

На столбе золотом

(колос пшеницы)

Всё поле в серёжках

(овёс)

Ну а теперь давайте сами попробуем замесить тесто. Для этого нам понадобится мука, вода и соль.

- Ребята, какая мука? (белая, рассыпчатая, сухая, её можно пересыпать)

- А какая вода? ( прозрачная, чистая, жидкая, её можно переливать)

- Опишите свойства соли. Какая она? ( Белая, сухая, сыпучая)

- Как вы думаете, какая она на вкус? (Солёная)

- Есть такая народная примета: рассыпать соль — это к ссоре. В давние времена соль была очень дорогим продуктом, поэтому рассыпать соль было очень неприятным событием, и люди придумали такую примету. Это сейчас её просто делать и в каждом магазина можно купить. Но примета осталась. И мы с вами тоже будем аккуратно обращаться с солью и с мукой, потому что в них труд многих людей, которые их сделали.

Воспитатель показывает, как замешивается тесто, детям выдаётся по кусочку теста и Незнайка предлагает вылепить каждому ребёнку своё любимое хлебобулочное изделие. Дети лепят булочки, печенье, кексы и т. д. Затем относит на кухню и просит выпечь наши изделия. Через некоторое время можно покрыть лаком и поставить детям для игр.

ПРИМЕТЫ О ХЛЕБЕ

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

  • Большому куску рот радуется.

  • Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

  • Калач приестся, а хлеб — никогда.

  • Без денег проживу, а без хлеба не проживу.

  • Хлеб да вода — здоровая еда.

  • Помяни соль, чтобы дали хлеба.

  • Лиха беда — хлеба нажить, а с хлебом — кому хочешь можно жить.

  • Из одной муки хлеба не испечешь.

  • Ешь пироги, а хлеб вперед береги.

  • Хлеб да капуста лихости не напустят.

  • Родился бы человек, а краюшка хлеба готова.

  • Хлебушко — калачу дедушка.

  • Ешь хлеб, коли пирога нет.

  • У хлеба не без крох.

  • Хлеб-соль — взаимное дело.

  • Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

  • Нам хлебушка подай, а разжуем мы сами.

  • Хлеб да живот, так и без денег живет.

  • Без хлеба нет обеда.

  • Щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.

  • Баловством хлеба не добудешь.

  • Горек обед без хлеба.

  • Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

  • Без хлеба живот никогда не живет.

  • Без соли не вкусно, без хлеба — не сытно.

  • Хлеба ни куска, так и в горле тоска.

  • Не в пору и обед, коли хлеба нет.

  • Без хлеба и у воды худо жить.

  • У меня хлеб чистый, квас кислый, нож острый, черен пестрый, отрежу гладко, так, что глядеть сладко.

  • Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.

  • Хлеб за брюхом не ходит.

  • Чужой хлеб в горле петухом поет.

  • Чужой хлеб приедчив.

  • Хлеб поспевает — колхозник не гуляет.

  • Хлеб в пути не тягость.

  • Хлеб — всему голова.

  • Хлеб да вода — крестьянская еда.

  • Хлеб да крупы на здоровье лупи.

  • Хлеб да пирог и во сне добро.

  • Хлеб да соль! — Ем, да свой. — Хлеба есть! -Да негде сесть.

  • Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо — за хлебом.

  • Хлеб с солью не бранится.

  • Хлеб сердце человеку укрепит.

  • Хлеб-соль вместе, а рыбка — в дель.

  • Хлеб-соль ешь, а правду говори.

  • Хлеб-соль — заемное дело.

  • Хлеб-соль и во сне хорошо.

  • Хлеб-соль — конец обеду.

  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

  • Хлеб-соль кушал, а нас не послушал.

  • Хлеб-соль не бранит.

  • Хлеб-соль — оплатное дело.

  • Хлеб хлебу брат.

  • Хлеба к завтрему оставливай, а не дела.

  • Хлеба край — и под елью рай, хлеба ни куска — и в полатях возьмет тоска.

  • Хлеба нет — и друзей не бывало.

  • Хлеба нет — и корочки в честь.

  • Хлеба ни куска — и в горнице тоска.

  • Хлеба с душу, денег с нужу, а платья с ношу.

  • Хлебал меж ушку да выронил душку.

  • Хлебало-то есть, да хлёбова нет.

  • Хлебу — мера, деньгам — счет.

  • Чужой ломоть лаком.

  • Чужой хлеб вкусен.

  • Чужой хлеб петухом в горле запоет.

  • Чужой хлеб слаще калача.

  • Хлеб ешь зубами, а дело делай руками.

  • Хлеб за брюхом не гоняется, а брюхо за хлебом.

  • Хлеб на хлеб сеять — ни молотить, ни веять.

  • Без хлеба — половина обеда.

  • Без хлеба — смерть, без соли — смех.

  • Без хлеба все приестся.

  • Без хлеба да без каши — ни во что и труды наши.

  • Без хлеба и медом сыт не будешь.

  • Без хлеба и с меду тошнит.

  • Без хлеба и у воды жить худо.

  • Без хлеба куска везде тоска.

  • Без хлеба на воде ноги жидки.

  • Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе) жить.

  • Без хлеба не обед.

  • Беседа без хлеба не пригожа.

  • Хлеб — батюшко, вода — матушка.

  • Хлеб — кормилец.

  • Хлеб бросать — труд не уважать.

  • Хлеб в человеке — воин.

  • Хлеб вскормит, вода вспоит.

  • Хлеб да вода — молодецкая еда.

  • Хлеб да капуста лихого не попустит.

  • Хлеб да соль, и обед пошел.

  • Хлеб ногами топтать — народу голодать.

  • Хлеб с водою, да пирог с лихвою.

  • Хлеба нет, так и друзей не бывало.

  • Хлебнуть через край.

  • Хлебом люди не шутят.

  • Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.

СТИХИ О ХЛЕБЕ

***В каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И расти под небом светлым,Строен и высок,Словно Родина бессмертный,Хлебный колосок.

Автор: В. Орлов

***

Пшеница

Положит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.

Автор: Аким. Я.

***

Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной!Говорим мы: «Берегите.Берегите Хлеб родной...Не мечтали мы о чуде.К нам с полей живая речь:«Берегите хлеб, вы –люди!Научитесь хлеб беречь».

Автор: Н Тихонов

***

Пахнет хлебом

На пустых полях стерняЖухнет и сереет.Солнце только среди дняСветит, но не греет.

По утрам седой туманБродит по болотам,То ли что-то прячет там,Толи ищет что-то.После сумрачных ночейВыцветает небо.....

А в деревне из печейТянет свежим хлебом....Пахнет домом хлеб ржаной, Маминым буфетом,Ветерком земли родной,Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.-Папа, дай кусочек!

( Перевод И. Токмаковой)

***

Вновь взращено и обмолочено,Вновь в закрома течёт оно.Ладонь натруженную дочернаВрачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.И вот он, труд наш, на виду.Забыто всё, что недоеденоИ что не доспано в страду.

Автор: В. Буданов

***

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Автор: Г.Виеру.

***

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Автор: Я.Аким.

***

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось. Набежала туча издали, промочила лес насквозь. Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели- Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!Автор: Я. Дягутите.

***

Вот он Хлебушек душистый, Вт он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Автор: С. Погореловский

***

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой! До того он загордился, вырос кверху бородой.

Автор: С. Погореловский

***

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки. Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски. Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край. Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай. Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало. Только село солнышко, опустело зернышко.

Автор: Воронько

***

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора. Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым. Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу. А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает! Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

Автор: В. Воронько

***

О хлебе

Я видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. Поднялся и к мальчишке подошел « Зачем - спросил он, голосом усталым – -Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны. Все при параде, в школу, ту, пришли. Мальчишке показалось очень странным, Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране. Седого старика, на той скамье. Он замер, тишина стояла в зале. И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном. Сидела рядом, грудь вся в орденах. В глазах мальчишки голубых, бездонных. Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. Мальчишке, нежно, в руки подала. И быль, рассказанная, той старушкой. Его в блокадный Ленинград перенесла. . Вот перед ним возник холодный город. Во вражеском кольце, кругом бои. Свирепствует зима и лютый голод. И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге. Он знает, мать его, больная, ждет. Торопится он к ней, замерзли ноги. Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет. Куски считая, чтоб хватило им. Пусть он сухой и пусть не очень свежий. Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. И матери, ее кусок, несет. В глазах ее он видит боль и муку. И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою. Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук Мать закричала « Что, сынок, с тобою. Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами. Старушка, что батон с земли берет. Она стоит и нежными руками. Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. Бежит домой, там, мать больная, ждет. Боль матери всем сердцем понимает. И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны. Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. Все сном прошло, остались только раны От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу. Который, дерзко, превратил он в мяч. На землю, вновь его вернули с неба. Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке. В глаза глядит, так, как глядела мать. Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. « Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге. Идет мальчишка, голову склонив. И дед седой все курит на пороге. Всю боль души, молчаньем сохранив.

Автор: Нина Самко

Пословицы и поговорки о хлебе.В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.-Всяк на себя хлеб добывает.-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.-Хлеб – батюшка, вода – матушка. -Хлеб хлебу брат. -Худ обед, когда хлеба нет. -Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. -Хлеб да вода – мужицкая еда.-Хлебушко – калач дедушка.-Хлеба нет – корочка в честь.-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. -Человек хлебом живет, а не промыслом. -Покуда есть хлеб да вода, все не беда. -Без хлеба, без соли худая беседа. -Палата бела, а без хлеба в ней беда. -Плевать на обед коли хлеба нет. -Хлеб – дар божий, отец, кормилец.-Хлеб да соль, и обед пошел.-Без хлеба, без соли никто не обедает.-Не в пору и обед, коли хлеба нет.-Хлеб черствый – обед честный.-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, -Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,В печи закаляют,Потом за столомРежут ножом. (Хлеб)

Вот он –Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол –Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рукЕго растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье...Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят. (Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)

Считалки о хлебе.***Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

***

Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница. С кем ты хочешь поделиться?

Чистоговорки о хлебе.Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Шки-шки-шки - мы любим пирожки. Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи - мы любим калачи. Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игра с Чучелом Дети идут по кругу и громко поют.

Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону.

В огороде пугало, пугало стоит

Колоски нам пугало рвать с грядки не велит (грозят пальчиком)

Мы тихонько подойдем

Колосочков мы нарвем (дети идут на носочках к Чучелу)

Пугало громко поет

Колоски нельзя здесь рвать

Буду я вас догонять. (Дети убегают на стульчики, Чучело их догоняет.)

Собери колоски.Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок,Надо в поле уберечь каждый колосок!

Участники игры с завязанными глазами должны за определенное время (одну минуту) собрать как можно больше «колосков». В качестве «колосков» используются кегли, которые собираются в небольшого размера пластмассовую корзину.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

Литовская сказка.  Как волк вздумал хлеб печь  

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:— Дай мне хлеба!Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…— А когда вспашешь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо рожь посеять.— А когда посеешь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.— А когда вырастет, можно уж есть?— Ещё нет. Надо её убрать.— А когда уберёшь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо её смолотить.— А когда смолотишь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо испечь хлеб.— А когда испечёшь, можно есть?— Можно.Подумал волк, подумал и говорит:— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/#ixzz3h0B5E4BV

Чудо. Лев Квитко.Зернышко-крошку всю зиму хранил,В рыхлую землю весной посадил.Чудо случилось, наверное, с ним.Зернышко стало  живым и большим.Зернышко-крошка лежало в земле,Лежало, согрелось, разбухло в тепле.Сначала разбухло, потом проросло.Тонким росточком на грядке взошло.Чубик завил этот слабый росток,Выкинул перышки нежный листок.Ну, разве не чудо, что чубик такойПробился, прорвался сквозь слой земляной?!Он землю буравил, он лез напролом,Он к свету и солнцу пробился с трудом.А над землею – опять чудеса:Что-то растет не по дням – по часам.Зернышка нет и в помине давно.Не угадаешь, чем стало оно?

Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/#ixzz3h0BL969N

sites.google.com


Смотрите также