Конспект НОД в подготовительной группе "Хлеб всему голова". Нод в подготовительной группе хлеб всему голова
Конспект НОД в подготовительной группе "Хлеб всему голова"
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формировать знания последовательности выращивания хлебных злаков, процессе изготовления хлеба.
Задачи:
обучающие:- учить обобщать и систематизировать знания детей о хлебе (процесс выращивания, сбор урожая, процесс обработки зерна и получения муки, выпечка хлебных продуктов, расширить представления о разнообразии хлебобулочных изделий;- учить анализировать и делать выводы;
развивающие:- обогащать словарный запас у детей;- развивать творчество и фантазию, воображение, мышление, интерес и любознательность, внимательность и наблюдательность;
воспитательные:- воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу, к труду хлеборобов и пекарей;- воспитывать национальную гордость за мастерство народа, интерес к народной культуре, пополнить знания детей о русских традициях, связанных с выращиванием хлеба на Руси.
Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме;
Посев зерна ржи
Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста
Оборудование и материалы:
Презентация «Как колосок хлебом на стол пришёл»
Колосья пшеницы и овса
Зерна пшеницы
Мука пшеничная и ржаная в стаканах
Вода в стаканах
Емкости для замешивания
Ложки
Продукты для замешивания: яйцо, соль, дрожжи, сахар, масло, мука
Большая миска
Мяч
Ход занятия
- Организационный момент:
Воспитатель:
Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Дети:
Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
- Основная часть
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.
Воспитатель:
Сегодня мы поговорим о том, как он попал в магазин? Но сначала, скажите, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Хлеб пекут из муки.
Воспитатель:
А что же такое мука?
Дети:
Муку делают из зерна. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку.
Слайд 1.
Воспитатель: У вас на столах есть мисочки с мукой пшеничной и ржаной. Давайте рассмотрим муку. Чем отличается мука на вид? (по цвету: пшеничная белая, а ржаная – коричневатая)
Давайте рассмотрим эти два вида муки. (дети подходят к столу с оборудованием).
Попытайтесь определить на вид, где, какая мука? (дети рассматривают, исследуют и делают вывод, что ржаная мука темнее, грубее на ощупь
-Но откуда же взялась мука? (ее намололи из зерна)
-А зерно откуда? (растет в поле)
-Его выращивают люди, которых называют хлеборобы. (повторяют слово)
-Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа? (хотим)
Слайд 2 (трактор)
-Посмотрите на экран.
-Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …(тракторист)-Что же делает трактор?
Дети: Трактор пашет землю.
- Он готовит землю для сева зерна. Ведь недаром говорят «Весенний день – год кормит».
- Трактор тащит плуг, борону, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.
Слайд 3. (сеялки)
Воспитатель:
К трактору прикрепляют специальные машины. Как они называются? (Сеялки, в них засыпают зерно, и ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.)
Вспомните, ребята, как мы весной сеяли зерна ржи. Расскажите, как это происходило?
Дети: сначала мы зерно замачивали, ждали, когда прорастет. Затем высаживали росточки в землю, наблюдали за ростом травинок, ухаживали за ними, ставили на солнышко, поливали. Затем появились колоски.
Рассматривание колосьев.
Слайд 4 (с фото посева семян ржи)
Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
И красавцем обернулся. (2 раза)
Слайд 5 (поле зеленое, созревшее)
Дни промчались… Наступает
Время сбора урожая…
-Какое поле стало? (золотое, спелое, созревшее, налитое)
Слайд 6 (комбайны)
Воспитатель:
Ну, вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – какие? ( комбайны)
Воспитатель:
Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Слайд 7 (грузовики)
Воспитатель:
Что же делает комбайн? (срезает колосья, обмолачивает зерно, ссыпает его в кузов грузовиков)
.
Далее машины везут зерно на элеваторы (повторяю слово). А что это такое? (специальные сооружения для хранения зерна)
Слайд 8 (элеватор)
Слайд 9 (мельница)
- Куда же везут зерно дальше? (на мельницу, мукомольный завод)
Белый-белый порошок
Насыпают нам в мешок.
…Вот и есть у нас мука
Из зерна пшеничного.
Как белёшенька, мелка –
Качества отличного!
Как теперь нам дальше быть?
Тесто из чего месить?
- Экспериментальная деятельность
-Давайте мы тоже попробуем сегодня испечь хлеб. Но что нужно обязательно, когда собираешь что-то готовить? (рецепт) Давайте рассмотрим рецепт.
Слайд 10 (с ингредиентами)
-Назовем все нужные продукты (мука, вода, соль сахар, яйца, масло, дрожжи)
-Для чего все это добавляют? (чтобы хлеб был вкусным, сдобным, полезным)
-А дрожжи для чего? (чтобы был пышным, высоким)
-Рецепт мы изучили, теперь приглашаю вас к столу, замешивать тесто.
-Итак, что берем сначала? (муку) Давайте я просею муку в миску вот такой горкой. Для чего просеиваем? (чтобы не было комочков, чтобы хлеб был воздушный)
-Дальше будем добавлять продукты. Какие? (дети называют продукты и добавляют к муке)
-Вот и готово тесто наше. Теперь его отправим на кухню, что с ним будет происходить?(тесто поднимется и его испекут в духовке)
Слайд 11 (хлебзавод)
-А мы возвращаемся на занятие. Дома мы печем хлеба немного. А вот если нужно много хлеба, для магазина, куда везут муку? (на хлебзавод). На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют остальные продукты: вспомним, какие? (муку, соль, сахар, воду, яйца, масло) и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.Что же делают с готовым тестом? (раскладывают по формам изделия, ставят в огромные печи)
Слайд 12 (изделия)
-Какие хлебобулочные изделия вы знаете? (батоны, буханки, булочки, рогалики, улитки, слойки, пирожки, пряники, печенье, плюшки, ватрушки)
-А пока мы занимались, наш хлеб наш испекся! (вносит каравай) Вот такой каравай!
Слайд 13
Каравай! Ах, красота!
Хлеб такой для торжества.
Не у всякой мастерицы
Может Хлеб такой родиться!
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».«Хлеб – батюшка, вода – матушка».«Будет хлеб – будет и песня».«Много свету – много хлеба».«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».«Хлеб надо всегда доедать».«Хлеб нельзя бросать на пол».«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
- Подведение итогов
Воспитатель:Дети, скажите пожалуйста как же хлеб приходит к нам на стол? какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:Сначала землю пашут тракторами, потом зерно сеют сеялками, затем созревшие колосья жнут комбайнами, возят грузовиками на элеватор, там проветривают, везут на мельницы, мукомольный завод. Муку везут на хлебзавод, там замешивают тесто и выпекают хлеб.
Воспитатель:Как нужно относится к хлебу?
Дети:Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выбрасывать.
Воспитатель:Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
panteleeva-ozr-dou30.edumsko.ru
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Хлеб всему голова"
Программное содержание: воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам,
хлебопёкам, бережное отношение к хлебу; вызывать интерес
к коллективному труду; обобщить и систематизировать знания
детей о хлебе, процессе выращивания и приготовления хлеба,
о разнообразии хлебобулочных изделий; подвести детей к
пониманию бережного отношения к природе и разумного
вмешательства человека.
Материалы: картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, мяч, платок для завязывания глаз, хлеб (белый и чёрный, хлебобулочные изделия, дощечки для лепки печенья, поднос, фартуки и тесто.
Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе, заучивание стихов о хлебе, объяснение……
и заучивание пословиц и поговорок о хлебе, чтение рассказов
М. Глинской «Хлеб», В. Лященко «Вот какой каравай», М. Пришвина
«Лисичкин хлеб»;
рассматривание и обследование колосьев пшеницы, рожь, зёрен пшеницы; сравнение ржаного и
пшеничного хлеба по цвету, и вкусу форме.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети здороваются и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чём мы будем сегодня говорить.
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет! » (Хлеб)
-Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
(Мягкий, пышный, душистый, белый, подгорелый). Верно, молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Есть такая пословица «Хлеб—всему голова! », кто знает почему так говорят.(ответы детей)
Мы уже много говорили о хлебе: знаем, как его выращивают, из чего делают, в каком магазине продают. А сегодня мы ещё раз вспомним о хлебе и будем сами изготовить……
-Ребята! А вы знаете стихотворение о хлебе? (Дети читают стихи) .
1.Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
2.Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
3 Пришла весна, пришла красна,
Принесла ржаной колосок,
Овсяный снопик,
Большой урожай в наш край.
Вот он хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
-Стихи вы хорошо читали, молодцы!
-А как нужно обращаться с хлебом? (Бережно, не крошить за столом, никогда не выбрасывать, брать столько хлеба, сколько можешь съесть) .
-Ребята! Какие пословицы и поговорки о хлебе и о труде вы знаете?
Хлеб бросать – силу терять.
Холоден сентябрь, да сыт.
Зёрнышко к зёрнышку будет мешок.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Без труда хлеб не родится никогда.
Работай до поту и поешь в охоту.
В труде рождаются герои.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
И обед не обед, коли хлеба нет.
Хлеб всему голова.
ИГРА С МЯЧОМ (образование родственных слов к слову хлеб)
Назови хлеб ласково (Хлебушек). Крошки хлеба какие? (Хлебные). Квас из хлеба как называется? (Хлебный). Посуда для хлеба (Хлебница). Кто выращивает хлеб? (Хлебороб) . Кто печёт хлеб? (Хлебопёк). Назови завод, где выпекают хлеб (Хлебозавод). Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные) .
Беседа «Как и откуда хлеб пришёл к нам на стол».
(дети садятся на коврик)
Ребята, а вы знаете кто руководит всей работой в поле: он знает в какие сроки начинать посев и уборку урожая, как правильно выращивать …. (Агроном). Чтобы стать агрономом, нужно много знать, учиться в институте. Может быть кто- нибудь из вас, когда вырастет, станет кем - агрономом.
Воспитатель показывает презентацию: что вы видите на картине? (Трактор пашет землю)
-Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зёрнам было уютно)
-Кто управляет трактором? (Тракторист)
-Землю вспахали, а потом что делают? (Сеялками сеют зерно)
-А что нужно для того, чтобы зёрна проросли? (Солнце, вода, удобрения)
-Всё лето солнышко согревало землю, дождик поливал, люди удобряли поле и всходы росли, росли и превратились во что? (В колосья).
Игра физкультминутка:
-Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко согревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи, руки). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски, улыбнитесь друг другу.
-Какие замечательные колоски у вас выросли.
А теперь пришло время урожая. Пришло время уборки.
(дети рассматривают картину уборки урожая)
-Ребята, скажите, если в поле росла колосья пшеницы, то, как мука называется? (Пшеничная)
-А если в поле растут колосья ржи? (Ржаная)( спрашивать 123… человека)
Чем отличаются колоски друг от друга…..(зерно пшеницы боле крупные, ….)
-Что здесь изображено? (Комбайн убирает пшеницу)
-Кто управляет комбайном? (Комбайнёр).
-А что дальше делают с колосками?
-А мы попробуем руками достать зёрна. Трудно это сделать? (Да)
Комбайн очень интересная машина: она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает, веет зерно, высыпает в кузов подъезжающей машины.
-А куда машины отвозят зерно? (На зернохранилище)
-Что происходит с зерном дальше? (Везут на мельницу). Кто работает на мельнице? (Мельник)
Рассмотрели зерно, а теперь как думаете это можно есть? Нет а что…
Закройте глазки…
Рассмотреть муку чем отличается? Одна темная одна светлая.
Какой же хлеб получится из этой муки? А из этой
-А что делают из муки? (Замешивают тесто и пекут хлеб) .
-Где пекут хлеб? (На хлебозаводе, пекарне) .
-Кто печёт хлеб? (Пекарь)
-А что можно печь из муки? (Хлеб, булки, торты, пироги) .
-А как сказать двумя словами? (Хлебобулочные изделия) .
-А в каком отделе магазина можно купить хлебобулочные изделия (В хлебном) .Так давайте пройдём в отдел. (Идут к столу, где лежат изделия) .
Игра «Узнай на вкус».
Воспитатель: Вы знаете много хлебобулочных изделий. Вы их любите есть? (Да). Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу. (Дети угадывают изделия по вкусу с завязанными глазами).
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы будем лепить печенье. Вам нужно помыть перед работой руки. (Дети моют руки, надевают фартуки и косынки, подходят к столу).
- Посмотрите ребята, на столе лежат формочки для печенья и тесто. Выберите себе любую формочку и приступайте к работе. (Готовые изделия дети кладут на противень)
Воспитатель: Какое красивое печенье у вас получилось. Сейчас мы унесём его на кухню для выпекания. А на полдник вы попробуете своё печенье.
-Ребята скажите, что вы сегодня делали на занятие?
-Что вам понравилось больше всего?
-А мне понравилось, что вы были активными, смелыми и внимательными. Молодцы!
karine-nfdou55.edumsko.ru
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Хлеб — всему голова» | Конспекты занятий, ООД
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Хлеб — всему голова»
Автор: Князькина Марина Павловна
Организация: МБДОУ № 1
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Володарск
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Оборудование: экспозиция в мини-музее «Русская изба» с подлинными предметами быта и орудиями труда, иллюстрации из русских народных сказок, опорные картинки.
Предварительная работа: организация выставки «Сказка ложь – да в ней намек…», чтение русских народных сказок «Мальчик-с-пальчик», «Мужик и медведь», «Жерновцы», разучивание стихов и пословиц о хлебе, разгадывание загадок, рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь", экскурсия в Володарский Районный музейный центр.
Форма проведения: путешествие по сказкам.
Задачи:
- Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба через русские народные сказки, предметы быта и орудия труда.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
- Активизировать в речи слова: нива, пашня, соха, цеп, серп, жернова, ступа, ухват, кочерга, коромысло.
- Научить детей видеть в предметах знаковые символы эпохи
- Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.
Методы и приемы: использование сказок, загадок, пословиц, игровых ситуаций, ролевой игры, практическая работа, вопросно-ответный метод.
- Добрый день, ребята! Заходя в наш музей, вы попадаете в «машину времени», которая переносит вас в прошлое. А какие еще вы знаете сказочные средства передвижения, которые могут перенести вас в другое время и в другую страну?
Ответ детей: (ковер-самолет, сапоги-скороходы, метла, летучий корабль, ступа)
- А вы любите сказки?
Ответ детей
- Как, по-вашему, сказка – это только красивая выдумка?
Ответ детей
- Конечно, в сказке много придуманного, т.е. много фантазии, но вместе с тем она показывает (отражает) жизнь. А кто придумывает народные сказки?
Ответ детей
- Правильно. Люди придумывали сказки о своей жизни, в них передавалась мечта о счастье, доброте, осуждалась жадность, зависть. Добрый герой всегда побеждает злого.
Русские народные сказки помогут нам узнать о жизни в старину, познакомят с предметами быта и орудиями труда. Сегодняшняя наша встреча называется «Земля на зернышке стоит». Сегодня мы с вами узнаем, какую ценность представляет хлеб. И в этом нам помогут наши любимые сказки.
Давайте вспомним сказку «Лутонюшка». Некогда давным-давно и даже очень давно жили старик со старухой. И был у них сын, которому исполнилось семь лет. Но он был очень маленький,- ростом чуть больше пальца, и поэтому его прозвали Мальчик-с-пальчик.
Как-то раз Мальчик-с-пальчик спрашивает у матери:
- А где мой батюшка?
- Поехал в поле на пашню. (ПАШНЯ – вспаханное поле).
- Я к нему поеду, помогать стану.
Пришел он на пашню и кричит:
- Бог в помощь, батюшка!
Осмотрелся старик кругом, нет никого …
- Что за чудо: голос человеческий слышу, а никого не вижу? Кто таков говорит со мною?
- Я твой сынок. Пришел тебе помогать, землю пахать. Садись, батюшка, закуси чем бог послал да отдохни немножко.
Обрадовался старик, сел обедать, а Мальчик-с-пальчик залез лошади в ухо, и стал пахать землю.
- А чем он пахал, ребята? Вот и загадка: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит – сама голодна». Перед нами СОХА (картина). В соху впрягали лошадь. Вот едет барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха пашет, а человека нет.
- Ребята, покажите, пожалуйста, где должен стоять крестьянин, а где лошадь? (показ детей).
- СОХА – орудие легкое, т.к. из железа изготовлены только сошники. Для необходимой глубины вспашки нужно было с силой налегать на нее. Так что и сказочным героям, и крестьянам немалых трудов стоил каравай хлеба.
А вот и другая сказка – «Мужик и медведь».
Пахал мужик ниву. (НИВА – засеянное поле).
Пришел к нему медведь и говорит:
- Мужик, я тебя заломаю.
- Не ломай меня, медведюшка. Я вот сею репу, себе возьму корешки, а тебе отдам вершки.
- А что такое вершки?
Ответ детей
- ВЕРШКИ – верхняя часть (показ)
- Быть так,- сказал медведь.
Пришло время мужику репу копать. А медведь тут как тут.
- Ну, мужик, давай делить.
- Ладно, медведь, привезу тебе вершки.
Медведь остался доволен честным разделом. Вот мужик свою репу повез в город продавать, а навстречу ему медведь.
- Мужик, дай-ка попробовать твои корешки?
Мужик дал ему репу. Медведь съел и как заревет:
- А-а! Обманул ты меня! Твои корешки сладеньки.
- Да как же я тебя обманул? Ты сам брал, что хотел. Давай, Мишенька, посеем теперь пшеничку.
- А как ее сеять?
Крестьянин с помощью лямки на плечо подвешивал берестяную корзину. В такую корзину насыпали зерно и вручную разбрасывали его по пашне. (Детям показывается, как сеялась пшеница, затем они сами пробуют )
- У меня в руках колосья: три разных букета - овес, пшеница и рожь. Вы знаете, что белый хлеб – пшеничный, а черный – ржаной. Давайте разберемся: где тут пшеница, где рожь, а где овес? (с пучками колосьев объясняется детям, где какая культура).
- Из этих разных зернышек, дети, делаются мука и крупы.
- Манную крупу знаете? Из зерен каких колосков она делается?
Ответ детей
- Правильно, из пшеницы. Вот они эти колоски. (показ)
- А хлопья «Геркулес» из каких зернышек?
Ответ детей
- Правильно, из овса. (показать колосья овса).
- И остались у меня в руках ржаные колосья. Из их зерен получается ржаная мука и выпекается вкусный ржаной хлеб.
Эти колоски подрезаны. А вы, конечно же, знаете, какой высоты бывают стебли? Видели, как золотится пшеничное поле? (Дети показывают, какой высоты они бывают)
Приехал мужик урожай собирать. Взял с собой вот этот предмет. Чтобы назвать его – отгадайте загадку: «Согнута в дугу, летом - на лугу, зимой – на крюку». Это КОСА. (картина)
В старину мужчины косой скашивали пшеницу, а девочки и женщины как вы думаете, чем? Вот вам в помощь загадка: «Маленький, горбатенький по ниве побежал, каждый колос задрожал». Это СЕРП (показ)
Убрал мужик пшеницу, тут и пришел к мужику медведь.
– Как они теперь стали делить пшеницу? (варианты ответов детей).
- Так быть. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Повез мужик урожай на базар.
- Как мужик продавал пшеницу колосьями или зернами? (варианты ответов детей).
- Правильно, зерном. А как он их отделил от колосков? Посмотрите на этот предмет и отгадайте загадку: «Над головой вертится, в руках крутится, стучит, гремит и все говорит: то-то мы, то-то мы».
Это ЦЕП. Состоит из длинной палки –ручки (цапильни) и более короткой (била) с утолщением на конце. Колосья укладывали длинной дорожкой и цепом оббивали колосья. От ударов зерна отделялись от колосьев. (показ)
Теперь мы знаем, как сеяли и как собирали урожай, а сказка «Жерновцы» расскажет о жерновах, при помощи которых мололи зерно.
Жили – были дед да баба. Жили они очень бедно, и часто у них дома не было никакой еды. Вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой, и начали есть, только старуха уронила один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в короткое время росток дорос до пола, а дальше-то некуда… Пожалела бабка деревце, попросила деда прорубить пол: «Пусть мол растет. Бог с ним!» Рос, рос дубок и дорос до крыши, прорубил дед и крышу. Стал дуб расти и выше, и выросло огромное дерево, макушкой в облака доставало. Полез дед за желудями, залез на самую макушку, а там… Что же там дед увидел? Петушка с волшебными жерновцами. Взял старик жерновцы, посадил петушка на плечо и стал спускаться.
- Ну-ка, смотри, бабулечка, что я тебе принес-, говорит дед.
- Да зачем нам жерновцы, нам и молоть-то нечего.
- А что обычно мололи на жерновцах? (варианты ответов детей). - -- Правильно, зерно.
У бабки зерна не было, но ручку жерновцов она все же покрутила. А из жерновцов вдруг выскочил блин. Крутнула еще раз – пирог. То блин, то пирог. Вот уж обрадовались старики, зажили счастливо: и сами сыты, и гостей есть чем угостить.
Ребята, так случилось в сказке. А в жизни чтобы отведать вкус хлеба, надо потрудиться - зерно превратить в муку, например еще на таких жерновах, как КРУПОРУШКА. (работа на крупорушке).
Но чтобы испечь пироги, муку нужно просеять. Что для этого нужно взять? Отгадайте загадку: «Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой». Конечно, это СИТО.
Сказочные герои живут и работают в тех же условиях, что и крестьяне. Вспомним сказку «Колобок». Жили-были дед да баба. А где они жили? В избушке. Однажды дед спрашивает: «Испеки мне, бабка, колобок».
- Да из чего испечь-то, муки нет.
-Ты по амбару подмети, по сусекам поскреби, вот и наберется.
Старуха так и сделала: по амбару подмела, по сусекам поскребла, набрала горсти две муки.
А кто из вас знает, как пекут хлеб и что для этого нужно? Нужна мука и вода. Вот мука уже есть. А откуда приносили воду? С реки, из колодца. Тяжело два ведра нести, тут без коромысла не обойтись. Загадка: «Три братца пошли купаться. Два купаются, а третий на берегу валяется».
Ответ детей
- Покажите, пожалуйста, как пронести коромысло, чтобы не расплескать воду в ведрах? (Демонстрация).
Ну вот, наносили воды. Теперь затопим печь. Когда прогорят дрова, нам понадобится… а вот что – отгадайте сами: «Полная конюшня красных коров, черная зайдет, всех выгонит». Это КОЧЕРГА. Давайте найдем ее.
- А в чем кашу варили?
Конечно же, в чугуне. Поставить его в печь поможет некий предмет. Вот вам и загадка: «Рогат да не бык, хватает, людям отдает, а сам на отдых идет». Это УХВАТ.
Теперь пришло время бабке тесто месить. Замесила на сметане, скатала колобок и положила в печку.
Ну как, ребята, тяжело ли достается хлеб?
Что сначала надо сделать? Давайте повторим.
- поле надо вспахать, чем? (сохой)
- засеять, как? ( короб, зерно)
- ухаживать (сорняки уничтожать)
- собрать урожай, с помощью каких предметов? (коса, серп)
- обработать его (цеп, жернова, крупорушка)
- испечь хлеб.
Вот, ребята, как долго хлеб идет до нашего стола. Ведь засеять его надо весной, а на стол к нам попадет он только осенью.
Так что и сказочным героям, и крестьянам немалых трудов стоил каравай хлеба.
Можно ли выбрасывать несъеденный кусочек хлеба?
Ответ детей
- Хлеб надо беречь!
Литература:
- Русские народные сказки «Мальчи-с-пальчик», «Мужик и медведь», «Жерновцы», «Колобок»
- Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские /Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011
- Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 24.09.2015
www.pdou.ru
Конспект НОД детей подготовительной к школе группы с использование ИКТ «Хлеб — всему голова» - методические разработки - Методическая копилка
Цель: Систематизировать знания детей о хлебе, какой путь проходит хлеб, прежде чем дойти до стола.
Задачи: Расширить представления детей о хлебе.
Научить видеть и уважать труд хлебороба.
Прививать детям бережное отношение к хлебу.
Ход
Воспитатель:
Ребята я вчера увидела страшное зрелище!
И решила поделиться с вами увиденным…
(просмотр ролика на youtube.com/ «Подростки играют хлебом в футбол»)
Воспитатель: Ваше мнение об увиденном?
(дискуссия)
Воспитатель:
А что вы знаете о хлебе?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, когда я была в вашем возрасте, часто не доедала хлеб, а что бы этого не узнали взрослые, выбрасывала недоеденные кусочки в ведро для мусора. Но однажды услышала от своего деда, бывшего заключённого фашистского лагеря про то, каким хлебом их кормили в плену…
Я расскажу вам рецепт «Хлеба» фашистских концлагерей.
Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных специальный «БРОД» по особому рецепту.
РЕЦЕПТ
отжимки сахарной свеклы – 40%,
отруби – 30%,
древесные опилки – 20%,
целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.
«Хлеб войны» не может оставить равнодушным ни одного человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны - голод, холод, издевательства. А моему деду волею судьбы пришлось пройти эти мучения плена.
- «А вот тем и питались» - говорил он, «Для русского вся еда это - хлеб да вода», а вода тоже была особенная, она скапливалась после дождя в лужах, в которых мыли сапоги фашистские солдаты.
- «Сдвину плесень рукой, наберу воды в ладошку, а она прелая, болотом пахнет… » и замолчал.
Заключенные концлагерей, знают цену хлеба и преклоняются перед ним.
«Вот так-то дружок» - добавил мой дед и улыбнулся, но глаза его при этом не выражали никакого веселья, а скупая, мужская слеза скатывалась по щеке…
С тех пор моё отношение к хлебу сильно изменилось!
Воспитатель:
Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь».
И никакое золото не перевесит крошку хлеба.
Сегодня на наших столах, всегда лежит хрустящий, с аппетитной корочкой хлеб. Но как он появляется? Откуда он берётся?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле.
Трудно и тяжело достаётся хлеб. Много людей помогают ему «дойти» до стола.
Воспитатель:
Я предлагаю посадить маленькое зёрнышко и посмотреть, что из него вырастет.
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Воспитатель:
Сейчас предлагаю совершить виртуальную экскурсию, что бы узнать всё о хлебе .
(просмотр презентации)
1 слайд
«Хлеб - всему голова»
2 слайд
Россия издавна славилась хлебом.
3 слайд
Хлеб и сейчас - богатство нашей страны.
4 слайд
А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.
5 слайд
Недаром народ сложил о хлебе столько пословиц и поговорок:
6 слайд
«Одно зерно горсть даёт»
Воспитатель:
А какие пословицы о хлебе вы знаете?
(дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)
• Не трудиться - хлеба не добиться.
• Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
• Плох обед, коли хлеба нет.
• Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.
• Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
• Без хлеба и у воды худо жить.
• Без хлеба не обедают.
• Будет хлеб - будет и обед.
• В поле - по хлеб, в лес - по дрова.
• Глубже пахать, больше хлеба жевать.
• Горька работа, да хлеб сладок.
• Ешь пироги, хлеб береги.
• Захочешь есть - о хлебе заговоришь.
• Много снега - много хлеба.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Не трудиться - хлеба не добиться.
• Хлебушко - калачу дедушка.
• Хлеб да вода - чем не еда?
• Хлеб да вода - богатырская еда.
• Хлеб всему голова.
7 слайд
Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим каждый день, и он не приедается.
8 слайд
Как же его выращивают? Кого мы должны благодарить за хлеб на нашем столе? Кто знает, как называются люди, которые выращивают хлеб?
(ответы детей)
9 слайд
Отправимся в небольшое путешествие на поле.
10 слайд
Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу.
11 слайд
Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях, появляются зеленые ростки - всходы.
12 слайд
Летом вырастают колоски, а в них много-много зёрен.
13 слайд
Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами - комбайнами.
15 слайд
Зернышки достают из колосков - обмолачивают. Вот сколько много получается зерна.
16 слайд
Зерно перетирают - мелят и получают муку.
В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто.
17 слайд
Из теста лепят хлеб, булочки или лепешки. Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или в духовке.
Воспитатель:
Ребята, как называется тот человек, который выпекает хлеб?
(ответы детей)
18 слайд
И получается вкусный, ароматный хлеб.
19 слайд
(ребёнок рассказывает стихотворение)
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.
Воспитатель:
Ребята, мне очень хочется прочитать вам стихотворение Сергея Михалкова
«Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Воспитатель:
Ребята, в завершении нашей беседы, мне хотелось бы предложить вам, организовать проект «Хлеб – это жизнь! » Вы согласны?
(ответы, пожелания, предложения детей)
Воспитатель:
Я предлагаю вам изобразить в рисунках, что вам больше всего запомнилось.
(Художественное творчество)
Ранее данный материал был опубликован в интернете
http://detsad-kitty.ru/metod/prez/48806-xleb-vsemu-golova.html
http://metodsovet.su/load/okr_mir/vnekl_rab/prezentacija_khleb_vsemu_golova/27-1-0-5902
medea.ucoz.ru