Классный час (2 класс) по теме: Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова. Мероприятие про хлеб в начальной школе


Внеклассное мероприятие в начальной школе "Праздник хлеба"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Праздник хлеба

Классный час

3 «А» класса

Разработала и провела:

учитель нач. классов

Мишнёва Е. А.

Февраль, 2014 г.

Цель: знакомство с историей хлеба, формирование бережного отношения к хлебу

Ученик.

Велика и необъятна российская земля,

Урожаями богаты наши русские поля.

Учитель. История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна, было, удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Ученики.

В нем – здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста – готово,

В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», – шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.

– Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука.)

– Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Ученики.

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное – работой пахнет хлеб.

Тем, кто хлеб печет чуть свет,

Шлет пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет-

Их за хлеб благодари.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное – тепло.

Учитель. Когда мы берем в руки хлеб, мы не думаем о тяжелом труде, вложенном в него. Хлеб нам нравится или не нравится. Мы не вспоминаем о людях, которые растили пшеницу, чтобы хлеб попал к нам на стол. А как хлеб попадает к нам на стол?

(рассказ ученика с использованием серии картинок)

По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощаем мы хлебом-солью. А главный хлеб на Руси – это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай круглый хлеб. (Под музыку вносят на подносе каравай)

Учитель. С хлебом связаны разного рода поверья, легенды.

Писатель Толкиен сообщает, что самый вкусный хлеб, испеченный эльфами. Вот он и описывает в своем романе «Властелин колец» встречу путешественников с эльфами, которые снабжают их в дорогу хлебом.

Николай Рубцов в одном стихотворении писал «Хлеб, родимый, сам себя несет». Это о том, хлеб тяжелым не бывает. А без хлеба в дороге беда.

В древние времена люди, собираясь на праздники, устраивали игры и пекли особый хлеб – праздничный и называли его – пирог, от слова ПИР.

В день именин было принято печь пирог и рассылать его родным в знак приглашения на праздник. Во время праздника пирог разламывали над головой именинника. Начинка сыпалась на голову, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

Учитель. Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб – голодным».В блокадном Ленинграде хлеб был главным богатством. На барахолке можно было купить золотые украшения, одежду, картину за какой- нибудь кусочек серого непропеченного хлеба. 900 страшных дней (почти 2 года) блокады пережили ленинградцы. Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 250 г (показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

А сколько хлеба нужно вашей семье? – Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:

 Бери хлеба столько, сколько съешь.

 Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

– Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зерен.

Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

Викторина «Мозговой штурм».

1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму.)

2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)

3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)

4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)

5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)

Игра «Ассоциация»

Подберите имена прилагательные, которые ассоциируются со словом ХЛЕБ

(белый, черный, пышный, ржаной, румяный, свежий, черствый, пшеничный…)

Четвертый лишний

Расшифруйте анаграммы (переставлены буквы) и уберите лишнее слово.

ЛИБЫН (блины)

РОПИЖКО (пирожок)

ФЕЗРИ (зефир)АВТУШРАК (ватрушка)

Работа с пословицами.

Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы. (Ответы детей.)

доскажите вторую часть пословицы.

  • Не шуба греет, а … (хлеб).

  • В дороге хлеб не … (помеха).

  • Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

  • Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

  • У кого хлебушко, у того и … (счастье).

* Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

Пропой частушку.

Мы про хлебушек частушки

Вам сегодня пропоем.

Навострите ваши ушки

И похлопайте потом.

В кулачке у колоска

Зернышки – малышки,

В каждом зернышке – мука,

Пироги и пышки.

Если в гости кто приехал

Или кто-нибудь пришел.

В каждом доме первым делом

Калачи несут на стол.

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги.

За столом и на прогулке

Уважай и береги.

Подбери синонимы

К слову ХЛЕБ подберите синонимы.

(Пирог, каравай, сухарь, колобок, калач, буханка, бублик, булка, сайка, плюшка.)

Своё место

На карточках записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача – разложить по порядку карточки, выстройте по очереди все действия.

ПОСЕВ ЗЕРНА УХОД ЗА ЗЕРНАМИ ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ

СБОР УРОЖАЯ СОРТИРОВКА ЗЕРНА ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ

ЗАМЕС ТЕСТА ВЫПЕЧКА

Учитель. Молодцы! Справились со всеми заданиями. А теперь мы попробуем наш пышный вкусный каравай!

multiurok.ru

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Праздник «Чудо земли – хлеб»

Внеклассное мероприятие в начальной школе. СценарийСценарий праздника "Чудо земли - хлеб "

Автор: Борисова Людмила Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 1 г. Суровикино Волгоградская область.

Описание работы: Предлагаемый проект рассчитан на младший школьный

возраст. В проекте рассматривается проблема формирования бережного отношения к хлебу младшего школьника. Для реализации поставленных задач на данном занятии выбрана форма: классный час с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий).

Подготовительная работа.

- разработка сценария.

- подбор стихотворений, песен, их разучивание

- выполнение коллективной проектной работы «Хлеб – всему голова»

- подготовка презентации к празднику.

План проведения проекта

1 этап. Презентация проекта, формулировка основопологающих вопросов.

2 этап. Обсуждение плана проекта.

3 этап. Сбор материала

4 этап. Работа учащимися над проектом.

5 этап. Оформление результатов исследования в виде презентации.

6 этап. Защита ученических работ.

7 этап. Подведение итогов над проектами.

Выход проекта:

o Оформление папки проекта;

o Праздник «Хлеб – всему голова»;

o Презентация «Хлеб – всему голова» на параллель;

o Вручение дипломы лучшим участникам. Праздник «Чудо земли – хлеб». СценарийЕсли мы хоти кого – то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе из далека.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье наша, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем!

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

- Как пришел ты к людям, хлеб? (выступление ученика проектная работа)

Сценка.

Было это давным-давно, так давно, что еще не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек, ни прадедушек…

Люди жили тогда очень трудно. Они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав и плодов. На это уходило много времени и сил. Голод постоянно мучил человека. И вот однажды они нашли растение с колоском, в которых были семена. Чудо каким вкусным показались эти семена людям! Ученые полагают, что это был дикорастущий ячмень.

Шли годы. Человек становился все цивилизованней. Какую же работу приходилось выполнять древним людям, чтобы вырастить урожай хлебных зерен?

(Они корчевали деревья, пахали, боронили землю, сеяли зерна)

- А какую работу люди выполняют сейчас, чтобы вырастить хлеб? (выступление ученика – проектная работа)

Появляются зернышки всхо ды.

1. Мы золотые зернышки, живем лучистым светом

Мы дружим, неразлучные, под вьюгами и ветром.

2. Мы чистые, струистые, мы зерна золотистые.

3. Мы ветерком провеяны и солнышком просвечены.

4. Выносливы, дружны – мы людям так нужны!

5. Отдельно каждый – зернышко, маленькое, скромное,

А вместе – хлеб, как солнышко страны своей огромной!

(Появляются морозы с веревкой.)

Мы – морозы лютые, заморозим ваши всходы!

- Я – Мороз Синий нос!

- Я – Мороз Красный нос!

(Перетягивание веревки Морозов с зернышками. Морозы убегают)

Появляются ветры – суховеи.

- Ну, суши!

- Ну, губи!

(Эстафета с водой)

Песня «Я на горку шла».

Вырос в поле колосок поначалу невысок,

Но тянулся он, старался,

Храбро усики вздымал,

Темной ночи не боялся,

По утрам в росе купался,

И высоким, сильным стал.

Оглянулся – а кругом,

Под весенним ветерком,

В светлом поле, на просторе

Золотых колосьев – море!

Все на солнышко глядят,

В каждом зернышки сидят.

Засмеялся колосок,

Крепче взвил усишки:

- Я поднялся в самый срок, -

Здравствуйте, братишки!

И слышит страна: «За уборку пора!»

Для хлеба комбайны нужны, трактора!

- Дадим! – отвечают в цехах металлисты:

- Для хлеба машины мы сделаем быстро!

Но только нам нужен металл непременно!

- Дадим! – отвечают немедля мартены.

- Нам только руду подавайте сюда!

Для хлеба с рудою спещат поезда.

Для хлеба проложены рельсы дорог.

Для хлеба идет на гора уголек.

Для хлеба плотины на рекахвстают.

И краны, и вышки до самого неба –

Для хлеба, для хлеба, для хлеба, для хлеба!

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает?

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург –

Весь Народ!

- Но было у нашего народа трудное, лихое время. И не всегда, и не у всех был на столе хлеб.

Его выдавали совсем понемногу,

Его отмеряли так скудно, так строго,

Его заливали крутым кипятком,

Его называли не хлебом – ПАЙКОМ.

С соломой, мякиной, с трухой и со жмыхом –

Он все же казался желанней всего,

И матери тайно и тяжко вздыхали,

Когда на частицы делили его.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба

Блокадного хлеба

125 грамм.

125 блокадных грамм –

С бедой и кровью пополам.

В годы тягот и лишений

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит правильны слова:

«Хлеб – всей жизни голова!»

Выступление старых людей.

Спасибо вам, старые люди

В глухих деревнях и столицах

За праздники ваши и будни,

За ваши прекрасные лица,

За ваши крестьянские руки,

Что ноют в часы непогоды,

За подвиги ваши и муки

В военные черные годы.

Песня «Корочка хлеб а».

- Хлеб надо беречь. Вот послушайте

Сказку о девочке, которая наступила на хлеб

Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Еще совсем маленькой она ловила мух и жуков и отрывала им крылышки. Ее забавляло, какими они становились жалким и беспомощными.

Однажды мать Инге испекла большой каравай хлеба и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке».

Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу.

Но едва Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото, только черные пузырьки пошли по воде.

И оказалась Инге в зловонном подземелье старухи – болотницы.

- Эге, - зашипела болотница, - Эта девочка с задатками. Из нее выйдет отличный истукан для моей прихожей.

И стала Инге истуканом. Руки и ноги ее окаменели, и жирные пауки оплели их своей паутиной. А по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.

Пастухи видели, что случилось на болоте. И вскоре бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову Инге. «Ах, Инге! Спесь сгубила тебя! Спесь до добра не доводит!» - это плакала мать Инге.

«Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне», - думала Инге. И ее душа становилась все грубее и ожесточеннее.

Однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная Инге!» - заплакала девочка. – «Как бы я хотела, чтобы она попросила прощенья, и ей позволили вернуться на землю!».

Слова эти дощли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на сою недолгую жизнь и зашлась слезами раскаянья.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Инге вернулась в родительский дом. И не было в тот день на земле человека счастливее, чем мать Инге. Инге и ее мама стали счастливыми потому, что девочка научилась ценить и беречь хлеб. А я узнал, что, если каждый ребенок из нашей начальной школы не доест и выбросит 50 граммов хлеба, это составит по школе 15 килограмм, то есть 15 буханок хлеба останутся выброшенными.

Показался вдалеке пекарь в белом колпаке

Пекарь хоть и молодой, от муки совсем седой!

Он шагнул через порог: - Это я вам хлеб испек!

Быстро тесто замесили нам машины без усилий.

Наступило время печь. Тесто – в формы, формы – в печь!

Хлеб на ленте под уклон сам бежит проворно

В печь заходит белым он, а выходит черным!

Вот он хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

- А из чего делают хлеб? (проектная работа ученика)

- Какие существуют сорта хлеба? (проектная работа ученика.)

Чтобы к нам в прекрасный час

Хлеб на стол явился,

Кто-то добрый раньше нас

Встал и потрудился.

Кто-то к делу своему приступил до света.

Кто – то верил: мы ему поклонимся за это!

Сластена.

Я Сластена, я сластена

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш и макаронов,

Хлеба тоже не хочу!

Хочу халвы, пирожных, мороженого!

Хочу конфет! Хочу бананов! Апельсинов! Ананасов!

Подумаешь – хлеб!

- Нет, ты ошибаешься. Ты не сможешь прожить без хлеба.

Сластена. А вот и смогу!

- Если бы провести такой эксперимент – кормить человека одними сладостями, то день-два он съедал бы много сладкого, да еще посмеивался бы: «Вот как мне повезло!» Через 3-4 дня его аппетит поубавится, а через 5-6 дней он и смотреть не сможет на лакомства. Хлеб люди едят каждый день и он им никогда не надоедает. Почему?

А чем полезен хлеб? (проект ученика )

Сластена.

И если примечу кусок в небреженье

В грязи придорожной, в подножной пыли.

То самое первое сердца движенье –

Поднять и спасти это чудо земли!

- Какие блюда можно приготовит из хлеба? (проект ученика)

- Посмотрите на сегодняшний стол. Хлебное великолепие! Сколько можно приготовить из муки разных вкусностей! Приглашаем всех на чаепитие!

www.school-essays.info

Классный час (2 класс) по теме: Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова. | скачать бесплатно

   

   

Занятие по теме « Хлеб - всему голова »

   

Цели занятия:

- воспитывать у детей бережное, уважительное отношение к труду;

- добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба;

- учить детей беречь хлеб.

   

Оборудование: плакаты, детские работы, хлебобулочные изделия, колосья, каравай.

   

                                                           Ход занятия     

     

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы.

Вступительное слово учителя.

Наш классный час мы начнем с прослушивания песни « Русское поле» Френкеля.

- Какую картину вы мысленно себе представили?

- Да, большое желтое поле, огромное, как море.

                Рожь, рожь, дорога полевая

                Ведет неведомо куда.

                Рожь, рожь до свода голубого

                Поля без края и конца.

- Золотые поля - наше богатство, наш хлеб. Сегодня мы поговорим (о чем?). Да, о хлебе. Хочется произнести такие слова:

                 Слава миру на Земле!

                 Слава хлебу на столе!

Дети читают стихи.

1 ученик. Если мы хотим кого-то

                 Встретить с честью и почетом,

                 Встретить щедро, от души,

                 С уважением большим,

                 То гостей таких встречаем

                 Пышным круглым караваем.

2 ученик. С караваем соль подносим,

                 Поклонясь отведать просим-

                 Дорогой наш гость и друг,

                 Принимай хлеб - соль из рук!

3 ученик. Пышный, мягкий, пропеченный,

                 Подрумяненный слегка,

                 Хлеб с горбушкой золоченной

                 Шел к тебе издалека.

 

- А что такое хлеб? (высказывания детей)

- Хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из теста. Он дает нашему организму белки, углеводы. В нем содержатся витамины. Взрослый человек должен съедать 300-400 граммов, а дети 150-400 граммов.

- Вот здесь представлены разнообразные изделия из хлеба. Но у понятия «хлеб» несколько значений. Что же мы называем хлебом?

     

     

- Я буду зачитывать строчки, а вы мне помогайте - слово « хлеб» произносите хором.

                 Снег сошел, ушли метели.

                 И поля зазеленели.

                 Мы говорим ХЛЕБ.

- Что означает это слово? (озимые)

                 Золотой простор бескрайний,

                 Там работают комбайны.

                 Мы говорим ХЛЕБ.  

- Поясните это слово (поля)

                 Вот зерно течет рекой,

                 Чтобы сделаться мукой.

                 Мы говорим ХЛЕБ.

- Что это? (зерно)

                 Тесто кружится в квашне,

                 Запекается в огне.

                 Мы говорим ХЛЕБ (тесто).

   

- А сколько надо вложить труда, чтобы хлеб появился у нас на столе! А сколько людей занято при этом.

- Давайте установим порядок работ, которые необходимо выполнить, чтобы хлеб появился в магазине, на столе.

 На экране появляются слова:

                 вспахать землю

                 забороновать

                 сжать рожь

                 обмолотить

                 намолоть

                 замесить тесто

                 испечь

(ученики дают пояснения незнакомым словам и  восстанавливают порядок)

- И вот хлеб готов.

 

4 ученик. Ешь его, расти и помни:

                 В мире нет труда огромней,

                 Чтоб на стол к тебе явился

                 Свежий хлеб.

5ученик. В каждый дом, на каждый стол

                 Он пожаловал, пришел.

                 В нем здоровье, наша сила,

                 В нем чудесное тепло,

                 Сколько рук его растило,

                 Охраняло, берегло!

6 ученик. В нем земли родимой соки,

                 Солнца свет веселый в нем,

                 Уплетай за обе щеки,

                 Вырастай богатырем.

     

- Святое дело - вырастить хлеб. А как же называют профессию людей, которые выращивают, убирают хлеб? Да, это хлеборобы.

 

 

 

- День и ночь, в зной и дождь ведут они битву за урожай. Почет и честь вам, хлеборобы!

(На экране появляются слова, дети читают хором)

                 Слава миру на Земле!

                 Слава хлебу на столе!

                 Слава тем, кто хлеб растил,

                 Не жалел трудов и сил.

- Сейчас, ребята, мы не испытываем недостатка в хлебе. Но были такие времена, когда хлеб выдавали по карточкам, стояли большие очереди за хлебом. Хлеб был с примесью

сена, соломы, семян лебеды. Люди были рады любому кусочку.

Ученик. Во время Великой Отечественной войны стране особенно был нужен хлеб. Для фронта, для победы. У войны свой хлеб. 900 дней и ночей ленинградцы жили  в условиях блокады. Жители города получали 125 граммов хлеба. В музее истории хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Вид у него был совершенно другой, чем сейчас. Таков был паек для жителей города. А людям нужно было выжить - назло фашистам.

7 ученик. В годы тягот и сражений

                 Новый мир мужал и креп,

                 Шел народ в огне сражений

                 За свободу и за хлеб.

8 ученик. Мой юный друг!

                 Я от тебя хочу

                 Лишь одного-

                 Чтоб к хлебу

                 Относился ты с любовью.

                 Ведь люди,

                 Чтобы ты имел его

                 За хлеб платили

                 Собственною кровью.

   

- Да, хлеб - это жизнь. Именно комсомольцу из-под Рязани он стоил жизни. Он погиб, спасая от огня хлебное поле.

Рассказ ученика.

Это случилось под Рязанью. Анатолий Мерзлов вместе с друзьями работал на пшеничном поле. Он работал на своем старом тракторе. От случайной искры вспыхнула солома. Рядом было еще поле неубранной пшеницы. Оно могло загореться. Анатолий бросился к трактору. Сражаясь с огнем, он погиб.

- Геройский поступок он совершил? (ответы детей)

- Сейчас мы не знаем нужды в хлебе, хлеба у нас много, наша Родина - хлебная держава. А бережено ли мы относимся к хлебу?

9 ученик. Мальчик,

                 Ногою пинающий хлеб,

                 Мальчик,

                 Голодных, не знающих лет,

                 Помни,

                 Что были лихие года,

                 Хлеб –

                 Это жизнь, а не просто еда.

 

 

                 Хлебом клялись,

                 За хлеб умирали

                 Не для того,

                 Чтобы в футбол им играли.

                 В слове народная мудрость таится.

                 Вот что в народе у нас говорится:

                 Если ты хлеб ценить перестал,

                 Ты человеком быть перестал

- А мы бережем, ценим хлеб? Подсчитано, что если за один день человек не доест и выбросит всего 50 г хлеба, то это составит 200 кг. 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

                 Хлеб – драгоценность

                 Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери

- А как вы относитесь к хлебу в столовой? (рассуждение детей). Так какой же вывод мы делаем? (надо беречь хлеб)

- У вас на партах на листочках несколько законов – как нельзя поступать с хлебом. Дети читают:

                 1. Не бери лишнего хлеба.

                 2. Не оставляй крошки на столе.

                 3. Не играй с хлебом.

                 4. Не выбрасывай хлеб.

                 5. Не относись неуважительно к хлебу.

- А что можно сделать с остатками хлеба? (сухари, гренки, испечь пирог, накормить птиц)

 

- А сколько загадок, пословиц, поговорок сочинил русский народ о хлебе!

Проводится игра « Собери пословицу». Работа в парах.

                 Земля - матушка,                     без хлеба нет.

                 Хлеба ни куска,                      а хлеб - батюшка.

                 Без золота проживешь,          так в тереме тоска.

                 Без печки холодно -                не будет и обеда.

                 Не будет хлеба -                      без хлеба голодно.

- Эти пословицы определяют роль хлеба в нашей жизни.

  Пришло время и отдохнуть. Ученики поют частушки.

   

                 Эй, девчушки - хохотушки,

                 Начинайте петь частушки,

                 Начинайте веселей,

                 Чтоб порадовать гостей.

 

                 Мы в Марьино живем,

                 Сушки, пряники жуем.

                 Мы частушек много знаем

                 И сейчас для вас споем.

 

                 Прянички печатные

                 До того нарядные!

                 Мы не сразу их съедим,

                 А сначала поглядим.

 

                     

                 Хлеб не падает к нам с неба,

                 Появляется не вдруг.

                 Чтобы вырос колос хлеба,

                 Нужен труд десятков рук.

         

                 Дождик, дождик поливай-

                 Будет славный урожай:

                 Будет белая пшеница,

                 Будет рожь и чечевица.

         

                 Мы пропели вам частушки

                 Чтоб порадовать гостей!

                 Напекли мы вам ватрушки,

                 Бубликов и калачей.

 

 

- Цени, уважай и береги хлеб, ведь в нем - человеческая мудрость. Помни всегда и везде:

                 Хлеб - это судьба народа,

                 Хлеб - это судьба страны.

 

Звучит песня « Хлеб - всему голова»

   

  1.  Итог занятия.

- О чем мы сегодня говорили? А почему мы говорили о хлебе?

- Что мы взяли для себя? О чем будем помнить?

- Что вам больше всего понравилось?

                                               

                                     

                                                                       ГОУ гимназия № 1566г. Москва

                                                                       Красавина Г. А.

 

 

   

                     

 

               

                 

                 

                 

   

     

           

nsportal.ru

Материал (4 класс) на тему: Внеклассное мероприятие на тему«Хлеб — всему голова» | скачать бесплатно

Внеклассное   мероприятие

«Хлеб  -  всему   голова».

Цель:  Расширить представление детей о значимости  хлеба для всех людей.

Расширить  знания  детей  о  том,  как  хлеб  попадает  на  стол.

Задачи:

1.Пополнить  знания  детей  о  предках  хлеба.

2.Раскрыть и уточнить в понимании детей значение слова

«хлеб»; развивать речь, мышление, воображение на

основе загадок, пословиц о хлебе.

3.Воспитывать  бережное  отношение  к  хлебу,

уважительное отношение к труду хлеборобов.

Хлеб - одно из крупнейших открытий

в истории человечества.  Он

        настолько нужен человеку, что  едва

родившись на свете, мы  уже не        

можем без него обойтись. И так всю жизнь.

                            В. Н. Ремесло

Ход мероприятия:

1.  Вступительное слова учителя

 - Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а ее отгадка будет темой нашего занятия.

Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый..   (Ответы ребят)

Молодцы! Мы будем говорить с вами сегодня о хлебе.

Какое  коротенькое,   но  очень  емкое  слово  «хлеб».  Ведь  хлеб  занимает  в  жизни  человека  самое  важное  место.

  • Ребята, а кто из вас любит хлеб?
  • А как вы думаете: «Когда родился хлеб?».  (Предположения детей)

А вот послушайте: « Несколько  тысяч  лет  назад  люди  еще  не  умели  выращивать  хлебные  колоски.  Чтобы  не  умереть  от  голода,  они  собирали  съедобные  травы,  корешки,  ягоды  и  грибы.   Но  часто  случалось  так,  что  вместе  со  съедобными  корешками  человек  приносил   несколько  зернышек.  Люди  пробовали  жевать  сырые  зерна,  но  было  не  вкусно.  А  вот  каша  из  этих  зерен  была  очень  вкусной.  Потом  люди  стали  растирать  зерна  камнями  и получать  муку.  А  из  муки  месить  тесто,  печь  лепешки.

Хлеб  по  вкусу  был  совсем  не  похож  на  наш. Он  был  грубоватым.  В  11  веке  на  Руси  стали  выпекать  хлеб  из  кислого  теста.  И  получался  он  более  мягким  и  вкусным. Кроме  ржаного  хлеба  пекли  и  пшеничный  хлеб,  а  так  же  сайки,  куличи  и  пироги  с  разной  начинкой.

Ведь  не  сразу  стали  зерна  хлебом  тем,  что  на  столе.  Люди  долго  и  упорно  потрудились  на  Земле».

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовёт

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

« Хлеб всему голова!»

В поле, в доме, в державе.

2. Игра «Назови хлебобулочное изделие».

-Какие хлебобулочные изделия вы знаете или пробовали?

Ответы детей  (батон, черный хлеб, баранки, сушки,  плюшки, булочки и т.д.).

Сейчас мы с вами поиграем.

В вазочке лежат кусочек хлеба, батона, булочка, печенье, пряник, сушка, сухарик и т. д. Ребята с закрытыми глазами должны назвать, что это?

Итог игры: молодцы, ребята.

- Все мы каждый день едим хлеб. Многие из вас любят сушки, булки, пряники, различное печенье, пирожные. 

- Ребята, а как вы думаете, сколько людей вложили свой труд в теплый ароматный кусочек хлеба? (Предположения детей).

Прежде чем хлеб попадёт к нам на стол, он проделает длинный путь. Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают муку ржаную. Чтобы получить муку из зерен, нужно затратить много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, затем собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы.

Давайте вместе с зёрнышком проделаем тяжелый путь.

Я буду читать стихотворения, а вы запишите профессии людей, которые трудятся над производством хлеба. (Ребята записывают).

Да не сразу стали зёрна

Хлебом, тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Из колхозного двора

Вышли в поле трактора.

Далеко в просторе чистом

Слышен говор тракторов.

За деревней, за лесами

Раздаётся в поле гром.

Это тракторы с плугами

Пашут мягкий чернозём.

Распахали землю разом –

Вышли сеялки с зерном.

Кто работает на тракторе?

Ржаной росток зелёный

Оглядывает поле –

Смешной и удивлённый,

Как первоклашка в школе.

Зелёный росток,

Весёлый росток,

Ты только что пробился из зёрнышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок, до солнышка!

Посеяли хлеб хлеборобы весною

Созрел он,

И встал золотою стеною.

И слышит страна –

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны!

Пора!

Хлеб созрел,

Но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля

Даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас,

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно.

Сможет он, как будто дома,

Сколько нужно, отдохнуть

И опять собраться в путь

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит хлеб.

Этот сказочный завод

Всё, что хочешь испечёт.

Целый город угостит,

Был бы только аппетит!

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки,

Маковые пышки

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

(Запись детей: тракторист, сеятель, комбайнёр, водитель, мельник, пекарь, продавец).

- Видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.

Это только часть профессий, связанных с хлебом,  ведь собранный хлеб кто-то сушил, молотил, чистил и сортировал. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

3. Физкультминутка «Зёрнышки».

Зёрнышки в земле лежат,

В темноте тихонько спят.

-Солнце, солнце, помоги,

Наши зёрна разбуди!

Солнце ярче улыбнулось,

Зёрна к свету потянулись.

Прорастает корешок,

Распрямился стебелек.

Колышутся листочки,

Спеют колосочки.

Солнце сильно припекло,

Стало хлебу тяжело.

Завяли наши стебельки,

Опустились колоски.

Дождик, дождик, помоги,

Колосочки напои.

Приплыли тучи дождевые,

Дождинки пляшут как живые.

Колоски водичку пьют

И растут, растут, растут.

4. А теперь давайте поговорим о правилах обращения с хлебом.

Послушайте стихотворение С.Михалкова « Булка».

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

- Что он сделал? (Ответы детей.)

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с него сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех его поцеловал.

- Вы кто такой? - спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я - пекарь! - человек ответил

И с булкой медленно ушел.

- Как мальчики относились к хлебу? А как поступили бы вы, увидев такую картину?

 Какие правила знаете вы? (ответы детей)

- Послушайте правила, о которых вы не упомянули.

  1. Не играй с хлебом.
  2. Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
  3. Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.
  4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
  5. Береги хлеб, он дорого достается.
  6. Бери хлеба столько, сколько съешь.
  7. Не оставляй недоеденных кусков.

- Отношение к хлебу должно быть бережное.

Никогда не забывайте, что хлеб – наше богатство. Учитесь ценить труд других.

- Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Об этом важном продукте сложено множество пословиц и поговорок. Какие из них вы помните?

Объясните  их  смысл.  

5. А  теперь проведем игру "Собери пословицу" (на столах разложены листочки со словами из пословицы, дети должны расположить их в правильном порядке.)

  1. Хлеб –… (наше  богатство).
  2. Хочешь есть калачи, … (не сиди на печи).
  3. На чужой каравай … (рта не разевай).
  4. Пот на спине - … (так и хлеб на столе).
  5. Не надо хвалиться,… (коли не знаешь, как хлеб родится).
  6. Доплясались, что … (без хлеба остались).
  7. Без соли не вкусно, … (а без хлеба не сытно).
  8. Без соли, без хлеба - … (половина обеда).
  9. Не будет хлеба - … (не будет обеда).
  10. Хлеб-соль кушай, … (а добрых людей слушай).

     

 6. Существует много загадок по этой теме.

1.  Золотист он и усат,

     В ста карманах - сто ребят.

(Колос)

2. Он идет - волну сечет

Из трубы зерно течет.

(Комбайн)

3. Кто там в поле, угадай,

Режет черный каравай?

(Плуг)

4.   Овсом не кормят,

       Кнутом не гонят,

      А как пашет -

      Семь плугов тащит.

(Трактор)  

5.    Замок с башнями до неба

       Сохранит все море хлеба.

(Элеватор)

7. Чаепитие.

А сейчас у нас будет чаепитие с бубликами и печеными изделиями, которые испекли  родители.

8. Итог:

- Вот и подходит к концу наш разговор о хлебе.

- Так почему в народе говорят:  «Хлеб – всему голова»,

 «Хлеб - наше богатство»? В  заключение  нашего  мероприятия  я вам прочитаю стихотворение И. Конькова.

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет -

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,

С сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным

Белый хлеб или ржаной.

Пироги же - хлеб особый,

Их на праздник подают,

А готовят всё со сдобой

И с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки

Спрыгнуть с противня хотят -

Это хлебные игрушки,

В праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье -

То, что мама испечёт,

Для детишек объеденье,

Разевай пошире рот!

9. Рефлексия:

Я расскажу дома…

Использованная литература:

  1. http://drujhnaia.blogspot.ru/2012/10/blog-post_17.html
  2. TOCHKA.NET
  3. Ю.Г. Круглов Русские народные загадки, пословицы, поговорки, Москва: «Просвещение», 1990.
  4. Л. Бурмистрова. «Хочу всё знать. Детская энциклопедия. Жизнь древних людей»,Москва, ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 2000. 

nsportal.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *