Исследовательская работа по теме "Определение качества хлеба". В чем вкус хлеба исследовательская работа


Исследовательская работа по теме "Определение качества хлеба"

Районная научно-практическая конференция

исследовательских работ обучающихся

Исследовательская работа

«Определение качества хлеба»

Автор:

Лосева Альбина

ученица 8 Б класса

МАОУ СОШ №1

пгт Серышево имени

Сергея Бондарева

Руководитель исследовательской работы:

Журавлева Виктория Владимировна

МАОУ СОШ № 1

пгт Серышево

им.Сергея Бондарева

Серышево, 2018 год

Оглавление:

  1. Введение 3-4стр

  2. Основная часть 4-9стр

  3. Экспериментальная часть 9-15стр

  4. Заключение 15-16стр

  5. Список литературы 16стр

  6. Приложение

Введение.

Вот росли бы на деревьях булки и ватрушки,

Разводили б те деревья у себя старушки.

В своем садике садили б, щедро поливали,

С веток урожай снимать еле успевали.

Угощали б всех подряд выращенной сдобой.

Вот и мне бы протянули: «На милок, попробуй»Эльвира Вавилова

Помните генерала из сказки Салтыкова-Щедрина, который говорил, что булки на дереве растут «в том самом виде, как их утром к кофею подают». Конечно, все мы, читая сказку, смеялись над генералом-болваном. Да вот только оказалось, что и на самом деле есть такие сказочные леса.

Хлеб на дереве растет,

Хлеб не хлеб, а сытный плод;

Этот самый сытный плод

Тесто вкусное дает.

Это дерево народ

Хлебным деревом зовет.

Действительно есть хлебное дерево, на котором растут плоды, по вкусу больше напоминают жареный картофель. Если плоды хлебного дерева по вкусу напоминают жареный картофель, тогда какой должен быть хлеб по вкусу и своим качествам. С чем его можно сравнить.Это меня и подвело к теме моей исследовательской работы «Определение качества хлеба»

Гипотеза: Всегда ли соответствует состав качеству хлеба.

Цель: Выяснить, белый хлеб каких производителей обладает наилучшими качествами п.Серышево

Задачи:

  1. Изучить литературу по выбранной теме;

  2. Изучить ГОСТ по производству белого хлеба;

  3. Сравнить качество хлеба различных производителей Амурской области.

Методы исследования: анкетирование, сравнение, анализ

Основная часть

Проблема пищи всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод.Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба. 

Это дало право И.П.Павлову при вручении ему Нобелевской премии в 1904 г. сказать «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о насущном хлебе». Хлеб - один из важнейших продуктов питания. В нём содержатся многие важнейшие пищевые вещества. В нашей стране его потребляют традиционно много – ежедневно в среднем 330 грамм. Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище.

Я решила провести опрос среди своих одноклассников по данной теме. Мною было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 24 обучающегося МАОУ СОШ №1 пгт. Серышево имени Сергея Бондарева. Им было предложено ответить на вопросы:

  1. Какой вы предпочитаете хлеб?

  2. Почему именно его?

  3. Какие у вас есть требования к хлебу?

  4. Можете ли вы прожить без хлеба?

На первый вопрос большинство оппонентов отдали предпочтение белому хлебу, что составило 58% от числа опрошенных.

На второй опрос 42% сказали, что он вкусный.

На третий вопрос наши оппоненты разделились поровну, по 25%, по их предпочтению хлеб не должен крошиться, должен быть мягким, хрустящим, свежим.

Четвертый вопрос «Можете, ли вы прожить без хлеба», 58% ответили, что нет.

Вывод: Проведя анкетирование, я обратила внимание, что основная часть моих одноклассников предпочитают белый хлеб, и не смогу прожить без него.

Для того, чтобы провести анализ хлеба, я изучила стандарты, по которым производят белый хлеб.

ГОСТ Р 51074-2003.

Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.

ГОСТ 8227-56.

Хлеб и хлебобулочные изделия. Укладывание, хранение и транспортирование.

ГОСТ 5667-65.

Хлеб и хлебобулочные изделия. Правила приемки, методы отбора образцов, методы определения органолептических показателей и массы изделий.

ГОСТ 2077-84.

Хлеб ржаной, ржано-пшеничный и пшенично-ржаной.

Общие технические условия.

ГОСТ 26984-86.

Хлеб столичный. Технические условия.

ГОСТ 26987-86.

Хлеб белый из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов. Технические условия.

ГОСТ 27842-88.

Хлеб из пшеничной муки. Технические условия.

ГОСТ 28807-90.

Хлеб из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки. Общие технические условия.

ГОСТ 28808-90.

Хлеб из пшеничной муки. Общие технические условия.

Для производства хлебобулочный изделий ГОСТ предъявляется по 9 показателям разного вида хлеба.

Пищевая ценность хлеба, как и всякого пищевого продукта, определяется в первую очередь его калорийностью, усвояемостью и содержанием в нем дополнительных факторов питания: витаминов, минеральных веществ и незаменимых аминокислот. Ниже приведено содержание некоторых веществ в разных сортах хлеба.

Средний химический состав хлеба (в % на сухой вес)

Хлеб

Влага

Жир

Белок

Клетчатка

Зола

Сахар

Крахмал

Пшенич-ный в/с

35,8

0,39

17,00

0,33

1,67

0,62

79,5

Изпшенич. муки

42,1

0,94

20,71

0,98

2,38

1,23

73,12

Ржаной пеклев.

43,8

0,39

11,72

0,99

2,55

1,12

82,69

Ржаной интенд.

40,6

1,10

13,88

2,44

2,19

2,10

75,06

При учете пищевой ценности любого продукта, особенно продукта такой первостепенной важности, как хлеб, необходимо учитывать не только общее содержание в нем белка, но также и его качественный состав, т.е. содержание в белке незаменимых аминокислот. Роль белка в организме человека велика, белок – это своего рода «строительный материал» для организма, именно белок отвечает за все регуляторные функции и обменные процессы, которые происходят в организме.

Кроме белков в состав хлеба входят витамины, количество их в разных видах колеблется: (в мг на 100 г продукта)

Хлеб

В1

В2

РР

Ржаной из обойной муки

0,15

0,13

0,45

Пшеничный из муки 100% выхода

0,26

0,12

3,10

Пшеничный из муки 85% выхода

0,20

0,08

1,60

Батоны из муки пшеничной 72% выхода

0,10

0,07

0,67

Булки городские из муки 72% выхода

0,12

0,10

0,70

Существенным источником витаминов в хлебе служат дрожжи и закваски. Пекарские дрожжи по сравнению с зерном и мукой содержат весьма значительное количество витаминов В1, В2 и никотиновой кислоты.

Известно, что В.Г. Партешко исследовал 94 образца хлеба и хлебобулочных изделий при определении содержания витамина В1 в этих изделиях были получены следующие результаты (в мкг%):

Булочные изделия из муки высшего сорта

78

Хлеб из муки первого сорта

155

Хлеб из муки второго сорта

248

Хлеб из обойной муки

205

Чем выше сорт муки, тем меньше в ней периферических частей зерна, тем беднее она витаминами, в том числе и витамином В1. Содержание витамина в хлебе зависит прежде всего от содержания его в муке. Зерно пшеницы и ржи, а следовательно и получаемая из них мука, фактически лишены витаминов А, С и D, и чем мука беднее отрубями и частичками зародыша, тем беднее она и витаминами группы В и токоферолами. Поэтому естественно, что белый хлеб, получаемый из муки низких выходов, чрезвычайно беден витаминами, в то время как хлеб из обойной муки или муки 100% выхода содержит их гораздо больше.

Хлеб как источник минеральных веществ, и этот вопрос возникал у человека, так как хлеб снабжает человеческий организм этими веществами, Содержание минеральных веществ в муке и хлебе наиболее высоко в муке из цельного зерна и приготовленном из нее хлебе, а наиболее низко в муке высшего сорта и соответствующем хлебе.

При исследовании минерального состава пшеницы, муки и хлеба, совершенно очевидно, что содержание всех макро- и микроэлементов в процессе помола существенно уменьшается. Что же касается хлеба, то повышенное содержание минеральных веществ следует объяснить обогащением его за счет дополнительных ингредиентов, вносимых в тесто в процессе замеса.Суточная потребность человека в отдельных минеральных веществах при потреблении 500 г хлеба

Хлеб

Покрытие потребности (в %) в

Са

Р

Мg

Fe

Формовой из ржаной обойной муки

20,0

56,3

49,3

70,0

Формовой из пшеничной обойной муки

16,9

60,6

48,6

70,0

Формовой из пшеничной муки второго сорта

15,0

51,2

31,4

56,7

Формовой из пшеничной муки первого сорта

12,5

30,9

21,4

46,7

Батоны из пшеничной муки первого сорта

13,1

32,5

22,8

50,0

Городские булки из пшеничной муки первого сорта

13,1

32,1

22,1

50,0

При этом обращает на себя внимание недостаточность хлеба из любой муки в кальции и вместе с тем значительное содержание в хлебе фосфора и особенно железа.В молоке соотношение фосфорной кислоты и кальция 3:2, что является почти оптимальным, в то время как в хлебе это соотношение примерно 7:1.

Вывод: Мы видим, что хлеб является основным компонентом пище, так как он содержит белки, витамины и минеральные вещества. Роль белка в организме человека велика, белок – это своего рода «строительный материал» для организма, именно белок отвечает за все регуляторные функции и обменные процессы, которые происходят в организме. Витамины группы В – это целая группа водорастворимых соединений, которые принимают участие во всех обменных процессах, протекающих в организме. Они способствуют высвобождению энергии из различных пищевых веществ, в которых присутствуют калории. Препараты витаминов данной группы широко применяются для лечения заболеваний нервной системы. Но нужно понимать, что количество этих веществ зависит от того какой хлеб вы едите.

Одним из показателей ГОСТа учитывается маркировка, как средство идентификации хлеба

Маркировка – текст, условное обозначение или рисунок, наносимый на упаковку или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств.

В зависимости от вида тары и упаковки маркировка подразделяется на транспортную (у хлебных изделий отсутствует) и потребительскую.

На потребительской маркировке имеется штриховой код. Штрих код – это маркировка, нанесенная на этикетку и упаковку товара в виде многорядных чисел в десятичной системе исчисления с кодированием каждой цифры в виде черных полосок на белом фоне, и является одним из средств систем автоматического идентифицирования товара. Каждому виду изделия присваивается свой номер. Он не дает гарантии качества товара, а может характеризовать его лишь непосредственно.

Маркировка потребительской упаковки хлеба содержит следующие данные (ГОСТ Р 51074 - 2003):

  • наименование хлеба – пшеничный формовой;

  • наименование предприятия – изготовителя, его адрес, тел./факс;

  • товарного знака – хлебные заводы;

  • масса нетто – 0,65 г ;

  • состав продукта – мука пшеничная 1 сорт, вода питьевая, соль пищевая, дрожжи прессованные;

  • пищевая ценность 100 г продукта: белки – 7,9 г, жиры – 1,0 г, углеводы – 47,5 г; калорийность 100 г продукта 236,0 ккал;

  • срок и температура хранения хлеба – не ниже + 6 ºС , 48 часов

  • дата выработки;

  • обозначение документа в соответствии, с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт – ГОСТ 28808 - 90;

  • информация о подтверждении соответствия пищевого продукта – РСТ добровольная сертификация.

По согласованию с потребителем объем информации маркировки допускается сокращать.

Для своей работы я взяла наиболее популярный белый хлеб таких производителей:

  1. пекарня села Березовка;

  2. Пекарня «Райпо» п. Серышево;

  3. пекарня ИП Осипов г. Белогорск;

  4. Заливной г.Свободный.

Весь хлеб был приобретен в п.Серышево

Название производителя

масса

цена

1

с.Березовка

540 г

26 рублей

2

п.Серышево «Райпо»

500 г

28 рублей

3

Г.Белогорск

520 г

26 рублей

4

Заливной г.Свободный

510 г

27 рублей

Вывод: Из четырех производителей п.Серышево «Райпо» самый маленький по массе и самый дорогой. Ни один из производителей не использует упаковку с маркировкой для своего хлеба.

Получается, что все производители должны делать хлеб по ГОСТу, но так ли это на самом деле.

Экспериментальная часть.

Я провела исследования белого хлеба по 9 критериям: органолептические свойства, пористость, кислотность, наличие крахмала, наличие белка, влажность, качество используемого масла, проба на болезни, условия хранения. Для чистоты эксперимента я хлеб пронумеровала.

  1. - пекарня села Березовка;

  1. пекарня «Райпо» п. Серышево;

  2. пекарня ИП Осипов г. Белогорск;

  3. Заливной г.Свободный.

Опыт 1. Органолептические свойства

1

2

3

4

Форма поверхности

Выплов, есть притиски

Выпловов и следов притиска нет

Выплов, есть притиски

Как кирпичик

Состояние при нарезке

Без крошек

Крошится

Крошится

Без крошек

Пористость

Есть пустоты

Есть пустоты

Есть пустоты

Есть пустоты

Вкус

Преобладает соленоватый вкус

Пресный

Соленова-тый

Средняя соленость

Запах

Приятный

Приятный

Приятный

Кислова-тый

Вывод: Каждый хлеб имеет пустоты, хлеб под номером 2 и 3 крошится при нарезке. А хлеб под номером 4 имеет кисловатый запах.

Есть стандарты для ряда показателей хлеба (влажность, пористость, кислотность).

Физико-химические показатели

Вид хлеба

Влажность

Пористость

Кислотность

Ржаной

≤ 51 %

≥ 45 %

≤ 12º

Пшеничный

≤ 47 %

≥ 50 %

≤ 3º

Смешанный

≤ 50 %

≥ 47 %

≤ 9-11º

Опыт 2. Пористость хлеба

Под пористостью хлеба понимают объём пор, находящихся в данном объёме мякиша, выраженный в процентах. Пористость (П) рассчитывают по формуле:

П=100·(V–V1)/Vгде V – объём вырезанного мякиша; V1 – объём беспористого мякиша, спрессованного до отказа.

Пористость характеризует важное свойство хлеба – его большую или меньшую успеваемость. Низкая пористость обычно присуща хлебу из плохо выброженного теста. Пористость пшеничного хлеба – 55-70% в зависимости от сорта хлеба и способа его выпечки. Определение пористости мы проводим по упрощённой методике

Ход определения.

Из середины изделия вырезают кубик мякиша с длиной ребра 6 см, что соответствует объёму выемки 216 см3 (V). Этот кубик разделяют на несколько частей, сжимают их пальцами до полного удаления пор и делают из них плотные шарики диаметром не более 1 см. Шарики опускают в мерный цилиндр с делениями по 0,5 или 1 мл, наполненный до определённого уровня керосином или маслом. По разности уровня жидкости в цилиндре определяют объём хлеба без пор (V1) и вычисляют его пористость.

V,см3

V1,см3

Пористость %

1

216

25

88

2

216

30

86

3

216

25

88

4

216

55

74

Вывод: Чем выше пористость изделия, тем дольше они сохраняют свежесть и лучше усваиваются организмом. Хорошо разрыхленный хлеб с равномерной мелкой тонкостенной пористостью лучше пропитывается пищеварительными соками и поэтому полнее усваиваются. Каждый образец белого хлеба имеет пористость больше нормы.

Опыт 3. Кислотность хлеба

Мякиш образцов поместили в химические стаканы с дистиллированной водой на 2 часа, отфильтровали. Ф ильтрат нанесли на лакмусовую бумажку.

pH

Среда

1, 2, 3

5,0

Слабокислая

4

6,0

кислая

Вывод: Белый хлеб под номером 4 имеет кислую среду.Кислотность влияет на вкусовые свойства хлеба. Недостаточно или излишне кислый хлеб неприятен на вкус. По этому показателю судят о правильности ведения технологического процесса. Хлеб под №4 при первичном осмотре уже имел кисловатый запах.

Опыт 4. Влажность

Влажность хлеба определяют для расчета его энергетической ценности, выхода продукта и проверки правильности дозировки основного сырья – муки и воды. Чем выше влажность хлеба, тем ниже его энергетическая ценность. При увеличении влажности хлеба на 1% его выход повышается на 2-3%. Для определения влажности хлеба используют ускоренный стандартный метод, по которому высушивают до постоянной массы навеску мякиша хлеба. Влажность пшеничного хлеба в среднем 40-45%

Ход определения.

Из середины хлебобулочного изделия вырезают кусок массой около 50 г, срезают с него корки и подкорочный слой толщиной около 1 см. Мякиш быстро измельчают ножом и перемешивают. В предварительно взвешенные бюксы (или химические стаканчики) помещают две навески по 5 г, взвешенные с точностью до 0,01 г, и переносят их в сушильный шкаф, нагретый до температуры 140-145°C, где сушат в течение 50 мин при температуре 130 ± 2 °C. По истечении времени бюксы вынимают, закрывают крышками и охлаждают в эксикаторе (или на воздухе) 10-15 мин. Затем бюксы взвешивают и вычисляют влажность хлеба в процентах:

ω(Н2O)=100·(m-m1)/mгде m – масса сырого мякиша; m1 – масса сухого вещества хлеба.

m,  г

m1, г

ω(Н2O),%

1

5

3

40

2

5

2,8

44

3

5

2,8

44

4

5

2,7

46

Вывод: Все образцы хлеба, имеют влажность в приделах нормы. Повышенная влажность снижает питательную ценность хлеба, ухудшает его вкус и сокращает срок хранения. Как правило, чем выше сорт муки, тем меньше норма влажности хлеба.

Опыт 5. Наличие крахмала

Мякиш хлеба поместили в дистиллированную воду на 2 часа, отфильтровали. В фильтрат добавили 2-3 капли йодной воды.

Вывод: Во всех образцах появилось фиолетовое окрашивание, что доказывает наличие крахмала.

Опыт 6. Наличие белка

Для обнаружения белка в образцах белого хлеба, я провела 2 качественные реакции (биуретовой и ксантопротеиновой).

  1. Мякиш хлеба поместили в дистиллированную воду на 2 часа, добавили несколько капель концентрированной азотной кислоты. После нагревания желтое окрашивание не появилось, что доказывает отсутствие белка.

  2. Мякиш хлеба поместили в дистиллированную воду на 2 часа, добавили свежеполученный осадок гидроксида меди в щелочной среде, фиолетовое окрашивание не появилось, что свидетельствует об отсутствии белка.

Вывод: В результате проведения двух качественных реакций, я узнала о том, что ни в одном белом хлебе данных производителей нет белка, так как он под действие высоких температур, при выпечки, разрушается (денатурирует), поэтому данная реакция не показывает белок.

Опыт 7. Качество используемого масла

На жирные пятна от хлеба на листе бумаги поместили несколько капель раствора перманганата калия. Обесцвечивание раствора перманганата калия говорит о наличии в продукте непредельных карбоновых кислот, являющихся показателем качества растительного масла, которое использовали при выпечки хлеба. Чем лучше обесцвечивание раствора, тем выше качество масла.

В течении двух минут пятна стали бурого цвета.

Окраска

1,3

Слабая интенсивность окраски

2,4

Интенсивно-бурый цвет

Вывод: Масло лучшего качества используется при выпечки белого хлеба под номером 1,3.

Опыт 8. Проба на болезни

Взяли пробы свежеиспеченного хлеба. Ломтики поместили в стерильные чашки Пестри (обработали этиловым спиртом) при комнатной температуре (25 оС).

1

2

3

4

5

6

7

1

-

-

-

-

-

+

-

2

-

-

-

-

+

-

-

3

-

-

-

-

+

-

-

4

-

-

-

+

-

-

-

Вывод: плесневые грибы (микроорганизмы) появляются на хлебе, так как он содержит органические вещества (крахмал). В хлебе №4 плесневые грибы появились уже на 4 день, окраска их была грязно-зеленого цвета. На 5 день плесень появилась в образцах №2 и 3. Позже всех в образце №1. У всех образцов хлеба плесень была грязно-зеленого и белого цвета.Зеленая плесень очень часто встречается на фруктах, овощах и иногда на хлебобулочных изделиях. Белая плесень на хлебе образуется редко, она «облюбовала» для себя различные виды почв. Сыроватый недопеченный хлеб покрывается плесенью гораздо чаще, чем тот, который просто был испечен неправильно.

Опыт 9. Условия хранения белого хлеба

По 4 образца поместили в чистые бумажные и полиэтиленовые пакеты. Все образцы поместили в холодильник на 7 дней.

В холодильнике

В бумажных пакетах

1

2

3

4

5

6

1

-

-

-

-

-

Засохли

2

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

В полиэтиленовых пакетах

1

2

3

4

5

6

7

1

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

-

-

При комнатной температуре

1

2

1

-

Засохли

2

-

3

-

4

-

В бумажных пакетах

В полиэтиленовых пакетах

1

2

3

4

5

6

7

1

-

-

-

-

-

-

Засох

2

-

-

-

Появилась

плесень

3

-

-

-

4

-

-

-

Вывод: Хлеб стоит хранить в холодильнике, в полиэтиленовых пакетах. При комнатной температуре в бумажных пакетах хлеб засыхает, а в полиэтиленовых уже на 4 день появляется плесень.

Заключение:

Всвоей исследовательской работы я решила дать оценку каждому образцу белого хлеба по результатам, полученным в ходе опытов. Оценивала я по 5-ти балльной шкале. Все результаты я привела в таблице.

1(органолептические)

2 (пори-

стость)

3 (ккислот-ность)

4

(влаж-

ность

5 (наличие крахмала)

6

(бе-лок)

7

(мас-ло)

8

(проба на болез-ни)

9

(усло-вияхране-ния)

Итог

1

3

4

3

5

5

0

5

5

5

35

2

2

4

3

5

5

0

4

4

4

31

3

1

3

3

5

5

0

5

4

4

30

4

3

4

1

5

5

0

4

3

4

30

Таким образом, можно сделать вывод, что лучшее качество имеет белых хлеб производителя- Березовка.

Также в ходе своей работы я пришла к следующим выводам:

  1. Каждый хлеб имеет пустоты, хлеб под номером 2 и 3 крошится при нарезке. А хлеб под номером 4 имеет кисловатый запах;

  2. Каждый образец белого хлеба имеет пористость больше нормы.

  3. Белый хлеб под номером 4 имеет кислую среду;

  4. Во всех образцах хлеба присутствует крахмала;

  5. В результате проведения двух качественных реакций, я узнала о том, что ни в одном белом хлебе данных производителей нет белка.

  6. Все образцы хлеба, имеют влажность в приделах нормы;

  7. Масло лучшего качества используется при выпечки белого хлеба под номером 1,3;

  8. Плесневые грибы (микроорганизмы) появляются на хлебе, так как он содержит органические вещества (крахмал) и благоприятные условия для их появления.

  9. Хлеб стоит хранить в холодильнике, в полиэтиленовых пакетах.

Экспериментальная часть выполнена в условиях школьной лаборатории и в домашних условиях. В связи с тем, что ни один из производителей не использует упаковку с маркировкой для своего хлеба, и тогда моя гипотеза «Всегда ли соответствует состав качеству хлеба» подтвердилась. В состав хлеба входит мука высшего сорта, вода, соль, дрожжи. Качество хлеба проверяется Госкомсанэпидемнадзором, который выдаёт на основании исследований гигиенические сертификаты на каждый вид готовой продукции. Мы видим, что все производители используют качественные компоненты.

Самое низкое содержание полезных элементов в белом хлебе. Это связано с тем, что он изготовлен из муки высшего сорта, которая прошла обработку – очистили, просеяли, отбелили. Так как зерновые оболочки убирают, то витамины погибают (кроме некоторых из группы В), и, соответственно, нет клетчатки. Задержавшиеся в этом продукте витамины В, который способствуют высвобождению энергии из различных пищевых веществ, в которых присутствуют калории, просто улучшают настроение, не неся особой пользы, а лишь пару дополнительных сантиметров на талии.

Поэтому, какой есть хлеб это выбор за вами.

Литература:

  1. http://www.wikipedia.ru/

  2. http://www.google.ru/

  3. https://www.chitalnya.ru/users/berezovski/

  4. : https://www.syl.ru/article/349259/mojno-li-est-hleb-s-plesenyu

infourok.ru

Исследовательский проект «Хлеб наш насущный: полезный и вкусный»

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2016»

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Вот он Хлебушек душистый,Вт он теплый, золотистый.В каждый дом, на каждый стол,он пожаловал, пришел.

Актуальность исследования

 Мы – это то, что мы едим. Зачем нам нужна еда? Для чего мы питаемся? Одним их основных составляющих пищевого рациона народов всего мира является хлеб. Хлеб – непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. Ведь недаром гласят русские пословицы: «Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеб – всему голова». Все мы являемся потребителями хлеба, и каждого из нас волнует, какого он качества. Хороший хлеб можно отличить от плохого по внешнему виду, состоянию мякиша, вкусу и запаху.

Исходя из вышеизложенного, нам показалось важным и актуальным изучение качества хлеба, который продается в нашем поселке.

Цель нашего исследовательского проекта – определение качества хлеба по его органолептическим свойствам.

Задачи исследования:

  • определить цвет хлеба, вкус, состояние мякиша, влажность и кислотность образцов;
  • научиться определять качество хлеба по внешнему виду и научить этому одноклассников.

Объект исследований – разные виды хлеба (всего было выбрано четыре образца хлеба: №1 Хлеб «Деревенский», №2 Хлеб «Бородинский», №3 Хлеб «Мариинский», № 4 Хлеб Ульяновского хлебозавода).

Гипотеза исследования: мы думаем, что хлеб в наших магазинах продается разного качества: хорошего и не очень хорошего.

Ожидаемый результат: научиться определять качество хлеба по внешним признакам (органолептическим методом), сделать выводы о качестве хлеба с нашего стола.

Материалы, которые использовались в исследованиях: Образцы хлеба, лабораторные весы, бюкс, бюретка, колба, сушильный шкаф, мерный цилиндр, нож, химический стакан, вода и щелочь.

На первом этапе мы определяли качество хлеба по внешним или органолептическим признакам (цвет, вкус, состояние мякиша).

У образцов №1и №3 мякиш крошился. У образца №4 мякиш был липким и влажным.

По вкусу образец №1 и №3 – пресноватый, №2 – сладковатый, № 4 – кисловатый.

Второй этап: определение влажности и кислотности хлеба.

Влажность хлеба должна быть не более 50%. Хлеб с повышенной влажностью обладает влажным мякишем и хуже усваивается организмом. Такой хлеб быстрее подвергается плесневению, легко деформируется.

Низкая же влажность хлеба приводит к тому, что он становится сухим, быстро черствеет, ухудшается его вкус.

Образец №3 имеет влажность – 43 %, у остальных образцов она приближена к норме.

Кислотность хлеба является результатом присутствия в нем уксусной и молочной кислоты. Повышенная кислотность ухудшает вкусовые качества хлеба. Для ржано-пшеничного хлеба кислотность не должна превышать одиннадцать градусов. По нашим исследованиям: образец №4 имеет кислотность — 13 градусов, что выше нормы.

Третий этап: Дегустация образцов хлеба

Для того, чтобы научиться определять качество хлеба мы провели его дегустирование среди одноклассников и анкетирование. Оказалось, что больше всего дети любят пшеничный хлеб (11 человек).

Далее мы попросили ребят попробовать разные виды хлеба, оценить их на вкус и состояние мякиша. Полученные результаты мы сравнили со своими данными. 

Большинство ребят отметили кислый вкус и посторонний запах у образцов №2 и №3.

На четвертом этапе мы научили одноклассников определять качество хлеба по органолептическим показателям. Рассказали, что:

1. Хлеб должен быть ровный; правильной формы; без нагара и окалин.

2. Нужно внимательно изучить этикетку, узнать срок реализации. У большинства хлебобулочных изделий срок реализации составляет 48 часов в упаковке.

3. Дома оценить запах, состояние мякиша и вкус продукта.

Работая над проектом, мы узнали, что качество хлеба можно определить по органолептическим признакам.

В ходе выполнения работы для оценки качества хлеба мы познакомились с химическими методами анализа.

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования – научились определять качество хлеба по органолептическим свойствам. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась – хлеб в магазинах не всегда хорошего качества.

Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы умеем определять качество хлеба, знаем, что хлебом нужно дорожить, относиться к нему уважительно и будем учить этому своих друзей.

На основе работы, нами были разработаны памятка о бережном отношении к хлебу и буклеты с полезными советами.

Кроме того, результаты нашего исследования опубликованы в научном журнале для школьников «Юный ученый» (Хайртдинов Т.И., Федотова А.С. Хлеб наш насущный: полезный и вкусный / Юный ученый. 2015. №2 (2)).

Презентация «Хлеб наш насущный: полезный и вкусный»

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Автор: Федотова Арина, Хайртдинов Тимур, ученики 3 «Б» класса, МОУ Октябрьский сельский лицей, Чердаклинский район, Ульяновская область. Руководитель: Казимир Галина Николаевна, учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории, победитель конкурса ПНПО-2009, МОУ Октябрьский сельский лицей, Чердаклинский район, Ульяновская область. Научные консультанты: Хайртдинова Н. А., к.с.-х. наук, доцент кафедры почвоведения, агрохимии и агроэкологии; Федотова М. А. к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит»

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

www.o-detstve.ru

Исследовательская работа. «Хлеб - всему голова»

Транскрипт

1 МБОУ «Березовская СОШ им. С. Н. Климова» Исследовательская работа «Хлеб - всему голова» Авторы: ученики 3 класса Винник Илона, Громов Богдан, Золотарев Иван МБОУ «Березовская СОШ им. С. Н. Климова» Руководитель: учитель начальных классов Бугаева Лилия Ивановна Берѐзовка 2014г.

2 Оглавление: Введение..с Глава первая. Из истории хлеба.. с 1.1. История возникновения хлеба.. с Глава вторая. Хлеб верный спутник человека..с 2.1.Хлеб в годы войны... с 2.2. Как хлеб приходит к нам на стол? с 2.3. Экскурсия на хлебокомбинат ООО «Каравай». с 2.4. Чем полезен хлеб?...с. 3. Эксперимент «Испеки хлеб»..с 4. Заключение..с 5. Список литературы.с 6. Приложение.с

3 Введение. Есть в мире понятия, ценность которых ни в чѐм не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб. Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом Встретить щедро от души С уважением большим То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем Он на блюде расписном С белоснежным рушником С караваем соль подносим Поклонясь отведать просим Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб соль из рук Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека Задачи исследования: изучить историю возникновения хлеба; выяснить весь путь хлеба от зѐрнышка к булке; изучить пищевую ценность хлеба; совершить экскурсию на хлебозавод; провести эксперимент «Испеки хлеб»; провести анкетирование.

4 Очень часто мы слышим слова - «Хлеб всему голова!» Почему так говорят? У нас возникло несколько гипотез: Гипотезы исследования: предположим, что каждый человек каждый день должен есть хлеб; допустим, что хлеб является главным продуктом на нашем столе; возможно, что некоторые люди, не употребляющие хлеб, считают, что данный продукт не является необходимым для полноценного питания Если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будет бережнее относиться к нему Чтобы разобраться со всеми моими предположениями, нам пришлось потрудиться и исследовать данный вопрос. Методы исследования: подумать самостоятельно; изучить литературу; спросить других людей; получить информацию из сети «Интернет»; связаться со специалистами, компетентными в данной области; понаблюдать; провести эксперимент. Из словаря Ожегова мы узнали, что хлеб это 1) колосовые растения с мучнистыми зернами; 2) плоды, семена злаков, перемолотые в муку; 3) пищевой продукт, выпекаемый из муки.

5 ГЛАВА I. Из истории хлеба 1.1. История возникновения хлеба. (Выступление Золотарева Ивана) В энциклопедии я прочитал, что более 15 тыс. лет тому назад человек впервые стал собирать и выращивать хлебные злаки. В каменном веке люди ели злаки в сыром виде, а затем они научились смешивать их с водой. С помощью камней зерна растирались в муку, из которой пекли пресные лепешки на раскаленных в огне камнях. Почему хлеб стал называться хлебом. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы.

6 Каким был хлеб на Руси? С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. Национальным хлебом в России всегда считался черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки. Белый же хлеб появился в России только во второй половине 19 века. В монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. Старейшим видом белого хлеба являлся московский калач по форме и размеру напоминающий большой висячий замок.

7 Также издавна известны такие названия хлеба как «каравай», «калач», «кулич». Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. С ним связаны многочисленные обряды и верования. Таков древний обычай приветствовать гостей хлебом солью. Каравай означает богатство и достаток, а соль древний символ охраны дома от пожара. С давних времен хлебом и солью встречают и провожают дорогих гостей. Каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. В старину считалось тяжким грехом выбросить хоть маленький кусочек хлеба. Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. С малолетства детей учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое дорогое богатство. «Хлеб - наше богатство!» - так часто говорит моя бабушка.

8 Много народ сложил пословиц и загадок о хлебе, которые мы собрали в альбом «Хлебная азбука». [Приложение 1] ГЛАВА II Хлеб верный спутник человека Хлеб в годы войны Я помню хлеб, военный, горький. Он весь почти из лебеды. В нем в каждой корке, в каждой крошке Был горький вкус людской беды. И горе было частым гостем Им были детства дни полны Особо помним мы, что счастью Был равен горький хлеб войны. В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Наше поколение живет в мирное время. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Настоящую цену хлеба знают наши прабабушки и прадедушки. Люди, пережившие войну помнят, как тяжело было раздобыть хлеб в войну.

9 Они помнят сколько людей погибло от голода! Мы с вами не знаем что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, семян лебеды. Ровно 125 г дневная норма хлеба в блокадном Ленинграде. В музее Санкт Петербурга еще и сейчас хранится заплесневевший кусочек хлеба, который напоминает, как много он значит для жизни Как хлеб приходит к нам на стол? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный. Я живу в селе и знаю, что многие мои односельчане трудятся от зари до темна, чтобы в наши дома пришѐл хлеб. Путь этот очень трудный и долгий. О нѐм мне рассказали мои дедушка и папа. Хлеб бывает пшеничный, ржаной и пшенично-ржаной. Его получают из пшеницы и ржи. И рожь и пшеница бывают яровые и озимые. Яровые сорта высевают весной, а осенью собирают урожай, а озимые - высевают осенью, а собирают чуть раньше яровых. Озимые сорта дают более высокий урожай. Мы пронаблюдали весь путь хлеба на стол

10 Перед этой пашнею шапку скинь, сынок, Видишь, пробивается хлебный стебелек. Сколько в это зѐрнышко вложено труда, Знает только солнышко, ветер да вода! Мы встретились со специалистом фермерского хозяйства Винник Юрием Ивановичем и спросили: Как выращивают хлеб? Оказывается! Сначала нужно землю подкормить удобрениями. Вспахать. В поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги,

11 которые пашут землю. Делается это для того, чтобы взрыхлить землю, освободить ее от сорняков. Затем на поле выходит трактор с сеялкой. Семена для посадки выбирают самого высокого качества. Чем качественнее зерно, тем выше урожай. Семена по трубам-сошникам попадают в землю, а бороны присыпают их землей.

12 Это современный американский трактор «Джондир». Управление этим трактором идѐт через спутниковую систему. Задается программа на определенный вид работ и трактор движется по заданной траектории. Я вместе с трактористом поехал сеять пшеницу. Это поле находится рядом со школой.

13 Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы. И потянутся молодые всходы к солнышку. Через 6 недель на каждом стебельке появится колосок наполненный зернами. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Но вот зерна созрели.

14 Начинается жатва. На поле выходят комбайны. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Машины везут зерно на ток это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают.

15 Потом зерно везут на элеватор. Там его перерабатывают в муку и отправляют еѐ на хлебозаводы. Далее путь хлеба мы проследим на хлебокомбинате. (Справка. Из одного зѐрнышка получаются всего около 20мг муки, для выпечки одного батона надо вырастить, собрать и размолоть зѐрен. Это обязывает каждого из нас бережно относиться к хлебу, чтобы даже маленький кусочек его не пропал даром).

16 2.3. Экскурсия на хлебокомбинат ООО «Каравай» (Выступление ученика 3-го класса Громова Богдана) Чтобы узнать, как выпекают хлеб специалисты, я отправился на хлебозавод на экскурсию. Моя мама Громова Юлия Григорьевна работает мастером технологом на хлебозаводе. Мастер - технолог поэтапно рассказала мне процесс выпечки хлеба. Весь процесс хлебопечения я увидел своими глазами и я сам участвовал в нем. На первом этапе происходит прием сырья (муки, дрожжей, соли, сахара и других ингредиентов).

17 Из сырья замешивают тесто в тестомесительной машине. Потом тесто формуется. Делится на определенные куски и выкладывается в формы. После формовки идёт отделка продукта. Смазка, посыпка, нарезы на батонах. Нарезы делаются для того, чтобы вышел углекислый газ, чтобы корка была мягкой.

18 Затем идет процесс расстойки. В расстойке тестовая заготовка увеличивается в объеме и получается форма готового изделия. А вот и хлебушек поднялся. Пора его отправлять в печь.

19 В печи батоны выпекаются в течение 20 минут, а хлеб 58 минут. Слайд 11 Затем хлеб поступает на участок, где его укладывают на лотки. Хлеб остывает, его упаковывают и отправляют в магазины, где мы его и покупаем. Слайд 12 За сутки на комбинате выпекают 700 буханок серого хлеба, 300 штук белого хлеба, 100 штук лукового. Слайд штук ромашки, кг сухарей Слайд штук рогаликов, 50 штук гребешков, 200 штук кексов Слайд штук пирогов с капустой, 50 штук пирогов с повидлом, 50 штук со сгущёнкой Слайд штук рулетов с маком, 150 штук батонов Слайд 17 - Из сырья замешивают тесто в тестомесительной машине. - тесто делится на определенные массы куски. - Затем происходит процесс округления тестовых заготовок - закатка - формовка - расстойка (в расстойке тестовая заготовка увеличивается в объеме и получается форма готового изделия). - Перед выпечкой происходит отделка продукта (например. смазка, нарезы на батонах, делаются для того, чтобы вышел углекислый газ, чтобы корка была мягкой). - И, наконец, процесс выпечки в огромных печах, где батоны выпекаются в течение 23 минут, а дарницкий хлеб 58 минут. - Затем по конвейеру хлеб поступает на участок упаковки, где каждое изделие в специальной машине заворачивается в пакет, но

20 можно обойтись и без упаковки, тогда хлеб укладывают на поддоны и отправляют на прилавки в магазины, где мы его и покупаем. Видите, насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу Чем полезен хлеб? По телевизору из программы «Здоровье» я узнал, что хлеб полезен для здоровья и детей и взрослых. В нем нет консервантов, он натуральный на 100% продукт. Хлеб содержит в себе практически все питательные вещества необходимые человеку: до 56% угдеводов, 5-8 % белков, % минеральных веществ, клетчатки. Хлеб содержит витамины В1, В2, В3, В6, В9 и витамин РР. Из минеральных веществ фосфор, магний, железо, цинк и др. Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нем полезных веществ. Хлеб натуральный на 100% продукт. Минеральные вещества, клет чатка 36-39% Белки 5-8% Углеводы 56% Хлеб сочетается практически с любой пищей, закусками, напитками. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям. Анкетирование.

21 В результате проведѐнного анкетирования «Хлеб всему голова», мы выяснили следующую информацию из сорока опрошенных учеников, учителей и работников школы тридцать человек - 75% употребляют в пищу хлеб каждый день. Пшеничный хлеб - 13 человек 32,5% Ржаной хлеб 17 человек - 42,5% Пшенично-ржаной 9 человек - 22,5% Все опрошенные респонденты знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Несвежий, чѐрствый хлеб люди скармливают домашним животным. Вывод: проведѐнное анкетирование доказало, что хлеб был и остаѐтся одним из главных продуктов питания человека, и что к хлебу люди относятся очень бережно. 3.Эксперимент «Испеки хлеб». (Работа Винник Илоны).

22 Бабушка мне рассказывала, что раньше хлеб пекли сами, а в магазинах его не продавали. Мне стало интересно: Как это сами? Мы решили испечь хлеб в домашних условиях. Бабушка сказала, что печь хлеб нужно всегда с хорошим настроением. Тогда и хлеб получится хороший, так учили старые люди. В книге «Энциклопедия православной обрядовой кухни» я прочитала, что в старину, приступая к хлебопечению, женщина должна была находиться в хорошем настроении, чисто умыться, перекреститься и благословить удачу. Во время хлебопечения не разрешалось громко разговаривать, ссориться; нежелательным было и присутствие в доме чужих людей. И вот я с подсказкой бабушки провела эксперимент. План эксперимента «Испеки хлеб»: Узнать, какие продукты нужны для замеса теста; Подготовить продукты; Замесить из этих продуктов тесто; Формировать тесто; Испечь хлеб. Бабушка предложила испечь пирожки с капустой. Пирожки тоже относятся к хлебобулочной продукции. Процесс приготовления пирожков такой же, как и хлеба. Мы приступили к работе. Вместе с бабушкой мы приготовили продукты: муку, яйца, дрожжи, сахар, соль, масло, маргарин, молоко. Бабушка мне сказала, что для приготовления хлеба используют воду, а для приготовления пирожков мы возьмем молоко, чтобы пирожки были сдобными, добавим ещѐ масло и маргарин.

23 В подогретое молоко добавили дрожжи и немного сахара. Через 15 минут добавили остальные продукты. Муку просеяли через сито, высыпали маленькими порциями, перемешивая. Замесили тесто.

24 Поставили тесто в теплое место, чтобы оно подошло. Бабушка в это время приготовила начинку. Протушила квашеную капусту. Слайд 8 Когда тесто подошло, мы стали разминать и лепить из него шарики, размером примерно с крупное куриное яйцо и выкладывать на столе. Слайд 9 Потом из этих шариков делали лепѐшки и укладывали на них тѐплую начинку Слайд 10 Защипнули краешки пирога. Слайд 11 Уложили пирожки на противень. Смазали пирожки болтушкой из яиц Слайд 12. И поставили в духовку выпекаться. Слайд 13 Через 20 минут пирожки были готовы. Румяные да еще какие вкусные!! Слайд 14 Оказывается это целое искусство испечь хлеб! Слайд 15 И я с огромной гордостью и радостью угощала пирожками собственного приготовления свою большую дружную семью: прабабушку, дедушку, маму, папу и двух младших братишек. Оказывается это целое искусство испечь хлеб.

25 4. Заключение Таким образом, проведенное исследование открыло для нас много нового. В результате проделанных нами исследований наши предположения оказались не ошибочными. Хлеб - это основа нашего питания, нашей жизни. Чтобы хлеб попал к нам на стол, необходим труд очень многих людей, поэтому мы должны бережно относиться к хлебу и ценить труд людей создавших его. Результаты: мы проследили весь путь хлеба от зѐрнышка до булки; мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу; мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб; узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку; узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны; проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человек; испекли свой первый хлеб. Выводы: таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о большом значении хлеба в жизни человека; выдвинутые нами в начале исследования гипотезы подтвердились; чтобы хлеб попал к нам на стол, необходим труд очень многих людей, поэтому мы должны бережно относиться к хлебу и ценить труд людей, создавших его. данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба, теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.

26 (Богдан) Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. (Ваня) И пусть в каждом доме, на каждом столе пахнет свежим ароматным хлебом. Ведь недаром говорят: «Хлеб всему голова» Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе! 5. Список литературы: 1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва. ЭКСМО ПРЕСС,2000

27 2. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения/ Автор составитель Л.А. Багрова, Москва, ООО «Издательство АСТ», Детская энциклопедия. Всѐ обо всем. М. Слово, Митяев А. Ржаной хлебушко, калачу дедушка. М. Детская литература, Хлеб всему голова». Воспитание школьников 9, Ашукин Н.С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Москва, Жизнь растений в шести томах. Том пятый. Цветковые растения. Под редакцией академика АН СССР Тахтаджяна А.Л. Москва. Просвещение, 1980, с Интернет ресурсы.

28 6. Приложение Приложение 1 Альбом половиц и поговорок о хлебе «Хлебная азбука» Август без тепла - хлеб втридорога. Без хлеба не обедают. Береги хлеб в углу, а деньги-в узлу. Будет хлеб - будет и обед. В поле-по хлеб, в лес - по дрова. Всяк на себя хлеб добывает. Где ковыль, там и хлеб. Где хозяин ходит, там земля хлеб родит. Горька работа, да хлеб сладок. До завтра оставляют только хлеба, а не дела. Доплясались, что без хлеба остались. Едят хлеб не в одном вашем дворе. Ешь пироги, хлеб береги. И собака на того не лает, чей хлеб ест. И хлеб по своей стороне скучает. Калач приестся, а хлеб никогда. Каша мать наша, а хлеб кормилец. Легко за готовым хлебом на полатях спать. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. Много снега много хлеба. Мужик работает плачучи, а собирает хлеб скачучи. Не впору обед. Как хлеба дома нет. Не гляди в небо там нет хлеба, а к земле ниже к хлебу ближе. От хлеба соли не отказываются. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. Плох обед, коли хлеба нет. Поезжай на день, а бери хлеба на неделю. Работай до поту, ешь хлеба в охоту.

29 Ржаной хлеб - всему голова. Рыба не хлеб, ею сыт не будешь. Сытый считает звѐзды в небе, а голодный думает о хлебе. Только ангелы с неба не просят хлеба. У кого хлеб родится, тот всегда веселится. У хлеба не без крох. Хлеб батюшка, водица матушка. Хлеб в пути не в тягость. Хлеб всему голова. Чья земля, того и хлеб, чей хлеб ешь, того и обычай тешь. Анкета 1. Как часто вы едите хлеб? а) каждый день б) редко в) вообще не едите 2. Какой хлеб вы больше любите? а) пшеничный б) ржаной в) пшенично-ржаной г) никакой не любите Приложение 2 3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно? а) да б) нет 4. Часто ли вы недоедаете кусок хлеба? а) да б) нет

30 5. Куда девают в вашей семье несвежий, чѐрствый хлеб? а) выбрасывают б) скармливают домашним животным в) сушат сухари

docplayer.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *