Мастерская учителя. Мальчик ногою пинающий хлеб стих


Классный час на тему : «Хлеб – всему голова»

Классный час на тему : «Хлеб – всему голова».

Цели и задачи:

  • познакомить с историей хлеба,

  • формировать представление о том, как делают хлеб,

  • воспитывать чувства бережного отношения к хлебу, любви к Родине,

к людям труда,

Оборудование:

Плакат со словами «Хлеб – всему голова», выставка книг о хлебе, проекты детей о хлебе: «Загадки», «Пословицы», «Поговорки»

Компьютер, проектор

Ход классного часа.

Учитель. –Добрый день, гости и ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли. Отгадайте, каком?

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный ,он и белый, а бывает – подгорелый (хлеб) (слайд 1)

Сегодня мы поговорим о хлебе. Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово! Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Хлеб – это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства. …Мы живём с вами на Донской земле, на которой выращивают ежегодно богатый урожай хлеба.

В центр выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах. Девочка держит хлеб- соль. Читают стихотворение.

Мальчик. Слава миру на Земле!

Девочка. Слава хлебу на столе!

Мальчик. Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Девочка. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

С круглым белым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Мальчик. С караваем соль подносим,

Поклоняясь ,отведать просим

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

(Вручает хлеб-соль гостям).

Учитель. С хлебом связано много обрядов. С хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; хлеб брали с собой, отправляясь свататься, везли хлеб вместе с приданым невесты. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

Хлеб – очень ценный продукт. Он имеет очень длинную историю. Как пришёл ты к людям, хлеб?

Мальчик:- Было это давным-давно. Впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзине зёрнышки. (слайд 2) Упадут они на землю возле дома – на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зёрнышки – они оказались вкусными. Так люди обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.

Девочка: Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Уч-ль: - А знаете, ребята, как называли хлеб в старину? – Жито! От слова «жить». Значит – хлеб-кормилец. (слайд 4) - С тех пор прошло много времени. Люди придумали огромное количество рецептов приготовления хлеба, различных хлебо-булочных изделий. Готовясь к сегодняшнему мероприятию, вы вместе с мамами и бабушками приготовили множество изделий из муки. Вот такой богатый стол у нас получился. Давайте назовём, что же можно приготовить из муки? (дети называют свои изделия)

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет как нет...

Хлебозавода мы работники,

Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес.

Учитель: Узнали- кто это? (пекарь)

Пекарь: Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

Дети: Выпекает хлеб!

Пекарь: Верно!

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Уч-ль: -А какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

Дети показывают рисунки на доске, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

           

1.Что стучите, мастера-золотые руки?

- Чиним, чиним трактора!

- Точим, точим плуги.

На дворе весна у нас,

Агроном сказал, - Пора!

Заводите трактора!

2.Трактора выходят в поле,

Тянут плуги на прицепе.

Гребнем частым борона

Расчеши земельку!

Приготовим для зерна

Мягкую постельку!

3.Сеял сеятель старинный

Из лукошка-решета.

Нынче сеялка – машина

Этим делом занята.

Роет борозды проворно,

В них закладывает зерна.

              

4.Чтобы крепким был росток.

Наливался колосок,

Должен он расти в землице,

Дождевую пить водицу.

Греться солнечным теплом,

Обдуваться ветерком!

5.Поле хлебное созрело,

Жатва жаркая близка,

И комбайн берется смело

Все собрать до колоска!

6.Вот шофер услышал, мчится.

Вот гудит: - Иду-у! иду-у!

Лейся теплая пшеница

Прямо в кузов на ходу!

7. Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки.

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Там хранят и берегут,

Затем на мельницу везут.

8.Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

И в муку ее сотрут!

9.Стали зернышки мукою,

Не дадут и ей покою:

На большой хлебозавод

Муковоз муку везет.

10.На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты мука.

Тесто в печь быстрей давай –

Так родился   (все хором)  КАРАВАЙ

Пекарь:

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий! В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Посмотрите на картинки и узнайте профессии людей, кто работает над выращиванием хлеба.(мукомол(слайд4), комбайнер(слайд 5), пекарь(слайд 6), тракторист(слайд 8), водитель(слайд 9), агроном( слайд 7))

Пекарь: Святое дело- вырастить хлеб. Из одного зернышка можно получить примерно 20 миллиграммов муки. Для выпечки одного батона хлеба требуется более десяти тысяч зерен. Это в несколько раз больше, чем в этом снопе.

-Как вы думаете, ребята, Много ли хлеба едят русские люди?

Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба. Русские люди всегда ели больше хлеба, чем мяса. Это отмечали иностранные путешественники.

- Как вы думаете, 15 тонн это много или мало?

-Посмотрите: в этом вагоне помещается столько хлеба, сколько съедает один человек за 60 лет. (слайд 10)

Учитель: Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия. – Как вы думаете, нужно ли беречь хлеб? – Почему?

-Правильно, с детских лет нужно ценить и беречь каждый кусочек хлеба как самое большое богатство на земле. К хлебу нужно относиться с большим уважением.

- Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, помнят, как не хватало хлеба.

(слайд 11) Хлеб был основной пищей в блокадном Ленинграде. 900 дней и ночей длилась блокада. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. В самые суровые дни блокады ленинградцы получали по 125 г. хлеба в сутки. (слайд 12), показываю этот кусочек)

Пекарь: Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя. При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба .

Учитель: Внимательно послушайте небольшой отрывок из стихотворения о хлебе автора Нины Самковой, а потом я задам вам несколько вопросов:

Ученик: Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Учитель: -Как вы думаете, почему старушка, подбирая батон, заплакала?

-Какие чувства у вас вызвал этот отрывок?

Учитель: А теперь предлагаю Вашему вниманию сценку «Хлеб –святой», подготовленную учениками нашего класса:

Сценка «Хлеб-святой»

Автор: Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

Катюша:- Фу, какой плохой хлеб!

А: Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Бабушка:- Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. Если не очень вкусный, говорят: хлеб плохо выпечен

Катюша: -А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю.

Бабушка:-Ах, как нехорошо, - разгневалась бабушка.

-Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела, в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять.

-Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

А: Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Катюша:-Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.

А: Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.

Учитель: Давайте сравним мальчиков из стих-я и сценки..Чем они похожи?

А теперь послушаем стих-е –обращение к таким мальчикам:

Ученик:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал.

Пекарь: Молодцы, ребята…Я думаю, что вы никогда не станете играть хлебом, а тем более выбрасывать куски хлеба. Нам должно быть стыдно, когда недоеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

Уч-ль: - Спасибо, ув. пекарь! Я думаю, ребята запомнили правила бережного отношения с хлебом.

Дети по очереди читают строчки стихотворения:

  1. Хлеб наш берегите!

  2. Хлебом не сорите!

  3. Хлеб наш уважайте!

  4. С хлебом не играйте!

  5. Хлеб выбрасывать нельзя!

  6. Берегите хлеб, друзья!

Песня о хлебе.

Уч-ль: - Молодцы! А ещё наши девочки знают, что можно приготовить из несвежего хлеба.

1.Мы с мамой знаем много рецептов, как освежить хлеб, если он зачерствел или как приготовить из него вкусные блюда.

-Освежить чёрствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпочку на 5 мин, потом развернуть и положить на 20-25 мин в не очень горячую духовку.

- Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке, получатся сухарики – настоящее лакомство.

-легко и быстро можно приготовить гренки с сыром

-А если молотые сухарики из пшеничного хлеба смешать с маслом, яйцом, сахаром, потом уложить в форму и поставить на холод, то получится хлебный торт. Его можно полить фруктовым соком.

- Мы приготовили для вас ароматные сухарики. Угощайтесь! (раздаёт гостям сухарики, которые лежат на подносе)

Пекарь: Ну, ребятки,молодцы! Теперь я за хлеб спокоен! Мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Читая стихотворение, пекарь раздает детям булочки из своей корзины.

Учитель: -«Худ обед, коли хлеба нет», - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. О хлебе сложены песни, написаны картины книги. (обращение к выставке книг)

Участвуя в проекте «Чудо Земли – хлеб», вы приготовили множество разных загадок, пословиц, поговорок, стих-й о хлебе. Кто заинтересовался этими работами, можете с ними познакомиться поближе.

Каждый день, беря в руки кусочек хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

doc4web.ru

Утренник "Хлеб - всему голова" – УчМет

«Мое лучшее нестандартное занятие с детьми и подростками»

У  т  р  е  н  н  и  к Учитель начальных классов:  Касаева Людмила Яковлевна

Категория: высшая    Контактный телефон: 21-4-01 Для начальных  классов с использованием компьютерной презентации.2012год. Цель:   формирование  нравственных  ценностей учащихся.

Задачи: 1.    Акцентировать внимание учащихся на бережное отношение к хлебу.

2.    Развивать интерес к профессиям, связанным с выращиванием и переработкой зерна. 4.     Воспитывать чувства уважения к труду хлеборобов.  

Оформление зала: 1. Выставка семян зерновых культур, выращиваемых в СПК «Искра». 2. Выставка рисунков «Берегите хлеба каждую крупицу».

3. Выставка книг о хлебе «Хлеб всему – голова».

4. Выставка хлебобулочных изделий, выпускаемых кондитерским цехом СПК «Искра». 5. Столы с разнообразием хлебобулочных изделий  от каждого класса.       6.     Компьютерные презентации.

7.    Музыкальное оформление.

Звучат песни  «Золотые просторы России» муз. Э. Юнкман, слова Г. Ворониной. «Хлеб –всему голова» в исполнении Ольги Воронец. (Слайд №1) Ведущая:Осень – время уборки урожая: хлеба, овощей и фруктов. Чем богаче урожай, тем богаче наша страна. А хлеб – основной продукт питания. Не зря говорят: «Хлеб – всему голова!».  (Дети рассматривают рисунки, книги о хлебе). Наш праздник мы посвящаем вам, дорогие труженики полей и тем, кто печет для нас хлеб.

Девочка:  Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! (Слайд №2,3) Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом Встретить щедро, от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем Он на блюде расписном С белоснежным рушником С караваем соль подносим Поклоняясь, отведать просим: «Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб-соль из рук». (Дети вручают гостям каравай.) Ведущий:Хлеб — один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля — матушка, а хлеб – батюшка», «Без печки холодно- без хлеба голодно», «Хлеб в закромах – счастье в домах» «Без золота проживешь, а без хлеба – нет», «Хлеб — всему голова» В этих пословицах заложена вековая мудрость нашего народа, который на протяжении всего развития уделял хлебу большое внимание. Если будет хлеб, будет мир, будет счастливая здоровая жизнь народа нашей страны. (Слайд №4,5) Ведущая:Много хлеба — вот заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил требуется, чтобы зерно собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Ведущий:Святое дело — вырастить хлеб. (Слайд №6) Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода. В лабораториях ученых, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, — здесь, начало всех начал. Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, в пекарню — чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки -вот  таким приходит хлеб на наш стол. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен. Дети: 1.В нем — здоровье, наша сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! (Слайд №7,8) 2.Ведь не сразу стали зерна Хлебом — тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле. (Слайд №9) 3.Вот об этом-то как раз Начинается рассказ. Подымались трактористы, Умывались чисто-чисто. 4.В степь весеннюю с утра Выводили трактора. Продолжается рассказ, Урожай поспел у нас. (Слайд №11) 5.Выплывают на просторы, Ветер песню им поет, Капитаны-комбайнеры Смотрят с мостиков вперед.  (Слайд №12,13) 6.Как из колоса тугого Выбивается зерно, Как, пожалуйста — готово, В ящик сыплется оно. (Слайд №14,15,16,17) 7.Вот на ток пришла  пшеница, (Слайд №18) Здесь такое с ней творится! В оборот ее берут, Перевеют, пересушат, Начисто переберут. А на мельнице потом, В порошок ее сотрут! (Слайд №19,20) 8.На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука. (Слайд №21,22) Тесту тесно, мало места, «Ох, пустите», — шепчет тесто. 9.Ладно, пустим, В печь давай — Нарядился каравай. (Слайд №23) 10.Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил. (Слайд №25) Песня  «Зёрнышко» Ведущая:Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе!? Кому сегодня  мы должны сказать слова благодарности? Всем, кого вы видели на этих фотографиях. Это наши односельчане, участвующие в уборке урожая 2011года в нашем колхозе.  Держит он в руках баранку, Да только не из теста, Он ведёт автомобиль, В заданное место. В кузове прочном Зерно везёт. То, что хлебу жизнь даёт. (водитель) Выступление водителя СПК «Искра» Карташова И.В. Ведущий: Кто на мельницу пришёл И зерно в муку смолол? (мельник)  Скажите, кто так вкусно, Печёт пирог с капустой? Батоны и калачики? Скажите, девочки, Скажите, мальчики? (пекарь) (Выступление Простовой У.В., о работе хлебопекарни нашего посёлка) (Слайд №25,26,27,28,29,30,31) Тем, кто хлеб печет чуть свет, Шлет пшено на кашу, Тем, кто землю глубоко Острым плугом пашет,- Им спасибо говорим Их за хлеб благодарим  (Дети вручают цветы) Звучит любая русская песня о поле, хлебе, пшенице, «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.

Дети: Что хлеб наш насущный – святые слова,Так говорили и деды, и прадеды. Он в нашей жизни всему голова – Сила великая хлебушку дадена Хлеб как святыня для всех был всегда, Есть он – исполнилось счастье народное, Не было – голод душил города, И вымирали деревни голодные. Был хлеб всегда в почете на Руси Ее просторов главное богатство Его ты хочешь цену знать? Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы. Ведущая:Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Когда немцы кольцом окружили город и не давали ввозить продукты питания,  рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше 125г на день и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. (Слайд №32,33) Ведь нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить — назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой — значит победа! Ведущаий:Многим известна история 11 летней ленинградки Тани Савичевой, Во время блокады Ленинграда Таня  не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось — по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина, сестра Тани. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи. Первые её записи:(Слайд №34) «Бабушкаумерла 25 января в 3 часа 1942 г.».  «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».  «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».  «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».  «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»  «Умерли все». «Осталась одна Таня». Ведущая:Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась.Истощённая голодом девочка умерла. 641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода. ( Слайд №35) В дыму ленинградское небо,Но горше смертельных ран Тяжёлого хлеба,Блокадного хлебаСто двадцать пять грамм! (показать кусок чёрного хлеба) (Слайд №36)  В годы тягот и лишений Новый мир мужал и креп Шел народ в огне сражений За свободу и за хлеб! (Слайд №37) Ведущий:Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало  «крошечки» хлеба, и они умирали. «При сытости помни голод»- это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, тяжёлые военные годы, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. (Слайд №38,39) Военный хлеб Я помню хлеб, военный, горький, Он весь почти из лебеды. В нем в каждой крошке, В каждой корке Был горький вкус людской беды. На той беде замешан круто Нелегкий хлеб нелегких дней, Но как сладка была минута, Когда кусок в руке моей Посыпан был щепоткой соли, Приправлен маминой слезой. Я есть хотел, а мама с болью Взгляд отводила стороной. Как горе было гостем частым (Им были детства дни полны), Особо помню  я, что счастью Был равен горький хлеб войны. Ведущая:А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Дети: Нынче ж, когда у нас вдоволь его, Полки изделием хлебным завалены, То ли от сытости, толь от чего Хлеб совершенно ценить перестали мы. Чтение стихотворения «Булка» (Инсценирование стихотворения)

Три паренька по переулку Играя будто бы в футбол,Туда – сюда гоняли булкуИ забивали ею гол.Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнул,И, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул.Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувалИ вдруг спокойно и открытоПри всех ее поцеловал.— Вы кто такой? – спросили дети,Забыв на время про футбол.— Я пекарь! – человек ответил,И с булкой медленно ушел.И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небомМоря пшеницы золотой. (С. Михалков) Мальчишке было десять лет,  Он шел по переулку.  И нес домой в плетенке хлеб,  Жуя дорогой булку.  В пути груженую песком,  Он встретил пятитонку.  И не доеденным куском  Швырнул он ей вдогонку.  Но если б думал мальчик тот  О зернышке – о чуде –  И сколько мыслей и забот  В него вложили люди.  О том, что знает вся страна:  Путь от озимой травки,  Путь от проросшего зерна  До хлеба на прилавке.  О том, что хлеб пришел не вдруг  От копен желтогрудых,  А через сотни сильных рук  И механизмов мудрых.  И что он много испытал,  Хоть очень свеж и молод,  Что он на солнышке лежал  И в жерновах промолот.  В пекарнях на дрожках бродил,  Прошел огонь и воду,  А вот сбирал бы паренек  Колосья меж стогами  Так не лежал бы тот кусок,  Растоптанный ногами.  К вам обращаюсь сыновья  Свои или чужие:  Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья,–  Понятия святые! Ведущий:«Хлеб – дар Божий», говорили наши предки. Они относились к хлебу с уважением  и считали его  главным богатством. Они обращаются ко всем мальчикам, кто узнал себя в этих строчках. Мальчик, Ногою пинающий хлеб, Мальчик, Голодных не знающий лет, Помни, Что были лихие года. Хлеб – Это жизнь, а не просто еда. Хлебом клялись, За хлеб умирали. Не для того, Чтоб в футбол им играли. В машины…… В слове народная мудрость таится, Вот, что в народе у нас говорится: «Если ты хлеб ценить перестал, Ты человеком быть перестал!» Ведущая:

(Слайд №40) Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. А что бы его не выбрасывать, надо брать его столько, чтобы не было лишнего. А сколько хлеба вы берёте? Какой вы хлеб любите? (Выступление детей) Но получилось так, что хлеб остался, вы свежего купили. Как поступить с тем хлебом, который остался? (Выступление детей) Приложение 1 Ведущий: Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила: (Слайд №41) Помни правила: -Обращайся с хлебом бережно(не пинай, не топчи, не кидайся).-Бери хлеба столько, сколько съешь.-Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда, покорми птиц.

Ведущий:Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им. Почет и честь вам, хлеборобы!За ваш прекрасный урожай,За то, что Родине вы далиДушистый хлеба каравай! «Урожайные частушки»  слова и музыка Ю. Кулешова Убран хлеб, и тише стало. Жарко дышат закрома. Поле спит. Оно устало. Приближается зима. — Над селом дымки плывут. Пироги в домах пекут. Ну — ка, быстро, не стесняйтесь Добрым хлебом угощайтесь! Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь (Слайд №42) Ведущая:   Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. Праздник заканчивается дружным, весёлым чаепитием с душистым хлебом и сладкими пирогами. Приложение 1 Блюда из черствого хлеба

Шарлотка с яблоками Черствый белый хлеб (без корки) нарезать ломтиками толщиной в один сантиметр; яблоки очистить от кожицы и сердцевины, нарезать ломтиками и пересыпать сахаром. В смазанную маслом и обсыпанную сухарями форму положить слой белого хлеба, залить смесью яиц с молоком, уложить слой яблок, посыпать корицей, сверху уложить ломтики белого хлеба, снова залить смесью яиц с молоком и запечь в духовом шкафу. Батон—1 шт., яблоки — 4 шт., сахар — 0,5 стакана, яйца — 2 шт., молоко—1 стакан, масло сливочное—1 ст. ложка, сухари молотые — 1 ст. ложка, корица. Пудинг из белого хлеба Замочить в молоке черствый пшеничный хлеб и выдержать в течение часа, добавить яичные желтки, сахар, перебранную малину, перемешать. Ввести, осторожно помешивая, взбитые яичные белки, выложить в смазанную маслом и посыпанную молотыми сухарями форму. Варить на водяной бане 40— 50 минут. Готовый пудинг выложить из формы на блюдо, посыпать сахарной пудрой или полить фруктовым сиропом. Хлеб пшеничный — 0,5 булки, молоко — 1,5 стакана, яйца — 3 шт., малина свежая— 1 стакан, сахар — 2 ст. ложки, сухари молотые — 1 ст. ложка, масло сливочное— 1 ст. ложка, сахарная пудра — 1 ст. ложка или фруктовый сироп — 2 ст. ложки. Тертый хлеб с курагой Нарезать черствый ржаной хлеб, подсушить, смолоть. Курагу промыть в теплой воде два-три раза, залить холодной водой, настоять 3—4 часа, проварить до готовности, протереть. В протертое пюре с отваром добавить молотые ржаные сухари, сахар, лимонную кислоту и хорошо перемешать до однородной массы. Разложить в вазочки и украсить взбитыми сливками, смешанными с сахарной пудрой. Хлеб ржаной — 0,4 булки, курага — 1 стакан, сахар—1,5 ст. ложки, сливки — 0,5 стакана, сахарная пудра — 1 ст. ложка, вода — 1,5 стакана, лимонная кислота. Каравай Мякиш черствого белого хлеба натереть на мелкой терке, залить кипящим молоком на 40—50 минут. Хорошо размешать, добавить растертые с сахаром яичные желтки, сливочное масло, взбитые в пену белки и все снова размешать. Выложить в форму, смазанную маслом и обсыпанную молотыми сухарями, и выпекать в жарочном шкафу при температуре 180°С 30—40 минут. Посыпать сахарной пудрой. Хлеб — 0,5 булки, яйца — 3 шт., молоко — 1,5 стакана, масло сливочное — 3 ст. ложки, сухари молотые — 1 ст. ложка, пудра сахарная — 1 ст. ложка, сахар — 3 ст. ложки, сахар ванильный. Хлебный суп Ржаной черствый хлеб нарезать тонкими ломтиками, подсушить в жарочном шкафу и слегка поджарить на маргарине. Затем залить кипящей водой и дать постоять полтора часа, процедить, протереть сухари и развести полученным хлебным настоем. Добавить сахар, корицу, очищенные от кожи и семян и нарезанные ломтиками яблоки, перебранный и промытый изюм. Проварить 10—15 минут, ввести клюквенный сок и охладить. Подать с взбитыми с сахарной пудрой сливками. Хлеб ржаной — 0,5 булки, изюм — 1,5 ст. ложки, сахар — 2 ст. ложки, яблоки — 1 шт., маргарин — 2 Кисель хлебный Сухофрукты замочить, помыть, добавить су хари из белого хлеба, залить водой, сварить до размягчения и процедить. Затем всыпать сахар, влить растворенный в холодной кипяченой воде крахмал, довести до кипения. Разлить в креманки и посыпать сахаром Хлеб пшеничный черствый — 0,3 булки, сухофрукты — 0,5 банки или 2 стакана, сахар — 3 ст. ложки крахмал картофельный — 4 ч. ложки, водя—6 стаканов Сладкий пирог из сухарей Черствый ржаной хлеб нарезать небольшими кусочками, подсушить, смолоть, просеять на сито. Смазать форму сливочным маслом, насыпать молотые сухари (слоем в один палец), сверху уложить нарезанные ломтиками яблоки (очищенные от кожицы и сердцевины), посыпать их сахаром Затем насыпать слой сухарей, на них опять уложить слой яблок, посыпать их сахаром. Снова насыпать слой сухарей и посыпать их сахаром. Выпекать пирог в не очень горячем жарочном шкафу Готовый пирог сверху смазать яблочным повидлом. Пирог будет гораздо вкуснее, если молотые сухари предварительно растереть со сливочным маслом. Хлеб ржаной (молотый)—2 стакана, яблоки— 5 шт., сахар — 5 ст. ложек, масло сливочное — 2 ст. ложки, повидло — 2 ст. ложки.       Гренки с фруктами Нарезать ломтиками белый черствый хлеб (без корки), смочить в смеси из яиц, сахара и молока и обжарить на маргарине с обеих сторон до румяной корочки. Затем на поджаренные ломтики хлеба положить прогретые в сиропе фрукты и сразу же подать, полив соусом. Для приготовления соуса: сироп из фруктов вскипятить, всыпать сахар, влить разведенный в холодной кипяченой воде крахмал и, помешивая, довести до кипения. Хлеб белый — 0,4 булки, яйца — 1 шт., сахар— 1,5 ст. ложки, молоко — 0,5 стакана, маргарин — 2 ст. ложки, фрукты консервированные— 1 стакан; для соуса: сироп из фруктов — 0,5 стакана, сахар — 1,5 ст. ложки, крахмал картофельный — 1 ч. ложка. Кекс из белого хлеба Мякиш черствого белого хлеба подсушить, измельчить и залить молоком на 30—40 минут. Размешать в однородную массу, добавить растертые с сахаром яичные желтки, муку, питьевую соду, погашенную кислотой, взбитые в пышную пену белки, растопленный маргарин, изюм и снова все перемешать. Разложить в формочки, смазанные маргарином и посыпанные молотыми сухарями. Выпекать при температуре 200 °С. Хлеб белый (молотый) — 2 стакана, изюм — 2 ст. ложки, мука пшеничная — 1 ст. ложка, молоко—1,5 стакана, яйца — 2 шт., маргарин — 3 ст. ложки, сухари молотые— 1 ст. ложка, сахар — 2,5 ст. ложки, сода питьевая, соль. Тертый хлеб со взбитыми сливками Поджарить на масле натертый на терке пшеничный черствый хлеб Сливки взбить в пышную массу с добавлением сахарной пудры. Разложить в вазочки поджаренный хлеб, на него — взбитые сливки, полить вареньем. Хлеб пшеничный — 0,5 булки, масло сливочное— 2,5 ст. ложки, сахарная пудра — 1,5 ст. ложки, сливки—1 стакан, варенье — 4 ст. ложки.

www.uchmet.ru

Сценарий презентации проекта « Хлеб –всему голова»

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен,-Пахнет солнечным теплом,Пахнет знойным полем!О чем я загадала загадку? (о хлебе)Сегодня на занятии мы с вами подведем итог работы по проекту  расскажем гостям, что мы знаем о хлебе, сколько труда в него вложено, как нужно к хлебу относиться.Учитель: Ребята, мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий. На Руси к хлебу относились с благоговением. А как хлеб на стол пришел?Учитель. Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением Александра Балина: Вот хлеб — высок, румян и свеж.Его ты ежедневно ешь:Орловский, рижский, заварной,Пшеничный любишь и ржаной.Не забывай же никогда.Какого стоило трудаПоднять тугую целинуПлугами в трудную весну,Удобрить землю под черно,Чтоб в колос выбилось оно.А жатва, если зной иль град?!Их много — всяческих преград —Преодолеть нам суждено,Запомни же, как дважды два. Народной мудрости слова: «Кто хлебушком не дорожит,Тот мимо жизни пробежит». И если ты не глух, не слеп, Цени народный, трудный хлеб. Далее следует коллективная декламация-перекличка «Хвала тебе, хлеб!».Только снег сошел в апреле,Как поля зазеленели.Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)Золотой простор бескрайний —Там работают комбайны.Мы говорим: «Хлеб!» {Хором.)Вот зерно течет рекой,Чтобы сделаться мукой.Мы говорим: «Хлеб!» (Хором)Тесто кружится в квашне,Запекается в огне.Мы говорим: «Хлеб!» {Хором.)Ешь его, расти и помни:В мире нет труда огромней.Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб.Хлебное поле большое, как море —Не сосчитаешь колосьев на нем.В дружном дозоре, в почетном дозореКаждое зернышко мы бережем.Зернышко мы согреем заботой В добрых и теплых ладонях полей. Солнышку тоже хватает работы.Чтобы звенели хлеба веселей.Хлебные зернышки сказочным кладомСпрячутся в землю и дружно взойдут.Самая лучшая в мире награда -Эта живая награда за труд.Ржаной росток зеленыйОглядывает поле,Смешной и удивленный,Как первоклашка в школе.Его расти научитЛюбой весенний дождик,А каждый вешний лучикРаскрасит, как художник.Он вместе с близнецамиТак быстро станет взрослым,Что скоро даже с намиПомеряется ростом.Зерна наших дней, светитесьПозолотою резной.Говорим мы: «Берегите,Берегите хлеб родной!» {Хором.)   Не мечтаем мы о чудеК нам полей живая речь:«Берегите хлеб, вы —люди,Научитесь хлеб беречь!» {Хором.)Как хлеб к нам пришел? Чтец. Пышный, мягкий, пропеченный.Подрумяненный слегка,Хлеб с горбушкой золоченойШел к тебе издалека.Учитель. Издавна кормит людей матуш­ка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома — глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва — ячменя, потом пшеницы и ржи.Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который  умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его  могли себе позволить купить только очень богатые люди.            Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой.              Сказка ложь, да в ней намекЧтец. Корочка хлеба.Хлебная крошка,Что это — много или немножко?Даже не верится нам с тобою,Что кто-то сорит этим чудом земли.Сердце за хлеб обливается болью,Когда он лежит в придорожной пыли.Сказительница (входит и кланяется). Верно, милый, верно! Ох как надо беречь хлебушек! Я сейчас расскажу вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога прохо­дила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться вболото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи — Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. «Какой толк, что мать теперь хнычет обомне», — подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.Однажды эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге! — заплакала она. -— Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенья и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого сердца Инге, И она залилась слезами раскаянья.В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.Ребята, давайте вспомним правила, которые все должны знать:1.      Мой руки перед едой.2.      Бери хлеба столько, сколько съешь.3.      Нельзя играть с хлебом.Хлеб – это самый дорогой плод нашей  матери – земли и рук человеческих.Хлеб – это державное наше богатство.Берегите хлеб !Он очень трудно дается.Хлеб также дорог, как и сама жизнь. Эй. девчушки-хохотушки,Начинайте петь частушки.Начинайте веселей,Чтоб порадовать гостей.Мы в Брызгалове живем,Сушки, пряники жуем.Мы частушек много знаемИ сейчас для вас споем.Прянички печатные,До того нарядные!Мы не сразу их съедим,А сначала поглядим.Но не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе.Люди долго и упорноПотрудились на земле.Он не падает к нам с неба,Появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук.Дождик, дождик, поливай —Будет славный урожай:Будет белая пшеница,Будет рожь и чечевица. Инсценировка «Хлеб» (по Г. Виеру). Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,Говорю тебе: «Спасибо!»Лучше б ты не поленился,Доброй пашне поклонился.Кланяюсь тебе я, пашня,За горячий хлеб домашний!Лучше б ты не поленился —Солнцу в небе поклонился.Солнце, солнце в небе синем,За горячий хлеб спасибо!Ты б, сынок, не поленился,Дождику бы поклонился!Вот спасибо, дождик в небе,Что заботишься о хлебе! Дождик.Лучше б ты не поленился,Папе с мамой поклонился!Вам спасибо, папа с мамой,Хлеб даете вкусный самый!И тебе спасибо тоже,Ты у нас такой хороший! 2 класс загадывает загадки. На соломине дом.Сто ребяток в нем. {Колосок.)Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)Вырос в поле колосок,На столе лежу куском. (Хлеб.)За трактором по полю ходит она.Отборного ей насыпают зерна.А где ее след чуть заметней ложится.Там буйно потом урожай колосится. Учитель. А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.Матери невесты дарили выпеченные гре­бень и сапоги, отцу невесты — бочонок и борону, деду — хлебный шалашик.Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну так чтоб и на следующий год так было!»Кто для нас хлеб создает , Ребенок 2:           Что стучите, мастера-золотые руки?- Чиним, чиним трактора!                                   - Точим, точим плуги.На дворе весна у нас,Агроном сказал, - Пора!Заводите трактора!                                  Трактора выходят в поле,Тянут плуги на прицепе.Гребнем частым боронаРасчеши земельку!Приготовим для зернаМягкую постельку!Сеял сеятель старинныйИз лукошка-решета.Нынче сеялка – машинаЭтим делом занята.Роет борозды проворно, В них закладывает зерна.Ребенок 5:                Чтобы крепким был росток.Наливался колосок,Должен он расти в землице,Дождевую пить водицу.Греться солнечным теплом,Обдуваться ветерком!Поле хлебное созрело,Жатва жаркая близка,И комбайн берется смелоВсе собрать до колоска!Вот шофер услышал, мчится.Вот гудит: - Иду-у! иду-у!Лейся теплая пшеницаПрямо в кузов на ходу!Слышен летом до закатаГул комбайнов у реки.И везут на элеваторУрожай грузовики.Там хранят и берегут,Затем на мельницу везут.Вот на мельнице пшеница,Здесь такое с ней творится!В оборот ее берут,И в муку ее сотрут!Стали зернышки мукою, Не дадут и ей покою:На большой хлебозаводМуковоз муку везет.На большом хлебозаводеСтанешь тестом ты мука.Тесто в печь быстрей давай –Так родился   (все хором)  КАРАВАЙ Тогда за столом вы, ребята, сидите,То помните, кто для вас хлеб создает.Ученики (по очереди). Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. (Хором.) Народ!Учитель: А теперь самое время поводить хоровод.Исполняется хороводная игра «Каравай».Как на наш весёлый праздник,Испекли мы каравай.Вот такой вышины, Вот такой ширины.Каравай приехал к детям.Как его, ребята, встретим?Пышной коркой похрустим.Всех на свете угостим.В нём – земли родимой соки,Солнца свет весёлый в нём.Уплетай за обе щёки Вырастай богатырём!Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.Учитель: А сейчас посмотрите небольшую инсценировку)Дети исполняют сценку И. Сенченко «Хлеб святой».Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:-         Фу, какой плохой хлеб!Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:-         Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…-         А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.-         Ах, как нехорошо, - разгневалась бабушка.-         Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела,  в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять. Ведь без хлеба –голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:-         Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.Учитель: А сейчас Лера  прочтет нам стихотворение.Мальчик, ногою пинающий хлеб,Мальчик, голодных не знающий лет,Помни, что были лихие года.Хлеб – это жизнь, а не просто еда.Хлебом клялись, за хлеб умирали Не для того, чтоб в футбол им играли.В слове народная мудрость таится.Вот что в народе у нас говорится:«Если ты хлеб ценить перестал, Ты человеком быть перестал».Учитель: Как бабушка называет хлеб? (Святой) А в стихотворении как называют хлеб? (Жизнь). Хлеб – святой, хлеб – жизнь. Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)Учитель: Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Назови слово». Вспомните и назовите мне слова, родственные слову «хлеб».(Хлебный, хлебница, хлебник, хлебороб, хлебопек, хлебушко, похлебка, хлебозавод, хлебушек, хлеборезка, хлебоед, хлебобулочный, хлебец, хлебосольный, нахлебник и т.д.)учитель: А я предлагаю вам поиграть в игру «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?»(Хлеб, пироги, ватрушки, пряники, печенья, вафли, торт, булочки, круассаны, рулеты и т.д.)Дети встают по кругу, проводится игра с мячом.Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина — это одни из самых святых слов для человека. И мне хотелось закончить эту страницу нашего устного журнала отрывком из стихотворения, посвященного Родине, России.Мне сегодня приснилась РоссияВ покрывале из утренних рос Были очи ее светло-синимиИ пшеничною россыпь волос.Шла Россия некошеным лугомСквозь седой предрассветный туман.Вскоре солнце взошло алым кругом,Окунувшись в небес океан.Шла со звонкою радостной песней,Воспевались в ней ширь и простор.Ну, а с песней и труд интересней —Ей подпел молодой комбайнер.Подхватили доярки-певуньи,Что прошли через луг прямиком,Чтоб скорее молочные струйкиЗазвенели над каждым ведром.К чаю ароматному угощенье знатноеУчитель. Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Но ее мы не смогли бы приготовить без помощи ва­ших добрых мам. Поможем им накрыть на стол.Звучит песня «Пряники русские».

olenka68.blogspot.ru

Спецшкола

Классный руководитель 8а Кулибаба Ирина Петровна

Классный руководитель 9в Зиненко Нина Александровна

Цель: показать значимость хлеба в жизни человека, формировать бережное отношение к хлебу.

Клип песни «Ты запомни, сынок » (Слайд 1)

Учитель (Слайд2)

– Сегодня мы поговорим о чуде – чудном, диве – дивном, о святом и обыденном:  о хлебе. Каждый день перед вами на столе лежит хлеб. Вы так привыкли к нему, что,  наверное, даже  не замечаете. Во всяком случае, вряд ли задумываетесь о его значимости.   Хлеб для человека  обычен, как воздух. И, порой,  трудно поверить, что бывают времена, когда хлеб вдруг становится бесценным,  и от него зависит жизнь человека.

(Слайд 3)

Хлеб не растёт сам по себе на деревьях! Выращивают его на необозримых полях труженики - хлеборобы. Слово «хлеб» неотделимо  от  слова  «труд». Каждая булка хлеба –  это труд многих людей. А  вот кто и как помогает хлебу прийти на стол, вы узнаете из стихотворения «Урожай».

Показ презентации по стихотворению «Урожай»  С. Погореловского (Читают воспитанники)(Слайды 4- 24)

Учитель:

– Так кто же выращивает хлеб? –  Как трудятся люди? – Как нужно относиться к хлебу? Почему? (Дети отвечают)

Учитель: (Слайд 25)

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает:

Колхозник, рабочий, нефтяник,

Строитель, шахтер, машинист,

Металлург и НАРОД!

 Учитель: (Слайд 26)

   – Бывает, что человек не только хорошо трудится, но  даже не щадит своей жизни  ради хлеба.  И не только в грозное военное время. Мы расскажем об одном из таких героев – молодом парне  Анатолии  Мерзлове, который погиб, защищая от огня хлебное поле.

(Слайд 27) «Лето  1972 г. выдалось  засушливое и дымное. В пламени пожаров  сгорали леса, звери бежали из  чащи к воде, птицы не рисковали лететь над горящими лесами. Толя Мерзлов  с товарищами скирдовал солому.  Люди радовались:  несмотря на засуху,  урожай пшеницы был отличный. Вдруг от случайной искры загорелась солома, пламя перекинулось на  трактор Мерзлова. И Анатолий  вступил в жестокую схватку с огнём: сминал, душил, убивал его голыми руками, отрезал ему пути к хлебному полю. Потом поднялся в раскаленную машину, чтобы вывести её из огненного плена. Жгучим факелом Анатолий вышел из пламени, оставив кожу с ладоней на раскалённых рычагах. Ослабев от борьбы, сам срывал с себя горящую одежду. Всё тело его обгорело, не было живого места, но хлебное поле, с которого потом собрали большой урожай, не пострадало. Ценой  своей жизни Анатолий  Мерзлов спас хлеб".                                                                        

Учитель:

– Как вы думаете, а как относился А. Мерзлов к хлебу? – О  чём он думал, спасая его? – Как же нужно вам относиться к хлебу?

(Слайд 28) Учитель.  Ещё один пример самоотверженности людей, спасающих хлеб.

Шла Великая Отечественная  война. Враг приближался к Москве. Ленинград уже был в кольце врага, город был полностью окружён фашистскими войсками. Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде,  ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами, город в блокаде. Днём и ночью фашисты бомбят и обстреливают Ленинград. Опустели заводы, рабочие ушли на фронт, но нужны мины, гранаты, пулемёты. И тогда у станков встали дети 12-14 лет. Они заменили отцов и братьев. В городе, где  больше 2-х миллионов жителей, заканчивались запасы продовольствия. Как его доставить в окружённый Ленинград?

Была только водная дорога через Ладожское озеро – Дорога Жизни. Но она была  под обстрелом фашистов, немецкие самолёты бомбили все суда, что шли по озеру. Но всё же смелые моряки вели по Ладоге  баржи с мукой.

Ходили по озеру и небольшие катера с продовольствием. На одном таком катере были три матроса и старшина, Владимир Малафеевский. Прошёл катер половину пути от Ленинграда к Большой Земле, а навстречу ему баржа с хлебом. Вдруг два фашистских самолёта стали бить по ней из пулемётов. Малафеевский  понял, если баржу потопят, тысячи ленинградцев останутся без хлеба. И старшина решил отвлечь фашистов, принять огонь на себя.  – Огонь! – и матросы дали залп по самолёту.  Только теперь фашисты заметили катер и открыли огонь по нему. Матросы и старшина были ранены. А рулевой, лихо увёртываясь от огня, уводил катер. Внезапно атака врага прекратилась, закончились патроны. Баржа с хлебом была спасена! Матросы заделали пробоины в катере, раненые были перевязаны, а сам Малафеевский встать уже не смог. Его доставили в госпиталь, но спасти его не удалось». – Вот какой ценой доставляли хлеб ленинградцам.

(Слайд 29) Становилось холоднее, приближалась зима. Озеро замёрзло, суда ходить  уже не могли, а машины по льду не ходили, лёд был хрупкий, и машины проваливались под лёд. А  в Ленинграде уже почти не оставалось запасов продовольствия. 125 граммов – маленький  кусочек хлеба выдавался по карточкам на весь день и маленькая горстка крупы – больше ничего. (Слайд с кусочком  чёрного хлеба в 125 г ) Кусочек хлеба, кружка кипятка, а не чая, просто горячая вода и ложка жидкой каши. Они съедали её, не снимая шубы и шапки, даже не опустив поднятого воротника.

 (Слайд 30)

Рано утром тянутся к Неве, к прорубям голодные, замёрзшие ленинградцы. Кто  с ведёрком, кто с кастрюлей или с чайником. А доберутся до дому – смотрят,  вода в лёд превратилась,  замёрзла на морозе. Многие и не доходили до дому, падали и  умирали от холода и голода прямо на улице. Как же высоко ценился тогда этот маленький кусочек хлеба в 125 г! 125 г прогорклой, комковатой массы. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

Ленинград выстоял,  и каждый ленинградец знал цену хлебу, который он ел.

(Слайд 31) Ролик о блокадном хлебе.

(Слайд 32) Учитель:

Это было в Ленинграде, в 50-е годы. На Невском проспекте около реки Мойки вдруг затрезвонили трамваи, загудели машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руки. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла, прижав руки к груди, пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руки, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо кто-то, слишком сытый,  не переживший блокаду, бросил кусок хлеба.

  А, позже, у поэта Р. Рождественского родились такие строки.

На Невском замерло движенье...  Не ночью, нет – средь бела дня.  На мостовой, как изваянье,  Фигура женщины видна.  Там, на дороге, как во сне,  Седая женщина стояла –  В ее протянутой руке  Горбушка черная лежала.  Нет, не горбушка, а кусок,  Обезображенный бездушьем,  Размятый множеством машин.  И всё  забывшим равнодушьем... 

А женщина держала хлеб.  И с дрожью в голосе шептала:  Кусочек этот бы тогда, И сына б я не потеряла. Кусочек этот бы тогда… Кто осквернил? Кто позабыл Блокады страшные года?… Кто, бросив на дорогу хлеб, Забыл, как умирал сосед? Детей голодные глаза?

(Слайд 33) Учитель: В нашей стране уже выросли не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода.

«При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать.

Рассказ учителя: Одна народная сказка, очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: все, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото! Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу покушать. Потребовал себе еду, но что ни брал в руки, все становилось золотым. Так и умер богач от голода.

- Какой вывод можно сделать? (Ответы учащихся)

(Слайд 34) – Я думаю, что после того, что вы сегодня услышали, вы будете бережно относиться к хлебу, не бросите  кусочек на землю,  ведь столько людей отдали свою жизнь за хлеб.  Так какова же цена хлеба? (Отвечают дети. Никакое золото, никакие богатства мира не заменят хлеб. Хлеб – всему голова. Хлеб – это жизнь). – Человеческая жизнь – вот цена хлеба.

(Слайд 35) Учитель: Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающих лет,

Помни, что были  лихие года,

Хлеб – это ЖИЗНЬ, а не просто еда!

        Хлебом КЛЯЛИСЬ,

        За хлеб УМИРАЛИ

        Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«КОЛИ ТЫ ХЛЕБ ЦЕНИТЬ ПЕРЕСТАЛ,

ТЫ ЧЕЛОВЕКОМ БЫТЬ ПЕРЕСТАЛ».

Мы искренне желаем, чтобы каждый из вас никогда не переставал быть  ЧЕЛОВЕКОМ.

Ребята, запомните и  скажите всем:

(Слайды36-37.)  «Запомни и скажи всем» - читают воспитанники.

Учитель: О хлебе  сложено много песен, пословиц и поговорок: Хлеб – всему голова. Много снега – много хлеба. Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

(Слайд 38)  Соотнесите начало и конец пословицы.

(Слайды 39 – 41)ВИКТОРИНА.

Где хлеб рождается? (в поле) Откуда хлеб приходит к нам на стол? (из магазина) Поджаристая часть хлеба? (корочка) Самая маленькая частица хлеба? (крошка) В чем хранится хлеб? (в хлебнице) Какой хлеб пекут на Пасху? (кулич) Что это за хлеб – каравай? (это круглый хлеб, колоб. “коло” – круг) Назовите профессии, связанные с хлебом (механизатор, пекарь, мельник, агроном, кондитер)

ОТГАДАЙТЕ ИЗ какой сказки СЛОВА:

(Слайд 42. Ответ по щелчку)

1. «На ж, лови, - и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала «Благодарствую» сказала, бог тебя благослови» (О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И 7 БОГАТЫРЯХ)

(Слайд 43)

2. «Тут Иван с печи слезает, малахай свой одевает

Хлеб за пазуху кладет, караул держать идет…(КОНЕК – ГОРБУНОК).

9Слайд 44)

3. «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: «Вот это хлеб, только в праздник его есть!» (ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА)

(Слайд 45)

4.. Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог, что ни повернет — все блин да пирог! И накормила старика. (ПЕТУШОК - ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК И ЖЕРНОВЦЫ

(Слайд 46)

5. А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

 (КРЫЛАТЫЙ, МОХНАТЫЙ ДА МАСЛЕНЫЙ)

 (Слайд 47) Закончить классный час  мы хотим стихотворением Е. Благининой  «Хлеб».

  Хлеб

На свете я видела хлеба немало - Крестьянка его из печи вынимала И клала на стол, осеняя крестом, И он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко, Хлеб грозным казался, как имя отца. За трапезой ели его без остатка - Ни корки, ни крошки,  ломоть - до конца.

На свете я видела хлеба немного. Его отмеряли так скудно, так строго. Его запивали крутым кипятком, Его называли не хлебом – пайком.

С соломой, с мякишем, с трухой, со жмыхами Он все же казался желанней всего! И матери тайно и тяжко вздыхали, Когда на частицы делили его.

На свете я видела хлеба разливы: Мешки,  бункера, элеваторы, нивы. Он золотом лился, волною бежал, Горой на токах деревенских лежал.

И если примечу кусок в небреженье - В грязи придорожной, в подножной пыли, То самое первое сердца движенье -  Поднять и спасти это чудо земли. 

Учитель: 

Наш классный час подошёл к концу. Мы благодарим вас за участие и внимание. Цените и берегите сокровище по имени  ХЛЕБ!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

specshkola.com


Смотрите также