Сочинение на тему Хлеб и война (15.3 9 класс ). Луиза фатеева хлеб сочинение рассуждение
Сочинение на тему Хлеб и война (15.3 9 класс )
Главным является то, что среди трех вышеперечисленных ценностей хлеб занимает именно первое место. Вероятно, что многие люди пока что не знают о ценности хлеба.
Но на самом деле, даже небольшой ломоть хлеба является символом жизни каждого из нас, хлеб сам по себе олицетворяет жизнь и рост. Это результат труда большого количества людей, старания которых мы просто обязаны по-настоящему ценить.
Сейчас работают тысячи человеческих рук для того, чтобы хлеб попал к нам домой на столы. Одни люди сеют на огромнейших размеров полях зерна, занимаются их обработкой и дожидаются, пока колоски взойдут. Другие собирают, мелют, замешивают и в итоге лепят тесто. Третьи - готовый хлеб везут в магазины, последние продают его нам. И только после всего этого пути хлеб оказывается в наших руках. Длительное время занимает весь этот процесс, и он заслуживает настоящего уважения.
Наравне с оружием, мерилом жизни был хлеб. Как был так и остается он одним из важнейших факторов, которые помогли выстоять во времена войны и защитить свою Родину.
В голодные военные годы даже небольшой ломоть хлеба продлевал людям жизнь, а его отсутствие лишало ее. Тогда жизнь сильно зависела именно от того, был ли хлеб в семье. Никогда не уйдет из памяти людей и их потомков легендарные 125 граммов - драгоценный, на ладони помещавшийся маленький кусочек, в котором была сила, тепло и сама жизнь.
Это были 125 граммов, которые состояли из соевой муки, жмыха, целлюлозы, отрубей и отбойной пыли. Сейчас нам сложно представить, как в 1941 и 1942 годах, кроме этих роковых 125 граммов, люди ничего не получали (это было суточным пропитанием).
Из-за нехватки муки, в годы страшной войны, хлеб пекли с примесями, добавляя жёлуди, картошку, а также картофельную шелуху. Нехватку сахара обучились заменять сделанным из тыквы и свёклы мармеладом. Из семян лебеды варили каши, пекли лепёшки из конского щавеля.
Затирка была в те времена самым распространенным блюдом. Натирали с водой немного муки и спускали в кипяток, после этого заправляли травами и луком. Мальчишки ловили кротов и сусликов, также часто ели мясо павших животных. Грибы и ягоды собирали те же дети. Набирали большое количество черёмухи. Всё это засушивали, а зимой заваривали и ели.
Ловили рыбу в ручьях и запасались на зиму: рыбёшку сушили в печи, толкли, а после всего ссыпали в мешочки и зимой добавляли в похлёбку.
Несмотря на острую нехватку еды, страх и страдания, люди в тылу проявили мужество, отвагу, и настоящую любовь к отчизне.
Блокадный хлеб готовили из мука ржаной обойной, жмыха, остатков муки с оборудования и пола, пищевой целлюлозы, хвои. Хлеб совсем не имел вкуса и аромата обычного хлеба, он был горьким и травянистым на вкус.
На оккупированных немцами территориях, в госпиталях, раненых солдат кормили всего по две ложки пшеничной каши в день (так как хлеба не было совсем). Варили все тот же кисель из небольшого количества муки - затирку. Настоящим праздником для голодных людей был суп из перловки или гороха. Ужасным было то, люди лишились хлеба - привычного и особенно для них дорогого.
Очень трудно читать или слушать без слез о том, как выживали в голоде и холоде жители оккупированных территорий в годы губительной войны. Нацисты отнимали у людей все продовольствие и увозили его в Германию. Матери не только страдали от голода сами, но еще больше – глядя на мучения собственных детей, раненых солдат, голодных и больных родственников.
Как они выживали и что ели? Это находится за пределами нашего понимания. Ценой человеческих жизней в те времена добывалось даже самое малое.
Пройдет еще много лет, и потомки не раз спросят: каким образом СССР сумел не только устоять на краю пропасти, но и победить? Как же он пришел к Великой победе? Большую благодарность за это нужно выразить не только сражавшимся, но и тем людям, которые обеспечивали воинов и местное население продовольствием, а самое главное - хлебом.
Именно поэтому мы обязаны ценить тяжкий труд, ценить то, что у нас есть в достаточном количестве и чего другие в свое время были лишены. Мы не можем сказать, что таким образом мы чем-то поможем голодающим во времена войны. Но мы, по крайней мере, проявил уважение к ним.
15.3 9 класс
Хлеб и войнаСочинение рассуждение по тексту ( Сборник материалов, подготовленный слушателями рмо учителей русского языка и литературы)
Управление образования администрации
Красногвардейского района
Методический кабинет
Материалы по подготовке
к единому государственному экзамену
по русскому языку в 11 классе
Часть С
Сочинение – рассуждение по тексту
( Сборник материалов, подготовленный слушателями РМО
учителей русского языка и литературы) Бирюч
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. МОУ «СОШ г. Бирюча»:
Афанасьева Л.В.
Беломесцева Е.М.
Бычкова С.А.
Киселева Т.В.
Моисеева А.П.
Якубенко Н.Н.
Раздел 2. МОУ Веселовская СОШ:
Полупанова В.П.
Шолтес Н.С.
Ющенко К.В.
Раздел 3. МОУ Верхнепокровская СОШ:Лопатина В.И.
Поданева Н.Я. Раздел 4. МОУ Засосенская СОШ:
Еременко О.П.
Игнатова Л.Н.
Ткачева Н.А.
Ульяненко Е.Н. Раздел 5. МОУ Ливенская №1 СОШ:
Белых О.Н.
Дятлова М.И.
Рыжкова Л.В.
Соколова Е.А. Раздел 6. МОУ Никитовская СОШ:
Коваленко Т.А.
Ульянова Н.В.
Раздел 1.
МОУ «СОШ г. Бирюча»
В хлебных магазинах, если вы заметили, не бывает шума. Люди покупают хлеб уважительно, избегая суесловия и толчеи. Присмотрев буханку, я разворачивал целлофановый мешочек. Подошел ныркий чернявый парень. Бесцеремонно отстранив меня локтем, он шустро просунул за стекло длиннопалую волосатую руку и начал швырять в огромный рюкзак буханку за буханкой. Когда в рюкзаке стало тесно, парень затянул его шнуром и туго прижал коленом, вминая всей тяжестью тела и кулаками мягкий, податливый хлеб.
Я оторопел. Было яснее ясного – этот хлеб не предназначен для стола.
- Что вы делаете?
Время близилось к перерыву, магазин пустел, было в нем лишь несколько женщин. Чернявый зыркнул хмельными глазками.
- Не выступай! – перекосил он лицо. – Понял?
- Положи хлеб на полку. Если ты сейчас… Но, задохнувшись от гнева, я так и не сумел нарастить фразу.
Чернявый злобно сузил глазки и до хруста в пальцах, озверело вдавил в буханку волосатую пятерню. Хлеб, крошась, упал к ногам.
- Подними, - произнес я чуть слышно странно растягивающимся голосом. – Подними.
Чернявый потянулся к рюкзаку.
- Подними, - повторил я тише.
Человеческий голос – неразгаданная тайна. Парень хмыкнул и поднял искореженный хлеб.
- Порядок, дед, закругляйся. Митинг окончен! – он ухватил пятерней, словно клешней, лямки рюкзака и , внезапно вскинув свободную руку, объявил примирение:
- Миру – мир!
Я задохнулся, теряя над соьой власть.
-Мерзавец! – вырвалось у меня. И забыв о возрасте и хворях, осторожно вцепился в его рубашку и молча – короткими нервными толчками – начал теснить его в угол. Тот попятился, машинально волоча рюкзак…
В дверях показался высокий, крепко сколоченный парень. Дальнейшие подробности отношения к нашему разговору не имеют.
А случилась она, эта история, недавно, нынешним летом случилась…
( И. Тобольский)
Афанасьева Л. В.
Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
И Гофф Бывает, завязнет на слуху или на языке слово, фраза, слова из песни. Так вот и сейчас со мной:
Хлеба - налево, хлеба - направо,
Хлеба - на счастье, хлеба - на славу…
Именно такими строками песни начинался новый день моего детства, когда рано утром родители включали радиоприемник. Да, сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место ставят три: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится государство, человечество. И кто не знает, что такое хлеб и труд, тот перестает быть сыном или дочерью своего народа, теряет духовные качества.
По мнению И.Тобольского, такой «представитель бездуховности», наглец и мерзавец все еще попадается на пути чуть ли не каждому из нас. Да, такие типы бытуют в нашем обществе, чего греха таить. «И история эта случилась недавно, нынешним летом случилась..» - подтверждает автор. Без суесловия, толчеи, без шума, уважительно покупается хлеб в магазине. И вдруг…ныркий парень бесцеремонно, нагло, отстранив локтем пожилого человека, начинает швырять в свой огромный рюкзак буханку за буханкой, прижимает хлеб коленом, вминая всей тяжестью тела. На замечание пенсионера, зыркая, перекося лицо, кричит: «Не выступай!» И его физиономия злобно реагирует, озверело он сдавливает буханку. И когда хлеб стал крошится, дед не выдержал, заставил негодяя поднять,тем самым давая понять, что исстари к хлебу было уважительное отношение. Как получается, что живут еще подлецы, наплевательски относящиеся к самому ценному в мире.
Я разделяю позицию автора этого текста. Когда у человека дух низок, то он становится агрессивен, не замечает вокруг себя людей, «плывет поверх толпы», безразлично относясь ко всему, что его окружает. Нет святости чувств ни к старому и пожилому, ни к хлебу, ни уважения, ни стыда и совести. Но когда этот чернявый услышал слова, произнесенные твердо, и властную руку на груди, то попятился… Нет, все – таки силы боится. Почему только физическая сила может остановить подобных « моральных уродов?» Где сознание, что лежащий на полках хлеб был создан руками многих тружеников. Ведь с детства нам читали:
Если у тебя две крепкие руки,
Сделай так, чтоб было много хлеба!
Каравай – самый древний хлеб у славян. Караваем и солью, лежащими на вышитом рушнике, мы встречаем гостей, мы кладем его на праздничный стол, мы живы благодаря ему, хлебушку. Как не любить и не ценить это творение рук человеческих?
В каждом маленьком кусочке
Держится земля.
В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
Когда – то пришлось учить наизусть стихотворение В.Ходасевича «Путем зерна», где так тонко, разумно и мастерски поэт сопоставляет путь роста упавшего в борозду зернышка и рост души человека, которая может сойти во мрак и может снова ожить благодаря мудрости: «Всему живущему идти путем зерна».Сеятель только бросает зерно в черную землю, а вот самому зерну необходимо прорасти, пробиться, вытянуться, выбросить колосок, созреть…Такой вот тяжкий путь зерна! Так и человек трудом, потом, усилиями добивает свой хлеб насущный, относясь к нему уважительно, по – отечески.
Вспомним, что кладут Настя и Митраша (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»), отправляясь на заветную палестинку в свою катомку? Хлебушко! Зачем торопятся к бабушке внуки Наташа и Антон? (А.П.Платонов «Июльская гроза») Полакомиться вкусными и сытными блинами, хотя расстояние от их деревни к бабушкиной было длиною в четыре километра. Девочке всего лишь десять лет, но , войдя в рожь, она боится помять хлеб, идет по обочине.
Ах, деревенское жито! Сколько жизней оно сохранило, сколько вскормило голодной детворы! Скольких вывело в свет это русское поле, колкая клятой стерней и остьями спелого колоса страдная хлебородная нива! Бессмертному хлебному колоску впору только гимны петь, потому что это драгоценность, это жизнь, это Родина.
И не стоять человеку твердо на этой земле, не жить ему уверенно без чувства любви и уважения, благоговения к творению рук человеческих – хлебушку, белому, ржаному, пшеничному, ячменному. Одна роль хлеба для всех уголков страны – жизнь и искреннее уважение.
Беломесцева Е.М.
Великое благо – иметь каждый день на столе душистый каравай хлеба. Нет, кажется, человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена, всему голова.
А как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или может быть, от того, что он нам сейчас легко достается – не очень? Забежишь в булочную и через минуту выходишь с заветной буханкой…
Я благодарна автору текста за то, что он затронул важную для нашего времени проблему – отношение к первейшему продукту русского человека. Мы добились европейского качества жизни, а вот истинного, русского, самобытного остается все меньше.
К хлебу на Руси всегда относились как к Божьему благословлению. Сказать о хлебе худое слово считалось святотатством. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей на пороге дома. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники. Во всех народных обычаях заключена человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось из поколения в поколение, впитывалось с молоком матери.
Вот и И.Тобольский говорит о бережном отношении к хлебу: в хлебных магазинах не бывает шума, «люди покупают хлеб уважительно, избегая суесловия и толчеи». Его до боли ранит поведение шустрого чернявого парня, который набивает буханки в огромный рюкзак, вминает коленями и кулаками «мягкий, податливый хлеб». Автор не скрывает своего возмущения и негодования.
Мне знакомо чувство, которое испытывает автор текста. Как больно видеть, когда выбрасываются недоеденные, позеленевшие от плесени кусочки хлеба. А ведь у нашего хлеба долгая память, он не прощает неряшливого к себе отношения.
Помню, в детстве бабушка по утрам опускалась на колени и шептала всегда одну и ту же молитву: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наши…». Помню, как она вынимала из русской печки каравай, умывала верхнюю корочку холодной водой и укладывала на вышитый рушник.
Уроки предков учат нас благоговейному отношению к хлебу. Я преклоняюсь перед смелостью, достоинством, честью героя текста, который не смог пройти мимо безобразного поступка. Он точно знает цену хлеба. Мало золотое зернышко – грамма не весит. А взрастить его всенародные силы нужны. Оно ведь и в самом деле золотое.
Есть и еще одно качество хлеба; именно хлебом, умением дорожить и делиться им выверяется душевная щедрость человека. И поэтому хлеб, которым ты делишься в трудную минуту, не имеет себе равных по вкусу!
Хлеб сегодня всегда к нашим услугам: черный, белый, сдобный. Можно выбрать любой: круглый или формовой, ржаной или пшеничный, с тмином, маком, орехами, изюмом… Изобилие хлеба! Но разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? Хлеб – достояние народа, обилие хлеба – один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом. Бычкова С.А.
Хлеб! Сколько из-за него раньше и поныне бушует человеческих страстей. Как это необыкновенно интересно – хлеб! Как много ещё можно изобрести, открыть, придумать,
сделать.
Говорить о хлебе так же трудно, как говорить о жизни. Ведь хлеб и есть наша жизнь.
Именно хлебу человек обязан рождением цивилизации.
В той основной молитве, которую, по преданию, завещал людям сам Сын Божий, главные слова – о хлебе: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…»
В детстве просто повторяешь эти малопонятные слова. И только спустя годы открывается великая простота этой просьбы.
«Хлеб наш насущный», то есть необходимый, ни больше ни меньше, но столько, сколько надо для жизни. « Насущный» – это и существующий, и реальный, и составляющий суть бытия, и многое другое…
« Даждь нам днесь», то есть, «дай нам сегодня». Сразу представляется краюха этого хлеба, от которого на земле зависит всё – и плоть и дух…
« Не хлебом единым жив человек…». Но без хлеба он мёртв! Поэтому говоря о хлебе, всё время приходится касаться проблем нравственных. Уж такая это высокая материя –
хлеб. Это ведь не просто еда, это пища… « Хлеб, насыщая тело, питает душу…». Хлеб –
основа жизни, хлеб – всему голова.
Трудно разделить хлеб и человека, через отношение к хлебу можно понять сущность человека, его суть.
История, записанная И. Тобольским, тоже на эту тему.
В хлебном магазине подросток небрежно швыряет хлеб в рюкзак, не реагируя на замечания, а затем и вовсе озверело вдавливает в буханку волосатую пятерню так, что хлеб, крошась, падает к ногам. Автору всё же удаётся заставить парня поднять «искорёженный» хлеб. Он крайне возмущён поведением юнца, грубого, невежественного.
Позиция И. Тобольского ясна: так с хлебом поступать нельзя.
Я поддерживаю автора текста, сегодня остро стоит нравственная проблема – проблема бережного отношения к хлебу.
Когда в наших домах постоянно прописаны сытость и достаток, именно тогда хлеб становится привычен глазу и чувству. Он попросту незаметен при своей повседневной незаменимости, слишком обыкновенен для нас. Но не во все времена так было.
Болью сжимается сердце, когда вчитываешься в строки из писем и воспоминаний о войне. К пониманию хлеба мира нельзя прийти, не зная о хлебе войны.
Хлеб войны… Самые страшные воспоминания – горящий на корню хлеб, валы огня на полях. Первый удар вероломный враг почти всегда наносит по хлебу. С каким мужеством спасали люди хлеб для фронта. А что не удавалось спасти – сжигали, чтобы ни один колос не достался врагу.
На фронте солдаты делили краюшку хлеба на несколько человек.
О героизме ленинградцев, о 125 граммах хлеба « с огнём и кровью пополам», знают все.
Савичева Таня умерла в больнице на руках у медсестры в страшных муках от перенесённого голода, недетских испытаний, крайней дистрофии.
Блокадные дни…Когда между хлебом и жизнью зловеще стоял знак равенства.
Старшее поколение знает цену хлебу. Чего нельзя сказать о некоторых подростках,
напоминающих героя из текста И. Тобольского. Нередко приходится видеть булочки, пирожки возле урн. И становится стыдно за поведение ребят, ведь им не раз говорили о бережном отношении к хлебу.
На хлебе у нас всё держится , хлебом всё измеряется. Отношением к хлебу определяется нравственное богатство или убожество человека. Хлеб – мерило человеческой души. Уважение к хлебу – это уважение не к бесчувственному ломтю, содержащему белок и другие компоненты, это память, это история, это национальная культура, это миллионы проблем, радостей и горестей. Хлеб – это наше прошлое, настоящее и будущее, это наша жизнь!
Я желаю всем, чтобы на вашем столе всегда было в достатке хлеба и чтобы никогда не могли вы им пресытиться!
Киселева Т.В.Хлеб на нашем столе... Он лежит перед нами – осмысленный пословицами, обласканный поговорками и как бы одушевлённый людской верой в его животворную силу. Наши предки произносили: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь...» И сегодня эта молитва – как талисман, как вечное желание блага.
Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба. Он стал нашей ежедневной пищей. Бытовое общение заслонило нам тот библейский, первородный смысл. Но в народе существует особое понятие ценности хлеба – нравственное. Ведь хлеб не просто растит человека, он испытывает каждого из нас на стойкость и мужество, на трудолюбие. Укрепляя здоровье физическое – выверяет здоровье нравственное. Через отношение к хлебу можно увидеть истинную ценность человека и понять его суть. Именно об этом размышляет И.Тобольский в своём тексте.
С болью в сердце автор рассказывает о происшествии в магазине, где среди покупателей, «уважительно» покупающих хлеб, нашёлся «ныркий», бесцеремонный парень, который стал «швырять» в огромный рюкзак буханку за буханкой, при этом « вминая всей тяжестью тела» податливый хлеб, а затем «вдавил» в одну из буханок «пятерню», и хлеб, крошась, упал на пол. Это вызвало ужасный гнев пожилого человека, забывшего о своих годах и болезнях и излившего все свои негативные чувства на подонка, окончательно потерявшего боевой настрой. Вполне понятно, что эта ситуация ярко высвечивает позицию рассказчика: подобное отношение к хлебу недопустимо.
Нельзя не согласиться с данной точкой зрения. Да, хлеба у нас сейчас вдоволь. Но порой становится страшно, когда видишь его на полу, под ногами, на свалке... Ведь обычная буханка впитала труд огромного количества людей. Отсутствие бережливости в обращении с хлебом – проявление неуважения к ним.
Прочитав текст, вспомнила кадры кинохроники и рассказы людей старшего поколения о чёрном, как обугленный кирпич, блокадном хлебе, слова моей первой учительницы о том, как в годы военного лихолетья в школьных классах детям на уроке давали по крошечному ломтику хлеба. Какое это было счастье для них! А моя мама, будучи двенадцатилетней девочкой, собирала колоски в поле, чтобы не дать погибнуть и горсти зерна, из которого выпекался фронтовой хлеб. Поэтому сегодня так необходимо прислушаться к внутреннему голосу людей старшего поколения: «Берегите хлеб, люди! Это бесценный дар нашей кормилицы-земли!»
Не дадут забыть о былом и проникновенные строчки из произведений фронтовиков. Григорий Люшнин, будущий писатель, находясь в фашистском концлагере, написал:
Крошка хлеба на землю упала – меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем столько зёрен лежит вдоль пашен!
Вот собрать бы их вместе – да в кучу, хлеб бы выпекли белый, пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали, мы б фашистские тюрьмы сломали.
Снова вышли бы в бой, под бомбёжку.
Да, жалеть надо хлебную крошку.
C содроганием читая историю о хлебе, который «не предназначен для стола», и о молодом «мерзавце», думаю об одном историческом факте. Ради спасения богатейшей коллекции (100 тысяч образцов) из 118 стран мира в годы Великой Отечественной войны сотрудники института растениеводства жертвовали жизнью, сохраняя зёрна ради будущих урожаев. Двадцать восемь человек ушло в бессмертие. Быть рядом с хлебом и медленно умирать от голода – нечеловеческая пытка. Вот это сила духа, воля, выдержка, самообладание!
Да, хлеб определяет ценность человеческих поступков. Мне кажется, что И.Тобольский в своей статье утверждает: тот, кто способен уронить, наступить, раздавить хоть кусочек, будет жестоко наказан самой жизнью. Меня потрясла неизвестная сказка Х.К.Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб». Жаль, что её не относят к популярным произведениям писателя. Если бы дети и взрослые прочитали её, то, возможно, примеров, подобных описанному, было намного меньше. Некая гордая и спесивая девочка Инге, пытаясь пройти через болото, бросила хлеб в грязь, чтобы наступить на него и перейти лужу. Но едва она ступила на хлеб одной ногою, как он погрузился всё глубже, только «чёрные пузыри пошли», а девочка не смогла спастись. Вот это кара! Вот это урок! Хлеб не прощает высокомерного, неряшливого отношения к нему!
Отношение к хлебу – показатель культуры людей, их воспитанности, патриотизма, наконец. Быть с хлебом – постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Хлеб для нас необходим как солнце, свет, воздух. Поэтому он бесценен. Будем же помнить об этом всегда!
Моисеева А.П.
Хлеб – всей жизни голова!
В. Бакалдин Хлеб… При этом слове в нашем воображении сразу же возникают чудесные хлебобулочные изделия, без которых невозможно даже представить нашу жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами. Изменяется наша жизнь, переосмысливаются ценности, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.
О хлебе написано много книг, сложены стихи, нарисованы картины. Хочется привести пример картины «Рожь» И. И. Шишкина. Художник как бы говорит нам: «Вот она, наша Россия, широкая, раздольная, богатая хлебом. Как не любить ее, матушку Русь?» С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Есть одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба? Как же научиться уважать хлеб? Как часто мы неуважительно относимся к хлебу, позволяя себе бросать его на столах, на подоконниках, под ноги, считая, что ничего зазорного в этом нет. Как жестоко ошибаются те, кто так думает, как неуважительно они относятся к тем, кто его растит, к самим себе:
Хлеб под столом!
Брошенный прямо в пыль.
Кто же это совесть свою на слом
Выбросил, как утиль?
Проблема, затронутая И. Тобольским в тексте о бережном, чутком отношении к хлебу, она так близка мне! Сердце обливается кровью, когда видишь равнодушное отношение к хлебу. Не случайно герой этого текста, старый, больной человек, не смог спокойно наблюдать со стороны, как молодой чернявый парень, с хмельными глазками, бесцеремонно складывал в рюкзак волосатыми руками буханку за буханкой, а когда в рюкзаке стало тесно, парень затянул его шнурком и туго прижал коленом, вминая всей тяжестью своего тела мягкий, податливый хлеб. Эту картину, наверное, трудно было оставить незамеченной, особенно тому, кто выращивал этот хлеб, кто в голодные годы дорожил каждой хлебной крошкой, делясь последним кусочком с другим. Никто из нас, наверное, не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 125 грамм хлеба, а жители города - 125 грамм. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое бессонные очереди за хлебом, что такое хлебные карточки, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью кореньев, желудей, мякины, соломы… А сколько сил, здоровья отдают хлеборобы, чтобы у нас на столе всегда была свежая буханка хлеба Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей ста двадцати профессий. «При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят такое обращение с хлебом. Об этом пишет И. Тобольский так: «Забыв о возрасте и хворях, осторожно вцепился в его рубашку и молча – короткими нервными толчками – начал теснить его в угол».
Я считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу – главному богатству страны. Чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы знали они, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб.
Якубенко Н.Н.Хлеб… Когда произносишь это слово, перед глазами встают бескрайнее поле золотой пшеницы, натруженные руки комбайнёра, румяный каравай на столе деревенской горницы. Испокон веку хлеб не был простой едой. Народ относился к нему с благоговением, воспел в своих произведениях фольклора.
Об уважительном, бережном отношении к нашему основному продукту питания говорится в начале текста И.Тобольского. Но, к сожалению, в наше время имеет место прямо противоположное поведение некоторых людей. Именном о таком неуважительном, бездушном отношении к хлебу идёт речь далее в тексте.
Потеря духовных, нравственных основ жизни, нивелирование вечных ценностей – одна из главных проблем современного общества. Пренебрежительное отношение к хлебу – яркий показатель бездуховности, отсутствия нравственности. А потому проблема, поднятая автором текста, очень актуальна.
И.Тобольский не поучает, не даёт наставления, но ясно выражает своё отношение к поступку «чернявого» через диалог, ёмкие фразы. Автор не приемлет неуважительного отношения к святыне. Он задыхается от гнева, заставляет молодого человека поднять искорёженный хлеб и покинуть магазин. Понял ли только этот парень, что на самом деле совершил? Ведь в ответ звучат наглые слова. Автор даёт правильную характеристику молодому человеку – мерзавец.
Да, так поступать может только бессовестный, не имеющий ничего святого в душе человек. Я не могу не согласиться с И.Тобольским в оценке поступка молодого человека.
Хлеб всегда был и остаётся продуктом, вызывавшим особое, святое чувство. Бережное, уважительное отношение к нему должно быть нормой в нашем обществе во все времена. Мы должны передавать его из поколения в поколение. Недаром в народной песне поётся: «Хлеб – всему голова».
Я вспоминаю своё посещение музея, посвящённого блокаде Ленинграда, и те маленькие буханочки, которые спасали жизнь людям в те далёкие суровые дни войны. За хлеб, который нужен был умирающим от голода детям, погибали тысячи людей. Эти блокадные буханочки совсем не похожи на обычный хлеб, но они напоминают нам, ныне живущим, об истинной ценности, равной самой жизни. Невозможно без слёз на них смотреть. Думаю, надо бы сюда привести того парня, наскоро бесцеремонно и безжалостно засовывающего хлеб в рюкзак. Может быть, это заставило бы молодого человека по-другому относиться к народному достоянию, в которое вложен труд сотен людей, - бережно, уважительно, с благоговением.
konesh.ru
Тема урока. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Хлеб
Каждая эпоха дает свои понятия о ценностях. Для эпохи средневековья характерно материальное обогащение, для эпохи Возрождения - духовный рост, XX столетие –эпоха революции, Голодомора, Великой отечественной войны, восстановления и возрождения экономики. Но одно есть неизменное утверждение, что наибольшее богатство - хлеб. Когда хлеба мало - его не может заменить ни золото, ни другие ценности. Материальные блага ничего не стоят, когда голодные дети, женщины и старики. Обратимся к истории: в 1932-1933 годах украинский народ погибал от голода. Важно отметить, что голод начался не только на Украине. Голодало все советское крестьянство, вне зависимости от национальности. Недаром старые люди такие экономные, так как они пережили этот страх. В годы Великой Отечественной люди получали хлеб по карточкам. А в 1947 году, когда в городе отменили хлебные карточки, село умирало от голода. Умирающие от голода люди способны были на убийство ради куска хлеба.
2. Составление плана сочинения.
3. План
I. Свидетельства, которое не требует доказательств.II. Хлеб более дорогой за ценности.1. По историческим данным.2. Блокадный хлеб Ленинграда.3. Вопреки народной мудрости.III. Хлеб - гениальное творение человечества.
4. Пример сочинения.
Однажды в музее я видел кусочек блокадного хлеба, однодневную норму ленинградца. Я ужаснулся от того, что увидел, так как тот кусочек быстрее напоминал землю, смешанную с половой, чем хлеб. Припоминаю фильм, увиденный в детстве. Речь шла о дореволюционном селе: хозяйка разрезает хлеб, делит на всю семью, а крошки сметает в ладонь и ест. Сколько людей погибло, не имея кусочка хлеба. Ужас охватывает душу - отобрать хлеб у тех, кто его выращивает, и обречь на голодную смерть! Грядущие поколения должны помнить трагические страницы нашей истории.
Но было время, когда хлебом не дорожили ни в городе, ни в селе. Тогда он был дешевым. Им кормили скот, он лежал на свалках. Это ужасно, когда хлеб не уважают в городе, но еще страшнее, когда не уважают в селе. Меня удивляет, как земледелец может не ценить хлеб! Народная мудрость учит нас: «Хлеб - всему голова», «Есть хлеб - будет и песня». И действительно, без хлеба не бывает вкусной еды, а песню заводит лишь сытый человек
Хлеб - это гениальное произведение человека, у которого нет конкурентов. Хлеб - это святыня. Не напрасно хлебом и солью встречают желанных гостей, хлебом-солью благословляют матери своих детей. И это не потому, что хлеб и соль - основные продукты, а потому что это олицетворение родной земли, символ труда и надежды на будущее. Хлеб - это мера совести и человечности. Во все времена святыней считался, хлеб. Знаете ли вы, как пахнет хлеб? Давайте ощутим этот запах, он делает хлеб живым. Когда есть хлеб - есть благосостояние. Когда его не становится - приходит беда. Почет к земле, к хлебу передавались из поколения в поколение. Хлеб - это сама жизнь. Его ароматность дарит ожидание. И даже сухая корочка будит силу в человеке. Пусть никогда он не черствеет, потому что, как говорят, черствеет хлеб- черствеет душа.
5. Написание сочинения. IV. Итог урока. V. Домашнее задание.
infourok.ru