Название картин Васнецова и их описание. Картина васнецова кот с хлебом


Про кота. Народные прибаутки и сказки собрала О. Капица. Рисунки Ю. Васнецова.

Ленинград, Детиздат, 24-я литография ОГИЗа, 1938. 28 с. с ил.  Тираж 50000 экз. Цена 1 р. 20 коп. В цв. издательской литографированной обложке.

 

 

 

 

 

 

Юрий Васнецов в течение всей своей долгой творческой жизни вдохновлялся прежде всего образцами народной культуры, красочными картинами ярмарок, балаганов, народных гуляний, впервые увиденными в детстве: «Мне запомнились вятские игрушки, вербы, базары лошадей, дуги расписные, корзиночки, короба, расписные сани». Художник не сразу нашел свою тему и свою графическую манеру. Самые ранние работы — иллюстрации к стихотворению Д. Хармса «О том, как папа застрелил мне хорька» (1930) и к «Болоту» В. Бианки (1931)—свидетельствуют о напряженных поисках оригинальной оформительской стилистики, о попытках примирить особенности собственного мировосприятия с уроками Академии и Малевича. Примерно к середине 1930-х за Васнецовым прочно закрепляется амплуа сказочника. Его подход к этому жанру в высшей степени самобытен: в декоративных композициях обязательно присутствует элемент недосказанности; важную роль играет здесь орнаментика, заново сочиненная на основе исторических образцов; даже самые привычные бытовые вещи преображаются фантазией художника, поскольку «в сказке все должно быть по-другому». Мастер обращался и к русским народным сказкам («Репка», 1936), и к классике детской литературы («Конек-Горбунок» П. Ершова,1935; «Три медведя» Л. Толстого, 1935), и к произведениям К. Чуковского («Путаница», 1934; «Краденое солнце»,1936; «Пятьдесят поросят», 1936). Предельно простые и ясные по композиции, яркие и нарядные по колориту, полные озорной фантазии и наивной веры в реальность изображаемых событий, васнецовские иллюстрации созданы словно на одном дыхании, они вызвали к жизни немало поверхностных подражаний. Между тем органичное соединение фольклорных традиций и открытий современной эстетики требовало от графика величайшего такта и серьезных творческих усилий. Появлению каждого нового цикла предшествовала большая подготовительная работа. И творчество Васнецова, и его манера общения с коллегами часто вводили современников в заблуждение. «Мало кому известно, что вся жизнь художника была овеяна мятежным неспокойствием его души, он оставался скрытым для людей, видевших в нем милого весельчака и балагура». Мастер, никогда не порывавший с живописью, бывал беспощаден к себе, в десятках вариантов добиваясь нужного звучания цвета. Впрочем, трудности давали художнику дополнительный творческий импульс: «Я страшно люблю, когда у меня не выходит. Злость у меня такая, и могу работать без конца. Люблю такое рвение. У меня редко бывает, чтобы книжка получалась легко». Авторитет Лебедева был для его ученика непререкаем. «Эти разные и даже противоположные люди оказались связанными на всю жизнь. Холодный Лебедев полюбил Васнецова-художника. Их симбиоз для меня остается необъяснимым... Лебедев поработил мягкого Юру, сделал из него своего послушника. До старости Васнецов носил на одобрение своему учителю рисунки и книжки. Лебедев ревниво следил за всеми действиями своего подопечного и в последние годы жизни общался только с Васнецовым. Таким был союз двух несовместимостей».

Нашим библиофилам художник-график Юрий Васнецов известен прежде всего как иллюстратор книги Даниила Хармса о хорьке:

Васнецов, Юрий Алексеевич (1900—1973) — русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Лауреат Государственной премии СССР (1971). Родился 22 марта (4 апреля) 1900 года (по старому стилю) в семье священника в Вятке (ныне Кировская область). Его отец служил в кафедральном соборе г. Вятки. Дальний родственник художников А.М. Васнецова и В. М. Васнецова и фольклориста А.М. Васнецова. С юности, и на протяжении жизни, был дружен с родившимися в Вятке и жившими впоследствии в Петербурге художниками Евгением Чарушиным. В 1919 году окончил Единую школу второй ступени (бывшая Вятская первая мужская гимназия). В 1921 году переехал в Петроград. Поступил на живописный факультет Вхутеина, тогда — ПГСХУМ, где занимался пять лет, у педагогов А.Е. Карева, А.И. Савинова. Васнецов хотел быть живописцем, и стремился приобрести все навыки, необходимые для работы в живописи. Из опыта своих учителей Васнецов не перенял ничего, что повлияло бы на него, как живописца — за исключением влияния М.В. Матюшина, у которого он непосредственно не учился, но был знаком с ним через своих друзей - художников Н.И. Кострова, В.И. Курдова, О.П. Ваулину. Через них он получил представление о теории Матюшина, и познакомился с «органическим» направлением в русском искусстве, наиболее близким своему природному дарованию. В 1926 г. во ВХУТЕИНЕ курс, на котором учился художник, был выпущен, без защиты диплома. В 1926-27 гг. некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33. В 1926—1927 гг. вместе с художником В. И. Курдовым продолжил обучение живописи в ГИНХУКе у К.С. Малевича. Был принят в Отдел живописной культуры, руководимый Малевичем. Изучал пластику кубизма, свойства различных живописных фактур, создавал «материальные подборы» — «контррельефы». Художник говорил о времени своей работы в ГИНХУКе : «Всё время развитие глаза, форма, построение. Добиваться материальности нравилось, фактурности предметов, цвета. Видеть цвет!». Работа и обучение Васнецова у К.С. Малевича в ГИНХУКЕ длилась около двух лет; за это время художник изучил значение живописных фактур, роль контраста в построении формы, законы пластического пространства. Живописные работы, сделанные Васнецовым в этот период : контррельеф «Натюрморт с шахматной доской», 1926—1927; «Кубистическая композиция», 1926-28, «Композиция с трубой» 1926—1928; «Натюрморт. В мастерской Малевича» 1927—1928; «Композиция со скрипкой» 1929, и другие.

В 1928 году художественный редактор издательства «Детгиз», В.В. Лебедев привлёк Васнецова к работе над детской книгой. Первые книги, проиллюстрированные Васнецовым — «Карабаш»(1929) и «Болото» В.В. Бианки (1930). В оформлении Васнецова неоднократно, массовыми тиражами, издавались многие книги для детей — «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К.И. Чуковского, «Три медведя» Л.Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С.Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С.Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П.П. Ершова, книги для детей Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства. Летом 1931 года вместе со своим вятским родственником, художником Н.И. Костровым, совершил творческую поездку на Белое море, в посёлок Сороки. Создал цикл живописных и графических работ «Карелия». В 1932 году вступил в члены Ленинградского отделения Союза советских художников. В 1934 году женился на художнице Галине Михайловне Пинаевой, в 1937 и в 1939 году родились две его дочери, Елизавета и Наталья.

В 1932 году поступил в аспирантуру при живописном факультет Всероссийской Академии художеств, где занимался три года. В тридцатые годы живопись Васнецова достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер, не схожий с работой близких ему художников. Его живопись этого времени сравнивается с работами В.М. Ермолаевой и П.И. Соколова — по силе и качеству живописи, по органической стихии цвета: «Васнецов сохранил и приумножил достижения самобытной национальной живописной культуры». В 1932—1935 гг. Васнецовым были написаны холсты «Натюрморт со шляпой и с бутылкой», «Чудо-юдо рыба кит» и другие работы. В некоторых из этих работ — «Дама с мышкой», «Церковный староста», — возникает хорошо знакомый художнику образ купечески-мещанской России, сравнимый с образами купчих у А. Островского и Б. Кустодиева.

Некоторые исследователи ( Э.Д. Кузнецов, Е.Ф. Ковтун) относят эти работы вершинным достижениям в творчестве художника. В 1936 году разрабатывал для Большого Драматического театра в Ленинграде костюмы и декорации к спектаклю по пьесе М. Горького «Мещане». В 1938-40 гг. работал в экспериментальной литографской мастерской при ЛОСХ. Автор поздравительных открыток (1941—1945). Предвоенный и послевоенный стиль Васнецова в книжной графике создавался под давлением идеологических обстоятельств. Пережив упорный нажим соцреализма, Васнецов сменил его стилем, связанным с русским народным искусством, во всяком случае, так считалось, хотя в нём было много от рыночного образца. Некоторая стилизация оказалась приемлема. Понятная и не имеющая отношения к формализму, она не воспринималась условно… Народная, рыночная вышивка.

Всё это вместе с реальным пейзажем постепенно избавило его от клички формалиста. В 1941 г. входил в коллектив художников и поэтов « Боевой карандаш». В конце 1941 г. эвакуировался в Пермь (г. Молотов). В 1943 г. переехал из Перми в г. Загорск. Работал главным художником Научно-исследовательского института игрушки. Создал серию пейзажей Загорска. В конце 1945 года вернулся в Ленинград. В 1946 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1946 году летом создаёт ряд пейзажей Сосново, в 1947—1948 гг. — Мельничного Ручья, в 1949—1950 гг. Сиверской, в 1955 г.- Мерёва (под Лугой), в 1952 году пишет ряд крымских пейзажей, в 1953-54 гг. пишет эстонские пейзажи. С 1959 года ежегодно ездит на дачу в Рощино и пишет виды окрестностей. C 1961 года и до конца жизни жил в доме № 16 на Песочной набережной в Петербурге. В 1966 г. получил звание народного художника РСФСР. В 1971 году Васнецову была присуждена Государственная премия СССР за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок « Ладушки» и «Радуга-дуга». В том же году по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок». Живописные работы 1960-70- х гг. — преимущественно, пейзажи и натюрморты («Натюрморт с вербой», «Цветущий луг», «Рощино. Кинотеатр „Смена“). На протяжении всей жизни Васнецов работал в живописи, но из-за обвинений в формализме, не выставлял своих работ. Они были представлены на выставках только после его смерти. Умер 3 мая 1973 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

www.raruss.ru

Название картин Васнецова и их описание

Виктора Михайловича Васнецова поистине можно назвать народным художником. Основное направление его картин относится к былинно-историческому жанру. Художник является одним из самых знаменитых в мире. Нет ни одного образованного человека, который не знает название картин Васнецова.

Картина "Иван Царевич на сером волке"

Работа написана в 1889 году. Вдохновила автора одноименная сказка. На картине изображен волк, который уносит от погони Царевича и спасенную им Елену Прекрасную. Иван насторожено глядит по сторонам, а девушка, покоренная и напуганная происходящим, не поднимает взгляда.

Внимание привлекает человеческий взгляд волка. Он полон храбрости, воли и надежды на победу. В сказке волк играет роль положительного персонажа, который является верным другом Ивана Царевича. Он парит над болотами, унося влюбленную пару от опасности. Немного странным кажется цветущая яблоня и лилии, которые растут посреди болотистой местности. Таким образом, автор полотна отсылает нас познакомиться с сюжетом сказки. Ведь именно с золотых яблок начались приключения главных героев.

Полотно, как и многие другие работы художника, находится в Московской Государственной Третьяковской галерее. Здесь вы можете прикоснуться к прекрасному миру живописи, насладиться потрясающими работами, узнать название картин Васнецова. Экскурсоводы поведают вам историю каждого полотна.

"Богатыри"

Нет ни одного другого художника, который был бы так предан жанру мифологической живописи, в котором писал Васнецов картины. С названиями большинства из них связаны русские народные сказки и былины. Например, над полотном «Богатыри» автор работал около 30 лет. Первый карандашный набросок Васнецов сделал в 1871 году. Она была закончена в 1898 году. Вскоре ее купил для своей галереи П. М. Третьяков.

С полотна на нас смотрят три былинных богатыря: Добрыня Никитыч, Илья Муромец, Алеша Попович. Крупные фигуры воинов символизируют силу и мощь русского народа. Общему впечатлению способствует и внушительный размер самой картины (295х446 см).

Добрыня Никитич, по преданиям, был человеком образованным, с тонкими, аристократичными чертами лица. Ему приписывали также необычные способности, считалось, что броня на его плечах была заговоренной от вражеского меча.

Илья Муромец, расположенный посередине полотна, — это не только былинный персонаж, но и реальное историческое лицо. Его биография и подвиги — события, которые происходили на самом деле.

Алеша Попович - самый молодой и стройный среди богатырей. К его седлу привязаны гусли, что говорит о том, что он не только бравый воин, но и музыкант, и весельчак по своей натуре.

"Аленушка"

По возможности посетите Третьяковскую галерею с детьми. Собственная фантазия легко перенесет ребенка в сказку, пусть и написанную маслом. Расскажите им название картин Васнецова. Особенно детям нравится полотно, на котором изображена Аленушка.

На создание этой работы автора вдохновила сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». Сам Васнецов рассказывал, что образ очень молодой девушки давно поселился в его голове. Картина родилась после того, как он встретил похожую особу в Ахтырке. Простоволосая, скромно одетая девушка с тоской и одиночеством в глазах поразила живописца. Первоначальное название картины - «Дурочка Аленушка». В те времена это слово означало не недостаток умственных способностей, а круглое сиротство.

Во всем мире любят и знают картины Васнецова. Фото с названиями привозят из России иностранные туристы. Репродукциями часто украшают стены детских садов, поликлиник. «Царевная Несмеяна», «Гамаюн», «Царевна-лягушка», «Книжная лавочка», «Ковер-самолет» и многие другие — это не просто сказки, а название картин. Васнецова не заботила оригинальность имени полотна. Его больше волновало то, насколько сильно его работы могут перенести в волшебный мир.

fb.ru

Художник-иллюстратор Ю. А. Васнецов. | Блогер GulJa3 на сайте SPLETNIK.RU 3 января 2015

Ю́рий Алексе́евич Васнецо́в (1900—1973) — русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Лауреат Государственной премии СССР (1971).

Родился 22 марта (4 апреля) 1900 года (по старому стилю) в семье священника в Вятке (ныне Кировская область). Его отец служил в кафедральном соборе г. Вятки. Дальний родственник художников А. М. Васнецова и В. М. Васнецова и фольклориста А. М. Васнецова. С юности, и на протяжении жизни, был дружен с родившимися в Вятке и жившими впоследствии в Петербурге художниками Евгением Чарушиным.

В 1919 году окончил Единую школу второй ступени (бывшая Вятская первая мужская гимназия).

В 1921 году переехал в Петроград. Поступил на живописный факультет Вхутеина, тогда — ПГСХУМ, где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева, А. И. Савинова. Васнецов хотел быть живописцем, и стремился приобрести все навыки, необходимые для работы в живописи. Из опыта своих учителей Васнецов не перенял ничего, что повлияло бы на него, как живописца — за исключением влияния , М. В. Матюшина, у которого он непосредственно не учился, но был знаком с ним через своих друзей- художников Н. И. Кострова, В. И. Курдова, О. П. Ваулину. Через них он получил представление о теории Матюшина, и познакомился с «органическим» направлением в русском искусстве, наиболее близким своему природному дарованию.

В 1926 г. во ВХУТЕИНЕ курс, на котором учился художник, был выпущен, без защиты диплома. В 1926-27 гг. некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33.

В 1926—1927 гг. вместе с художником В. И. Курдовым продолжил обучение живописи в ГИНХУКе у К. С. Малевича. Был принят в Отдел живописной культуры, руководимый Малевичем. Изучал пластику кубизма, свойства различных живописных фактур, создавал «материальные подборы» — «контррельефы». Художник говорил о времени своей работы в ГИНХУКе : «Всё время развитие глаза, форма, построение. Добиваться материальности нравилось, фактурности предметов, цвета. Видеть цвет!». Работа и обучение Васнецова у К. С. Малевича в ГИНХУКЕ длилась около двух лет; за это время художник изучил значение живописных фактур, роль контраста в построении формы, законы пластического пространства.

Живописные работы, сделанные Васнецовым в этот период : контррельеф «Натюрморт с шахматной доской», 1926—1927; «Кубистическая композиция», 1926-28, «Композиция с трубой» 1926—1928; «Натюрморт. В мастерской Малевича» 1927—1928; «Композиция со скрипкой» 1929, и другие.

В 1928 году художественный редактор издательства «Детгиз», В. В. Лебедев привлёк Васнецова к работе над детской книгой. Первые книги, проиллюстрированные Васнецовым — «Карабаш»(1929) и «Болото» В. В. Бианки (1930)

В оформлении Васнецова неоднократно, массовыми тиражами, издавались многие книги для детей — «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С. Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С. Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П. П. Ершова, книги для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства.

Летом 1931 года вместе со своим вятским родственником, художником Н. И. Костровым, совершил творческую поездку на Белое море, в посёлок Сороки. Создал цикл живописных и графических работ «Карелия».

В 1932 году вступил в члены Ленинградского отделения Союза советских художников.

В 1934 году женился на художнице Галине Михайловне Пинаевой, в 1937 и в 1939 году родились две его дочери, Елизавета и Наталья.

В 1932 году поступил в аспирантуру при живописном факультет Всероссийской Академии художеств, где занимался три года. В тридцатые годы живопись Васнецова достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер, не схожий с работой близких ему художников. Его живопись этого времени сравнивается с работами В. М. Ермолаевой и П. И. Соколова — по силе и качеству живописи, по органической стихии цвета: «Васнецов сохранил и приумножил достижения самобытной национальной живописной культуры».

В 1932—1935 гг. Васнецовым были написаны холсты «Натюрморт со шляпой и с бутылкой», «Чудо-юдо рыба кит» и другие работы. В некоторых из этих работ — «Дама с мышкой», «Церковный староста», — возникает хорошо знакомый художнику образ купечески-мещанской России, сравнимый с образами купчих у А. Островского и Б. Кустодиева. Некоторые исследователи ( Э. Д. Кузнецов, Е. Ф. Ковтун) относят эти работы вершинным достижениям в творчестве художника

В 1936 году разрабатывал для Большого Драматического театра в Ленинграде костюмы и декорации к спектаклю по пьесе М. Горького «Мещане». В 1938-40 гг. работал в экспериментальной литографской мастерской при ЛОСХ. Автор поздравительных открыток (1941—1945).

Предвоенный и послевоенный стиль Васнецова в книжной графике создавался под давлением идеологических обстоятельств.

"Пережив упорный нажим соцреализма, Васнецов сменил его стилем, связанным с русским народным искусством, во всяком случае, так считалось, хотя в нём было много от рыночного образца. Некоторая стилизация оказалась приемлема. Понятная и не имеющая отношения к формализму, она не воспринималась условно.. Народная, рыночная вышивка. Всё это вместе с реальным пейзажем постепенно избавило его от клички формалиста.

В 1941 г. входил в коллектив художников и поэтов « Боевой карандаш». В конце 1941 г. эвакуировался в Пермь (г. Молотов.} В 1943 г. переехал из Перми в г. Загорск. Работал главным художником Научно-исследовательского института игрушки. Создал серию пейзажей Загорска. В конце 1945 года вернулся в Ленинград.

В 1946 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1946 году летом создаёт ряд пейзажей Сосново, в 1947—1948 гг. — Мельничного Ручья, в 1949—1950 гг. Сиверской, в 1955 г.- Мерёва (под Лугой), в 1952 году пишет ряд крымских пейзажей, в 1953-54 гг. пишет эстонские пейзажи. С 1959 года ежегодно ездит на дачу в Рощино и пишет виды окрестностей.

C 1961 года и до конца жизни жил в доме № 16 на Песочной набережной в Петербурге.

В 1966 г. получил звание народного художника РСФСР.

В 1971 году Васнецову была присуждена Государственная премия СССР за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок « Ладушки» и «Радуга-дуга». В том же году по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок».

Живописные работы 1960-70- х гг. — преимущественно, пейзажи и натюрморты («Натюрморт с вербой», «Цветущий луг», «Рощино. Кинотеатр „Смена“). На протяжении всей жизни Васнецов работал в живописи, но из-за обвинений в формализме, не выставлял своих работ. Они были представлены на выставках только после его смерти.

Умер 3 мая 1973 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

www.spletnik.ru

Сказка по картине Васнецова "Ковер-самолет"

Задание в учебнике по Русской словесности, 5 класс: Попробуйте сочинить сказку по картине В,М, Васнецова "Ковер-самолет". Используйте повествование.  Примените в тексте те способы связи предложений, о которых вы узнали.

 

Вступление

Художник Виктор Михайлович Васнецов написал много картин к русским сказкам. На его картине "Ковер-самолет" мы видим двух молодых людей, летящих на ковре-самолете. Под ними простирается русская равнина - широкая река, окруженная густым лесом. 

Сказка по картине Васнецова "Ковер-самолет"

Жил был Иван-царевич.  И захотелось ему жениться на Елене Прекрасной. Отправился он в соседнее царство-государство за своей невестой. Шел, шел, да устал и прилег отдохнуть. Достал Иван-царевич узелок с хлебом. Да только хотел поесть, как вдруг появилась серенькая мышка и просит его человеческим голосом: "Иван-царевич, дай мне твоего хлеба, а я тебе службу сослужу." Отломил Иван-царевич мышке добрый кусок хлеба, съела его мышка и спрашивает: "А куда ты путь держишь?". "Иду за невестой, Еленой Прекрасной", - отвечает добрый молодец. Говорит тогда ему мышка: "Возьми меня с собой, я тебе помогу!".

Посадил Иван-царевич мышку к себе в карман и отправился дальше.  Долго ли, коротко ли, пришел Иван царевич в царство Елены Прекрасной. Видит, что народ в городе печален, повсюду черные полотна развешены. Стал Иван-царевич расспрашивать простой люд, почему в их стране траур. Отвечали они, что злой хан захватил их государство и заточил Елену Прекрасную в высокую башню. А на башню ту не забраться: нет в ней ни дверей, ни лестниц, только одно маленькое окошко на самом верху.

Опечалился Иван-Царевич, не знает, что делать.  Тут мышка ему и говорит: "Не печалься, Иван-царевич, я тебе помогу. Ступай в крайнюю избушку, там ты найдешь седого старика, попросись к нему на службу. А когда он спросит, чем тебе заплатить за службу, то попроси у него ковер, что на стенке висит."

Иван-царевич так и сделал. Пошел он к седому старику, принял его старик и в первый день велел свиней пасти. Справился Иван с работой. Во второй день старик велел его конюшню почистить. Не посмотрел Иван-царевич на то, что он царский сын, закатал рукава и убрал навоз. На третий день старик приказал ему вскопать поле и засеять его пшеницей. Трудно было Ивану-царевичу, но все же справился он и с этим заданием.

Тут ему старик и сказывает: "Понравился ты мне, добрый молодец. Хочу наградить  тебя за твою работу. Проси, чего ты хочешь." Вспомнил Иван-царевич слова мышки и отвечает старику: "Дай мне, дедушка, за мою работу тот ковер, что у тебя на стене висит." 

Отдал старик Ивану-царевичу ковер. А тут и мышка со своим советом подоспела: "Садись, Иван-царевич, на ковер, - говорит, - он волшебный". Сел добрый молодец на ковер и вспомнил свою невесту Елену Прекрасную. Как только он о ней подумал, подхватил его ковер и понес прямо к высокой башне, где царевна томилась. 

Летит Иван-царевич, под ним - дома да поля. Вот уже и башня видна. Смотрит Иван-царевич, сидит у окна Елена Прекрасная, да свою косу заплетает. Подлетел царевич к окошку, схватил Елену Прекрасную и посадил с собой рядом. Обрадовалась девица, прижалась к царевичу. 

Полетели они над полями, над лесами, над городами и деревнями. Летят, а под ними туманы расстилаются. Летят, а над ними зори алеют, месяц и звезды светят. Летят, а рядом с ними птицы небесные кружатся.

Вскоре добрались молодые до места. Тут и свадьбу сыграли. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

См. Русская словесность, 5 класс, Альбеткова, ответы к учебнику

  • < Назад
  • Вперёд >

domivse.ru

Виктор Васнецов: интересные факты

23 июля 1926 года в Москве скончался выдающийся художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи Виктор Васнецов. Diletant. media вспоминает интересные факты о живописце и публикует некоторые самые известные его работы.

Образы святых занимают особое место в творчестве художника. При этом, лучше всего у него выходили именно русские святые.

Виктора Васнецова еще при жизни современники начали называть настоящим богатырем русской живописи. Это связано не столько так званой богатырской тематикой многих его работ, сколько с осознанием ими значительности личности живописца и его восприятием как родоначальника национального направления искусства.

Художник был глубоко верующим человеком, поэтому увлечённо занимался коллекционированием икон. Более того, он с удовольствием брался за все по росписи православных храмов. Самыми известными в этом плане работами Виктора Михайловича стал Киевский собор Святого Владимира, а также храм Христова Воскресенья в Петербурге.

Многих современников Васнецова удивляла его способность производить одновременно работы, которые на первый взгляд являются не совместимыми. К примеру, во время росписи Владимирского собора, он умудрился заниматься «Богатырями», а также работал над полотном «Иван Царевич на сером волке», книжными иллюстрациями и театральными эскизами.

Именно Виктору Михайловичу принадлежит авторство марки добровольного собора жертвам войны, которая была выпущена Московским городским общественным управлением в 1914 году.

Васнецов много сделал и для истории дизайна и архитектуры, в которых он старался отдать должное русскому духу и старине.

Первый набросок известнейшей его картины «Богатыри», законченной в 1898 году, был сделан карандашом еще в 1871 году.

В 1902 году художник был награждён французским орденом Почётного легиона.

Интересное о лучших картинах художника

«Ковер-самолет». Заказ поступил от известного мецената Саввы Мамонтова. Картина предназначалась для украшения кабинета в правлении Донецкой железной дороги. На новой картине появилось сказочное и быстрое средство для передвижения. На правление она не произвела ожидаемого впечатления, так что, в конце концов, промышленник купил ее для себя, вместе с «Тремя царевнами подземного царства». «Ковер» вызвал кучу споров в журналистской и зрительской среде после представления его на VIII выставке передвижников.

«Богатыри». Этих трех былинных русских защитников знают и узнают на картине даже дети. Известно, что для натурщиков, которые позировали для картины, специально из запасников Русского музея напрокат была взята одежда. Почти двадцать лет работы, и полотно вышло столь убедительным и выразительным, к тому же точным отражением слов, положенных художником в основу сюжетной линии: «Вышли богатыри посмотреть, не обижают ли кого где».

«Аленушка». Эту картину простой иллюстрацией назвать нельзя. Воссоздавая известный всем сюжет, Васнецов стремился сделать эту сказочную героиню живой, близкой и понятной. Правда, задумывалась она как «Дурочка Аленушка», писалось с юродивой крестьянской девушки и не имело отношения к сказке. Получилось самое любимое произведение автора.

«Иван Царевич на Сером волке». Впервые Иван, обнимающий царевну, появился в эскизе «Ковра-самолета» в 1926 году. А потом по желанию Васнецова эта пара оказалась пересаженной на волка.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Картины Васнецова на сказочные сюжеты. Как познакомить детей с творчеством художника

 

Как прививать интерес ребенка к искусству? Люди рассматривают картины, слушают музыку, читают художественную литературу и поэзию, восхищаются архитектурой, танцами, театром, кино… Можно слушать музыку и не понимать, можно смотреть картины и ничего не чувствовать… Восприятие искусства начинается с раннего детства.

Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.

С раннего дошкольного возраста дети должны знакомиться с одним из видов изобразительного искусства — живописью. Живопись воспринимается легко, если в семье понимают, любят и чувствуют произведения искусства. Родители, заинтересованные в эстетическом развитии детей, могут организовывать маленькие радостные встречи с искусством.

Встречи с жанром сказок и былин

Сказки сопровождают детей чуть ли не с колыбели, и представить образы многих сказочных героев  им помогут картины Виктора Михайловича Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов – художник-сказочник, создавший картины-сказки, картины-былины: «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке»…

Художник называл себя «сказочником», былинником, гусляром». Слово «былина» происходит от слова «быль», сказка – от слова «сказывать», гусляр от слова «гусли» (старинный музыкальный инструмент). Родина художника — Вятский край, село Лопьял. Сама природа, таинственная и суровая внушала  ему образы героев древних былин, поверий, сказаний.

Картина «Аленушка»

Сюжет картины «Аленушка»взят из русской народной песни: «Уж как осина – то горькая – это я бедна – горькая». Босоногая крестьянская девочка прибежала к лесному омуту, чтобы утопить в нем свои обиды и печали. Сидит Аленушка на камушке неподвижно, опустив голову на колени. Злая доля иссушила ей душу. Поникшая хрупкая фигурка словно окаменела, застыла от безысходного горя. Прекрасные глаза погасли от тоски и одиночества.

Одна природа слышит и понимает Аленушку. Хмурое небо затянулось серыми облаками, грустные осины роняют от горькой обиды слезы-листья. Легкий ветерок нежно поглаживает волосы. Густой лес встает стеной, защищая бедняжку от страшной судьбы. Все элементы пейзажа имеют символическое значение: темный омут символизирует девичью тоску-кручину, а режущая осока вокруг камня предвещает неминуемое несчастье.

В картине «Аленушка» показана эмоциональная связь человека и природы, их взаимопонимание.

Это интересно:

Героиня картины многим напоминает персонажа русской сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Однако  в этой сказке сюжет был совсем другим: к пруду бежал несчастный козленок Иванушка, чтобы пожаловаться на свою судьбу своей сестрице:

«Аленушка, сестрица моя.Огни горят горючие,Котлы кипят кипучие,Ножи точат булатные,Хотят меня зарезати».

А она ему отвечала:«Ах, братец мой Иванушка.Тяжел камень ко дну тянет,Шелкова  трава ноги спутала,Люта змея сердце высосала».

Рекомендации для родителей

Прочитайте сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обсудите ее сюжет. Найдите сюжетные отличия в сказке и картине.

Прослушайте вместе с ребенком народную песню, которая поможет понять настроение картины.

«То ли ветер ветку клонит,Не дубравушка шумит.То мое, мое сердечко стонет,Как осенний лист дрожит».

Спросите ребенка о том, нравится ли ему эта картина, какие чувства она вызывает, что он думает об Аленушке.

  • Почему она убежала в лес?
  • Кто ей сочувствует? (зрители, природа)
  • Как относится к ней художник?
  • По сказке злая ведьма столкнула Аленушку в воду, а кто на картине Васнецова желает ей добра? (осинка, ласточки).

После обсуждения картины и сказки не забудьте сделать совместный вывод о том, что же должно связывать человека и природу.

Картина «Три царевны подземного царства»

Картина создана по мотивам русской народной сказки о том, как крестьянский сын Иван нашел под землей три царства – золотое, драгоценных камней и железное. Картина была написана по заказу купца С. И. Мамонтова для украшения конторы северодонецкой железной дороги.

Сюжет сказки в картине другой: железное царство заменено на каменноугольное. Две царевны предстают на фоне пламенеющего заката. Первая охраняет самый дорогой металл – золото. Гордая и надменная царевна облачена в золототканую одежду. Ее головной убор отлит из чистого золота.  Она держит в руках платочек, украшенный золотыми нитями.

Вторая смотрит свысока на свою младшую сестру. Ее одежда осыпана голубыми сапфирами, красными рубинами, фиолетовыми аметистами, ослепительными бриллиантами.  На голове мерцают изумруды.

Младшая царевна  скромно стоит в тени, у самого спуска в подземелья. Черное платье и волосы украшены жемчугами и алмазами, а на голове сияет маленький огонек. Царевна охраняет самое нужное сокровище – каменный уголь.

Рекомендации для родителей

  • Прочитайте сказку «Три царевны подземного царства».
  • Теперь попробуйте разгадать загадку: какие подземные сокровища охраняют три царевны?
  • Как изменил сюжет сказки художник Васнецов?
  • Что охраняет самая младшая царевна?
  • Что изображено на переднем плане картины? (Черные глыбы угля)
  • Как относится художник к  младшей царевне?
  • Что же важнее в жизни: золото, драгоценные камни или уголь? (из золота и драгоценных камней делают украшения, а уголь дает людям тепло и свет)

Картина «Иван-Царевич и Серый волк»

В картине изображен эпизод из сказки А. А. Афанасьева: «Иван Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил еевсем сердцем…» От этого чувствав холодном лесу распустилась ветка яблони бело-розовыми цветами. Цветущая яблоня символизирует весну, как пробуждение природы ото сна и любовь, как рождение самого прекрасного чувства человека. В сказочном лесу Елене Прекрасной холодно. Она склонила голову к своему спасителю, который крепко обнимает ее. Он готов сражаться за свою любовь.

Царевич похитил заморскую царевну из дальних стран, у царя Далмата, поэтому на ней восточный наряд: тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, парчовый халат, золотые башмачки с изогнутыми носами. Красавица как будто заколдованная, словно в полусне. Молодые спасаются от погони. Огромный волк мчится сквозь сумрачный лес. Удивляют отдельные детали картины,  указывающие на стремительность действия: прижатые волчьи уши, распустившийся хвост, высунутый язык, развевающиеся царевны, летящий тяжелый меч в ножнах Ивана-царевича…

Рекомендации для родителей

  • Прочитайте и обсудите сказку А. А. Афанасьева «Иван Царевич и Серый Волк».
  • Спросите у ребенка о том, что изображено на этой картине?
  • Почему эта картина кажется живой? (мчится со скоростью громадный волк…)
  • Кто сидит на Сером Волке?
  • Почему Иван-царевич обнимает царевну? Как ее зовут?
  • Есть ли на картине подсказки о том, что Елена Прекрасная была заморской царевной?
  • Какое чудо произошло в сумрачном лесу? (распустилась яблоня).
  • Почему распустилась яблоня?
  • Что такое любовь? Почему это чувство сравнивается с распустившими нежными цветами яблони? (для любви нет ничего невозможного…)
  • Кто на этой картине может помешать и помочь героям?
  • Понравилась ли эта картина?  Чему она учит?

Картина «Богатыри»

На картине изображена богатырская застава. Стоят на страже земли Русской три главных героя Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. За ними бесконечные леса и поля. По небу плывут облака, которым не страшны злобные тучи. Облака как бы расступаются перед богатырской силой.

В центре самый старший из богатырей – Илья Муромец. Был он крестьянским сыном и всю жизнь отдал служению народа. Об Илье Муромце и его подвигах рассказывают многие былины:

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
  • «Илья Муромец и Калин-царь»,
  • «Илья Муромец и Идолище Поганое»,
  • «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»…

Наделен был герой невиданной физической силой и владел оружием для «ближнего боя» — тяжелой палицей и круглым щитом. Под ним могучий вороной конь, цвет которого совпадает с «землей-матушкой», из которой богатырь черпал свою богатырскую силу. Кажется, что земля треснула под тяжестью коня и его всадника.

Слева правая рука Ильи – Добрыня Никитич, отличающийся мудростью и предусмотрительностью. Его светлый и быстрый конь Белеюшка уже почуял врага, и Добрыня достаёт из ножен свой волшебный меч.

О подвигах Добрыни рассказывается в нескольких былинах: «Добрыня и змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович»…  Добрыня – воин, защитник Русской земли, обладающий тонким умом и умением обходиться с людьми. Он прекрасно играет в шахматы, хороший гусляр, лучше всех стреляет из лука.

Третий богатырь – «млад-удал» Алеша Попович. О его борьбе с врагами Руси рассказывает былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Он смел, хитер, решителен, коварен, но и хвастлив, иногда неблагоразумен. Алеша любит землю беззаветно и готов в бою за нее сложить свою голову. Его оружие предназначено для «дальнего боя» — лук и стрелы, поэтому его рыжий конь пока спокойно щиплет траву. За плечами героя не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды».

Перед сильными богатырскими конями растут маленькие беззащитные елочки.  Художник Васнецов говорит нам о том, что елочки вырастут могучими и сильными, если человек будет их защищать. Вся наша обильная земля может нас напоить из своих родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в тени прохладных лесов, но она не может сделать одно – защитить себя.

В картине «Богатыри» спрятана загадка художника. В облике Добрыни Никитича, самого благородного витязя, Васнецов передал свои портретные черты. Художник мысленно примерил  богатырские доспехи, и принял богатырский облик.

Рекомендации для родителей

Прочитайте  былину ««Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы сыну (дочери) было понятно, что такое былина.

Объясните различия былины от сказки.

Задайте ребенку следующие вопросы:

  • Почему Илья Муромец стал любимым богатырем русского народа.
  • Кого защищали русские богатыри? (слабых стариков, детей, женщин, родную землю…)
  • Какими были наши защитники?
  • Как звали самого старшего богатыря?
  • Известно, что по указаниям мудрецов-странников Илья увидел в жеребенке своего будущего коня. Какие внешние приметы помогли богатырю выбрать коня под стать себе? (Белое пятнышко на носу и задней ноге коня).
  • Кто из богатырей был княжеского происхождения? Что его отличает от других защитников? На кого похож Добрыня Никитич?
  • Кто из богатырей самый младший? Какие элементы картины говорят о том, что Алеша Попович был мастером воевать и сказки рассказывать? (колчан со стрелами и гусли-самогуды).
  • Какой богатырь понравился больше и почему?

Закончить разговор лучше всего маленькой былинной историей об источнике богатырской силы. «Когда-то странники подсказали Илье Муромцу, «сиднем сидевшему тридцать лет и три года», как обрести могучую силу. Они поднесли ему ковш с родниковой водой, сказав такие слова: «Выпей остаточек. В остаточке этом – вода всех полноводных рек и озер, роса со всех хлеборобных полей, всех зеленых лугов Руси. Выпей – и почувствуешь силу богатырскую».

Где наши предки черпали богатырскую силу? Источником богатырской силы была и остается родная земля.

Картины В. М. Васнецова вошли в золотой фонд Третьяковской галереи. Их можно рассматривать и читать. Все, кто неоднократно посещал галерею и видел картины Васнецова воочию, всегда находил в них то, чего не замечал раньше. Желаю всем интересных прогулок в мир прекрасного.

mymelnica.ru


Смотрите также