Сочинение по картине «Жатва» А.А. Пластова. Картина уборка хлеба


Описание картины "Жатва" Пластова: материалы для сочинения, анализ |LITERATURUS: Мир русской литературы

В этой статье представлено описание картины "Жатва" Пластова: материалы для сочинения, анализ произведения.

Описание картины "Жатва" Пластова для сочинения: анализ произведения

Картина "Жатва" была написана в 1945-1946 гг. Картина входит в цикл картин "Люди колхозной деревни" (в цикл также входят картины "Сенокос", "Ужин трактористов" и др. 

За картину "Сенокос" и "Жатва" Пластову была присуждена Сталинская премия. 

На картине "Жатва" изображена простая, крестьянская семья, обедающая в поле во время жатвы. Герои сидят на траве в небольшом кругу. Старик с двумя девочками черпают ложками похлебку. Мальчик, приподнявшись на колени, пьет из кувшина, вероятно, молоко. По левую руку от крестьянина маленькая дворняжка сидит смирно и наблюдает за трапезой. 

Возле девочки с косичками лежат свежие огурцы и синяя кружка. В левой части картины изображен стог сена, на нем - сельскохозяйственные инструменты. Вдали в поле виднеются стога сена и другие работники.

А.А. Пластов о своей картине "Жатва": "...мотив очень соответствовал моему взгляду на некоторые вещи. Передо мной возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает

поставленную историей любую задачу. Очень приятной вдобавок была и сама скромность сюжета. Минимум всего: красок, жестов, действия и т. д., к тому же все это было мне бесконеч но известно".

Описание картины "Жатва" из книги В. Сысоева "Аркадий Пластов": "....повсюду властвует суровая необходимость, напоминают о себе жестокие последствия недавней войны. ...та же мысль звучит в поэтической концепции другого полотна "Жатва" (1945).

Но здесь она получает развитие в еще одном чрезвычайно важном для автора направлении, сопряженном не только с настоящим и будущим великой русской народности, но и бесценным историческим опытом предшествующих поколений. Пластов воздает должное тем, кому волею грозных обстоятельств суждено было заменить на сельской работе лучших работников, стать опорой обездоленным семьям в лихую годину вражеского нашествия.

В основу композиционного замысла легла сценка, увиденная холодноватым августовским днем на заскирдованном ржаном поле. Вечером того же дня художник сделал небольшой эскиз, затем дополненный серией рисунков, подкрашенных акварелью, дней через пять он закомпоновал большой холст, и началась интенсивная работа по насыщению изобразительного каркаса живой, красочной плотью.

В границах живописной поверхности, словно на волшебном экране, возникла эмоционально окрашенная, сама за себя говорящая художественная реальность, более чем на три четверти за полненная золотистым, волнующимся подобно водной зыби жнивьем, широким массивом, протянувшимся к дале кому горизонту, обрывающимся в том месте, где земля встречается с небом.

Слева и справа на разном расстоянии от зрителя подобно естественным па мятникам крестьянскому труду высятся стога сжатой ржи, не только замыкающие и уравновешивающие боковые, диагонально противопоставленные зоны изобразительного пространства, но и создающие необходимое об рамление для главного изображения.

В центре, на пересечении основных силовых линий композиции, вплотную к нижнему краю полотна, крупным планом изображена компактная группа, состоящая из седовласого пожилого крестьянина и трех подростков, почти детей, объединенная мотивом совместной трапезы. Своей кругообразной, пирамидальной формой группировка перекликается с коническими объемами заскирдованной ржи, подразумевает мысленное завершение в виде гигантской сферы небесного купола.

Еще при первой встрече с героями будущей картины Пластова привлекло непосредственное веяние простого искреннего общения людей, связь их душевного состояния с привычной внутренней атмосферой текущих сельских дел и забот. Но при всей внешней обыкновенности подсмотренной сцены в ее будничном психическом укладе ощущалась глубокая серьез ность, внесенная ходом исторических событий, реальным положением вещей в разоренной войной деревне.

В картине с помощью художественных приемов это ощущение простоты, душевного согласия, живой слитности с окружающим миром доведено до полной ясности и впечатляющей интенсивности, приподнято до торжественного, в готовности к простому, искреннему поступку ради общей заботы и цели.

В минуты духовного подъема, совместной деятельности его твердо стоящие на земле, яркие, самобытные индивидуальности из числа потомственных земледельцев как бы забывают о себе, целиком отдаются общему интересу, великой силе человеческого сплочения. <...>

Вспомним, каким глубоким эмоциональным проникновением в подлинный смысл народной драмы обернулся мотив крестьянской трапезы в картине Жатва ( 1945). ...он сплоченной группой изобразил тех, кого война заставила встать в поредевший строй сельских тружеников, кому еще не приспело и кому уже поздно приниматься за землю. Непосредственный контакт, возникающий между участниками сцены, здесь связан с неуловимой силой, называемой духом народа. <...>

Художник не писал людей, которые у него лично не вызывали глубокой симпатии. Отношение к детям у него было особенно трогательным, но без тени слащавой умильности или снисходительности. В них он видел достойную уважения свежую социальную силу, идущую на смену старшим, способную своей деятельностью осуществить всенародную задачу грядущей эпохи.

С искренним сочувствием раскрыта трудная судьба детей военных лет в картине "Жатва"..."

(из книги В. Сысоева "Аркадий Пластов", изд-во "Белый город", 2001 г.)

Описание картины "Жатва" из книги "Всеобщая история искусств":

"В картине «Жатва» (1945; ГТГ) Пластов передает скудость и тяжесть жизни деревни военных лет, когда мужчины ушли на фронт и тяжелый труд лег на плечи женщин, стариков и детей. 

С простотой и любовью рисует художник образы детишек и старика, расположившихся за скромной трапезой. 

Нелегка их жизнь, нелегок труд с помощью древних серпов и грабель. Но чувствуется в этой незамысловатой сценке, в этих людях и какая-то особая внутренняя значительность. Она коренится в человечности чувств, которые сумел выразить художник всем строем картины, в сердечности повествования." 

(О. И. Сопоцинский, из книги "Всеобщая история искусств", том 6 книга 2, глава "Советское искусство")

Описание картины "Жатва" из книги "100 великих художников": "Буйная поросль трав, ликующий солнечный день, вольные движения косарей, сверкание ярких, насыщенных красок – все в этом произведении радуется наступившему миру. Одновременно с картиной «Сенокос» (1945) Пластов пишет другое полотно – «Жатва», где художник передает скудость и тяжесть жизни деревни военных лет. С простотой и любовью рисует художник детишек и старика, расположившихся за скромной трапезой. Нелегка их жизнь, нелегок крестьянский труд."

(Д. Самин, "100 великих художников", 2006 г., )

Описание картины из книги "История русского и советского искусства":

"К... типу произведений, обобщающих историческое представление о стойкости и героизме народа в его борьбе против фашистских агрессоров, относится ряд картин Пластова, написанных в 1943-1945 гг. Среди них выделяется полотно "Жатва" (1945).3десь, не отступая от привычной и единственной для художника крестьянской темы, пластов раскрывает истинную историческую сущность народного героизма, проявляющегося в каждодневном, будничном и привычном труде, в постоянной готовности на еще большие усилия во имя победы."

(Алленов М.М. и др. "История русского и советского искусства", 1989 г.)

Это было описание картины "Жатва" Пластова: материалы для сочинения, анализ произведения.

www.literaturus.ru

"Подготовка к сочинению по картине "Жатва"

Урок - конспект по теме:

«Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова « Жатва»

Выполнила

Учитель русского языка и литературы

МБОУ « Средняя школа № 1 города

Евпатории Республики Крым»

Чумакова З.В.

Тема урока « Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова « Жатва»

6-А класс.

Цели урока:

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- познакомить с творчеством художникаА.А.Пластова;

-формировать умение анализировать произведение живописи;

-аргументировать свой ответ, обобщать материал и делать выводы;

- развивать орфографическую зоркость, познавательные способности ( память, внимание, воображение)

Обучающие:

- обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся, особенно обращать внимание на использование изобразительно-выразительных средств языка – троп;

- развивать навыки повествования, рассуждения и описания;

- умение собирать материал, компоновать его, составить текст, написать сочинение по картине.

Воспитывающие:

-на примере творчества А.А.Пластова раскрыть перед учащимися великое значение живописи в жизни человека;

- раскрыть взаимосвязь человека и природы в жизни, в произведениях живописи и литературы

- воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус, любовь к жизни, гордость за историю своего народа.

Оборудование:

репродукции картин А.А.Пластова, портрет художника, раздаточный материал, листы со справочным материалом к уроку, таблицы « Типы речи», учебник.

Задачи урока:

научить определять замысел художника ( выявлять авторскую позицию), тему и идею картины; познакомить со средствами выразительности в живописи и литературе; учить писать сочинение по картине.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Формирование темы, задачи и цели урока.

  3. Подготовка учащихся к активному восприятию картины.

  4. Беседа о художнике А.А.Пластове

  5. Рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва»

  6. Словарная работа

  7. Анализ картины.

  8. Лексическая работа.

  9. Работа с карточками

  10. Написание плана сочинения.

  11. Подведение итогов ( рефлексия)

  12. Написание учащимися сочинения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Рапорт дежурного

Вспомним основное правило вашего поведения на уроке:

На уроке мы сидим,

Не кричим и не шумим,

Руку тихо поднимаем,

ели надо – отвечаем!

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Сегодня у нас урок развития речи. Открыли тетради Запишем число, классная работа и тему урока : Сочинение по картине А.А.Пластова « Жатва».

Я думаю, что сегодняшняя тема не является для вас неожиданностью. Совсем недавно мы уже писали сочинение, но по опорным словам.

- Какую картину мы с вами описывали? ( картину Айвазовского « Девятый вал»

- Как называют художников, описывающих морские виды ( пейзажи) ? ( маринисты)

- Легко ли было описывать картину Айвазовского « Девятый вал?. Я считаю, что трудностей было мало, т.к. вы пользовались опорными словами и карточками, которые помогали вам составить предложения.

III Объявление темы и целей урока

Сегодня у вас задача сложнее. Вы будете описывать картину без опорных слов, т.е ,используя опыт прошлого урока, вы будете сами подбирать слова.

Давайте вспомним, каким типом речи вы будете пользоваться в своем сочинении

Придвиньте к себе карточку – информатор « Типы речи»

Название типов речи

На какой вопрос дается ответ в высказывании

О чем говорится в высказывании

Сколько можно сделать фотографий

Описание

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Об одновременных действиях, признаках

Один снимок

Повествование

Что?

Где?

Кто?

Когда

Как?

О последовательных событиях и действиях

Несколько снимков

Рассуждение

Почему это так?

О причинах признаков, событий, действий

Ни одного снимка

  1. Какие типы речи вы знаете? ( описание , повествование, рассуждение)

  2. Рассказывая о картине, каким типом речи мы воспользуемся?( Описание)

  3. При описании картины какую часть речи мы используем ( Прилагательные, наречия)

  4. Как мы еще называем красочные красивые определения ( эпитет)

IV Работа над темой урока

1.Знакомство с творчеством художника Аркадия Александровича Пластова.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством еще одного известного русского художника Аркадия Александровича Пластова. Откройте учебник на стр.89,внизу страницы в рубрике «Это интересно» прочитайте краткую статью об этом художнике. Читает Никита.

Слайд № 1

А сейчас посмотрите на экран. Перед вами портрет художника. Обратите внимание на его глаза. Говорят: « Глаза - это зеркало души человека. Глаза у него добрые и внимательные.

Вы прочитали фразу в статье: « Любовь к детям». Только истинно добрый человек может любить детей. Большую часть своей жизни художник прожил в деревне, наблюдая за нелегкой жизнью сельских жителей. Его картину раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне. ( « Первый снег», Ужин трактористов», «В деревне», « Фашист пролетел» и много других. Аркадий Александрович оставил нам в наследство большое количество картин. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудреными ее событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. Горестную картину рисует нам художник на холсте « Фашист пролетел». На фоне красивой природы лежат убитый мальчик и стадо животных, которое он пас. Страшная картина – смерть ребенка. .Картина « Жатва», над которой мы будем сегодня работать создана Пластовым в 1945 году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непреходящая боль и горечь от того, что многие погибли и не вернутся. Все это можно прочувствовать, разглядывая полотно. И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она все равно передана автором через колорит картины. Попробуем ощутить его через описание картины. На переднем плане пожилой мужчина с маленькими детьми. Сразу возникает вопрос, почему на такой тяжелой работе трудятся старик, которому уже давно надо отдыхать, и дети, которым труд этот непосилен. Да потому что все взрослые крепкие мужчины находятся на фронте, защищают Родину. Вот и пашут, сеют, косят те, кто остался: старики и малолетние дети. Художник, словно волшебник, показал нам маленький эпизод из той, далекой от нас жизни. А мы сможем ощутить и чувство горечи, и чувство гордости за свою великую страну.

Хочу еще обратить ваше внимание на колорит картин Пластова. Они радуют своими звонкими сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. От полотен веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

2. Словарная работа

Вы у меня дети городские и многие предметы, нарисованные на картине, вам непонятны. Поэтому мы сейчас выясним с вами значение некоторых слов.

Записываем : словарь.

- Название картины « Жатва». Как вы думаете, что это значит?

Жатва – время уборки хлебов ( существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки хлебные растения)

- в какое время года проходит жатва? ( в конце лета, начале осени)

- Стог куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.

- Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака.

- Стерня ( стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле ( они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

3. « Погружение в картину»

( в ходе анализа картины учащиеся записывают в тетради ответы)

Учитель. Ознакомившись, с жизнью и творчеством великого живописца Аркадия Пластова, давайте окунемся в мир его картины « Жатва». Репродукция этой картины находится у вас в учебниках: стр.89, упражнение 488.

4. Беседа по картине.

  1. Что прежде всего привлекло ваше внимание?

  1. Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник на переднем плане? ( на переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик- колхозник и трое ребятишек. Они обедают, отдыхают после тяжелой работы)

  1. Опишите старика, какой он? ( Мужчина очень старый, бородатый. Его борода почти полностью белая, густые волосы на голове, разметанные ветром, тоже перевиты сединой.)

  1. Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха.. На ногах старые разбитые ботинки.

  1. Напротив него трое детей. Давайте сначала поговорим о девочке, потому что она ближе к нам. Расскажите о девочке, во что она одета, что делает? (Голова девочки покрыта ( повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка

  1. Что вы можете сказать о мальчиках? Наверное, это ее братья. ( около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается:

Война ведь, имало ли где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные.

  1. Что вы скажете о втором пареньке? ( Мальчик жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Он в белой рубашке навыпуск, темных штанах. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему ).

  2. Какая еда у семьи? ( на тряпке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка. Немудреная крестьянская еда).

  1. Что вы можете сказать еще об одном существе, изображенном на картине,- о собаке?

( собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда же ей перепадет кусочек)

10.Что находится слева от обедающих? ( Слева от обедающих – большая свежесме-

танная скирда , на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь.)

11. Что изображено на заднем плане. ( На заднем плане простирается бескрайнее поле

и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое предгрозовое небо.

Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай).

!2. Какие цвета ( теплые или холодные) использовал художник на картине? ( Теплые – красное платье, красно-коричневый кувшин, оранжевый- рыжие волосы, много желтого цвета,

Они делают картину яркой, светлой; холодные – зеленые огурцы, синяя рубаха, коричневое пальто – создают ощущение горечи

  1. Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассматривании картины. Что вы ощутили?

5. А вот что почувствовала поэтесса Татьяна Эйхман, когда увидела полотно Пластова « Жатва..

Я прочту вам отрывок. Он касается в основном старика.

Татьяна Эйхман « Жатва»

И стариковская рука

Погладила вихры мальца.

Глаза прикрыл, издалека

Увидеть бы его отца,

Сказать ему: « Терплю пока,

А ты воюй, мой сын, дерись!

С внучонком терпим. Нелегка

И непроста в деревне жизнь…

О, Боже, мне еще бы год!»

Ковригу хлеба резать стал-

« А там внучонок подрастет!»

« Я, деда, и сейчас не мал,

Могу серпом и молотком,

Вперед тебя косить бегу! »

Из крынки тягостным глотком

Старик отпил, но молоку

Не рад, и протянул сосуд

Мальчонке, ведь ему расти.

« О, Боже, Отодвинь мой суд!

И душу грешную прости»

« Ну, что перекусили, друг,

Пора вставать, работа ждет…»

За кругом- круг, за кругом – круг,

За годом- год, за годом – год…

« О, Боже!» Дед, а рядом боль…

Бушует на фронтах война…

Дед знал,что победит страна.

  1. Составление плана

Учитель.

Любое сочинение – это стройный текст, который подчиняется правилам. Чтобы ваш рассказ о картине был логичным, интересным, нужно составить план.

Давайте вспомним композицию сочинения

Работа с учебником

А поможет нам в этом Таблица в учебнике « Советы помощника»

- Как еще называют начало сочинения? ( Вступление)

- О чем можно писать о вступлении? ( О теме картины, впечатлении от нее, о художнике, ее создавшем.)

- За вступлением следует основная часть ( Что вы будете писать в основной части? Описывается картина и то, что на ней изображено).

- Ну, а в заключительной части мы напишем о своем впечатлении о картине.

План

I Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов

II Картина « Жатва»

. 1. передний план. Люди, изображенные на картине

А). старик

Б). дети.

2. Задний фон картины

А) Скирды

Б) орудия труда

III. Впечатление от картины.

Не забывайте о главном правиле оформления своей работы: каждый пункт сочинения начинаем с красной строки.

7.Лексическая работа

Когда мы пишем сочинение, иногда не хватает точных слов, случаются повторы. Чтобы избежать этих недостатков, я предлагаю подобрать синонимы к некоторым словам.

Запишите в тетради: Лексическая работа»

А. Пластов – художник, живописец, мастер, автор.

Картина – полотно, холст, произведение, репродукция

Жатва – уборка урожая.

При описании картины нам понадобятся прилагательные – определения. Как мы называем красочные красивые определения ( Эпитеты)

Старик – пожилой мужчина,усталый от работы, дед

Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст.Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные.

Руки старика - натруженные сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик – труженик.

Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки.

Дети.

Девочка – белый, ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки

Мальчики:

А) Рыжеволосый, вихрастый, нестриженый.

Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета

Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть

Описание заднего фона. Цветовая гамма.

На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко-желтый, солнечный, соломенный ( вспомнить правописание сложных прилагательных)

Есть оттенки коричневого: светло-коричневый, палевый

8. Устное словесное рисование.

Кто попробует создать устное сочинение.

Ответы учащихся.

Подведение итогов.

Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассмотрении картины Пластова « Жатва».

Появилось ли желание написать хорошее сочинение?

Домашнее задание. Написать сочинение, по плану, составленному на уроке

infourok.ru

Сочинение по картине «Жатва» А.А. Пластова

После смерти известного художника Пластова осталось более тысяч работ, которые он оставил своим потомкам. Но, к сожалению, в 1931 году случилась трагедия, и в пожаре погибло много картин Аркадия Александровича, но это не остановило художника, и он продолжил работу, создавая новые гениальные живописные шедевры. И если до этого случая, который заставил по-другому взглянуть на мир художника, Пластов описывал крестьянскую Русь, но более поверхностно, то уже после пожара он начинает глубоко вникать в то, что он изображал. Именно поэтому все его картины — это жизнь крестьян, совершенно простых людей. Но эта жизнь уже ушла в прошлое, и теперь к ней уже нет возврата. И вот теперь эти интересные картины из прошлого стали оживать на пластовских полотнах.

На одной из картин Пластова показан отдых семьи, которая целый день работает в поле, чтобы собрать урожай. Полотно «Жатва» передает атмосферу того дня, когда все заняты работой. Так уже видно на пластовской картине, что вся пшеница в полях скошена, поэтому часть дела уже сделана, но все-таки борьба за урожай, за его сохранность продолжается. На полотне можно увидеть, что пшеницу уже успели даже наметать в снопы, а кое-где уже стоят даже стога. Теперь крестьянам предстоит увезти все это на ток, чтобы урожай не пропал. Вдалеке виднеются повозки, запряженные лошадьми, которые спешат на ток. Они уже успели загрузиться снопами. А та же часть урожая пшеницы, которую еще предстоит вывезти, на поле аккуратно сложена в копны и виднеются по всему полю.

Но такая работа требует много сил, поэтому нужно и пообедать. Художник изображает именно такое время, когда бедные люди, крестьяне, решают немного пообедать. Их обед не роскошный и очень простой. В одной чашке еда и для девочки, и для дедушки. Скорее всего, девочка принесла обед дедушке. Но тот, понимая, как скуден обед бедняка и что дети всегда хотят кушать, решил предложить поесть и своей внучки. И та не стала отказываться. Но из этой же миски ест не только девочка, но и мальчишки, которые, скорее всего, помогали старику на поле и тоже хорошенько проголодались. Чуть-чуть перекусив, один из мальчиков, изображенных на картине Пластова, решает попить молоко. В кувшине молоко долго будет прохладным, поэтому так живительно она будет казаться для людей, которые трудятся в поле в такую пору.

Невдалеке от обедающих крестьян сидит пес, который спокойно наблюдает за тем, как обедают люди. Он тоже голоден, но уже приучен к тому, что его обед будет после того, как поедят трудяги, поэтому он старается сохранять спокойствия и ждать, но это у него плохо получается. Видно, что пес совсем молодой, поэтому время от времени он лает, чтобы напомнить тем, кто ест, что он тоже здесь и ждет свою часть еды.

Чтобы лучше изобразить людей, к какому классу они относятся, художник детально прорисовал их одежду. Так, старик одет в простую и бесхитростную одежду. На ногах его обувь, так как ходить по полю опасно: можно и наколоть ноги. У него седая борода и такие же седые и густые волосы, которые растрепались в разные стороны. Он усердно работал, чтобы хоть что-то заработать для своей семьи, поэтому ему некогда думать о том, как он выглядит. Но привлекает больше всего на полотне Пластова руки крестьянина, большие и натруженные.

В тот момент, когда его запечатлел художник, он просто держит небольшой кусок черного хлеба, но относится к нему бережно, так как знает, как дорого он достается. В другой руке старика деревянная ложка, которую обычно на Руси всегда носили с собой в надежде где-нибудь поесть. Одет он в рубаху и штаны синего цвета. Напротив него села девочка, поэтому можно заметить, что волосы у нее длинные и заботливо заплетены в две небольшие косички. Голову, как было и положено в те времена, она покрыла платком. На ней надета ярко-красная юбка и носочки. Она тоже не пришла на поле босиком, а на ногах у нее ботиночки.

Мальчики на пластовской картине одеты проще. Оба они в простых холщовых рубахах белого и желтого цвета, штаны темного цвета, чтобы на них не была видна пыль. Куда не глянуть на картину, везде вокруг центральных образов поле с пшеницей. Все окрашено в желтый цвет, который сочетается с пшеницей, ее остатками. Поэтому люди сели отдохнуть и перекусить под один из таких снопов, чтобы хоть как-то укрыться от палящих лучей солнца. Рядом они бросили свои орудия труда. Серпами работали ребята: они сначала срезали, нагнувшись, колосья под самый корень, а затем, взяв грабли, все хорошенько подгребали, чтобы не пропустить ни одного колоска. Кстати, сейчас уже никто так в поле не работает. А тогда этот труд был очень тяжел. Но граблями и серпами работают ребята, а вот орудие труда у старика другое: он косит пшеницу. Она стоит, прислоненная к стогу.

Картина Пластова прекрасно показывает время, которое было совсем недавно, но которое ушло навсегда. Светлое и прекрасное чувство возникает в душе, когда смотришь на бескрайность русских полей и понимаешь, как же все-таки прекрасна русская земля.

sochinyalka.ru


Смотрите также