«Много снега – много хлеба»: правдива ли пословица? Какое физическое толкование можно дать пословице много снега много хлеба


Внеклассное мероприятие "Физика в пословицах, поговорках, загадках и сказках"

Разделы: Физика

Наука без литературы бездушна: А. Франс

Целью данного мероприятия является попытка установить связь между физикой и миром литературы и народного творчества, помочь ребятам лучше узнать и полюбить физику, увидеть её проявление в жизни. Задачи составленные по пословицам и поговоркам, позволяют отсеять предрассудки и суеверия от действительно метких, точных описаний явлений природы и оценить народную наблюдательность. Задания, составленные на основе литературных сюжетов, несут эмоциональную и смысловую нагрузку. Текст такого задания может вызвать улыбку, а найденный ответ подскажет дальнейшую судьбу героев.

Ребята могут увидеть, что описание физических явлений встречается в мифах, сказках, романах и даже стихотворениях. Решение этих задач поможет по-новому взглянуть на художественные произведения: обнаружить - бывает и так! - ошибки и заблуждения авторов, восхититься красочностью и образностью описываемых в произведении физических явлений, что, возможно, вызовет желание прочитать или перечитать произведения классиков научной фантастики.

Для проведения мероприятия класс делиться на три группы, формируется жюри (можно из учителей и старшеклассников). Кабинет украшен плакатами, на которых написаны различные поговорки, пословицы, загадки, литературные изречения с физическим содержанием. Столы расставлены так, чтобы могли работать 3 группы. Стол для жюри.

Первым слово берёт учитель и выясняет, что ученики знают о пословицах, и после предложенных ответов учащихся подводит итоги и даёт определение понятию пословица:

Пословица - краткое изречение, выражающее законченную мысль (афоризм) и обобщающее многовековой опыт народа. Она относиться к речевым жанрам фольклора и употребляется в разговорной речи. О важности содержания и меткости пословиц говориться: "Добрая пословица не в бровь, а в глаз".

Пословицы народов мира имеют много общего при естественных различиях, отражающих исторические, социально-экономические, природные условия, в которых формировалась та или иная нация. Наблюдения над явлениями природы, житейскими ситуациями в разных местах планеты нередко приводили к аналогичным или близким по смыслу выводам, запечатленным в афористичных народных изречениях.

Часто в пословицах ярко отражены физические явления. Причём пословицы можно сравнить с физическими законами или математическими формулами, поскольку в их краткой форме заключено богатое содержание.

1 конкурс "Пословица недаром молвиться"

Первое задание, которое получают команды, состоит в том, чтобы учащиеся смогли объяснить физический смысл пословиц. Капитан команды вытягивает карточку с пословицами. На подготовку ответа отводиться 4-5 минут, но если команда готова раньше, она поднимает сигнальную карточку и за досрочный ответ команде начисляется один балл.

Тепловые явления

  • "Гвоздём моря не нагреешь" - русская
  • "Много снега - много хлеба" русская
  • "Солнце греет сильнее, когда нет облаков" - монгольская
  • "Три года на камне просидишь - камень нагреется" - японская

Механические явления

  • "Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде" - китайская
  • "Земля вертится, и мы с ней вместе" - сербская
  • "В гнилой доске гвоздь не держится" - турецкая
  • "Пошло дело как по маслу" - русская
  • "Не подмажешь - не поедешь" - французская
  • "Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт" - монгольская
  • "шила в мешке не утаишь" - русская
  • "Коси коса пока роса, роса долой и мы домой" - русская
  • Колебания. Волны. Звук.
  • "Не кланяйся, как весы, в обе стороны" - турецкая
  • "Как качели ни качай, придёт время - остановятся" - тамильская
  • "Волна набежав на волну, набирает силу" - персидская

Молекулярная физика

  • "Ложка дёгтя в бочке мёда" - русская
  • "Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее" -монгольская
  • "На мешке с солью и верёвка солёная" - корейская
  • "Подо льдом тёплой воды не бывает" - осетинская
  • "Туман рассеивается - волку не по душе" - монгольская
  • "Готовь сено пока солнце сияет" - английская
  • "Металл хорошо отлит если долго кипит" -русская
  • "У воды гибкая спина" - финская
  • "Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться" - монгольская

Электричество. Магнетизм. Оптика.

  • "Молния не сверкнёт - грома не будет" - турецкая
  • "Молния ударяет в высокое дерево" - марийская
  • "Как магнит с иглой" - тамильская
  • "Чтобы уберечься от молнии, ковш на голову не надевают" - корейская
  • " Тень высокой горы далеко падает" - корейская
  • "В течении дня тень не падает дважды на одно и тоже место" - корейская
  • "Солнце сияет, а месяц только светит" - русская
  • "Что на зеркало кивать, коли рожа кривая" - русская
  • "Ночью все кошки серы" - русская

Для того чтобы учащиеся давали чёткий и осмысленный ответ, рекомендуется задания к конкурсу пословиц написать на доске или на листах заданиях. Учащимся предлагается следующий план:

  1. О каком физическом явлении, понятии, законе говориться в пословице?
  2. Каков её физический смысл?
  3. Верна ли пословица с точки зрения физики
  4. В чём её житейский смысл?

После подведения итогов первого конкурса переходим ко второму конкурсу и сначала выясняется, что ученики знают о поговорках, и чем они отличаются от пословиц.

2 конкурс "Поговорки"

Поговорка - это лаконичное образное выражение, в отличии от пословиц не являются афоризмом и не обладают законченностью. В. И. Даль определяет поговорку как "неполную пословицу"

Берущие начало в глубокой древности, поговорки являют собой устный свод бытовых социальных, философских, религиозных, морально- этических взглядов и представлений народа

В лучших поговорках - простых, но богатых по мысли - от отцов к сыновьям, от дедов к внукам передаются заветные правила жизни. Известно, что русские писатели, поэты любили слушать, как говорит народ, записывали поговорки. В творческом наследии Пушкина, Гоголя, Толстого и других писателей можно найти немало примеров того, как точно и умело использовали народные поговорки великие мастера слова. Они стремились передать, таким образом, живую душу народа. Не случайно А.С. Пушкин писал: ": что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото а не даётся в руки, нет!"

Командам снова предлагаются карточки, в которых записаны поговорки и предлагается учащимся объяснить физический смысл поговорки.

3 конкурс "Объясни примету"

Человеку всегда нужно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на самочувствие и деятельность. Наблюдая погоду, люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы - свидетели народной наблюдательности, сметливости и мудрости. " Погодные" приметы разнообразные. Одни подмечают поведение людей и животных, другие связаны с физическими явлениями, третьи с религиозными.

Капитаны команд вытягивают карточки с заданиями где указано несколько примет, и после подготовки объяснят проявление физических явлений в данной примете.

Можно привести следующие приметы:

  • "Соль мокнет - к дождю"
  • "Табак сыреет- к сырой погоде
  • "Если звёзды блестят ярко - к стуже"
  • "Мало звёзд на небе - к ненастью"
  • "Кольцо вокруг солнца- к ненастью"
  • "Солнце красно заходит- к ветру"
  • "Обильная роса- к хорошей погоде"
  • "Осенний иней к сухой и солнечной погоде"
  • " Туман утром стелется по воде - к хорошей погоде"
  • " Ясный Млечный Путь - летом к вёдру"
  • "Если в поле далеко раздаётся голос, то будет дождь"
  • "Какой пень, какая колода, такая погода"

4 конкурс "Снами загадки играют в прятки"

В этом конкурсе командам предлагается разгадать загадки о физических явлениях и технических объектах. Нужно обратить внимание учащихся на то, что загадки часто содержат лишь намёки на загадываемое явление или предмет, и нужно проявить сообразительность, чтобы в образном, иносказательном описании узнать знакомое явление.

Некоторые загадки носят шутливый характер, и не следует относиться к ним слишком серьёзно. Надеюсь, что отгадывание загадок доставит игрокам удовольствие, ведь многие из них так красивы и поэтичны. Необходимо не только отгадать загадку но и ответить на следующие вопросы:

  • Какое физическое явление (объект) отражено в загадке.
  • Какие свойства загадываемого явления, объекта отражены в загадке а какие нет.
  • С каким явлением или объектом сравниваем загадываемое?

Загадки зачитывает ведущий, право ответа получает та команда, которая первой поднимает сигнальную карточку. За правильный ответ начисляется один балл. Если команда ответила неверно, то право ответа переходит к другой команде.

Я в Москве, он в Ленинграде В разных комнатах сидим Далеко, а будто рядом Разговариваем с ним. (телефон)

Чудо-птица алый хвост Полетела в стаю звёзд. (ракета)

Я под мышкой посижу И что делать укажу Или разрешу гулять Или уложу в кровать (термометр)

Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он не видимый и всё же Без него мы жить не можем. (воздух)

В нашей комнате одно Есть волшебное окно В нём летают чудо - птицы, Бродят волки и лисицы, Знойным летом снег идёт, И зимою сад цветёт. В том окне чудес полно Что же это за окно. (телевизор)

Сначала - блеск За блеском - треск За треском - плеск. (молния)

Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал Без тела, а живёт оно Без языка кричит. (эхо)

Пушистая вата Плывёт куда-то Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (туча)

Цветное коромысло Над лесом повисло. (радуга)

Летит - молчит, Лежит - молчит, Когда умрёт, тогда заревёт. (снег)

Две сестры качались, Правды добивались. А когда добились, то остановились. (весы)

Всем поведает хоть без языка Когда будет ясно, а когда облака. (барометр)

По высокой дороге идёт бычок круторогий. (месяц)

Какой огонь не даёт дыма. (свечение гнилушки)

В круглом домике, в окошке Ходят сёстры по дорожке, Не торопиться меньшая, Но зато спешит старшая. (часы)

5 конкурс "Реши задачу"

Пришло время обратиться к литературному творчеству. Командам предлагается решить задачи на основе литературных сюжетов. Капитаны команд берут карточки с задачами. За отведённое время (10-15 мин) нужно решить как можно больше задач. Если задача решена верно, капитан сдаёт карточку и берёт следующую. За каждую решённую задачу начисляется 1 балл. По истечении времени все карточки сдаются жюри.

Тема "Давление"

1 Очень лёгкий Чебурашка массой 1 кг. И очень тяжёлый крокодил Гена массой 100 кг решили совершить прогулку по зимнему лесу. Гена надел лыжи, площадь которых 2000 см2, а Чебурашке достались ходули площадью опоры 800 мм2. Кто из друзей получить большее удовольствие от прогулки, если снег выдерживает давление в 10000 Па.

Ответ: Р1= 5000 Па Р2= 20000 Па.

2 Пчела вонзает жало с силой 10-5 Н. Какое давление она создаёт на нос Вини Пуха, захотевшего мёда, если площадь её жала равна 3·10-16м2?

Ответ: Р= 3,3 ·105 Па

3 Во сколько раз отличается давление на палубу шхуны, создаваемое левой ногой одноногого пирата Сильвера, от давления его правой "деревяшки"? Пират имеет размер обуви такой же, как у вас, площадью 140см2, и деревяшку площадью опоры 8 см2 Масса пирата 80 кг.

Ответ: в 17,5 раз

Архимедова сила

1. Сколько Дюймовочек массой 5 г. каждая смогут переплыть реку в тазике массой 500г и объёмом 6л.

Ответ: 1100 шт.

2. В романе Ж. Верна "Пять недель на воздушном шаре" говориться, что воздушный шар, наполняемый водородом, имел ёмкость 44,847 кубических футов (англ. куб. фут равен 0,028315 м3) Какова подъёмная сила такого шара

Ответ: 15068 Н

3 Баба-яга купила у водяного слиток золота, причём взвешивание проходило под водой на пружинных весах и показало массу 15 кг. Какова масса слитка в действительности? Кто какого обманул?

Ответ: 15,8 кг.

Теплопередача

1 Растает ли Снегурочка массой 60 кг при прыжке через костёр, если его общая мощность 10 кВт? Нормальная температура тела Снегурочки - 100С.

Ответ: Q1= 2*104 Дж, Q2= 2,1*107 Дж не растает.

2 Какой станет температура воды в бассейне объёмом 10м3 , если в начале она была 150С, а потом в неё нырнул гуманоид, который нагрелся на Солнце до 1000С.

Ответ: 880С

3 Змей Горыныч съедает за обедом 5м3 осиновых дров. Сколько часов может вести бой с тремя богатырями, если для битвы Горынычу необходима средняя мощность 30кВт на одного богатыря. Боевой КПД пресмыкающегося 30%

Ответ: 2,5 часа

Основы динамики.

1 Чему равно трение покоя Репки в земле, если Дедка может создавать усилие в 200Н, а усилие каждого последующего персонажа вдвое меньше, чем у предыдущего?

Ответ: 393,75Н

2 Коэффициент трения Ильи Муромца о седло 0,2, а коэффициент трения копыт его коня Сивки-Бурки о поверхность родной земли равен 0,3. С каким максимальным ускорением конь может помчаться на битву с врагом.

Ответ: 3 м\с2

3 Ракетный двигатель в ступе Бабы-яги развивает усилие в 5 кН. Какое ускорение в вертикальном направлении может получить Баба-яга если её масса вместе со ступой составляет 250 кг.

Ответ: 10м\с2

По завершении конкурса подводятся общие итоги. В заключительном слове учитель обращает внимание учеников на то, что они не только знают народное и литературное творчество, но и умеют объяснить с физической точки зрения.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Молекулярная физика в пословицах

 

«Пословица недаром молвится»

(Народная мудрость)

Пословицы и поговорки являются воплощением народной мудрости, воплощением опыта, накопленного человечеством веками. Если ты не знаешь, как поступить в той или иной ситуации, достаточно обратиться к мудрости предков, заключенной в пословицах и поговорках, и проверенной временем.

Пословица — это краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм [1, с.733]. Она передает смысл той или иной жизненной ситуации через символические образы и сравнения, играет важную роль в нашей жизни, многие жизненные ситуации можно объяснить с ее помощью. Пословицы народов мира имеют много общего при естественных различиях, отражающих исторические, социально-экономические, природные условия, в которых формировалась та или иная нация.

Часто в пословицах ярко отражены физические явления. Причём пословицы можно сравнить с физическими законами или математическими формулами, поскольку в их краткой форме заключено богатое содержание. Они — наше достояние. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу.

Но всегда ли они бывают верными с точки зрения законов молекулярной физики? Ответы на эти вопросы я постаралась дать в своей статье. А теперь рассмотрим пословицы, в которых говорится о тепловых явлениях. Давайте попробуем объяснить физический смысл описанных в пословицах тех или иных процессов. Вот некоторые из них.

                     Кремень на кремень — искра (русская). Что вполне объяснимо: происходит воспламенение за счёт увеличения внутренней энергии в результате совершения работы против сил трения.

                     Дым тает в воздухе (русская). Частицы дыма участвуют в броуновском движении и ударяются друг от друга. Объём, занимаемый дымом, увеличивается, а плотность дыма уменьшается.

                     Гвоздём (шилом) моря не нагреешь (русская). Гвоздь (как и шило) обладает небольшой массой, а металл, из которого он сделан, имеет относительно малую удельную теплоемкость. Поэтому количество теплоты, которое может отдать гвоздь, невелико, и им нельзя нагреть большую массу воды.

                     Много снега — много хлеба (русская). Снег глубок — год хорош (русская). Снег — одеяло для пшеницы: чем толще, тем лучше ей спится (китайская). Снег обладает очень плохой теплопроводностью, так как между его составными находится воздух, который является плохим проводником тепла, и чем толще снег, тем хуже он проводит тепло. Поэтому снег можно сравнить с одеялом, которое предохраняет озимые посевы от вымерзания. Кроме того, весной при таянии большего количества снега, в землю попадает больше влаги, что плодотворно сказывается на всходах зерновых культур.

                     Солнце греет сильнее, когда нет облаков (монгольская). Облака являются своеобразным «экраном», препятствуя прямым солнечным лучам сильнее нагревать землю.

                     У воды гибкая спина (финская). Вода прибывает в разных агрегатных состояниях, в жидком состоянии обладает текучестью.

                     Зима — не лето, в семь шуб одета (русская). Зимой температура окружающего воздуха ниже, чем у человека. Чтобы сохранить свое тепло, человек надевает шубу — меховую одежду. Так как у меха плохая теплопроводность (из-за наличия воздуха между волосками), окружающему воздуху не передается тепло человеческого тела.

                     Ложка дёгтя в бочке мёда (русская). Мал клоп, да вонюч (русская). Овощной лавке вывеска не нужна.Диффузия (как физико-химический процесс) — это взаимное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. В данном случае диффундируют мед и деготь. Деготь — это смолистое жидкое вещество, обладающее устойчивым неприятным запахом. Поэтому даже малая его масса испортит продукт.

                     Готовь сено, пока солнце сияет (английская). Интенсивность испарения выше при более высокой температуре.

                     Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее (монгольская). Диффузия происходит интенсивнее вокруг нарезанной луковицы, нежели вокруг луковицы, заключённой в кожуру.

                     На мешке с солью и верёвка солёная (корейская). Соль диффундирует сквозь мешок.

                     Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться (монгольская). Плотность масла меньше плотности воды, поэтому оно в воде всплывает. Эти жидкости не смешиваются, так как у них разные плотности.

                     Впитывает как губка (русская). В старину вместо тряпок использовали морские губки. Они пронизаны множеством тонких сосудов и после обработки в кипятке их капиллярные ходы легко заполняются жидкостью. Такие губки способны впитать достаточно большое количество воды[2,с.27].

                     Как с гуся вода (русская). Перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, который выделяют подкожные железы. Жир не смачивается водой. Птица, выйдя из воды, встряхивается и оказывается сухой.

                     Металл хорошо отлит, если долго кипит (русская). С возрастанием температуры твердых тел возрастает кинетическая энергия их частиц: они начинают колебаться с большей скоростью. Происходит разрушение, распад решетки (дальний порядок превращается в ближний), и кристалл начинает плавиться, т. е. вещество начинает переходить в жидкое состояние.

                     Куй железо, пока горячо (русская). Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства материалов, так что многие металлы поддаются ковке лишь в сильно нагретом виде. Раскалённым металлам довольно легко придать требуемую форму.

                     Легко чужими руками жар загребать (русская).«Жар»- горящие угли, которые обжигают руки. Загребать их из печи было для хозяйки делом совсем непростым: проще и легче было бы для неё сделать это «чужими руками», без риска обжечься.

                     Дружба как стекло, разобьешь — не сложишь (русская). Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. Отрубишь — не приставишь, скажешь — не воротишь (русская).Каждая молекула притягивает к себе все соседние, и сама притягивается ими. Взаимное притяжение между молекулами становится заметным только тогда, когда они находятся очень близко друг к другу. На расстоянии, превышающем размеры самих молекул, притяжение ослабевает. Однако осколки (куски хлеба) нельзя срастить, даже плотно прижимая их. Из-за неровностей не удаётся их сблизить на то расстояние, на котором действует межмолекулярное притяжение молекул.

                     Маслом огонь не заливают. Не подливай масло в огонь. Огонь маслом заливать — лишь огня прибавлять (русская). Раскаленное масло начинает дымить из-за того, что в этот момент начинаются нежелательные химические изменения.

                     Замерз, как на дне морском (русская). Объясняется это тем, что на дне морском всегда холодно, так как солнечные лучи не прогревают слои воды: тепловые, инфракрасные лучи поглощаются почти всей водной поверхностью. К тому же, вода имеет сравнительно низкую теплопроводность.

Уважаемый читатель, попробуйте и Вы объяснить физический смысл некоторых русских пословиц:

                    Солнце Вселенную согревает.

                    За горячее железо не хватайся.

                    Красное солнышко на белом свете черную землю греет.

                    На каком амбаре снег, из того покупай хлеб.

                    Нет дыма без огня.

                    И сырые дрова загораются.

Работа по данной теме ввела меня в мир живой природы, чутко реагирующий на изменения окружающей среды. Заново открыла мне глаза на знакомое с детства, но потерянное в глубинах памяти разнообразие источников информации о природе родного края, живом и прекрасном. Возвратила в мир народных пословиц и поговорок, построенных на наблюдательности людей. Я пришла вот к какому выводу: народные пословицы и поговорки — это не свод законов. Они не только выражают этические нормы, но и тесно связаны с физикой.

 

Литература:

 

  1.                Ожегов С. И. Словарь русского языка: ОК.53000слов- Москва, ООО «Издательство Оникс», 2005.-1200с.
  2.                Тихомирова С. А. Физика в пословицах и поговорках [текст] — Москва: Просвещение, 1993.- 47с.

yun.moluch.ru

Новость: «Много снега – много хлеба»: правдива ли пословица?

Зависит ли на самом деле урожай пшеницы от количества выпавшего за зиму снега?

Читайте также: Когда наступит весна в этом году? В Центральном регионе России продолжаются снегопады

Пословица «Много снега – много хлеба» сложилась на Руси давно – народ заметил, что снег помогает зимовать посевам зерновых. В целом это так, но нужно иметь в виду, что на урожай влияет масса других факторов, а снег при определенных условиях может даже повредить.

Итак, речь в пословице идет, конечно, об озимой пшенице – высокоурожайной продовольственной культуре, из зерен которой производят муку для хлебопечения, производства макаронных и кондитерских изделий.

В России озимая пшеница — одна из основных зерновых культур. Она выращивается на европейской территории России в степных и лесостепных районах, в основном, в Центральном Черноземье, в Поволжье, на Юге России.

Сеют озимую пшеницу осенью, затем она зимует под снегом, а весной рост посевов возобновляется. Сбор урожая этой зерновой культуры обычно приходится на июль.

Почему снег важен для пшеницы?

Снежный покров зимой защищает озимую пшеницу от ветра и сильных морозов – она вымерзает при температуре — 16... — 18°С. При отсутствии снежного покрова при таких температурах на хороший урожай не стоит даже надеяться.

Если же сформировался глубокий снежный покров, пшеница способна выдерживать температуру вплоть до -35°С.

Кроме того, весной снег тает и насыщает почву влагой, которая в этот период необходима пшенице.

Всегда ли урожай пшеницы зависит от количества выпавшего зимой снега?

Источник фото: russianlook.ru

Снежный покров важен для того, чтобы пшеница перезимовала благополучно, однако на урожай также влияет масса других факторов – качество семян, плодородность почвы, сроки посева, достаточное количество влаги, колебания температуры, уход за посевами и др.

Также важно и то, насколько промерзает земля под снежным покровом. Если зимой почва практически не замерзла, растения не вступили в состояние покоя и продолжают вегетировать, и установился снежный покров, то пшенице станет «жарко» под таким одеялом, и ее уничтожит грибок – снежная плесень.

Вполне возможно, что даже если посевы перенесут зиму хорошо, они могут погибнуть от летней засухи, как это случилось в 2010 году. Хотя зимой в Центральном Черноземье количество выпавших осадков соответствовало норме, а на Юге России и на Северном Кавказе их было даже больше нормы, из-за аномально жаркого лета во многих регионах страны урожай погиб – был собран 41 млн тонн пшеницы, что на 20 млн тонн меньше, чем в 2009 году.

Вот еще один пример: в 2008 году в России был собран рекордный урожай пшеницы — 63 млн тонн, при этом рекорды по сбору зерновых поставили Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край, Татарстан, Воронежская область. В то же время зимой 2007-2008 года осадков на большей части европейской территории России выпало около нормы, а Юге России и вовсе мало.

Будет ли в 2013 году хороший урожай?

Зимой 2013 года количество осадков, выпавших на европейской территории России, было в пределах нормы, а в Приволжском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах осадков — значительно меньше нормы. В то же время сейчас в Краснодарском крае, по информации Агропромышленного союза Кубани, состояние озимых зерновых культур на 90 % площадей оценивается как хорошее. Это дает кубанским аграриям повод надеяться на хороший урожай.

Использованы материалы Министерства сельского хозяйства РФ

Есть вопрос в рубрику «Вопрос-ответ»? Задайте его прямо сейчас!   Твитнуть Нравится ]]> align=center>

Материалы по теме:

...Снег успокаивает и лечит депрессию? ...Почему не выведут зимнюю пшеницу?

По сообщению сайта Аргументы и Факты

aqparat.info


Смотрите также