2. Рассказ воспитателя о хлебе. Как выращивают хлеб рассказ


НОД Как выращивают хлеб

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: «Как выращивают хлеб».

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с трудом хлеборобов в старину и в наше время, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
  2. Закрепить знания детей о различных видах и сортах хлеба, и о народных пословицах и поговорках.
  3. Развивать ручные умения при лепке хлебобулочных изделий, активизировать словарь: щедрая, каравай, изобильная, агроном, пекарь.
  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Материал: иллюстрации природа России; картинки хлебобулочных изделий; хлеб черный, белый, разные булочки; Д/и «От зернышка к колоску»; схема «Как хлеб на стол пришел» в старину и в наше время; готовое соленое тесто; стеки, доски, салфетки.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением природы России. Родина… Это край, где мы живем. Это наш город, улица, дом, лес, это все то. Что нас окружает. Россия – страна в которой мы живем, она наша Родина. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря.

Широки у нас поля

Изобильная, родная

Щедрая моя земля!

Ребята, а что значит щедрая земля?

Дети: отвечают на вопрос.

Воспитатель: земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав. Да ребята, и все эти богатства дарит людям земля. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Правильно, рыба-водица, Ягода – трава. А хлеб, как говорится,

Всему голова!

Воспитатель: К хлебу нужно относится свято, бережно, ведь он достается тяжелым трудом. А вот в старину хлеб можно было брать только чистыми руками, нельзя было выбрасывать. А если уронили, обязательно надо было поднять и поцеловать. А кто знает, как называют хлеб который пекут к празднику?

Дети: Каравай (рассматриваем иллюстрацию каравая).

Воспитатель: Вот, он каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Ребята, а  из чего пекут хлеб? А из чего муку получают? Да мука бывает пшеничная и ржаная.

Воспитатель: Что выпекают из пшеничной муки? Как называются хлебобулочные изделия?

Дети: белый хлеб, булочки, печенье, баранки, батоны.

Воспитатель: а еще из пшеничной муки  делают манную крупу, смолов ее не очень мелко. А вот из ржаной муки пекут черный хлеб.

А давайте поиграем в игру «От зернышка к колоску» и вспомним, что необходимо для жизни и роста растений  (раскладываем по порядку картинки  1-посадили зернышко. 2-солнце пригревает, дождик поливает и т.д.)

Воспитатель: Молодцы справились с заданием. А вы хотите узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб? (воспитатель рассказывает используя иллюстрации. В те далекие времена лесов было больше чем теперь и люди сначала срубали деревья, выкорчевывали пни, затем поле вспахивали лошадью и засевали, сеяли зерно не машины, а люди разбрасывали горстями зерно. Когда колосья вырастали, мужчины брали косы, женщины серпы колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды. Затем каждый колосок молотили цепями, очищали от шелухи.  Складывали в мешки и убирали в амбары для хранения зерна).

А сейчас давайте поговорим, как в наше время выращивают хлеб :(воспитатель рассказывает, используя иллюстрации. Сейчас люди не работают вручную, за них все делает современная техника, хлеборобы готовят почву к посеву, затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. За ростом всходов следит агроном. Когда зерно созрело, начинается жатва. На поля выходят комбайны, они срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву ссыпаются в бункер комбайна. Зерно везут на элеватор, на мукомольный завод ,где делают муку. А муку везут на хлебокомбинат, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.Готовые изделия доставляют в магазины).

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки, посвященные хлебу? Давайте вспомним их.

Дети: Без хлеба – нет обеда.

Много света – много хлеба.

Будет хлеб – будет и песня.

Не трудиться – хлеба не добиться.

У народа есть слова – хлеб всей жизни голова.

Воспитатель: Да, ребята и сейчас труд хлеборобов по-прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы с вами могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!

Воспитатель: А хотите вы побывать пекарями? Мы сейчас будем стряпать различный хлеб и хлебобулочные изделия, из соленого теста, для игры в магазин. Согласны? Надевайте фартучки, косынки. Каждый из вас выберите, какие изделия вы хотите слепить.  Делите тесто отщипыванием или используйте стеки.

Выбрали, посмотрите какими приемами можно лепить: отщипывание, скатывание, сплющивание, надавливание, размазывание. Бублик – скатать тесто в колбаску или в палочку и соединить кончики прищипом;  косичку – скатать две палочки и сплести их в косичку; батон - скатать тесто уменьшая края и увеличивая середину, сделать сверху надрезы, блины и оладьи сплющивая тесто и т.д.

Кто слепил, складывайте свои изделия на поднос и вместе отнесем в духовой шкаф для выпекания. Ой, какие молодцы слепили разные изделия, как настоящие пекари. Вот и закончилось наше знакомство с хлебом! Вам понравилось? Очень хорошо.

 

Презентация

otmetka5ballov.ru

2. Рассказ воспитателя о хлебе

в подготовительной группе

с использованием

ИКТ.г. Москва.2011г.

Провела:

воспитатель 2 квалификационной категории

Чумакова Валентина Дмитриевна

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.
  • Познакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
  • Формировать представления детей о том, как выращивают, пекут хлеб.
Развивающие:
  • Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба.
  • Активизация и обогащение словаря :земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнер, агроном, урожай.
Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к труду взрослых и бережное отношение к хлебу.
Оборудование:стихи, пословицы, загадки о хлебе; хлеб на подносе; аудиозапись с русской народной мелодией, дид.игра «Профессии»; презентация «Откуда к нам приходит хлеб?» с сайта «Для любопытных глаз»;видеоролик «Жатва», мультимедийное оборудование.Ход занятия

1.Загадки о хлебе.

- Ребята! Послушайте загадки:

"Рос сперва на воле в поле,Летом цвел и колосился,А когда обмолотили,Он в зерно вдруг превратился,Из зерна - в муку и тесто,В магазине занял место".

"Мнут и катают, в печи закаляют.

А потом за столом нарезают ножом".

(Под русскую народную музыку выносится на подносе хлеб).

А вот и отгадка на загадки. Это хлеб.2. Рассказ воспитателя о хлебе.

-. А почему, говорят, что хлеб - всему голова? Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить. Он не сможет полноценно завтракать, обедать, ужинать, если не будет хлеба. Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб?

Выращивание хлеба очень сложный и трудоемкий труд, в нем участвуют люди разных профессий: агрономы, трактористы, комбайнеры.Агроном должен знать, какие зерновые культуры надо сеять на полях, в какие сроки начинать сев и уборку урожая, как удобрять землю. Он объясняет трактористу как боронить, сеять, пахать землю. Людей, которые выращивают хлеб, ухаживают за ним, называют - хлеборобы.

Трактористы должны следить за техникой, вовремя ее починить, правильно эксплуатировать. Масса, намолоченная комбайном, содержит кусочки соломы, комочки земли. А в примесях содержится влага, от нее зерно может сгнить, т.е. может пропасть труд агронома, тракториста, комбайнера.

Чтобы этого не произошло, следующий этап работы - ток, где очищают зерно от примесей,

просушивают. Далее зерно везут на элеватор, где оно хранится. По мере надобности зерно отправляют на мельницу, где из него получают муку. Оттуда мука поступает в хлебозаводы.

3.Показ части презентации «Откуда к нам приходит хлеб?»

-А сейчас посмотрите, как выращивали хлеб раньше и как сейчас (просмотр части презентации).

-Как вы думаете, легко ли было крестьянину вырастить хлеб раньше?

- Как сейчас облегчается труд хлебороба?4. Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.5.Просмотр видеоролика «Жатва»

-Что вы сейчас увидели?

- Какую технику используют при уборке урожая?6.Как делают хлеб?

-Где зерно перемалывают в муку?(на мельнице)

 Далее из муки делают тесто. А как делают тесто? (ответы детей)

Посмотрите, что для этого нужно.

Давайте назовём. (Ответы детей).

Тесто вымешивают с помощью машин, другие машины - автоматы делят тесто на порции, из которых выпекают булки, батоны, плюшки. В нашей стране хлеб выпекают в хлебозаводах. Затем отправляют хлеб в магазины.(Просмотр соответствующей части презентации)

Первая лепешка была получена из семян, которые человек растер в муку, смешал с водой, испек на раскаленных камнях.

7.Пословицы и поговорки о хлебе.

-Ребята! А для чего нам нужен хлеб?

-Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Он проходит длинный путь: сев, уход, уборка урожая. Это огромный труд людей. Недаром говорят: "Хлеб - всему голова", "Хлеба ни куска, так и в тереме тоска".

-А вы, ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе? (ответы детей)

-А теперь послушайте и попробуйте объяснить значение этих поговорок:

"Худ обед, коли хлеба нет".

"Хочешь есть калачи, так не сиди на печи."

(ответы детей)

-Хлеб - это составная часть нашей пищи, без которой человек не сможет долго прожить. Поэтому к нему следует бережно относиться, т. е. не бросать на пол, не топтать.

-Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

8.Подведение итогов.

-Что интересного вы сегодня узнали?

-Как же раньше люди выращивали хлеб?

- Какие машины сейчас помогают хлеборобам?

-Вы теперь многое знаете о хлебе, о людях, которые его вырастили. Давайте сейчас

попробуем хлеб, почувствуем его запах, вкус! (угощение детей хлебом).

Материалы:

1.Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса».2007г.

2.Сайт «Для любопытных глаз».

3. http://nsportal.ru/detskii-sad

lit-yaz.ru

как наши предки выращивали хлеб рассказ

Как наши предки выращивали хлеб

 1. ПАХОТА

Воспоминанья о былом Мы ворошим теперь все реже И за обеденным столом Не делим хлеб, а просто режем, Притом, забыв про нож неострый, Ворчим, что хлеб немного черствый, А сами, может, в этот час Черствей его во много раз. Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха) Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг) * * *•  Посеешь в пору – соберешь зерна гору. •  Лучше голодай, а добрым семенем засевай. •  Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. •  Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит. •  Некогда лежать, когда пришла пора жать. •  Ломота в спине, да зато хлеб на столе.

2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить. В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИДве недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает. (Рожь) * * *В поле едет на спине, По полю – на ногах. (Борона) * * *•  Хлеб – батюшка, водица – матушка. •  Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска. •  Появились комары – пришла пора сеять рожь. •  Лягушка квачет – овес скачет.

3. ХЛЕБ РАСТЕТ

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь; На бабушкину пшеницу, На дедушкин ячмень Поливай весь день. Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:Радуга-дуга, Перебей дождя, Подай солнышка. Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней». «Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки. Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.ЗАГАДКАОдин льет, Другой пьет, Третий зеленеет Да растет. (Дождь, земля, хлеб)

4. ЖАТВА

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве. Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫА между тем досужий селянин Плод годовых трудов сбирает; Сметав в стога скошенный злак долин, С серпом он в поле поспешает. Гуляет серп. На сжатых бороздах Снопы стоят в копнах блестящих… Е. Баратынский * * *Говорило ядреное жито: Не могу я в поле стояти, Колосочки держати. Надо житу стояти В поле копнами, В гумне стогами В клети коробами, А на стол пирогами! * * *•  Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса) •  Не море, а волнуется. (Поле) •  Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп) •  Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп) •  Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива) •  Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле) •  Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса) •  Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса) * * *•  Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится. •  Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь. •  Зимой снег рыхлый – урожай обильный. •  Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь. •  Пахать да боронить – часочка не обронить. •  Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку».

5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500. Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму. Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ •  Стоит Фрол, и рот пол. (Овин) •  Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин) •  Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин) * * *•  Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе. •  Ждут летней порою, а жуют холодной зимою. •  Не шуба греет, а хлеб. •  Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять. •  Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха. •  Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)». •  Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай. •  Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы. * * *Лады, лады-ладушки, Рада нам хозяюшка, Мы о хлебушке поем, Разговор ведем о том. Убран хлеб, и тише стало, Жарко дышат закрома, Поле спит, оно устало, Приближается зима. Над селом дымки плывут, Люди хлеб в домах пекут. Заходите, не стесняйтесь, Хлебом нашим угощайтесь.

6. НА МЕЛЬНИЦЕ

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки. Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫГнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. «Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!» До того он загордился, вырос кверху бородой. С. Погореловский * * *• Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать. •  Не жди урожая, сей жито, хлеб будет. •  Не земля хлеб родит, а небо. •  Пересев хуже недосева. •  Хата была, да без хлеба беда. •  Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь. •  Без печки холодно, без хлеба голодно. •  Не уродится рожь – по миру пойдешь. •  Калач приестся, а хлеб никогда. •  Каждое семя знает свое время. •  До поры до времени не сеют семени. •  Сей в пору – соберешь хлеба с гору. •  Сей хоть в песок, да в свой часок. •  Посеешь в погоду – больше приплоду. * * *•  Гречиха любит сухую теплую землю. •  За бороною пыль – будет и блин. •  Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь. * * *Весь мир кормит, сама не ест. Всю жизнь крыльями машет, А улететь не может. (Мельница) * * *У лепешки, каравая, Сушки, плюшки, пирожка От рождения седая Мать по имени… (мука).

7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились. Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИСлушаю, послушаю — Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом) * * *Полон хлев бесхвостых овец; Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата) * * *Велика звезда на печи взошла. Без рук, без ног – на гору ползет. Без рук, без ног – на липу лезет. (Квашня) * * *Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. (Печь) * * *Купили новенькое, такое кругленькое, Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито) * * *Из-под липова куста Бьет метелица густа. Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют) * * *Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб) * * *Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)

8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ

Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены.В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью. Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.СТИХИ И ЗАГАДКИ Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо) Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб) * * *Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко. Г. Виеру * * *Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! С. Погореловский * * *В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог) * * *Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим: Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук! В. Бакалдин

- КОНЕЦ -

Автор: Иллюстрации:

yavix.ru


Смотрите также