О пользе пресного хлеба и вреде дрожжей. Как пекли хлеб в старину
Как делали в старину хлеб?
#1
Наши бабушки и дедушки, приступая к трапезе, всегда приговаривали такие слова: «Захочешь есть, о хлебе заговоришь». И действительно, хлеб, соль и вода — первые продукты, без которых человеку не обойтись. Археологи утверждают, что еще семь тысяч лет назад, в Древнем Египте искусным кулинарам был известен рецепт приготовления теста. А также они первыми изобрели печи для выпечки данного продукта. Все те же археологические исследования показали, что на Руси приготовлением хлеба стали заниматься в XI веке. Не многим, наверное, известно, что изначально сырьем для него послужило такое растение, как дуб, а не пшеница или рожь.
#2
На Руси испокон века хлеб почитали, ему поклонялись, а ремесленники, которые занимались приготовлением этого бесценного продукта, были в большом почете, некоторых даже освобождали от уплаты налогов. Итак, история доносит до наших дней различные версии того, как возник хлеб. В самом деле, первый хлеб пекли из измельченных в муку желудей. Плод дуба действительно был энергетически ценным, так как содержал более 60 % жира и 17 % белка. Подобный калорийный продукт насыщал организм и придавал силы. Позднее люди научились культивировать злаковые растения: рожь, пшеницу, жито. Конечно, первые пресные лепешки были не очень схожи с теперешним мягким ароматным хлебушком.
#3
Крестьянам и беднякам был доступен черный хлеб грубого помола. В богатых же домах подавали на столы «крупчатый» белый хлеб из пшеничной муки высшего качества. «Ситный» хлеб производили из просеянной муки, а «решетный» (пшеничный, но более грубый) — сеяли через решето. Самым низкосортным считалась лепешка из непросеянной муки, которую называли «мякиной». Было еще много разновидностей хлебобулочных изделий, но на Руси более всего почитали хлеб московского пекаря Филиппова. Изделия этого ремесленника считались чуть ли не шедеврами. Булочки, калачи, плетенки и прочая выпечка были достойны царского стола.
#4
Русский народ в песнях, пословицах и поговорках восхвалял хлеб. О том, как делали в старину хлеб, рассказывали детям и внукам, как о неком священнодействии. Много былин и обрядов связано с хлебом. Так, например, на свадебном застолье, на столе перед молодоженами в обязательном порядке должен стоять каравай. Эта традиция сохранилась по сей день. Даже сватовство не обходилось без выпечки, будущие муж и жена клали руки на каравай и клялись в вечной любви друг другу. А родственники в это время заключали соглашение о будущем торжественном мероприятии. Еще один обычай — класть хлеб в колыбельку новорожденному ребенку. Это должно было оградить малыша от злых духов.
#5
Вообще история появления главного мучного продукта достаточно многогранна и интересна. Но как рассказать детям о хлебе, чтобы им понравилось? Обычное повествование не у всех вызовет живой интерес. Ведь современные ребятишки больше интересуются нано-технологиями. Однако всем без исключения взрослым известно, что все малыши любят играть. Значит, с помощью обычной ролевой игры или постановки, которую исполнят сами детки, можно донести интересные исторические факты о происхождении и пользе хлебобулочных изделий.
О пользе пресного хлеба и вреде дрожжей :: Блог о йоге :: Портал о йоге Хануман.ру
Недавно один из учителей посоветовал мне отказаться от дрожжевого хлеба как от крайне вредного продукта. Целый месяц я ежедневно пекла пресные лепешки (рецепты — в конце статьи). А потом устроила эксперимент — две недели в Италии на дрожжевых булках, пицце и круассанах. Могу рассказать о разнице в самочувствии, и о том, что узнала за это время о дрожжах.
В старину хлеб пекли на заквасках
Современных хлеб пекут совсем не на тех дрожжах, что в старину. Прежде это были натуральные закваски из ржи, солода или овса. Способы закваски передавались из поколения в поколение и саму закваску берегли, передавали из дома в дом. В детстве мама рассказывала мне, что, бывало, сноха придет в дом мужа, и ее бранят, что она посуду плохо моет. Она все отмоет, а ее снова бранят — за то, что квашню вымыла, оставила семью без хлеба!
Современные дрожжи — искусственные
Термофильные дрожжи, сахаромицеты (на которых сегодня пекут хлеб большинство заводов в мире) — это разновидности грибков, специально выведенные для ускорения и удешевления хлебопечения. Они стремительно размножаются в жидкой питательной среде, вызывая спиртовое брожение. В качестве основы для производства дрожжей, Выращивают их на основе мелассы, отходов от производства сахара, которую (по данным интернета) предварительно очищают от других грибков и бактерий хлорной известью, а затем подкисляют серной кислотой, создавая приятную для грибка среду. Такое вот пищевое производство :)
Версия о биологическом оружии
Самые ярые противники дрожжей утверждают, что современные термофильные дрожжи были выведены по заказу идеологов Третьего Рейха специально для уничтожения русского народа. Но я не предлагаю вам в это верить :) Вера — слишком мощное оружие, чтобы направлять его на мысль о ненависти между людьми.
Дрожжи и пищеварение
О вреде термофильных дрожжей написано множество книг и даже снят фильм. Пишут, что термофильные дрожжи не существуют в природной среде. Они сильнее бактерий, составляющих микрофлору кишечника, устойчивы к температуре, не погибают при обработке слюной и желудочным соком. Попадая в микрофлору кишечника, эти грибки значительно изменяют ее, нарушая естественные процессы пищеварения.
Дрожжи и онкозаболевания
В интернете много пишут об опыте французского биолога Этьена Вольфа. Он поместил злокачественную опухоль желудка и опухоль кишечника в пробирки с питательным раствором и экстрактом ферментирующих дрожжей, и растил их в течение нескольких месяцев. В неделю опухоли вырастали вдвое и втрое! Когда дрожжи удаляли из раствора, опухоль погибала.
Дрожжи и дыхание
Спиртовое брожение, вызываемое дрожжами, увеличивает объем кишечника. Это сильно уменьшает диапазон работы диафрагмы, которая выполняет роль насоса, расширяя и выжимая легкие, массируя внутренние органы. От работы диафрагмы напрямую зависит расположение и работа сердца.
Мой маленький опыт
Когда один из моих учителей прописал мне отказаться от дрожжевого хлеба, я это сделала сразу. В течение месяца, пекла пресные лепешки на сковородке. Избегала пирожных, печенья, из магазинного хлеба брала только армянский лаваш (тонкий, как салфетка). Серьезных нарушений пищеварения у меня и до этого не было, но, надо отметить, что за месяц, работа кишечника стала и вовсе идеальной.Затем последовал эксперимент — две недели в Италии на дрожжевых булках, круассанах и пицце. Кишочки отреагировали сразу: пищеварение заметно замедлилось и затруднилось. Стул стал нерегулярным, жестким. Исследуя зависимость психического состояния от состояния здоровья, я заметила, как даже небольшой дисбаланс в пищеварении рождает ощущение некой «тоскливости», неудовлетворенности. Неприятные ощущения незаметно накладываются на восприятие себя, других людей, обстановки и событий и все кажется не очень приятным. Это трудно заметить, если не обращать внимания. Я отлично помню, как еще несколько лет назад легко впадала в это состояние и терпела его, и раздражалась на людей, не понимая, что для хорошего настроения достаточно несколько дней попоститься для очищения кишечника или сделать клизму :)
О квасном хлебе в Библии
Теперь мне очень хорошо понятны принятые во многих религиозных культах посты, в том числе отказ от дрожжевого хлеба. Это не просто так «закон». Это правила, помогавшие когда-то сохранять здоровье не одного человека, а всей нации, которая считала закон святым! Кстати, в Библии говорится, что Моисей указал иудеям избегать всего «квасного» и питаться «опресноками» — пресным хлебом, и позвал с собой в землю обетованную только тех, кто чтил этот закон, чтобы создать нацию, здоровую телом и духом. И сейчас в христианстве существует традиция выпечения пресных хлебов (в Православии их называют просфорами или просвирками), используемых в таинстве причастия.
Рецепты пресных лепешек
- Все очень просто: вода, мука, соль. Довольно крутое тесто раскатывается в лепешку и выпекается на толстой сковороде до легкого румянца. Есть такую лепешку можно только свежей потом она засыхает.
- Тесто на молочной сыворотке, особенно если его подержать часок в холодильнике, при выпекании лучше расслаивается — получается пита, пустотелая лепешка, внутрь которой можно положить начинку.
- Тесто на газировке получается более рыхлым, а газ все равно улетучивается.
- Хлеб с маслом и зеленью: нужно раскатать лепешку, смазать сливочным маслом, посыпать зеленью, специями, свернуть пополам, раскатать еще раз и затем выпекать.
- Разнообразить вкус хлеба можно добавлением разной муки — ржаной, овсяной, гречневой, ячменной, нутовой, или добавлением пахучего разного масла — грецкого ореха, тыквенного, горчичного.
Если у вас есть свои рецепты, пожалуйста, делитесь!
Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram! Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga
hanuman.ru
Как пекли хлеб в старину
КАК ПЕКЛИ ХЛЕБ В СТАРИНУВ течение тысячелетий помол зерна осуществлялся между каменными терками - жерновами. При этом способе помола не происходило потерь высококачественных веществ – все ценные витамины, ароматические вещества и ферменты сохранялись.
В середине XIX века (1862 г.) был изобретен помол между металлическими (вращающимися с разной скоростью) вальцами, и весь сложный процесс помола зерна пшеницы на современной сортовой мельнице направлен на то, чтобы как можно лучше отделить эндосперм (из него сейчас и получают муку) от зародыша, щитка, алейронового (ферментного) слоя, оболочек (отруби). То есть наиболее ценные и играющие исключительно важную роль в питании человека составляющие зерна изъяты и направлены в отходы на корм животным.
ПОДГОТОВКА
Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи бороны. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков.
СЕВ
Год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать. Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев. День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить. Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхность.
ХЛЕБ РАСТЕТ
С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота. В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».
ЖАТВА
Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.
День начала жатвы назывался Зажинки. За жатву брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу. Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.
ОБМОЛОТ ЗЕРНА
Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.
Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.
Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.
Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу. А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму. Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.
НА МЕЛЬНИЦЕ
Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.
Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.
Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса. С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы.
ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.
Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».
На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.
Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.
Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.
Оболочки (отруби), а это клетчатка, выводят органическую грязь – излишки ферментов желудочного сока, желчные кислоты, билирубин, холестерин. Отруби помогают нормализовать кишечную флору – адсорбируют патогенные микроорганизмы, оставляя в покое кишечную палочку, нормализуют перистальтику кишечника. К тому же отруби – это ведь полисахариды, лучшая пища для наших бифидобактерий: в 1 см3 желудочного сока около 10 млн бифидобактерий. Поэтому вполне закономерно, что, когда мы неосознанно лишаем бифидобактерий, вырабатывающих, к примеру, витамин В12, пищи, запускается механизм сахарного диабета.
При помоле между каменными жерновами не происходит уноса высококачественных веществ — все ценные витамины, ароматические вещества и ферменты сохраняются. Ручная мельница делает возможным вести помол мягких и твердых сортов пщеницы, ржи, ячменя, овса, сои, амаранта и т.д. Ячмень вообще удивительная культура и, вероятно, неслучайно, ячмень называют «стрелой света». В древности ячменем кормили гладиаторов и рабов, то есть тех, для которых требовались, прежде всего, сила и выносливость. Рожь — это природное лекарство. В старину на Руси считалось, что употребление в пищу ржи повышает жизненный тонус, поднимает настроение. Рожь обладает общеукрепляющим действием и нормализует обмен веществ. А самым лучшим из хлебных квасов является ржаной квас. Это самым питательный и биологически ценный напиток, из всех существующих сегодня. Неслучайно этим вкусным и полезным напитком восхищались иностранцы, путешествующие по России.
Пшеничная мука (крупчатка), получаемая при этом способе помола, обладает такими хлебопекарными свойствами, которые иначе получить невозможно.
Иными словами, ручная мельница, имея срок эксплуатации десятки лет, будет вам служить, оберегая здоровье семьи, в течении нескольких поколений.
В чём же ценность помола между каменными жерновами?
Во-первых, и это очень важно, после помола мука остается «живой» лишь в течении нескольких суток.
Во-вторых, весь сложный процесс помола зерна пшеницы на современной сортовой мельнице направлен на то, чтобы как можно лучше отделить эндосперм (из него сейчас и получают муку) от зародыша, щитка, алейронового (ферментного) слоя, оболочек (отрубей).
То есть, наиболее ценные и играющие исключительно важную роль в питании человека составляющие зерна были изъяты и направлены в отходы на корм животным, в их числе и витамины.
Роль и значение витаминов в питании общеизвестна. Их отсутствие или недостаток в пище вызывает тяжелые заболевания. Когда, к примеру, из хлебного зерна и риса стали удалять неперевариваемые, якобы, компоненты и гордиться белоснежной мукой и рисом, то это долгое время не вызывало проблем. Затем появились специфические расстройства, такие, как паралич и другие нарушения неврологического характера, которые назвали «бери-бери». Позже стало ясно, что людям чего-то не хватает. И то, чего не хватало, содержалось как раз в рисовой шелухе, которую выбрасывали или скармливали животным. Тогда стали искать недостающее звено и нашли его. Химически оно оказалось амином, который, очевидно, был носителем жизни (вита (лат.) — жизнь). Так возникло название «витамин».
Ручная мельница
Вот этот витамин В, как и другие витамины, практически полностью и в наше время на самом современном оборудовании также тщательно отделяется и удаляется в отходы.
Распределение витамина В в процентах по отдельным частям пшеничного зерна следующее (По Д. Хиткоку, Д. Хиткоку и Б. Шоу):
32% — в алейроновом (ферментном) слое;
62% — в щитке, остальное количество витамина В (6%) приблизительно равномерно распределено между энтоспермом, зародышем, перикарпом.
Аналогичная картина наблюдается и по другим витаминам. Получается, что за 150 лет человек ничуть не поумнел!
Об этом знали еще в библейские времена, считая цельномолотую муку кладовой здоровья, одним из основных условий долголетия.
Хлеб по рецепту Книги пророка Иезекииля «Возьми себе пшеницы и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, всыпь их в один сосуд и сделай из них себе хлебы…».
Как это ни странно, но современная мука, в которой ничего нет, стоит дороже, чем свежая (а, значит, живая) цельномолотая.
Однако на этом безумие не заканчивается. Мука, естественный цвет которой — кремовый, из-за наличия в ней каротиноидов (провитаминов группы А), подвергается отбеливанию с применением химиката, который стандартен для мукомольной промышленности —газ хлор. Агентство по охране окружающей среды США относит этот газ к пестицидам и определяет его как отбеливающий муку,старящий и окисляющий (запомните это) агент, являющийся мощным ирритантом смертоносного действия, опасным для вдыхания. На одном из центральных каналов ЦТ несколько лет назад были озвучены данные о том, что отказ от хлорирования воды и переход на другие, более безопасные способы её обеззараживания ведет к увеличению средней продолжительности жизни на всей территории России по официальным данным — на 8 лет, по неофициальным — на 15! Хлор при контакте с пшеницей (дублирующий контакт хлора с мукой происходит и в момент замеса теста с хлорированной водопровдодной водой на всех пекарнях) образует другое вещество, называемое аллоксаном, который известен своей способностью нарушать деятельность поджелудочной железы.
Аллоксан так хорошо разрушает поджелудочную железу, что ученые даже применяют его в клинических исследованиях для инициирования диабета у подопытных лабораторных животных!
Так куда же исчезла мука из цельного зерна, из которой пекли хлеб наши предки? Только мука из цельного зерна, как мы уже с вами знаем, содержит в себе витамины группы В, макро- и микроэлементы и зародыш, который обладает фантастическими целебными свойствами. Рафинированная мука лишена и зародыша, и оболочки — вместо этих, природой созданных целебных частей зерна, в муку добавляют всевозможные пищевые добавки, химическим путем созданные заменители, которые никогда не смогут восполнить то, что создано самой природой. Рафинированная мука становится слизеобразующим продуктом, который комом ложится на дно желудка и зашлаковывает наш организм. Рафинирование — процесс дорогостоящий, затратный и при этом убивающий живую силу зерна. И нужен он только для того, чтобы как можно дольше сохранить муку от порчи. Мука цельная не может долго храниться (летом), но этого не требуется. Пусть хранится зерно, а из него, по мере надобности, можно изготавливать муку. Так было всегда. Зерно — живое. Когда оно размалывается, тотчас начинается процесс старения. Можно сказать, что белая мука лучше хранится, потому что она мертва. Эксперименты с кормлением крыс показали, что уже через 14 дней после помола количество жизни в муке сокращается настолько, что при кормлении мукой и хлебом из такой муки животные в четвертом поколении, как правило, утрачивают жизнеспособность. И не пора ли во имя удобств торговли прекратить порочную практику превращения Богом данного целебного продукта питания в мертвую слизеобразующую массу, имеющую привлекательный вкус за счет сахара, соли, жира, подвергнутых термообработке при высоких температурах и ставших канцерогенными.
everything.kz
Про хлеб насущный - старинный и современный: p_syutkin
Некоторое время назад портал «Gastronom.ru» открыл новый раздел – «Местные продукты». Причем, местные – это не обязательно «рядом с нами», а очень широкая характеристика. Чего там только нет: луховицкие огурцы и хорватская бродета, адыгейский сыр и рагу из тайских ананасов, первый российский хамон и музей щуки под Тверью.Нас же с Ольгой Сюткиной журналисты «Гастронома» попросили ответить на вопросы про традиционный русский хлеб. Кстати, возможно, эта хлебная тема разовьется дальше до полноценного раздела со многими статьями разных авторов. - Какой хлеб можно считать традиционным русским?Исторически кислый дрожжевой хлеб, созревающий пару дней, являлся «визитной карточкой» русской кухни до конца XVIII века. Впрочем, давайте не будем заблуждаться. Тогдашний хлеб вряд ли пришелся бы по вкусу современному человеку. Известно мнение Павла Алеппского, который в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария (это середина XVII века) писал: «Мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейшая халва. Мы же совершенно не в состоянии есть его, ибо он кисел, как уксус, да и запах имеет тот же». В XVI—XVII вв. ржаной хлеб на Руси ели не только бедные, но и богатые люди. Это в последующем на дворянском столе стало зазорным иметь кислый ржаной хлеб. Но до петровских времен отношение к этому было вполне спокойным.
- Где в старину пекли хлеб? Была ли разница между городом и деревней?
Натуральное хозяйство в Древней Руси оставляло для этого немного вариантов. Так, из «Домостроя» мы узнаем, что хлеба на Руси пекли в специальном помещении — «хлебне», отделенной от «поварни», где готовили еду. Там же рассказано о различных свойствах хлеба, например: «Хлеб ржаной теплее ячменного, и есть его нужно здоровым людям, он им придаст силы; больным же людям следует есть хлеб пшеничный, он лучше и питательней».
Первые иностранные хлебопеки появились в России в начале XVIII века, т.е. уже в эпоху Петра I. Эти заведения специализировались в основном на выработке большого количества булочных изделий мелкого развеса. В деревнях хлеб пекся обычно раз в неделю. Городская же жизнь давала возможность покупать свежий хлеб каждый день и разных сортов.- В советское время хлеб был очень дешевым. Почему?
Мы не случайно вспоминаем советский хлеб, как простой и натуральный. Ведь, настоящий хлеб состоит всего из четырех ингредиентов - мука, вода, соль, дрожжи (закваска). Вот и подумайте, дорого ли он стоил бы даже сегодня. Другое дело, что качество его тогда было разным. «Что можно испечь из этой продающейся у нас в городе муки», - спросил как-то в 1960-х годах основоположника советского хлебопечения Льва Ауэрмана его ученик. «Да, ничего нельзя» - ответил ученый. И вместе с тем, даже в таких непростых условиях советская хлебопекарная промышленность обеспечивала определенное качество. Был ГОСТ на большинство сортов хлеба, который до середины 80-х годов строго соблюдался. Впрочем, все мы понимаем, что качество хлеба зависит еще и от рук, и от оборудования. Так что «на местах» бывало по-разному. К сожалению, сейчас единого государственного контроля за рецептурой хлеба нет вообще.
- Были ли рецепты хлеба в дореволюционных кулинарных книгах? Сохранились ли они (рецепты)?
Русский хлеб – это ведь не только караваи и знакомые нам «кирпичики». Это еще и множество типичных хлебных изделий – калачей, саек, баранок, папушников. Их рецепты – неотъемлемая часть нашей дореволюционной кулинарной литературы. Скажем, раздел про хлеб очень содержателен в «Словаре поваренном» (1795) Василия Левшина. Именно он говорит, что иностранные булки ничем не отличаются от старинного русского папушника. Про ситник мы читаем у Екатерины Авдеевой. А русский кондитер Николай Маслов посвящает немало страниц всяким сладким хлебным вкусностям.
p-syutkin.livejournal.com