Как получается хлеб: этапы пути зерна от поля к столу. Как из зерна получается хлеб


Как из зерна получилась булка

Презентация на тему: Как из зерна получилась булка

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Как из зерна получилась булка

№ слайда 2 Описание слайда:

Откуда хлеб пришёл

№ слайда 3 Описание слайда:

– В детстве я думал, что батоны растут на дереве, – сказал Саша.– А я думал, что хлеб делают в магазине!– А мне бабушка говорила, что булочки и баранки рождаются от батона.– А я сама лепила из тестапирожки и пекла в духовке!– Как же появился хлеб?

№ слайда 4 Описание слайда:

Когда и где родился хлеб? Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. 

№ слайда 5 Описание слайда:

Пшеница

№ слайда 6 Описание слайда:

Рожь

№ слайда 7 Описание слайда:

Как хлеб к нам приходит Сначала землю пашут. Потом в неё бросают зёрна – сеют хлеб. Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен.

№ слайда 8 Описание слайда:

Колоски жнут и обмолачивают,вытряхивают из них зернышки. Зерно везут на мельницу.

№ слайда 9 Описание слайда:

Там его растирают в муку –мелют

№ слайда 10 Описание слайда:

Муку отвозят в пекарню. Там пекут булочки, буханки, батоны.

№ слайда 11 Описание слайда:

Хлеб готов!

№ слайда 12 Описание слайда:

Хлеб везут в магазины. Покупайте и кушайте!

№ слайда 13 Описание слайда:

Отгадайте загадки: Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены, Ходит дом ходуномНа столбе золотом.  Парикмахер необычныйГладко чуб стрижёт пшеничный, И лежат за ним вразброс Копны золотых волос. Был я сыпучим, Потом – тягучим, В огонь попал –Мягким стал. 

№ слайда 14 Описание слайда:

Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье...Ну и объеденье! Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают?  В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. 

№ слайда 15 Описание слайда:

Знаешь ли ты пословицы о хлебеХлеб – всему голова.Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова.Хлеб – батюшка, водица – матушка.Хлеб да соль – это труд да любовь.Хлеб на стол – так и стол престол; а хлеба ни куска – так и стол доска.Хлеб да вода – крестьянская еда.Плох обед, когда хлеба нет.

№ слайда 16 Описание слайда:

Знаешь ли ты? Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. У славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. 

№ слайда 17 Описание слайда:

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы стоят люди и молча плачут. На могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова: «Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда».

№ слайда 18 Описание слайда:

Мальчик,Ногою пинающий хлеб,Мальчик,Голодных не знающий лет,Помни,Что были лихие года.Хлеб – Это жизнь, а не просто еда.Хлебом клялись,За хлеб умирали.Не для того,Чтоб в футбол им играли. В слове народная мудрость таится,Вот, что в народе у нас говорится:«Если ты хлеб ценить перестал,Ты человеком быть перестал!»

№ слайда 19 Описание слайда:

Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют.

№ слайда 20 Описание слайда:

БулкаТри паренька по переулку Играя будто бы в футбол,Туда – сюда гоняли булкуИ забивали ею гол.Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнул,И, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул.Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувалИ вдруг спокойно и открытоПри всех ее поцеловал. - Вы кто такой?- спросили дети,Забыв на время про футбол.- Я пекарь!- человек ответилИ с булкой медленно ушел.И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небомМоря пшеницы золотой.

№ слайда 21 Описание слайда:

ppt4web.ru

Как из зерна получилась булка

Урок окружающего мира в 1 классе по программе Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века».Тема: Как из зерна получилась булкаЦель: формирование бережного отношения к хлебу.Задачи:

1.Углублять знания учащихся о хлебе, названиях сельскохозяйственных профессий и машин.

3. Активизировать речь детей.

4.Познакомить детей с пословицами, поговоркам, связанными с хлебом.

4.Воспитывать уважение к хлебу и к людям, которые его выращивают.

Оборудование:

проекционное оборудование (для демонстрации презентации к уроку), рисунки с изображением хлеба, плакаты с пословицами, иллюстрации.^ за несколько дней до занятия была проведена экскурсия в пекарню; 5 учеников подготовили стихотворения; все обучающиеся нашли пословицы о хлебе; на уроке выступили хозяин пекарни и пекарь с рассказом об истории появления пекарни в городе и профессии пекаря.

^

I Орг. момент [слайд 1]

- В мире много неизвестного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

- Урок окружающего мира.

^

[подготовленный ученик рассказывает стихотворение] [слайд 2]

Вот он – хлебушко душистый,

С хрупкой, корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый.

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье, наша сила,

В нем – чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

И не сразу стали зерна

Хлебом, тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

- О чем это стихотворение? (о хлебе)

- Какова тема сегодняшнего урока? О чем мы будем говорить на занятии?

- Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как хлеб попадает на наш стол, кто потрудился для того, чтобы в каждом доме на столе были булки, батоны, бублики, пироги.

^

- Послушайте одну историю. [слайд 3]

Надя с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нем очень много. Надя спросила:

- Бабушка, а тут что растет?

-Хлеб, внученька!

-Хлеб?! А булки где?

-И булки здесь, внученька.

-А баранки?

- И баранки здесь.

- А пряники?

-И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на колосья. Хочет угадать:

где тут хлеб, где булки, а где пряники?

- А вы знаете, как попадает хлеб на стол?

- Из чего получают булочки, батоны, пироги, бублики, баранки? (из зернышка) [слайд 4]

- Правильно, из зернышка. Давайте попробуем сегодня на уроке все вместе вырастить хлеб. Куда для этого нам следует отправиться? [слайд 5]

- Весной в поля выходят машины. У человека, ведущего эту машину много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить ее для посева семян.

- Что это за машина, и кто ею управляет?

(трактор, тракторист) [слайд 6]

- Через некоторое время в поле выходят уже другие машины. В колхозах поля огромные и чтобы их быстро засеять, используют сеялки [слайд 7]

- Итак, зернышки посеяли. Солнышко все выше, все теплее вокруг. Что же происходит на поле? Что делают зернышки? (зерна проросли, появились всходы) [слайд 8]

- Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос. Летом хлебные поля похожи на море. [слайд 9] Подует ветер, и колосья закачаются, как волны. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. [слайд 10]

- Хлеб созрел. Пришла пора убирать урожай. И снова в поле выходят машины.

В желтом море корабль плывет.

Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет.

(комбайн) [слайд 11]

- Как называют человека, который управляет комбайном? (комбайнер)

- Затем зерно засыпают на машины и везут в новый дом - элеватор.

[слайд 12]

- Что же происходит с зерном на элеваторе?

(его сушат и отбирают)

- Дальше зерно отправляют на мукомольные заводы. Для чего, как вы думаете? (из него делают муку) [слайд 13]

- Что же происходит с мукой дальше? (Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни) [слайд 14]

- И уже из муки пекут хлеб. А как называют тех людей, которые пекут хлеб? (пекари)[слайд 15]

- Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.

- Как называется специализированный магазин, где продаются только хлебобулочные изделия? (булочная) [слайд 16]

- И уже в этих магазинах мы и покупаем наш хлеб.[слайд 17]

- Итак, какой путь проходит зерно, чтобы попасть к нам на стол? (ответы учащихся)[слайд 18]

- Посмотрите, короткий ли этот путь?

- Ребята, легко ли получить хлебобулочные изделия?

- Какой вывод мы должны сделать: как нужно относиться к хлебу? (беречь его, уважать труд людей, которые его вырастили, не разбрасывать, не играть хлебом)

^

Вот как солнышко встает-

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет –

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется.

А под солнышком нам всем

Радостно живется!

IV Закрепление изученного

- Ребята, вспомните о нашей экскурсии в пекарню.

- Сегодня к нам на урок пришли хозяин пекарни и пекарь. Они нам расскажут об истории появления пекакрни в нашем городе и о нелегкой работе пекаря.

[рассказ хозяина пекарни и пекаря]

- Для того чтобы хлеб всегда был на наших столах, мы должны его беречь. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда.

- А теперь давайте послушаем стихотворение С. Михалкова, которое подготовили наши ребята.

[подготовленные ученики рассказывают стихотворение]

1 ученик

Три паренька по переулку

^

Туда – сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они её не покупали –

Нашли за домом во дворе.

С земли её не поднимали.

И вот она уже в игре…

2 ученик

Шел мимо незнакомый дядя.

Остановился и взглянул

И на ребят почти не глядя

К той булке руку протянул.

Потом насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

3 ученик

- Ты кто такой? – спросили дети.

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь! – человек ответил.

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которым налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

- О чем это стихотворение? Что сделали ребята?

- Правильно ли они поступили? Почему?

- Верно, к хлебу нужно относиться уважительно и бережно; увидите кусок хлеба на земле, не затаптывайте его в грязь, поднимите. Положите повыше, чтобы птицы склевали. Помните: хлеб – это труд тракториста, который посеял зерно; хлеб-это труд комбайнера, который его убирал; хлеб-это труд пекаря, который его выпекал с большой любовью.

4 ученик

А в годы войны помогал он героям

^

Пусть чистое небо сияет над миром.Пускай отражается солнце в глазах.

Да пусть ещё хлеб вечно будет в почёте

На ваших и наших семейных столах.

- В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады Ленинграда времен Великой Отечественной войны дневной паек для жителей осажденного фашистскими захватчиками города. А людям нужно было работать, нужно было выжить вопреки всему…. [слайд 20]

Физминутка

[По классу развешены фрагмены-пазлы. Нужно на доске с помощью магнитов восстановить картинку с изображением каравая] [слайд 21]

^

- Ребята, есть такая пословица «Худ обед, когда хлеба нет». [слайд 22]

- Как вы ее понимаете? Что значит «худ»? (плохой, несытный)

- Почему обед плохой, если нет хлеба?

- А какие вы еще знаете пословицы о хлебе? (хлеб, да вода – мужицкая еда; у голодного хлеб на уме; хлеба ни куска, так и в горнице тоска; каравай хлеба не свалится с неба; много снега– много хлеба.)

^

- Откройте учебники на с. 31. Рассмотрите рисунок и послушайте текст.

[чтение текста учителем]

- Что вы можете сказать о Вове? Действительно ли существует хлебное дерево? (учащиеся высказывают свои предположения)

- ^ – это уроженец в Индии, но его разводят в тропических странах повсюду. Хотя плоды его считаются безвкусными, индийцы их очень любят, а кроме того, они поджаривают и съедают многочисленные семена, которые скрыты в мякоти плода. [слайд 24]

- Поработаем в паре. Ваша задача – проанализировать серию рисунков на экране и восстановить правильную последовательность, а затем рассказать, как получается хлеб. Люди каких профессий помогают хлебу появиться на нашем столе? [слайд 25]

[учащиеся обсуждают рисунки, работая в паре, потом представляют свое выступление]

^

- А сейчас самостоятельная работа в рабочей тетради на с.7.

[самостоятельная работа, обсуждение выполнения]

V Итог урока

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что запомнилось больше всего?

- На что обратили особое внимание?

- О чем бы вы хотели рассказать родителям?

- Давайте еще раз назовем путь, который проделывает хлеб, прежде чем попасть на наш стол (вспашка-посев семян- сбор урожая-муком.завод-пекарня-хлеб)

[слайд 26]

- Ребята, а в завершении нашего занятия наши гости хотят вас угостить своей выпечкой.

[каждый ребенок получает по ароматной, свежей булочке]

- Спасибо за урок. Урок окончен. [слайд 27]

lit-yaz.ru

Урок окружающего мира на тему 'Как из зерна получилась булка' (1 класс)

Урок окружающего мира в 1-Б классе по программе- Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Учитель: Барна Т.А.

Тема: Как из зерна получилась булка

Цель: формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи:

1.Углублять знания учащихся о хлебе, названиях сельскохозяйственных профессий и машин.

3. Активизировать речь детей.

4.Познакомить детей с пословицами, поговоркам, связанными с хлебом.

4.Воспитывать уважение к хлебу и к людям, которые его выращивают.

Оборудование:

проекционное оборудование (для демонстрации презентации к уроку), рисунки с изображением хлеба, плакаты с пословицами, иллюстрации.

Подготовительная работа: 5 учеников подготовили стихотворения; все обучающиеся нашли пословицы о хлебе.

Ход урока

I Орг. момент (слайд 1)

Уч-ль.В мире много неизвестного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

II Сообщение темы и целей урока (слайд 2)

У учителя на подносе-каравай.

Милана.Вот он - хлебушко душистый,

С хрупкой, корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый.

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

И не сразу стали зерна

Хлебом, тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

- О чем это стихотворение? (о хлебе)

- Какова тема сегодняшнего урока? О чем мы будем говорить на занятии?

- Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как хлеб попадает на наш стол, кто потрудился для того, чтобы в каждом доме на столе были булки, батоны, бублики, пироги.

III Изучение нового материала

1.- Послушайте одну историю. (слайд 3)

Надя с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нем очень много. Надя спросила:

- Бабушка, а тут что растет?

-Хлеб, внученька!

-Хлеб?! А булки где?

-И булки здесь, внученька.

-А баранки?

- И баранки здесь.

- А пряники?

-И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на колосья. Хочет угадать:

где тут хлеб, где булки, а где пряники?

- А вы знаете, как попадает хлеб на стол?

- Из чего получают булочки, батоны, пироги, бублики, баранки? (из зернышка) (слайд 4)

- Правильно, из зернышка. Давайте попробуем сегодня на уроке все вместе вырастить хлеб. Куда для этого нам следует отправиться? (слайд 5)

- Весной в поля выходят машины. У человека, ведущего эту машину много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить ее для посева семян.

- Что это за машина, и кто ею управляет?

(трактор, тракторист) (слайд 6)

- Через некоторое время в поле выходят уже другие машины. В колхозах поля огромные и чтобы их быстро засеять, используют сеялки (слайд 7)

- Итак, зернышки посеяли. Солнышко все выше, все теплее вокруг. Что же происходит на поле? Что делают зернышки? (зерна проросли, появились всходы) (слайд 8)

- Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос. Летом хлебные поля похожи на море. (слайд 9) Подует ветер, и колосья закачаются, как волны. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. (слайд 10)

- Хлеб созрел. Пришла пора убирать урожай. И снова в поле выходят машины.

В желтом море корабль плывет.

Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет.

(комбайн) (слайд 11)

- Как называют человека, который управляет комбайном? (комбайнер)

- Затем зерно засыпают на машины и везут в новый дом - элеватор.

(слайд 12)

- Что же происходит с зерном на элеваторе?

(его сушат и отбирают)

- Дальше зерно отправляют на мукомольные заводы. Для чего, как вы думаете? (из него делают муку) (слайд 13)

- Что же происходит с мукой дальше? (Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни) (слайд 14)

- И уже из муки пекут хлеб. А как называют тех людей, которые пекут хлеб? (пекари)(слайд 15)

- Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.

- Как называется специализированный магазин, где продаются только хлебобулочные изделия? (булочная) (слайд 16)

- И уже в этих магазинах мы и покупаем наш хлеб.(слайд 17)

2.Ролевая игра «Как хлеб на стол пришёл»

Основные роли: тракторист, сеяльщицы, комбайнер, водители машин, пекарь, продавец.

Название профессий написано на листочках. Дети выбирают профессию и рассказывают о ней.

3.Беседа о бережном отношении к хлебу.

  1. Почему нельзя ходить по хлебному полю?

  2. Почему нельзя бросать хлеб?

- Послушайте рассказ Н.Ляшенко и А.Мусатова «Наш большой каравай». В нем авторы тоже попытались ответить на эти вопросы.

Шелестит хлебное поле. Будто шепчут что-то колосья. Набухшие зерна выпирают из колоса и своей тяжестью клонят его к земле. Каждый колос - боевая единица великой хлебной армии. Сколько людей и машин трудились, чтобы его вырастить. Сталевары и агрономы, трактористы и летчики, комбайнеры и бухгалтеры - всех не перечислишь.

И вот он стоит, ласково и гордо протягивая людям свое спелое зерно. А без зерна нет и пирогов, ни масла, ни сыра, ни колбасы, ни обыкновенного хлеба - самой главной еды, без которой нельзя жить…

И разве можно простить того, кто свернул с дороги на поле, пошел по колосьям, начал давить их ногами? Лег или сел на живые колосья, расплющивая зерна хлеба? Из этих зерен выросло бы новое поле, а теперь они мертвые.

Также грустно видеть скошенное поле, на котором остались одинокие, забытые колоски.

Но самое скверное, когда бросают кусок хлеба, хотя бы и самый маленький.

В этом куске хлеба соленый пот тракториста, бессонные ночи комбайнера. В нем ветреные на жгучем морозе дни, когда колхозники выходили на снегозадержание, чтобы полям хватило весенней воды…

И память о проливных дождях, от которых чуть не полегли спелые хлеба… бросить хлеб, все равно, что оскорбить всех, кто его растил.

Дети обмениваются впечатлениями от рассказа.

- Как мы можем бережно относиться к хлебу? (Дети делятся собственным опытом)

- Итак, какой путь проходит зерно, чтобы попасть к нам на стол? (ответы учащихся)(слайд 18)

- Посмотрите, короткий ли этот путь?

- Ребята, легко ли получить хлебобулочные изделия?

- Какой вывод мы должны сделать: как нужно относиться к хлебу? (беречь его, уважать труд людей, которые его вырастили, не разбрасывать, не играть хлебом)

Физминутка (слайд 19)

Вот как солнышко встает-

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет -

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется.

А под солнышком нам всем

Радостно живется!

IV Закрепление изученного

- Для того, чтобы хлеб всегда был на наших столах, мы должны его беречь. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда.

- А теперь давайте послушаем стихотворение С. Михалкова, которое подготовили наши ребята.

(подготовленные ученики рассказывают стихотворение)

1 ученик .НАСТЯ.

Три паренька по переулку

Играя будто бы в футбол,

Туда - сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они её не покупали -

Нашли за домом во дворе.

С земли её не поднимали.

И вот она уже в игре…

2 ученик.ДЕНИС

Шел мимо незнакомый дядя.

Остановился и взглянул

И на ребят почти не глядя

К той булке руку протянул.

Потом насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

3 ученик.МИЛАНА

- Ты кто такой? - спросили дети.

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь! - человек ответил.

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которым налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

- О чем это стихотворение? Что сделали ребята?

- Правильно ли они поступили? Почему?

- Верно, к хлебу нужно относиться уважительно и бережно; увидите кусок хлеба на земле, не затаптывайте его в грязь, поднимите. Положите повыше, чтобы птицы склевали. Помните: хлеб - это труд тракториста, который посеял зерно; хлеб-это труд комбайнера, который его убирал; хлеб-это труд пекаря, который его выпекал с большой любовью.

4 ученик РОМА

А в годы войны помогал он героям

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо сияет над миром.Пускай отражается солнце в глазах.

Да пусть ещё хлеб вечно будет в почёте

На ваших и наших семейных столах.

- В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады Ленинграда времен Великой Отечественной войны дневной паек для жителей осажденного фашистскими захватчиками города. А людям нужно было работать, нужно было выжить вопреки всему…. (слайд 20)

Физминутка

(По классу развешены фрагмены-пазлы. Нужно на доске с помощью магнитов восстановить картинку с изображением каравая) (слайд 21)

А) Работа с пословицей

- Ребята, есть такая пословица «Худ обед, когда хлеба нет». (слайд 22)

- Как вы ее понимаете? Что значит «худ»? (плохой, несытный)

- Почему обед плохой, если нет хлеба?

- А какие вы еще знаете пословицы о хлебе? (хлеб, да вода - мужицкая еда; у голодного хлеб на уме; хлеба ни куска, так и в горнице тоска; каравай хлеба не свалится с неба; много снега- много хлеба.)

Б) Работа по учебнику (слайд 23)

- Откройте учебники на с. 31. Рассмотрите рисунок и послушайте текст.

(чтение текста учителем)

- Что вы можете сказать о Вове? Действительно ли существует хлебное дерево? (учащиеся высказывают свои предположения)

- Хлебное дерево - это уроженец в Индии, но его разводят в тропических странах повсюду. Хотя плоды его считаются безвкусными, индийцы их очень любят, а кроме того, они поджаривают и съедают многочисленные семена, которые скрыты в мякоти плода. (слайд 24)

- Поработаем в паре. Ваша задача - проанализировать серию рисунков на экране и восстановить правильную последовательность, а затем рассказать, как получается хлеб. Люди каких профессий помогают хлебу появиться на нашем столе? (слайд 25)

[учащиеся обсуждают рисунки, работая в паре, потом представляют свое выступление]

В) Самостоятельная работа

- А сейчас самостоятельная работа в рабочей тетради на с.7.

(самостоятельная работа, обсуждение выполнения)

V Итог урока

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что запомнилось больше всего?

- На что обратили особое внимание?

- О чем бы вы хотели рассказать родителям?

- Давайте еще раз назовем путь, который проделывает хлеб, прежде чем попасть на наш стол (вспашка-посев семян- сбор урожая -муком. завод-пекарня-хлеб)

(слайд 26)

У вас на столе колоски двух цветов: возьмите тот по цвету, который соответствует вашему настроению на уроке. Прикрепите его на лист. Какое поле у нас получилось? Жёлтое или золотое? Хлеб нам дорог как золото.

Мне до земли поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей страной.

Труд - его имя,

Мир - его отчество.

И для народа он самый родной.

Учитель разрезает каравай и угощает детей.

- Спасибо за урок. Урок окончен. (слайд 27)

botana.cc

Как из зерна получилась булка?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ардона Ардонского района РСО-Алания

Как из зерна получилась булка?

Исследовательская работа

Выполнил: ученик 1 «А» класса

Томаев Артур

Научный руководитель: Мамаева О.А.

г. Ардон, 2016

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………...3

  2. Основная часть …..………………………………………..…………….....4

    1. История хлеба………………………………………………………………....4

    2. Когда и где родился хлеб…………………………………………………….5

    3. Как относились к хлебу в древности…………………………………….…..7

    4. История хлеба на Руси………………………………………………………..9

  1. Заключение…………………………………………………………….....11

  2. Библиография…………………………………………………….…...…12

    1. Введение

Я, Томаев Артур ученик первого класса, живу в большой и  дружной семье. В этом году я пошел в первый класс. В школе на уроках окружающего мира учительница рассказывала о хлебе. В своем доме я часто слышу фразы: «Береги  хлеб!», «Бери  хлеба столько, сколько сможешь съесть!», «Не кроши хлеб!», «Хлеб – большая ценность!» и  т.д.  Поэтому мне было интересно узнать, почему  люди так дорожат хлебом, называют его ценным продуктом, хотя его  вдоволь в наших магазинах…

          Я обратилась к родителям с этими вопросами. Результаты нашего семейного эксперимента стали основой моей научной работы.

          Основная цель работы – изучить историю возникновения хлеба.

Задачи проекта:

Для достижения цели я поставил следующие задачи:

- узнать историю выпечки хлеба в древности;

- какую роль хлеб играл в жизни наших предков;

- хлеб в русском фольклоре;

2.ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

2.1. История хлеба.

 Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.  Русский народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб - соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий!

2.2. Когда и где родился хлеб.

          Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии.

          Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные не разрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства.

2.3. Как относились к хлебу в древности.

          Хлеб очень ценился и почитался человеком. Хлеб стоял в одном ряду с солнцем и золотом. В древнеегипетской скорописи хлеб, солнце и золото обозначались одним символом: кругом с точкой в средине. О хлебе слагали песни и гимны. В усыпальнице одного из египетских фараонов на стене есть картина с детальным изображением изготовления хлеба. В музее Египта есть статуэтка тестомеса, ей несколько тысяч лет.

          Древние греки считали хлеб отдельным блюдом. Чем богаче и знатнее был хозяин дома, тем щедрее он угощал своих гостей дорогим хлебом.

          В  связи с большой важностью хлеба у многих сложилось к нему суеверное почтение. Считалось, что употребление пищу без хлеба – большой грех и за это может последовать наказание богов. В Индии для преступников существовало дополнительное наказание: им определенное время, зависящее от тяжести вины, не давали хлеб. Самым значимым оскорблением считалось неуважение к хлебу.

          В некоторых странах считалось, что хлеб обладает целебными свойствами и излечивает от многих заболеваний, например: вдыханием запаха свежеиспеченного хлеба лечили насморк, а черствым хлебом – заболевания желудка и кишечника.

          С таким же уважением, как к самому хлебу, с давних времен относились и к людям, которые его пекли. Пекари занимали многие высокие должности в древних государствах и были в большом почете. Однако хлебопека сделавшего плохой хлеб могли сурово наказать: остричь, выпороть, поставить к позорному столбу и даже изгнать. По древнегерманскому закону за убийство пекаря наказание было строже, чем за убийство человека другой профессии. В Древнем Риме раб, умевший делать хлеб, ценился в 10 раз дороже гладиатора. В десятом веке в Византии пекари были освобождены от всех государственных повинностей.

          Во славу хлебных мастеров делали памятники. В Риме по сегодняшний день сохранилось надгробие высотой 13 метров. Этот мемориал возведен на могиле пекаря Марка Вергилия Эврисака, который жил около двух тысяч лет назад и был основателем нескольких больших пекарен, обеспечивающих хлебом почти весь Рим. Он украшен барельефами с изображением процесса изготовления хлеба.

          Рецепты хлеба держались хлебными мастерами в строжайшей тайне и передавались из поколения в поколение.

          За всю свою историю человечество не обеспечивалось хлебом в достаточном объеме, его никогда не было вдоволь. Именно поэтому отношение к хлебу всегда было почтенным и уважаемым, от него зависела жизнь.

2.4. История хлеба на Руси

          До 12 века на Руси пекли только пшеничный хлеб.  Но затем на столе наших предков появился ржаной, который тут же стал очень популярным.  Он был куда дешевле и сытнее, как говорилось в пословице: «Пшеничка кормит по выбору, а матушка – рожь всех сплошь».  Печь «черный» хлеб было непростым делом –  рецепт изготовления закваски для него держался в строгом секрете.  Интересно, что в других странах любовь русских людей к ржаному хлебу не разделяли – ни в прошлом, ни сегодня  на прилавках зарубежных магазинов не найти такого разнообразия черного хлеба, как у нас.

          Простые люди на Руси пекли обычный хлеб из перемолотой муки, а вот в пекарнях при монастырях ассортимент хлебных изделий был очень широк – в него входили и просфоры, и хлеб с различными добавками (маком, медом, творогом), и различные ковриги, калачи, сайки, пироги.

          С 16 века хлебопекарное дело стало разделяться на отдельные отрасли. Теперь каждая пекарня специализировалась на изготовлении каких-то одних изделий:  появились хлебники, блинники, пирожники, калачники, пряничники и ситники. В написанном в то время «Домострое» были приведены  требования к профессиональным хлебопекам: они были обязаны  знать, как нужно сеять муку, как приготовить квашню, сколько муки положить в тесто и как замесить его, как испечь каравай.  В то время пекарей считали крайне уважаемыми людьми, всегда высоко ставили их мнение по любым вопросам, называли их только полными именами.

          Лучшим хлебом на Руси считался «крупчатый белый» - из хорошо очищенной пшеничной муки. Он подавался только в очень богатых домах.  Простые люди ели «ситный» и «решетный» хлеба – приготовленные, соответственно, из просеянной через сито и решето муки, а также «пушной» - приготовленный из неочищенного перемолотого зерна.  Были и такие сорта хлеба, которые подавались к столу только  по очень большим случаям вроде свадьбы.  Например, таким считался хлеб «Боярский»  из ржаной муки особого помола с добавлением пряностей.

          Хлеб был основой питания наших предков всегда, даже в самые трудные времена. В неурожайные годы, во время войн и революций, в блокаду Ленинграда люди ели хлеб с добавлением моркови, картофеля, лебеды, льняного жмыха, солодовой и соевой муки и даже коры деревьев. Интересно, что бы сказали наши предки, если бы узнали, что сегодня «диетический» хлеб с морковкой или отрубями стоит в разы дороже обычного, о котором когда-то приходилось только мечтать?

          Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету "на калач".

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Для современного человека хлеб большая ценность? Увы, работая над ответом на этот вопрос, я могу сказать: «Нет!» Наше поколение ест хлеб вдоволь. В магазине его большое разнообразие. И мы, к сожалению, относимся к нему небрежно. Бывали случаи, когда я видел кусочки булок на полу в столовой, в мусорных бочках. Поэтому я считаю необходимым чаще рассказывать нам о самой большой ценности на Земле – ХЛЕБ.

          Работая над данной темой, я узнал о великом ученом Н.И. Вавилове. Мне стало интересно узнать о его жизни и научных открытий больше. А сейчас я буду стараться донести до своих сверстников историю хлеба.

Библиография.

1.Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М.: Детская литература, 19902.Багрова Л.А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 19973.Извекова Л.Н. «Что всего дороже?». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 19844.Крючков В.Р. «Испекли мы каравай». - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 19845.Степаненко В.И. «Хлеб». – М.: Агропромиздат, 1989

multiurok.ru

этапы пути зерна от поля к столу

Конечно, все мы знаем, что буханки не растут на деревьях. Но если быть честными, то в реальности редкий горожанин осознает, сколько труда и средств вкладывается в каждый хлебный кирпичик или батон. Корреспонденты «СП» решили проследить, скажем так, этапы пути зерна от поля к столу. 

Уборка зерновых на полях Ставрополья Уборка зерновых на полях Ставрополья

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Урожай зерновых Урожай зерновых

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Пшеница Пшеница

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Уборка зерновых на полях Ставрополья Уборка зерновых на полях Ставрополья

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Уборка зерновых на полях Ставрополья Уборка зерновых на полях Ставрополья

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Уборка зерновых на полях Ставрополья Уборка зерновых на полях Ставрополья

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Уборка пшеницы идет и днем и ночью Уборка пшеницы идет и днем и ночью

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Уборка пшеницы идет и днем и ночью Уборка пшеницы идет и днем и ночью

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Уборка пшеницы идет и днем и ночью Уборка пшеницы идет и днем и ночью

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Зерно Зерно

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Зерно Зерно

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Зерно Зерно

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Зерно нового урожая Зерно нового урожая

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Зерно нового урожая Зерно нового урожая

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Производство хлеба Производство хлеба

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Мука из зерна нового урожая Мука из зерна нового урожая

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Мука из зерна нового урожая проверяется на качество Мука из зерна нового урожая проверяется на качество

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Мука Мука

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Мука Мука

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Выпечка хлеба Выпечка хлеба

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Выпечка хлеба Выпечка хлеба

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Выпечка хлеба Выпечка хлеба

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Свежеиспеченый хлеб

Свежеиспеченый хлеб

Свежий хлеб Свежий хлеб

Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Итак, почти отгремели страсти на ставропольских полях: уборка зерновых вплотную приблизилась к финишу. Но это не значит, что для аграриев горячая пора осталась позади. В частности, вовсю продолжает кипеть работа на элеваторах, многие из которых рассчитывают в этом году заполнить мощности  «под завязку».

К примеру, не исключение и Благодарненский элеватор, который принял уже 120 тысяч тонн зерна. И пока приемка продолжается. Как пояснили на предприятии, это свидетельство доверия товаропроизводителей. И действительно, для обеспечения качественной сохранности пшеницы элеватор постоянно совершенствует технологии хранения и вкладывается в модернизацию собственных фондов. Так, уже отлично зарекомендовали себя новые подъемники и сепараторы. А за счет установки в лаборатории современного импортного оборудования значительно сократилось время определения качества поступающего зерна. Хлебоприемным предприятиям Ставрополья пока удается удерживать на доступном уровне цены на свои услуги.

Не сидят сейчас без дела и мукомолы. Наличие складских помещений позволяет многим освежать запасы зерна уже в страду.

– Тем более что закупочная цена на новый урожай пока очень привлекательная. Без преувеличения скажу, что для переработчиков сейчас хороший момент, – рассказывает Рашид Магомедов, возглавляющий мельницу в селе Мокрая Буйвола Благодарненского района.

Он добавляет, что в нашей стране спрос на ставропольскую муку высок. Потому мельница в последние годы по преимуществу работает на московских партнеров. В связи с этим мы не могли не поинтересоваться, существуют ли по-прежнему трудности с доставкой. Ведь «СП» в свое время писала о крайнем недовольстве ставропольских аграриев работой железнодорожников, нередко срывающих поставки зерна и товаров в самую горячую пору. Р. Магомедов отвечает деликатно: мол, отношения с железной дорогой с некоторых пор действительно не заладились. И уже проверено: заметно дешевле и надежнее сейчас автоперевозки.

А вот хлебопеки, напротив, пока не спешат оценивать новый урожай. Профессионалы знают, что спешить в этом деле нельзя: сначала пшеница, а потом и мука должны отлежаться минимум по месяцу, рассказывает Владимир Бобрышов, руководитель пекарни, что работает в поселке Кирова Труновского района.

– Пока трудно делать выводы по качеству зерна, – отмечает он, – хотя большой плюс в том, что мука в этом году дешевле. Это немного радует на фоне значительного подорожания электроэнергии и газа, удельный вес которых в себестоимости каждого кирпичика довольно велик.

К слову, пробовали в этой пекарне удешевить продукцию за счет различных разрыхлителей и улучшителей вкуса. Но из затеи ничего не вышло: селяне знают толк в продуктах и категорически отказались покупать «искусственный» хлеб. Пришлось вернуться, как говорится, к дедовским методам хлебопечения, которые крайне просты, но не терпят ненатуральных ингредиентов.

Заметим, что конкуренция на рынке нынче жесткая, а потому двумя сортами хлеба покупателя сейчас не удивишь – ему подавай разнообразие. Жители крупных городов сейчас избалованы ассортиментом хлебобулочных изделий, однако качество их откровенно «хромает». Кто пробовал, хорошо знает: деревенский хлеб – будь то стандартный кирпичик, батон или каравай – совсем другого цвета и вкуса, он иначе пахнет и не черствеет несколько дней.

– Точно знаю, хлеб еще и хорошего настроения требует, и любви к себе, – говорит В. Бобрышов. – Только если с легкой душой к нему относиться, получается он на славу. 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

www.stapravda.ru


Смотрите также