Эта икона, написанная по благословению преподобного Амвросия, особо почитается в Оптиной Пустыни. Старец установил и дату ее празднования, а также написал особый припев к обычному Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое», который поется и в написанном уже в наши дни акафисте Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Спорительница хлебов».
«Спорительница хлебов» – икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли – хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий. Старец установил празднование иконе 15/28 октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле.
История создания образа Божией Матери «Спорительница хлебов» связана с последними годами жизни старца Амвросия. Тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы.
Икона «Спорительница хлебов» за непродолжительное время сталапочитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, которые описывались еще в жизнеописании старца: «…первым чудом милости Божией и заступления Царицы Небесной, по молитвам благодатнаго старца пред этою святою иконою, можно считать то, что хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии, и в частности около Шамординской общины, хлеб родился. Затем, хотя рожь в это время была дорога, однако старец, еще при жизни своей, успел столько ею запастись, что во весь этот год, и даже следующий за ним, в обители, не смотря на многочисленность её насельниц, недостатка в хлебе не было. «Спорительница хлебов» помогла. В следующее затем лето, уже по кончине Старца Амвросия, послушником Оптиной пустыни, Иваном Феодоровичем Ч–мъ, из дворян, написанная им самим икона Божией Матери «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошёл дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода. По той же причине много нашлось почитателей старца Амвросия, желавших иметь у себя эту икону».
Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. В акафисте поется: «Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (Кондак 7).
Октябрь 28th 2011 -
Варвара Викторовна КаширинаГалина Петровна Черкасова
В конце октября благословенная Оптина Пустынь торжественно празднует память прп. Амвросия Оптинского, 23 октября, на следующий день – Собор преподобных Оптинских старцев, и 28 октября – день памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Эта икона, написанная по благословению преподобного Амвросия, особо почитается в Оптиной Пустыни. Старец установил и дату ее празднования, а также написал особый припев к обычному Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое», который поется и в написанном уже в наши дни акафисте Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Спорительница хлебов».
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Спорительница хлебов»
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Спорительница хлебов»
Как и в прошлом, в период расцвета старчества в обители, многочисленные верующие, приезжающие в наши дни в возрожденную Оптину Пустынь, у обретенных святых мощей старцев Оптинских укрепляются в вере, утешаются в скорби, обретают их благодатный молитвенный покров.
Ныне святые мощи прп. Амвросия покоятся во Введенском соборе монастыря, в северном приделе, освященном в его честь. Около раки с мощами – образ Божией Матери «Спорительница хлебов».
Видео: Икона Божией Матери Спорительница хлебов
Во Владимирском храме Оптиной Пустыни, где покоятся мощи семи преподобных оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной Пустыни изображен преподобный Амвросий Оптинский, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».
Есть в Оптиной Пустыни и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории подсобного хозяйства монастыря.
«Спорительница хлебов»1 – икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли – хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий. Старец установил празднование иконе 15/28 октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле.
Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. В акафисте поется: «Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (Кондак 7).
История создания образа Божией Матери «Спорительница хлебов» связана с последними годами жизни старца Амвросия. Свой земной путь старец закончил 10 (23) октября 1891 года в Казанской Шамординской женской обители, им основанной и находящейся недалеко от Оптиной Пустыни.
Безграничная любовь и доверие к старцу Амвросию, вера в его теплую молитву, имеющую большое дерзновение пред Богом, влекли к нему людей разных сословий, и очень часто, обездоленных и бедных. О них, о вдовах и сиротах, о больных и престарелых женщинах, желающих вести благочестивую жизнь, но не имеющих средств поступить в монастырь, было его особое попечение.
Многие женские общины были устроены по благословению, совету и указанию старца Амвросия. Среди них – Предтеченская женская община в г. Кромах Орловской губернии, Ахтырская Гусевская в Саратовской губернии, Пятницкая в Воронежской губернии, Козельщанская на Полтавщине, Леснинская на Холмщине и другие. Оставаясь в дальнейшем под духовным руководством оптинских старцев, о чем свидетельствует их эпистолярное наследие, жизнь в этих обителях устраивалась мирной и спасительной. Но непосредственного участия в становлении этих обителей старец Амвросий не принимал. И только в конце своего земного пути, «по особым путям Промысла Божия, ему самому пришлось принять на себя близкое его сердцу дело попечения о бесприютных в материальном и духовном смысле лицах женского пола, желавших проводить благочестивую жизнь и искавших его помощи и поддержки»2.
Создание недалеко, в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, женской общины для таких женщин и явилось делом последних лет жизни любвеобильного старца Амвросия, которое протоиерей Сергий Четвериков назвал «последним подвигом любви старца о.Амвросия»3.
В это же время, в конце его земного пути, прозрением великого старца была написана икона Божией Матери «Спорительница хлебов», под покровом Которой была им оставлена любимая обитель.
Тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы.
История создания иконы кратко описана практически во всех жизнеописаниях преподобного Амвросия. В архивных материалах Оптиной Пустыни, хранящихся в Российской Государственной Библиотеке, существует несколько документов, связанных с историей иконы «Спорительница хлебов».
Согласно одному из них, в начале лета 1889 года старец заказывает особый список с иконы «Всех святых» Болховского Богородично-Всесвятского женского монастыря4, который был готов к февралю 1890 года. Так, настоятельница этого монастыря игумения Илария5 в январе 1894 года сообщала в Оптину Пустынь: «...в начале июня 1889 г. казначея нашего монастыря монахиня Сергия была у старца отца Амвросия, при прощании с ним он ей приказал сказать мне, чтобы я приказала сделать список с Божией Матери, которая на иконе Всех святых, у нас местная, и подписать «Спорительница хлебов», прислать ему, такую же оставить себе в монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба. Мною исполнено все, как он приказал. В феврале 1890 г. я сама отвезла икону, подавая ему, вопросила, хорошо ли написана. Он ответил: «Хорошо, а я думал, что ты не исполнишь моего желания». И вспросил: «А у себя оставила такую же?». Я ответила: «Да». Но ни мне, ни казначеи нашей (я ее вспрашивала) не сказал, с каким намерением и куда назначил эту икону. В это время старец жил в Оптине в скиту»6.
Другое документальное свидетельство касается повода написания иконы и принадлежит о. Ерасту (Вытропскому), письмоводителю старца Амвросия, впоследствии составившему «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита» (1902). Он указывает следующий повод написания иконы: «Житель северной губернии, в первый раз в жизни увидев черноземные хлебные поля, поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба. В уме зрителя явился вопрос: чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой Деве Богоматери. Есть икона Покрова, но ее происхождение византийское и идея ее – избавление от всякого зла. Между тем, каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе. С этими мыслями в октябре 1889 г. прибыл он к старцу и по окончании рассказа только что хотел было добавить старцу о своих дорожных впечатлениях, старец предупредил его вопросом: «У меня многие просят икону Божией Матери на благословение. Как ты думаешь, какую бы написать, Покров что ли? Пересказав старцу свои впечатления, этот северянин напомнил, что в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов. «Да, – такой нет, – сказал старец». Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать «Спорительница хлебов»7. Кто был тот «житель северной губернии», который фактически, по словам о. Ераста, предложил идею иконы, остается неизвестным.
Позже, в феврале 1890 г., как следует из предыдущего документа, икона была доставлена из Болховского монастыря года и была со старцем в скиту Оптиной Пустыни до 2 июля 1890 года. В этот день старец Амвросий последний раз выехал из скита в Шамордино и уже не возвращался в Оптину Пустынь до самой своей кончины 10 (23) октября 1891 года. Предчувствуя свою кончину, благодатный слабеющий старец все силы свои отдает созданной им обители, претерпевая большие труды и скорби. И до последних дней земной жизни старца эта скорбь не ослабевает, увеличивая тяжесть несомого им креста. Но такова была его любовь к созданной им обители, последняя и сильнейшая, по словам Апостола: « ... не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18) .
За год до своей кончины старец Амвросий указал и дату празднования этой иконы – 15 (28) октября, а службу благословил править по общей Минее, читать обыкновенный Богородичный акафист с составленным им припевом (этот припев сохранился и в современном акафисте). Так и было до конца его земных дней в созданной им Шамординской обители.
На вопрос духовника своего, о. Феодора, на кого он оставляет свою Шамординскую обитель, старец Амвросий без колебания ответил: «Обитель оставляю Царице Небесной». Обитель, оставленная старцем Амвросием под покровом Божией Матери, к началу XX века стала процветающим монастырем, где под духовным руководством оптинских старцев подвизалось более 800 сестер.
Кто же мог быть тем иконописцем, который создал новый образ Царицы Небесной?
В статье Л.А. Щенниковой, посвященной иконе «Спорительница хлебов»8, назван художник, который мог бы выполнить замысел старца. Это иеромонах Даниил (Болотов), родной брат настоятельницы Шамординской обители Софии. Начиная именно с этой работы Л.А. Щенниковой, авторство иконы ошибочно приписывают о. Даниилу. Отец Даниил как автор образа упоминается во втором томе «Православной энциклопедии»9, а также во многих авторитетных каталогах10.
Однако это предположение не подтверждается архивными данными. Более того, тот факт, что об авторстве о. Даниила не упоминает ни один из его современников, фактически опровергает мнение автора статьи. Версию Л.А. Щенниковой не поддерживает и известный исследователь жизни и творчества о. Даниила А.Л. Толмачев: «ни по технике, ни по стилю исполнения икона не может быть приписана кисти Болотова, тем более что никаких связей с Болховским монастырем у него не было. Если бы старец Амвросий хотел привлечь Дмитрия Михайловича <Болотова>, он поручил бы исполнение этого образа шамординской иконной мастерской, основанной о. Даниилом»11.
Икона «Спорительница хлебов» за непродолжительное время стала почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, которые описывались еще в жизнеописании старца: «...первым чудом милости Божией и заступления Царицы Небесной, по молитвам благодатнаго старца пред этою святою иконою, можно считать то, что хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии, и в частности около Шамординской общины, хлеб родился. Затем, хотя рожь в это время была дорога, однако старец, еще при жизни своей, успел столько ею запастись, что во весь этот год, и даже следующий за ним, в обители, не смотря на многочисленность её насельниц, недостатка в хлебе не было. «Спорительница хлебов» помогла. В следующее затем лето, уже по кончине Старца Амвросия, послушником Оптиной пустыни, Иваном Феодоровичем Ч–мъ, из дворян, написанная им самим икона Божией Матери «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошёл дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода. По той же причине много нашлось почитателей старца Амвросия, желавших иметь у себя эту икону»12.
И в последний год своей жизни старец раздавал и рассылал многим из своих духовных чад этот образ, с которого делались как живописные списки, так и литографии.
Любовь и доверие к старцу, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону в России, стране преимущественно земледельческой, истинно народной.
Интересное свидетельство о распространении иконы находим и в письме известного одесского издателя Е.И. Фесенко от 14 февраля 1912 г.: «Слишком 20 лет тому назад, в бытность мою в вашей св. обители заведовавший в то время иконной и книжной лавкой обители иеродиакон о. Трефилий сделал мне заказ на печатании листков, книг и мелких образков, водил меня в скит к старцу Амвросию и с его благословения тогдашний игумен, имени его уже не помню, вручил мне икону Божией Матери Спорительницы хлебов, писанную на холсте, и просил отпечатать с него несколько тысяч экземпляров образков на бумаге, форматом 5×6 вершков. Икона эта была мною отпечатана своевременно с другими заказами, и деньги за заказ получены. Оставшиеся у нас образки разошлись, а камни, на которых был сделан рисунок иконы, уничтожены; но требования на этот образок не прекращаются, что и заставляет меня повторить печатание этого образка...»13.
Метки: Богородица
Pages: 1 2 3 4
alchevskpravoslavniy.ru
Кто-нибудь знает историю иконы «Спорительница хлебов»? А ведь она весьма интересная. Но давайте сперва выясним, что же собой представляют уральские обители? Примечательно, что те, кто изучает историю монастырей епархии Екатеринбурга, тщательно анализируют их уклад, в итоге приходят к выводу о том, что каждый объект имеет свои особенности, свою необычную историю, свою печать промысла Господнего.
Многих своей красотой поражает весьма молодой Среднеуральский женский монастырь. «Спорительница хлебов» — образ, в честь которого он возведён. Строение расположено на Нижнетагильском тракте, в двадцати километрах от Екатеринбурга. Данный монастырь был основан благодаря решению Святейшего Синода 20 апреля 2005 года. Интересно, что до 2002 года на его месте размещалась обыкновенная зелёная лужайка.
18 мая 2002 года для строительства объекта из Ганиной Ямы прибыли первые рабочие. Посреди густого леса они обнаружили деревянную сторожку, предназначенную для четырёх сестёр-насельниц, да две палатки, в которых планировалось размещать тружеников. Больше ничего на этой территории не было, лишь витали в воздухе силы бестелесные, жадно прислушивающиеся к мольбам.
А к 2011 году на землях обители выросли четыре величественных храма, добротные многоэтажные постройки из камня, цех молочный да странноприимный дом. Здесь же был построен четырёхэтажный келейный корпус, в котором размещались мастерские и школа для ребятишек. Также работники смогли создать внушительное садовое и подсобное хозяйство. В обители сейчас размещается около трёхсот послушниц-молитвенниц: в этом месте можно реально ощутить Божие присутствие.
Ах, как стремительно строился Среднеуральский монастырь! «Спорительница хлебов», святая икона, видимо, была тому причиной. Ведь подобных фактов быстрой постройки невозможно припомнить за весь исторический период становления монастырей в России и Европе. В церковной истории подобные случаи малочисленны. И это не выдумка — обыкновенная сухая статистика.
Известно, что подобные деяния не могут осуществляться ни по замыслу людей, ни сами по себе. Ведь всё, что направлено на душеспасение, претерпевает бесчисленное количество препятствий и искушений. Подобное воплощение животного в бренном мире возможно лишь при поразительной воле и помощи Господа.
Но как получить поддержку Бога? Нужно уметь её правильно призывать, принося жертвенность в богослужении, молитвах, целомудрии, постничестве, самоконтроле. И, конечно же, весьма важно всегда следовать путём праведной жизни.
Некоторые миряне наивно полагают, что всё сыплется с небес тогда, когда человек составляет специальный план ведения хозяйства, утверждает «пятилетки», участвует в различных заседаниях. На любое начинание либо действие необходимо слово Божие. Если человек искренне стремится угодить Сотворителю земли и неба, нашему Небесному Отцу, то он обязательно получит щедрые плоды. Выразительные примеры подобных деяний очень часто можно наблюдать в мирской жизни. Кстати, они видны лишь тем, у кого сердце не окаменело, чисто и весьма чувствительно. В таких ситуациях люди провозглашают неопровержимую истину: «Иже везде сый и вся исполняй!» А ведь берёт и исполняет соотносительно веры каждого…
При общении с людьми либо присутствии на богослужении, при углублении в суть свершающегося невольно приходит на ум фраза «кадры решают всё». Но формулировка у неё немного иная: «духовные кадры решают всё».
Интересно, что всечестную игуменью Среднеуральского монастыря матушку Варвару и духовника святой обители схиигумена Сергия называют ангелоподобными людьми. Они ведь имеют внушительный жизненный опыт, практику во многих сферах деятельности, изумительные общечеловеческие качества и дарования в домонашеской, земной жизни. Именно таких людей Всевышний приглашает к себе на службу. Он оберегает их, поддерживая и источая многочисленные милости свои.
Матушку игуменью Варвару в миру называют Светланой Николаевной Крыгиной. Это высокоинтеллигентная, с высшим образованием благоразумная покровительница вверенной ей паствы от Бога. Природное смирение ей не позволяет фотографироваться и рассказывать о себе, но если ей задать тематический вопрос, можно получить исчерпывающий ответ.
Она немногословна и внимательна, практически «померла» для земной жизни. Светлана Николаевна, постригаясь в монахини 31 марта 2005 года, приняла в честь Варвары великомученицы её имя. Она была назначена настоятельницей святого пристанища 20 апреля 2005 года.
Необходимо добавить, что матушка Варвара 18 мая 2009 года была удостоена сана игуменьи за старательное служение Божией Церкви Патриархом Московским и всея Руси Святейшим Кириллом по просьбе архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Вершить праведные дела ей помогает монахиня Нина — её родная сестра.
Чья ещё жизнь неразрывно связана с рассказом об этом чудесном пристанище, с иконой «Спорительница хлебов»? Отец Сергий (Романов) фигурирует в этой истории — в ней он является важнейшим персонажем. Примечательно, что архиепископ Верхотурский и Екатеринбургский Викентий ещё в 2002 году благословил иеромонаха Сергия на создание женского подворья социального значения во имя царственных святых Страстотерпцев при мужском монастыре, управляющим которого отец Сергий в те времена являлся.
Интересно, что территория, на которой размещалось подворье, ранее находилась во владениях подсобного хозяйства Среднеуральской ГРЭС. В народе этот район прозвали Немецким хутором — именно здесь во времена войны размещался лагерь, в котором содержали военнопленных. Немецкое поселение в августе 2002 года бесплатно передали епархии Екатеринбурга. А в сентябре 2002 года иеросхимонах Рафаил (Берестов) посетил подворье. Он заверил, что возводящийся на данном месте святой кров находится под особым покровительством святой государыни Александры и Божией Матери.
Первую литургию в деревянном домовом храме отслужили в августе 2002 года. Далее началось строительство величавого долгожданного храмового здания из кирпича. Церковь торжественно освятили в честь иконы Богоматери «Спорительница хлебов» 17 сентября 2004 года. Примечательно, что в женском Среднеуральском монастыре особенно почитается последний русский государь-мученик Николай II и его семейство, отдавшее свои жизни за Россию.
Долгое время схиигумен Сергий несёт на себе груз духовных забот обители. Он неустанно заботится о прихожанах, сёстрах-молитвенницах и вверенной ему пастве. Является также весьма рачительным хозяйственником: беспокоится о строительстве, разбирается в технических вопросах, имеет дар общения и с мирскими людьми, и с благодетелями. Вообще отца Сергия называют весьма внимательным человеком. Словами объяснить данный нюанс слишком трудно — просто от него исходит приятная теплота, сердечность, желание понять каждого настоящего христианина, близкого по духу. Подобная сердобольность, любвеобильность, а иногда детская прямота и наивность считаются весьма редкими явлениями в наше время. Такие качества можно встретить лишь у монашествующих на святой Афонской земле.
Таинственным образом манило святое жилище к себе насельниц: они собрались именно здесь, несомненно стремясь познать возвышенные чувства. Каждая послушница индивидуальна и уникальна, как творение Божие, многие имеют высшее образование. Но что же их объединяет? Конечно же, лишь единственное изумительное качество — смирение. И следуют за ним тихонечко кротость, простота и безропотность. Согласитесь, совершенно неслучайно такая духовная армия удостоилась соответствующего пристанища.
А теперь познакомимся с историей чудодейственного образа. Икона, на которой изображена Богородица, «Спорительница хлебов», написана по благословению иеросхимонаха Амвросия — старца Введенской пустыни Оптиной. Он являлся величайшим русским подвижником девятнадцатого века, пламенеющим детской верой к Богоматери. Отец Амвросий почитал Богородичные праздники, отмечая их беспрестанной молитвой.
Возле Оптиной пустыни он основал Шамординскую обитель в честь Казанского образа Богоматери и благословил её иконой «Спорительница хлебов». На данном шедевре изображена Божия Матерь, возлегающая на белоснежных облаках. Её распростёртые руки благословляют мир. В нижней области картины изображено сжатое поле, на котором среди трав и цветов находятся ржаные снопы.
Старец Амвросий лично определил дату празднования иконы — 15 октября — и дал имя ей «Спорительница хлебов». Такими действиями он указал, что Божия Матерь — «помощница людям в их усилиях по снисканию насущного хлеба». Предчувствуя свою блаженную кончину, отец Амвросий заказал напечатать колоссальное количество фотографий этого образа. Он их рассылал и раздавал своим детям духовным.
Интересно, что перед святой иконой очень часто исполняется акафист. «Спорительница хлебов» весьма благосклонно относится к подобного рода песнопениям. Старец Амвросий для пения акафиста перед этим чудесным образом сочинил особенный припев: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу Твоея благодати и яви Твое милосердие!»
День похорон старца Амвросия в Шамординском монастыре был назначен на 15 октября — дату празднества образа. Кстати, святая икона «Спорительница хлебов» явила первое чудо в 1891 году. Именно тогда на всей территории России люди голодали из-за неурожая, а на полях Шамординской обители, да и во всей Калужской области, хлеб родился в изобилии.
Далее, в 1892 году, икона «Спорительница хлебов» послужила образцом для списка, созданного послушником старца Амвросия Иваном Фёдоровичем Черепановым. На тот момент старца Амвросия уже не было в живых, к сожалению. Список со святого образа был отослан в Пятницкий женский монастырь Воронежской области. В тех местах из-за засухи жителям угрожал голод, но икона Божьей матери «Спорительница хлебов» снова спасла людей: перед ней был отслужен молебен, пошёл дождь, и засуха отступила.
Заступнице рода христианского, Пресвятой Богородице, мы молимся в печалях и радостях, с надеждой и любовью. Вообще её чудотворных икон на Руси великое множество — как звёзд на небе.
Среди них есть икона Божьей матери «Спорительница хлебов» — она благословенна старцем Амвросием, и в Оптиной пустыне ей уделяется особенное внимание. Именно отец Амвросий, как было указано выше, дал имя этому образу и установил дату его празднования — после завершения уборки урожая. Через определённый период времени в этот праздничный день тело старца было захоронено.
Перед иконой «Спорительница хлебов» молитва читается об умножении плодов небесных и земных, многие прихожане просят благословения на труд. Образ имеет весьма необычную иконографию и исполнен глубокого духовного содержания. Кстати, замысел образа возник у тяжелобольного старца в последние годы его жизни. Тогда он долгое время находился в Шамординской обители и был весьма обеспокоен её судьбой: он усердно молился Богородице о заступничестве и покровительстве. Согласитесь, ведь монах создал завораживающее зрелище: Божья матерь «Спорительница хлебов» благословляет величественную красоту русской земли. Образ в кратчайшие сроки получил необычайное почитание верующих: этому способствовали его чудотворения, о которых упоминается в автобиографии старца.
В следующее лето, после смерти инока Амвросия, монахом Оптиной пустыни, Иваном Фёдоровичем, выходцем из дворян, была написана собственноручно икона «Спорительница хлебов». Женский монастырь Пятницкий Воронежской области в то время получил её — жители его совершили молебствие перед нею и, как сообщалось выше, спаслись от голода.
Кто желает посетить посвящённый чудесному образу монастырь? «Спорительница хлебов» находится во многих храмах. Они словно рассыпаны по земле Создателем небесных жемчужин. В честь этого образа в 2000 году был освящён храм и на землях вспомогательного хозяйства Оптиной пустыни.
След той иконы, перед которой возвышал свои благодатные и святые молитвы старец Амвросий, теряется во времени: о её судьбе ничего не известно. Имеются лишь сведения о том, что по указу Святейшего Синода в 1892 году образ унесли из Шамординской обители. Но, заглянув в современные комментарии к работе отца Флоренского Павла «Иконостас», можно встретить заметку, указывающую на извещение епископа Уфимского Анатолия, созданное в Бергамо в январе 1988 года. В нём пишется, что эта икона находится под Вильнюсом, в литовском селе Михново.
В келье преподобного подвижника Амвросия промыслом Божиим пару лет назад появился прелестный список с первых икон «Спорительницы хлебов». Этот образ в 1999 году передал храму Курочкин Александр из Ростова-на-Дону. Именно у него купленный по случаю образ Царицы Небесной хранился около семи лет. Александр был профессиональным реставратором, а поэтому смог открыть надпись на изнаночной стороне изображения, скрытую под толстым слоем краски: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным Росу Твоея благодати и яви Твое милосердие. Празднование 15 октября». В самом низу картины было написано: «Образ сей иеросхимонаха Амвросия старца Оптиной пустыни».
Примечательно, что название иконки и на обороте, и на лицевой стороне написано одним и тем же почерком. А ведь в нашей жизни ничего случайного нет! Необходимо радоваться, что восстановилась утраченная связь времён с обретением именно этой иконы «Спорительница хлебов». Молитва перед благословенным образом возносится к небесам с верой, что просящие не останутся неуслышанными.
Необходимо отметить, что с оригинала писалось колоссальное количество живописных списков, распространяемых по всей России. Одну из таких икон можно лицезреть в Третьяковской галерее.
Со временем иконография видоизменялась, ведь каждый иконописец на свой лад видел и небо, и хлебное поле. Что можно сказать об образе, написанном за несколько лет до революции в Шомордино? Икона изумительно рассказывает о минутах, предшествующих грозе.
На ней изображены тяжёлая, тёмная туча, зависшая над хлебным золотистым полем, тёмные деревья и храм. Строение находится далеко, его сложно рассмотреть. А над этой композицией выступает благословляющий, безмятежный образ Богоматери. Ах, с каким упоением перед этим образом читают священники акафист! «Спорительница хлебов» — икона чудотворная, с умилением взирает на молящихся и внимает их просьбам!
И напоследок хочется добавить: на многих современных иконах Богоматерь изображена сидящей на облаке с приподнятыми в молитве руками. Она парит над хлебным полем, а вокруг неё сияет овальная мандорла, расцвеченная по внешнему краю звёздами и пронизанная лучами.
Другие статьи:
nlo-mir.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»