Рифма к слову хлеб-соль. Хлеб соль род


Хлеб и соль как традиционная жертва

Не так давно в комментариях к посту с видеозаписью о принесении требы лесным духам наш Вождь и Вдохновитель высказал мне своё «фи» по поводу солёного хлеба (в том конкретном случае — печенья), ибо он-де не укладывается в концепцию А.К. Байбурина и духам в жертву не пригоден. Что ж, вот мой «ответ Керзону». Наглядно показывающий, что реальность, как любит говорить мой научный руководитель, сложнее наших представлений о ней.Цитирую словарь «Славянские древности», так сказать, «библию славянского новоязычника». Статья «Хлеб-соль» находится в пятом томе, стр. 434 — 437.Сначала — небольшое вступление: «ХЛЕБ-СОЛЬ — вербальный и предметный комплекс, обозначающий угощение и основную пищу человека; символ гостеприимства, согласия, домашнего благополучия, достатка, сакральности и чистоты (наряду со свечой, иконой, святой водой, дежой, печью). В се­мантике комплекса проявляются смыслы, при­сущие каждому элементу по отдельности (сакральность хлеба и апотропеические свойства соли), и новые, возникшие при их совместном функционировании как неразрывного целого (рус. «Без соли и хлеб не естся», «Помяни соль, чтоб дали хлеба») при ведущей роли хлеба (пол. «Sol do chleba, a nie chleb do soli sie daje» (Cоль к хлебу, а не хлеб к соли дается)). (…)

Х.-с. как предметный комплекс фигурирует но всех славянских традициях. Это круглый каравай с солонкой на нем (при ритуальных встречах, в свадебном обряде) или кусок хлеба (и даже крошки), посыпанный солью или вымоченный в соленой воде (пре­имущественно в родинных и скотоводческих обрядах, при гаданиях).»А теперь — этнографические примеры ПРИНЕСЕНИЯ В ЖЕРТВУ хлеба-соли:«Когда ребенка несли на крещение в церковь, то Х.-с. оставляли на кладбище умершим родственникам (гомел.), бросали на перекрестке или с моста (полес., пол.), одаривали ими первого встречного, чтобы убе­речь ребенка от сглаза (Белосток).»«Пока по­койник находился в доме, под стол, на котором он лежал, в гроб, в руку или в рот покойника клали Х.-с., чтобы он был сыт на «том свете» (болг.), чтобы предотвратить будущие смерти в семье (воронеж.) или избавиться от прихо­дов покойника: «Вот тебе, Иван, хлеб и соль. У стола не стой, в окошко не гляди и домой не ходи!» (вят., СОВК:242).»«Поляки, закапывая гроб, на крышку клали полотно с Х.-с. На поминальной трапезе покойнику ставили стопку водки и кусок хлеба с солью (в.-слав.).»«В дни начала сева, пахоты, жатвы полешуки брали с собой Х.-с., которые оставляли в поле. (…) Жницы просили ниву, чтобы она дала им силу, сопровождая просьбу приноше­нием Х.-с. (чернигов). Х.-с. включали в со­став дожинальной «бороды»: например, по­следние несжатые колосья завязывали сверху, внутрь, на землю, клали небольшой камень, а на него — кусок хлеба, немного соли и деньги (бел., пол.). Во время обмолота в ригу прино­сили блины из новой муки и соль и говорили, кланяясь: «Вот тебе, рижка, наша хлеб-соль; тебе на стоянье, а нам на доброе здоровье» (калуж., РКЖБН 3:470).»«Каравай хлеба и соль обязательно брали с собой на новоселье: ставили в красном углу вместе с иконами и дежой, клали по углам дома. Их предлагали домовому, нередко ос­тавляли для него на чердаке вместе с водкой: «Суседушко-батюшко, мы заходим с хлебом- солью, и ты заходи с нами. Обуй, одень, накорми» (вят., ВФЗИ:15).»«Х.-с. функционировали как жертва высшим или вредоносным силам, стихиям, по­годным явлениям. У вост. и юж. славян для защиты от града или грозы Х.-с. ставили под образа, а также предлагали грозовой туче, чтобы ее «умилостивить» (вынося ей навстре­чу стол с угощением, подавая на лопате или в деже), или же утопленнику, которого счита­ли причиной града (ему оставляли Х.-с. под иконами, в каком-либо укромном месте или в поле). Во время засухи бросали Х.-с. в ко­лодец (…). Х.-с. бросали в реку, что­бы вода унесла болезни, чтобы уберечься от наводнения. Белорусы клали их в невод, что­бы водяной обеспечил удачный лов рыбы; болгары бросали вместе с деньгами хале, что­бы та не пожирала купающийся в озере скот; русские и полешуки оставляли в лесу для лес­ного хозяина с просьбой сохранить скот.»Полагаю, этих примеров вполне достаточно, чтобы понять, что приносить в жертву солёный хлеб — вполне традиционно.#обряды_НЯ #домашние_обряды_НЯ #семейные_обряды_НЯ#личные_обряды_НЯАвтор — Мирослав (Курганский) — https://www.facebook.com/uralianheathen

оригинал публикации на фб — https://www.facebook.com/slavonic.neopaganism/posts/7..

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

novoyazychestvo.ru

Обряд Хлеба-соли - В поисках Истины!

. Это цитата

Варя обязательно помогала матери печь обрядовый хлеб в День Отдыха.

Само приготовление хлеба тоже вылилось в своеобразный обряд, после завтрака.

Начинала его Варя. Она брала ложку дрожжей, разводила их в стакане теплой воды со щепотью сахара, и затем шептала над ними наговор, который она вычитала в старинном этнографическом журнале.

Наговор действовал; дрожжи неизменно начинали бродить.

Мать, тем временем, просеивала два стакана пшеничной муки, смешивала их с четырьмя столовыми ложками масла, и разминала вилкой пока смесь не становилась похожей на крупу. Затем она постепенно вмешивала туда наговоренные Варей дрожжи, добавляла, если надо, еще муки или теплой воды, и месила тесто.

Соли в тесто не клали. Соль - потом.

Тесту давали взойти два раза. На третий раз, мать лепила из него круглый хлеб, а Варя украшала его вылепленными из теста символами благодати - коровкой, колосом, избушкой с трубой... А в середине помещала Солнце с восемью лучами расходящимися по всему хлебу.

Ставили хлеб в духовку с таким расчетом, чтобы он был готов как раз, когда семья сядет обедать. Нет на свете ничего вкусней свежего, еще теплого от печи, хлеба.

За стол не сразу садились. Стояли пока мать не внесет хлеб на вышитом рушнике, и поставит перед отцом. Отец осенял хлеб оберегом, и говорил:

Благословен будь хлеб сей,Небом сотворенный,Солнцем зачатый,Землею рожденный,Водою вскормленный,руками мужскими взращенный,женскими испечённый (Тут он улыбался жене и дочери.)На благо Роду.B нынешних поколеньяхи вовеки.

Все отвечали:

Небо! Ты видишь.Небо! Ты слышишь.Праведно Солнце -Благослови.

Отец резал хлеб ножом который употребляли только для обрядовой еды. Первый кусок он посыпал солью, и клал перед Чурами, прошептав при этом:

- Милости просим, Вас, хлеба-соли покушать со внуками.

Все садились. Отец разрезал хлеб на куски, и давал каждому - из рук в руки - с разными ласковыми пожеланиями.

Каждый сам брал щепотку соли из резной деревянной солонки стоящей в центре стола (соль нельзя передавать другому), посыпал свой кусок хлеба, благодарил Богов и Род, и ел.

Съев хлеб-соль, все сидели некоторое время в молчании, прежде чем приступить к обеду.

После обеда мать давала крошки Домовому, а тот кусок хлеба, что давали Богам, клала под открытое небо.

источник

sherp96.livejournal.com

Обряд Хлеба-соли - marena99

. Это цитата

Варя обязательно помогала матери печь обрядовый хлеб в День Отдыха.

Само приготовление хлеба тоже вылилось в своеобразный обряд, после завтрака.

Начинала его Варя. Она брала ложку дрожжей, разводила их в стакане теплой воды со щепотью сахара, и затем шептала над ними наговор, который она вычитала в старинном этнографическом журнале. 

Наговор действовал; дрожжи неизменно начинали бродить.

Мать, тем временем, просеивала два стакана пшеничной муки, смешивала их с четырьмя столовыми ложками масла, и разминала вилкой пока смесь не становилась похожей на крупу. Затем она постепенно вмешивала туда наговоренные Варей дрожжи, добавляла, если надо, еще муки или теплой воды, и месила тесто.

Соли в тесто не клали. Соль - потом.

Тесту давали взойти два раза. На третий раз, мать лепила из него круглый хлеб, а Варя украшала его вылепленными из теста символами благодати - коровкой, колосом, избушкой с трубой... А в середине помещала Солнце с восемью лучами расходящимися по всему хлебу.

Ставили хлеб в духовку с таким расчетом, чтобы он был готов как раз, когда семья сядет обедать. Нет на свете ничего вкусней свежего, еще теплого от печи, хлеба.

За стол не сразу садились. Стояли пока мать не внесет хлеб на вышитом рушнике, и поставит перед отцом. Отец осенял хлеб оберегом, и говорил:

Благословен будь хлеб сей,Небом сотворенный,Солнцем зачатый, Землею рожденный,Водою вскормленный,руками мужскими взращенный,женскими испечённый (Тут он улыбался жене и дочери.)На благо Роду.B нынешних поколеньяхи вовеки.

Все отвечали:

Небо! Ты видишь.Небо! Ты слышишь.Праведно Солнце -Благослови.

Отец резал хлеб ножом который употребляли только для обрядовой еды. Первый кусок он посыпал солью, и клал перед Чурами, прошептав при этом:

- Милости просим, Вас, хлеба-соли покушать со внуками.

Все садились. Отец разрезал хлеб на куски, и давал каждому - из рук в руки - с разными ласковыми пожеланиями.

Каждый сам брал щепотку соли из резной деревянной солонки стоящей в центре стола (соль нельзя передавать другому), посыпал свой кусок хлеба, благодарил Богов и Род, и ел.

Съев хлеб-соль, все сидели некоторое время в молчании, прежде чем приступить к обеду.

После обеда мать давала крошки Домовому, а тот кусок хлеба, что давали Богам, клала под открытое небо.

источник

marena99.livejournal.com

Рифма к слову хлеб-соль | БезБукв.ру

Шаблон

*******АА ******ААА *****АААА ****ААААА

Части речи

Существительное Прилагательное Краткое прилагательное Инфинитив Глагол в личной форме Показать остальные Деепричастие Причастие Краткое причастие Количественное числительное Порядковое числительное Местоимение (существительное) Местоимение-предикатив Местоимение-прилагательное Наречие Предикатив Предлог Союз Междометие Частица Вводное слово Фразеологизм

Падеж

Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный

Род

Мужской род Женский род Средний род Общий род

Число

Единственное число Множественное число

Одушевленность

Одушевленное Неодушевленное

Время

Настоящее время Будущее время Прошедшее время

Лицо

Первое лицо Второе лицо Третье лицо

Вид

Совершенный вид Несовершенный вид

Переходность

Переходный Непереходный

Залог

Действительный Страдательный

bezbukv.ru

Обряд хлеба-соли

Обряд Хлеба-соли

Варя обязательно помогала матери печь обрядовый хлеб в День Отдыха. Само приготовление хлеба тоже вылилось в своеобразный обряд, после завтрака.

Начинала его Варя. Она брала ложку дрожжей, разводила их в стакане теплой воды со щепотью сахара, и затем шептала над ними наговор который она вычитала в старинном этнографическом журнале. Наговор действовал; дрожжи неизменно начинали бродить.

Мать, тем временем, просеивала два стакана пшеничной муки, смешивала их с четырьмя столовыми ложками масла, и разминала вилкой пока смесь не становилась похожей на крупу. Затем она постепенно вмешивала туда наговоренные Варей дрожжи, добавляла, если надо, еще муки или теплой воды, и месила тесто.

Соли в тесто не клали. Соль — потом.

Тесту давали взойти два раза. На третий раз, мать лепила из него круглый хлеб, а Варя украшала его вылепленными из теста символами благодати — коровкой, колосом, избушкой с трубой, кружочком с надписью «100руб». А в середине помещала Солнце с восемью лучами расходящимися по всему хлебу. Ставили хлеб в духовку с таким расчетом, чтобы он был готов как раз когда семья сядет обедать. Нет на свете ничего вкусней свежего, еще теплого от печи, хлеба.

За стол не сразу садились. Стояли пока мать не внесет хлеб на вышитом рушнике, и поставит перед отцом. Отец осенял хлеб оберегом, и говорил:

Благословен будь хлеб сей,Небом сотворенный,Солнцем зачатый, Землею рожденный,Водою вскормленный,руками мужскими взращенный,женскими испечЁнный (Тут он улыбался жене и дочери.)На благо Роду.B нынешних поколеньяхи вовеки.

Все отвечали:

Небо! Ты видишь.Небо! Ты слышишь.Праведно Солнце —Благослови.

Отец резал хлеб ножом который употребляли только для обрядовой еды. Первый кусок он посыпал солью, и клал перед Чурами, прошептав при этом: — Милости просим, Вас, хлеба-соли покушать со внуками.

Все садились. Отец разрезал хлеб на куски, и давал каждому — из рук в руки — с разными ласковыми пожеланиями. Каждый сам брал щепотку соли из резной деревянной солонки стоящей в центре стола (соль нельзя передавать другому), посыпал свой кусок хлеба, благодарил Богов и Род, и ел.

Съев хлеб-соль, все сидели некоторое время в молчании, прежде чем приступить к обеду.

После обеда мать давала крошки Домовому, а тот кусок хлеба, что давали Богам, клала под открытое небо.

&nbsp

© 2003 by Erica DiBrigida. Разрешаю использовать текст в обрядовых и некоммерческих целях.

&nbsp

ГЛАВНАЯ | СКАЗЫ | ОБРЯДЫ | ПЕСНИ | СВЯЗИ | ФОРУМ | ГОСТЕВАЯ | НАПИШИ МНЕ

bloknot1.narod.ru

Обряд Хлеба-соли / Речи / Пламя Сварги

Обряд Хлеба-соли

Варя обязательно помогала матери печь обрядовый хлеб в День Отдыха. Само приготовление хлеба тоже вылилось в своеобразный обряд, после завтрака.

Начинала его Варя. Она брала ложку дрожжей, разводила их в стакане теплой воды со щепотью сахара, и затем шептала над ними наговор который она вычитала в старинном этнографическом журнале. Наговор действовал; дрожжи неизменно начинали бродить.

Мать, тем временем, просеивала два стакана пшеничной муки, смешивала их с четырьмя столовыми ложками масла, и разминала вилкой пока смесь не становилась похожей на крупу. Затем она постепенно вмешивала туда наговоренные Варей дрожжи, добавляла, если надо, еще муки или теплой воды, и месила тесто.

Соли в тесто не клали. Соль - потом.

Тесту давали взойти два раза. На третий раз, мать лепила из него круглый хлеб, а Варя украшала его вылепленными из теста символами благодати - коровкой, колосом, избушкой с трубой, кружочком с надписью "100руб". А в середине помещала Солнце с восемью лучами расходящимися по всему хлебу. Ставили хлеб в духовку с таким расчетом, чтобы он был готов как раз когда семья сядет обедать. Нет на свете ничего вкусней свежего, еще теплого от печи, хлеба.

За стол не сразу садились. Стояли пока мать не внесет хлеб на вышитом рушнике, и поставит перед отцом. Отец осенял хлеб оберегом, и говорил:

Благословен будь хлеб сей,Небом сотворенный,Солнцем зачатый, Землею рожденный,Водою вскормленный,руками мужскими взращенный,женскими испечённый (Тут он улыбался жене и дочери.)На благо Роду.B нынешних поколеньяхи вовеки.

Все отвечали:

Небо! Ты видишь.Небо! Ты слышишь.Праведно Солнце -Благослови.

Отец резал хлеб ножом который употребляли только для обрядовой еды. Первый кусок он посыпал солью, и клал перед Чурами, прошептав при этом: - Милости просим, Вас, хлеба-соли покушать со внуками.

Все садились. Отец разрезал хлеб на куски, и давал каждому - из рук в руки - с разными ласковыми пожеланиями. Каждый сам брал щепотку соли из резной деревянной солонки стоящей в центре стола (соль нельзя передавать другому), посыпал свой кусок хлеба, благодарил Богов и Род, и ел.

Съев хлеб-соль, все сидели некоторое время в молчании, прежде чем приступить к обеду.

После обеда мать давала крошки Домовому, а тот кусок хлеба, что давали Богам, клала под открытое небо.

Источник: Блокнот Эрики-язычницы

plamyasvargi.narod.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *