Не так давно в комментариях к посту с видеозаписью о принесении требы лесным духам наш Вождь и Вдохновитель высказал мне своё «фи» по поводу солёного хлеба (в том конкретном случае — печенья), ибо он-де не укладывается в концепцию А.К. Байбурина и духам в жертву не пригоден. Что ж, вот мой «ответ Керзону». Наглядно показывающий, что реальность, как любит говорить мой научный руководитель, сложнее наших представлений о ней.Цитирую словарь «Славянские древности», так сказать, «библию славянского новоязычника». Статья «Хлеб-соль» находится в пятом томе, стр. 434 — 437.Сначала — небольшое вступление: «ХЛЕБ-СОЛЬ — вербальный и предметный комплекс, обозначающий угощение и основную пищу человека; символ гостеприимства, согласия, домашнего благополучия, достатка, сакральности и чистоты (наряду со свечой, иконой, святой водой, дежой, печью). В семантике комплекса проявляются смыслы, присущие каждому элементу по отдельности (сакральность хлеба и апотропеические свойства соли), и новые, возникшие при их совместном функционировании как неразрывного целого (рус. «Без соли и хлеб не естся», «Помяни соль, чтоб дали хлеба») при ведущей роли хлеба (пол. «Sol do chleba, a nie chleb do soli sie daje» (Cоль к хлебу, а не хлеб к соли дается)). (…)
Х.-с. как предметный комплекс фигурирует но всех славянских традициях. Это круглый каравай с солонкой на нем (при ритуальных встречах, в свадебном обряде) или кусок хлеба (и даже крошки), посыпанный солью или вымоченный в соленой воде (преимущественно в родинных и скотоводческих обрядах, при гаданиях).»А теперь — этнографические примеры ПРИНЕСЕНИЯ В ЖЕРТВУ хлеба-соли:«Когда ребенка несли на крещение в церковь, то Х.-с. оставляли на кладбище умершим родственникам (гомел.), бросали на перекрестке или с моста (полес., пол.), одаривали ими первого встречного, чтобы уберечь ребенка от сглаза (Белосток).»«Пока покойник находился в доме, под стол, на котором он лежал, в гроб, в руку или в рот покойника клали Х.-с., чтобы он был сыт на «том свете» (болг.), чтобы предотвратить будущие смерти в семье (воронеж.) или избавиться от приходов покойника: «Вот тебе, Иван, хлеб и соль. У стола не стой, в окошко не гляди и домой не ходи!» (вят., СОВК:242).»«Поляки, закапывая гроб, на крышку клали полотно с Х.-с. На поминальной трапезе покойнику ставили стопку водки и кусок хлеба с солью (в.-слав.).»«В дни начала сева, пахоты, жатвы полешуки брали с собой Х.-с., которые оставляли в поле. (…) Жницы просили ниву, чтобы она дала им силу, сопровождая просьбу приношением Х.-с. (чернигов). Х.-с. включали в состав дожинальной «бороды»: например, последние несжатые колосья завязывали сверху, внутрь, на землю, клали небольшой камень, а на него — кусок хлеба, немного соли и деньги (бел., пол.). Во время обмолота в ригу приносили блины из новой муки и соль и говорили, кланяясь: «Вот тебе, рижка, наша хлеб-соль; тебе на стоянье, а нам на доброе здоровье» (калуж., РКЖБН 3:470).»«Каравай хлеба и соль обязательно брали с собой на новоселье: ставили в красном углу вместе с иконами и дежой, клали по углам дома. Их предлагали домовому, нередко оставляли для него на чердаке вместе с водкой: «Суседушко-батюшко, мы заходим с хлебом- солью, и ты заходи с нами. Обуй, одень, накорми» (вят., ВФЗИ:15).»«Х.-с. функционировали как жертва высшим или вредоносным силам, стихиям, погодным явлениям. У вост. и юж. славян для защиты от града или грозы Х.-с. ставили под образа, а также предлагали грозовой туче, чтобы ее «умилостивить» (вынося ей навстречу стол с угощением, подавая на лопате или в деже), или же утопленнику, которого считали причиной града (ему оставляли Х.-с. под иконами, в каком-либо укромном месте или в поле). Во время засухи бросали Х.-с. в колодец (…). Х.-с. бросали в реку, чтобы вода унесла болезни, чтобы уберечься от наводнения. Белорусы клали их в невод, чтобы водяной обеспечил удачный лов рыбы; болгары бросали вместе с деньгами хале, чтобы та не пожирала купающийся в озере скот; русские и полешуки оставляли в лесу для лесного хозяина с просьбой сохранить скот.»Полагаю, этих примеров вполне достаточно, чтобы понять, что приносить в жертву солёный хлеб — вполне традиционно.#обряды_НЯ #домашние_обряды_НЯ #семейные_обряды_НЯ#личные_обряды_НЯАвтор — Мирослав (Курганский) — https://www.facebook.com/uralianheathen
оригинал публикации на фб — https://www.facebook.com/slavonic.neopaganism/posts/7..
Вконтакте
Одноклассники
. Это цитата
Варя обязательно помогала матери печь обрядовый хлеб в День Отдыха.
Само приготовление хлеба тоже вылилось в своеобразный обряд, после завтрака.
Начинала его Варя. Она брала ложку дрожжей, разводила их в стакане теплой воды со щепотью сахара, и затем шептала над ними наговор, который она вычитала в старинном этнографическом журнале.
Наговор действовал; дрожжи неизменно начинали бродить.
Мать, тем временем, просеивала два стакана пшеничной муки, смешивала их с четырьмя столовыми ложками масла, и разминала вилкой пока смесь не становилась похожей на крупу. Затем она постепенно вмешивала туда наговоренные Варей дрожжи, добавляла, если надо, еще муки или теплой воды, и месила тесто.
Соли в тесто не клали. Соль - потом.
Тесту давали взойти два раза. На третий раз, мать лепила из него круглый хлеб, а Варя украшала его вылепленными из теста символами благодати - коровкой, колосом, избушкой с трубой... А в середине помещала Солнце с восемью лучами расходящимися по всему хлебу.
Ставили хлеб в духовку с таким расчетом, чтобы он был готов как раз, когда семья сядет обедать. Нет на свете ничего вкусней свежего, еще теплого от печи, хлеба.
За стол не сразу садились. Стояли пока мать не внесет хлеб на вышитом рушнике, и поставит перед отцом. Отец осенял хлеб оберегом, и говорил:
Благословен будь хлеб сей,Небом сотворенный,Солнцем зачатый,Землею рожденный,Водою вскормленный,руками мужскими взращенный,женскими испечённый (Тут он улыбался жене и дочери.)На благо Роду.B нынешних поколеньяхи вовеки.
Все отвечали:
Небо! Ты видишь.Небо! Ты слышишь.Праведно Солнце -Благослови.
Отец резал хлеб ножом который употребляли только для обрядовой еды. Первый кусок он посыпал солью, и клал перед Чурами, прошептав при этом:
- Милости просим, Вас, хлеба-соли покушать со внуками.
Все садились. Отец разрезал хлеб на куски, и давал каждому - из рук в руки - с разными ласковыми пожеланиями.
Каждый сам брал щепотку соли из резной деревянной солонки стоящей в центре стола (соль нельзя передавать другому), посыпал свой кусок хлеба, благодарил Богов и Род, и ел.
Съев хлеб-соль, все сидели некоторое время в молчании, прежде чем приступить к обеду.
После обеда мать давала крошки Домовому, а тот кусок хлеба, что давали Богам, клала под открытое небо.
источник
sherp96.livejournal.com
. Это цитата
Варя обязательно помогала матери печь обрядовый хлеб в День Отдыха.
Само приготовление хлеба тоже вылилось в своеобразный обряд, после завтрака.
Начинала его Варя. Она брала ложку дрожжей, разводила их в стакане теплой воды со щепотью сахара, и затем шептала над ними наговор, который она вычитала в старинном этнографическом журнале.
Наговор действовал; дрожжи неизменно начинали бродить.
Мать, тем временем, просеивала два стакана пшеничной муки, смешивала их с четырьмя столовыми ложками масла, и разминала вилкой пока смесь не становилась похожей на крупу. Затем она постепенно вмешивала туда наговоренные Варей дрожжи, добавляла, если надо, еще муки или теплой воды, и месила тесто.
Соли в тесто не клали. Соль - потом.
Тесту давали взойти два раза. На третий раз, мать лепила из него круглый хлеб, а Варя украшала его вылепленными из теста символами благодати - коровкой, колосом, избушкой с трубой... А в середине помещала Солнце с восемью лучами расходящимися по всему хлебу.
Ставили хлеб в духовку с таким расчетом, чтобы он был готов как раз, когда семья сядет обедать. Нет на свете ничего вкусней свежего, еще теплого от печи, хлеба.
За стол не сразу садились. Стояли пока мать не внесет хлеб на вышитом рушнике, и поставит перед отцом. Отец осенял хлеб оберегом, и говорил:
Благословен будь хлеб сей,Небом сотворенный,Солнцем зачатый, Землею рожденный,Водою вскормленный,руками мужскими взращенный,женскими испечённый (Тут он улыбался жене и дочери.)На благо Роду.B нынешних поколеньяхи вовеки.Все отвечали:
Небо! Ты видишь.Небо! Ты слышишь.Праведно Солнце -Благослови.Отец резал хлеб ножом который употребляли только для обрядовой еды. Первый кусок он посыпал солью, и клал перед Чурами, прошептав при этом:
- Милости просим, Вас, хлеба-соли покушать со внуками.
Все садились. Отец разрезал хлеб на куски, и давал каждому - из рук в руки - с разными ласковыми пожеланиями.
Каждый сам брал щепотку соли из резной деревянной солонки стоящей в центре стола (соль нельзя передавать другому), посыпал свой кусок хлеба, благодарил Богов и Род, и ел.
Съев хлеб-соль, все сидели некоторое время в молчании, прежде чем приступить к обеду.
После обеда мать давала крошки Домовому, а тот кусок хлеба, что давали Богам, клала под открытое небо.
источник
marena99.livejournal.com
*******АА ******ААА *****АААА ****ААААА
Существительное Прилагательное Краткое прилагательное Инфинитив Глагол в личной форме Показать остальные Деепричастие Причастие Краткое причастие Количественное числительное Порядковое числительное Местоимение (существительное) Местоимение-предикатив Местоимение-прилагательное Наречие Предикатив Предлог Союз Междометие Частица Вводное слово Фразеологизм
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный
Мужской род Женский род Средний род Общий род
Единственное число Множественное число
Одушевленное Неодушевленное
Настоящее время Будущее время Прошедшее время
Первое лицо Второе лицо Третье лицо
Совершенный вид Несовершенный вид
Переходный Непереходный
Действительный Страдательный
bezbukv.ru
Варя обязательно помогала матери печь обрядовый хлеб в День Отдыха. Само приготовление хлеба тоже вылилось в своеобразный обряд, после завтрака.
Начинала его Варя. Она брала ложку дрожжей, разводила их в стакане теплой воды со щепотью сахара, и затем шептала над ними наговор который она вычитала в старинном этнографическом журнале. Наговор действовал; дрожжи неизменно начинали бродить.
Мать, тем временем, просеивала два стакана пшеничной муки, смешивала их с четырьмя столовыми ложками масла, и разминала вилкой пока смесь не становилась похожей на крупу. Затем она постепенно вмешивала туда наговоренные Варей дрожжи, добавляла, если надо, еще муки или теплой воды, и месила тесто.
Соли в тесто не клали. Соль — потом.
Тесту давали взойти два раза. На третий раз, мать лепила из него круглый хлеб, а Варя украшала его вылепленными из теста символами благодати — коровкой, колосом, избушкой с трубой, кружочком с надписью «100руб». А в середине помещала Солнце с восемью лучами расходящимися по всему хлебу. Ставили хлеб в духовку с таким расчетом, чтобы он был готов как раз когда семья сядет обедать. Нет на свете ничего вкусней свежего, еще теплого от печи, хлеба.
За стол не сразу садились. Стояли пока мать не внесет хлеб на вышитом рушнике, и поставит перед отцом. Отец осенял хлеб оберегом, и говорил:
Благословен будь хлеб сей,Небом сотворенный,Солнцем зачатый, Землею рожденный,Водою вскормленный,руками мужскими взращенный,женскими испечЁнный (Тут он улыбался жене и дочери.)На благо Роду.B нынешних поколеньяхи вовеки.Все отвечали:
Небо! Ты видишь.Небо! Ты слышишь.Праведно Солнце —Благослови.Отец резал хлеб ножом который употребляли только для обрядовой еды. Первый кусок он посыпал солью, и клал перед Чурами, прошептав при этом: — Милости просим, Вас, хлеба-соли покушать со внуками.
Все садились. Отец разрезал хлеб на куски, и давал каждому — из рук в руки — с разными ласковыми пожеланиями. Каждый сам брал щепотку соли из резной деревянной солонки стоящей в центре стола (соль нельзя передавать другому), посыпал свой кусок хлеба, благодарил Богов и Род, и ел.
Съев хлеб-соль, все сидели некоторое время в молчании, прежде чем приступить к обеду.
После обеда мать давала крошки Домовому, а тот кусок хлеба, что давали Богам, клала под открытое небо.
 
© 2003 by Erica DiBrigida. Разрешаю использовать текст в обрядовых и некоммерческих целях. 
ГЛАВНАЯ | СКАЗЫ | ОБРЯДЫ | ПЕСНИ | СВЯЗИ | ФОРУМ | ГОСТЕВАЯ | НАПИШИ МНЕbloknot1.narod.ru
Обряд Хлеба-солиВаря обязательно помогала матери печь обрядовый хлеб в День Отдыха. Само приготовление хлеба тоже вылилось в своеобразный обряд, после завтрака. Начинала его Варя. Она брала ложку дрожжей, разводила их в стакане теплой воды со щепотью сахара, и затем шептала над ними наговор который она вычитала в старинном этнографическом журнале. Наговор действовал; дрожжи неизменно начинали бродить. Мать, тем временем, просеивала два стакана пшеничной муки, смешивала их с четырьмя столовыми ложками масла, и разминала вилкой пока смесь не становилась похожей на крупу. Затем она постепенно вмешивала туда наговоренные Варей дрожжи, добавляла, если надо, еще муки или теплой воды, и месила тесто. Соли в тесто не клали. Соль - потом. Тесту давали взойти два раза. На третий раз, мать лепила из него круглый хлеб, а Варя украшала его вылепленными из теста символами благодати - коровкой, колосом, избушкой с трубой, кружочком с надписью "100руб". А в середине помещала Солнце с восемью лучами расходящимися по всему хлебу. Ставили хлеб в духовку с таким расчетом, чтобы он был готов как раз когда семья сядет обедать. Нет на свете ничего вкусней свежего, еще теплого от печи, хлеба. За стол не сразу садились. Стояли пока мать не внесет хлеб на вышитом рушнике, и поставит перед отцом. Отец осенял хлеб оберегом, и говорил: Благословен будь хлеб сей,Небом сотворенный,Солнцем зачатый, Землею рожденный,Водою вскормленный,руками мужскими взращенный,женскими испечённый (Тут он улыбался жене и дочери.)На благо Роду.B нынешних поколеньяхи вовеки.Все отвечали: Небо! Ты видишь.Небо! Ты слышишь.Праведно Солнце -Благослови.Отец резал хлеб ножом который употребляли только для обрядовой еды. Первый кусок он посыпал солью, и клал перед Чурами, прошептав при этом: - Милости просим, Вас, хлеба-соли покушать со внуками. Все садились. Отец разрезал хлеб на куски, и давал каждому - из рук в руки - с разными ласковыми пожеланиями. Каждый сам брал щепотку соли из резной деревянной солонки стоящей в центре стола (соль нельзя передавать другому), посыпал свой кусок хлеба, благодарил Богов и Род, и ел. Съев хлеб-соль, все сидели некоторое время в молчании, прежде чем приступить к обеду. После обеда мать давала крошки Домовому, а тот кусок хлеба, что давали Богам, клала под открытое небо. Источник: Блокнот Эрики-язычницы |
plamyasvargi.narod.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»