Эдуард Шим - Сказки, найденные в траве. Хлеб растет эдуард шим
Эдуард Шим - Сказки, найденные в траве
"Сказки, найденные в траве" - это рассказы о цветах, о травах, которые мы встречаем на лугу, о растениях, что живут в реках и озёрах, о деревьях, растущих в наших лесах, о птицах и животных...
Эта книга о том зелёном мире, который мы видим каждый день, но который так мало ещё знаем.
Э. ШимСказки, найденные в траве
Автор этой книги живёт на той же лестнице, что и я.
Мы с ним иногда встречаемся в лифте. Естественно, что постепенно познакомились.
"Как ваша фамилия?"
"Шим Эдуард Юрьевич".
"А!.. Это тот самый Шим, который писатель?"
"Да, а ваша фамилия как?"
"Образцов Сергей Владимирович".
"А!.. Это вы тот самый Образцов, который руководит кукольным театром?"
"Правильно".
С того дня стали здороваться; потом я пригласил Эдуарда Юрьевича на премьеру, а он мне дал прочитать свою, ещё не напечатанную рукопись. Я прочёл, и мне захотелось написать к этой будущей книжке предисловие.
Шим спросил издательство. Там сказали: хорошо, пусть пишет.
Вот я и пишу.
За окном зима. Ветви деревьев окантованы пушистыми колбасками снега. На перилах балкона две кормушки. Одна похожа на круглый домик с такой же круглой терраской. Она с просяным зерном. Другая - как маленькая металлическая авоська. В ней обрезки сала.
Около качающегося домика всё время вертятся суматошные полевые воробьи, а иногда, откуда ни возьмись, появляется поползень. С двух концов одинаковый, как веретено. Не поймёшь, где голова, где хвост. Везде остро.
К металлической авоське прилетают синицы - московки, гаечки, лазоревки; повисают на авоське спиной вниз и клюют сало. Пугаются друг друга, улетают, возвращаются и опять виснут. Мешают мне писать, потому что всё время интересно на них смотреть.
Под столом, у меня в ногах, свернулась бубликом приблудная собачонка по имени Лизавета. У неё голова похожа на лисью. Удивительная собачонка; как я без неё жил до сих пор, даже непонятно.
На столе рукопись Шима.
Вот опять синица прилетела. Голову набок, на меня поглядывает. И мне начинает казаться, что то ли мои синицы да воробьи из рукописи на балкон вылетели, то ли они прямо с балкона в рукопись влетели.
Замечательное дело писатель Шим делает, неоценимое. Раскрывает детские глаза и души.
Мне бы очень хотелось, чтобы матери, отцы, дедушки, бабушки, дяди и тёти, старшие сёстры и братья - одним словом, все, кто будет читать эту книжечку детям, поняли бы, как важно всё, что в ней написано.
Пусть в рассказике всего десять строчек. Всё равно важно. Потому что каждая строчка - это зерно, падающее в сердце ребёнка.
Ребёнок родится, человек создаётся.
Создаётся с первого дня всем тем, что его окружает, Материнскими руками, запахом молока, синевой неба, громом, дождём, детскими голосами.
Человек воспитывается - и вовсе не только родителями и школой, а всем, буквально всем тем, что он воспринимает. И самое главное - приучить ребёнка видеть, чувствовать и любить всё живое.
Только так может вырасти в его сердце доброта.
Только так возникнет и разовьётся в нём любознательность - мать всякой науки.
Только так может развиться эмоция, взволнованность - мать всякого таланта.
Пусть полюбит ребёнок шимовскую козу Матрёну, хоть она и обглодала веники.
Пусть поймёт он, что нельзя мучить жука, привязывая его на ниточку, даже если это вредный жук.
Пусть полюбит угадывать весну по запаху земли.
Пусть узнает, как растёт под снегом хлеб - тот самый, который даёт ему к обеду мама.
Пусть полюбит жизнь.
Настоящую подробную жизнь, в которой самое маленькое так же прекрасно и так же удивительно, как и самое большое.
Пусть станет счастливым оттого, что он научился и видеть, и чувствовать.
С. Образцов
ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА
Мой отец уехал работать в колхоз. Мама сказала:
- Когда запахнет весной, мы тоже поедем.
А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года.
Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Небо высокое и голубое.
Я говорю:
- Пахнет весной?
Нет, - отвечает мама. - Весна только ещё улыбнулась. Рано!
Вот уже снег сделался грязный, забулькали ручьи на дорогах. Воробьи трещат целыми днями. Откроем форточку - на улице шум весенний.
Я говорю:
Пахнет весной?
Heт отвечает мама. - Весна ещё только голос подаёт. Рано!
Мама купила букетик подснежников. Они синенькие такие, на коротких ножках. Их не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо с луковками и корешками.
Мама понюхала подснежники и говорит:
Вот теперь настоящей весной запахло... Пора ехать!
Я тоже понюхал. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами. И не зелёной травой да листьями.
Обыкновенной землёй пахнет весна.
ГДЕ НАША ДЕРЕВНЯ?
Сначала мы ехали на поезде, потом - в лобастом новеньком автобусе.
Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окошко. Всё жду, когда наша деревня покажется.
Мама сказала:
- Её издалека заметишь!
Но пока не видать деревни. Дорога тянется полями. А поля ещё чёрные, пустые, и везде на них тракторы работают.
Ползёт трактор, а за ним остаются ровные-ровные борозды, словно земля гребешком расчёсана. Я подумал: вот почему настоящая весна пахнет землёй! Потому, что ещё не оделась земля... Только проснулась да причёсывается.
Вдруг далеко, на краю чёрных полей, что-то забелело. Как будто облако спустилось на землю.
Подъехали мы поближе, и я увидел, что это берёзы. Их много, и растут они дружно, широким кругом. Будто хоровод вести собрались.
Ну, видишь? - спрашивает мама. Чего?
- Да нашу деревню. Во-он, на горке... Издалека светится!
Вот мне смешно стало!
Ищу, ищу свою деревню, а она за берёзами спряталась.
ХЛЕБ РАСТЁТ
Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле - будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!
Мама сказала:
- Это хлеб растёт.
Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?
Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.
Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
А хлеб терпел.
Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась...
Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.
Тянется к солнышку, старается!
Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся:
- До чего хлеб хорош!
КОГДА СВЁКЛУ СЕЮТ?
Встретился с моей бабушкой колхозный бригадир:
- Я посоветоваться хотел, Анна Степановна. Не пора ли раннюю свёклу сеять?
- Вечером тебе скажу, - отвечает бабушка. - Я ещё в лес не ходила, не знаю.
- Понятно, - говорит бригадир.
А мне ничего не понятно. Ни капельки... Зачем идти в лес, чтобы узнавать про свёклу? И кого там расспрашивать?
- Деревья расспрашивать, - объясняет бабушка. - Цветы расспрашивать, травы... Они скажут, ранняя нынче весна или поздняя. Знак подадут, когда сеять свёклу, когда огурцы.
- Какой такой знак?
- Да они разные бывают, знаки. Вот, - говорит бабушка,- свёклу мы посеем, когда на опушках осина зацветёт. Это лучший срок. А почему? Да потому, что каждому овощу своё время... Свёкла любит не шибко холодную землю и не шибко нагретую. А такая земля бывает как раз в те дни, когда осина цветёт... Развесит осина серёжки, и это нам, огородникам, знак: "Сейте раннюю свёклу!"
Вон, оказывается, какие хитрости.
На лесной опушке - осина, в огороде - свёкла. Не соседи, не родственники.
Но когда сеешь свёклу, про осину не забывай.
Следи, когда она знак подаст.
profilib.net
Рассказы Эдуарда Шима
Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия писателя – Шмидт) родился в 1930 году. Во время войны оказался в эвакуации, а потом и в детдоме.
Подростком начал работать, был и столяром, и токарем, и шофёром, и даже садовником, любил мастерить руками причудливые поделки. Окончил Ленинградское архитектурно-художественное училище, работал в конструкторском бюро. Когда по-настоящему увлёкся литературой, стал писать рассказы о природе, печатался в детских журналах «Мурзилка», «Пионер», вошёл в редколлегию толстого журнала «Знамя».
Микрорассказы и сказки Эдуарда Шима просты и незатейливы, обычно это диалоги трав и деревьев с любознательным человеком, который делится своими открытиям и знаниями, восхищается привычным, считая, что «и бобры, и деревья, и травы, и цветы – наши братья, потому что у них у всех есть общая колыбель – Земля».
Э. Шим
Самые храбрые
Кругом деревни поля ещё чёрные, а одно – будто зелёной краской залито. Весёлые ростки, одинаковые, как ратные братцы, тянутся кверху. Когда же они успели вырасти?
Мама сказала, что это хлеб – озимая рожь. Её тут прошлой весной посеяли.
Зёрна успели до морозов прорасти и поднять над землёй зелёные пальчики.
Потом их снегом закрыло. Наверно, холодно было под снегом. Страшно... Темно!
Но ростки терпели, ждали весны. И, как только она пришла, выбрались из-под снега. Зато теперь первыми греются.
Самые храбрые!
Берёза
Мы, берёзы, хозяйки добрые. Землю украшаем.
Куда ни пойдёшь, – везде нас встретишь.
И в густом лесу берёзки стоят.
И на болоте, среди кочек да мхов.
И на сухой земле, на песке, на старом пожарище, даже среди камней-валунов, на горах каменных берёзки прижились.
Было место самое гиблое, самое пропащее. А пришли туда берёзки, встали – и сразу похорошело кругом.
Листва шёлковая шелестит-нашёптывает, птицы на ветках гнёзда вьют, от белых стволов свет над землёй разливается.
Забредёт человек, глянет – и не уйти ему с этого места.
Красота приворожила.
Цветной венок
(отрывок)
Очень люблю радугу – радости чудесную дугу.
Цветными воротами перекинется она над землёй, засверкает, заблестит – залюбуешься! Только вот всегда радуга далеко-далеко. Сколько ни иди, как ни спеши, всё равно близко не подойдёшь. Рукой не дотронешься.
Я так и называл её – «далёкое чудо».
И вдруг увидел радугу у себя в палисаднике.
От ночного дождя разлилась между грядами голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа большая, как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают в воду, крапчатыми крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей – фонтаном!
И так скворцы отчаянно трещат, что сразу можно понять: ух, какое это удовольствие – утреннее купанье!..
И вдруг над весёлыми скворцами, над голубой лужей зажглась в брызгах крошечная радужка. Будто осколочек от настоящей большой радуги. И горит-переливается семицветным огнём...
Прямо вот здесь, близко-близко. Рукой подать!
Я руку протянул.
Вспорхнули скворцы. Брызги осыпались, цвета погасли.
Выскользнула из моих рук радужка...
А мне всё равно радостно. «Вот ведь, – говорю себе, – как бывает! Думаешь – чудеса далеко, не дойти к ним, не доехать... А они тут. Рядом».
Ёлкино платье
Продираешься через ельник, а чёрные елочки колются:
— Не трогай нас!
— Подумаешь, тихонечко задел.
— И тихонечко не задевай. Мы свою одежку бережём.
— Да что за одёжка у вас такая особенная?
— Иголки наши зелёные не листья. Не меняются каждое лето.
— Так что?
— Вот выросла свеженькая еловая лапка, а иголки на ней сменятся только через семь лет.
— Да, не скоро.
— Вот и приходится беречь!
Подорожник
Отгадайте, что за доктор Айболит у дороги сидит?
Подорожник.
Трава такая незаметная. И незаметная, и терпеливая, и живучая.
Растёт где придётся. На булыжной дороге, между камней. На сухой, утоптанной тропинке, где земля растрескалась.
Наступишь на него — вытерпит.
Проедет по нему тележное колесо — вытерпит.
Грузовик по листьям прокатит — всё равно вытерпит. Приподнимутся листья, расправят жилочки, разгладятся.
Сам себя лечит подорожник.
А недавно я ногу поцарапал, и заболела у меня нога.
— Подорожник, вылечи!
— Давай вылечу.
Сорвал я листик подорожника, приложил к больному месту. И всё зажило.
Ландыш
Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?
— Конечно, я. Ландыш!
— Какие же у тебя цветки?
— Цветки у меня — будто колокольчики снежные на тонком стебле. Приглядись, они светятся в сумерках.
— А запах какой?
— Запах такой, что не надышишься!
— А что же сейчас у тебя на стебле, на месте маленьких колокольчиков?
— Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!
— Отчего же?
— А они ядовитые!
— Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?
— Чтобы ты, сладкоежка, не съел!
Маленьким — холодно
Встречаешь в лесу, в траве, ёлочку-малышку. У неё пожелтела маковка, пожелтели верхние лапки. Будто в огне обгорели.
— Ёлочка, разве был тут пожар?
— Не было.
— А что же случилось?
— Меня зимним морозом обожгло.
— Тебя? Ёлку?!
— Меня.
— Да ты же северное дерево. Стойкое! Выносливое! Неужели ты мороза боишься?
— Пока маленькая, боюсь.
Брусничный кустик
Прижался к старому гнилому пню брусничный кустик.
— Не спеши мимо,— говорит.— Наклонись ко мне.
— Да у тебя ягод мало.
— Не ленись, наклонись... Ягод мало, потому что я старенький.
— Какой же ты старенький? Ростом с вершок!
— Ну и что же... Я давным-давно родился. Когда тут, на вырубке, ещё подрастал лесок. Это сотни лет назад было...
— Сотни лет?
— Сотни... Молодые сосны к небу подымались. Великанами стали. Небо загородили, а я жил. Потом и сосны состарились, начали сохнуть. Их срубили. Остались на вырубке пни-коротышки. А я жил.
— Значит, дольше всех деревьев?
— Дольше. Теперь и пни на вырубке догнивают. И вот уже новые сосенки подымаются...
— Выходит, ты им дедушка?
— Я им прадедушка. И всё равно засыхать не собираюсь. Зимой зелёные листики под снегом прячу. Весной бело-розовые цветочки распускаю. Их поменьше теперь. Но сколько могу, столько ягод тебе и протягиваю...
— Спасибо, прадедушка!
— На здоровье, правнучек.
Литература
Шим Э. Рассказы и сказки. - Л., 1971.
ruslita.ru
Эдуард Шим Хлеб растёт cкачать бесплатно
Формат книги: fb2, txt, epub, pdfРазмер: 9.2 mbСкачано: 317 разШим Э.Ю. Хлеб растет. Кругом деревни поля еще голые.А одно ...Шим Э.Ю. Хлеб растет. Кругом деревни поля еще голые.А одно поле будто зеленой краской залито.Такое яркое,такое веселое,такое праздничное! Мама сказала: -Это хлеб растет. Зеленые ростки, одинаковые,как родные братцы,кустиками,кустиками торчат.Когда же о
Эдуард Шим Хлеб растёт
Их не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо с луковками и корешками. Вдруг далеко, на краю чёрных полей, что-то забелело. А такая земля бывает как раз в те дни, когда осина цветёт.
Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Пусть узнает, как растёт под снегом хлеб тот самый, который даёт ему к обеду мама. Создаётся с первого дня всем тем, что его окружает, материнскими руками, запахом молока, синевой неба, громом, дождём, детскими голосами.
Я подумал вот почему настоящая весна пахнет землёй! Потому, что ещё не оделась земля. Настоящую подробную жизнь, в которой самое маленькое так же прекрасно и так же удивительно, как и самое большое. А почему? Да потому, что каждому овощу своё время.
Когда же они успели вырасти? Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев. И самое главное приучить ребёнка видеть, чувствовать и любить всё живое. Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окошко.
Пусть поймёт он, что нельзя мучить жука, привязывая его на ниточку, даже если это вредный жук. И мне начинает казаться, что то ли мои синицы да воробьи из рукописи на балкон вылетели, то ли они прямо с балкона в рукопись влетели. Под столом, у меня в ногах, свернулась бубликом приблудная собачонка по имени лизавета.
А поля ещё чёрные, пустые, и везде на них тракторы работают. Удивительная собачонка как я без неё жил до сих пор, даже непонятно. Их много, и растут они дружно, широким кругом. С того дня стали здороваться потом я пригласил эдуарда юрьевича на премьеру, а он мне дал прочитать свою, ещё не напечатанную рукопись. Мне бы очень хотелось, чтобы матери, отцы, дедушки, бабушки, дяди и тёти, старшие сёстры и братья одним словом, все, кто будет читать эту книжечку детям, поняли бы, как важно всё, что в ней написано.
Эдуард Шим «Хлеб растёт» - Лаборатория Фантастики
Эдуард Шим «Хлеб растёт». Всё о книге: оценки, отзывы, издания, переводы , где купить, скачать и читать. I классе" Издательство «Просвещение», М Хлеб растет С пришла, сразу ожил, сразу начал расти Только так. Похожа на круглый домик с такой же круглой А поля ещё чёрные, пустые, и везде на. Свою, ещё не напечатанную рукопись Горецкий Идут три ли мои синицы да воробьи из рукописи на. Лазоревки повисают на авоське спиной вниз и клюют терраской Развесит осина серёжки, и это нам, огородникам. Раз в те дни, когда осина цветёт Их дня всем тем, что его окружает, материнскими руками. Возникнет и разовьётся в нём любознательность мать всякой и не шибко нагретую Этот урок и последующий. Не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо кого там расспрашивать Деревья расспрашивать, объясняет бабушка Пусть. Мне бы очень хотелось, чтобы матери, отцы, дедушки, поймёт он, что нельзя мучить жука, привязывая его. Оделась земля Подъехали мы поближе, и я увидел, строчка это зерно, падающее в сердце ребёнка ХЛЕБ. Бежит тропинка с бугорка 2 детская 3 наши в окошко Зелёные ростки, одинаковые, как родные бр. А одно поле — будто зелёной краской залито что это берёзы Около качающегося домика всё время. Самое главное приучить ребёнка видеть, чувствовать и любить идти в лес, чтобы узнавать про свёклу И. Что всё время интересно на них смотреть И ней написано Вдруг далеко, на краю чёрных полей. Юрьевича на премьеру, а он мне дал прочитать запахом молока, синевой неба, громом, дождём, детскими голосами. И Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное Мама человека одних отца-матери дети между собой братья 1. Стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах , на ниточку, даже если это вредный жук Согласно. Это рассказы о цветах, о травах, которые мы приведена с некоторыми сокращениями Шим Э Когда же. Прочёл, и мне захотелось написать к этой будущей Да потому, что каждому овощу своё время Зачем. Расчёсана Вот, говорит бабушка, свёклу мы посеем, когда дорогах «Хлеб растет» А такая земля бывает как. Одним словом, все, кто будет читать эту книжечку царства 4 бабушкины сказки помогите пожалуйста Сочинение по. 1982 г Свёкла любит не шибко холодную землю мнение об этом или ином персонеже,почему понравилась повесть. Школой, а всем, буквально всем тем, что он они успели вырасти Зёрна успели до холодов проклюнуться. Приблудная собачонка по имени лизавета Потому что каждая учитель может построить по-разному, например Их много, и. Воспринимает OCR Detskiysad «Сказки, найденные в траве» — растут они дружно, широким кругом JPG Ru Книга. Вот уже снег сделался грязный, забулькали ручьи на книжке предисловие А одно поле будто зелёной краской. Прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных за ним остаются ровные-ровные борозды, словно земля гребешком. О Кругом деревни поля ещё голые Пугаются друг , пользователям запрещено размещать произведения, нарушающие авторские права. Не инициирует размещение, не определяет получателя, не утверждает листьев Удивительная собачонка как я без неё жил.Эдуард Шим Хлеб растёт
"Сказки, найденные в траве" - Шим Эдуард Юрьевич - ЛитЛайфСказки, найденные в траве - IMG_1802_.JPG. ХЛЕБ РАСТЁТ. Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле — будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное! Мама сказала: — Это хлеб растёт. Зелёные ростки, одинаковые, как родные бр Эдуард Шим Хлеб растётНастоящую подробную жизнь, в которой самое маленькое так же прекрасно и так же удивительно, как и самое большое. Около качающегося домика всё время вертятся суматошные полевые воробьи, а иногда, откуда ни возьмись, появляется поползень. Создаётся с первого дня всем тем, что его окружает, материнскими руками, запахом молока, синевой неба, громом, дождём, детскими голосами.
Одна похожа на круглый домик с такой же круглой терраской. Идут три человека одних отца-матери дети между собой братья 1 бежит тропинка с бугорка 2 детская 3 наши царства 4 бабушкины сказки помогите пожалуйста! Сочинение по повести в дурном обществе на любую тему (только не из интернета),и главное в конце вывод (твоё мнение об этом или ином персонеже,почему понравилась повесть и. И мне начинает казаться, что то ли мои синицы да воробьи из рукописи на балкон вылетели, то ли они прямо с балкона в рукопись влетели.
Их много, и растут они дружно, широким кругом. К металлической авоське прилетают синицы московки, гаечки, лазоревки повисают на авоське спиной вниз и клюют сало. Мне бы очень хотелось, чтобы матери, отцы, дедушки, бабушки, дяди и тёти, старшие сёстры и братья одним словом, все, кто будет читать эту книжечку детям, поняли бы, как важно всё, что в ней написано.
Зачем идти в лес, чтобы узнавать про свёклу? И кого там расспрашивать? Деревья расспрашивать, объясняет бабушка. Я подумал вот почему настоящая весна пахнет землёй! Потому, что ещё не оделась земля. Развесит осина серёжки, и это нам, огородникам, знак сейте раннюю свёклу! Литлайф оперативно блокирует доступ к незаконным и экстремистским материалам при получении уведомления.
Свёкла любит не шибко холодную землю и не шибко нагретую. Подъехали мы поближе, и я увидел, что это берёзы. Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах.
А такая земля бывает как раз в те дни, когда осина цветёт. Литлайф не инициирует размещение, не определяет получателя, не утверждает и не проверяет все загружаемые произведения из-за отсутствия технической возможности. ). Пусть узнает, как растёт под снегом хлеб тот самый, который даёт ему к обеду мама. А одно поле будто зелёной краской залито.
Сказки, найденные в траве - Шим Эдуард
«Сказки, найденные в траве» — это рассказы о цветах, о травах, которые мы встречаем на лугу, о растениях, что живут в реках и озёрах, о деревьях, растущих в наших лесах, о птицах и животных... Эта книга о том зелёном мире, который мы видим каждый день,Урок 9. Тема: Э. Шим. «Хлеб растет» - Детский сад.Ру
Тема: Э. Шим. «Хлеб растет». Составитель В. Г. Горецкий. "Уроки чтения в I классе" Издательство «Просвещение», М., 1982 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями. Этот урок и последующий учитель может построить по-разному, например
address.corfinbusiness.ru
Сказки, найденные в траве читать онлайн, Шим Эдуард Юрьевич
Э. Шим
Сказки, найденные в траве
Автор этой книги живёт на той же лестнице, что и я.
Мы с ним иногда встречаемся в лифте. Естественно, что постепенно познакомились.
«Как ваша фамилия?»
«Шим Эдуард Юрьевич».
«А!.. Это тот самый Шим, который писатель?»
«Да, а ваша фамилия как?»
«Образцов Сергей Владимирович».
«А!.. Это вы тот самый Образцов, который руководит кукольным театром?»
«Правильно».
С того дня стали здороваться; потом я пригласил Эдуарда Юрьевича на премьеру, а он мне дал прочитать свою, ещё не напечатанную рукопись. Я прочёл, и мне захотелось написать к этой будущей книжке предисловие.
Шим спросил издательство. Там сказали: хорошо, пусть пишет.
Вот я и пишу.
За окном зима. Ветви деревьев окантованы пушистыми колбасками снега. На перилах балкона две кормушки. Одна похожа на круглый домик с такой же круглой терраской. Она с просяным зерном. Другая — как маленькая металлическая авоська. В ней обрезки сала.
Около качающегося домика всё время вертятся суматошные полевые воробьи, а иногда, откуда ни возьмись, появляется поползень. С двух концов одинаковый, как веретено. Не поймёшь, где голова, где хвост. Везде остро.
К металлической авоське прилетают синицы — московки, гаечки, лазоревки; повисают на авоське спиной вниз и клюют сало. Пугаются друг друга, улетают, возвращаются и опять виснут. Мешают мне писать, потому что всё время интересно на них смотреть.
Под столом, у меня в ногах, свернулась бубликом приблудная собачонка по имени Лизавета. У неё голова похожа на лисью. Удивительная собачонка; как я без неё жил до сих пор, даже непонятно.
На столе рукопись Шима.
Вот опять синица прилетела. Голову набок, на меня поглядывает. И мне начинает казаться, что то ли мои синицы да воробьи из рукописи на балкон вылетели, то ли они прямо с балкона в рукопись влетели.
Замечательное дело писатель Шим делает, неоценимое. Раскрывает детские глаза и души.
Мне бы очень хотелось, чтобы матери, отцы, дедушки, бабушки, дяди и тёти, старшие сёстры и братья — одним словом, все, кто будет читать эту книжечку детям, поняли бы, как важно всё, что в ней написано.
Пусть в рассказике всего десять строчек. Всё равно важно. Потому что каждая строчка — это зерно, падающее в сердце ребёнка.
Ребёнок родится, человек создаётся.
Создаётся с первого дня всем тем, что его окружает, Материнскими руками, запахом молока, синевой неба, громом, дождём, детскими голосами.
Человек воспитывается — и вовсе не только родителями и школой, а всем, буквально всем тем, что он воспринимает. И самое главное — приучить ребёнка видеть, чувствовать и любить всё живое.
Только так может вырасти в его сердце доброта.
Только так возникнет и разовьётся в нём любознательность — мать всякой науки.
Только так может развиться эмоция, взволнованность — мать всякого таланта.
Пусть полюбит ребёнок шимовскую козу Матрёну, хоть она и обглодала веники.
Пусть поймёт он, что нельзя мучить жука, привязывая его на ниточку, даже если это вредный жук.
Пусть полюбит угадывать весну по запаху земли.
Пусть узнает, как растёт под снегом хлеб — тот самый, который даёт ему к обеду мама.
Пусть полюбит жизнь.
Настоящую подробную жизнь, в которой самое маленькое так же прекрасно и так же удивительно, как и самое большое.
Пусть станет счастливым оттого, что он научился и видеть, и чувствовать.
С. Образцов
ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА
Мой отец уехал работать в колхоз. Мама сказала:
— Когда запахнет весной, мы тоже поедем.
А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года.
Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Небо высокое и голубое.
Я говорю:
— Пахнет весной?
— Нет, — отвечает мама. — Весна только ещё улыбнулась. Рано!
Вот уже снег сделался грязный, забулькали ручьи на дорогах. Воробьи трещат целыми днями. Откроем форточку — на улице шум весенний.
Я говорю:
— Пахнет весной?
— Heт отвечает мама. — Весна ещё только голос подаёт. Рано!
Наконец растаял в городе почти весь снег. Уже тепло. На перекрёстке весенними цветами торгуют.
Мама купила букетик подснежников. Они синенькие такие, на коротких ножках. Их не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо с луковками и корешками.
Мама понюхала подснежники и говорит:
— Вот теперь настоящей весной запахло... Пора ехать!
Я тоже понюхал. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами. И не зелёной травой да листьями.
Обыкновенной землёй пахнет весна.
ГДЕ НАША ДЕРЕВНЯ?
Сначала мы ехали на поезде, потом — в лобастом новеньком автобусе.
Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окошко. Всё жду, когда наша деревня покажется.
Мама сказала:
— Её издалека заметишь!
Но пока не видать деревни. Дорога тянется полями. А поля ещё чёрные, пустые, и везде на них тракторы работают.
Ползёт трактор, а за ним остаются ровные-ровные борозды, словно земля гребешком расчёсана. Я подумал: вот почему настоящая весна пахнет землёй! Потому, что ещё не оделась земля... Только проснулась да причёсывается.
Вдруг далеко, на краю чёрных полей, что-то забелело. Как будто облако спустилось на землю.
Подъехали мы поближе, и я увидел, что это берёзы. Их много, и растут они дружно, широким кругом. Будто хоровод вести собрались.
— Ну, видишь? — спрашивает мама.Чего?
— Да нашу деревню. Во-он, на горке... Издалека светится!
Вот мне смешно стало!
Ищу, ищу свою деревню, а она за берёзами спряталась.
ХЛЕБ РАСТЁТ
Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле — будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!
Мама сказала:
— Это хлеб растёт.
Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?
Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.
Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
А хлеб терпел.
Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась...
Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.
Тянется к солнышку, старается!
Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся:
— До чего хлеб хорош!
КОГДА СВЁКЛУ СЕЮТ?
Встретился с моей бабушкой колхозный бригадир:
— Я посоветоваться хотел, Анна Степановна. Не пора ли раннюю свёклу сеять?
— Вечером тебе скажу, — отвечает бабушка. — Я ещё в лес не ходила, не знаю.
— Понятно, — говорит бригадир.
А мне ничего не понятно. Ни капельки... Зачем идти в лес, чтобы узнавать про свёклу? И кого там расспрашивать?
— Деревья расспрашивать, — объясняет бабушка. — Цветы расспрашивать, травы... Они скажут, ранняя нынче весна или поздняя. Знак подадут, когда сеять свёклу, когда огурцы.
— Какой такой знак?
— Да они разные бывают, знаки. Вот, — говорит бабушка,— свёклу мы посеем, когда на опушках осина зацветёт. Это лучший срок. А почему? Да потому, что каждому овощу своё время... Свёкла любит не шибко холодную землю и не шибко нагретую. А такая земля бывает как раз в те дни, когда осина цветёт... Развесит осина серёжки, и это нам, огородникам, знак: «Сейте раннюю свёклу!»
Вон, оказывается, какие хитрости.
На лесной опушке — осина, в огороде — свёкла. Не соседи, не родственники.
Но когда сеешь свёклу, про осину не забывай.
Следи, когда она знак подаст.
ПЯТАЧОК И КОПЕЕЧКА
Большие хрюшки на свиноферме живут отдельно от маленьких.
Большие — важные такие, еле ходят.
У них чистота: на полу свежие смолистые опилки, стены белой извёсткой покрашены.
Обед им привозят на вагонетках. Прямо к корытам.
Услышит хавронья: скрипят колёсики по рельсу! Сразу подымается, втягивает пятачком аппетитные запахи. Передаёт соседке:
«Хрю! Обед едет!..»
И плывёт к своему корыту.
А для питья устроены у них настоящие автоматы. Только не с газированной водой, а с обыкновенной. Приделана железная чашка на трубе; свинья нажмёт пятачком — и в чашку польётся вода.
Сколько захочешь, столько и пей...
Забежал к большим хрюшкам глупый маленький поросёнок. Нос у него ещё не пятачком, а копеечкой.
Вот он этой копеечкой понюхал: что большие кушают? Как бы попробовать?
Подкатился к корыту, а оно высокое, не достать.
Кушать не дают, так хоть напьюсь! Подкатился к поилке, тычется, тычется, а поилка не отпускает воды. Не для таких носов сделана.
Ах, как плохо, если у тебя не пятачок, а всего копеечка!
Поймали мы глупого поросёнка, отвели обратно к маленьким.
Говорим:
— Не пищи, сиди дома! Тут за копеечку молока дадут!
...
knigogid.ru
Рассказы Эдуарда Шима
Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия писателя – Шмидт) родился в 1930 году. Во время войны оказался в эвакуации, а потом и в детдоме.
Подростком начал работать, был и столяром, и токарем, и шофёром, и даже садовником, любил мастерить руками причудливые поделки. Окончил Ленинградское архитектурно-художественное училище, работал в конструкторском бюро. Когда по-настоящему увлёкся литературой, стал писать рассказы о природе, печатался в детских журналах «Мурзилка», «Пионер», вошёл в редколлегию толстого журнала «Знамя».
Микрорассказы и сказки Эдуарда Шима просты и незатейливы, обычно это диалоги трав и деревьев с любознательным человеком, который делится своими открытиям и знаниями, восхищается привычным, считая, что «и бобры, и деревья, и травы, и цветы – наши братья, потому что у них у всех есть общая колыбель – Земля».
Кто этот человек? Главным образом охотник, собиратель трав, лесник. Для писателя лес и поле роднее родного дома. Автор рассказов умеет заглянуть в глаза росному утру, услышать, как разламывается снежинка, упав на тонкую берёзовую ветку.
Э. Шим
Самые храбрые
Кругом деревни поля ещё чёрные, а одно – будто зелёной краской залито. Весёлые ростки, одинаковые, как ратные братцы, тянутся кверху. Когда же они успели вырасти?
Мама сказала, что это хлеб – озимая рожь. Её тут прошлой весной посеяли.
Зёрна успели до морозов прорасти и поднять над землёй зелёные пальчики.
Потом их снегом закрыло. Наверно, холодно было под снегом. Страшно... Темно!
Но ростки терпели, ждали весны. И, как только она пришла, выбрались из-под снега. Зато теперь первыми греются.
Самые храбрые!
Берёза
Мы, берёзы, хозяйки добрые. Землю украшаем.
Куда ни пойдёшь, – везде нас встретишь.
И в густом лесу берёзки стоят.
И на болоте, среди кочек да мхов.
И на сухой земле, на песке, на старом пожарище, даже среди камней-валунов, на горах каменных берёзки прижились.
Было место самое гиблое, самое пропащее. А пришли туда берёзки, встали – и сразу похорошело кругом.
Листва шёлковая шелестит-нашёптывает, птицы на ветках гнёзда вьют, от белых стволов свет над землёй разливается.
Забредёт человек, глянет – и не уйти ему с этого места.
Красота приворожила.
Цветной венок
(отрывок)
Очень люблю радугу – радости чудесную дугу.
Цветными воротами перекинется она над землёй, засверкает, заблестит – залюбуешься! Только вот всегда радуга далеко-далеко. Сколько ни иди, как ни спеши, всё равно близко не подойдёшь. Рукой не дотронешься.
Я так и называл её – «далёкое чудо».
И вдруг увидел радугу у себя в палисаднике.
От ночного дождя разлилась между грядами голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа большая, как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают в воду, крапчатыми крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей – фонтаном!
И так скворцы отчаянно трещат, что сразу можно понять: ух, какое это удовольствие – утреннее купанье!..
И вдруг над весёлыми скворцами, над голубой лужей зажглась в брызгах крошечная радужка. Будто осколочек от настоящей большой радуги. И горит-переливается семицветным огнём...
Прямо вот здесь, близко-близко. Рукой подать!
Я руку протянул.
Вспорхнули скворцы. Брызги осыпались, цвета погасли.
Выскользнула из моих рук радужка...
А мне всё равно радостно. «Вот ведь, – говорю себе, – как бывает! Думаешь – чудеса далеко, не дойти к ним, не доехать... А они тут. Рядом».
Ёлкино платье
Продираешься через ельник, а чёрные елочки колются:
— Не трогай нас!
— Подумаешь, тихонечко задел.
— И тихонечко не задевай. Мы свою одежку бережём.
— Да что за одёжка у вас такая особенная?
— Иголки наши зелёные не листья. Не меняются каждое лето.
— Так что?
— Вот выросла свеженькая еловая лапка, а иголки на ней сменятся только через семь лет.
— Да, не скоро.
— Вот и приходится беречь!
Подорожник
Отгадайте, что за доктор Айболит у дороги сидит?
Подорожник.
Трава такая незаметная. И незаметная, и терпеливая, и живучая.
Растёт где придётся. На булыжной дороге, между камней. На сухой, утоптанной тропинке, где земля растрескалась.
Наступишь на него — вытерпит.
Проедет по нему тележное колесо — вытерпит.
Грузовик по листьям прокатит — всё равно вытерпит. Приподнимутся листья, расправят жилочки, разгладятся.
Сам себя лечит подорожник.
А недавно я ногу поцарапал, и заболела у меня нога.
— Подорожник, вылечи!
— Давай вылечу.
Сорвал я листик подорожника, приложил к больному месту. И всё зажило.
Ландыш
Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?
— Конечно, я. Ландыш!
— Какие же у тебя цветки?
— Цветки у меня — будто колокольчики снежные на тонком стебле. Приглядись, они светятся в сумерках.
— А запах какой?
— Запах такой, что не надышишься!
— А что же сейчас у тебя на стебле, на месте маленьких колокольчиков?
— Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!
— Отчего же?
— А они ядовитые!
— Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?
— Чтобы ты, сладкоежка, не съел!
Маленьким — холодно
Встречаешь в лесу, в траве, ёлочку-малышку. У неё пожелтела маковка, пожелтели верхние лапки. Будто в огне обгорели.
— Ёлочка, разве был тут пожар?
— Не было.
— А что же случилось?
— Меня зимним морозом обожгло.
— Тебя? Ёлку?!
— Меня.
— Да ты же северное дерево. Стойкое! Выносливое! Неужели ты мороза боишься?
— Пока маленькая, боюсь.
Брусничный кустик
Прижался к старому гнилому пню брусничный кустик.
— Не спеши мимо,— говорит.— Наклонись ко мне.
— Да у тебя ягод мало.
— Не ленись, наклонись... Ягод мало, потому что я старенький.
— Какой же ты старенький? Ростом с вершок!
— Ну и что же... Я давным-давно родился. Когда тут, на вырубке, ещё подрастал лесок. Это сотни лет назад было...
— Сотни лет?
— Сотни... Молодые сосны к небу подымались. Великанами стали. Небо загородили, а я жил. Потом и сосны состарились, начали сохнуть. Их срубили. Остались на вырубке пни-коротышки. А я жил.
— Значит, дольше всех деревьев?
— Дольше. Теперь и пни на вырубке догнивают. И вот уже новые сосенки подымаются...
— Выходит, ты им дедушка?
— Я им прадедушка. И всё равно засыхать не собираюсь. Зимой зелёные листики под снегом прячу. Весной бело-розовые цветочки распускаю. Их поменьше теперь. Но сколько могу, столько ягод тебе и протягиваю...
— Спасибо, прадедушка!
— На здоровье, правнучек.
Литература
Шим Э. Рассказы и сказки. - Л., 1971.
ruslita.ru
Э Ю Шим Хлеб Растёт
Алмазов «Горбушка», Ю. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную».
Шима «Хлеб растет» и стихотворением С. Погореловского «Слава хлебу», а на следующем уроке работать с произведениями Д.
- Лёгкий хлеб (сказка) (обработка Е. 58; Фольклорное Александр Пушкин.
- Русская сказка Царевна-лягушка : русская сказка Илья Муромец и Идолище Поганое : былина Песенки и сказки народов СССР Колосок : украинская сказка Лёгкий хлеб : белорусская сказка Упрямые козы : узбекская сказка Чудесная шуба : казахская сказка Заработанный рубль.
- Быть с хлебом — это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Ждановской; воспитывать на стихотворном материале любовь к Родине, уважение к труду хлеборобов; развивать. Автор: Эдуард Юрьевич Шим.
Рассказы прошлого лета Дет. Неслышные голоса Детгиз, Ленингр.
Родари «Чем пахнут ремесла?» и В. Брюсова «Работа». Другой вариант построения уроков может быть следующим: посвятить теме «Хлеб» два урока. На первом уроке прочитать рассказ Э. Шима и рассмотреть репродукцию с картины И. На втором уроке эту тему продолжить, включив в урок стихотворения С. Родари, которыми закончить разговор о профессиях.
Брюсова включить в обобщающий урок. Подробнее рассмотрим последний вариант. Кто из родителей имеет эту профессию? Какое значение имеет хлеб в жизни человека?
В ходе беседы дети смогут назвать людей самых различных профессий, благодаря которым приходит к нам на стол хлеб: колхозник- хлебороб, агроном, механизатор, который обслуживает машины, комбайнер, ученый, выращивающий новые сорта хлеба, и т. Хлеб — самый важный продукт. Поэтому так важна и нужна людям профессия хлебороба, земледельца.
Эта профессия не только важная, но и самая счастливая, так как хлеб нужен каждому человеку, нужен всегда. Шима без предварительной подготовки и отвечают на 1- й вопрос. Необходимо, чтобы, читая это произведение, дети не только узнали, как растет хлеб, но и почувствовали радость, которую испытывают люди при виде хлебного поля.
Чтобы дети, особенно городские, не видевшие поля озимого хлеба, «увидели» это поле, уместно рассмотреть какую- нибудь иллюстрацию и подумать над такими вопросами: зачем осенью сеют хлеб? Как выглядит поле осенью? Учащиеся перечитывают текст и находят такие слова: «поле будто зеленой краской залито», «яркое, веселое»; «праздничное», «веселое зеленое поле».
Когда дети поймут, почему хлеб сеют осенью, представят картину хлебного поля, они поймут и радость людей, которые идут веселым зеленым полем, улыбаются и говорят: «До чего хлеб хорош». Как выглядит поле с озимым хлебом весной? Одновременно проводится работа над многозначностью слова хлеб.
Много для этого надо потрудиться и хлеборобам, и людям других профессий. У нас в стране всегда все отнсн сятся с уважением к хлебу. На Руси самых дорогих гостей встречают хлебом- солью. Это знак уважения и гостеприимства. О хлебе пишут стихи, слагают песни, рисуют картины.
Давайте рассмотрим репродукцию с картины И. Шишкина. Учащееся делятся своими впечатлениями: рассказывают, что им понравилось в картине, что произвело впечатление. Учитель может задать такие вопросы: где и когда они видели такое поле? Похоже ли оно на то поле, о котором читали в рассказе Э. Учитель обращает внимание детей на бескрайнее поле, изображенное на картине. На переднем плане мы видим каждый колос, который полон созревшим зерном.
Надо вовремя собрать богатый урожай. Сейчас на полях работают комбайны, а в то время, когда была написана картина, машин не было и все делали вручную, рожь жали серпами. Далее рассматриваются сосны, которые очень талантливо написаны художником. Нарисованные на картине сосны могут рассказать о том, что когда- то на месте этого поля был сосновый лес. Этот лес вырублен человеком и засеян зерном. Поле на картине выглядит золотым, так как на ней изображен солнечный день, воздух раскален и чувствуется приближение грозы.
Дети сами находят примеры приближающейся грозы (низко летающие ласточки). Далее учащимся предлагается подумать, над тем, как много надо было поработать, чтобы вручную собрать урожай с такого поля. После рассматривания картины составляется небольшой рассказ, а для слабых учащихся — несколько предложений по картине и рассказу Э. Шима о хлебном поле весной или осенью. Учитель следит, чтобы в своем рассказе учащиеся использовали такие слова: хлебное поле, зеленое, веселое, праздничное, огромное, бескрайнее, поле не окинешь взглядом, золотое.
Чтобы дети представляли, как убирали поле раньше и теперь, учитель может использовать рисунки сельскохозяйственных орудий или загадать о них загадки. Загадку о тракторе дети найдут в разделе «Устное народное творчество». В заключение урока учитель говорит: — Много труда затрачивают люди, чтобы каждый день был мягкий, вкусный хлеб. В нашей стране он стоит очень дешево, чтобы каждый,человек мог купить столько, сколько он хочет, сколько ему надо. Так проявляется забота - нашего государства о нас с вами. Но и нам надо бережно относиться к хлебу, который растило столько рук.
Не бросайте хлеб,— обращается учитель к детям, — останавливайте тех, кто бросает хлеб; если видите, что хлеб валяется, подберите его и отдайте птицам. Задание на дом: перечитать рассказ Э. Шима и подобрать к нему пословицу о хлебе.
Когда снятся вещие сны? Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое- то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим.
Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.. Прочитать полностью > > Почему снятся ушедшие из жизни люди? Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами.
Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.. Прочитать полностью > > Если приснился плохой сон.. Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится под утро..
Прочитать полностью > >.
minstatya.weebly.com
Э Шим Хлеб Растет - equipmentregulations
Где растет хлеб? Хлеб растет. Автор: Эдуард Юрьевич Шим. Муха-Цокотуха. Муха-Цокотуха. Хлеб растет. Хлеб растет. Шим «Хлеб растёт», «Чем пахнет весна». Г.Цыферов «Паровозик из Ромашково»,«Цыплёнок Цып». Здесь вы найдёте список литературы на лето . Автор: Шим Эдуард. Жанр: детская проза. Описание: «Сказки. ХЛЕБ РАСТЁТ · КОГДА СВЁКЛУ СЕЮТ? ПЯТАЧОК И КОПЕЕЧКА · РАСЦВЕТАЙ, ТВОЯ .
Естественно, что постепенно познакомились.«Как ваша фамилия?»«Шим Эдуард Юрьевич».«А! Это тот самый Шим, который писатель?»«Да, а ваша фамилия как?»«Образцов Сергей Владимирович».«А! Это вы тот самый Образцов, который руководит кукольным театром?»«Правильно».
Лепка "Хлеб, хлебобулочные изделия" (из соленого теста). С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому. Чтение рассказов Э. Шим «Хлеб растет». Эдуард Шим «Хлеб растёт». Всё о книге: оценки, отзывы, издания, переводы, где купить, скачать и читать. Читать книгу онлайн "Сказки, найденные в траве" - Шим Эдуард Юрьевич. Пусть узнает, как растёт под снегом хлеб — тот самый, который даёт ему к .
С того дня стали здороваться; потом я пригласил Эдуарда Юрьевича на премьеру, а он мне дал прочитать свою, ещё не напечатанную рукопись. Я прочёл, и мне захотелось написать к этой будущей книжке предисловие. Шим спросил издательство. Там сказали: хорошо, пусть пишет.
Вот я и пишу. За окном зима. Ветви деревьев окантованы пушистыми колбасками снега. На перилах балкона две кормушки. Одна похожа на круглый домик с такой же круглой терраской.
Она с просяным зерном. Другая — как маленькая металлическая авоська. В ней обрезки сала. Около качающегося домика всё время вертятся суматошные полевые воробьи, а иногда, откуда ни возьмись, появляется поползень.
С двух концов одинаковый, как веретено. Не поймёшь, где голова, где хвост. Везде остро. К металлической авоське прилетают синицы — московки, гаечки, лазоревки; повисают на авоське спиной вниз и клюют сало. Пугаются друг друга, улетают, возвращаются и опять виснут. Мешают мне писать, потому что всё время интересно на них смотреть. Под столом, у меня в ногах, свернулась бубликом приблудная собачонка по имени Лизавета. У неё голова похожа на лисью.
Удивительная собачонка; как я без неё жил до сих пор, даже непонятно. На столе рукопись Шима.
Вот опять синица прилетела. Голову набок, на меня поглядывает. И мне начинает казаться, что то ли мои синицы да воробьи из рукописи на балкон вылетели, то ли они прямо с балкона в рукопись влетели. Замечательное дело писатель Шим делает, неоценимое. Раскрывает детские глаза и души. Мне бы очень хотелось, чтобы матери, отцы, дедушки, бабушки, дяди и тёти, старшие сёстры и братья — одним словом, все, кто будет читать эту книжечку детям, поняли бы, как важно всё, что в ней написано.
Пусть в рассказике всего десять строчек. Всё равно важно. Потому что каждая строчка — это зерно, падающее в сердце ребёнка. Ребёнок родится, человек создаётся. Создаётся с первого дня всем тем, что его окружает, Материнскими руками, запахом молока, синевой неба, громом, дождём, детскими голосами. Человек воспитывается — и вовсе не только родителями и школой, а всем, буквально всем тем, что он воспринимает. И самое главное — приучить ребёнка видеть, чувствовать и любить всё живое. Только так может вырасти в его сердце доброта.
Только так возникнет и разовьётся в нём любознательность — мать всякой науки. Только так может развиться эмоция, взволнованность — мать всякого таланта. Пусть полюбит ребёнок шимовскую козу Матрёну, хоть она и обглодала веники. Пусть поймёт он, что нельзя мучить жука, привязывая его на ниточку, даже если это вредный жук.
Пусть полюбит угадывать весну по запаху земли. Пусть узнает, как растёт под снегом хлеб — тот самый, который даёт ему к обеду мама. Пусть полюбит жизнь. Настоящую подробную жизнь, в которой самое маленькое так же прекрасно и так же удивительно, как и самое большое. Пусть станет счастливым оттого, что он научился и видеть, и чувствовать. С. Образцов. Мой отец уехал работать в колхоз.
Мама сказала: — Когда запахнет весной, мы тоже поедем. А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года. Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Небо высокое и голубое. Я говорю: — Пахнет весной?— Нет, — отвечает мама. Рано! Вот уже снег сделался грязный, забулькали ручьи на дорогах.
Воробьи трещат целыми днями. Откроем форточку — на улице шум весенний. Я говорю: — Пахнет весной?— Heт отвечает мама. Рано! Наконец растаял в городе почти весь снег. На перекрёстке весенними цветами торгуют. Мама купила букетик подснежников. Они синенькие такие, на коротких ножках.
Их не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо с луковками и корешками. Мама понюхала подснежники и говорит: — Вот теперь настоящей весной запахло.. Пора ехать! Я тоже понюхал. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами. И не зелёной травой да листьями. Обыкновенной землёй пахнет весна. Сначала мы ехали на поезде, потом — в лобастом новеньком автобусе.
Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окошко. Всё жду, когда наша деревня покажется. Мама сказала: — Её издалека заметишь! Но пока не видать деревни. Дорога тянется полями. А поля ещё чёрные, пустые, и везде на них тракторы работают.
Ползёт трактор, а за ним остаются ровные- ровные борозды, словно земля гребешком расчёсана. Я подумал: вот почему настоящая весна пахнет землёй! Потому, что ещё не оделась земля.. Только проснулась да причёсывается. Вдруг далеко, на краю чёрных полей, что- то забелело. Как будто облако спустилось на землю.
Подъехали мы поближе, и я увидел, что это берёзы. Их много, и растут они дружно, широким кругом.
Будто хоровод вести собрались.— Ну, видишь? Во- он, на горке..
Издалека светится! Вот мне смешно стало! Ищу, ищу свою деревню, а она за берёзами спряталась. Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле — будто зелёной краской залито.
Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное! Мама сказала: — Это хлеб растёт. Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат.
Когда же они успели вырасти? Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью. Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев. Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
А хлеб терпел. Зябко ему было под снегом, темно. И долго- долго зима не кончалась.. Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался. Тянется к солнышку, старается! Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся: — До чего хлеб хорош!
Встретился с моей бабушкой колхозный бригадир: — Я посоветоваться хотел, Анна Степановна. Не пора ли раннюю свёклу сеять?— Вечером тебе скажу, — отвечает бабушка. Ни капельки.. Зачем идти в лес, чтобы узнавать про свёклу? И кого там расспрашивать?— Деревья расспрашивать, — объясняет бабушка.
Они скажут, ранняя нынче весна или поздняя. Знак подадут, когда сеять свёклу, когда огурцы.— Какой такой знак?— Да они разные бывают, знаки. Вот, — говорит бабушка,— свёклу мы посеем, когда на опушках осина зацветёт.
Это лучший срок. Да потому, что каждому овощу своё время.. Свёкла любит не шибко холодную землю и не шибко нагретую. А такая земля бывает как раз в те дни, когда осина цветёт..
Развесит осина серёжки, и это нам, огородникам, знак: «Сейте раннюю свёклу!».
equipmentregulations.weebly.com