Конспект занятия по развитию речи на тему:
«Хлеб всему голова»
Программное содержание: Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных богатств России; познакомить детей с этапами выращивания хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить; уважать людей труда.
Оборудование: Оформление группы в стиле «выставки», на центральном столе колосья хлеба; на небольших разносах земля, проростки, хлебные колосья, мука, тесто, хлеб; иллюстрации, отображающие процесс выращивания хлеба.
Предварительная работа: Проведены беседы о хлебе, рассматривались репродукции картин; разучивание стихов о хлебе.
Ход занятия:
В группу входят дети, одетые в русские сарафаны и рубахи, воспитатель встречает детей в русском сарафане с караваем в руках.
Воспитатель: Ребята, чувствуете, как у нас в группе аппетитно пахнет хлебом? Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О хлебе.
Воспитатель: Правильно, посмотрите какой он красивый, а теперь понюхайте, как хлеб вкусно пахнет. А кто мне скажет, без чего мы не садимся кушать.
Дети: Без хлеба.
Воспитатель: Не зря говорится «Хлеб всему голова». А знаете ли вы откуда берется хлеб?
Дети: Нет
Воспитатель: Вот сейчас я вам покажу и расскажу, откуда берётся хлеб. Воспитатель подводит детей к столу и показывает землю, в которую бросает зерно, и предлагает сделать детям тоже самое.
Воспитатель: Зернышки прорастают, тянутся к солнышку, созревает колос, к осени хлеб поспевает. Умные машины «комбайны» помогают человеку убирать хлеб. Колосья везут на мельницу, где их молотят, затем мелют, чтобы получилась мука.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру « Мельница».
Воспитатель: Ваши руки крылья мельницы, музыка это ветер, который помогает работать крыльями – то медленно, то быстро.
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся,
Мели, мели, засыпай,
И в мешочки набивай!
Дети выполняют движения под музыку Т. Ломовой «Мельница».
Воспитатель: Из полученной муки месят тесто и пекут хлеб (Показывает хлеб).
1 ребёнок. Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он, теплый золотистый,
Словно солнцем налитой.
2 ребёнок. В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
В нем земли родимой соки,
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем.
3 ребёнок. Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло,
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
4 ребёнок. Он возращен трудом упорным
Замечательных людей,
Силой он рожден народной
Светлой Родины моей!
5 ребёнок. Каравай земли и неба
На моём столе –
Ничего сильнее хлеба
Не на матушке Земле!
Воспитатель: тяжёл труд хлебороба. Сколько надо работать, чтобы каждый день у нас был свежий хлеб. Мы должны уважать труд этих людей и беречь каждую краюшку хлеба. Хлеб – результат труда многих людей, в хлебе наша сила.
Скажите, пожалуйста, а ваши мамы ставят тесто? Пекут хлеб?
Ответы детей.
Воспитатель: А что ещё можно испечь из теста?
Ответы детей. (пироги, пряники, булочки и т.д)
Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит различная выпечка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, всё это постряпали ваши мамы, для вас, вот, вот сколько всего можно сделать из теста.
1 ребёнок. Славу хлебу на земле!
Слава миру на земле!
2 ребёнок. Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
3 ребёнок. Слава им, привет от нас!
До свиданья, в добрый час!
nsportal.ru
Конспект занятия по развитию речи на тему: " Хлеб – всему голова"
Цели:
1.Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
2.Совершенствовать грамматический строй речи. Учить разгадывать загадки
Словарная работа:
Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.
Оборудование:
Картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.
Ход занятия
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Послушайте загадку:
Бываю я черным,
Бываю я белым,
Румяным бываю,
И чуть подгорелым – иногда,
Да ведь это не беда!
Что это? (Хлеб)
II. Артикуляционная гимнастика.
а) гимнастика для язычка
1.Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
2. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
3. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
4. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
5. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
б) чистоговорки
жу-жу-жу – зернышко я посажу; но-но-но – прополю пшено; ай-ай-ай – соберем мы урожай.
III. Упражнение
Поле с рожью – ржаное. Поле с пшеницей – пшеничное. Поле с овсом – овсяное. Поле с ячменем – ячменное. Поле с кукурузой – кукурузное. Поле с гречихой – гречишное. Поле с просом – просяное.
IV. Назовите (на картинке) хлебобулочные изделия;
V. Физкультминутка
Дружат в нашей группе (Пальцы рук соединяются в замок ) Девочки и мальчики Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять- (Пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом. Начинаем мы считать. Раз, два, три, четыре, пять- (Руки вниз, встряхивают кистями) Мы закончили считать.
VI. Расскажи по картине. Составить рассказ по плану.
VII. Работа в тетради
Дети рисуют колосок по образцу.
Следующая > |
doshkolnik.ru
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ХЛЕБ» (подготовительная группа)
Цель:
Используемый материал:
1.Организационный момент:
Дети садятся за столы. Педагог задаёт загадку: - слайд №1
“ Рос сперва на воле в поле,Летом цвёл и колосился,А когда обмолотили,Он в зерно вдруг превратился.Из зерна – в муку и тесто.В магазине занял место. “ Хлеб”.
2. Беседа о хлебе.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? ( О хлебе).
- Золотист и усат
В ста карманах сто ребят. ( Колос) - слайд № 2.
Педагог рассматривает с детьми колосья.
- Из чего состоит колос? ( Стебель, зёрна, усики).
- Чем похожи колосья ржи и пшеницы? ( Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб).
- В чём отличия у этих колосьев? (Зерно пшеницы круглее, чем у овса; из пшеницы делают пшеничный, белый хлеб, манную крупу – манную кашу, а из овса готовят овсяную кашу, овсяные хлопья…).
3. Рассматривание сюжетной картины “ Уборка урожая” – слайд №3.
- Какое время изображено на картине?
- Как вы догадались?
- Как называется место, где выращивают пшеницу? ( Колхозное поле, поле).
- Что делают колхозники? ( Собирают урожай).
- Для этого они используют специальную технику. Какую?
- Кто работает на комбайне? ( Комбайнёры).
- Комбайнёры на своих мощных машинах перемалывают колосья и зерно, отделённое от стеблей пересыпается в грузовые машины.
- Куда везут зерно на машинах? ( На элеватор) – слайд №4.
- Что такое элеватор? ( Здание , где храниться зерно) – слайд №5.
- С Элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из него получают муку – слайд №6.
- Из муки замешивают тесто - слайд №7.
- Тесто раскладывают по формочкам – слайд №8.
- А затем выпекают хлеб - слайд №9.
4. Физ. Минутка.
Педагог раздаёт детям рули. Дети становятся в круг и движутся по кругу за педагогом.
Едем в поле – (едут).На кочку наехали – (подпрыгивают).В ямку заехали – (присели).Горки объехали – (“змейка”).И на поле приехали.
- Ребята, посмотрите на какое огромное поле мы приехали, какие колосья на нём растут – они все разные: - слайд №10.
- Одни высокие, а другие… (низкие)- Одни большие, а другие … (маленькие)- Одни толстые, а другие … (худые, тонкие ).- Одни яркие, а другие… (бледные, тусклые ).- Одни светлые, а другие… (тёмные).
5. Игра с мячом. – слайд №11.
- Задаю вопрос – кидаю мяч, вы ловите и отвечаете.- Какие зерновые культуры вы знаете? ( Рис, овёс, гречка…)- Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? ( Пшеничный).- Изо ржи пекут лепёшки, значит лепёшка какая? ( Ржаная).- Из кукурузы делают масло, какое? (Кукурузное).- Из ячменя варят кашу, какую? ( Ячменную).- Из кукурузы делают хлопья, какие? (Кукурузные).- Каша из гречки, какая? ( Гречневая).- Хлопья из овсянки, какие? ( Овсяные).- Пудинг из риса, какой? ( Рисовый).- Каша из риса? ( Рисовая).
6. Разбор пословицы. – слайд № 12.
- Объясните пословицу:
“Хлеб всему голова”.
Педагог дополняет ответы детей.
- Хлеб в доме является символом благополучия и богатства, так как хлеб не раз спасал от голода целые народы. Этот продукт наделяли и некой мистической силой: считалось, что если взять хлеб в дорогу, он не только всегда насытит, но и будет оберегать в пути. Какие бы блюда не входили в моду, какие бы продукты не становились популярны, хлеб всегда ставят во главу стола. Издревле хлеб считался той святыней, которую нужно было почитать и хранить в любой ситуации, и сколько бы не прошло веков, хлеб всегда останется символом самой жизни.
7. Беседа об отношении к хлебу.
- Как вы думаете, как надо, относится к хлебу?
- Почему?
8. Пересказ текста
«Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать испекла хлеб и сказала: “Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке”. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.
Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.
Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.
Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. “Какой толку, что мать теперь хнычет обо мне”, - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась еще грубее.
Эту историю услышала маленькая девочка. “Бедная, бедная Инге! - заплакала она, - как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю”. Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния.
В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому, что девочка научилась ценить хлеб».
Ребята, никогда не забывайте, что случилось с девочкой, наступившей на хлеб!
9. Каравай. – слайд №13.
Педагог выносит на рушнике каравай.
Вот он хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло,-Сколько рук его растило, охраняло, берегло!Ведь не сразу стали зёрно хлебом тем, что на столе,Люди долго и упорно потрудились на земле. (С. Погореловский)
Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, сто принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Педагог угощает всех гостей и детей.
nsportal.ru
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб-всему голова»
Цель: закрепление знаний у детей о ценностях хлеба для человека.Закрепление представлений у детей о том, что хлеб нужен каждому человеку; что в нашей стране хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные машины помогают им в работе.Формирование умения объяснять последовательность этапов выращивания хлеба.Закрепление умения выразительно рассказывать стихотворения, загадывать и отгадывать загадки, называть пословицы.Формирование мировоззрения о пользе хлеба и хлебных изделий.Воспитание уважения к труду хлебороба и бережному отношению к хлебу.Методические приёмы: игра, беседа, рассказ, художественное слово, поощрение.Мотивация: путешествие во времена древнего человека, рассказ о том, как впервые человек узнал о хлебе.Оборудование: плакат со словами «Хлеб – всему голова», иллюстрации с полевыми работами по выращиванию хлеба, картинки с хлебными изделиями, самовар и хлебные изделия, музыкальное сопровождение, атрибуты к дидактической игре: «Как хлеб на стол пришёл? », солёное тесто для лепки;
Ход занятия
В: Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, в котором узнаем много о самом интересном и уникальном чуде света. А что это за чудо вы, сможете ответить, прослушав загадку и отгадав её.
«Рос сперва, на воле в поле, летом цвёл и колосился,А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.Из зерна в муку и тесто, в магазине занял место.Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный, и пушистый,Он и чёрный, он и белый, и бывает подгорелый».
Д: Хлеб.В: Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о хлебе.Прошу всех быть внимательными на занятии, слушать своих товарищей, правильно отвечать на вопросы. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как же впервые хлеб попал на стол к человеку. Послушайте рассказ.
Как пришёл ты к людям, хлеб? Было это давным – давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды один человек остановился, и стал рассматривать траву, сорвал её, положил в рот и начал жевать. На лице человека появилась улыбка, он радостно стал кричать и созывать своих соплеменников. Это были жёлтенькие зёрна. Каждый унёс с собой по горсти этих зёрен. Так человек впервые узнал о вкусных, питательных зёрнах. Он стал возделывать землю и сеять зерно. Так на свет появилось слово – хлеб.
В: Ребята, вы сейчас прослушали небольшой рассказ. О чем говориться в этом рассказе?Д: О хлебе.В: Сразу ли древний человек узнал, что такое хлеб?Д: Нет.В: Как человек узнал о хлебных зернах?Д: Стал жевать траву с зёрнами.В: Помогли эти зерна человеку справиться с голодом?Д: Да.В: А сейчас, я попрошу вас задуматься над тем, что произойдет, если вдруг не станет хлеба, макарон, печенья, булочек и т. д.
Рассуждения детей. Дети высказывают свои мысли.
В: Чтобы не настало такое время, мы должны с вами знать и помнить вот эти замечательные слова: «Хлеб – всему голова».В: Что выращивают у нас на полях?Д: Пшеницу.В: Ребята, скажите, когда вы слышите слово хлеб, что вы себе представляете?
Ответы детей.
В: Правильно хлебом называют злаковые культуры: ячмень, пшеница, рожь.Хлебом называют перемолотые зёрна – муку, печенье, булки, булочки, изделия из муки - это всё хлеб.В: А вы знаете, как называют людей выращивающих хлеб?Д: Хлеборобами.В: Да, этих людей называют – хлеборобами. Нелегок, тяжёл труд людей взрастивших хлеб. Круглый год люди ведут полевые работы для того, что бы собрать богатый урожай.В: Люди, каких профессий участвуют в выращивании хлеба? Д: Комбайнёры, трактористы, агрономы, шофера, повара.В: Ребята, а сейчас немного отдохнем и проведем физминутку «Зерно»:
Посадили мы зерноЧто же выйдет из него?Дождик землю поливает,Солнце нежно пригревает.Подрастает зернышко,Потянулось к солнышку.С ветерком оно играет,Ветерок его качает.К земле низко прижимает,Вот как весело играет.Потянулся наш ростокпревратился в колосок.
В: Ребята, скажите, а вы знаете, как вырастить хлеб? Что для этого нужно сделать?
Дети рассказывают, рассуждают, опираясь на ранее полученные знания.
В: Молодцы ребята, вы многое знаете о работе хлеборобов.А сейчас, я предлагаю вам разделиться на две команды и с вами проведем дидактическую игру: «Как хлеб на стол пришёл? ».
У меня в руках карточки поэтапного выращивания хлеба. Ваша задача. Разложить их по порядку и составить небольшой рассказ о том, как ваша бригада трудилась на полях, выращивая хлеб. Будьте внимательными.
Ну, что ж наши команды готовы. Слово первой команде, а вы слушайте внимательно. Учащиеся показывают, как они разложили карточки и рассказывают о проводимых работах по выращиванию хлеба.
В: Молодцы.В: Поэты, писатели, народ сочиняли и писали о хлебе, воспевая нелегкий труд хлебороба. А еще про хлеб и труд народ придумал много пословиц и поговорок, которые мы с вами сейчас и вспомним. Я буду называть начало пословицы, а вы ее продолжите. Будьте внимательны.
«Терпение и труд всё…. (перетрут) »«Есть калачи - не сидеть на (печи) »«Глаза бояться, а руки (делают) »«Не игла шьет, а (руки) »«Всякое дело мастера… .(боится) »«Семь раз отмерь, один раз (отрежь) »«Поспешишь – людей (насмешишь) »«Чай пить – не дрова… .(рубить) ».
В: Молодцы, ребята. Я вижу, что вы много знаете пословиц о труде.Ребята, как вы понимаете слова пословицы «Хлеб – всему голова».
Ответы детей, их рассуждения.
В: Долгий путь проходит наше зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол пышной, хрустящей булкой, но ведь бывает так, что люди не задумываются о том, как нелегко приходится хлеборобам вырастить этот хлеб. Дети роняют хлеб на пол, наступают на него. Взрослые берут в магазине хлеба больше, чем им нужно для пропитания. А потом засохший хлеб выбрасывают в мусор для пищевых отходов.Нужно помнить всем и всегда: хлеба нужно брать столько, сколько может съесть его семья. Ведь во многих странах и в наши дни, есть люди, которые голодают и не могут, есть хлеб досыта.
В: А сейчас, ребята, я предлагаю вам самим побыть пекарями, и приготовить из теста вкусную выпечку. Я раздам вам подносы с тестом, и вы слепите по желанию, бублики, баранки, калачи, буханки и подарите их нашим гостям.Выставляем свои кулинарные шедевры,В: Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданием.
Рефлексия:
В: Ребята, сегодня на занятии мы с вами услышали много нового, интересного и я хочу, чтобы сейчас, каждый из вас сказал, что из услышанного вами на занятии о хлебе вам запомниться, что вы сможете рассказать знакомым, близким и как будете применять полученные знания в жизни.
Вот и подошло к концу наше занятие, в заключении мне бы хотелось прочитать такое стихотворение:
«Мне до земли поклониться хочетсяХлебу, рожденному нашей страной.Труд – его имя,Мир – его отчество.И для народа он самый родной! ».
nsportal.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»