Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих
См. Толкование на Мф. 4:3
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих
Спаситель сокрушает хитрость дьявола удивительным ответом. Он не делает того, что говорит дьявол, чтобы не казалось, что Он проявляет славу Своей силы по воле противника, однако и не отвечает, что это невозможно сотворить, потому что не мог отрицать то, что уже совершал неоднократно. Поэтому Господь не соглашается с тем, что предлагает Ему дьявол, и не отвергает его расспросов, но тем самым сохраняет за Собой решение проявлять Свою силу и изобличает хитрость противника божественным красноречием. Поэтому Он отвечает ему: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим, - то есть не земным хлебом, не материальной пищей, которой ты обольстил первого человека Адама, но словом Божиим, в котором и заключается пища духовной жизни. Слово же Божие - это Христос Господь, как говорит евангелист: В начале было Слово, и Слово было у Бога (Ин. 1:1). Стало быть, всякий, кто питается словом Христовым, не нуждается в земном питании. Ибо не может желать хлеба этого века тот, кто укрепляется хлебом Спасителя. Ведь Господь имеет Свой хлеб, и более того, этот хлеб - Сам Спаситель, как Он научил, говоря: Я есть хлеб, сшедий с небес (Ин. 6:41). Об этом хлебе говорит также пророк: И хлеб, который укрепляет сердце человека (Пс. 103:15).
Проповеди.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих
Камни не обращены Христом в хлебы, наилучший мой, не потому, что не настало еще время чудес, как провозглашают празднословы, но потому, что прошение было суетно и прилично только просившему. Бог подает все числом, и мерою, и сообразно с потребностью, а здесь и просимое было излишне, и чудотворение вовсе неблаговременно.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих
Познайте хотя теперь, когда поститесь телесно, что человек, существо духовное и бессмертное, может быть жив не от одного только хлеба и разных снедей, но от слова Божия, и гораздо более от слова Божия, чем от хлеба. Вкушение материальной пищи есть самый обыкновенный для всех чувственных тварей способ насыщения, такой же грубый, как и тело; он приноровлен к планетной нашей жизни, подчиненной во всем той планете, на которой мы живем. Но как наша жизнь не ограничивается только существованием на земле, а будет продолжаться и после того, как она сгорит, – во веки веков, то естественно желать и требовать человеку другой пищи, кроме планетной, грубой, – именно пищи вечной, приспособленной к существу бессмертной, духовно-разумной природы нашей души. Что же это за пища? Это – та пища, которою живут духи бессмертные – Ангелы, та пища, которою держатся в целом составе своем и во всех частях своих все миры вселенной, – то есть это слово Божие.
Дневник. Том I. 1856.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих
Свидетельство взято из книги Второзакония (Втор. 8:3). А отвечает Господь так потому, что Он имел в виду одержать победу над дьяволом не могуществом Своим, а Своим смирением. Вместе с тем необходимо заметить, что если бы Господь не начал поститься, то у дьявола не было бы случая к искушению, согласно тому, что написано: Сын мой, приступая к служению пред Господом, стой в правде и в страхе, и приготовь душу свою к испытанию (Сир. 2:1). Но и самый ответ Спасителя показывает, что человеком был Тот, Который подвергался искушению: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Итак, кто не питается словом Божиим, тот не живет.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих
Данное свидетельство взято из Ветхого Завета, ибо это слова Моисея. И евреи питались манною, которая не была хлебом, но по Слову Божию она удовлетворяла всякую нужду евреев, была всем, чего бы кто ни захотел есть. Рыбы ли, яйца ли, или сыра хотел иудей, манна удовлетворяла такому вкусу его.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Он же отвещав рече: писано есть: не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих
Видя его лукавство, Иисус не сотворил требуемого знамения. Знамения обыкновенно совершались для пользы созерцающих; но дьявол отсюда не мог получить пользы. И впоследствии, видя все, что сотворил Христос, он нисколько не переменился. Но Христос отвечает на скрытое его помышление и заставляет замолчать Писанием из книги Второзакония (8, 3), как бы так говоря: к чему ты Мне приказываешь сделать из камней хлебы? Конечно, по причине мучающего Меня голода, чтобы, увидев их, Я соблазнился вкусить. Но не одним только хлебом будет жив человек, а есть и другой род пищи. Всякое слово, исходящее из уст Божиих к алчущему, подобно пище, поддерживает жизнь его, и удовлетворяет его. Таким образом, великодушно Он отразил искушение к чревоугодию. Следует заметить, что Матфей сказал во множественном числе: камни, а Лука в единственном: камень. Часто у евангелистов можно найти такие безвредные различия. Свидетельство почерпнуто из Ветхого Завета: это слова Моисея. И евреи питались манною, которая, хотя не была хлебом, но по слову Божию удовлетворяла всякой нужде евреев и становилась всем, чем только кто-нибудь хотел питаться. Желал ли иудей рыбы, или яйца, или сыра, манна доставляла ему именно такой вкус.
Толкование Евангелия от Матфея.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих
Сказанное было уже сказано Спасителем, и для сведущего становится ясно, что прежде манны, которая есть небесная пища, нужно пострадать и поголодать, изживая в качестве пищи свой жир. Ибо так написано: И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знали отцы твои, чтобы показать тебе, что не одним хлебом живет человек (Втор. 8:2, 3). А то, что манна, как Он говорит, была словом, становится ясным из ответа Моисея на вопрос сынов израилевых, когда они говорили друг другу: что это? (Исх. 16:15). Что же сказал Моисей? Это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Это слово, которое повелел Господь (Исх. 16:15-16). После этого дьявол переходит к другому [искушению, чтобы потерпеть новое] поражение.
Фрагменты.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих
(Лк. 4:4). Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих (Втор. 8:3). Объясним сначала, насколько возможно, какой смысл могли иметь эти слова, первые, сказанные Спасителем после крещения. Тело поддерживается пищей. Но человек не состоит только из одного тела. Тело не может питать себя или питаться само по себе, оно, так сказать, передает сведения о своих нуждах и потребностях духу, и только при его помощи получает нужное для своего продолжения и существования. Дух промышляет о теле и его потребностях, оно погибло бы без такого промышления. Искушая Христа, диавол обратился, следовательно, не к главному источнику человеческой жизни. Желая добиться своей цели, он обратился к рабу (телу) вместо его господина (духа), и искушал тело возобладать над своим господином, покорить его своей воле. Но такой порядок не был нормальным. Не дух находится в зависимости от тела, а тело от духа. Чтобы тело было живо, нужно, чтобы жив был дух. Но жизнь духа не зависит от телесного питания. Это только так кажется. Дух питается иною пищею. Так как образ и подобие Божие заключается не в теле, а в человеческом духе, то и пища, питающая дух, подается Богом — это есть слово Божие. Диавол представлял человека преимущественно как телесное существо, Спаситель представляет человека преимущественно как духовное существо. Господь как бы забыл о питании тела, питая свой дух. Диавол забыл о питании духа, выражая внешнее попечение о теле. Ошибка была раскрыта и искушение отражено.
Ответ Христа диаволу взят из Втор. 8:3. По переводу LXX это место читается буквально так: … “чтобы возвестить тебе, что не на хлебе одном будет жить человек, но на всяком слове, исходящем через уста Бога, будет жить человек”. Букв. с еврейского: “…что не хлебом одним живет человек, что всем, исходящим из уст Всевышнего, живет человек”. Наш русский текст Второзакония, как видно, отступает и от греческого, и от еврейского, и ближе всего — к латинскому Вульгаты. Трудно сказать, по какому тексту приведена цитата в рассматриваемом стихе у Матфея. Но достоверно, что Матфей отступает здесь и от еврейского текста, и от перевода LXX, что видно уже и из того, что “живет человек”, повторенное и в греческом, и в еврейском тексте, у евангелиста не повторяется. Но смысл подлинный и точный подлинника в Евангелии сохранен, причем вместо еврейского “живет” сказано “будет жить”, как у LХХ. Во Втор. 8:3 писатель его напоминает народу об его странствовании по пустыне и говорит, что там Бог “смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, …дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа”. Каким образом человек живет словом Божьим, это показала жизнь евреев в пустыне. Несмотря на голод, Израиль остался там жив, потому что Господь повелел ему жить, и в нужных случаях, по слову Божию, ниспадала манна. Следовательно и Спасителю не было надобности заботиться о хлебе. Бог даст Ему пищу, когда это будет нужно. Он не умрет, если и не превратит камни в хлебы. У Луки речь эта сокращена.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих
Что же Христос Спаситель? Он прямо говорит о том, о чем умолчал диавол; Он не стыдится того, что взалкал; но не хочет ни в чем повиноваться диаволу, чтобы и нас научить не слушаться его даже и тогда, когда он будет внушать что-нибудь полезное. Так и впоследствии Он повелевал бесам молчать, когда они называли Его Сыном Божиим. Он же сказал ему в ответ: написано: (в книге Второзаконие) не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Втор. 8:3). И помимо хлеба у Бога есть много способов пропитать человека. Ты желаешь, чтобы Я сотворил чудо для Своего удовольствия, но Я этого не сделаю. Если бы такое чудо было нужно, то Сам Бог и сотворил бы его для Меня. Но Он не творит: значит, оно не нужно. Я буду терпеть голод, пока Богу будет угодно насытить Меня. Я буду творить чудеса, но не для Себя, а для славы Божией, для спасения людей. Если волос с головы человека не падает без воли Божией, то тем более Бог не попустит Мне умереть с голоду; надо только во всем предать Себя благому Божию попечению. А Бог может и единым словом Своим утолить наш голод. У человека есть нужды более важные, чем пропитание: пища духовная важнее телесной. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34). И беседа с Богом, молитва, для Меня сладостнее всякой пищи. Так диавол хотел обличить Иисуса Христа в неверии Промыслу Божию, но Христос Спаситель всецело возложил надежду на Отца Своего Небесного и не восхотел угождать Своей плоти чудесным образом. Искушение от плоти Он победил воздержанием.
Троицкие листки. №801-1050.
bible.optina.ru
Вместо эпиграфа:
«…Слово "глобализация" изобретено как идеологическая маскировка войны, которую западный мир во главе с США ведет за господство над всем человечеством. Одним из важнейших компонентов этой войны является идеологическое оболванивание человечества в том духе, какой желателен для глобализаторов, т.е. идеологическая глобализация. Приведу несколько характерных (и весьма актуальных) ее образцов. С высот идеологической глобализации было пущено в оборот выражение "информационное общество", якобы определяющее тот уровень социального развития, на который уже почти что поднялись западные страны и который станет будущим состоянием всего человечества. Тут мы имеем характерное явление современной западной идеологии. Жульнический прием его заключается в том, что выделяются отдельные, привлекающие внимание аспекты жизни людей или сенсационные научные открытия и технические изобретения, их роль непомерно раздувается, жизнь человечества изображается так, как будто это является основой бытия вообще. В данном случае основой и материалом для идеологического жульничества послужил колоссальный прогресс в информационной сфере человечества. Другой пример идеологического жульничества - идея конца человеческой истории (автор - американец Фукуяма). Суть ее состоит в том, будто западный мир во главе с США поднялся на самую вершину социальной эволюции, и выше подниматься уже некуда. И всему прочему человечеству не остается ничего другого, как стремиться к этому западно-американскому социальному идеалу, превзойти который ему не позволяется даже теоретически. Вот вам потолок, и выше - ни-ни!..»Александр Зиновьев.Статья «Идеологическая глобализация». 2002 год.
Слово «глобализация», сегодня приобрело положительное значение. А ведь мы ещё помним яростно протестующих, против монополии на мировую власть международных корпораций и их владельцев, против превращения человека в робота-потребителя со «встроенными», опытными манипуляторами человеческого сознания, мозгами. Но недавний «Брексит» в Англии и выбор Трампа в Америке, показали, что эти властные манипуляторы человеческими инстинктами, не так уж и всесильны! Размышляя над этим, я прихожу к выводу, что сегодня, человечество вновь озаботилось проблемой «выбора» жизненного пути! А выбора, по сути дела, два: либо материальный, либо духовный! В последние десятилетия, особенно на Западе, люди, сбитые с толку атеистической пропагандой и «вещевой» рекламой, выбирают «материальное», пусть иногда это называется абстрактным понятием – жизненный успех! Все мы постепенно становимся заложниками власти «либеральных элит», которые благодаря информационной революции, научились манипулировать человеческим сознанием, как никогда раньше. И благодаря этому промыванию, многие люди поверили, что «путь к счастью лежит через желудок и физический комфорт», то есть через материальное богатство! Но все религии говорят нам, правда разными словами и выражениями, что главный выбор нашего жизненного пути скрыт в духовной сфере. Опыт человеческой жизни показывает нам, «что не хлебом единым жив человек», а верой в добро и справедливость. Хлеб – то есть материальный достаток тоже нужен, но это не главная цель в человеческой жизни. Ведь человек, уже давно перестал быть только животным! Недаром в Библии, в метафорической форме рассказана история создания человека, «который создан по образу и подобию Божиему»! И основной смысл Библии, состоит в утверждении, что главная цель жизни человека – это вера в нечто высшее и нематериальное, в то, что лежит за пределами существования конкретного человека и даже нескольких поколений людей! И ещё, Библия утверждает веру в добро и справедливость, в воздаяние за слова, а главное за человеческие поступки! Вот эти главные цели и смыслы и называются верой в Бога! В эпоху материализма и безбожия, человеку показалось, что главный жизненный выбор – это выбор материально обеспеченной жизни, а вера и духовность, как утверждают такие «материалисты», пусть остаются на заднем плане. …Но вдруг, после определённого периода очарования материальными достижениями, мы сегодня, в очередной раз начинаем понимать, что материальное благополучие не спасет человека, а только запутывает его, водит «топями и болотами», все дальше уводя от взаимной любви и счастья жить по Христовым принципам. А главный принцип подлинного христианства можно выразить короткой фразой: «Бог – это любовь». Ярким примером такой «запутанности» служит судьба Бориса Березовского. У него, казалось все было: и деньги, и власть, и молодые жёны. Но закончилась его жизнь трагично – он повесился не выдержав разочарований, которые принес ему неправильный выбор жизненного пути, приведший его к личностному краху! Судьбы человеческие, как мне кажется, во многом копируют судьбы племён, народов и государств. И судьба современной Америки и Европы, показывает нам, куда не надо стремиться в построении сильного, но справедливого и жизнеспособного государства. И Брексит, и Трамп в качестве президента США, - события неожиданные и совершенно мало предсказуемые. И именно эта непредсказуемость, ещё раз показывают нам, что глобализм, в той форме, в которой его отстаивают и продвигают нынешние либеральные элиты Запада, начинает терпеть жизненные неудачи. И это – первые предвестники «народной революции» против власти материально озабоченных «элит», против их выбора и идеализации животной, инстинктивной жизни! Похоже, человечество в очередной раз, выбирает путь свободы, равенства и справедливости, опираясь на опыт христианства, на опыт Иисуса Христа, которого Сатана, в пустыне, тоже старался соблазнить богатством и властью, обещая несметные сокровища и власть над всем миром! Иисус, тогда, в пустыне не согласился с Сатаной и последовал путями страданий. Уже позже, отвечая на сострадательные уговоры своих учеников, избежать страданий на кресте, Иисус говорил: «Отойди от меня Сатана. Ты думаешь не о божеском, а о человеческом!» …Конечно, в нашем случае, это пока первые признаки сопротивления народных масс таким соблазнам материального, инстинктивного довольства, на котором настаивают «бесы» из состава современных «элит». Но что-то подсказывает мне, что этот протест против несвободы, против попыток сделать человека подобием робота или сытой довольной свиньи, будет только усиливаться и разразится очередной духовной революцией. Более того – чем больше я живу, тем яснее понимаю, что только страдания способствуют становлению личности в человеке. И потому, все перипетии грозной, а порой и страшной истории человечества, должны привести к окончательному поражению инстинктивного начала в человеке. И кажется первые основания будущего духовного прорыва, проблески надежды на окончательную победу идей Христа, победу религиозных начал в нашей жизни, закладываются уже сегодня!
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/glavnaya/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal/ Е-майл: russianalbion@narod
Ноябрь 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков
www.chitalnya.ru
«Не хлебом одним будет жить человек» (Матф. 4:4)
Ольга, 31 год, сотрудник рекламной компании, г.Киев:
— У этой цитаты есть продолжение. То есть, если мы будем слышать Бога, доверять Его промыслу, исполнять Его волю - это и будет жизнь. Потому что хлеб - тоже от Него.
Светлана, 41 год, беженка из Луганской области, г.Липецк:
— Для меня это - когда мой сын рядом. Когда любимый приезжал домой. Когда "животина" со мной. Когда сестра с племянником выразит желание быть вместе.
Мария, 24 года, временно не работает, г. Ахен (Германия):
— Хлеб отождествляет материальные вещи. А для жизни человек нуждается в духовной пище, Богообщении и Богопознании. Это нужно для спасения души. Люди умеют жить одним "хлебом", особенно в европейском обществе, но, думаю, для жизни души этого маловато.
Дарья, 26 лет, госслужащий, г.Севастополь:
— Для жизни человеку куда важнее духовная пища. Это и отличает нас от животных.
Антон, 29 лет, сотрудник агентства недвижимости, г.Киев:
— Воспринимаю это как жестокий стёб на современные ценности общества. Хотя если учесть, что выражение появилось задолго до того, как сложилось современное общество, - хочется плакать. Люди уже тысячелетиями обладают, как минимум, зарисовками конструктивного пути развития, а «воз и ныне там». Фраза намекает на то, что человек - это что-то сложнее и выше простой животины с набором физиологических потребностей. Должна быть подпитка и постоянный рост внутреннего, духовного мира. С умением сопереживать, любить, прощать, думать. Иначе человек рискует скатиться до уровня животного, либо войти в конфронтацию с собственным внутренним миром.
Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. Живет человек».
В Новом Завете, в Евангелии от Матфея, также встречается это выражение. Когда Иисус был впустыне и держал долгий пост, «приступил в Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
В современной России выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет (1956) романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева (1918—1998).Смысл выражения: для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.
pravlife.org
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»