Надо, чтобы за дверью каждого довольного. Хлеб для собаки анализ
Сочинение-анализ рассказа Тендрякова `Хлеб для собаки`
Основу рассказа «Хлеб для собаки» составляют события детства Владимира Тендрякова. Это эпоха послереволюционной России и сталинских репрессий.Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов: голод как нравственная проблема, бесчеловечное отношение к ссыльным, душевные терзания главного героя и, конечно же, автор большое внимание уделяет совести человека.Автор ясно и непредвзято описывает события, которые происходят в небольшом посёлке при станции. В этот маленький сибирский поселок были сосланы раскулаченные «зажиточные» крестьяне, которые не добрались до места ссылки. Они были брошены умирать голодной смертью на глазах у жителей посёлка. «Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко «куркуль»».Взрослые старались обходить это ужасное пристанище брошенных на произвол судьбы людей стороной. Дети же с любопытством и скрытым ужасом наблюдали за страданиями этих изможденных людей. «Мы, мальчишки, в сам скверик тоже не заходили, а наблюдали из-за заборчика. Никакие ужасы не могли задушить нашего зверушечьего любопытства. Окаменев от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали за короедами, за вспышками «бунтарей», кончающимися хрипом, пеной, сползанием по стволу вниз».Владимир Тендряков прибегает в своем произведении к антитезе, которая усиливает впечатление от происходящего. Он описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть ( ) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и ( ) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. В уста начальника станции, который следил за порядком, автор вкладывает вопрос, несущий философский смысл: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир? ». Тендряков в этом произведении предстает перед нами как мастер новеллы. Характер его героя проясняется через чрезвычайное происшествие, трагические события жизни. Автора интересует человек в обыденных обстоятельствах на крутом повороте, изломе своей судьбы.Тендряков рассказывает, как впечатлительный мальчик наблюдает за разрушительной картиной голода, заставлял «опрятных» людей идти на унижения. «Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки па дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно».Но душа ребенка не очерствела. Наоборот, он старался помочь людям. Он знал, что быть сытым – это стыдно, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Но, как говорится, «весь ми не обогреешь». С каждым днем все больше и больше людей собиралось у дома мальчика, на всех еды, конечно, не хватало. И у ребёнка происходит нервный срыв. «Из меня рыдающим галопом вырвался чужой, дикий голос: - Ухо-ди-те! Уходи-тс!! Сволочи! Гады! Кровопийцы!! Уходите!» Автор на протяжении всего рассказа показывает внутренние переживания своего героя. Это прослеживается в его размышлениях, беседах с отцом. Тендряков эмоционально описывает простыми словами страх и протест ребенка. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков. Мальчик не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать – жалею своих врагов!» Ребенка постоянно мучила совесть, не давала спокойно жить.И вот в рассказе появляется собака. «Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака». У нее были пустынно-тусклые, какие-то непромыто желтые глаза и ненормально взлохмаченная на боках, на спине, серыми клоками шерсть». Она и оказалась самым голодным существом в посёлке. Мальчик видит в этой собаке свое спасение. Володя кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть. Не скажу, чтоб моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни».Рассказ заканчивается трагически. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».Владимир Тендряков сумел не только передать свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей. Страшный рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки» показывает пропасть между холодным миром идей и истинным, живым человеческим участием. Человечность может проявиться только в сострадании, сопереживании, сочувствии к конкретному живому человеку. Тендряков ставит читателя пред выбором: жить по нравственным законам, по совести, сострадая и сопереживая, или заботиться только о своем благополучии.В статье «Плоть искусства» Тендряков писал: «Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твое горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй мое горе, как своё, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества».Рассказы Тендрякова не оставляет читателя равнодушным, и такие произведения нужны. Автор хочет донести до нас мысль, что каждому человеку необходимо отвечать за свои поступки, быть внимательными по отношению к любому живому существу, ответственным перед людьми и собой самим, перед своей совестью.
schoolfiles.net
| / Сочинения / Тендряков В. / Хлеб для собаки / Мое впечатление от книги В. Тендрякова «Хлеб для собаки» Рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки» произвел на меня одно из самых сильных «литературных» впечатлений за всю мою жизнь. Произведение автобиографично и пронизано страшными воспоминаниями 1933 года. Это было время сильнейшего голода и нищеты. По всей стране активно шел процесс «раскулачивания». Обезвреженных «врагов народа» отправляли прочь с родных мест, но они часто не доезжали до пункта назначения и оказывались в городке, где жил герой произведения. Там, рядом с вокзалом, в березовом скверике, эти люди сходили с ума и умирали от голода. Одни из них были похожи на скелеты, другие болели водянкой и напоминали слонов. И на те, и на других было страшно смотреть. Но маленькие мальчишки не могли удержаться от животного любопытства и подсматривали за умирающими через щели в заборе. Герою рассказа Володе Тенкову всего десять лет. Он так же, как и ребята из его двора, наблюдает сквозь забор за смертью этих, уже не похожих на людей, существ. Но этот мальчик отличается от своих приятелей особой впечатлительностью и душевной тонкостью. Именно его начинают терзать муки совести. Сам Володя предполагает, что совесть в нем проснулась оттого, что он сытый: «Мне думается, совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. Голодный вынужден больше думать о себе, о добывании для себя хлеба насущного, само бремя голода понуждает его к эгоизму. У сытого больше возможности оглянуться вокруг, подумать о других». Отец Володи получал хороший паек, и семья всегда была обеспечена пропитанием. Почти все остальные жители страшно голодали. Одноклассники мальчика косились на него, когда он доставал на перемене свой обед: два куска хлеба с повидлом. И Володе становилось стыдно за то, что он сыт. Дальше это чувство продолжает развиваться в мальчике. От природы наделенный тонкой душой, он начинает страдать оттого, что другие голодают. С муками совести пытается бороться «здравый смысл». Мальчик старается убедить себя, что в березовом скверике от голода умирают не люди, а враги народа. Но это не помогает, и Володя задается страшным вопросом: «Не потому ли в привокзальном сквере люди грызут кору, что я съел сейчас слишком много?» Десятилетний мальчик не может спокойно спать и есть. Он мучается, потому что сыт сам, но не может спасти от голода всех окружающих: «Я сыт, очень сыт - до отвала. Я съел сейчас столько, что, наверное, пятерым хватило бы спастись от голодной смерти. Не спас пятерых, съел их жизнь. Только чью - врагов или не врагов?..». Володе совестно за свое социальное положение. Страшно, когда окружающая действительность толкает ребенка на такие размышления! И вот Володя приходит к выводу, что есть способ хоть немного успокоить совесть: «Я не должен есть свои обеды один. Я обязан с кем-то делиться… Наверное, с самым, самым голодным, даже если он враг». И вот герой отправляется на поиски самого голодного человека. Он желает спасти кому-нибудь жизнь, поэтому ищет того, кто умрет без его куска хлеба. Найти подобного человека не так уж легко. Но вот мальчик встречает больного водянкой и решает отдать еду ему. После этого поступка Володя почувствовал себя счастливо и легко. Важно еще раз отметить глубокое наблюдение автора: сытый человек часто испытывает муки совести, для голодного понятия совести уже не существует. Люди, брошенные умирать голодной смертью, способны думать лишь о себе и своем возможном чудесном спасении. Володя дает хлеб одному «слону». Этот человек благодарен, но не может на этом остановиться. Через день он начинает поджидать доброго мальчика около дома: «Знакомый слон начал вести со мной молчаливый поединок. Он подходил под наше окно и стоял, стоял, стоял, застывший, неряшливый, лишенный лица. Я старался не глядеть на него, терпел, и... слон выигрывал. Я выскакивал к нему с куском хлеба или холодной картофельной оладьей. Он получал дань и медлительно удалялся». Этот человек начинает играть на совести мальчика, занимаясь вымогательством. Ему самому муки совести больше не знакомы, он доведен до полного отупения, каждый день находясь на грани смерти. Каким-то образом все «куркули» узнали о том, что Володя подкармливает их товарища по несчастью, и около дома мальчика стала собираться целая толпа. Конечно, нельзя винить этих людей в том, что они начали играть на совести и жалостливости мальчика. Но их поведение «излечило» Володю: «Я излечился?.. Пожалуй. Теперь бы я не вынес куска хлеба слону, стой тот перед моим окном хоть до самой зимы». Мальчик перестал подкармливать «куркулей», но его совесть все еще была тяжела. Решение пришло само собой. Оказалось, что, кормя бездомную собаку, о которой некому позаботиться и про которую после ее смерти никто не вспомнит, совершаешь по-настоящему великое дело: «…Мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить». Безусловно, основной в рассказе является проблема совести. Мальчику Володе довелось жить в то страшное время, когда классовая ненависть пыталась побороть все понятия человечности. У кого-то это получалось, у кого-то – нет. Автор своим произведением приводит нас к выводу, что в те годы страдали все умеющие чувствовать. Одни мучились физически: голодали, умирали от холода и страшных болезней. Другие мучились морально, не находя успокоения своей совести из-за относительного жизненного покоя. Важно заметить, что и то, и другое одинаково страшно и приводит к физической или моральной смерти. И неслучайно рассказ заканчивается сообщением о самоубийстве начальника станции, «которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика». Совесть этого человека не выдержала. Ведь ее тоже надо кормить, как это делал мальчик Володя: «Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».
/ Сочинения / Тендряков В. / Хлеб для собаки / Мое впечатление от книги В. Тендрякова «Хлеб для собаки» | Смотрите также по произведению "Хлеб для собаки": Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
Голос совести в рассказе В.Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки"
Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (321,7 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- выявить нравственные уроки, которые получает главный герой рассказа В.Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”;
- развить умения анализировать художественные произведение;
- обозначить мотивы действия главного героя рассказа;
Форма урока: урок ситуативного анализа;
Оборудование: документальные фотографии голодных 30-х г.г. XX столетия, толковые словари, тексты рассказа В.Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”.
Ход урока
I. Интрига.
Чтение притчи “Совесть”.
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, по-пустому наушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь. “Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нем - и исчезнут навсегда все неправды и насилия”.
- Почему Совесть взмолилась и попросила Господа растворить ее в маленьком ребенке?
II. Словарная работа.
- Какой рассказ вы прочитали на прошлом уроке? Название часто является ключом к раскрытию содержания. Название имеет не столько прямое значение, сколько переносное. Автор, уже взрослый человек, непросто вспоминает свои детские годы, но и анализирует свои впечатления тех лет. Именно совесть не дает ему возможность забыть те далекие годы.
- Что такое совесть?
Самостоятельная работа с толковыми словарями.
III. Определение ключевой темы рассказа.
- Выберите из предложенных формулировок тем ту, что представляется вам наиболее точной.
А) Голодный год 1933.
Б) Бесчеловечное отношение к ссыльным.
В) Голос человеческой совести.
Г) Изображение определенной эпохи в жизни нашего государства.
(Все эти темы в той или иной степени отражены в рассказе).
IV. Анализ рассказа В.Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”.
1) Выборочное чтение (стр.105).
- Почему рассказ начинается таким страшным описанием голодных ссыльных, которые “недоехали до места”, “выпали из числа людей”?
(Ужасное описание передает страшное впечатление на тех, кто не потерял совести).
Работа с толковыми словарями (значение слов “кулак”, “раскулаченные”, “лишенцы”).
2) Ситуация выбора. Выступления ученика-“психолога”.
- В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразным мерилом нравственности человека. Психологи утверждают, что в каждом человеке живет три “Я”: 1- каким тебя видят люди, 2- каким ты сам себя представляешь, 3- какой ты есть на самом деле. Нам нужно понять причины собственных поступков.
3) Анализ эпизода с разлитым молоком. Комментированное чтение (стр. 107).
- Почему Володю больше, чем смерть потряс эпизод с разлитым молоком?
(Воспитанная женщина черпает “обгрызенной деревянной ложкой” молоко из грязного конского следа и ест. Она не “ссыльная”, “не раскулаченная”. Эта безысходность, горе, покорность судьбе потрясли детское сердце).
4) Анализ эпизода “желание накормить одноклассников”. Чтение по ролям (стр.107-108).
- Испортило ли Володю то, что он был “сытым”?
- Почему он сначала искренне хотел накормить ребят, а потом “наотрез отказался брать в школу завтраки”?
- Почему одноклассники без благодарности отнеслись к Володиной попытке накормить их?
(Володя, будучи “сытым”, не стал жадным и черствым человеком, напротив голос совести зазвучал в его душе, ребенок стал взрослеть. Среди одноклассников Володя был чужой, прежде всего потому, что был “сытый”, а в пролетарской стране вообще “стыдно быть сытым”. Володя понял отчуждение товарищей и не стал брать в школу завтраки).
- Почему Володя мучился угрызениями совести, когда садился за стол, а брат его ел спокойно?
(Володя вступает в тот возраст, когда пробуждается внутренне “Я”, голос совести. Брат до этого еще не дорос).
- Как Володя пытался помочь голодным? Почему Володя с криком, “чужим , диким голосом” прогнал от дома голодных людей?
(Не только от испуга, но и от сознания своего абсолютного бессилия).
- Что же делать? Как “накормить” свою голодную, неудовлетворенную совесть?
(Нашелся тот, “самый-самый голодный”, несчастная облезлая собака, которая навсегда утратила доверие к человеку.).
- Володя спас собаку от голодной смерти. А от чего она его спасла?
(Она спасла его нравственно: дала возможность заботиться о ком-то, успокоить мечения совести. Кормя собаку, он “кормил” свою совесть).
5) Определение смысловой нагрузки персонажа начальника станции.
- Какую роль в рассказе играет начальник станции? Почему он, идя вдоль скверика, “глядел себе под ноги и молчал”? Можно ли понять, какие мысли мучили этого человека? Как можно объяснить его самоубийство?
(В рассказе не только Володю мучает “Я”, его совесть. Это второе “Я” живет во многих людях. Начальник не может от стыда за все происходящее поднять глаз на умирающих от голода людей. Здесь и жалость к ним, и чувство собственной вины и ответственности, скрытое, осознанное недовольство тем, что происходит в стране).
- Что он сказал ребятам, наблюдавшим за людьми в сквере (стр.107)?
Работа с толковыми словарями (слово “жестокость”).
(Этот человек застрелился от укоров совести, от собственного бессилия, не догадавшись найти себе “несчастной собачонки”. Но вряд ли собачонка помогла бы: перед нами не ребенок, а взрослый).
6) Анализ личностного конфликта отца Володи (стр. 113).
- Почему в конце рассказа отец Володи становится похож на начальника станции?
(Володин отец, воевавший за революцию, должен был с точки зрения сына осудить его поступок: сын давал хлеб раскулаченным людям, объявленным врагами советской власти. А вместо этого отец пытается понять поступки сына. “У страны не хватит на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь, сынок”. Отец сомневается в правоте революции. Он воевал за то, чтобы все были счастливы1, чтобы не было голодных, нищих. Чтобы все могли трудиться. А теперь он видит, что людей, трудившихся на земле, сгоняют с этой земли, что люди умирают от голода и никому нет до них дела. А он ничего не может сделать.
1
Работа с толковыми словарями (слово “счастье”).- Почему у страны не хватает? Кто ха это должен отвечать?
(Постепенно поведение отца становится подобным поведению начальника станции. Что ждет его впереди? Может быть привязанность к сыну спасет его от страшного финала ).
7) Документальная справка (стр. 117). Выступление ученика-“историка”.
- Как сочетается звучащая вначале рассказа песня “Не спи, вставай, кудрявая” с документальной справкой?
- Почему рядом размещена открытка “Парад физкультурников” и фотография “погибающие от голода дети”?
(У страны тоже два “Я”. Одно внешнее “Я” бодрых песен, красивых лозунгов, другое – внутреннее, драматическое, но реальное - истинное “Я” нерешенных проблем, социальной несправедливости, умирающих от голода, застрелившегося в муках совести начальника станции, внутренних противоречий отца и той странной власти, которая распорядилась в голодный, ужасный год вывозить зерно заграницу).
V. Рефлексия.
- К чему призывает автор?
(Отвечать за свои поступки, действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, особенно к человеку; говорить об ответственности перед людьми и самим собой, перед своей совестью).
Составление синквейна со словами “счастье” и “совесть” .
Счастье | Совесть |
Долгое Настоящее Жить, любить, помогать счастье просто так не дается Жизнь |
Мучительная, Острая Знать, делать, получать Совесть - шлагбаум поступков Ум |
Д\з: написать мини-сочинение на тему: “Мой взгляд на проблему голода 30-х гг 20 столетия”.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тендряков. Хлеб для собаки - Елена Александровна Клочкова, г. Рязань
йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс |
Владимир Тендряков Хлеб для собаки
|
и счастливого человека стоял кто-нибудь с
молоточком и постоянно напоминал бы
стуком, что есть несчастные…
А. П. Чехов.
Задачи:
1.Раскрыть идейный смысл и нравственные проблемы произведения.
2.Воспитывать чувство исторической ответственности за всё происходящее вокруг, чувство милосердия и сострадания.
3.Продолжить работу по формированию навыков анализа художественного произведения.
Ход урока.
Уйти от суеты не так уж сложно,
Уйти от глаз, не любящих тебя,
В конце концов уйти от пули можно,
Нельзя уйти от самого себя.
Никак нельзя! Приходит час урочный,
Стирая дня последние черты,
И как судья, как гость нежданный ночью,
На главный суд к себе выходишь ты.
И нет в тебе ни спеси, ни расчёта, -
С тем не выходят к собственной судьбе, -
И пусть твой друг простил когда-то что-то,
Ты не забыл и не простил себе.
Конечно, можно быть и подобрее
И душу лишний раз укором не стращать,
Но так скажу: нет ничего страшнее,
Когда себе научишься прощать.
Итак, словами А. Т. Твардовского я призываю вас и себя настроиться на наш сегодняшний урок. А посвящён он рассказу В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Произведение Тендрякова небольшое по объёму, несложна композиция, сюжет рассказа прост, так что его может прочитать даже ученик 7 класса. А вот проблемы, поставленные автором в этом рассказе, вам предстоит определить самим. И выделить среди них главную.
Может быть, эпиграф к нашему уроку поможет вам определить основную идею рассказа. Ветеринарный врач из рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» говорит: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет…»
- На фоне какого исторического периода осмысляются автором эти проблемы? О каком времени ведётся речь в рассказе?
1933 год. Ликвидация кулака как класса. Сплошная коллективизация.
- Что мы знаем об этом периоде нашей истории из официальных источников?
В своём рассказе В. Тендряков помещает «Документальную реплику» : «В самый разгар страшного голода в феврале 1933 года собирается в Москве Первый всесоюзный съезд колхозников-ударников. И на нём Сталин произносит слова, которые на много лет стали крылатыми: «Сделаем колхозы большевистскими», «сделаем колхозников – зажиточными».
Самые крайние из западных специалистов считают – на одной лишь Украине умерло тогда от голода 6 миллионов человек. Осторожный Рой Медведев использует данные более объективные: «…вероятно, от 3 до 4 миллионов …» по всей стране.
Но он же, Медведев, взял из ежегодника 1935 года «Сельское хозяйство СССР» (М., 1936, стр. 222) поразительную статистику. Цитирую: «Если из урожая 1928 года было вывезено за границу менее 1 миллиона центнеров зерна, то в 1929 году было вывезено 13, в 1930 году - 48,3, в 1931 году – 51,8, в 1932 – 18,1 миллиона центнеров. Даже в самом голодном, 1933 году в Западную Европу было вывезено около 10 миллионов центнеров зерна!»
«Сделаем всех колхозников зажиточными!»
- Если за 4 года Великой Отечественной войны погибло 20 миллионов человек, то за 1933 год – 3 миллиона… Это тоже война. Но почему она страшнее?
Это война против своего народа.
- На страницах каких произведений мы читали о коллективизации и раскулачивании?
М. А. Шолохов «Поднятая целина». Не можем забыть сцен раскулачивания. Нам жаль детишек Дёмки Ушакова, но жаль и 11 детей кулака Гаева, выброшенных сплошной коллективизацией в холодные края.
А. П. Платонов . «Котлован». Также бесчеловечны сцены раскулачивания в повести. Мы видим плот, уносящий в безвестность погружённых на него людей (кулаков, подкулачников, а вместе с ними – случайно забредших в деревню людей).
- И вот мы встречаемся с ними здесь, в рассказе В. Тендрякова.
«У прокопчённого, крашенного охрой вокзального здания, за вылущенным заборчиком – сквозной берёзовый скверик. В нём прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми.»
- Ни Шолохов, ни Платонов не были против коллективизации, оставляя тем не менее страшные зарисовки своего времени, но современные писатели видят эти события по-иному…
- Чьими глазами видим мы изображённые Тендряковым события?
- Почему глазами ребёнка?
- Какую цель преследует автор, ведя повествование от лица 10-летнего мальчика Володи Тенкова?
Автор рассказывает нам о мальчике, который рано стал взрослым.
- Как вы думаете, когда человек начинает взрослеть?
- Писатель Радий Петрович Погодин, так пишет об этом: «Взросление начинается тогда, когда маленький человек не спросил вслух: почему? А задал этот вопрос себе и, сопя носом и хмурясь от растерянности и напряжения, сам на него ответил и, ответив, почувствовал себя человеком. Именно так, ибо самостоятельность мышления есть факт гражданственности».
- Можно ли это высказывание Погодина отнести к маленькому герою рассказа?
- Какие вопросы задаёт себе мальчик?
Володя много думал. Не потому ли в сквере люди грызут кору и едят мусор, что он слишком много ест? Отец рассказывал Володе, что есть деревни, где от голода умерли все жители. И мальчик думал: «Почему это так, ведь про них не скажешь: если враг не сдаётся, его уничтожают?» Он думал, что не спас несколько «шкелетов» и «слонов», «съел их жизнь». И тут же он начинает сомневаться. Съел чью жизнь? Врагов или не врагов? Он спрашивает сам себя: «А кто враг? Враг ли тот, кто грызёт кору?»
- Рассказ «Хлеб для собаки» не только о голоде 1933 года, но и о совести человека. О том, что стыдно быть сытым среди голодных. Об этой проблеме русскими писателями было сказано немало. Напомню вам рассказ В. Г. Короленко «Дети подземелья», в котором , кажется, абсолютное совпадение – мальчик из сытой обеспеченной семьи помогает голодным.
- Чем же всё-таки ситуация рассказа Тендрякова отличается от того, о чём рассказал Короленко?
Действительно, Тендряков изобразил ситуацию особенно трагическую. Русский философ Н. Бердяев писал: «Когда ты голоден, это биологическая проблема. Когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема». Но и здесь возможны разные ситуации.
Классическая ситуация «Детей подземелья» | Ситуация рассказа В. Тендрякова |
Я сыт. Рядом голодные. Это ра- нит моё сердце. | Я сыт. Рядом со мной умирающие от голода люди. Я хочу протянуть им свой кусок хле- ба. Но они – классовые враги. Можно ли де- литься с ними? |
-Есть ли что-либо подобное в русской культуре?
- Мальчик думает, мучается, сомневается. Мучается, что жалеет врагов. В какой-то степени и Володя – жертва своего времени. Но слабость Володи – это продолжение его силы, ведь он не хочет смириться с душевной чёрствостью. А способность к состраданию – это свойство людей, наделённых особой душевной чуткостью, страдающих от чужой муки. Вот такой он, 10-летний мальчик Володя Тенков.
- Почему же рассказ называется «Хлеб для собаки»?
«Не облезшего от голода пса кормил я куском хлеба, а свою совесть»,- вспоминая детские годы, говорит герой рассказа Тендрякова.
- Так о чём же рассказ: о пробуждении совести или компромисс с совестью, успокоении её?
На доске: Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
- Если через 36 лет с болью, страданиями, мукой вспоминает этот человек страшный, голодный, жестокий год, значит, пробуждённая тогда совесть жила в нём все эти годы и мучила его. Значит, есть на свете более истинно человеческое, чем классовая совесть пролетариата.
- Как вы думаете, а многие ли из сверстников Володи задумывались о противостоянии злу? Были такие, кто не задумывался, не задавал себе мучительных вопросов? В которых официальная пропаганда сознательно вытравляла способность к размышлению, анализу происходящего?
Сообщение подготовленного ученика. Сопоставление Володи Тенкова и Микши Кобылина их повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое».
Никифор Кобылин (Микша) в 30-м году – пацан, значит, свидетель и участник великой ломки, запечатлевшейся в его сердце детскими впечатлениями. Начало своей сознательной жизни он свяжет с разрушением часовни в 1930 году: «Со всех деревень тогда народ согнали. На ура крест стаскивали, чтоб наглядная агитация насчёт бога была. Я тоже, даром, что пацан был, за верёвку маленько подержался». С хохотом вспоминает тогдашние события постаревший Микша.
А вот воспоминания Володи Тенкова: «Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчик, не заболел, не сошёл с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах.»
Подрастающий человек стремится найти пример для подражания, так было всегда. В детстве Микша встал перед выбором: дядья – «кремнёвые революционеры» и отец – добрый, мягкий, совестливый. Всю жизнь он презирал и стыдился своего отца, отрёкся от него.
Володя любит своего отца и гордится им, наверное, не только потому, что тот герой революции и гражданской войны, но и потому, что отец – добрый человек, не запретивший подкармливать «куркулей». Володя тоже встал перед выбором: сытость – духовность, ненависть к «куркулям» – жалость и сочувствие к ним.
Микша после похорон дяди, наточив нож, отправляется мстить за дядю. Тогда на его пути встал отец и не пустил: «Что ты, что ты, Микша, задумал? Тебе ли в твои годы за нож хвататься? Да нам кровь твоих дядьёв мыть – не отмыть…» Память удержала слова отца, но что же помешало мальчику задуматься над ними? Может, голос официальной пропаганды, оправдывавшей стремительное падение ценности человеческой жизни и утверждавшей науку ненависти?
- Ненависть олицетворяла процесс разрушения душ. Но неужели всему виной только время?
В любых условиях человек должен оставаться человеком. Более того: величие человеческой души или, наоборот, её унижение не зависят ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам. Ещё раз вспомните высказывание А. П. Чехова о том, что «человека с молоточком нет» у нас за спиной… Человек сам проходит свой путь. В любые времена. В любом поколении. Понять вам это сейчас необходимо.
- Есть ли в рассказе люди, которым так же, как и Володе, присуще чувство сострадания? Кто они?
Начальник станции. Отец Володи. Многие неизвестные, которые тайком подкармливали «куркулей»… Не смогла официальная пропаганда, делившая людей на «своих» и «врагов», уничтожить человеческое в людях, способность сострадать, проявлять милосердие к ближним своим…
- Почему в конце рассказа скупая строчка о том, что застрелился начальник станции? Как объясняет это Володя? Как объясним это мы?
- Говорить о войне всегда тяжело, о боях, о сражениях, где льётся кровь и грохочут орудия. Но ещё горше и больнее вспоминать о такой войне, на которой убивают не выстрелами. А может, не стоит читать такие произведения? Почему они нужны нам?
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она
Как силы, нам нужна.
Ю. Воронов.
sites.google.com
Рецензия на рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки»
Рецензия на рассказ В. Тендрякова “Хлеб для собаки”
Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России исталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказа “Хлеб для собаки”. Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.
А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные “зажиточные” крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… “Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства,” - пишет автор. “Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…”. Дети наблюдали за смертью “куркулей” (так там называли “живущих” в березнячке).
Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти “куркуля”, который “вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть (…) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, “бунтарь” сползал вниз по стволу и (…) затихал насовсем”. В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.
Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за “куркулями” : “Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?…”. Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял “опрятных” людей идти на публичные унижения. Это несколько “обмозолило” его душу.
Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым – это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды “куркулям”. Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв – “излечение”, как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг…
“У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос:
-Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите!
(…) Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло.
А я не мог остановиться и кричал рыдающе.”
Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.
Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода “куркулю”. Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: “Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать – жалею своих врагов!”
И тут появляется собака. Вот оно – самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно “съедает” жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что “не облезщего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть”.
Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. “В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя.”
Так заканчивается рассказ. Но, даже после этого, читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства.
“Глаголом жги сердца людей”. Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А.С. Пушкина “Пророк”. И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.
mirznanii.com
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (по рассказам В.Тендрякова "Хлеб для собаки" и "Пара гнедых"). 11-й класс
Разделы: Литература
Цель:
– осмыслить содержание рассказов В.Тендрякова 1960-х -1970-х годов (на примере нескольких рассказов, например, «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»), ответив на вопросы:
- Каким предстает время конца 20-х – начала 30-х годов 20 века в рассказах?
- Каково восприятие событий рассказчиком – ребёнком?
- В чем абсурдность и трагизм существования простого человека в описываемую эпоху?
– совершенствовать умения учащихся работать с текстом художественного произведения по заданным учителем параметрам; – совершенствовать умение составлять интеллект-карту; – воспитывать ответственность за свои поступки в ситуации выбора.
Тип урока – изучение нового материала с элементами повторения изученного.
Форма проведения – сочетание беседы и практической работы учащихся по построению интеллект-карты.
Оборудование – возможно использование интерактивной доски для «рисования» карты.
ХОД УРОКА
1. Необходимо ввести изучаемые рассказы в контекст других произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве: «Реквием» А.Ахматовой, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына, «Колымские рассказы» В.Шаламова, «Пролётный гусь» В.Астафьева. Учащиеся уже пришли к выводу о том, что судьба простого человека в России 20 века – трагедия. Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказов.
2. По мере обсуждения проблемных вопросов и работы с текстом составляется интеллект-карта по соответствующим рассказам.
Что такое интеллект-карта?
По сути, интеллект-карта – это древовидная схема, которая связывает основную концепцию либо идею с другими идеями, процессами, мыслями и задачами. Психологи считают, что в основе этого подхода лежит радиантное мышление, когда отправной точкой размышлений является центральный (радиантный объект). В отличие от линейного списка, интеллект-карта позволяет окинуть взглядом всё сразу, всё дерево – будь то схема проекта, план кампании, результат мозгового штурма или график жизненных целей и приоритетов. Важно помнить, что можно подписывать не только вехи, но и ветки, которые могут обозначать процесс, взаимосвязь или отношение разных уровней карты.
Основные правила построения интеллект-карт:
- Начинайте с центра – в центре расположен основной образ, цель построения интеллект-карты, объект, от которого отходят все ассоциации. Начинайте с главной идеи, и обязательно появятся новые для продолжения.
- Читайте и рисуйте карту по часовой стрелке, начиная сверху, – это общее правило принято для построения интеллект карт, тем более, такой способ восприятия привычен, так как каждый знаком с обычными аналоговыми часами – в них час начинается как раз вверху циферблата.
- Используйте разные цвета – в выбираемых цветах гораздо больше смысла, чем нам кажется, тем более, для восприятия цвета нужно гораздо меньше времени, чем на восприятие текста. Кроме того, разные цвета имеют различную эмоциональную окраску и воспринимаются по-разному. Рисуйте – если есть выбор, рисовать или нет – нужно однозначно рисовать. Каждый человек умеет рисовать, так как в детстве мы все сначала рисуем, а потом уже пишем. Информация в виде рисунков воспринимается нашим мозгом значительно быстрее, чем информация в виде текстов.
- Используйте ключевые слова – все-таки без текста интеллект-карту построить нельзя, поэтому нужно выражать мысли в виде коротких ключевых слов, взглянув на которые можно восстановить мысли.
- Связывайте понятия – использование связей позволяет мозгу структурировать информацию и создавать целостные образы. Рекомендуется использовать не более 7+2 ответвлений от каждого объекта, так как такое их количество позволяет даже уставшему человеку легко воспринимать интеллект-карту.
Название рассказа – это ключевое понятие, которое мы должны поставить в центр карты.
Рассказ «Хлеб для собаки»
См. Приложение 1 Интеллект-карта «Хлеб для собаки»
Вопрос |
Комментарий учащихся, учителя |
Этап создания карты |
1. Какие приметы времени (действительность лета 1933 года) мы находим в рассказе? | Раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка («куркули»: «слоны» и «шкилетники»). «Нормальная жизнь»: Часто можно было услышать песню «Не спи, вставай, кудрявая! В цехах звеня, страна встает со славою на встречу дня…»Время жутких противоречий! | Заполняется фрагмент «Действительность» См. Приложение 1 |
2. Какой предстает «память детства» рассказчика? Каковы его детские воспоминания? | «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства». Дети наблюдали за смертью «куркулей». Женщина, пролившая молоко, плакала и вычерпывала его из копытной ямки на дороге. После случая с хлебом герой наотрез отказался брать завтраки в школу. Герой оказался свидетелем разговора первого секретаря партии с одним шкилетником. «Если враг не сдается, его уничтожают». Они не сдавались. Что ж… попали в березняк…» «Комхозовский конюх Абрам едет «собирать падалицу».Абсурд совершающихся событий! | Заполняется фрагмент «Детская память» |
3. Что может спасти от ощущения ужаса? Как не сойти с ума в этой «системе»? | «Я кой к чему успел привыкнуть, не сходил с ума…» Рассуждения героя о том, что совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. «Меня заставляли проглотить первую ложку». «Я съел их жизнь…» «Я не должен есть свои обеды один». Надо найти «самого». Герой съел хлеб, который не донес до умирающего, – «ядовитый хлеб». «Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».Только совесть может помочь остаться человеком в мире хаоса. | Заполняется фрагмент «Как не сойти с ума?» |
4. Какова роль «документальной реплики» в финале рассказа? | «Сделаем всех колхозников зажиточными!» Автор подчеркивает масштаб трагедии. Читателя поражает цинизм государства по отношению к «простому советскому человеку». | Заполняется фрагмент «Документ в финале» |
5. Какова авторская оценка времени и событий? | «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?» (слова начальника станции) «…застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».Этот персонаж опосредованно выражает авторскую позицию – недопустимо существование в мире, где нет места совести и состраданию. | Заполняется фрагмент «Авторская оценка» |
Рассказ «Пара гнедых»
См. Приложение 2 Интеллект-карта «Пара гнедых»
Вопрос | Комментарий учащихся, учителя | Этап создания карты |
1. В чем предметный смысл названия рассказа? Символический смысл? | Пара гнедых – это лошади (шерсть их лоснилась и отливала золотом, у них были гладкие тощие морды с крупными, горящими глазами и хрупкие, сухие ноги). Это и символ красоты, которая гибнет в абсурдном мире, и символ самой абсурдности и трагичности происходящего. | Заполняется фрагмент «Лошади» См. Приложение 2 |
2. Какие приметы времени (действительность лета 1929 года) мы находим в рассказе? | Переезжающая деревня. Самая бедная семья в деревне, семья Вани Акули, переселялась в добротный, самый лучший в деревне пятистенок кулака Антона Коробова. Акуля пропил железную крышу дома Коробова. Во время дождей Ваня Акуля вместе с семьей перебрался обратно в свою баньку. «Возвращающаяся после выпасов скотина никак не может внять, что в селе произошло переселение». У Мирона Богаткина, нового хозяина гнедых, «коней-то уж отобрали. Они вместе с брюхастой лошаденкой Петрухи Черного попали в колхозные конюшни». «Это он (отец рассказчика) поднял село».Абсурд совершающихся событий! | Заполняется фрагмент «Время» |
3. Какой предстает «память детства» рассказчика? Каковы его детские воспоминания? | До пяти лет – обрывочные воспоминания. После пяти лет – «сплошным потоком»: с одной стороны красота мира (река, мост, крапива, запах хлеба), с другой – недетские впечатления ненормальности того же самого мира.Объективность восприятия ребенка – ужас от того, что это не вымысел, а реальность. | Заполняется фрагмент «Память детства» |
4. Какие варианты взаимоотношений государства и человека описаны в рассказе? | Роль отца в совершающихся событиях («исполнитель»). Жители села («колесики и винтики» системы). Антон Коробов (с его проницательностью и иронией вставший над системой).Любая «роль» бессмысленна и трагична. | Заполняется фрагмент «Государство и человек» |
5. Какова роль «документальной реплики» в финале рассказа? | Автором подчеркивается масштаб трагедии. | Заполняется фрагмент «Документы в финале» |
6. Какова авторская оценка времени и событий? | Авторская оценка видна в образе полусумасшедшего старца Санко, который цитированием Евангелия создает атмосферу Апокалипсиса, предчувствия чего-то ужасного. Ощущение катастрофичности мира усиливается. | Заполняется фрагмент «Авторская оценка» |
3. Итак, можно сделать следующие выводы:
- Тендряков показывает человека на фоне трагических обстоятельств, которые «спровоцированы» тоталитарным государством. И пусть главный герой только «созерцатель», его восприятие показывает, что судьба маленького человека в России 20 века – это трагедия.
- Это трагедия целой страны, когда возникает пропасть между холодным миром идей, абстрагированным от живых людей, по сути враждебным им, и «живой» человеческой жизнью. Ужас положения заключается в том, что эта трагедия становится типичной.
- Рассказы Тендрякова – это приговор обездушенному обществу, несправедливому устройству жизни, которое уничтожает маленького человека, делает трагичной его жизнь.
4. В финале урока уместно пожелать учащимся, несмотря на «провокации» времени, эпохи, государства, ответственно принимать решения в любых обстоятельствах, помня об уроках русской литературы и русской истории.
5. Домашнее задание – согласно рабочей программе. Возможно чтение рассказов Тендрякова «Параня», «Донна Анна» с самостоятельным составлением интеллект-карт.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок-проект по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки"
Разделы: Литература
1. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, рассказом "Хлеб для собаки". В год публикации (1988), уже после смерти автора, один из публицистов назвал свою статью о нём "Потаённый Тендряков". Несмотря на видное место, которое занимает Тендряков в современной литературе, о его личной жизни и творчестве написано очень мало. Итак, открыть для себя "потаённого" Тендрякова предстоит нам сегодня.
Мы назвали наш урок-проект "Тревожная совесть Тендрякова". Наше исследование будет состоять из презентации уже готовых индивидуальных проектов, представляющих аналитическую деятельность с выходом в Интернет, практическую проектную деятельность с использованием компьютерных технологий; группового проекта на основе решения исследовательских аналитических задач. Кроме этого у нас будет работа над общим учебным проектом на основе сотрудничества учителя и учащихся для решения задачи: как понимается выражение "тревожная совесть" писателя.
Важнейшей целью нашего исследования станет попытка проникновения во внутренний мир писателя, каким он предстаёт в рассказе "Хлеб для собаки".
Слово предоставляется " биографу". (Презентация проекта " В.Ф.Тендряков. Личное дело").
Приложение 1.
2. Знакомясь с жизненной и творческой биографией писателя, можно составить представление о внутреннем мире Тендрякова, главным качеством которого было требовательное отношение не только к окружающим, но прежде всего к самому себе.
Теперь мы обратимся к самому рассказу Тендрякова. Анализировать содержание начнём с такого структурного элемента, как заголовок. Название часто является ключом к раскрытию содержания произведения и тайны личности писателя.
Над этим работала N, известный в нашем классе, да и, пожалуй, в районе, "литературовед", победитель недавнего конкурса сочинений о Ф.И.Тютчеве.
(Презентация проекта "Смысл названия рассказа").
3. Итак, мы определили, что название имеет не столько прямое значение (оно связано с содержанием рассказа), сколько переносное и приобретает метафорическое значение. Автор, уже взрослый человек, не просто вспоминает свои детские годы, совпавшие с одним из самых драматических периодов в истории нашего государства, но и анализирует свои детские впечатления и размышления "о времени и себе". Главным в отношении писателя к окружающим и к самому себе является совесть. Именно это качество не даёт ему возможность забыть те далёкие годы.
Проанализировать свой собственный духовный мир и выяснить, как мы сами понимаем, что такое "совесть", попытался N, почти профессионал, журналист, внештатный корреспондент газеты "Маяк" и печатного органа Пушкинского Молодёжного центра "Молодое Пушкино".
Он подготовил видеосюжет.
Приложение 2.
(Презентация видеосюжета проекта "Что такое совесть")
4. В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразными мерилом нравственности человека.
У героя рассказа Тендрякова, десятилетнего мальчика Володи Тенкова, как показывает развитие сюжета, совесть является определяющим в выборе поступка, за который потом не было бы мучительно стыдно
Экспозиция рассказа помогает понять суть выбора, перед которым находится герой Что является экспозицией в рассказе " Хлеб для собаки"? (Автор выносит её в самое первое предложение, с которого начинается повествование; это дата - "лето 1933 года").
Выступление группы историков. (Презентация проекта "1933 год в судьбе страны").
Учитель: Ксения очень правильно определила сущность следующей работы, которая будет новым этапом проектной деятельности. Наша работа будет сосредоточена на анализе текста.
Подумайте, какой основной вопрос мы можем рассмотреть в этой части нашего исследования?
Основной вопрос - проблема выбора.
Основную гипотезу можно представить в виде своебразного "треугольник", где вершиной будет понятие "счастье", а у основания расположатся понятия "государство" (я бы добавила "власть", "насилие", раз речь идёт о 30-х годах) и "человек".
Мне кажется, что главная задача нашей работы с текстом - выявить, какой будет судьба человека, позволившего однажды компромисс с собой.
Ну а цель этой работы?
В любой ситуации человек должен выбрать тот поступок, за который он может заслужить уважение прежде всего в собственных глазах.
Хорошо! Ну а план исследования я оставлю за собой, если вы не возражаете. Итак, начнём...
Вечная проблема, которую человек ведёт с самим собой - время ли виновато в том, что иногда приходится идти против своей совести или на сделку с ней, или всё-таки сам человек виновен в этом? В своём рассказе всем ходом развития действия Тендряков даёт однозначный ответ на этот вопрос: при всех смягчающих вину обстоятельствах за любой свой поступок отвечает только сам человек, ибо только ему одному даровано знание о самом себе - то знание, которое мы сопоставляем с понятием "совесть". "Это знание может быть интуитивным или организовано в стройную систему нравственных понятий, но при любых условиях оно побуждает совестливого человека вдумываться в ход времени, вслушиваться в те его сигналы, которые оно, время, подаёт человеку. В структуру повествования. Тендряков вводит определённую систему символических обозначений времени". ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Заставляя читателя не просто следить за фабулой, но и задумываться о происходящих событиях и о мучительных размышлениях героя - ребёнка, автор как бы призывает заглянуть в самих себя, проверить, как каждый из нас поступил в подобной ситуации.
Символы времени в рассказе.
С какой целью автор обращается к символике, обозначающей характер времени?
Послушаем Регину, которая приготовила нам музыкальный номер. (Фортепиано + аудиозапись)
Приложение 3.
- Кто ещё нашел какие-либо приметы времени в рассказе? Расскажите.
- Какую новую грань мироощущения писателя мы можем назвать, познакомившись с символами времени в рассказе?
Учитель: Такую сложную ситуацию не смог пережить даже взрослый человек - начальник станции. Мальчик делает свой выбор: он кормит бездомную собаку, понимая, что накормить всех он не сможет.
Внимательно прослушайте отрывок из рассказа В. Тендрякова "Хлеб для собаки" (Выразительное чтение от слов "Как-то под утро я внезапно проснулся:" до слов "Щедра без устали:")
- Отметьте ключевые слова и ответьте на вопросы:
- Какое внутреннее состояние человека автор считает счастьем?
- Какова, с точки зрения автора, реальная возможность осуществления счастья в жизни героя?
(Для более точного ответа проследите за композиционным "обрамлением" предложенного отрывка.)
- Какие новые черты внутреннего мира открываются для нас в ответах на два предыдущих вопроса?
Учитель: Говорят: человек создан для счастья, как птица для полёта. Мы мечтаем о счастье, стремимся к нему. Государство как бы гарантирует каждому счастливую гармоничную жизнь, принимает на себя определённые обязательства, издавая законы, выпуская постановления и т.п.
Советское государство, проводя в 30-е годы политику индустриализации и коллективизации, обещало каждому своему гражданину счастливую жизнь, как о том говорилось в песне, целыми днями звучащей над посёлком.
Перечитайте документальные сведения, которые автор вводит в рассказ в качестве заключения. Подумайте, с какой целью писатель обращается к документальным данным, связанным с раскулачиванием?
Обратимся к эпиграфу к уроку: "Разве мы не знаем, что людей формируют не только обстоятельства, но и сопротивление им?"
Учитель: Рассказывая историю своего детства, изо всех воспоминаний о нём автор выбирает события, которые носят трагический характер. Кажется, что может сделать десятилетний мальчик для тех несчастных, с которыми столкнули его обстоятельства? Разве можно сравнить его возможности с возможностями государства? Но герой не задаёт себе, как признаётся автор, этих "взрослых" вопросов. Он подчиняется первому порыву - жалости - и пытается накормить голодных. Нужно ли это делать? Ведь отец говорит мальчику: "Чайной ложкой море не вычерпаешь".
Как характеризует Тендрякова его желание вести разговор с читателем от 1-го лица?
С точки зрения жанра рассказ автобиографичен. Это значит, что автор включает в анализ себя, своё собственное сознание, свою оценку... Он не отделяет свидетельство о времени от собственного в нем участия. Именно поэтому горькая исповедь соединяется с художественным рассказом... сплавляется с документом. (Н. Иванова Потаённый Тендряков, ж. "ЮНОСТЬ" 1989. №9). В цитате, есть ответ на вопрос, почему автор не отделяет себя сегодняшнего от того времени: для него важен исповедальный тон повествования, обнажённая правда о себе самом, давнем, ищущем успокоения своей совестью. "Исповедь, прежде всего перед самим собой, помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. А это значит приоткрыть ещё одну тайну самого себя. Взрослый человек, Тендряков понимает, что он, будучи десятилетним мальчиком, ничем не мог изменить ситуацию с голодающими. Предельно жестокий суд над самим собой, хотя бы и ребёнком, вершит сейчас, на наших глазах, взрослый человек, жаждущий понять природу компромисса" ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Исповедуясь перед читателем, лирический герой, а вслед за ним и автор, пытается воспитать в себе человека, который был бы способен сделать выбор между добром и злом с достоинством, не идя на сделку со своей совестью
Учитель: Итак, герой один на один со своей совестью. Как же происходит этот жестокий суд? Обратимся к тексту.
- Проанализируйте отмеченные фрагменты текста, где говорится о размышлениях героя.
- Подчеркните ключевые слова. Определите позицию автора по отношению к герою.
- Какую вину берёт на себя герой?
- Какова позиция автора в споре героя с самим собой?
Герою стыдно за свою сытую жизнь, ему жалко несчастных "куркулей", врагов, которых он должен презирать, ненавидеть. Но чувство сострадания оказывается сильнее вражды! Как мучительно трудно дается мальчику его выбор! Ведь даже самые близкие люди, отец и мать, не могут, не смеют ему помочь. И герой находит компромисс: он кормит бездомную голодную собаку, пытаясь заглушить внутреннюю боль и беспокойный голос совести. Мальчик сам осуждает свой выбор. И в этом самоосуждении есть этап взросления души героя, хотя тяжесть этого выбора он будет нести всю жизнь. В этот момент Тендряков словно обращается к читателю: есть ситуации, когда человек, оставаясь наедине со своей совестью, должен сделать свой выбор, не пользуясь подсказками.
В этом смысле рассказ - это обращение к нам с вами: нужно всегда контролировать свою душу, сверять свои поступки с высоким понятием совести. К этому взывает нас, читателей, "тревожная" совесть Тендрякова.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai