1 часть: Тематические физкультминутки для детей в картинках. Физкультминутки на тему хлеб
Овощи | |
Овощей мы наберем, | Идут по кругу, взявшись за руки, высоко поднимая колени. |
Если в огород пойдем. | |
Здесь поспели не бананы: | Останавливаются, поворачиваются в круг, разводят руки в стороны перед собой.Отрицательный жест указательным пальцем. |
Лук, чеснок и баклажаны | 2 поворота туловищем влево-вправо руки на поясе. Наклонится – руки перед собой. |
И редиска и морковка - | Поднимают левую, затем правую руку вверх. |
Им в земле сидеть так ловко. | Руки на поясе. Присесть. |
Мы их из земли достанем | Наклониться вперед – хватательные движения ладонями у пола. |
И салаты делать станем. | Потирающие движения ладонями друг о друга. |
Осенние листочки | |
Мы листики осенние | Выполняют движение «фонарики», передвигая руки вверх – вниз. |
На ветках мы висим. | |
Дунул ветер, полетели, | Поднимают руки вверх и машут ими вправо - |
Мы летели, мы летели | влево. Кружатся на месте. |
И на землю тихо сели. | Приседают, ладони на полу. |
Снова ветер набежал | Поднимаются. |
И листочки все поднял. | Поднимают руки вверх. |
Мы летели, мы летели | Машут руками вправо – влево. Кружатся. |
И на землю тихо сели. | Приседают, ладони на полу |
Деревья | |
Утро. Мир проснулся. | Потирают глаза руками. |
Небо голубое. | Потянуться, голову и руки вверх. |
Лес стоит умытый | Показывают очертания деревьев перед собой. |
Чистою росою. | |
Дуб могучий, сильный. | «Силовой жест», согнутыми в локтях руками. |
Рядом с ним рябина | Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево. |
И трясет листвою | Руки в стороны – потряхивающие движения рук. |
Тонкая осина. | |
Тополь пирамидкой. | Ладонями «чертят треугольник» перед собой. |
Ива – раскидалась. | Руки развести в стороны. |
Расцветает липа, | Волнообразные движения вверх-вниз. |
Пчелкам – это радость! | Бегают по группе, изображая пчелок. |
Грибы | |
Заглянули за пенек: | Руки на поясе. Наклоняются вперед – ноги прямые. |
Раз – грибок | 2 поворота туловища вправо-влево с полуприсядами. |
И два – грибок. | |
И лисички, и маслята, | Перечисляя грибы, загибают пальцы обеих рук. |
Рыжики, боровики, опята | |
Всех в корзину мы кладем. | Разжимают пальцы, наклоняются вперёд - руки на полу. |
И еще искать пойдем. | Выпрямляются. Маршируют, высоко поднимая колени. |
| |
Хлеб | |
Зерно в землю упадет | Движения рук вправо-влево перед собой |
И росточком прорастет. | Из приседа поднимаемся, ладони рук сложить перед грудью. |
Солнце будет его жарить, | Поднимают руки вверх, разводят в стороны, смотрят вверх на ладошки. |
Дождь сто раз его польет. | Приседая, волнообразные движения кистями рук сверху вниз. |
А потом под снегом мерзнуть | Обхватить себя руками и переступать с ноги на ногу. |
И под ветром устоять | Поднимают руки вверх. Наклоны влево-вправо,отрывая ноги от пола. |
Очень трудно хлеб дается | Погрозить ук.пальцем левой, правой руки. |
Должен ты об этом знать. | Дотрагиваются рукой головы. |
Лебеди | |
Лебеди летят, | 2 взмаха руками вверх – вниз. |
Крыльями машут, | |
Склонились над водой, | Руки в стороны, наклонить корпус вперёд, ногина ширине плеч. |
Качают головой, | Повороты головы вправо – влево. |
Гордо и смело | Выпрямляются, руки – вдоль туловища, ладони - |
Умеют держаться, | вверх, ноги вместе. |
И тихо, тихо | Приседают – ладони на полу. |
На воду садятся. | |
Звериная зарядка | |
Раз – присядка, | Присесть. |
Два – прыжок. | Подпрыгнуть. |
Это заячья зарядка. | Ладошки на голову – ушки на макушке. |
А лисята как проснутся, | Кулачками протереть глаза. |
Любят долго потянуться, | Потягивание с отводом рук. |
Обязательно зевнуть, | Зевнуть, прикрывая рот ладонью. |
Ну и хвостиком вильнуть. | Движения бедрами из стороны в сторону. |
А волчата спинку выгнуть | Прогнуться в спине вперед. |
И легонечко подпрыгнуть. | Легкий прыжок вверх. |
Ну а мишка косолапый, | Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. |
Широко расставив лапы: | Ноги на ширине плеч. |
То одну, то обе вместе, | Переступание с ноги на ногу. |
Долго топчется на месте. | Раскачивание туловищем из стороны в сторону. |
А кому зарядки мало - | Развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх. |
Начинает все с начала! | |
Домашние животные | |
Рядом с нами кто живёт? | |
Коровка, пёсик, кролик, кот | Указательные пальцы приставля-ют к голове «рожки», руки на пояс -движения тазом, гладят тыльную сто-рону ладошек обеих рук, ладошки вверхприставляют к голове, двигая вперёд-назад. |
И лошадка, поросёнок | Шагают на месте, высоко поднимаяколени, движения головой снизу-вверх. |
Нутрия, коза, ягнёнок | Руки на поясе – повороты корпусавлево – вправо. |
Всех животных человек | Идут по кругу, высоко поднимая колени. |
Приручил себе на век. |
Лексические темы | Содержание физкультминутки |
«ИГРУШКИ» |
|
«ДОМ. СЕМЬЯ» |
|
«ДЕТСКИЙ САД. ШКОЛА» |
|
«ОСЕНЬ» |
|
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ» |
7. Ща-ща-ща, ща-ща-ща, (три хлопка). Ходит котик без плаща (шагаем). |
«ОВОЩИ, ФРУКТЫ» |
2. Овощи и фрукты – вкусные продукты. В огороде и в саду для еды я их найду (импровизация). |
«ОДЕЖДА, ОБУВЬ» |
|
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» |
|
«ЧЕЛОВЕК, ЧАСТИ ТЕЛА» |
|
«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ» |
|
«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» |
|
«ЗИМА» |
|
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» |
|
«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ» |
|
«НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА» |
2. Здравствуй, здравствуй, Новый год (хлопаем)! Ёлка в гости к нам придёт (шагаем). Принесёт нам Дед мороз (шагаем) смеха, шуток целый воз (смеёмся)! |
«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА» |
|
«ПОСУДА» |
|
«КВАРТИРА, МЕБЕЛЬ» |
|
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» |
|
«ТРУД ЛЮДЕЙ, ПРОФЕССИИ» |
|
«ГОРОД, СТРОИТЕЛЬСТВО, МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ» |
|
«СПОРТ, ВИДЫ СПОРТА» |
|
«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» «ДЕНЬ ПОБЕДЫ». |
|
«ДЕНЬ 8 МАРТА» |
|
«ВЕСНА» |
|
«РЫБЫ» |
|
«ТРУД КРЕСТЬЯН. С/Х РАБОТЫ» |
|
«ТРАНСПОРТ» |
|
«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН» |
|
«НАСЕКОМЫЕ» |
|
«ВРЕМЕНА ГОДА» |
|
Физкульминутки по лексическим темам Физкультминутка «насекомые»
ФИЗКУЛЬМИНУТКИпо лексическим темам
Физкультминутка
«НАСЕКОМЫЕ»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель - шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Дети «летают», машут руками,
Пожужжали, полетали, жужжат,
От усталости упали. падают.
(Н.Нищева)
Физкультминутка
ОСЕНЬ
Осень, осень, листопад,
Листья жёлтые летят.
(плавным движением перед собой поднять руки вверх, а затем как бы дирижируя ими, постепенно опустить вниз)
Ветер дует, задувает,
(руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно дуть перед собой, не надувая щёк)
Туча солнце закрывает.
(закрыть глаза руками)
Дорждик капает с утра -
(сжать кулаки, выставить из каждого только указательныё палец. Совершать поочерёдные движения кулачками вверх-вниз, показывая, как капают капли дождя)
Очень - грустная пора.
(развести руки в стороны и изобразить на лице грусть)
Физкультминутка
«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»Птички прыгают, летают.
Дети прыгают,
Крошки птички собирают.
«клюют»,
Пёрышки почистили,
Клювики почистили.
изображают,
Птички летают, поют,
машут руками,
Зёрнышки клюют.
наклоняются Физкультминутка
ГРИБЫПо дорожке шли,
маршируют,
Боровик нашли.
наклонились,
Боровик боровой
показали,
В мох укрылся с головой,
руки над головой в «замке»,
Мы его пройти могли -
Хорошо, что тихо шли.
Ходьба в кругу.
(А. Прокофьев)
Физкультминутка
«РАННЯЯ ВЕСНА»
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я - подснежник, ты - вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Дети становятся в круг.
Раз, два, три, четыре –
Раздвигайте круг пошире.
Расходятся.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Бегают
Становитесь в круг опять -
Будем в солнышко играть.
Снова становятся в круг.
Мы - весёлые лучи.
Мы резвы и горячи.
Руки поднять вверх, шевелить пальцами.
Физкультминутка
«ЛЕТО»
По дороге мы идём.
Путь далёк, далёк наш дом.
Дети шагают,
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим.
Садятся,
Мы под дубом полежим.
Полежим, отдохнём.
Ложатся,
Потом дальше пойдём.
Встают и шагают.
Физкультминутка
«ПТИЦЫ»Лебеди летят, крыльями машут.
Дети машут руками,
Прогнулись над водой, качают головой.
Качают головой,
Прямо и гордо умеют держаться.
Распрямляют спину,
Очень бесшумно на воду садятся.
Садятся.
Физкультминутка
«ХЛЕБ»
Едем в поле
Дети встают друг за другом и «едут» в поле на машинах.
На кочку наехали
подпрыгивают
В яму заехали
приседают,
Горки объехали
И на поле приехали.
Делают повороты вправо и влево.
Физкультминутка
«ЯГОДЫ»
Мы по лесу шли, шли.
Дети идут,
Землянику нашли.
Сели, съели, дальше пошли.
Садятся, «едят»,
Мы по лесу шли, шли.
Встают, идут дальше,
И малину нашли.
Наклоняются.
Присядем на полянке
И песенку споём.
Садятся.
Физкультминутка
ПОСУДАВот большой стеклянный чайник,
Очень важный как начальник.
Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другыя изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Приседают, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки,
Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принёс.
Делают большой круг.
(Н. Нищева)
Физкультминутка
ТРАНСПОРТМы в автобус дружно сели
Дети садятся,
И в окошко посмотрели.
смотрят по сторонам,
Наш шофёр педаль нажал,
«нажимают» на педаль,
И автобус побежал.
убегают.
Физкультминутка
«День защитника Отечества»-На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри - не упади.
Дети стоят на правой ноге.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Стоят на левой ноге.
Раз, два - дружно в ногу.
Три, четыре - твёрже шаг.
Шагают.
Физкультминутка
«ЧУДЕСНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ»
Дилы-дилы-дилы -
появились крокодилы.
Дети изображают дремлющего крокодила.
Моты-моты-моты -
появились бегемоты.
Показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты.
Афы-афы-афы -
жуют листики жирафы.
Дети тянутся вверх, изображая жирафоф.
Ны-ны-ны -
водой брызгают слоны.
Надувают щёки, как бы набирая воду, затем, брызгают.
Яны-яны-яны -
по веткам скачут обезьяны.
Дети изображают скачущих обезьян.
Физкультминутка
«8 МАРТА»Мы стираем, мы стираем,
Полоскаем, полоскаем.
Мы бельё прополоскали
И не капли не устали,
Имитация движения стирки и полоскания.
А теперь его отжали,
Движения отжимания,
Стряхнули и повесили.
Стряхивания и развешивания.
Физкультминутка
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»Птички прыгают, летают,
Дети прыгают, «летают»,
Птички прыгают, поют,
«поют»,
Птички крошки собирают.
«собирают»,
Зёрнышки клюют.
«клюют»,
Пёрышки почистили,
Пёрышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили,
«чистят».
Дальше полетели
И на место сели.
«улетают», садятся.
Физкультминутка
«ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»Снег, снег, белый снег.
Осыпает он нас всех.
Дети машут руками перед собой.
Дети все на лыжи встали
«встают» на лыжи,
И по снегу побежали.
«бегут»
Сегодня из снежного мокрого кома
Дети идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком.
Мы снежную бабу слепили у дома.
Рисуют руками в воздухе три круга.
Стоит баба у самых ворот.
Никто не пройдёт, никто не пройдёт.
Грозят указательными пальчиками.
Знакома она уже всей детворе.
А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».
Идут по кругу.
Физкультминутка «ОСЕНЬ»Листья осенние тихо кружатся,
Кружатся на пальчиках, руки в стороны,
Листья к нам под ноги тихо ложатся
приседают,
И под ногами шуршат, шелестят,
движения руками вправо-влево,
Будто опять закружиться хотят.
Поднимаются, кружатся.
Физкультминутка «ЗИМА»Выпал первый снежок.
Соберёмся мы в кружок.
Дети становятся в круг.
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех.
Машут руками перед собой.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши.
«ловят»
Руки в стороны, по швам -
разводят руки в сторону,
Снега хватит нам и вам.
Опускают по швам.
Физкультминутка
ФРУКТЫБудем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:
Дети маршируют, образуют круг,
Будем яблоки крошить,
«крошат»
Грушу будем мы рубить.
«рубят»
Отожмём лимонный сок,
«отжимают»
Слив положим и песок.
«кладут»
Варим, варим мы компот.
«помешивают»
Угостить честной народ.
хлопают в ладоши.
(Н. Нищева)
Физкультминутка ДЕРЕВЬЯМы вокруг берёзы
Весело пойдём,
Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем,
поднимают,
Покружимся слегка.
кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака.
делают движения подбрасывания.
Речь с движением
Мы охотимся на льва
Дети стоят по кругу вместе с педагогом.
Мы охотимся на льва. – дети повторяют слова
Не боимся мы его. – вертят головой
- У нас длинное ружьё… - одну руку вытянуть вперёд
- И калёный меч. – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте
- Ой! А что это? – раскрытую ладонь приставить козырьком ко лбу
- А впереди озеро! – разводят руки в стороны
- Под ним не проползёшь… - обе руки опустить вниз ладонями
- Над ним не пролетишь… - обе руки поднимают вверх, вниз ладонями
- Его не обойдёшь…- разводят руки в стороны, перебирая указательным и средним пальцами
- Дорога напрямик! – указывают рукой вперёд
- И по озеру: «Буль-буль-буль!» – делают руками плавательные движения
Далее дети встречают на дороге болото, горы, лес.
- По горам: «Хоп-хоп!» - делают движения, будто лезут по горам
- По болоту: «Чвак-чвак-чвак!» - руками и ногами изображают как тяжело ходить по болоту
- По лесу: «Хр-хр-хр!» -высоко поднимают ноги и раздвигают перед собой ветки, идут «по лесной чаще»
МАССАЖ и САМОМАССАЖ Речь с движением
«Как на тоненький ледок»
- Как на тоненький ледок (идём медленно, высоко поднимаем колени на каждый слог)
- Выпал беленький снежок.
- Выпал беленький снежок,
- (шаг ускоряем)
- Ехал Ванечка-дружок.
- Ехал Ваня, поспешал.
- (подскоки)
- Со добра коня упал.
- Он упал и лежит
- Никто к Ване не бежит.
- (падаем на пол и, лёжа замираем, расслабляемся на 10-15 сек)
- Две подружки увидали
- Прямо к Ване подбежали.
- (садимся, подставляя ладони ко лбу, смотрим как бы под козырёк)
- На коня Ваню сажали.
- (встаём, берём за уздечку «лошадку»)
- В путь-дорогу провожали.
- Как поедешь ты, Иван
- Не смотри по сторонам!
- (грозим друг другу пальцем)
- А смотри под ножки
- На белые дорожки!
- (обеими руками показывают под ноги)
Развитие плавного и длительного выдоха, закрепление правильной артикуляции звука [у].
Упражнение «Вьюга»
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабою Ягой. Воет вьюга: «з-з-з-з».
Застонал лес от вьюги: «м-м-м-м». (тихо, высоким голосом).
Тяжело стонут дубы: «м-м-м-м» (громко, низким голосом).
Стонут берёзы: «м-м-м-м». (тихо, высоким голосом).
Шумят ели «ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюга: «с-с-с-с».
Закрепление понятий «тихо», «громко».
Оздоровительный массаж всего тела
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потёрли руки,
А затем ладошкой в лоб -
Хлоп-хлоп-хлоп.
Щёки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем.
Ну-ка, дружно, не зевать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок.
А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
Постучим и тут и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу,
Чуть нагнулись, ровно дышим,
Хлопаем как можно выше.
(выполняются быстрые частые хлопки на соответствующие слова)
Речь с движением
ИППОДРОМ
Играющие сидят на стульях, спины держат прямо, руки лежат на коленях.
Педагог: Вы знаете, что такое «ипподром»? (объяснить) Давайте представим, что мы на ипподроме. Далее педагог читает текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Лошадки стоят на старте.
(дети сидят на стульях, руки лежат на коленях)
Лошадки скачут.
(дети хлопают ладошами по коленям и щёлкают языком)
Лошадки перепрыгиваю через барьер.
(- «Ап!» - один хлопок по коленям обеими руками)
Лошадки перепрыгивают через двойной барьер. (- «Ап! Ап!» - два хлопка по коленям обеими руками)
Лошадки скачут по песку.
(потирают ладонями и произносят «Шур! Шур! Шур!»)
Лошадки скачут по камушкам.
(- «А-а-а!» - кулачками стучат по груди)
Лошадки скачут по болоту. (- «Чвак! Чвак! Чвак!» - хлопки ладонями по коленям)
Лошадки скачут мимо трибуны девочек.
(- «А-а-а!» - кричат девочки)
Лошадки скачут мимо трибуны мальчиков.
(- «А-а-а!» - кричат мальчики)
Лошадки приближаются к финишу.
(дети хлопают ладонями по коленкам и щёлкают языком с убыстрением темпа)
Лошадки прибыли к финишу.
(- «Ух!» - выдохнуть воздух)
Поздравляю вас! Вы все вместе пришли к финишу! – все хлопают в ладоши.
Игры и упражнения на развитие чувства ритма
«Барыня»
Делимся на три команды, у каждой команды своя партия. Я буду дирижёром. На какую команду покажет дирижёр, та и должна петь свою партию и выполнять движения
1-я команда: - В ступе пряники толчёны. – кулачком стучать о кулачок.
2-я команда: - В бане веники мочёны. – руками изображать, как парятся вениками в бане.
3-я команда: - Барыня, барына,
Сударыня-барыня! – пританцовывать на месте, руки сложить полочкой.
«Тропический ливень»
Дети стоят в кругу. Ведущий в центре круга показывает движения, при этом медленно поворачивается на месте. Повторяет движения тот, на кого ведущий посмотрит.
Примеры движений:
-щелчки;
-хлопки двумя пальцами одной руки по ладони другой руки;
- хлопки двумя ладонями;
- потирание ладоней друг о друга;
- топанье ногами…
Упражнение с палочками-стучалочками
(ножка, как занавес, раскрылись - вжик-вжик)
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали.
(по очереди стучат палочками по полу)
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали.
(стучат палочками друг о друга)
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали.
(стучат «шляпками» друг о друга)
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали.
(друг о друга)
Мы плясали (одновременно по полу)
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали.
(катать палочки по полу ладонями)
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали.
игра "ДОЖДИК"
Начался дождь -
Указательный палец одной руки постукивает по ладони другой руки
Дождь усиливается, усиливается, усиливается... -
добавляется: стучат по очереди - второй, третий, четвёртый палец
Пошёл сильный ливень -
хлопки двумя ладонями
Загремел гром... -
к хлопкам добавляется топание ногами
Гром затихает...
А дождик всё идёт и идёт... -
остаются только хлопки, без топота
Дождик становится всё меньше, меньше, меньше -
стучат по ладошке сначала четыре пальца, затем три, два, один
И совсем закончился
edu.likenul.com