Хлеб как смысл жизни. Это хлеб


"Хлеб – это жизнь!"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • расширить знания учащихся о производстве хлеба
  • познакомить с историческими  фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей во время блокады Ленинграда
  • развивать способность сочувствовать, сопереживать
  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.

Оборудование:

Ход мероприятия

[Звучит песня в исполнении Г. Белова «Шумят хлеба»]

Слайд 1  

 - Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром человек создал пословицы: «Хлеб – это жизнь», «Земля – матушка, а хлеб - батюшка», «Без золота проживёшь, а без хлеба нет».

   Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной ценности хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить зерно, собрать, обмолотить, выпечь хлеб.

1. Так повелось на моей земле: Из года в год, из рода в род — веками Тот хлеб, что в каждом доме на столе, Согрет был человечьими руками. 2. Он их теплом, он их добром пропах И песней той, что жаворонком спета Под синим небом в золотых хлебах, В июльский полдень солнечного лета. 3. Пройдется пахарь утром по жнивью И сыну, указав рукой на поле, Негромко молвит: поклонись ему, Как матери, как нашей общей доле. 4. Ты вырастешь и через много лет Опять сюда вернешься на рассвете И скажешь: «Ничего дороже нет, Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

- Хлеб — сколько труда затрачено, прежде чем он попал к нам на стол. Сколько бессонных ночей стоит за этим словом, сколько пролито пота, сколько  вложено  любви. Еще издавна люди относились с огромным ува­жением к хлебу. Нет в доме хлеба, и есть нечего. Он самый  главный  наш  продукт,  наше богатство.

Слайд 2

- На Руси к хлебу всегда относились с благоговением. Традиция русского народа встречать гостей хлебом-солью,  это символ гостеприимства и доброго расположения.

1.  Нужны нам мясо и фрукты… Однако коль строго судить, Жить можно без многих продуктов – Без хлеба вовек не прожить. Всему голова и основа, В нём труд хлеборобов и пот И хлебушком – ласковым словом – Зовёт его часто народ. Какое без хлеба застолье? Ещё с незапамятных дней Не зря на Руси хлебом – солью Встречают желанных гостей.

- А знаете ли вы ребята, откуда берётся  хлеб на нашем столе?

Слайд 3

1. Что стучите, мастера, золотые руки? Чиним, чиним трактора, Точим, точим плуги. Агроном в белом халате Проверяет семена. На дворе у нас весна! 2. Агроном сказал: «Пора! Заводите трактора!» Трактора выходят в поле, Тянут плуги на прицепе. Режьте плуги, как ножом, Сочный, жирный чернозём! Гребнем частым, борона, Расчеши земельку! Приготовим для зерна Мягкую постельку! 3. Сеял сеятель старинный, Из лукошка – решета. Нынче сеялка – машина Этим делом занята. Роет борозды проворно, В них закладывает зёрна. 4. Хлебное поле большое, как море — Не сосчитаешь колосьев на нем, В дружном дозоре, в почетном дозоре Каждое зернышко мы бережем. 5. Выплывают в степь комбайны, Словно в море корабли, Льётся тёплая пшеница В кузов ЗИЛа до  зари.

Слайд 4

6. И везут машины зерно в особые хранилища – элеваторы. Там хранят по нескольку месяцев. Зерно сохраняют от холода, от сырости, от вредных жучков. Из элеватора попадает зерно в цеха мельзавода, там, где мелят зёрна. Получается мука.

7. На хлебозаводы, на кондитерские и макаронные фабрики её доставляют на огромных грузовиках – муковозах. На хлебозаводе всё делает машина: и муку засыпает и воду подаёт и тесто замешивает. Затем делительная машина отхватывает от теста равные куски, и они попадают в круглый жёлоб. Там он крутится как в карусели, получается шарик из теста. Дальше – в печь. Выпекается чудесная булочка. А пекарь следит, чтобы все машины работали исправно.

Слайд 5

- У народа есть слова: Хлеб — всей жизни  голова. Дорого,   любо   кормилица-нива Видеть,  как ты  колосишься  красиво, Как ты янтарным зерном  налита Гордо стоишь,  высока и густа. Что я хочу?  Чтобы  сады Давали  дважды  в  год  плоды. Чтоб от макушки до земли Колосья  в зернах сплошь  росли. Ветерок спросил пролетая: «Отчего ты,  рожь, золотая?» А в ответ колоски шелестят: «Золотые руки  нас растят». К хлебу все имеет отношенье. Русский хлеб причастен  ко всему: К дружбе наций, спутников движенью, К миру,  к правде,  к счастью твоему.

Слайд 6

- Начиная с ранней весны до уборочной по­ры, с раннего утра и до позднего вечера тру­дятся хлеборобы, чтобы вырастить море таких колосков. Люди борются за хлеб с засухой, с непогодой, не жалея сил, здоровья, а порой и жизни. В убо­рочную пору круглые сутки работают на полях комбайны, машины, чтобы убрать весь уро­жай до последнего зернышка.

- Нелегок труд землепашца. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бро­сит где попало недоеденный кусок.

-  Из одного зернышка пшеницы можно получить 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпеч­ки одного батона нужно более 10 тысяч зерен.

Слайд 7

1.  Говорила бабушка, Мама говорила: - Хлеб — наше богатство, В хлебе - наша сила. Но мальчишки  в школе С этим не считаются И в столовой корками Хлебными  бросаются. А я корку хлеба Ни за что не брошу, Потому что хлеб наш Вкусный  и  хороший, Потому что много Стоило труда, Чтобы хлеб наш  вкусный Был у нас всегда!

- В истории нашей страны было  время, когда людям  не хватало хлеба. Его приходи­лось отбирать для народа у ее врагов с оружием в руках. Во время Великой Отечественной войны в осаждённом немцами Ленинграде дневная норма хлеба одного человека была равна 125 граммам.

Слайд 8

1. В дыму Ленинградское  небо, Но  горше смертельных  ран Тяжелого хлеба, Блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм! В  годы  тягот  и  лишений Новый  мир  мужал  и  креп, Шел народ в огне сражений За свободу и за хлеб. Значит правильны  слова: «Хлеб - всей жизни голова!»

Слайд 9

- Для того чтобы жителям блокадного Ленинграда доставить хлеб в зимнее время года, когда Ладожское озеро, разделяющее город от линии фронта, замерзало, была создана «дорога жизни». По льду жителям осаждённого города доставляли хлеб.

- В это тяжелое  время ленинградцы продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе.

- Для получения хлеба ленинградцам выдавались специальные карточки хлеба.

Слайд 10

- С помощью такой карточки человек мог получать каждый день 125 грамм хлеба. Как мал был этот кусочек жизни, вселявший надежду жителям блокадного Ленинграда.

[Звучит песня «Баллада о ледовой трассе» Э. Хиль]

 Я    о    России, не о хлебе... Война ломилась в отчий край. Единственный, как солнце в небе, Лежал на блюде каравай. Он выпекался из пайковой, С древесной примесью муки. А мать неспешно и сурово Его делила на куски. Той справедливой мерой с нею Никто сравниться бы не смог: Кто был слабей — тому сытнее И толще резала кусок. Как хлеба ни было бы мало, О всех заботясь и скорбя, Мать никого не обделяла, За исключением себя...

Слайд 11

- Закончилось время страданий и голода. Страна начала развиваться. С каждым годом в СССР увеличивался урожай зерна. На хлебозаводах производили всё больше и больше различных хлебобулочных изделий.

Слайд 12

- Наша Курганская область всеми силами помогала стране увеличивать урожаи год от года. Самым известным хлеборобом на нашей  Курганской земле, является Терентий Семёнович Мальцев.

Слайд 13

[Показ отрывка из фильма «65 лет Курганской области»]

Слайд 14

-  50 лет назад 30 октября 1959 года был издан приказ: за выдающиеся успехи в увеличении производства зерна и успешное выполнение обязательств по продаже хлеба государству Курганская область была награждена орденом Ленина.

[Звучит песня О. Воронец «Хлеб -  всему голова», показ слайдов к песне]

Слайд 15

- Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей род­ной  земли,  судьбы   многих  людей,   их  неустанный ТРУД. «Мама», «хлеб», «Родина» — это одни из са­мых святых слов для человека. Каждый из нас должен помнить всегда – иметь хлеб на столе – большое счастье!

- Поклонимся же хлеборобу и будем честны и совестливы перед его великим скромным подвигом. Перед тем как выйти из булочной, держа в руках тёплый хлеб, ещё и ещё раз вспомним с благоговейным и сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших его к нам на стол.

Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол, Туда сюда гоняли булку. И забивали ею гол. Шёл мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул, И на ребят почти не глядя К той булке руку протянул. Потом насупившись сердито, Он долго пыль с неё сдувал И вдруг спокойно и открыто При всех её поцеловал. - Вы кто такой? – спросили дети, Забыв на время про футбол. -  Я пекарь – человек ответил. И с булкой медленно ушёл. И это словно пахло хлебом, И той особой теплотой, Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.

Рефлексия

- Ребята, сегодня вы много услышали о хлебе: о том как он попадает к нам на стол, о том, как  надо беречь хлеб и уважать труд людей, которые его выращивают.

- А как вы умеете беречь хлеб? Сейчас мы посмотрим.

- На доске вы видите колосок, но в этом колоске нет зёрнышек. Нам необходимо заполнить его. У каждой группы на столах лежат зёрнышки. На этих зёрнах каждая группа должна написать ответ на вопрос: «Как вы бережёте хлеб?». И прикрепить свои ответы к нашему колоску.

 [Ребята выполняют задание]

- Давайте же посмотрим,  как вы умеете бережно относиться к хлебу и что вы для этого делаете?

[Читаю предложения на зёрнах]

- Я вижу, что вы умеете беречь хлеб. Никогда не забывайте,  сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба. Берегите хлеб, ведь ХЛЕБ – это жизнь!

Литература

1. Алексеев М. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе.» Москва. Изд. «Детская литература», 1980г.

2. Белахова М. «Как хлеб на стол пришёл.» Москва, Изд. «Дет. литература», 1955г.

3. История родного края. Учебное пособие для учащихся 7-10 класса школ Курганской области. Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство 1975 год.

4. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшённую»,Москва, Изд. «Малыш», 1983г.

5. Кузьмин Л. «Заветное дело».Москва, Изд. «Малыш», 1984г.

6. Меркульева К. «Земля – кормилица.» Ленинград, Изд. «Дет. литература». 1958г.

7. Пальман В. «Улыбка богини Деметры», Москва, Изд. «Дет. литература», 1986г.

8. Патт В.А. «Наш хлеб» – Москва. Изд. «Лёгкая и пищевая промышленность», 1984г.

9. Степаненко В. «Хлеб», Москва, Изд. «Агропромиздат», 1989г.

10. «Служу тебе, земля: фотоальбом» / под ред. Матвеева П.А., - Москава. Изд. «Плакат»1987г

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Хлеб как смысл жизни - ЭкспертРУ

Оказывается, яблоко тут ни при чем. Хлеб — вот чем Ева соблазнила Адама. Все начиналось намного сложнее, чем банальное воровство яблок в райском саду, и «древо познания» — это, по одной из версий, пшеница, которая в те времена была «как кедры ливанские». Мы-то, конечно, давно предпочитаем колбасу, хотя и помним, что «хлеб всему голова». О том, почему это так, каким образом буханка является мерилом сакрального и как пористый мякиш связан с сексуальными переживаниями человечества, «Русский репортер» поговорил с Агвидором Шинаном, литературоведом, библеистом и профессором Еврейского университета в Иерусалиме, которого проект «Эшколот» пригласил с лекциями в Москву

Почему выбор пал именно на хлеб? Почему не на мясо?

Хлеб — это первый продукт, который человек начал готовить самостоятельно. Кроме того, люди были удивлены почти алхимическим превращением муки и воды. Это — первый акт творчества. Конечно, кроме хлеба люди собирали плоды, убивали животных и ели мясо. Но и то и другое не изменялось, фрукт оставался фруктом, а мясо — мясом. Хлеб — нечто другое, он «зреет», «рождается», и мы получаем продукт, не похожий на первоначальные ингредиенты. Возможно, центральное место хлеба связано также с его питательными свойствами, но об этом лучше рассказал бы диетолог.

А где граница этого понятия? Пицца — это хлеб или уже нет? А пельмени?

Здесь есть два аспекта. Технический: все, что из злаков, — хлеб. И идеологический, который связан, скорее, с «чистотой» хлеба. С технической точки зрения все просто: это вопрос пропорции. Если блюдо, скажем, на десять процентов из муки и воды и на девяносто — из какой-то начинки, то это не хлеб, а если большая часть из теста — записываем в хлеб. Что же касается содержания, тут сложнее… Я покажу на примере: у нас тут в вазочке два вида печенья, видите? Вот это — просто сладости, потому что тут основное содержание в глазировке и присыпке. А вот крекер… тут можно спорить, но по содержанию он ближе к хлебу: мука, соль, вода — это обязательные компоненты хлеба. Если же вместо воды использовать яблочный сок или что-то другое, будет просто кондитерское изделие.

В еврейской традиции различают два вида хлеба: мезонот — то, что вы бы назвали «хлебобулочными изделиями», и собственно хлеб — хала. Это два совершенно разных продукта, и даже благословения на них произносятся разные. Хлеб, благословляемый словами «который Ты выводишь из земли», может состоять только из тех злаков, которые признаны хлебными, — пшеницы, ячменя, ржи, гречки… Все остальное — ни кукурузный, ни рисовый — хлебом считаться не может.

Но чем же рис хуже гречки?

Ничем. Если рассуждать с точки зрения исторической, вероятно, в древней еврейской культуре не было риса, и в «основной список» попали знакомые и привычные злаки. Но, быть может, есть и технологические проблемы при выпекании хлеба из других злаков. Неизвестно, например, так ли легко контактирует с дрожжами, скажем, рис.

Как далеко распространяется ареал хлеба как главного продукта? Есть ли что-то подобное в других культурах — индийской, латиноамериканской, арабской?

Не во всех культурах главную роль играет именно хлеб. В дальневосточных культурах это рис, в других может быть кукуруза… Даже если говорить именно о выпечке, во многих культурах это особенный хлеб: мы знаем итальянскую фокаччу, арабскую питу. У евреев это хала. В Перу же, к примеру, хлеб пекут из картофеля, а в Шри-Ланке вообще не пекут, а жарят на сковородке… Тем не менее почти у каждого народа основное блюдо — это углеводы.

И все же картофельные лепешки при всей экзотичности не являются сакральным продуктом. Это характерно только для авраамических религий?

Пожалуй… Но вообще-то различают три авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам. В первых двух традиция хлеба как чуда и сакрального продукта соблюдена в полной мере, более того, хлеб выступает посредником между Богом и людьми. В исламе такого нет.

А вот в СССР Бога «запретили», но хлеб был по-прежнему «всему голова»…

Дело в том, что хлеб как религиозная практика настолько глубоко укоренился в душе человека, и это настолько естественно, что даже не осознается и, видимо, сохраняется гораздо дольше, чем другие религиозные практики. Кстати, я думаю, что большевики вполне осознанно использовали этот символ для формирования своей новой «религии». Помните, как звучал один из первых плакатов-лозунгов еще 20-х годов? «Мир! Земля! Хлеб!»

«Хлеб — это соотношение сакрального и секулярного в обществе. Сейчас хлеб утрачивает свой сакральный смысл. Общество становится более светским»

Однако в советской истории хлеб часто выступал в довольно жестком образе — взять ту же ленинградскую блокадную пайку в 125 граммов пополам с опилками. И всегда, когда речь шла о голодной смерти, рефреном звучало «последний кусок хлеба». Не «ложка каши», не «яблоко», не «картошка», не «колбаса»… Почему?

Вы правы, у хлеба среди прочих смыслов есть и этот — трагический. Хлеб всегда, в любом обществе, в том числе безбожном, был больше чем просто еда. Хлеб означал жизнь. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» — думаю, даже атеисты слышали эти слова. А уж в том, что все атеисты были знакомы с символикой хлеба фронтового, блокадного, сомнений нет. Одно это внушало трепет и почтение к куску обычного батона. Израильтяне не знали Ленинградской блокады, но у тех из них, кто пережил Вторую мировую войну и побывал в концлагерях, тоже особые отношения с хлебом. У меня есть друг — коллега, профессор, уважаемый человек, он выжил в концлагере и сейчас читает лекции в университете, но не может выйти из дома, если у него в кармане нет кусочка хлеба. Он сам про себя говорит: «Это ненормально, у меня давно уже много еды. Но мне физически плохо, у меня начинается паника, если в кармане моих брюк не лежит кусок хлеба». Да и в Библии самая страшная кара выражалась через хлеб: в книге Левит описано, как Бог, грозя покарать народ Израиля, обещает послать различные кары, и перед самой страшной угрозой — что люди будут «есть плоть сыновей» — идут такие слова: «Когда сокрушу вам опору хлебную, и печь будут десять женщин хлеб ваш в одной печи и возвращать будут хлеб ваш по весу; и бу­дете есть и не насытитесь». Это звучит как самое страшное проклятие. «Хлебная опора» рассматривается как опора человеческого общества, после разрушения которой — все, каннибализм.

С хлебом в Библии часто связаны чудеса…

И самое известное из них — манна небесная. Это метафора дара, спасения. В Священном Писании мотив чудесного умножения хлебов и спасения через хлеб проходит красной нитью: пророк Илия накормил небольшим количеством хлеба много народа, то же самое повторил пророк Елисей — двадцатью ячменными хлебами сто человек насытил. Затем история про Иисуса из Назарета — у него тоже хлеба и рыба, на берегу озера Кинерет в честь этого события стоит сейчас Церковь преумножения хлебов и рыб. Руфи, которая собирала колоски, горстки зерен хватило, чтобы накормить всех домочадцев. Есть еще одна история, менее популярная, — про жену рабби Ханины, которой не из чего было печь хлеб к субботе, и, чтобы не позориться своей бедностью перед соседями, она клала в печь дымящую головню, дабы имитировать «процесс». Однако у этой праведной женщины была нехорошая соседка, которая однажды подумала: «Знаю ведь я, что нет у них ничего. Пойду-ка погляжу, с чего это дым из трубы идет?» Пришла и начала стучать в дверь. От стыда за свою бедность жена рабби скрылась в другую комнату, и в это время произошло чудо: соседка, войдя, нашла печь полною хлебами, а квашню — тестом.

В своей лекции вы говорили, что хлеб выступает метафорой в самых необычных ситуациях, в том числе в сексуальных отношениях. Хлеб символизирует тело?

Хлеб символизирует женщину. Тут нужно понимать, что в еврейской культуре принято иносказание. О многих вещах нельзя говорить напрямую. Этот стиль — выражаться с помощью эвфемизмов — развит настолько хорошо, что некоторых слов, например обозначающих гениталии, в иврите просто нет. Если есть медицинская необходимость, используются английские слова. Женщину часто описывают в архитектурных терминах: есть «дверь», есть «второй этаж»… Даже такое сложное и тонкое дело, как родовые схватки, передается образно: это «дверь на петлях, которая туго открывается». Это важно понимать, чтобы разобраться с метафорой сексуальности через хлеб.

Например, однажды у еврейских мудрецов спросили: может ли женатый мужчина, если он находится в пути, останавливаться на постоялом дворе, где ночуют также и женщины, — раньше ведь не было отдельных гостиничных номеров, все спали в общей зале. На что мудрецы ответили: мол, если он путешествует с женой, вопросов нет, если же один — это никуда не годится. Но говорили они, конечно, не такими словами. Они сказали буквально следующее: «Человек, у которого есть в кармане собственная краюха хлеба, не похож на того, у которого своей краюхи хлеба нет». И все поняли, что это значит.

Женщина как «хлеб» и отношения с женщиной в выражении «есть хлеб» встречаются в Священном Писании довольно часто. Вот известная история: Иосиф, которого купил египтянин Потифар, царедворец, стал правой рукой своего хозяина: тот видел, что с Иосифом благословение Божье и все дела ему удаются. «И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем», — говорит стих 6 из 39-й главы книги Бытия. А далее случилось вот что: жена Потифара стала приставать к Иосифу. Что же ответил ей Иосиф? «Нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» Понимаете? Потифар «оставил себе только хлеб», и этот «хлеб» означал жену.

Еще один фрагмент, это иллюстрирующий, повествует о том, как один женатый мужчина влюбился в женщину, стал ее добиваться и назначил ей ночью свидание, а та пошла к его жене и все рассказала. Жена под покровом ночи сама явилась мужу, мужчина же, не разобрав, кто здесь кто, овладел ею. Но после сразу раскаялся и стал молить о смерти. На что жена ему ответила, открывшись: «Успокойся, от своего хлеба ты ел».

Дело в том, что все эти тексты писались мужчинами, и женщина рассматривалась как базовая потребность мужчины. Как хлеб. У меня есть еще одна гипотеза, связывающая хлеб и женское тело, — это дрожжи. Так же, как тесто пухнет на дрожжах, растет тело женщины во время беременности. И так же в результате мы имеем нечто новое, то, чего не было раньше.

Вы много приводите цитат из Священного Писания. А какая вам ближе всего?

Это самое первое упоминание: «В поте лица своего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Я люблю ее за парадоксальность. Я на лекции приводил пример с дрожжами, которые всегда считались символом зла: они бродят, раздуваются, лишают спокойствия и порядка — но без них не получится хлеба. Тут точно такой же парадокс. На первый взгляд напутствие Господа кажется проклятием, но на самом деле это благословение. «В поте лица своего» — то есть через труд. Именно труд, дело, которым мы занимаемся, дает нам возможность реализоваться, дает нам смысл жизни. И кроме того, тот «хлеб», те результаты, которые мы получаем, когда трудимся, мы ценим гораздо больше. Там есть еще — прежде «хлеба» — такие слова: «Терния и волчцы произрастит она (земля) тебе; и будешь питаться полевою травою». Мы можем только строить догадки, но Адам, видимо, возмутился: он ведь не животное, чтобы питаться колючками. И тогда получил то, что его всегда от животного отличало: хлеб и труд. И таким образом человек стал сотрудником Бога. Он сам стал творить свой хлеб, свою еду, он стал причастен творчеству.

Можем ли мы представить себе трапезу человека древнего мира?

Давайте попробуем. Древние люди ели два раза в день — утром и вечером. В еврейском мире элита ела так же, как греки: хозяин дома возлежал на ложе, опершись на левую руку. Конечно, никто не мог приступить к трапезе, пока он не начнет есть. Место принятия пищи было отгорожено шторкой. Если она приоткрыта — значит, гости еще могут присоединиться к трапезе, если нет — значит, поздно: ужин уже начался, опаздывать было нельзя.

Центральное место на столе занимал хлеб, к нему подавались закуски. Над хлебом нельзя было проносить стакан с водой или вином, если его нужно было передать соседу. Это правило было связано с запретом выбрасывать хлеб: если случайно пролить на него напиток, хлеб мог быть испорчен. Первый ломоть отламывал хозяин и обязательно макал в соль или соленую воду. Ели руками. Но при этом облизывать пальцы считалось неприличным. Кстати, интересная параллель с современной традицией: господа не доедали все со своих тарелок, а оставляли слугам — в качестве «чаевых».

С тех пор прошло много веков, менялась роль хлеба в обществе, менялось отно­шение к нему… Может ли хлеб, будучи «сверхпродуктом», служить неким маркером того, как меняется общество?

Думаю, да. В первую очередь это соотношение сакрального и секулярного в обществе. Сейчас хлеб в общем своем значении утрачивает сакральный смысл. Общество становится более светским. Кроме того, хлеб может быть маркером социальных расслоений. Например, для бедных людей он наверняка по-преж­нему остается основной едой, недаром в Израиле государство дотирует этот продукт. Да и в России он относится к стратегическим. Вторая категория граждан — прямо противоположная. Это очень хорошо обеспеченные люди, которые отказались от хлеба в его привычном понимании, но возвращаются к хлебу как к дорогому продукту. Они покупают хлеб — с изюмом, зернами, оливками — в хлебных бутиках. В рамках этого течения хлеб становится арт-объектом: есть выставки, посвященные хлебу, он на облож­ках журналов. Есть и «середина» — те, кто уже не воспринимает хлеб как основной продукт, но еще не покупает его как продукт особенный. Эта категория людей ест хлеб в качестве закуски, время от времени.

Многие считают, что хлеб «умер»: он больше не основное блюдо, нет булочных, никто не ходит «за хлебом», в ресторанах его приносят автоматически — как необязательную закуску… При этом есть предприниматели, надеющиеся на «эпоху хлебного возрождения»…

Несмотря на то что в Талмуде сказано: «Только глупцы занимаются пророчеством», — я все же попробую сделать прогноз. Роль хлеба, конечно, меняется, но у него огромный потенциал. И мы, по сути, только открываем его для себя. Это уникальный продукт: он сочетается почти со всеми продуктами и влияет на все органы чувств. Работает все: аромат, вкус, текстура…

А какой хлеб любите лично вы?

Тот, который мне дает жена. Как человек современный, я не считаю, что хлеб — это что-то сакральное само по себе. Но для меня очень важен и наполнен смыслом контекст, в котором вкушается хлеб. Обычно мы покупаем цельнозерновые сорта. Для субботы — халу. А когда я бываю в России, я всегда покупаю черный хлеб. Знаете, такой… очень черный, немного влажный, с кислинкой…

Бородинский?

Именно!

expert.ru

Проект "Хлеб-это жизнь!" | Социальная сеть работников образования

Добрый день!Меня зовут Дедюкин Илья. Я представляю школу №2 р. п. Степное.

Есть в мире ценности, значение которых огромно. Это воздух, земля, солнце и  человеческая жизнь. В этот ряд можно поставить и хлеб .

Значение слова «хлеб» - очень емкое. Хлеб – это и поле пшеницы, и колосья, и просто зерно, и люди, которые его растили..  Наблюдая в школьной столовой за поведением  ребят, за их отношением к хлебу, у меня возник вопрос: «А все ли одноклассники знают,  как хлеб появился? Почему нужно к хлебу относиться с уважением? Почему многие из них не едят его?» Кроме того, мне самому больше захотелось узнать об этом.

                 Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы наше поколение не росли невеждами.  Я считаю, что любви и уважению к хлебу нужно учить с детства семье,. Нравственное отношение к хлебу - отношение бережное. А  я нередко наблюдаю картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике.

    Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу.

Цель работы: определить значимость хлеба в жизни человека

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить культуру потребления хлеба;

- выявить отношение к хлебу одноклассников.  

Хлеб — один из старейших продуктов, появившийся ещё в Неолите.  Считается, что впервые хлеб появился больше пятнадцати тысяч лет назад! Однажды люди заметили, что из брошенного в землю зернышка вырастает колосок, на котором таких зернышек уже несколько. Долго люди ели зерна сырыми, потом научились растирать их между камнями и варить. Первый хлеб был похож на жидкую кашу. Однажды, часть ее вылилась на раскаленные камни и превратилась в румяную лепешку. Лепешка приятно пахла, аппетитно выглядела и оказалась очень вкусной, и человек, не задумываясь, стал теперь хлеб выпекать.  Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.

Как известно в древние времена выпекали только пресный хлеб, так было до тех пор, пока у одного раба в древнем Египте по неосторожности не скисло тесто. Боясь наказания за оплошность, он рискнул испечь лепешки из скисшего теста, и остался весьма доволен результатом. С тех пор стали выпекать тесто на закваске, а  в последствии, и с применением дрожжей.

Первая гильдия пекарей была основана в Риме в 168 г. до н.э. ремесла. Профессия пекаря была почитаема и уважаема.[1] 

Кстати, спор о том, какой хлеб лучше, черный или белый, тоже совсем не нов, еще древние греки и римляне, для которых хлеб являлся одним из основных продуктов питания,  устраивали дискуссии о том, что же предпочтительнее, рожь или пшеница.

Существовали  различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу.  Вот некоторые из них:

- Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

- Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

- Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Люди едят хлеб каждый день, и он им не надоедает.

Хлеб…наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда…

          Люди долго не могли дать ответ, почему? Оказывается,  потому что помимо своих замечательных вкусовых и питательных качеств, в хлебе содержится большое количество  микроэлементов и витаминов, которые весьма полезны для нашего организма, особенно для пищеварения.

  Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 500г. хлеба, а при тяжелой работе - 800г

Хлеб бывает белый и ржаной. Белый хлеб пекут из очищенной муки, в процессе ее изготовления от зерен отделяются оболочки и зародыши (отруби). Поэтому белый хлеб хранится дольше (отруби быстро окисляются и портят муку) и имеет более однородный вкус. Считается, что он менее полезен, чем ржаной, ведь клетчатки в нем очень мало, как и прочих ценных веществ. К примеру, железа в ржаном хлебе в 4 раза больше, чем в белом.

        На обед вместе с горячим блюдом съешьте кусочек ржаного хлеба, он поможет пище усвоиться. Хлеб должен быть: ровный, без трещин, надрывов; естественного цвета: для ржаных сортов – темно-коричневый, для булочных изделий – золотистый.

        От хлеба невозможно потолстеть, если употреблять его в меру.     Толстеют не от хлеба, толстеют от добавок: слишком много бутербродов с маслом, сыром, колбасой,  от свежих булочек, сдобы с добавками, пирожных и печенья. Это не продукты нас портят, это мы их портим, украшая хлеб добавками.

Как же люди относились к хлебу? Настоящую цену хлеба знают наши бабушки и дедушки.

Мы очень часто  бываем в нашем школьном музее. Руководитель музея, Эльвира Васильевна Кульгина, рассказывала нам, как люди в войну относились к хлебу, что такое хлебные карточки. Чтобы получить по ним хлеб, люди стояли в очереди целыми ночами. Ветераны ещё помнят  вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. На фронт во время войны призывали и колхозников. В деревнях остались женщины, старики, дети. Вот они и выращивали хлеб.

Зная отношение людей к хлебу в трудное время их жизни, я задумался, а почему в настоящее время многие перестали ценить хлеб? И так ли это?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, я провел исследование на основе составленной анкеты.

В опросе приняли участие 25 обучающихся 3-а класса вместе со своими семьями.

             Как показывают результаты проведённого исследования на основе составленной анкеты:

1. Все учащиеся нашего класса любят хлеб.

2. Употребляют его несколько раз в день.

3. Белый хлеб является наиболее любимым у ребят.  

4. Больше половины ребят считает, что хлеб является полезным продуктом.

5. Некоторое из опрошенных признались в том, что они не доедают кусочки хлеба.

Мы подсчитали, что если каждый учащийся нашего класса в день не доест хотя бы 10г хлеба, то в целом это составит 240г  хлеба в сутки и почти 88кг в год.

Меня заинтересовал вопрос об употреблении хлебобулочных изделий в р.п. Степное. В магазине «Магнит» я насчитал 52 сорта различной продукции.

Мне стало интересно, а сколько изделий из хлеба покупают жители нашего поселка. Обратившись к директору «Магнита» я выяснил, что хлеб в магазин доставляют из г.Энгельса и г.Саратов. таких магазинов у нас четыре, следовательно, в месяц магазины реализуют 67000 хлебобулочных изделий.

Я продолжил свое исследование, обратившись в экономический отдел районной администрации. Мне дали информацию, что в нашем поселке 6 пекарен. В месяц они выпекают 15 тонн хлеба. Интересно, а сколько же это в масштабах страны?

 Мы выяснили, что хлебопекарная промышленность нашей страны выпекает ежедневно 30 миллионов тонн хлеба, батонов, булок, сухарей, баранок, пряников и т.д. свыше 500 наименований.

Хлеб каждый день непрерывным потоком выходит из многих тысяч печей хлебозаводов. Трудно вообразить этот необъятный океан великолепного, ароматного хлеба. Если бы можно было погрузить в железнодорожные вагоны весь хлеб, выпеченный в нашей стране, в течение одного года, потребовалось бы 500 тысяч товарных вагонов самой большой грузоподъемности. Длина этого необычного состава превысила бы 7500 километров - расстояние от Москвы до Якутска.

Исследовав данную проблему, я пришел к выводу, человеческая жизнь без хлеба невозможна.

Чтобы обратить внимание людей на проблему бережного отношения к хлебу, предлагаю:

- проводить мероприятия о значении хлеба для здоровья человека;

- участвовать в конкурсах сочинений, рисунков,

- выступать с докладами на конференциях;

-бережно относиться к хлебу.

 Отношение к хлебу должно быть святым и трепетным, то, как человек относится к хлебу – один из показателей его внутренней культуры.

Список литературы:

  1. Безруких М., Филиппова Т. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» / М.: Изд-во «Олма Медия групп», 2008. – 72 с.
  2. Езушина Е.В. Азбука правильного питания / Волгоград.: Изд-во «Учитель», 2008. – 171 с.
  3.  Похлёбкин В. В. «Тайны хорошей кухни», М.  1979. – 346 с.
  4. Эвенштейн З.М. Популярная диетология / М.: Изд-во «Экономика», 1990. – 316 с.
  5. Энциклопедия молодой семьи / Минск.: Изд-во «Белорусская Советская Энциклопедия» имени Петруся Бровки, 1987. – 662 с.
  6. Журнал «Читаем, учимся, играем»: Изд-во «Либерия-библиопринт» №3, 2009. – 14-16 с., №7, 2005. – 45 с., №1, 2008. – 20 с.
  7. Хлеб всему голова. Журнал «Воспитание школьников» №9, 2004. – 7-8 с.
  8. Мария Лемнис. В ставропольской кухне / Изд-во «Интерпресс».
  9. Интернет-ресурсы:

http://astrofizica.narod.ru        

http://www.forum.littleone.ru

http://festival.1september.ru

http://www.uznai-pravdu.ru

http://1shkola.ru

http://perunovzvet.iboards.ru

http://wmnclub.ru

http://clck.yandex.ru

http://ru.wikipedia.org

[1] Хлеб всему голова. Журнал «Воспитание школьников» №9, 2004. – 7-8 с.

nsportal.ru


Смотрите также