Сценарий воспитательного мероприятия, посвященного бережному отношению к хлебу " Хлебу- почтение вечное". День хлеба мероприятие


Мероприятие, посвященное Международному дню хлеба

Хлеб всему голова

История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники.

В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, дорогих гостей. Во всех этих народных обычаях заключена человеческая мудрость,уважительное отношение к хлебу, которое передавалось из поколения в поколение и прививалось ребенку с первых дней его жизни.

ИЗ истории хлеба

Точно не установлено, когда человек впервые стал выпекать хлеб.. Несомненно,что, начав засевать поля хлебными зернами,человек не мог уже довольствоваться употреблением их в пищу в сыром виде,а стал готовить из них пищу.

Родина хлебных злаков не установлена, но предполагают, что в диком виде они росли в Средней Азии. По историческим документам известно, что финикияне занимались хлебопашеством и вывозили зерно даже в другие страны. Особенно процветало хлебопашество в Древнем Египте, откуда оно перешло к грекам..

В Восточную Европу привезли хлебное зерно (главным образом рожь) восточные народы при своем пришествии из Азии.

Первоначально человек готовил себе из хлебных зерен кашу, для чего зерна толклись в деревянной ступке, превращаясь в крупу.

Научились люди землю пахать

И зерном засевать научились.

Пусть не сразу все шло хорошо

И не сразу все получилось

Научились зерна в муку превращать,

И похлебку варить. И кашу...

Только хлеб не умели пока выпекать-

И спасенье, и радость нашу

Первый хлеб

Однажды древняя женщина случайно пролила густую похлебку на раскаленные камни. Ей жаль было пропавшей муки, подхватила она испекшийся кругляшок, которому еще не было названия, и хотела отбросить в сторону. Но передумала. От него так соблазнительно пахло! Решила попробовать. Вкусно! Предложила попробовать остальным- понравилось. Тогда, опасливо поглядывая на раскаленный в огне камень, Женщина решила повторить то , что получилось случайно.

При раскопках древних поселений ученые-археологи не раз находили каменные «противни», на которых пекли первый хлеб: круглые, как солнце, лепешки.

Когда мы берем в руки хлеб, мы не думаем о тяжелом труде, вложенном в него. Хлеб нам нравится или не нравится. Мы не вспоминаем о людях.. которые растили пшеницу, что хлеб всегда есть.

Вот он, хлебушек душистый.

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел

В нем здоровье наша, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на Земле.

С. Погореловский

  • Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или за грибами или, скажем, дальнее путешествие... Хлеб всегда и везде сопутствует нам.
  • Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто взрастил его? Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки!

Изобилие хлеба

Представим себе на минуту нашу жизнь, наш стол, нашу еду без хлеба. Нет невозможно, просто невероятно. Ведь хлеб сегодня всегда к нашим услугам: черный, белый,сдобный. Можно выбрать любой: круглый или формовой, ржаной или пшеничный, с тмином, маком, орехами, изюмом. Изобилие хлеба!.

ХЛЕБ- достояние народа

Сейчас у нас много вкусного хлеба, но разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? ХЛЕБ- достояние народа, изобилие хлеба- один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.

16 октября - международный день хлеба

До 2006 года не было официального праздника, который позволял

лишний раз воспеть этот почитаемый продукт, но с тех пор во всем

мире начали отмечать 16 октября Международный день хлеба. В

этот праздничный и светлый для всего человечества день хлебопеки

со всех уголков Земли принимают поздравления и нашу

признательность в тяжелом и ответственном деле- выпечке вкусного,

ароматного и полезного хлеба.

Пословицы и поговорки о хлебе

Плох обед, когда хлеба нет.

Хлеб- от земли, сила- от хлеба.

Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Без хлеба куска везде тоска.

Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.

Не трудиться- хлеба не добиться.

Загадки о хлебе

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает и подгорелый.

Всем нужен, а не всякий сделает.

Бьют меня палками, жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят.

2016 год. ГБОУ СОШ №8 г.Беслан

Библиотекарь Кониева Т.Б.

multiurok.ru

Сценарий воспитательного мероприятия, посвященного бережному отношению к хлебу " Хлебу- почтение вечное"

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 88

«Хлебу – почтение вечное»

СЦЕНАРИЙ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

РАЗРАБОТАЛА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ,

УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КОСЯК НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

ДОНЕЦКОЙ ОШ № 88

ДОНЕЦК - 2015

Внеклассное мероприятие « Хлебу – почтение вечное» рассчитано на целевую аудиторию учащихся 1-4 классов. Данное мероприятие входит в годовой план образовательного учреждения, поэтому направлено на решение воспитательных и практических задач: приобщение обучающихся к обычаям, традициям и культурному наследию страны, повышение культурного и образовательного уровня обучающихся, воспитание чувства бережливого отношения к хлебу, любви к родной земле; призвано расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба, познакомить с приметами и обрядами, связанными с хлебом.

Внеклассное мероприятие сопровождается презентацией, музыкальным  и эстетическим оформлением. Демонстрация видеофильма знакомит обучающихся с историей возникновения хлеба. Подобранный фильм соответствует возрастным особенностям целевой аудитории.

Воспитательное мероприятие готовится и проводится обучающимися старших классов ( 10 – 11 класс) с целью развития чувства преемственности, ответственности за младших школьников, привития уважения к старшим и стремления защищать младших.

Данное мероприятие можно провести в школьном этнографическом музее или этнографической комнате, что придаст проводимому мероприятию национального колорита. При отсутствии такового местом проведения можно выбрать актовый зал школы и соответственно его украсить к проводимому мероприятию.

В методической разработке использованы разные формы работы

( пассивные и активные). Обучающиеся начальной школы являются не только зрителями и слушателями, но принимают активное участие в проводимом мероприятии на отдельных его этапах. Что делает мероприятие интересным, живым. А детей – активными, деятельными.

Тема: «Хлебу – почтение вечное»

Цели: воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, любовь к родной земле; расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба, познакомить з приметами и обрядами, связанными с хлебом.

Оформление зала:  плакат с надписью: “Хлебу – почтение вечное!”

“Береги хлеб!”; плакаты с пословицами и поговорками о хлебе: “Хлеб – всему голова”, “Хлеб на стол и стол - престол. А хлеба ни куска и стол - доска!”; выставка рисунков о хлебе.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр, записи песен “Хлеб – всему голова”, “Песня о хлебе”, “Русское поле”.

( если в школе есть этнографическая комната, то мероприятие проводится в этнографической комнате или музее учащимися старших классов ( 10-11) для учащихся начальной школы, что обеспечит преемственность поколений и облегчит усвоение).

Праздник сопровождается презентацией.

Слайд 1-2

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!!!

Тихо звучит песня “Песня о хлебе”, на мультимедийном проекторе демонстрируется кадры с изображением пшеничного поля. Ведущие читают:

Слайд 3

Ученик Раскинулось поле волнистою тканьюИ с небом слилось тёмно-синею гранью,И в небе прозрачном щитом золотымБлестящее солнце сияет над ним;Ученица Как по морю, ветер по нивам гуляетИ белым туманом холмы одевает,О чём-то украдкой с травой говоритИ смело во ржи золотистой шумит.Ученик Один я… И сердцу и думам свобода…Здесь мать моя, друг и наставник — природа. И кажется жизнь мне светлей впереди,Когда к своей мощной, широкой грудиОна, как младенца, меня допускаетИ часть своей силы мне в душу вливает.

Учитель Эти бескрайние золотые поля - наше богатство, наш хлеб. Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью. Слайд 4

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! ( кланяются)

(Ученики подносят гостям хлеб-соль)

Слайд 5 Ученик Встретить щедро от души,

с уважением большим.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Ученик Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.

Пышный, мягкий, пропеченный

Подрумяненный слегка

Хлеб с горбушкой золоченой

К нам пришел издалека.

Ученик Дороже золота и соболя

Он всем и всему голова

У хлеба значенье особое

-Изба пирогами красна

Ученик Хлеб - самая главная исповедь

Перед жизнью во все времена.

Слайд 6

Учитель Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

Ученик С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Слайд 7 Ученик Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.

Слайд 8

Ученик Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Слайд 9

Учитель Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб.

Ученик Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовёт

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

« Хлеб всему голова!»

В поле, в доме, в державе.Слайд 10

Учитель Какое короткое, но очень емкое слово «Хлеб». Впервые оно появилось в древней Греции более 15 тысяч  лет назад.

Ученик Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения.

Слайд 11 Ученик Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса... Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Слайд 12 Ученик Первый хлеб имел вид жидкой каши. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии.

Ученик Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

Слайд 13 Ученик Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные подгорелые куски мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и Родину.

Слайд 14 Учитель Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

Говорим мы: « Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Ученик Не мечтали мы о чуде,

К нам с полей живая речь:

« Берегите хлеб , вы- люди!

Научитесь хлеб беречь»

Ученик У народа есть слова:

« Хлеб – всей жизни голова.»

Славится он первым на Земле.

Ставится он первым на столе.

Ученик В каждом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной,

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина, бессмертный,

Хлебный колосок.

Слайд 15 Ученик Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

Ученик Искусство приготовления разрыхленного хлеба от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый.

Слайд 16 Ученик Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх. По случаю спортивных состязаний в Олимпии для участников и гостей пекли особый белый, хорошо разрыхленный хлеб и подавали его с маслинами и рыбой.

Слайд 17 Учитель Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково - кружочком с точкой посредине.

Ученик Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом.

Ученик К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку.

Слайд 19 Ученик У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний: нюхая свежеиспеченный хлеб, можно лечить насморк, а черствый - помогает при заболевании желудка и кишечника.

Слайд 20 Ученик Положит в землю Человек зерно,               Прольётся дождь - зерно орошено.                Крутая борозда и мягкий снег                Зерно укроют на зиму от всех.     Ученик   Весною солнце выплывет в зенит,             И новый колосок позолотит.                         Колосьев много в урожайный год,            И человек их с поля уберёт

    Ученик    И золотые руки Пекарей                          Румяный хлеб замесят поскорей.                          А женщина на краешке доски                          Готовый хлеб разрежет на куски.                     Ученик     Всем, кто лелеял хлебный колосок,                         По совести достанется кусок.

Слайд 21 Учитель Так же, как к хлебу, народ с давних времен относился к труду тех, кто его пек.

Ученик В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Согласно древним германским законам преступник, убивший пекаря, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.

Ученик В честь мастеров возводились монументы. Так, до настоящего времени в Риме сохранилось надгробие - монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима.

Слайд 22 Учитель . Давайте, дети поиграем в игру, которая называется «Пшеница и хлебороб» ( физкультминутка)

«Пшеница и хлебороб» ( физкультминутка)

Дети – «колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо – влево, вперёд – назад. Входящий – «хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идёт между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). Те, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.

Слово 23 Учитель Есть только одно слово, которое равнозначно слову « хлеб». Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба и жизни? Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба! Поэтому так много пословиц и поговорок наш народ посвятил именно хлебу.

( Учащиеся по очереди называют пословицы о хлебе)

Слайд 24 Учитель «Хлеб — всему голова», — говорили наши предки. Исстари люди почитали хлеб и считали его главным угощением в доме. Там где есть хлеб, есть добро. Этот продукт считался божьим даром, поэтому к нему проявляли особое уважение.

В течение многих столетий про хлеб сложилось много примет и обычаев, которые диктовали правильное отношение к этому продукту и подсказывали, как с помощью него привлечь в дом благополучие и удачу.

Нельзя оставлять нож воткнутым в хлеб — из дома удача уйдет.

  • Считается, что те, кто любит белый хлеб, ранимые и тонкие натуры, а люди, предпочитающие черный хлеб, сильные духом, более решительные и волевые.

  • Оставить недоеденный хлеб за столом — оставить свое счастье. А тот, кто его доедал, забирал удачу и счастье себе.

  • Нельзя есть хлеб за спиной человека — можно украсть его силу.

  • Если упал кусок хлеба на пол — ждите гостей.

  • Нельзя выбрасывать недоеденный, заплесневелый или черствый хлеб — в доме не будет ни мира, ни здоровья, ни денег.

  • Считается, что человек, который ест черствый и плесневелый хлеб, никогда не погибнет от воды.

  • Нельзя переворачивать хлеб вверх дном — к беде и болезням.

  • Нельзя резать хлеб на весу — денег не будет.

  • Те, к любят есть корки и горбушки считаются удачливыми и счастливыми людьми.

  • Нельзя во время трапезы резать буханку разными ножами — ссора в семье будет.

  • Если хлебом со стола во время трапезы угощать собаку, это чревато бедностью.

  • Если обойти горящее здание с караваем хлеба, пожар прекратится

  • Берешь новый ломоть хлеба, когда есть недоеденный кусочек, — кто – то из близких людей голоден.

  • Древние верили, что пустой печь оставлять нельзя. После выпечки хлеба в нее обязательно клали полено, чтобы печь «не зевала», тогда и семья голода знать не будет.

  • Чтобы хлеб всегда водился в доме, не следует опускать хлеб в солонку. Если вы хотите посолить кусочек хлеба, солите его руками

Слайд 25

Учитель А теперь поиграем с вами в шуточную игру «Замесим тесто» /физкультминутка/

Ой, ладошки-ладушки.

Мы печем оладушки. / хлопки ладонями/

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно. /имитируют помешивание по кругу/

Тесто выпало на стол,

Тесто шлепнулось на пол. /присели/

Тесто убежало / легкий бег на месте/

Начинай сначала.

Учитель: Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери - "Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что, им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий.

А сколько загадок придумано обо всем, что связано с хлебом. Попробуете отгадать? Слушайте. Слайд 26На сметане мешон,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок!

Покатился ... (колобок) Слайд 27

Мешено, квашено, валяно,на стол поставлено. (хлеб)

Слайд 28 Столбики точеные, головки золоченые.

(колосья)

Слайд 29

Всем нужен,а не всякий сделает. (хлеб)

Слайд 30

С неба солнце золотое

Золотые льет лучи,

В поле дружною стеною

Золотые усачи. (пшеница)

Слайд 31

Рос сперва на воле в поле.Летом цвёл и колосился,А когда обмолотили,Он в зерно вдруг превратился.Из зерна – в муку и тесто,В магазине занял место. (хлеб)

Я пузырюсь, я пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (тесто)

Слайд 32

Мнут и катают,В печи закаляют,А потом за столомНарезают ножом. (хлеб)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее, Всем на заглядение... Ну и объединение! (бублик)

Слайд 33Есть такие слова: "Он всему голова" Хрустящей корочкой одет Мягкий черный, белый...(хлеб)Слайд 34

На одном большом заводе,Он - и не кирпичный вроде,В огнедышащей печиВыпекают кирпичи.Я кирпич купил в обед,Ведь к обеду нужен ...(хлеб)

Тарелка супа меж локтями,А он в руках у всех ломтями .Без него, как видно ,Не вкусно и не сытно! (хлеб )

Учитель Вы молодцы. Умеете отгадывать загадки. А наше путешествие продолжается. Хлеб – обязательный участник  любого стола. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто не возможно. Хлеб нужен всем, но относятся люди к нему, к сожаления, почему-то по-разному.

Слайд 35 Одна  легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал ее искать. Но найти ее в песке он не смог, она смешалась с песчинками. Он искал ее до самой ночи, но так и не нашел. Тогда мужчина воткнул в место, где уронил крошку, свою дорожную палку.

Рано-рано утром вновь вернулся путешественник к этому месту и увидел, что палка стала золотой. Так боги вознаградили его за сердечное отношение к самому святому – к Хлебу.

Ученик А вот еще одна легенда о хлебе. Слайд 36

Пришел нищий к мельнику и стал просить милостыню, но не дал ему мельник ничего, хотя и был богат хлебом. И был там добрый крестьянин, приехавший на мельницу, чтобы смолоть мешок ржи. Сжалился он к убогому, и отсыпал ему из мешка своего половину. Слайд 37 И благословил его нищий, и ушел неведомо куда. И смеялся мельник над крестьянином, говоря: «Что же останется тебе, когда расплатишься со мной за помол?!» И взял он рожь крестьянина, засыпал и стал молоть. И намололось с половины мешка зерна двенадцать мешков муки. И славил Бога крестьянин за чудо, и слезно каялся пораженный мельник.

Ученик Однажды в Лондон направлялся один путешественник на встречу с индийским правителем . Об этом узнал бедняк-рабочий . Глядя на путешественника, который едет к любимому господину и скоро увидит его, он так разволновался! Ему очень хотелось передать что-нибудь правителю с любовью. Но ничего подходящего не было. И тогда он попросил взять его скромный обед, завернутый в платочек.Слайд 38 Прошло очень много дней, когда путешественник добрался до Лондона. Он пришел к правителю , в то время, как тот собирался позавтракать с гостями, и передал подарок рабочего, рассказав о его просьбе.Правитель развязал платок. Там был кусочек сухого черного хлеба и сморщенное яблоко. Правитель разломил хлеб на маленькие кусочки и предложил гостям разделить с ним обед рабочего со словами: «Съешьте со мной этот скромный дар любви». Свой собственный завтрак он оставил нетронутым.

Учитель: Очень хотелось бы, чтобы и вы с уважением и почетом относились к хлебу и труду тех, кто его выращивает и выпекает, ведь это очень долгий и тяжелый путь : от посеянного зернышка до ароматной паляницы на столе.

Инсценировка « Волк и человек»

Слайд 39

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:— Дай мне хлеба!Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…— А когда вспашешь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо рожь посеять.— А когда посеешь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.— А когда вырастет, можно уж есть?— Ещё нет. Надо её убрать.— А когда уберёшь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо её смолотить.— А когда смолотишь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо испечь хлеб.— А когда испечёшь, можно есть?— Можно.Подумал волк, подумал и говорит:— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь. Учитель Именно поэтому о хлебе говорят: « Всем нужен, а не всякий сделает» . Для того, чтобы хлеб был у всех на столе и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна.

Слайд 40 Ученик И труд, и хлеб –

не случайные встречные.

Их судьбы сплетает единый узор.

Ведь труд без хлеба - трагедия вечная.

А хлеб без труда - это вечный позор.

Учитель А наше путешествие подходит к концу. Мы вам много рассказали, много показали. А теперь проверим, внимательно ли вы нас слушали.

Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе? ( Дети отвечают)

Учитель: Пословицы подготовили, загадки отгадали, а на вопросы ответите? Слушайте.

Учитель . Из такого теста пекут хлеб, пшеничный или ржаной?

Дети : Пшеница, рожьУчитель Назовите хлеб ласковоДети Хлебушек Слайд 41 Учитель Назовите крошки хлебаДети Хлебные крошки

Учитель Назовите вкусный и полезный квас из хлебаДети Хлебный квасУчитель Назовите посуду для хлеба Дети Хлебница Учитель Назовите человека, который выращивает хлебДети ХлеборобУчитель Назовите человека, который печёт хлебДети Пекарь (Хлебопёк)Учитель Прибор для резания хлеба

Дети ХлеборезкаУчитель Назовите завод, где выпекают хлебДети ХлебозаводУчитель Дети скажите хлеб по запаху/какой?Дети Пахучий, душистый, ароматныйУчитель Хлеб на вкус какой?Дети Аппетитный, вкусный, сладкий…Учитель Хлеб на ощупь какой?Дети Свежий, мягкий, пышный

Слайд 42

( Выносят каравай под торжественную музыку и угощают присутствующих на празднике)

Ученик Вот он Хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

Ученик В нем здоровье наша, сила,

В  нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ученик

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Учитель: А наш праздник подошел к концу. Слайд 43

Растите хлеб!Выращивайте хлеб!Он – смех детей,Он – радость мирных дней.Он наших городов и сёл мечта, Он - пенье птиц.Он памятником сталВсем тем, кто жизни за него отдал.Растите хлеб!Мы за него страдали,И долгими ночами на полях,Как мать над сыном,Мы над ним не спали.Растите хлеб-Историю страны.Растите хлеб-Грядущую опору.Дороже он, чем всех сокровищ  горы.

Он - наша жизнь,А жизни нет цены. Слайд 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

1. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40899.htm 

2. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/08/25/proekt-istoriya-o-khlebe

3. http://www.pandia.ru/text/77/350/76102.php

4. http://cbs-vologda.ru/konkursi/chleb_vsemu_golova.html

5. http://www.openclass.ru/node/198220

6. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cea57b42-a52d-4ee6-6c70-9b4b2fe0620b/

7. http://www.gimnasia-orel.ru/tvorchestvo.php?id_public=140

8. http://infourok.ru/material.html?mid=92621

9. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40899.htm

10. Я. М. Тайц « Всё здесь»,

11. Загадки, пословицы и поговорки о хлебе.

12. http://www.kazakh-zerno.kz/

13. http://images.yandex.ru/

14. http://festival.1september.ru/articles/571269/ 

 

infourok.ru

Общешкольное мероприятие "День хлеба"

Нынче мы гостей встречаем

На своей родной земле.

Хлебом-солью угощаем,

Как обычай нам велел.

Очень рады встрече нашей.

С добрым словом, и с любовью,

И с душой гостям мы скажем:

- С хлебом-солью, с хлебом-солью!

ХЛЕБ И СОЛЬ (Бяседы)

Солнце всходит, дарит радость дню

Птицам голос, небу синеву

Наша родина – святая Русь

Матушка Россия, я тобой горжусь

Выйду в поле – всюду колоски

То берез родные лепестки

Облака над лугом дивною красой

Песни величальные льются над землей

Хлеб да соль. Хлеб да соль

Вышитый рушник

Хлеб да соль. Хлеб да соль

Каравай велик

Хлеб да соль. Хлеб да соль

Мы подносим вам

Хлеб да соль. Хлеб да соль

Дорогим гостям

Кружится земной водоворот

Дни бегут в бескрайний их полет

Над простором скошенных полей

Пролетает клином стая журавлей

Каравай, как солнце, на руках,

Счастье в сердце, радость на устах

Мы, Россия-матушка, всегда с тобой

Ждем гостей желанных, дарим хлеб да соль

Хлеб да соль. Хлеб да соль

Вышитый рушник

Хлеб да соль. Хлеб да соль

Каравай велик

Хлеб да соль. Хлеб да соль

Мы подносим вам

Хлеб да соль. Хлеб да соль

Дорогим гостям

«Хлеб всему голова» гласит народная мудрость. «Хороший, как хлеб» воскликнет испанец. Для слов «хлеб» и «золото» египтяне использовали один символ. 

Сегодня в нашем зале почетные гости – хлеборобы разных поколений. Давайте поприветствуем их аплодисментами.

УРОЖАЙНАЯ (гр."Золото")

Россия – бескрайнее поле!Уходят поля в горизонт.Где может быть больше раздолья?Где больше быть может забот?

Погожими летними днямиКоса с ранней зорькой поёт.Гордится Россия полями,И нивой, что кормит её.

Пшеничными кудрями вьютсяКолосья в сметённых снопах.В честь поля и песни поются,И праздник встречают в полях.

Здесь кожею чувствуешь волю.Здесь зреет душа как хлеба.Россия – бескрайное поле,Бескрайная наша судьба.

КАК ХЛЕБОРОБАМ ЭТУ ЗЕМЛЮ НЕ ЛЮБИТЬ

1. Растут хлеба, поют колосья,

Родную землю люди чтут

И так от века повелося,

Хозяин жизни - честный труд.

Припев:

Садится солнце за курганы,

Чтоб отдохнуть, пораньше встать.

Парит степной орёл кругами - 2 раза

И знают все - пора пахать.

2. Работы руки не боятся

И поднимаются хлеба,

И умножаются богатства,

И справедлива к нам судьба.

Припев:

Придёт пора метелям, вьюгам,

Снегами землю одарить.

Красу полей, поднятых плугом, - 2 раза

Как хлеборобам не любить.

3. Широкой скатертью накрыты

Столы святой родной земли.

Край наш донской, наш знаменитый

Знамёна выше подними.

припев:

Ты молод, и тебе по силе

Твои великие дела.

В семье народов всей России - 2 раза

Есть свято место для тебя.

Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб – единственный продукт, вызывающий святое чувство. 

У нас в гостях настоятель храма Преображения Господня отец Александр.

- Отец Александр, я знаю, что у церкви особое отношение к хлебу. С чем это связано?

– Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению…

Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые словаЗабывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе!

В честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Уважительное отношение к хлебу передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с пеленок.

У нас в гостях Атаман Ермаковского казачьего общества Александр Викторович. Александр Викторович, а какие обычаи связаны с хлебом у казаков?

- Жизнь казаков невозможно представить без хлеба. Это видно по многим сохранившимся до наших дней традициям. Например, хлеб в казачьей семье всегда резал самый уважаемый член семьи: отец, сын, старший из детей. Делалось это старательно, не так, как сейчас режут, а прислонив хлеб к груди, собирая крошки в ладонь. Крошки ссыпали в пиалу, заливали молоком и давали детям.

Есть у казаков и такой обычай: на том месте, где хотели построить дом, сеяли пшеницу. Если она хорошо всходила, это означало, что место хорошее, чистое, и можно строить дом.

Всем известен обряд, когда после венчания над головами молодоженов разламывали каравай, желая молодым счастья и изобилия, а также скорого прибавления в семействе.

Но, самое главное, казаки всегда уважительно относились к хлебу и тем, кто его растил.

Так есть и будет так в веках:Народ великий, гордый мой,

Он будет славу петь рукам,Что пахнут  хлебом и землёй!

И наш поклон работнику полейЗа пот соленый, что на них пролился.Ведь это он душой своей болел, Чтоб край родной наш хлебом колосился.

Пусть будут родины поля 

Всегда и тучны, и обильны,А мы желаем счастья вам,Всем тем, что этот хлеб взрастили!

МЫ ВАМ ЖЕЛАЕМ

Надо признать, надо сказать:

Рады мы, рады вас повидать.

С чистой душой песней простой

Мы вам хотим кое-что пожелать.

С чистой душой

Мы вам хотим кое-что пожелать.

Мы вам желаем, чтобы всегда

Счастье и радость, а горе – никогда.

Легким пусть будет каждый денек,

Ну, и, конечно, тяжелым кошелек.

Светом любви дом будет согрет.

И в кругу близких встретить рассвет.

Веры в людей не растерять

И никогда никого не предать.

Веры своей не растерять

И никогда никого не предать.

Мы вам желаем ясные дни

И чтобы дети вас радовали.

Пусть в добром деле вам всегда везет,

Ну, и здоровье пускай не поведет.

Проигрыш

Веры своей не растерять

И никогда никого не предать.

Мы вам желаем, чтобы всегда

Счастье и радость, а горе – никогда.

Пусть в добром деле вам всегда везет,

Ну, и здоровье пускай не поведет.

Мы просим фермеров остаться со старшеклассниками здесь.

____ и _____ приглашаем к учащимся 6-8 классов.

Отец Александр проведет занятие с учениками 4-5 классов, а атамана ждут в гости малыши.

videouroki.net

В библиотеке-филиале N1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина Всемирному дню хлеба посвятили вечер исследований «ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ»

14.10.2016

12 октября в библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина с учащимися МБОУ «СШ № 8 г. Ельца» провели вечер исследований «Хлеб наш насущный», посвященный Дню хлеба. Цель мероприятия: познакомить присутствующих с историей появления хлеба и показать необходимость бережного к нему отношения.

Мероприятие началось с прослушивания песни  «Ты запомни, сынок…» в исполнении Л. Зыкиной. Затем с учащимися поговорили об истории  открытия первобытными людьми  хлеба: о прообразе хлеба – лепешках,  выпекавшихся на горячих камнях, о разрыхлении теста способом брожения древними египтянами и жерновах, которые дробили зерно до состояния муки. На Руси выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Выпечка хлеба считалась делом почетным и ответственным. Пекли хлеб практически в каждом доме.

Люди всегда сочиняли стихи, песни, пословицы и загадки о любимом хлебе-батюшке. В ходе вечера исследований присутствующим зачитывались стихотворения о хлебе А. Руденко, А. Баянова, А. Мишина, а также аудиозапись произведения  С. Есенина «Песнь о хлебе».

Учащиеся продемонстрировали знания при отгадывании загадок о  хлебобулочных изделиях, а также вспомнили пословицы и поговорки, посвященные хлебу.

С присутствующими не только поговорили о хлебе, но и попробовали на вкус свежий хлеб, испеченный сотрудниками библиотеки.

Хлеб упоминают и в современной музыке, поэтому вниманию присутствующих была предоставлена песня группы СЭМ «Песня про хлеб».

Мероприятие прошло на фоне выставки «Хлеб – имя существительное». Цитатой выставки послужили слова О. Поскребышева:

И столько жило в нем теплаИ силищи упругой,Что место хлебу – центр столаКак гостю – красный угол…

ФОТООТЧЕТ:

cbse.ru

8479 - Страна талантов

Сценарий мероприятия, посвященной Всемирному дню хлеба:

«Хлеб – всему голова!»

Автор: Заварзина Татьяна Анатольевна-педагог МБОУДОДДТ с. Малая Сердоба

Цель: Воспитание у учащихся уважения и бережного отношения к хлебу.

Ход праздника:

Ведущий Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

Ведущий Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!!!

Угощение гостей

А нам сегодня тоже испекли каравай. Посмотрите, какой он красивый, аппетитный.

На наш урок пришли гости,  и мы встретим их хлебом – солью, как делали это задолго до нас.

 Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Ведущий; В России издавна гостей встречали самым дорогим – «хлебом – солью»,что было символом благополучия и гостеприимства. Легенда гласит, что первый хлеб получился совершенно случайно. Обычная каша из зерен запеклась – так получилась первая лепешка.

Загадки

На сметане мешон,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок!

Покатился ... (колобок

Мешено, квашено, валяно,

на стол поставлено. (хлеб)

Столбики точеные, головки золоченые.

(колосья)

Всем нужен,

а не всякий сделает. (хлеб)

С неба солнце золотое

Золотые льет лучи,

В поле дружною стеною

Золотые усачи. (пшеница)

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место. (хлеб)

Я пузырюсь, я пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (тесто)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом. (хлеб)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее, Всем на заглядение... Ну и объединение! (бублик

Ведущий:И вот сейчас я предлагаю вам стать пекарями, а какие хлебобулочные изделия вам надо испечь, вы узнаете, приняв участие в игре – эстафете.

Проводится игра – эстафета: «Что мы испекли?».

Ученики делятся на 3 команды, каждый участник по очереди бежит к столу,берёт карточку с буквой, возвращается в команду. Даётся задание: собрать из букв слово и отгадать название хлебобулочного изделия.

Это - Калач, Пирог, Булка

«Пшеница и хлебороб»

Дети – «колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо – влево, вперёд – назад. Входящий – «хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идёт между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). Те, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.

Ведущий Назовите хлеб ласково

Дети Хлебушек Слайд 41

ВедущийНазовите крошки хлеба

Дети Хлебные крошки

Ведущий Назовите вкусный и полезный квас из хлеба

Дети Хлебный квас

ВедущийНазовите посуду для хлеба

Дети Хлебница

Ведущий Назовите человека, который выращивает хлеб

Дети Хлебороб

ВедущийНазовите человека, который печёт хлеб

Дети Пекарь (Хлебопёк)

Ведущий Прибор для резания хлеба

Дети Хлеборезка

Ведущий Назовите завод, где выпекают хлеб

Дети Хлебозавод

Ведущий Дети скажите хлеб по запаху/какой?

Дети Пахучий, душистый, ароматный

ВедущийХлеб на вкус какой?

Дети Аппетитный, вкусный, сладкий…

Ведущий Хлеб на ощупь какой?

Дети Свежий, мягкий, пышный

Ведущий:   Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерён делают муку. Из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

 Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

 Слава миру на Земле!

 

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!

Вместе:  Слава! Слава! Слава!

stranatalantov.com

Воспитательное мероприятие "Хлебу – почтение вечное!"

Разделы: Внеклассная работа

Цели: воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, любовь к родной земле; расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба.

Оформление зала: над сценой – плакат с надписью: “Хлебу – почтение вечное!”.

Страницы из ватманов (пронумерованных с названиями и иллюстрациями): “История хлеба …?”, “Хлеб войны”, “Хлеб Целины”, “Рисуют дети..”, “Береги хлеб!”; плакаты с пословицами и поговорками о хлебе: “Хлеб – всему голова”, “Хлеб на стол и стол престол. А хлеба ни куска и стол доска!”; выставка рисунков о хлебе учащихся 5-9 классов, репродукция картины И.И.Шишкина “Рожь”.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр, записи песен “Хлеб – всему голова”, “Баллада о ледовой трассе”, “Песня о хлебе”, “Русское поле”...

Тихо звучит песня “Песня о хлебе”. Ведущие читают:

1-й ведущий. Есть хлеб – будет и песня…  (Презентация)

Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений он составляет первооснову жизни народов. Люди вырвались в космос, покорили реки, моря и океаны, овладели энергией атома, а хлеб остается хлебом.

Недаром в народе говорят: “Хлеб - всему голова!” “Хлеб на стол и стол престол. А хлеба ни куска и стол доска!”.

2-й ведущий.

Воистину, не углами От века изба красна! А хлебом! Все тем же люди! Так помните же сыны: Хлеб – это судьба народа, Хлеб – это судьба страны!

3. Ведущий. И сегодня наш устный журнал посвящен хлебу.

Поговорим сегодня о хлебе О хлебе; О родном неразлучном И так без конца Все о том, о насущном, …

Открываем первую страницу – “История хлеба …!?”

1-й ведущий.

Родословная хлеба… Ее предыстоки Затерялись в седой Непроглядной дали. Мы не знаем, Где жил Наш пращур далекий, первый пекарь Кормилицы нашей Земли. Скрыта доля его за семью облаками, За хребтами веков, что стоят на стене Над античными, В пене морской Черепками Древнегреческих амфор - Хранилищ зерна. Нам не ведома тайна Явленья народу Первых всходов пшеницы студеной росе Как они пробивались, в какую погоду, На каких континентах, в какой полосе, На каком языке? В чьей эпохе? В чьем веке?

2-й ведущий.  Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна с водой, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первых хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

 3-й ведущий. В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

1-й ведущий. На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлеб с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

2-й ведущий. О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка – величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб. Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека.

Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций. Одним из первых декретов Советской республики был Декрет о хлебе. (Показ и комментарий слайдов 2-5)

Изобилие хлеба – как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире. Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.

3-й ведущий.  

Хлеб России, сильный хлеб России! Как не восхищаться над тобой, Если ты из неоглядной сини Хлещешь как безудержный прибой! Хлеб России, хлеб моей Отчизны. Дюжий, богатырский как всегда. Жизнью создавался ты для жизни И трудом для нового труда. Мир – народам Хлеб – голодным!

Вторая страница журнала – “Хлеб войны”

1-й чтец. К пониманию хлеба мира нельзя прийти, не зная о хлебе войны.

Хлеб войны?…

Самые страшные воспоминания – горящий на корню хлеб, валы огня на полях.

Первый удар во все времена вероломный враг почти всегда наносит по хлебу. Фашисты не случайно напали на родину нашу в сорок первом в конце июня. На своем пути они сжигали, “вытаптывали” хлебные поля.

2-й чтец. На оккупированных территориях немцы вывозили хлеб в “свои” склады с полицаями ходили по дворам и отбирали даже пригоршню зерна. Искали хлеб везде, в доме, сарае, стогах специальными щупами.

Страшные лишения в годы войны испытал наш народ – голод, холод, издевательства.

И как никто цену хлеба знали заключенные концлагерей и партизаны.

Фашисты выпекали для русских военнопленных особый хлеб “Остен – брот” только для русских. Вот он: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.

Но во многих лагерях не давали и такого “хлеба”.

3-й чтец. Кто-кто, а партизаны знают как хорошо с хлебом и как плохо без хлеба.

Хлеб – ценнее оружия.

… Партизанский хлеб, особенно дорог. Поели партизаны – способны сражаться. Ни мясо, ни масло, ни сало… ничто не оценивалось так, так высоко, как хлеб. И не покорились они фашистам, в деревнях и селах крестьянами собирался хлеб и отправлялся партизанам, солдатам на фронт.

Гитлеровцы делали ставку на страх от зверств, которые они чинили. В селе Сувид Черниговской области за связь с партизанами и обеспечение их хлебом заперли в доме и заживо сожгли сто детей, стариков и женщин.

Кровавым заревом поля озарены, И черный дым клубами грозно вьется… Чья это тень прижалась у стены? Чей это стон придушенный несется? Там жгут людей, там жгут живых людей… Под этой пыткой дрогнул бы и камень… Когда старух и маленьких детей Они спокойно вкидывали в пламень… Их было сто. Им всем хотелось жить… Свои идут… Уж слышна канонада, Но разве изверга возможно умолить. И разве немцам ведома пощада! А дом горит, горит со всех сторон… Закрыты двери, окна на запоре… Сто голосов слились в единый стон… Кругом бушует огненное море!

1-й чтец. Читаем и перечитываем воспоминания о блокаде, блокадном хлебе. Сколько их ленинградцев умерло в ту суровую зиму 1941-1942 годов от холода и голода. (Показ слайдов 6, 7)

Пискаревское кладбище … На общей могиле – кусочек хлеба. Рядом надпись: “Если бы у меня тогда был такой кусочек хлеба, мама бы выжила…”.

Блокадные дни … между хлебом и жизнью зловеще стоял знак равенства. От голода умирают дети.

На одном из километров Ленинградской Дороги жизни есть памятник – на гигантских плитах-страницах высечены известные всему миру слова Тани Савичевой.

(Демонстрируется фотография Тани Савичевой, ее дневник, фотография памятника слайды 8-10)

“Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года”

“Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942 года”

“Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года”

“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года”

“Дядя Леша – 10 мая в 4 дня 1942 года”

“Мама – 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года”

“Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.

Навсегда запомним слова Тани Савичевой…

Остановимся. Прислушаемся.

Будто из могил обращаются к нам погибшие в войну, от голода.

Растите, почитайте хлеб и берегите его!

2-й чтец. В музеи истории Санкт-Петербурга хранится черствый потемневший не от времени, темный с самого своего появления на свет сухой ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека. “125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам”.

История блокадного хлеба связана с ленинградским ученым Щербатенко. Он разработал рецепт хлеба, который включал: 50% - ржаной муки; 15% - целлюлозы; 10% - солода; 25% - соевой муки, отрубей и обойной пыли.

Это был горький блокадный хлеб - грубый, морщинистый. Но это был хлеб, и он спас многих ленинградцев от голодной смерти.

(Звучит песня “Баллада о ледовой трассе” и демонстрируются фотографии из музея, картинки из журналов)

Девочка: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 граммов хлеба, а жители города 125 граммов.

(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба).

1-й чтец в военной форме.

 “Помню темный, вязкий, маленький кусочек черного хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики…помню, как на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг на колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне”.

Я помню хлеб. Он черен был и липок. Ржаной муки был Грубоват помол Но расплывались лица от улыбок. Когда буханку ставили на стол. Военный хлеб. Он к щам годился постным Раскрошенный, он был не плох с кваском, Он вяз в зубах, приклеивался к деснам, Его мы отлепляли языком. Он кислым был, - ведь был он с отрубями! Не поручусь, что был без лебеды. И все ж с ладони жадными губами. Я крошки подбирал после еды.

3-й чтец. Стихотворение, которое сейчас прочитаю было написано в 1950 году, спустя несколько лет после блокады.

На Невском замерло движенье Не ночью, нет – средь бела дня. На мостовой, как изваянье, Фигура женщины видна. Там, на дороге, как во сне, Седая женщина стояла - В ее протянутых руках Горбушка черная лежала. Нет, не горбушка, а кусок, Обезображенный бездушьем. Размятый множеством машин И все забывшем равнодушьем… А женщина держала хлеб И с дрожью в голосе шептала: - Кусочек этот бы тогда – И сына б я не потеряла.

Скульптура мудрой матери, поднимающей хлеб находится в С.Петербурге (Ленинграде).

В маме и хлебе – началах начал, слитых воедино, торжество разума над безумием, жизни над смертью, мира над войной.

1-й чтец.

Я с детства запомнил слова, Не устану я их повторять: Хлеб и мать есть всему голова! Обижаться на мать – это грех, От которого страшно сгореть. Обижаться на мать – что на хлеб Он и черствый не даст умереть… Да бессмертными будут навек Хлеб и Мать, и Россия моя!

2-й чтец.

Давно прошла военная пора, Но в памяти еще жива блокада… Пусть знает наша детвора, Как хлеб беречь нам этот надо.

1-й чтец.

Мы открываем третью страницу нашего журнала - “Хлеб Целины!”

(На фоне музыки к песне “Едут новоселы” читают…)

Устремились эшелоны с первоцелинниками, мощной сельскохозяйственной техникой, транспортными средствами и строительными материалами. На полустанках и станциях их узнавали по размашистым меловым надписям на вагонах: “Даешь Целину!” (Слайд 11)

2-й чтец. Хроника 1954 года: первыми 28 февраля, целинные земли встретили отряд алма-атинских комсомольцев, 6 марта – первую группу москвичей. Затем, прибыли энтузиасты из Донбасса, Ставрополя, Москвы, Ленинграда, Львова, Урала, Вологды и т.д.

3-й чтец. В песне, которую вы услышали поется о том, как парень обещает ввести свою возлюбленную “молодой хозяйкой прямо в новый дом”. Не обижаясь на поэта, человек он эмоциональный, должны сказать, прямо: такого не было. Поначалу не было в целинных совхозах, как говорится в народе, ни кола, ни двора.

Поднимались первые борозды. Вбивались первые колышки на землях новых совхозов.

1-й чтец. Двинулся трактор…

Задрожала неподатливая, как камень веками слежавшаяся земля.

… выходили из строя машины, горели лемеха…, но комсомольцы не сдавались.

И боевые листки, которые выпускались ежедневно, начинались словами:

“Много дел, но цель одна: Больше дать стране зерна. Наша главная задача – - Молотьба и хлебосдача”.

(Показ слайда 12)

2-й чтец. В Москве в музее революции хранится вместительная палатка прославленной теперь на всю страну бригады первоцелинников.

В ней – стол со скамейками, на столе – миска, кружка, ложки, чайник. В стороне – небольшая железная печь с трубой, выведенной наружу. В палатке нет коек, их и не было – первопроходцы обходились без них.

Целина формировала Личности. Много раздумий вызывают строки стихотворения “На целине”.

В шкатулке грамота хранится За освоенье целины. Вдруг полыхнет пером жар – птицы, И годы юные видны. И двадцати нет за спиною. Зато душа полным – полна. Такое солнце надо мною - Сгорела, словно степь, спина. Уборка придавила круто, Но сердцу вольно и легко. Зерно в любое время суток Несется Иртышем – рекой. Целуют в губы, дышат в ухо Мне атбасарские ветра. И не годится падать духом, хотя мозолям и не рад. С тех пор чего не видел только, Но снится, как пришел в отряд, Как было радостно и горько Тогда свою вершину брать.

3-й чтец. Хороши стоят, красуются хлеба на новых землях! На тридцати трех с лишним миллионах гектаров поднятой целины и залежей шумят спелые колосья.

Целинный хлеб – один из самых дешевых в стране. Сильные и твердые сорта пшеницы целины – наиболее ценные. Каждая третья буханка хлеба выпекается сейчас в стране из целинного зерна.

История человечества не знала такого подвига – столь массового освоения новых земель, превращения их в край хлебный.

Вот что такое Целина!

Звучит песня “Русское поле”. Выходят ведущие 4-ой страницы.

1-й чтец.

Следующая страница нашего журнала - “Рисуют дети!”

Да, поэты, музыканты, художники, хлебу славу слагают. Торжественно величаво звучали слова русскому хлебному полю.

Точно море шумит и колышется на полотне необъятное ржаное поле. Кажется, что нет конца и края этому золотому морю. Уже более 100 лет живет и волнует людей картина И.И.Шишкина “Рожь”. (Слайд 14)

Она волнует людей так же, как и в первый день ее создания, потому что она посвящена главному в нашей жизни – хлебу.

2-й чтец. Стихи о хлебе: Руки человека (автор Я. Дягутите). Это стихотворение из книги Я. Дягутите “Рожь поет” (показ слайда 15)

Склонила тяжелую голову рожь. “Спасибо вам, солнце и ласковый дождь! Спасибо земле, Что была моим домом, И сильным рукам, Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно, Чтоб в землю посеять янтарные зерна, А нынче они урожай уберут. Спасибо вам, руки, За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала, Ютилась под снегом, От стужи дрожала, Но солнце меня отогрело давно, И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного! А если меня вы посеете снова, Я снова под снегом дорогу найду И колосом стану, И к людям приду”.

3-й чтец. Детские рисунки о хлебе. Авторы рисунков уч-ся 5-9 классов.

(Экскурсовод показывает рисунки, называет авторов, читает надписи под рисунками)

Бесконечные мысли несут с собой ребячьи рисунки о хлебе. Просматриваются умения творить и мыслить, но главное - добро!

Все “авторы”, как и многие поколения до них, сходятся на одном: да, он – всему голова!

(Показ слайда 16)

Пятая страница журнала – “Береги хлеб!”

Девиз страницы: “Хлеб – народное добро. Берегите его!”

1-й чтец. Хлеб привычно стал нашей каждодневной пищей. Бытовое общение с ним заслонило его великую и непреходящую ценность, и хлеб имеющий многовековую биографию, просто и естественно сфокусирован в сознании сиюминутной пользой.

Ценность хлеба! Прежде всего это понятие экономическое. Реальную цену хлеб имеет немалую. Это семена, машины элеваторы, мельницы, пекарни и т.д. Но есть еще одно понятие о его ценности.

Именно хлебом, отношением к нему, умением дорожить им, делиться в трудную минуту определяется душевная щедрость человека.

2-й чтец. … Это случилось 3 июля 1972 года. Рязанский комсомолец Анатолий Мерзлов вместе с друзьями работал на пшеничном поле. Это была его вторая жатва. Анатолий работал на своем старом тракторе. От случайной искры вспыхнула солома. Рядом было поле еще не убранной пшеницы. Пламя могло перекинуться и туда. Анатолий Мерзлов бросился к своему трактору. Сражаясь с огнем, он погиб.

Радостью земною. И солнышком, и щедрою Пахнет хлеб… Как сладко пахнет хлеб: Любовью тружеников, весною, И нашим счастьем! День труда окреп. Душисто пахнет хлеб.

3-й чтец.

Да, наша родина – великая хлебная держава. Да, необозримы ее поля. Но всегда ли мы почтительны к хлебу? Мальчик Ногою пинающий хлеб, Мальчик, Голодных не знающих лет, Помни, Что были лихие года. Хлеб Это жизнь, а не просто еда. Хлебом клялись, За хлеб умирали Не для того, Чтоб в футбол им играли. В слове народная мудрость таится. Вот что В народе у нас говорится: “Если ты хлеб ценить перестал, Ты человеком быть перестал!”

- Ребята! Берегите хлеб! Помните, что каждый кусочек хлеба – это результат нелегкого труда хлебороба, пахаря, сеятеля!

Мне больно, когда я случайно вижу, Что хлеб недоеденный брошен бесстыже. Эй ты, попирающий корку ногою, Ты топчешь достоинство наше людское. Ты мать оскорбил, ты обиду нанес Земле, на которой родился и рос.

Звучит песня “Баллада о хлебе”.

На весенней заре Воздух свежий и синий. Постаревший отец, Седину шевеля, Говорил у крыльца Тихим голосом сыну, Провожая его Первый раз на поля.

Ты запомни, сынок, Золотые слова - Хлеб всему голова, Хлеб всему голова.

Сын пошёл, пошагал По отцовскому следу, Но война началась - Боль огня и свинца В годы бед и потерь, Добывая победу, Нёс боец по земле Завещанье отца.

Ты запомни, сынок, Золотые слова - Хлеб всему голова, Хлеб всему голова. Но случилась беда На земле незнакомой, Был он ранен в бою По холодной зиме. Пайку хлеба свою Передал он другому, А домой написал В треугольном письме.

Ты запомни, сынок, Золотые слова - Хлеб всему голова, Хлеб всему голова. На весенней заре Воздух свежий и синий. На страде посевной Гул моторов и шум. У родного крыльца Сын погибшего сына Говорил на заре Своему малышу…

Ты запомни, сынок, Золотые слова - Хлеб всему голова, Хлеб всему голова.

На сцену выходят 4 ведущих.

1-й ведущий.

Не боюсь я в стихах повториться. Хлеб не знает предела похвал, Если рожь на Руси колосится, Значит кто-то всерьез недоспал.

2-й ведущий.

Зори росные, свет полуденный, Хлеборобской заботы тропа, Перебродят и пламенем зерна, Запылают в колосьях снопа.

3-й ведущий.

Ничего нет на свете вкуснее, Благородней работы жнеца, Если рожь где-то жемчугом зреет, Кто-то трудится в поте лица.

4-й ведущий.

Не боюсь я в стихах повториться. Хлеб не знает предела похвал. Если надо кому поклониться- После мамы его бы назвал.

(Показ слайда 17)

Используемая дополнительная литература:

Виктор Карамзин “Наш хлеб”. Документальное повествование о хлебе. Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО “ПРАВДА”, 1986.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также