Методическая разработка урока литературы по теме: "Теплый хлеб" К.Г. Паустовский (5класс). Теплый хлеб тема
К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". "Тема греха и его искупления"
Разделы: Литература
Цель урока:
1) анализ произведения,
2) знакомство с понятием греха, искупления, покаяния в православном учении,
3) развитие аналитического мышления учащихся,
4) нравственное воспитание.
Задачи:
- совершенствовать навыки выразительного чтения,
- развивать умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, умение обобщать, применять ранее полученные знания при анализе художественного произведения,
- развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор.
Оборудование: портрет писателя, книги писателя, иллюстрации из Священного писания, мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр.
По ходу урока звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
Ход урока
Молюсь и каюсь, И плачу снова, И отрекаюсь От дела злого…А.К.Толстой
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока. Знакомство с эпиграфом урока. Напомнить учащимся о том, что такое эпиграф и его назначение.
III. Вступительное слово учителя о К.Г.Паустовском.
Приложение 1 (На экране проецируется портрет писателя, слайды, иллюстрирующие его биографию)
К.Г.Паустовский - известный русский писатель. Родился в 1892 году в городе Москве, но детство провел на Украине. Его семья несколько раз переезжала с места на место, сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве. Отец Паустовского служил статистиком в управлении железной дороги, и, по словам самого писателя, частыми переездами семья была обязана его неуживчивому характеру.
Учился будущий писатель в киевской гимназии, где и начал писать свои первые произведения.
По окончании гимназии в 1912 он поступил в Киевский университет, на историко-филологический факультет, затем перевелся в Московский университет, на юридический факультет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.
После гибели двух его братьев Паустовский вернулся в Москву к матери, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославле, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время начал писать свою первую повесть “Романтики”, которая вышла в свет только в 1930-х в Москве. После начала Февральской революции уехал в Москву, стал работать репортёром в газетах, оказавшись свидетелем всех событий в Москве в дни Октябрьской революции.
Во время гражданской войны служил в Красной Армии в караульном полку. Впоследствии переехал в Киев, много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете “Моряк”. Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ, живя в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку.
В 1923 Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься. Его первый сборник рассказов вышел в 1928 году. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты “Правда” и журналов “30 дней”, “Наши достижения” и других, много путешествовал по стране. Многие впечатления этих поездок воплотились в художественных произведениях.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом на Южном Фронте и писал рассказы.
В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Награждён орденом Ленина, другими орденами и медалью.
Последние годы жизни Константин Георгиевич провел в городе Таруса, который полюбил всей душой. 30 мая 1967 года К.Г. Паустовскому присвоено звание "Почетный гражданин города Тарусы". И это вполне заслуженно. Паустовский полюбил Тарусу и боролся за ее сохранение и развитие. Похоронен К.Г. Паустовский на местном кладбище на окраине города над обрывистым берегом реки Таруски.
Провожала Паустовского Россия к тихому последнему порогу. Принимались дождики косые, обмывали длинную дорогу. Широко, далёко, в тихом горе день стоял неяркий, сизый, русый. На высоком окском косогоре хоронила Паустовского Таруса.
М.Алигер
Константин Георгиевич – взрослый писатель. Его романы и рассказы внесли в нашу суровую жизнь свет, радость и надежду. Не забыл писатель и о детях, сочинив для них несколько сказок: “Растрепанный воробей”, “Стальное колечко”, “Дремучий медведь”, “Теплый хлеб” и др.
Произведения эти не совсем похожи на сказки. Так как события, описываемые в них, очень жизненные, реальные. Но в каждой сказке содержатся глубокие мысли, подтверждающие силу слова, укрепляя наш дух и мудрость христианских заповедей.
Константин Георгиевич жил в такое время, что само слово Бог, законы божьи были под запретом, рушились храмы, уничтожались священные книги. Чтобы донести до читателей мудрость Христовых заповедей, писатель прибегнул к форме притчи, назвав их сказками.
IV. Словарная работа: давайте вспомним, что такое притча? (Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание). Записать определение в тетрадь по литературе.
V. Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. Беседа по вопросам по содержанию сказки.
1) Прочитать начало сказки до слов: “…К тому же конь- раненый, пострадал от врага”.
Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно, введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали основному событию.
2) Что мы узнали о коне и о Панкрате?
3) Прочитать о мальчике Фильке.
А) Что мы узнали о Фильке?
Б) Понравился ли вам мальчик?
В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или Филиппком?
Г) Почему он живет не с бабушкой-бабулечкой, а с бабкой?
Д) Где его родители?
Е) Как обходятся старый и малый без помощи?
Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька?
VI. Работа с пейзажем. Какую картину зимы рисует автор? Строки какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж наступил…”)
VII. Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней…” до слов “На вас не напасешься христарадников…”.
VIII. Анадиз прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом эпизоде? Грех. Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня, который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде.
IX. Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод: удивительные дела в Бережках).
X. Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня?
XI. Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? Зачем бабушка рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?
XII. Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни.
XIII. Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?
XIV. Слово учителя. Филькой овладел страх. Так же когда-то испугались содеянного Адам и Ева и решили спрятаться от Бога, потому что ими овладели страх и стыд. Так же поступает и наш маленький грешник. Разве вы, когда сотворите что-то неприятное, не пытаетесь скрыть содеянное? Но Бог, ваша совесть, вездесущ. Его голос звучит в вашем сердце. И чем дольше вы скрываете свой грех, тем горше будет потом расплата и тем труднее будет преодолеть страх и стыд.
Давайте проверим на месте ли наше тело. Встаньте прямо. Поднимите головы вверх. А теперь делаем наклоны головы к плечам, вращаем головой. Молодцы! У всех есть голова на плечах! Поднимаем плечи вверх. Теперь выпрямим спину, сведем лопатки вместе, представим, что зажали лопатками грецкий орешек и расколем его. Итак, спины у всех прямые? Молодцы! Давайте проверим на месте ли наши руки. Подняли их вверх, опустили. Делаем вращения кистями рук. Сжимаем и разжимаем пальцы. Почувствуем наши ноги. Делаем приседания. Молодцы! Тело у всех на месте. Садитесь.
Учитель: А мы продолжаем беседу о том, что же случилось с героем сказки К.Г.Паустовского.
XV. Что же происходит в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке? Читаем эпизод со слов “ Ночью он слез c печи…” до слов “..Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу”.
XVI. Выделить ключевые слова в абзаце, описывающем состояние мальчика на пути к мельнице. (Воздух синий, страшный; воздух замерз; черные ивы; воздух колол грудь; тяжело шел, заржал и забил копытом раненый конь). Долог и сложен путь нашего героя к покаянию.
XVII. Что происходит потом? Чистосердечно ли устыдился содеянного Филька? (Да. Он не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде). Почему в сказке К.Паустовского не происходит то, что случается в обычной жизни, когда вас за ваши проделки прощает мама или бабушка?
XVIII. Слово учителя. Как Филька искупил свой грех, вы дочитаете дома. А сейчас мы с вами попытаемся представить, какой труд совершает душа человеческая на пути к покаянию, искуплению греха. Этот путь похож на лестницу, и каждая её ступень очищает совесть, очищает от гнета вины. Приложение 1 (Весь последующий рассказ учителя иллюстрируется слайдами на экране).
Самая первая ступень – это осознание своего греха, стыд за неправедное дело (а также слово или даже мысль, намерение). Надо глубоко прочувствовать свою вину и понять, что ты нарушил какую-то заповедь Божию, а значит, сотворил зло.
Вторая ступень, на которую очень нелегко подняться, так как потребуется большое напряжение воли, - это преодоление страха наказания и стыда пред людьми, которые узнают о твоем проступке.
Следующая, еще более трудная ступень - чистосердечное раскаяние и покаяние перед теми, кого ты обидел, это нелегко, так как нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что этим ты себя унижаешь. На самом же деле ты только возвышаешься в глазах людей и, прежде всего, пред своей совестью. Искренним покаянием ты совершаешь великий акт духовного очищения – и тебе становится легко и весело.
Однако не всем и не всегда удается подняться на четвертую ступеньку покаяния - искупления, исправления греха. Дурное совершается бездумно, легко и быстро, а вот исправить зло можно только большим трудом.
Пятая, самая высокая ступень, благодарность за урок. Кого же мы должны благодарить и каким образом? Подумайте над этим дома и ответ напишите в тетрадь по литературе.
Учитель:
Слова умеют плакать и смеяться. Приказывать, молить и заклинать. И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят.
Так писал о силе слова и дурного поступка поэт Я.Козловский.
Злое дело обязательно нужно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому. И, главное, бережно обращаться со словом. Господь всех людей наделил даром слова. Благодаря этому дару мы можем общаться, понимать друг друга, договариваться между собой, учиться всему доброму и полезному. Но греховная природа человека толкает его на извращении красоты речи. И тогда слово из доброго помощника, лекаря превращается во врага. Словом можно ранить и даже убить, как пулей или ножом. И поэтому с ним надо обращаться бережно, вдумчиво. И поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой.
“Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей”, - учит нас великий Л.Толстой.
Нельзя быть равнодушным, нельзя опускать руки перед злом. Бороться с ним единственно доступным для нас оружием – словом. Вся русская литература, начиная с древности, пропитана идеями и традициями православия, основывается на библейских и евангельских учениях. Именно в православии восторжествовала свобода выбора: человек сам избирает путь праведности или греха, но и, согрешив, может победить свой грех духовным усилием, нравственным борением. Человек не может предугадать, к чему приведут его поступки. Но все равно он должен поступать разумно, нравственно. Недаром эпикурейцы говорили: “Чтобы быть счастливым, нужно иметь здоровое тело и чистую совесть. Как иметь здоровое тело, вам об этом любой врач скажет, а как насчет совести: Не совершайте преступлений, и вас не будут мучить угрызения совести”.
Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова:
На доброе слово Не надо скупиться. Сказать это слово- Что дать напиться. Со словом обидным Нельзя торопиться, Чтоб завтра Себя самого не стыдиться.
Выставление оценок активно работавшим учащимся
XX. Домашнее задание: дочитать сказку, письменно ответить на вопрос “Кого и как мы должны благодарить за уроки жизни? ”
Список литературы
- М.Алигер, “Сборник стихов”, Москва, Просвещение, 1975 г.
- И. М. Бондаренко Таганрог в литературе. Таганрог, Лукоморье, 2007.
- Википедия.
- С.Ф.Иванова “Введение во храм слова”, “Отчий дом”, Москва, 2006.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тема: Главная проблема произведения Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» - проблема доброты.
Тема: Главная проблема произведения Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» - проблема доброты.
Цели:
Метапредметные:
Развивать личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.
Развивать коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.
Формировать познавательные УУД: уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.
Формировать регулятивные УУД: уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.
Предметные цели:
-Совершенствовать навыки анализа художественного текста с точки зрения использования средств речевой выразительности;
-Совершенствовать навыки выразительного чтения;
-Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.
Тип урока: изучение нового материала и закрепление знаний.
Оборудование: учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор, использование ИКТ, компьютерная презентация.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
У:На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией писателя Константина Георгиевича Паустовского и работали над его произведением «Тёплый хлеб».Сегодня мы продолжим с вами эту работу.
Для начала давайте вспомним содержание этого произведения
Чтобы вспомнить, ответьте на вопросы теста
1) Почему конь остался в деревне? А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
В)Конь не захотел идти дальше.
2) Какая кличка была у Фильки? А) «Ничего не знаю».
Б) «Да ну тебя!».
В) «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата.
Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? А) Началась метель.
Б) Было наводнение.
В) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер.
Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.
7) Когда заработала мельница? А) Вечером.
Б) Она сломалась навсегда.
В) Летом, когда потеплело.
8) Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него прощения
Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
В) Он покормил его морковкой.
Проверка. Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б,
У.Посмотрите на тему сегодняшнего урока. О чём мы сегодня будем говорить ?Обратите на каждое слово, которое является ключевым.( Главная проблема произведения - ) Говорить будем о главной проблеме произведения и о жанре произведения. Начнём с жанра.
-Чем является по жанру?
- Какой сказкой является это произведение?
-По этому вопросу провела небольшую исследовательскую работу…(Выступление обучающегося Автором является конкретное лицо –, писатель Произведение существует в письменной форме У сказки только один вариант)
Переходим к следующему ключевому слову. Будем говорить о главной проблеме сказки. Но сначала определим её. Прежде чем вы дадите ответ, прослушайте внимательно песню. (Песня «Дорога добра»)
-Так какая же главная проблема сказки «Тёплый хлеб» (Проблема доброты)
Учитель: А давайте, ребята, вспомним типы сказок.( Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка).
Учитель: К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»?(Социально-бытовая сказка)
Учитель: Хорошо. Типы сказок вспомнили. Раз это сказка социально-бытовая, то главные герои такой сказки люди. На поступках какого героя в этом произведении раскрывается проблема доброты?(Филька) Именно какие герои помогают раскрыть её глубже. Составить на доске кластер(Филька, конь, бабушка, Панкрат, жители Бережков)
--С чего начинается основное действие, где завязка конфликта?(Ф. обидел коня)Продолжите
Грехи Фильки. Продолжи предложения:1) обзывал (коня) «дьяволом», «христарадником»;2) ударил по губам;3) кинул хлеб на землю;4) не поделился с голодным и нуждающимся – Как вы оцениваете поступок Фильки? (Филька все сделал не задумываясь, потому что был неласковым, равнодушным к окружающим, недаром прозвали «Ну тебя», у него было холодное сердце). – Что последовало за его злобным поступком? (За людскую злобу природа наказала жителей деревни: наслала лютый мороз, грозя неминуемой смертью от холода и голода) Именно с этого момента начинается трудный путь Фильки к добру. - Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить). -Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике). Давайте вспомним, о чём поведала бабушка.(Один ученик рассказывает бабушкину притчу). - Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (Он себя сравнил со злым мужиком). - А как мальчик вёл себя? (Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину). Почему умер злой мужик? (от охлаждения сердца) А у какого сказочного героя ещё было ледяное сердце? Но Кая спасла Герда. У Фильки бы тоже «замерзло сердце», если бы он…. Не понял свою ошибку, не осознал свою вину. . Что произошло с Филькой после рассказа бабушки? (Он задумался, заплакал, просил совета). Паустовский показывает, если осознать свою вину, можно каким-то образом ее исправить. - Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня). - А почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться? (Она сказала: «…надеяться надо». Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное – поймёт: только добрые поступки могут искупить зло. |
– Совершить зло очень легко, а раскаяться, искупить вину могут лишь немногие.
-как же это делает Филька?(Рассказ о посещении Ф. Панкрата и его дальнейшие действия)
РАБОТА НАД ФИНАЛОМ СКАЗКИ.
1.Выразительное чтение отрывка.(4 человека)
-- Ребята, тяжело просить прощение, прощать?
-Легко Фильке было это сделать?
- простил Фильку конь?
- У Л.Н.Толстого есть выражение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.
Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.
---- Изменился ли Филька?
!!! (Да, он стал добрее, ответственнее, научился переживать за всех жителей деревни, жить с ними в мире).
Перед вами лежат заготовленные части таблиц, которые нам нужно будет сейчас заполнить на доске. Прикрепите свою заготовку в нужный столбик.(Да ну тебя –Филька, невежа, злой, вредный, : любовь, чуткость, доброта, сердечность, отзывчивость, милосердие, забота, помощь, человечность ,жестокий,.. молчаливый. Недоверчивый, деятельный,)
Как хорошо, что Филька понял, что натворила его грубость, и был готов исправить совершенное им зло. Нелегкое ему предстояло дело — изобрести спасение от стужи, однако мальчик справился с ним.
Филька нашел спасение, помирился с конем, и зло отступило. Как ни трудна была борьба мальчика с самим собой, он правильно понял, что корни зла всегда сидят внутри человека и руководят его словами и действиями. Я думаю, конь преподал мальчику хороший урок, и Филька теперь будет гораздо добрее и внимательнее к себе и к другим
Итак, ребята, что победило в сказке: добро или зло?
Чему нас учит это произведение?
Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому
Нужно быть добрыми, отзывчивыми.
: Не причинять другим вреда, обиды.
: Отвечать за свои поступки, слова.
: Не бояться просить прощения, прощать
детское сердце не должно становиться холодным,
-надо всё делать сообща,
-совершать добрые поступки,
-надо быть милосердными, добрыми.
Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы соотнести с поступками героев этой сказки. Выберите те, которые , по вашему мнению, относятся к теме сегодняшнего урока.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Делу-время, потехе- час.
Встречают по одёжке, проважают по уму
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.
6. Нет ничего отважнее, чем победа над собой
. В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа.)Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
Человек становится добрым только среди добрых людей.
Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
Злой человек вредит прежде всего самому себе
Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.
--Перед вами карточки и цветные карандаши, дайте цветовую характеристику героям.Звучит песня кота Леопольда
Конь
Да ну тебя
Филька
Панкрат
Заполните карты самоконтроля.
Фамилия, имя
Мои ответы
Я ставлю себе за работу
Тема урока понятна/ непонятна
Урок для меня полезен / бесполезен
Я понял, что___________________________________________________
- Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).
Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова (всего их 7).
Нагретый, дающий или содержащий тепло.
Не знающий морозов, южный.
Хорошо защищающий тело от холода.
Имеющий отопление.
Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу,
- В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки?
- Какой приём использует автор? (эпитеты). Хлеб – это общее дело, это объединение людей в трудную минуту, это доброта, которая так нам необходим
ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, всё же
Мы вслух произносим его.
VI.Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
Разгадывание кроссворда
Вопросы
Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя? (Филька).
За что бабка часто выговаривала Фильке? (Неласковость).
Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег? (Злорадный)
Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки? (Жестокость)
Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик? (Страх)
Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)
Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан? (Помощь)
Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела? (Тепло)
Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом? (Дружба)
Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки? (Доброта)
Вопросы
Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя?
За что бабка часто выговаривала Фильке? .
Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег?)
Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки?
Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик?
Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью?
Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан?
Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела?
Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом?
Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки?
Фамилия, имя
Мои ответы
Я ставлю себе за работу
Тема урока понятна/ непонятна
Урок для меня полезен / бесполезен
Я понял, что___________________________________________________
____________________________________________________________________________
Фамилия, имя
Мои ответы
Я ставлю себе за работу
Тема урока понятна/ непонятна
Урок для меня полезен / бесполезен
Я понял, что___________________________________________________
________________________________________________________________
Фамилия, имя
Мои ответы
Я ставлю себе за работу
Тема урока понятна/ непонятна
Урок для меня полезен / бесполезен
Я понял, что___________________________________________________
Фамилия, имя
Цветовая характеристика героев
Конь
Да ну тебя
Филька
Панкрат
___________________________________________________________
Фамилия, имя
Цветовая характеристика героев
Конь
Да ну тебя
Филька
Панкрат
_________________________________________________________________
Фамилия, имя
Цветовая характеристика героев
Конь
Да ну тебя
Филька
Панкрат
_____________________________________________________________
Фамилия, имя
Цветовая характеристика героев
Конь
Да ну тебя
Филька
Панкрат
. В каком из предложений содержится главная мысль сказки
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
(Обведите кружком номер правильного ответа.)1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
2…Человек становится добрым только среди добрых людей.
3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
4. Злой человек вредит прежде всего самому себе
______________________________________________________________
. В каком из предложений содержится главная мысль сказки
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
(Обведите кружком номер правильного ответа.)1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
2…Человек становится добрым только среди добрых людей.
3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
4. Злой человек вредит прежде всего самому себе
______________________________________________________________
. В каком из предложений содержится главная мысль сказки
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
(Обведите кружком номер правильного ответа.)1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
2…Человек становится добрым только среди добрых людей.
3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
4. Злой человек вредит прежде всего самому себе
______________________________________________________________
. В каком из предложений содержится главная мысль сказки
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
(Обведите кружком номер правильного ответа.)1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
2…Человек становится добрым только среди добрых людей.
3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
4. Злой человек вредит прежде всего самому себе
______________________________________________________________
. В каком из предложений содержится главная мысль сказки
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
(Обведите кружком номер правильного ответа.)1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
2…Человек становится добрым только среди добрых людей.
3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
4. Злой человек вредит прежде всего самому себе
______________________________________________________________вредный
Любовь
Чуткость
доброта
сердечность
отзывчивость
милосердие
забота
помощь
человечность
жестокий
молчаливый
Недоверчивый
Да ну тебя
Филька
Невежа
Злой
- Какой сказкой является это произведение? Доказать.
Пересказать бабушкину притчу
(Рассказ о посещении Фильки Панкрата и о его дальнейших действиях)
Виды сказок
Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?
Изменился ли Филька в конце сказки ?Как?
Чему нас учит это произведение?
kopilkaurokov.ru
Сочинение Теплый хлеб Паустовсого 5 класс
Мне очень понравился рассказ Паустовского с красивым названием "Теплый хлеб". Он похож и на сказку, и на притчу, и на историю из жизни. Рассказ очень поучительный. Все мы знаем, мол, хлеб всему голова. И еще понятно, что нельзя смеяться над больным и несчастным. Даже если он - конь. Тем более, если так и есть! Мне всегда очень жаль животных.
Автор рассказывает, как мальчик Филька, который постоянно всем недоволен (всем говорит: "да ну"), посмеялся над старым конем. А животное это, между прочим, было героическое. Его еще в войну, глушенного на поле боя, его пришлось оставить мельнику. Прокормить тот коня не мог, хоть и вылечил. И вот конь этот однажды попросил корочку хлеба у Фильки, а тот бросил ее в снег.
Посмеялся - и над хлебом, и над несчастным конем. Сразу метель поднялась, Фильке в глаза снег бросила. И грянули такие холода, что вода замерзла. И давно мельница не давала муки. Голод наступил. Даже голодные мыши из погребов полезли от холода. Оказалось, что когда-то житель этой же деревни бросил одноногому солдату плесневую корку хлеба, чтоб посмеяться. И тоже наступил смертельный холод... И даже когда он прошел, осенью урожая не было.
Филька не признался бы, конечно, даже бабушке, что поверил в легенду. А сам ночь не спал - переживал. Не выдержал и пошел совета просить у мельника. Они, я слышала, колдунами всегда считаются. Да это и был хозяин коня.
Чтобы спасти всех от проклятья, Филька решает поднять всю деревню на то, чтоб разбить лед у мельницы. И у них получается! Сорока еще, как говорят, на хвосте принесла потепление! А коню он дает теперь теплый свежий хлеб. Рассказы о животных всегда особенно трогают. Можно посмотреть бои без правил, на которые так родители ругаются, и только посмеяться. Но как только читаешь о щенке, которого выбросили, сразу расстраиваешься, хочется как-то помочь. Не тому щенку, но какому-нибудь другому зверю.
5,6 класс
Теплый хлеб Сейчас читают:- Образ и характеристика помещика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение
Нельзя не сказать, что одним из ключевых моментов в знаменитом произведении "Кому на Руси жить хорошо" отдано двум совершенно разным сословиям, которые существовали в истории России, это дворянство и духовенство. Оба этих сословия считались довольно
- Сочинение на тему 1 сентября День знаний
Вот и наступила осень! Я подумал о том, что только вчера было лето, каникулы, походы на речку. Но осень это не только желтые и красные кленовые листья и увядание природы, это 1 сентября.
- Образ и характеристика Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс
Одно из всемирно известных произведений в прозе Пушкина Александра Сергеевича «Капитанская дочка» рассказывает о жизни дворян при подавлении крестьянского бунта при Екатерине II. Пётр Андреевич Гринёв — один из главных героев исторического романа.
- Сочинение на тему Опыт сын ошибок трудных
Еще Александр Сергеевич Пушкин писал, что «опыт, сын ошибок трудных». И до сих пор эту строку любят говорить люди. Эта поэтическая строка отсылает нас к одной из самых популярных поговорок: «На своих ошибках учатся».
- Сочинение Нужны ли сочувствие и сострадание
Все люди просто обязаны обладать этими житейскими качествами, которые делают нашу непростую жизнь более простой и надежной, но к сожалению, это дано не каждому человеку, а это очень жалко, так как чем больше людей, которые могут сочувствовать
- Один день из жизни Обломова сочинение
В самом начале данной поэмы автор показывает окружающим самый простой и непримечательный день главного героя Обломова. Проснувшись после ночи утром, Илья Ильич мыслил лишь об одном, что нужно подыматься с постели, но стоит заметить он не спешит вставать,
uchim-klass.ru
Теплый хлеб (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Как часто в жизни мы, не задумываясь, раним других. Как много может спасти одно доброе слово, один сострадательный поступок. Возможно, именно эту идею хотел донести до читателя Паустовский рассказом «Теплый хлеб».
Главный герой рассказа, Филька по прозвищу «Ну тебя!», — мальчишка с очень непростым характером. Филька недоверчив, несговорчив, всем грубит, даже старенькой бабушке. До поры до времени его грубости сходят ему с рук, но только до тех пор, пока мальчик не обидел раненого коня, любимца всей деревни.
Конь был ранен на войне, много работал, и его все подкармливали, чем могли. Однако Филька и с конем обошелся грубо и неласково, ударив бедное животное по губам, когда конь потянулся за филькиным хлебом. Волшебные силы наказали злого мальчишку, а разом с ним и всю деревню: посреди начавшейся было теплой весны налетел лютый мороз. Замерзла река, невозможно стало запустить мельницу, а для деревни это грозит настоящим голодом, потому что запасы муки у жителей подошли к концу.
Природа ответила людям на злобу и черствость! Люди недоумевают, за что их постигла такая кара, один только Филька знает, что он виноват, он обидел ни в чем не повинное животное. Как исправить ошибку, как вернуть тепло в деревню? Мальчишка понимает, что он мал и слаб, чтоб воевать против лютой стихии, однако и выбора у него нет. Филька решает, что должен расколотить лед и дойти до воды, чтобы запустить мельницу.
На помощь мальчику приходят соседские ребята, а там и старики, и женщины. Природа сжалилась над жителями деревни: чем ближе подбираются они к воде, тем теплее становится воздух. Наконец, заработала мельница, намололи муки, а в деревне так вкусно запахло теплым хлебом.
Полный раскаяния Филька идет просить прощения у коня. По сути, и лед он колол, и тепла ждал только ради того, чтобы попросить прощения, чтобы угостить коня хлебом. Конь, напуганный прошлым поведением мальчика, сначала боится, но потом все же принимает угощение, и Филька счастлив. Таким образом происходит трансформация характера главного героя: Филька одерживает победу над собственным эгоизмом, жадность уступает место щедрости и открытости.
Наверняка главный герой рассказа вынес для себя важный урок из этой истории. Скорее всего, впредь он будет добрее к окружающим. Филька понимает теперь, что все в мире взаимосвязано, и один плохой поступок может привести к тяжелым последствиям для многих, равно как и один добрый поступок может многое спасти.
Посмотрите эти сочинения
- О чём заставляет задуматься сказка «Тёплый хлеб» Прекрасна и добра небольшая "сказка" Константина Паустовского под уютным домашним названием "Теплый хлеб". Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость сюжета, несколько народный язык, короткие, но красочные описания природных явлений, - это настоящее произведение литературы художественной. И оно, наравне с многотомными романами, заставляет читателя остановиться, задуматься, что-то для себя решить. Над чем задуматься? Что именно решить? Об этом - ниже. Пойдем от меньшего - к большему. Главную идею оставим […]
- Заячьи лапы (сочинение) Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» - именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
- О чем заставляет задуматься рассказ «Телеграмма» Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
- Корзина с еловыми шишками (сочинение) В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением. Читая это легкое жизнеутверждающее произведение, понимаешь, что самые лучшие в жизни вещи даются человеку бесплатно. Главные герои этого произведения, композитор Эдвард Григ и маленькая девочка Дагни, дочь лесника, знакомятся в лесу. Композитор просто гуляет, любуясь неповторимым осенним пейзажем, а […]
- Телеграмма (сочинение) Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываешь, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное. Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского «Телеграмма». Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Настя родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучила и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что в деревню она не приезжает годами. Жизнь не стоит […]
- Гипербола как основной прием повести Гоголя «Тарас Бульба» Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» посвящена героической борьбе украинского народа против чужеземцев. Образ Тараса Бульбы эпичен и масштабен, главным источником при создании этого образа был фольклор. Это украинские народные песни, былины, сказки о богатырях. Его судьба показана на фоне борьбы против турецкого и татарского владычества. Это положительный герой, он является неотъемлемой частью казачьего братства. Он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры. Портрет […]
- Мои воспоминания о степи Казахстана Так получилось, что довелось мне поехать в степь Казахстана по приглашению одного знакомого. По правде сказать, дорога выдалась тяжелая, но когда мы добрались до места, усталость ушла сама собой. Сразу перед моим взором открылось безлесье огромнейшей равнины, покрытой травянистой растительностью. Такого я еще не видел в своей жизни, ведь прожил практически все время в небольшой деревушке. Все обширное пространство степи, словно ковром, покрыто удивительными растениями, о которых я читал в книгах: типчаком, […]
- Анализ оды Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны» М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова. Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира: Царей и царств земных […]
- Какие люди мне нравятся (сочинение) Самое главное в жизни человека - это понять себя, найти свою внутреннюю гармонию. Для этого нужно разобраться - почему одни люди мне не нравятся, а других я обожаю. Как так бывает? Почему некоторых я считаю своими лучшими друзьями, а некоторых просто хорошими знакомыми? Почему приходит разочарование в своих близких? Есть такие люди, которые меня вовсе раздражают и я их терпеть не могу. У меня очень много знакомых и друзей. С некоторыми я дружу с детского сада. И это чудесно, когда есть о чем поболтать, когда […]
- Философская лирика Тютчева Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения. Как поэт Тютчев сложился на рубеже 1820–1830‑х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», […]
- Конь с розовой гривой (сочинение) В рассказах Виктора Астафьева очень часто поднимается тема детства. Читая рассказ «Конь с розовой гривой», сразу погружаешься в чарующий мир, где земляника кажется особо вкусной, где так хочется завоевать авторитет у ребятишек из соседнего двора, и так боишься рассердить бабушку. Название рассказу дал прекрасный пряничный конь, о котором мечтает герой повествования. Этот конь необычайно красив, у него розовая грива и розовые копытца, а сам он белый-белый. Его можно прятать за пазуху и слышать, как он там […]
- Образ России в лирике Есенина Тема Родины — одна из главных в лирике великого русского поэта Сергея Есенина. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, «озерной тоски» есенинская мысль прошла долгий и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Родиной поэта было село […]
- Изображение «жестоких нравов» «темного царства» («Гроза») Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
- «Записки охотника» и их место в русской литературе Немаловажными оказались издания и для истории русской литературы, в частности для истории распространения «Записок охотника» среди русских читателей. Еще не обращалось внимания на тот факт, что наиболее широкое распространение и популярность этой книги Тургенева в различных западноевропейских литературах. Сам Тургенев не случайно очень интересовался впечатлением, которое произвели «Записки охотника» именно в этих странах,- по известности критиков, впервые обративших здесь на «Записки» свое сочувственное внимание, […]
- Сравнительная характеристика И. И. Обломова и А. И. Штольца Роман И.А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, что маленького Илью все любили, ласкали, не давали ничего делать самому, хотя вначале он рвался сделать все сам, но тут прибегали его […]
- История государства Российского в баснях Крылов Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. […]
- Как я могу помочь природе (сочинение) Задавали ли вы когда-нибудь себе вопрос: «А как я, конкретный человек, могу помочь природе?» Говорить общие фразы о важности взаимодействия человека и природы, о том, что мы – это неотъемлемая частичка природной среды, о потребительском отношении к ней и даже о серьезных экологических проблемах – довольно легко. А вот что-то делать, пусть не во вселенских масштабах, но постоянно – довольно сложно. Начнем с самого простого. Побыл на лоне природы – убери весь мусор за собой. Трудно? Нет. Но почему же тогда в […]
- Ольга Ильинская и Обломов (сочинение) Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом […]
- Базаров и «накипь нигилизма» Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева «Отцы и дети». Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. […]
- Наташа Ростова – любимая героиня Толстого Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
resoch.ru
Сочинение по сказке Теплый хлеб Паустовского 5 класс рассуждение
Удивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость разрушительна не только для самих людей, но и для окружающей флоры и фауны. От подлости и гнева страдает природа и ее обитатели.
И как в любой хорошей сказке добро побеждает зло. Вот и в сказке Теплый хлеб победило добро. Автор показал читателю, что совместный труд объединяет и облагораживает человека. Что зло не может устоять, когда за дело берутся люди с горячим и чистым сердцем, готовые принести себя в жертву во имя добра и благополучия других людей. Что никогда не поздно измениться в лучшую сторону. Так и у нашего героя Фильки холодное сердце оттаяло и превратилось в горячее, готовое прийти каждому на помощь. И вся деревня увидела это, увидел и это раненый конь, и простил все обиды. И я думаю, что в будущем они будут лучшими друзьями, готовые прийти на помощь ко всем нуждающимся.
Теплый хлеб самая поучительная и добрая сказка. Читая ее, ты начинаешь осознавать, что добро это самая сильная вещь, способное творить чудеса.
В рассказе главный герой мальчик по имени Филька был нелюдимым и злым ребенком. На все просьбы соседских мальчишек помочь им в чем – то он отмахивался одной и той же фразой «Да ну тебя!». Так и прозвали его «Да ну тебя!». Однажды в эту деревню прибился раненый конь, его приютил у себя мельник Панкрат. Он вылечил коня и оставил его у себя, конь усердно помогал своему спасителю ремонтировать мельницу. Но мельник был беден и не мог в достаточной мере прокормить своего помощника. И конь вынужден был ходить по людям в поиске еды.
Однажды животное забрело во двор к Фильке в надежде, что тот его накормит, а Филя вместо этого подло подшутил над ним. Ударив его по губам и не угостив хлебом, втоптал его в снег. Обида и печаль охватили горьким смерчем бедного коня, и он так жалобно и досадно заржал, что казалось, сама природа не смогла остаться безразличной к страданиям бедного животного. В это мгновение на деревню налетел жуткий и холодный ветер, принося с собой, лютую стужу. Все вокруг заледенело, от сильного мороза даже мельница перестала работать. Из-за этого жители деревни были обречены на голодную смерть. Виновник этого происшествия, мальчик Филька очень испугался того, что натворил и всеми силами пытался с помощью других деревенских мальчишек изменить ситуацию.
5 класс. Чему учит и чем интересна сказка
Другие сочинения:Теплый хлеб Паустовского
Несколько интересных сочинений
- Чему учит рассказ Муму сочинение
С большим удовольствием и буквально на одном дыхании прочитала произведение Тургенева «Муму». Рассказ очень легко читается и быстро улавливается суть прочитанного текста. В нем раскрывается тема о бесправии крестьян и жестокое отношение к ним
- Ромадин Н.М.
- Сочинение на тему Осень - мое любимое время года
Осень всем известна как очень дождливая пора. Не всем приятно после не длительной прогулки приходить домой в промокшей насквозь одежде
- Сочинение Неуверенность в себе 15.3 ОГЭ 9 класс (рассуждение)
Каждый хоть раз в жизни испытывал чувство страха, возникающее вместе с необходимостью принять какое-либо решение. Это и есть неуверенность в себе. С появлением страха перед неизвестностью мы стремимся защитить себя
- Сочинение Путешествие моей мечты
Что может лучше и прекраснее путешествий? Наверняка, что ничего! Ведь путешествие лично для меня – это приобретение нового опыта, знакомство с прекрасными людьми, посещение замечательных мест
sochinite.ru
Сказка «Теплый хлеб» К. Паустовского (сочинение) | краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн
«Теплый хлеб» очень мало походит на сказку, ведь и деревня Бережки, и главный герой — мальчик Филька, и старый мудрый мельник Панкрат могли существовать на самом деле. А страшная метель и трескучий мороз, вызванные грубым и необдуманным поступком Фильки, вполне могли оказаться обычным совпадением. Обычным — да не совсем.
О чем же идет речь в этой странной сказке? Старый мельник Панкрат вылечил раненного в ногу боевого коня, которого оставили в деревне проходившие кавалеристы. Конь же, в свою очередь, терпеливо помогал мельнику чинить плотину — на дворе стояла зима, мука у людей заканчивалась, поэтому нужно было во что бы то ни стало поскорее отремонтировать мельницу.
Жил в этой деревне мальчик Филька, который был «молчаливый, недоверчивый» и, как говорила его бабушка, «неласковый», частенько мог ответить грубым словом. И Филька, не подумав, обидел коня: не захотел поделиться с ним хлебом, накричал, забросил хлеб далеко в рыхлый снег, а коня «наотмашь ударил по губам». И в это мгновение вдруг поднялся ужасный ветер, повалил снег. Метель лишь к вечеру начала стихать, и страшный мороз сковал воду в реке до самого дна. Это грозило людям в деревне голодной смертью — муки не было, а мельница без воды не могла работать.
Филькина бабушка рассказала притихшему и напуганному мальчику, что такой же лютый мороз упал на деревню сто лет назад, когда злой человек незаслуженно и горько обидел старого солдата-калеку. Земля после того мороза на десять лет превратилась в пустыню — не цвели сады, высохли леса, попрятались и разбежались звери и птицы. А злой человек умер «от охлаждения сердца».
Заныло сердце у Фильки от сознания своей вины, понял мальчик, что только ему под силу исправить совершенную ошибку, но он не знал как. Бабушка была уверена, что об этом должен знать Панкрат, ведь «он старик хитрый, ученый».
Ночью, не побоявшись трескучего мороза, побежал Филька к мельнику, и тот посоветовал ему «изобрести спасение от стужи». Тогда вина и перед конем, и перед людьми будет заглажена, и Филька снова станет «чистым человеком». Думал мальчик, думал и придумал собрать наутро ребят со всей деревни с топорами и ломами для того чтобы колоть лед на реке у мельницы, пока не покажется вода. Так и поступили. Собрались на рассвете люди со всей деревни помогать ребятам, извинился перед ними Филька, как мог, и все принялись за работу. Вскоре потеплело, дело стало продвигаться быстрее, и добрались люди до воды. Повернулось колесо мельницы, принесли женщины немолотое зерно, и полилась из-под жернова горячая мука. Все были рады, а Филька больше всех. Но оставалось у него еще одно дело, глубоко в сердце сидела заноза вины перед незаслуженно обиженной лошадью. Материал с сайта //iEssay.ru
По всей деревне в этот вечер пекли пахучий сладкий хлеб с румяной корочкой. Наутро Филька взял буханку теплого хлеба, прихватил друзей для поддержки и пошел к коню мириться. Он разломил буханку, круто посолил ломоть и протянул его лошади. Но конь, помня несправедливые слова, хлеба не взял и попятился. Филька испугался, что конь не простит его, и заплакал. Добрый Панкрат успокоил лошадь и объяснил, что «мальчик Филька не злой человек». Так было заключено торжественное перемирие, конь съел хлеб, а прощенный мальчик был счастлив.
Мне кажется, что Паустовский сумел очень многое рассказать о взаимоотношениях людей, об их ответственности за свои слова и поступки. Все в мире взаимосвязано, и последствия Филькиных действий в начале сказки пришлось исправлять, привлекая на помощь людей всей деревни. Рассказ учит нас быть добрыми, отзывчивыми и не бояться просить прощения за причиненные другим обиды.
На этой странице материал по темам:- сочинение тёплый хлеб паустовский
- сочинение в чем смысл сказки теплый хлеб
- к.г.паустовский теплый хлеб
- к.паустовский теплый хлеб картинки
- краткий пересказ на тему тёплый хлеб
iessay.ru
"Теплый хлеб" К.Г. Паустовский (5класс)
Конспект урока литературы
Тема 5 класс: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке.
Тема урока: « К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке»
Цели урока
Образовательные:
- актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, рассказах, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях;
- формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев;
- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
- обучение обобщению прочитанного, услышанного.
Воспитательные:
- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.
Развивающие:
- расширение словарного запаса учащихся;
- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;
- развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.
Тип урока: комбинированный.
Формы и способы организации деятельности на уроке: фронтальный опрос, выборочный пересказ, выразительное чтение, выборочное чтение, индивидуальная исследовательская работа.
Методические приемы: беседа, словарная работа, чтение и анализ прочитанного.
Оборудование урока: портрет К.Г. Паустовского, учебник-хрестоматия, карточки с заданиями.
Словарная работа:
Осокорь , яр, нравственный ,зарубка, пустельга.
Ход урока:
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
1 Этап. Создание коллаборативной среды Психологический настрой.
5классу
В сказке радость побеждает,Сказка учит нас любить.В сказке звери оживают,Начинают говорить.В сказке все бывает честно:И начало, и конец.Смелый принц ведет принцессуНепременно под венец.Белоснежка и русалка,Старый карлик, добрый гном –Покидать нам сказку жалко,Как уютный милый дом.Прочитайте сказки детям!Научите их любить.Может быть, на этом светеСтанет легче людям жить.
ЭПИГРАФ УРОКА:
За добро плати добром, не будь пустельгой. К.Г. Паустовский
Пустельга – хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек.
Что означают эти слова, ребята?
1. Проблемный вопрос
- Вы знаете уже много сказок: в детстве вам читали их родители и бабушки, потом вы полюбили читать их сами. И вот сегодня мы продолжим путешествие по удивительной сказочной стране. Как вы думаете, все ли вы знаете о сказках?
Что такое сказка?
Ученик «Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».
2. Объявление темы и целей урока: Открываем тетради, записываем число и тему урока. На доске.
Работа с текстом с использованием методического приёма инсерт.
2 Этап «Биографический»
- Сейчас, работая с текстами, вы получите дополнительную информацию об этом удивительном человеке, К.Г Паустовском. Результатом совместной работы должен стать кластер, содержащий основные черты Паустовского-писателя.
Работать будем в малых группах по 2-3 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос
1группа создать проект «Биография Паустовского»(разрез материал наклеить на постер) выступить спикеру от группы
1.Константин Георгиевич Паустовский – русский писатель, известный своими рассказами о природе для детей. Родился 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной семье выходцев из Украины. 2.Когда ему было 6 лет, семья вернулась в Киев, где он окончил 1-ую городскую гимназию. 3.Затем будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. 4.Через пару лет он опять переехал в Москву и перевелся на юридический факультет.
Судьба часто забрасывала Паустовского то в Киев, то в Москву. В своем автобиографическом рассказе он признавался, что именно в Киеве развилась его журналистская и литературная карьера. Первая мировая война вынудила его прервать учебу. Он работал кондуктором, полевым санитаром, затем на различных заводах. В 1917 году с началом Февральской революции работал репортером в московских газетах. Во время гражданской революции вернулся вновь в Киев, где были его мать с сестрой. Двое братьев писателя погибли во время Первой мировой войны на фронте. В годы Великой отечественной войны он работал военным репортером и параллельно писал рассказы.
2 группа
Создать проект «Творческий путь писателя»
1.Мировая известность к Паустовскому пришла в середине 1950-х, когда он начал путешествовать по странам Европы и прожил некоторое время на острове Капри.2. В 1965 году выбирался в кандидаты на Нобелевскую премию, которую затем выдали М. Шолохову. 3.Некоторое время писатель занимался преподавательской деятельностью в Институте им. Горького.
4.Первый сборник рассказов Паустовского под названием «Встречные корабли» вышел в 1928 году.
5.Затем последовал роман «Блистающие облака», который был напечатан в 1929 году в Харькове. 6.Однако наибольшую известность писателю принесла повесть «Кара-Бугаз». 7.Повесть была написана на основе реальных событий и сразу же выдвинула автора в первые ряды советских писателей. 8.В 1946 году был написан Рассказ «Телеграмма», 70 лет назад. А создаётся впечатление, что он создан в наши дни, так актуальна тема, о которой говорит Паустовский. Основная тема рассказа – отношение родителей и детей. Какое бы время мы не взяли, всегда у всех народов мать – святыня. Рассказ оставляет «зарубки на сердце» и заставляет нас задуматься о матери, о том, как мы, дети, порой относимся к матерям и как должны относиться.9.Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.
Минута релаксации
- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?
– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, как люди должны относиться друг к другу?
По-доброму, любить окружающих.
3Этап «Твори добро»
Давайте составим кластер «Что такое добро?»(выходят к доске и записывают слова)
Кластер
Хор.поступки
Добро
радость мир
любовь
.
свет
солнце
счастье
мама
4 Этап «Словарная работа по текстам писателя»
Словарная работа:
«Теплый хлеб» Притча Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание. Баталия - сражение
Камердинер-домашний слуга
Осокорь-дерево, разновидность тополя
Яр-глубокий заросший овраг.
Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.
Зарубка – отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).
Пустельга – хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).
Эпиграф – краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
5Этап «Видеофрагмент»
Р У
Работа в малых группах. Задача просмотреть видеофрагменты (интер доска) теплый хлеб и продолжить рассказ сюжета. Передать краткое содержание сказки.
6 Этап «Интервью» СР
Работа в паре, тройке метод «Интервью»
Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. Беседа по вопросам по содержанию сказки.
1) Прочитать начало сказки до слов: “…К тому же конь - раненый, пострадал от врага”.
Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно, введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали основному событию.
2) Что мы узнали о коне и о Панкрате?
3) Прочитать о мальчике Фильке.
А) Что мы узнали о Фильке?
Б) Понравился ли вам мальчик?
В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или Филиппком?
Г) Почему он живет не с бабушкой-бабулечкой, а с бабкой?
Д) Где его родители?
Е) Как обходятся старый и малый без помощи?
Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька?
РУ Работа с пейзажем. Какую картину зимы рисует автор? Строки какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж наступил…”)
Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней…” до слов “На вас не напасешься христарадников…”.
Анализ прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом эпизоде? Грех. Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня, который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде.
1)Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод: удивительные дела в Бережках).
2). Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня?
3) Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? 4)Зачем бабушка рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?
5) Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни.
6) Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?
СР Работа в тройке
7Этап «Реальное и сказочное в сказке»
1группа найдет реальные моменты в сказке
Ребята, вы должны были дома найти доказательства, что в этом произведении есть реальные и сказочные моменты.Реальные явления: война, раненый конь, голод, озлобление людей, равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение инвалида, решение Фильки идти за помощью к людям, совместный труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость прощения и примирения, чуткость коня.2группа
Сказочные – волшебные явления: мельник- колдун; свист, вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока, летающая за помощью к ветру.8 Этап «Совместный поиск»
1 пара нам сообщит, как изменился Филька к концу рассказа и расскажет, понравился им этот мальчик или нет. Если понравился, то чем, какие черты характера хотели бы перенять. Ребята работают в группах, тихо звучит мелодия песни «Соловьи».
2пара объяснит, почему произведение названо «Теплый хлеб»
Ответ Теплый хлеб» – это не только содержащий и дающий тепло, но и сделанный с любовью, лаской, заботой, дающий тепло сердец и рук, какими хлеб сделан.
Вывод, делают дети: значит «Теплый хлеб» – произведение, где переплетаются реальность и сказка.Ребята, назовите, пожалуйста, основную мысль, народную
мудрость этого произведения.– Это произведение о труде и взаимовыручке, « ...что один не сделает, сделаем вместе...».– Если сделал злое дело, то надо быстрее его исправить, Но лучше не делать злых дел никогда и никому.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Рефлексия «Незаконченные вопросы»:
Я понял, что…
Я постараюсь…
Я задумался о …
Мне захотелось…
9Этап Рефлексия «Незаконченные вопросы»
Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова:
На доброе словоНе надо скупиться.Сказать это слово-Что дать напиться.Со словом обидным Нельзя торопиться,Чтоб завтраСебя самого не стыдиться.
Выставление оценок активно работавшим учащимся
Задание на дом: письменный ответ на вопрос «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?»
infourok.ru