Толкования Священного Писания. Что вместо хлеба камни мне давала


Зеркало теней - Брюсов Валерий, стр. 8

Но в стоне сладостно-влюбленном

Расслышь костей дробимых хруст!

С тобой, лак цепью, спаян вместе,

Полузакрыв истомный взор,

Я не забыл о тайной мести

За твой восторг, за мой позор!

А! зверь неутомимо-гибкий!

Быть может, я тебя люблю!

Но все движенья, все улыбки

Твои — я жадно уловлю.

Дрожа, прислушаюсь к стенанью.

Запечатлею звуки слов,

И с ними, как с богатой данью,

Вернусь к свободе из оков.

Потом — моим стихам покорным,

С весельем, передам твой лик,

Чтоб долго призраком упорным

Стоял пред миром твой двойник!

1911

«Как птицы очковой змеей очарованы…»

Как птицы очковой змеей очарованы,

Поднять мы не смеем измученных рук,

И, двое, железами давними скованы,

Мы сносим покорно медлительность мук.

Всегда предо мною улыбка поблекшая

Когда-то горевших, как пурпуром, губ.

Ты никнешь в оковах, сестра изнемогшая,

И я неподвижен, как брошенный труп.

Привстать бы, сорвать бы оковы железные,

И кольца и цепи! и вольными вновь

Бежать в дали синие, в сумерки звездные,

Где ставит алтарь свой меж сосен Любовь!

Со смехом упасть там на мхи потемневшие,

Объятья святые, как детям, сплести,—

Забыть эти муки, как сны отлетевшие,

Как камни на прежнем, пройденном пути!

Я знаю, исчезнет тоска нестерпимая

При веяньи первом прохлады лесной,

И снова ты станешь былая, любимая,

И я на колени склонюсь пред тобой!

Но воля бессильна, как птица бескрылая,

И залиты руки тяжелым свинцом.

Ты никнешь, в слезах, ненавистная, милая,

В оковах железных мы никнем вдвоем…

1911

«Прощаю все, — и то, что ты лгала мне…»

Прощаю все, — и то, что ты лгала мне

Губами алыми, дарами долгих ласк,

Что вместо хлеба мне давала камни,

Что на руках цепей я слышал лязг;

И то, что мной целованное тело

Бросала ты лобзаниям других,

И то, что сделать лживым ты хотела

Мой праведный, мой богомольный стих!

Прощаю все, — за то, что были алы

Твои, всечасно лгавшие, уста,

Что жгли меня твоих грудей овалы,

Что есть в твоем лице одна черта;

Еще за то, что ласковым названьем

Ты нежила меня в час темноты;

За то, что всем томленьям, всем страданьям

Меня обречь умела только ты!

1911

СЛОВА ТОСКУЮЩЕЙ ЛЮБВИ

Я вспомню речи неги страстной,

Слова тоскующей любви.

А. Пушкин

«Любовь ведет нас к одному…»

Amor condusse noi ad una… [4]

Любовь ведет нас к одному,

Но разными путями:

Проходишь ты сквозь скорбь и тьму,

Я ослеплен лучами.

Есть путь по гребням грозных гор,

По гибельному склону;

Привел он с трона на костер

Прекрасную Дидону.

Есть темный путь, ведущий в ночь,

Во глубь, в земные недра.

На нем кто б мог тебе помочь,

Удавленница Федра?

Есть путь меж молнийных огней,

Меж ужаса и блеска.

Путь кратких, но прекрасных дней,—

Твой страшный путь, Франческа!

Лазурный, лучезарный путь

Пригрезился Джульетте.

Она могла восторг вдохнуть,

Но нет! не жить на свете!

Любовь приводит к одному,—

Вы, любящие, верьте!—

Сквозь скорбь и радость, свет и тьму

К блаженно-страшной смерти!

6 декабря 1911

ЛЬДИНКА

Ветер вешний, ветер нежный

С лаской веет над душой.

Над поляной зимне-снежной

Утро дышит синевой.

Здравствуй, ветер, вестник вольный

Новых дней и вновь весны,

Безглагольный, богомольный

Голос ясной вышины!

Все, что было, будет снова,—

Зелень луга, щебет птиц.

Всё былое будет ново

В белых отсветах зарниц.

Будет знойный праздник света,

Дрожь бессумрачных ночей…

Здравствуй, солнце! здравствуй, лето!

Опьяни и облелей!

Веет ветер. Сладко тает

На поляне вешний снег.

Небо тайно обещает

Радость жизни, сладость нег.

Где же первая былинка,

Робкий цветик голубой?

В синем небе тает льдинка,

Расплываясь синевой.

20 ноября 1911

ЮЖНЫЙ КРЕСТ

Я долго шел и, выбрав для ночлега

Холм ледяной, поставил гибкий шест.

В полярной тьме не Сириус, не Вега,

Как знак Любви, сверкает Южный Крест.

tululu.org

Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 7:9

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 9-10 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

Есть ли между вами такой человек, – говорит Христос, – который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень (Мф. 7:9)? Если бы ты часто делал так пред людьми, то показался бы им и тяжким и жестоким; но Бога раздражаешь более тогда, когда этого не делаешь. Если же ты постоянно будешь просить Его, то хотя и нескоро получишь просимое, однако же, непременно получишь. Для того-то и заперта дверь, чтобы побудить тебя к стучанию; для того-то и не тотчас внимает, чтобы ты просил. Итак, постоянно проси – и непременно получишь.

И чтобы ты не сказал: что, если я буду просить и не получу? – в предотвращение этого Спаситель представляет тебе притчу, приводит опять доказательства, и от примеров человеческих возводит тебя к надежде получения, показывая через все это не только то, что должно просить, но и о чем должно просить. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

Так, если ты не получаешь, то не получаешь потому, что просишь камня. Хотя ты и сын, но этого еще не довольно к получению. Напротив это-то самое и препятствует тебе получить, что ты, будучи сыном, просишь неполезного. Итак, не проси ничего мирского, но всего духовного, и непременно получишь. Так Соломон, когда просил должного, смотри, как скоро получил. Итак, молящемуся надлежит соблюдать два правила: первое то, чтобы просить усильно; второе то, чтобы просить должного.

И вы, ведь, говорит Спаситель, будучи отцами, дожидаетесь просьбы от своих детей; и если они у вас станут просить бесполезного, то отказываете; когда же будут просить полезного, то соизволяете и даете. Потому и ты, представляя это, не отступай до тех пор, пока не получишь, не отходи, пока не найдешь, не отлагай своего тщания, пока не будет отверста дверь. Если ты приступишь с такою мыслию и скажешь: не отступлю до тех пор, пока не получу, – то непременно получишь, если только того просишь, что и Тому, от Кого просишь, прилично дать, и тебе, просящему, полезно. Что ж бы это такое было? То, чтобы просить всего духовного, приступать к испрашиванию оставления своих грехов, по оставлении согрешений другим, без гнева и сомнения воздевать чистые руки (1 Тим.2:8).

Если мы так будем просить, то получим. Но ныне наши прошения достойны смеха, и свойственны более людям пьяным, нежели трезвым. Отчего же, скажешь, я не получаю и тогда, когда прошу духовного? Конечно от того, что ты или не со тщанием ударяешь в двери, или сделал себя недостойным к принятию просимого, или скоро перестал просить. Но ты опять скажешь: для чего же Спаситель не сказал, чего должно просить?

Но Он уже все сказал прежде, и показал, зачем должно приступать к Богу. Итак, не говори: я приходил и не получил. Никогда нельзя не получить от Бога, Который так любит, что Своею любовью превосходит самих отцов и превосходит настолько, насколько благость превосходит злобу.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень

См. Толкование на Мф. 7:7

Блж. Августин

Ст. 9-11 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Но каким же образом злые дают благие [деяния]? Злыми [Христос] назвал приверженных к этому миру и грешников. Блага же, которые они дают согласно их представлению, должны быть названы благами, потому что они совершают их как благо. И хотя в природе вещей это - блага, но они преходящи и относятся к этой немощной жизни. И всякий, кто зол и дает их, дает не от себя; ибо Господня земля и что наполняет ее, Сотворившего небо и землю, море и все, что в них (Пс. 23:1; 145:6). Поэтому мы можем весьма сильно уповать на то, что Бог даст блага нам, просящим, и не может нас обманывать, чтобы мы получили одно вместо другого, когда просим у Него. Хотя мы и злы, знаем, что Он даст то, о чем просим! Ведь не обманываем же мы наших детей. И какие бы блага ни давали, мы даем их не от себя, но от Бога.

О нагорной проповеди Господа.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 9-10 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею

Здесь Господь учит нас, что должно и сильно просить полезного. «Ибо вы, - говорит, - видите, как ваши дети просят у вас полезного: хлеба и рыбы, и в том случае, когда они просят такового, даете им, так точно и вы ищите духовного, а не плотского».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 9-10 Или кто есть от вас человек, егоже аще вопросит сын его хлеба, еда камень подаст ему; Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему

Опять пользуется фактом из жизни человеческой и примером возводит слушателя к вере в то, что сказал. Просящему должно быть сыном и просить о том, что отцу прилично дать, а сыну полезно получить.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень

Но Господь не всегда дарует то, что человек испра­шивает у Него иногда с верой и искренностью. Это значит, что мы не того просим, что согласно с волей Божией о нас. Господь не все дарует нам, чего мы просим, а только то, что для нас нужно, что нам луч­ше, ибо Господь бесконечно благ и милостив, дарует человеку только благое и никогда не дает худшего, если просят лучшего, истинно полезного. Эту истину Спаситель раскрывает и объясняет на примере отца, удовлетворяющего просьбу сына. Отец не дает сыну вредного, когда он просит необходимого или полез­ного, не дает, например, ему камень, когда он просит хлеба, или змею вместо рыбы. (Камень и хлеб, змея и рыба полагаются одно вместо другого по внешнему сходству и внутренней противоположности в отноше­нии к питанию человека.) И Бог на прошение чело­века не подает ему ничего вредного, хотя бы это вредное имело внешнее сходство с полезным, а пода­ет одно только полезное; если же не подает того, чего мы просим, значит, это не полезно для нас (ср.: Златоуст и Феофилакт).

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень

Разница в переводе может зависеть здесь от того, в каком смысле, во-первых, мы примем поставленную в самом начале стиха частицу ή, и далее примем ли τις за относительное или вопросительное местоимение. Если переводить выражениями “иначе”, “в противном случае” (alioquin), то не получится удовлетворительного смысла; если через “ибо” (nam), то не понятно, почему ст. 9 служит доказательством предшествующего и в чем именно. Это не может быть принято тем более, что в предшествующем стихе есть уже свое “ибо”, которое служит доказательством для ст. 7-го. Точно также едва ли возможно переводить: “есть ли между вами такой человек” (an quisquam vestrum), как в нашем русском и слав., причем, считали ή за вопросительную частицу, а τίς за местоимение неопределенное. В 10 стихе это ή повторяется, но русские переводчики выразили его через “и”; ή следует здесь, по Толюку, принимать за разделительную частицу, соответствующую таковой же в стихе 10. Такое употребление часто (ст. 4; также 12:29; 16:26; 20:15; Рим. 3:1; 11:2). В Вульгате частица передана правильно через дважды повторенное в 9 и 10 ст. aut: или кто есть из вас человек, у которого, если сын попросит у него хлеба, неужели подаст ему камень? Таким образом, в Вульгате две частицы (или и неужели — aut и numquid), одна служит для разделения речи, а другая — вопросительная. Первая (ή) почти равносильна здесь нашим выражениям: с одной стороны, иначе сказать, во-первых, во-вторых.

Слова Спасителя в этом стихе отличаются полной естественностью. По-видимому, с намерением не прямо представлена бедность сына, который нуждается только в хлебе. Сын просит куска хлеба для утоления голода, и только в виде исключения разве может найтись столь жестокий отец, который вместо хлеба подаст ему камень. Необычайная реальность и живописность сравнения усиливается еще тем обстоятельством, что камень походит на хлеб, и таким образом подача камня вместо хлеба была бы не только жестокостью, но еще и обманом. При этом замечательно, что для иллюстрации выбраны самые простейшие, совершенно несложные обстоятельства, которые, несмотря на свою простоту и несложность, все-таки почти невозможны даже и в среде людей, по природе своей злых. Под хлебом здесь вообще нельзя разуметь только “учения или милости” или “духовного”. Конечно, такое значение слово иметь может, но только в переносном смысле. У Луки в этой речи прибавлено: или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона (11:12)?

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 9-10 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

Если не веришь Моим словам, то, по крайней мере, поверь следующему примеру: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему вместо хлеба камень, сходный по виду с хлебом? и когда попросит рыбы, подал бы ему вместо рыбы змею, которая напоминает по виду рыбу? Но отчего же милосердный Отец Небесный не всегда исполняет прошения наши? Оттого, что часто мы сами просим у Бога камня вместо хлеба, просим того, что для нас неполезно. «Не проси, – говорит святитель Златоуст, – ничего мирского, но всего духовного, и непременно получишь. Поэтому молящемуся должно соблюдать два правила: первое – просить усиленно, второе – просить должного. Ибо и вы, говорит Спаситель, будучи отцами, дожидаетесь просьбы своих детей; и когда малые дети просят ножа или горячих угольев, не даете им, потому что знаете, как вредно дать им это, а когда будут просить полезного, то охотно даете». Мы не всеведущи: «ибо мы не знаем», – говорит апостол Павел (Рим. 8:26), – «о чем молиться, как должно», а Бог лучше нас знает, что для нас полезно и спасительно, и потому, не исполняя прошений наших, тем самым творит для нас же полезное. Апостол Павел троекратно Господа молил, чтобы удалил от него «ангела сатаны», или искушение, и, однако же, Господь не только не исполнил этого прошения, но и решительно отказал ему в том. «Не унывайте и вы, – увещевает блаженный Августин, – когда просите и не получаете; не думайте, что око Божие отвратилось от вас. Врач не всегда дает больному то, чего он просит, а предписывает ему то, чего не просит. Он не позволяет приятной для больного пищи, дабы потом все позволить, когда тот выздоровеет». Так Бог исполняет главное желание сердец рабов Своих: желание святости, а временные желания не всегда исполняет, потому что они иногда бывают для них же вредны. Иногда Бог не скоро исполняет твое прошение. И тогда не унывай, «не отступай до тех пор, – говорит Златоуст, – пока не получишь, не отходи, пока не найдешь, пока не будет отверста тебе дверь. Ты непременно получишь, если только того просишь, что и Богу прилично дать, и тебе, просящему, полезно получить». Помни, что леность и уныние в молитве – от врага: преподобный Агафон говорит, что «нет еще такого труда, как молиться Богу. Всегда, как только человек захочет молиться, враг старается отвлечь его от молитвы; он знает, что ничто так не противодействует ему, как молитва к Богу. Оттого молитва до последней минуты жизни требует борьбы».

Троицкие листки. №801-1050.

bible.optina.ru

Камень вместо хлеба? | Православие и мир

Камень у двери гроба, камень, который Бог дал ученикам Иисуса вместо хлеба. Значит, ошибался Иисус? Отец Небесный даёт им камень – огромный валун, который нельзя сдвинуть, за которым нельзя увидеть входа в пещеру, ту пещеру-гробницу, где лежит их поруганная надежда.

10 июля Церковь чтит память праведной Иоанны-мироносицы.

«Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7:8-11).

Ольга Шульчева-Джарман

Неужели Он даёт им камень вместо хлеба – Тот, ко гробу Которого теперь привален камень?

И спорят жены-мироносицы между собою – как непохож их скорбный спор на ещё недавний спор апостолов о том, кому сесть справа и слева от Царя Христа. Этот спор мироносиц заведён, как кажется, для того, чтобы только не оставаться в страшной тишине в это страшное для них утро, после вечера пятницы и дня субботы. Не делят они, кто возьмет миро, чтобы возлить Умершему на главу, а кто помажет ноги, пронзенные гвоздями. У них всё общее, им нечего делить, кроме смерти Христа. А те, кто в смерть Его погрузились, уже не ищут первенства между собой.

Кто отвалит камень? Здесь нужна мужская сила – но мужчины из трусости предали своего Учителя и не пошли с мироносицами. Они, апостолы, вздыхали и плакали – «а мы-то, мы-то надеялись, что Он… а Он был не Тот…» И они не пошли ко гробу рано утром.

В душе апостолов были страх – неужели Тот, в Котором они видели Мессию, оказался проклятым от Бога Израиля? Неужели Тот, о Ком Иисус говорил как об Отце, дающем просящим и отверзающем стучащим, дал Сыну Своему и тем, кто пошли за Ним, камень вместо хлеба? Неужели путь Иисуса был путём беззакония – ведь «проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21,23; Гал.3:13).

И апостолы оставили женщин вместе с их глупыми и неуместными заботами – и предались скорби и богословским рассуждениям. Зачем идти на гроб, зачем терзать сердце? Это жены – по природе плакальщицы, это им – плакать и мешать слёзы с драгоценным миром… Они снова стали печально спорить, как Бог подал им камень гробный вместо хлеба живого, сшедшего с небес…

Мироносицы. XV век

«Кто отвалит нам камень от двери гроба?» – говорили меж собою отчаявшиеся мироносицы, идущие к Мертвецу, которого они так любили.

Камень у двери гроба, камень, который Бог дал ученикам Иисуса вместо хлеба. Значит, ошибался Иисус? Отец Небесный даёт им камень – огромный валун, который нельзя сдвинуть, за которым нельзя увидеть входа в пещеру, ту пещеру-гробницу, где лежит их поруганная надежда.

Камень навсегда скрыл Бога, проповеданного Иисусом, Отца Небесного, который слушает своих детей и дает им теплые хлебные лепешки с избытком. Остаётся стоять и смотреть на этот камень, убеждая себя, что Бог премудр, что это Он так премудро, для воспитания-смирения-и-других-таинственных-целей-которые-не-нам-грешным-знать учит нас… по-отечески? Нет, не лги на Бога, человек! Бог воскрешает Сына Своего из мертвых.

Камень как просфора

Камень стал изголовьем Иакова, местом Богоявления – и Ангел воссел на него, и благовествовал женам. Иаков-праотец всего лишь видел сон – а здесь въяве Ангел говорит с женами. Говорит о том, что Сына Божия здесь нет, что гроб пуст, что Сын Человеческий восстал.

Смерть Сына Божия живоносна, и Сам Он – Хлеб, сошедший с небес, питающий Церковь, собирающуюся вокруг Хлеба. И камень, на котором восседает благовествующий Ангел, на иконе подобен хлебу.

Вкусите и видите, что благ Господь, что жив Он, и мы живы будем.

Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф.7:8).

www.pravmir.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]ru
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *