Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Россошанского района Воронежской области
урок русского языка в 4 классе
по теме:
Обучающее изложение по рассказу Н. Сладкова «Поползень»
разработала и провела
учитель ВКК Голоденко Н. Н.
Тема: Обучающее изложение Н. Сладков «Поползень»
Цели:обобщение представлений о композиции повествовательного текста.
Формирование умения определять тему и главную мысль текста. Формирование умения составлять заключительную часть текста. Формирование умения составлять план в соответствии с композицией текста. Формирование умения записывать текст изложения по плану.
Формируемые УУД:
П.: осуществлять анализ, синтез, делать выводы, обобщения.
Р.: умение прогнозировать, определять цели урока, осуществлять самоконтроль написанного.
К.: умение вступать в речевое общение, строить высказывания, умение аргументировать.
Л.: развитие интереса к изучению родного языка.
Оборудование: учебник русского языка 4 класс под редакцией В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого, листы-помощники, презентация
Ход урока.
I. Орг. момент
Что вы знаете об имени существительном?
(бывает м.р, ж. р. и ср. р., 1-го, 2-го и 3-го скл.)
II. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку:
Деревья лечит день-деньской.
По веткам, по стволам лазучит.
Деревьям всё же много лучше,
Когда несёт им непокой.
В дупле прописаны они…
Заботой живы… (поползни)
- Что вы знаете о поползнях? ( Это единственная птица из всех наших самых завзятых древолазов, не говоря уже о собственно певчих птицах, которая умеет передвигаться на отвесном стволе вниз головой. Самый древолазный древолаз.Даже само имя «поползень» как нельзя лучше подходит к этой небольшой короткохвостой птичке нежно-пепельного цвета с голубоватым оттенком верхней части тела и белым оперением брюшка. Как правило, если вы попали в настоящий высокоствольный лес, сначала слышен характерный голос поползня: «твуть-твуть-твуть» или «твит-твит-твит». Обычно тот час же и увидишь его. «Это «твитт» повторяется торопливо много раз кряду, звучит очень громко и кругло и является самым характерным для поползня звуком» .А лучше всего остановиться, непременно сам приблизится к вам «невзначай. При этом поползень делает серьёзный вид, что очень занят и наткнулся на вас в лесу совершенно случайно и даже раздосадован такой «помехой», выражая это своим звонким посвистом «сить-сить-сить», как ямщик на дороге: «Побереги-и-и-ись!» Изящество и гибкость поползня на стволе дерева просто удивительны. Лапы и пальцы ног поползня очень сильные и подвижные, вооружены острыми и круто загнутыми коготками. Благодаря такому строению ног можно не опасаться сорваться не то что с корявого ствола лесных великанов, но и с молодых деревьев с гладкой корой. Поползню, в отличие от дятла, нет необходимости в использовании хвоста, как дополнительной точки опоры на стволе. Стратегия его передвижений совсем другая - он бегает по отвесным стволам, как белка.)
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с текстом. Беседа по содержанию.
- Определите тип текста. (повествовательный)
- Почему птичка отважно сражалась со змеёй?
- Что вы можете сказать о родителях-поползнях?
2. Составление плана рассказа
- На сколько частей разделили текст?
- О чём говорится в каждой части?
- Озаглавьте каждую часть.
План.
1. Тревога.
2. Опасность.
3. Отважная птичка.
3. Лексическая работа:
Ущелье – глубокая извилистая долина в горах.
Гюрза – ядовитая змея.
Зашёлся криком – надрывно тревожно кричал.
4. Фразеологизмы
Крутится юлой
Зашёлся криком
Изогнулось вопросительным знаком
- Почему птица называется «скалистый поползень»? (гнездится на скалах)
- Как автор показывает, что опасность совсем близко?
- Почему Н. Сладков называет произошедшее дальше чудом? (маленький поползень смог победить змею)
IV. Орфографическая подготовка
1. Слова с безударной проверяемой гласной
(кричит, скалистый, гнездо, ядовитая, змея, заползёт, зелёное)
2. Работа над знаками препинания.
- Объясните постановку запятых в предпоследнем предложении.
V. Изложение текста
VI. Рефлексия
- Какие затруднения испытывали?
Что интересного узнали из текста?
VII. Д/з. упр. 178, повторить правила
infourok.ru
В выходной день папа с Серёжей сделали кормушку. Папа прибил её под самой форточкой.
Каждое утро Серёжа сыпал в кормушку разные крошки, зёрна.
Воробьи садились на большой тополь, но к кормушке не подлетали.
Однако с каждым днём птицы становились всё смелее. Они садились на ближние ветки тополя, потом начинали слетаться на столик-кормушку. А как осторожно они это делали! Пролетят мимо, кусочек хлеба схватят и скорее с ним в укромное местечко отлетают. Склюют там потихоньку и опять к кормушке летят. Серёжа наблюдал за птицами и радовался.
Кормушка
В выходной день папа с Серёжей сделали кормушку. Папа прибил её под самой форточкой.
Каждое утро Серёжа сыпал в кормушку разные крошки, зёрна.
Воробьи садились на большой тополь, но к кормушке не подлетали.
Однако с каждым днём птицы становились всё смелее. Они садились на ближние ветки тополя, потом начинали слетаться на столик-кормушку. А как осторожно они это делали! Пролетят мимо, кусочек хлеба схватят и скорее с ним в укромное местечко отлетают. Склюют там потихоньку и опять к кормушке летят. Серёжа наблюдал за птицами и радовался.
План
Найдите предложения по схеме.
,
.
Каждое утро Серёжа сыпал в кормушку разные крошки, зёрна.
Воробьи садились на большой тополь, но к кормушке не подлетали.
,
но
!
А как осторожно они это делали!
Пролетят мимо, кусочек хлеба схватят и скорее с ним в укромное местечко отлетают.
,
и
.
Пиши правильно!
кормушка, под форточкой, садились, воробьи, большой, потихоньку, сыпал, не подлетали, однако, становились смелее, садились на ближние ветки, начинали слетаться на столик-кормушку, делали, пролетят, местечко, склюют, потихоньку
uchitelya.com
Текущая страница: 6 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]
Наше село.Возле нашего маленького села было много холмов. На ближнем низком холме ваш глаз радуется красивой шумящей берёзовой роще. За высоким каменистым дальним холмом открываются просторы бескрайнего пшеничного поля. Между холмами узким гибким ужом извивается зелёная лента глубокого оврага. В быстром звенящем ручье хочется освежиться в жгучий утомительный летний зной. На крутом зеленеющем склоне можно набрать малинки в лучшем местном малиннике. (63 слова)
Можжевельник.На большой поляне вырос можжевельник. На нём появляются маленькие ягодки. Они несъедобные. Хвоинки у можжевельника короткие и мягкие. Шишки мелки и похожи на кругляшки. Куст красив и не очень высок. Стволы и ветки довольно гибкие. Зимой на можжевельнике мохнатой шапкой лежит сугроб. Верхушка часто нагибается почти до земли. Куст зеленеет под пушистым снежком. Весной он распрямляется. (57 слов)
Утром житель села кормил голубей. Вдруг он услышал писк. Это у голубятни пищал цыплёнок. Он вылупился из яйца. И голубка возле него хлопочет.
Хотел хозяин отдать цыплёнка на воспитание курам, но они его не приняли.
Так и поселился цыплёнок у голубей. И голуби к нему хорошо относились, кормили из клюва.
Теперь этот цыплёнок стал курочкой. Но за кормом бежит вместе с голубями. (64 слова)
Примерный план.
1. Цыплёнок вылупился из яйца.
2. Куры не приняли цыплёнка.
3. Цыплёнок поселился у голубей.
4. Теперь это курочка.
На дворе.Первый мороз застеклил лужи и развесил на деревьях иней. Тёплые деньки кончились. Наступают холода.
Папа пошёл во двор колоть дрова. Саша и Вася стали ему помогать. Дрова были сухие и кололись с треском. Мальчики носили дрова в сарай. Работа заканчивалась.
Папа показал ребятам на ветвистую ель. На ветке сидела серенькая птичка с малиновой грудкой. Она быстро вертела головой. Это был снегирь. (65 слов)
Примерный план.
1. Что сделал первый мороз?
2. Как семья готовилась к зиме?
3. Куда складывали дрова?
4. Кого заметил папа на ветвистой ели?
5. Каким был снегирь?
Словарь: пошёл, заканчивалась, малиновый.
Спасён!Был ясный зимний денёк. Дети лепили во дворе снежную крепостную стену и играли в снежки.
А Кирилл на пруд побежал. Он надел коньки и на лёд выехал. Вот мальчик кружит по гладкому льду. Вдруг слышится оглушительный треск. Это тонкий лёд подломился. Кирилл очутился в воде и закричал.
Его друг Петя услышал крик и побежал на пруд. Он схватил длинный шест и протянул конец Кириллу. Мальчик ухватился за шест и вылез на берег. (73 слова)
Примерный план.
1. Игра во дворе.
2. На льду.
3. Беда.
4. Спасение.
Словарь: кружит, слышится, оглушительный.
Скоро зима.Медведь бродил по лесу до поздней осени. Он ел ягоды и сладкие корни растений. Нагуливал жир.
Стало сильно холодать. Зверь зашёл в лесную глушь и нашёл большую ель. Вырыл рядом яму и выстелил её мягкой душистой хвоей и сухим мхом. Потом принёс много веток и закрыл ими вход. Получилась берлога – медвежье жильё.
Медведь залегает в берлоге ранней зимой. Там тепло и уютно. Мороз ударит – мишка уснёт. Чем сильнее мороз, тем крепче сон медведя. (75 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Примерный план.
1. Медведь нагуливает жир.
2. Медведь готовит берлогу.
3. Когда медведь уснёт?
Словарь: растение, нагуливал, выстелил, получилось.
Берёзовый сок.Берёза стоит на опушке леса. Весной в коре берёзы продолбил маленькую дырочку дятел. Появилась капелька берёзового сока. Дятел напился и улетел. По стволу побежал прозрачный ручеёк и добежал до земли.
Прилетели зяблики и синицы. Птички напились животворной влаги. Около деревца начали порхать бабочки. Мошки и комары прилетели на вкусный запах. Они вьются и пляшут в воздухе вокруг сладкого угощения.
А на земле на пир собрались рыжие лесные муравьи. Щедрая берёзка всех угостила чудесным соком. (76 слов)
Примерный план.
1. Как дятел дырочку сделал.
2. Кто прилетел на пир.
3. Щедрая берёзка.
Словарь: продолбил, прозрачный, животворной, прилетели, чудесным.
Один раз к Петиному брату пришёл товарищ. Он кинул шапку на стул и воскликнул:
– Потерянный у меня сегодня день!
Через час товарищ ушёл. Тогда Петя спросил у брата, как это можно потерять день. Брат объяснил. Дни бывают одинаковые по часам, но разные по делам. День, когда человек не сделал ничего полезного, можно считать потерянным днём.
С тех пор Петя стал вечером рассказывать брату, чем занимался. Выяснял, не потерянный ли у него был день. (78 слов)
(По В. Осеевой)
Примерный план.
1. Сожаление о потерянном дне.
2. Как теряют день?
3. Что стал делать Петя?
Словарь: товарищ, воскликнул, потерянный, одинаковые, ничего, рассказывать, занимался.
Яшина помощь.Бабушка вышла в сад. Она села на лавочку и начала вязать варежку для внука Кости. Вязала и задремала.
Котёнок Барсик увидел в траве клубок. Барсик поймал его. Стал толкать лапкой. Клубок закатился в кусты.
Там в теньке лежал Костя. Он поднял клубок и стал мотать на него нитку. Так внук хотел бабушке помочь. Мотал, мотал, а нитке нет конца.
Бабушка проснулась, варежку ищет. А от неё остался один пальчик. Трудолюбивый Яша всю нитку на клубок намотал. (78 слов)
(По В. Хомченко)
Примерный план.
1. Бабушка вяжет.
2. Котёнок играет.
3. Яша сматывает нитку.
4. Варежка исчезла.
Словарь: задремала, закатился, проснулась, трудолюбивый.
Соловей в Африке.Осенью наши певчие птицы улетают в тёплые страны. Жители Африки видят наших певцов долгие месяцы. Но пения их они никогда не слышали.
В Африке деревья зеленеют круглый год. Солнышко светит круглый год. Почему же наши птицы в Африке не поют?
Потому что гнездо соловья не под пальмой. Оно где-нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Где птица вьёт гнездо, там она и поёт. Птица поёт на своей родине. Поёт там, где она вылупилась из яйца. (78 слов)
(По Н. Надеждиной)
Примерный план.
1. В Африке наши птицы не поют.
2. Природные условия в Африке.
3. Почему не поют наши птицы в Африке.
4. Где поют птицы?
Словарь: никогда, где-нибудь, вылупилась.
Кошка-ежиха.У нас жила ежиха. Она родила маленьких ежат. Потом ежиха пропала. Колючие комочки были голодными. Они могли погибнуть.
В это время у кошки Дуси родились котята. Она кормила их молоком. Один раз Дуся подошла и к ежатам. Но эти малыши оказались колючими. Кошка тронула их лапой и отбежала.
Ежата уткнулись носами в прутья корзины и затихли. Им грозила беда.
Тогда мы завернули ежат в тряпочку. Так они не были колючими. Дуся покормила их молоком. Маленькие ежи были спасены. (79 слов)
Примерный план.
1. Голодные ежата.
2. Дуся не может кормить ежат.
3. Ежата спасены.
Словарь: родила, оказались, уткнулись, покормила.
Осенняя засуха.Наступила осень. С деревьев летят жёлтые и красные листья.
Они – сигналы засухи. Из земли корни дерева берут воду. Потом вода поднимается по стволу. Листья её испаряют. Они опадают, если воды мало.
Но ведь осенью на земле бывает много дождевой воды. Даже больше, чем летом. Какая же это засуха? Почему вдруг осенью дереву перестаёт хватать воды?
Воды и, правда, много. Но взять её дерево не может. Осенняя вода холодная. Холодную воду не всасывают корневые волоски.
Поэтому начинается листопад. (79 слов)
(По Я. Надеждиной)
Примерный план.
1. Почему опадают листья с деревьев?
2. Есть ли осенью засуха?
3. Почему осенью дерево не может взять воду?
Словарь: сигналы, поднимается, испаряют, перестаёт, начинается.
Чистоплотный зверь.Барсук – хищный зверь. Он может съесть лягушку или мышку. Поедает барсук и насекомых. Он находит их в земле и вытаскивает сильными медвежьими лапами с длинными когтями. Порой ловит он и маленьких зайчат.
Барсук очень аккуратный зверь. Возле его норы всегда чисто. Костей и остатков еды нет. Он роет для них глубокие ямы в нескольких метрах от норы.
На охоту барсук не ходит, пока не вычистит себя. Обязательно очищает шкурку от земли. Расправляет все примятые волоски и опять становится пушистым. (79 слов)
(По Ю. Дмитриеву)
Примерный план.
1. Кем питается барсук?
2. Аккуратность барсука.
3. Чистоплотность барсука.
Словарь: чистоплотный, насекомых, вытаскивает, очищает, обязательно, расправляет, становится.
Ласточки вернулись.Наконец пришла весна! В лесах и полях стало шумно и радостно. Из далёких стран прилетели ласточки. Они вернулись в родные места. Первым делом птицы осмотрели свои старые домишки. Дома за зиму осыпались и паутиной покрылись.
Ласточки пощебетали и стали свои гнёзда поправлять. Каждый день приносили в клювах клейкую глину. Они замазывали трещины, заделывали дырки. Долго продолжалась работа. И стали гнёзда красивыми, какими в прошлом году были.
А через несколько недель в гнёздах появились маленькие птенчики. (80 слов)
(По Я. Коласу)
Примерный план.
1. Весна.
2. Возвращение ласточек.
3. Ремонт гнёзд.
4. Появление птенцов.
Словарь: вернулись, наконец, пришла, прилетели, осыпались, покрылись, паутиной, приносили, замазывали, трещины, заделывали, какими.
Сам себя напугал.Шёл медведь через лес. Веточки трещали под его тяжёлыми шагами.
Белка на ёлке испугалась. Шишку уронила. Шишка угодила зайцу прямо в лоб. Заяц вскочил и помчался в лесную чащу. В кустах сорока сидела. Заяц её спугнул. Сорока на весь лес крик подняла. Лоси услышали и побежали по лесу. Стали кусты ломать.
Тут медведь насторожился, уши навострил. Белка лопочет, заяц бежит, сорока кричит, лоси кусты ломают. Мишка рявкнул разок и стрекача дал. Вот так он сам себя напугал. (81 слово)
(По Н. Сладкову)
Примерный план.
1. Как шёл медведь.
2. Поднялся переполох.
3. Медведь испугался.
Словарь: испугалась, стрекача.
Мороз Красный Нос.Раньше Мороз был тихий и добрый. Он любил детей и совсем не щипался. Но ребята смеялись над его красным носом и часто дразнились: «Дед Мороз, Красный Нос!»
Мороз рассердился. Шапку-невидимку надел, красную краску взял, кисточку и по улицам пошёл. Ребята его не заметили. Мороз окунул кисточку в краску и всем носы выкрасил.
С тех пор он так невидимкой и ходит. Если у вас нос пощипывает – это Мороз его красит кисточкой в красный цвет. Кто не верит, может в зеркало посмотреть. (82 слова)
(По Е. Кобец-Филимоновой)
Примерный план.
1. Ребята дразнят доброго Мороза.
2. Дед Мороз сердится.
3. Посмотрите в зеркало.
Словарь: рассердился, невидимкой, пощипывает.
Воробьиная весна.Зимой воробей жил в печной трубе. Зимние месяцы тянулись долго. Зябли у воробушка лапки. Пёрышки иней покрывал.
И вот солнце в трубу заглянуло. Сосульки на карнизах повисли. Днём с сосулек вода закапала. Эти капельки воробей ловил своим клювиком.
От яркого солнца и сосулькиной воды стали с воробушком странные вещи происходить. Он вдруг своего лучшего друга за загривок схватил. Потрепал, потрепал и клок перьев вырвал.
Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Уходящий день они проводили дружным чириканьем. Началась весна! (82 слова)
(По Н. Сладкову)
Примерный план.
1. Зимовка.
2. Сосулькина вода.
3. Странные вещи.
4. Проводы дня.
Словарь: яркого, сосулькиной, происходить.
Обед в лесу.Один раз Даша и Настя пошли в лес. Девочки долго шли по узкой тропе. Они устали и сели отдохнуть. Вынули из сумки хлеб, масло и яйца. Стали обедать.
Вот Даша и Настя закончили обед. И тут над их головами запел соловей. Девочки слушали прекрасную песню, не шевелились.
Соловей перестал петь. Даша собрала остатки еды и под куст бросила. А Настя все скорлупки и крошки в газету завернула и в сумку положила. Стыдно было перед соловушкой мусор в лесу оставлять. (82 слова)
(По В. Сухомлинскому)
Примерный план.
1. Дорога.
2. Сели пообедать.
3. Песня соловья.
4. Поступок Даши.
5. Стыдно перед соловушкой.
Словарь: отдохнуть, закончили, шевелились, перестал, бросила.
Чудо во льду.Ледник наполняли льдом. Взял я в руки кусок. Смотрю – а во льду чудо!
В серёдке куска видна маленькая рыбка. Это был карасик. Расправил пёрышки, глазками смотрит, чешуёй блестит.
Я долго на него смотрел. Чуть пальцы не отморозил. Принёс лёд домой и положил на блюдце. Потом опять смотрел и удивлялся.
Позвали меня в сад. Я и забыл про лёд с карасиком. Вспомнил только на другой день утром. А на блюдце вместо мёртвой рыбы во льду – вода и живая рыбка.
Ожил карась! (83 слова)
(По Е. Чарушину)
Примерный план.
1. У ледника.
2. Чудо во льду.
3. Я принёс лёд домой.
4. Карась ожил.
Словарь: расправил, чешуя, принёс, карась.
Рисунок.Однажды мама пол подметала, а Витя её рисовал. Получился отличный рисунок – мама с веником в руках. Потом мама выбивала ковры, мыла посуду, картошку чистила. Витя нарисовал ещё три красивых рисунка и раскрасил их цветными карандашами.
Вечером пришёл с работы папа. Витя похвастался перед ним своими рисунками и спросил, какой из них лучше.
Папа посмотрел и сказал, что все рисунки хороши. Но самый лучший тот, которого Витя не нарисовал. Теперь Витя всегда помогает маме работать по дому. Он чистит картошку, моет посуду, подметает пол. (84 слова)
(По В. Хомченко)
Примерный план.
1. Витя рисует, как мама работает.
2. Витя показывает рисунки папе.
3. Папа выбирает лучший рисунок.
4. Витя понял свою ошибку.
Словарь: рисовал, чистила, раскрасил, похвастался, которого, всегда, помогает.
Приход весны.Первой приходит весна на поля. На земле появляются чёрные проталины. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки. Грачи червей из почвы таскают. Скворцы насекомых ловят. Жаворонки прошлогоднее зерно собирают.
В полях снег тает. Ручьи в реку бегут. Так весна в реки приходит. Треснул крепкий лёд. Проснулись рыбы и рачки. А вот и водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки.
Зима не хочет уходить. Последний снег в лесу прячет. Но весна приходит и в самую чащу. Деревья зелёным туманом укутывает, певчих птиц возвращает.
Это победа весны и солнца. (85 слов)
(По В. Бианки)
Примерный план.
1. Весна в поле.
2. Весна на реке.
3. Весна в лесу.
Словарь: приходит, появляются, прилетают, жаворонки, насекомые, прошлогоднее, укутывает, возвращает.
Переправа.Шли утром Ваня с мамой по своей деревне. А тут канавка и грязь. Перескочили кое-как. Мама стала очищать туфли. А Ваня смотрел, как канавку переходят два школьника, маленькая девочка и бабушка.
На другой день Ваня с собой небольшую доску взял. Мама его бранить стала. Но мальчик упорно нёс доску.
Дошли до канавки. Ваня вперёд побежал, дощечку положил и по ней грязь перешёл. И маму зовёт. Мама перешла, улыбается, смотрит на свои чистые туфли.
Идут дальше. А за ними два школьника, маленькая девочка и бабушка. (85 слов)
(По Д. Славковичу)
Примерный план.
1. Грязная канавка.
2. Ваня доску несёт.
3. Переправа.
4. Все довольны.
Словарь: переправа, перескочили, переходят, улыбается.
Случай с медведем.Лес расстелил полянку, точно скатерть зелёную. Но неряха её выпачкал: раскидал бумажки, оставил банки из-под консервов.
Из-за такой банки один раз чуть медведь не погиб! Играли вечером пограничники на спортивной площадке. Странный звук услышали. Оглянулись – медведь бежит! На морде большая железная банка надета. Бедняга дороги не видит и колотится о стволы деревьев металлической головой.
Мишка нашёл пустую банку и начал её вылизывать. Засунул голову по уши, а вытащить не смог.
Так зверь и погибнуть мог. Но пограничники освободили медведя от душившей его банки. (86 слов)
(По Я. Надеждиной)
Примерный план.
1. Вред от неряхи в лесу.
2. Медведь с банкой.
3. Как это случилось?
4. Мишка спасён.
Словарь: расстелил, раскидал, консервов, пограничники, странный, железная, колотится, металлической, душившей.
Луковица с радостью.Осенью папа привёз с юга большую серую луковицу. Он сказал, что она должна всем нам доставить радость. Я удивилась.
Мама посадила луковицу в ящик и поставила в тёмное место. Прошло много дней. Мы достали ящик. Там был маленький росток. Он с каждым днём становился всё больше и больше. Вот появились листочки, а затем толстый столбик. Он был весь в бутонах. Мы перенесли ящик на окно.
Перед самым Новым годом цветок зацвёл. Как красив он был! Вот какая радость была спрятана в серой луковице. (86 слов)
(По Н. Павловой)
Примерный план.
1. Чему удивилась девочка?
2. Как рос цветок?
3. Какая радость была спрятана в серой луковице?
Словарь: росток, Новый год.
Новогодний праздник.Вера не могла отвести от ёлки глаз. Какие на ней чудесные игрушки! И зверьки, и птички, и рыбки, и грибки! Шары светятся красным, синим, зелёным, розовым, жёлтым цветом. Зелёные ветки переплели длинные гирлянды. Они сверкают и сияют. А на верхушке горит красная звезда с пятью лучами. Она похожа на яркий огонёк.
Под самым потолком над ёлкой Вера видит настоящее чудо. Там летает по кругу серебряный спутник. Он попискивает, подаёт сигналы!
Дети пели, танцевали, читали стихи. Дед Мороз загадки загадывал и подарки дарил. Очень весело было. (87 слов)
(По Л. Воронцовой)
Примерный план.
1. Чудесные игрушки.
2. Спутник.
3. Весёлый праздник.
Словарь: отвести, светятся, переплели, гирлянды, сверкают, сияют, горит, потолок, настоящее, попискивает.
Серебряный хвост.Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Утром зима спустилась с вершин гор. Показалось солнце.
Я медленно шёл по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Горная река не успела ещё застыть. Лиса скользила по насту, проваливалась в снег. Удивительный у неё был хвост. Он пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Вот тут лиса прыгала через ручей, сорвалась в воду. Свой пушистый хвост лиса окунула в ручей. Каждая волосинка покрылась ледяным чехольчиком. Мороз посеребрил хвост. Ловко обманула меня волшебница-зима. Она показала мне сказочного зверя. (87 слов)
(По Н. Сладкову)
Примерный план.
1. Зима спустилась с гор.
2. Встреча с лисой.
3. Тайна раскрыта.
Словарь: лисьему, чехольчиком.
В гостях.Дети идут по лесной тропе. Смотрят: пёструю проталинку пересекает ежиная семейка. Впереди мама-ежиха топает. За ней крошечные ежата в серых шубках семенят.
Ежиха увидела людей и свернулась в большой колючий мяч. Дети уступили дорогу зверькам. Ежи без страха пошли дальше. Они у себя дома.
Это люди в лесу в гостях. Они приходят без приглашения. Они без разрешения хозяев пьют воду из родников, собирают грибы, ягоды и орехи.
Лесные жители добры. Свой дом они любят. Здесь всё дышит, растёт, цветёт, поёт.
Мы должны быть хорошими гостями! (87 слов)
(По В. Путилиной)
Примерный план.
1. Ежиная семейка.
2. Дети уступают дорогу.
3. Гости леса.
4. Прекрасный дом.
Словарь: проталинка, пересекает, крошечные, семенят, свернулась, приглашение, разрешение, собирают.
Схватка со змеей.Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выбежал на палубу. Матросы столпились у груды брёвен. Из нее выползла змея и скрылась.
Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зверьки юркнули в темноту.
Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она вцепилась острыми зубами в хвост змеи и тащила её из брёвен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась её голова. Выскочила ручная мангуста. Она вцепилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст. (89 слов)
(По Б. Житкову)
Примерный план.
1. Змея на палубе.
2. Мангуст выпустили из клетки.
3. Змея побеждена.
Научилась.Лена пришла из школы домой и попросила бабушку пуговицу пришить.
Бабушка согласилась. Она села за стол и попросила Лену принести иголку с ниткой. Девочка её просьбу выполнила.
Бабушка хотела уже приступить к работе, но только попросила внучку вдеть нитку в иголку. Ведь у бабушки плохо видели глаза. Лена вдела нитку в иголку.
Тогда бабушка предложила внучке приложить пуговицу к пальто и уколоть иголкой в одну дырочку, потом в другую.
Лена всё так и сделала. Она сама не заметила, как пришила пуговицу. Лена горячо, от всей души поблагодарила бабушку. (89 слов)
(По В. Хомченко)
Примерный план.
1. Просьба Лены.
2. Первая просьба бабушки.
3. Вторая просьба бабушки.
4. Третья просьба бабушки.
5. Лена благодарит бабушку.
Словарь: пришить, принести, выполнила, приступить, предложила, приложить, заметила, поблагодарила.
Осенний лес.В траве среди редких берёз часто прячутся крепкие боровики. Сереют или розовеют мокрые сыроежки. Краснеют яркие пятнистые мухоморы. В ельнике порой встречается скользкий груздь. Опята на тоненьких ножках жмутся друг к дружке на низких пнях.
Вот на край болота вышел гигантский лось. Голову с тяжёлыми ветвистыми рогами поднял. Заревел трубным голосом. Ранним утром зов лесного богатыря слышен очень далеко.
А робкому зайчишке опять страшно. Всё кругом ещё жёлтое. А шубка у него уже побелела. Бедняжка ждёт, когда снег выпадет. Тогда хищники зайчишку на снегу не заметят. (89 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Примерный план.
1. Грибы.
2. Лось.
3. Зайчик.
Словарь: прячутся, мухомор, встречается, богатыря, не заметят.
iknigi.net
№ |
Этап урока |
Вопросы и задания учителя: |
Ответы учеников: |
1. | Орг. Момент Слайд №1 |
Сегодня мы будем писать обучающее
изложение, а о ком вы узнаете угадав загадки: (Детям даются различные загадки о гусе) – Прочитайте свои загадки: 1. В воде купался, сухим остался. 2. Щиплет за пятки – беги без оглядки. 3. Белый как снег, Надутый как мех, Лопатами ходит, А рогами ест. 4. Белы хоромы Красны подпоры |
– Все загадки о гусе. |
2 | Речевая разминка: Слайд №2 |
– Пошипели как гуси, вытянув шею. – Прочитайте слова: Гусь, гусыня, гусятница, гуськом, гусеница, гусенок – какое слово лишнее и почему? |
-ш-ш-ш – Гусеница, другое значение слова, не является однокоренным. |
3 | Чистописание: Шш//ши ша Как с гуся в…да. Гусь свинье не т…варищ…* (*дополнительно для успевающих) Слайд №3 |
– Пишем число, классная работа, Образец чистописания на доске. Подумайте над пропуском букв. Когда люди высказывают такие фразеологизмы и пословицы? Проверка: – Какие буквы вставили? |
– Как с гуся вода. Гусь свинье не товарищ. Дети комментируют написание слов с доказательством. – Как с гуся вода – значит выйти сухим, незамеченным из какой-то ситуации, когда все сходит с рук. – Гусь свинье не товарищ – когда разные интересы и между ними не может быть ничего общего. Когда люди разные по духу. |
4 | Развитие речи | – У нас ребята приготовили несколько
сообщений Гусь – это… |
– родственная утке крупная дикая и
домашняя водоплавающая птица с длинной шеей.
Бывают белые и серые (показывает ученик слайды
фотографий) – Гусь – это такой человек, который что-то хитрит, ловчит, одним словом пройдоха. Про такого говорят Хорош гусь! |
5. | Сообщение темы и цели урока Слайд №4 |
– Предлагаю вам, познакомится с текстом
Е. Носова. Он написал рассказ об одной из этих
птиц. Наша задача проанализировать текст, Определить тему, основную мысль, подобрать заголовок, составить план, чтобы продолжить формирование умения писать изложения данного вида. |
Хорошо читающие дети выразительно воспроизводят текст, остальные следят за текстом. |
6 | Работа по теме Слайд №5,6 |
– Как вы думаете, какой это тип текста? – Вспомните, какой тип текста относится к повествованию. |
– Это текст повествовательный – в тексте-повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: что происходит СНАЧАЛА? ПОТОМ? и В КОНЦЕ? |
– Попробуем вместе доказать, что это ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ | – В тексте говорится о гусях на лугу,
которых застала непогода, маленьких гусят спас
от града гусь жертвуя своей жизнью. – Чтобы представить этот текст нужно нарисовать несколько картин: как гуси щипали на лугу траву, как пошёл град, как погиб белый гусь. |
||
– Итак, в тексте говорится о событии,
эпизоды которого последовательно сменяют друг
друга. – О чем говорится в тексте? Определите его тему? – Какова главная мысль? |
– В тексте говорится о храбрости гуся,
который сумел спасти маленьких гусят. – Животные способны быть смелыми, любить и жертвовать собой ради жизни других. |
||
7 | Физминутка | Гимнастика для глаз | – Посмотрели в окно – на точку, считая до 10 (зеленый кружок приклеенный к стеклу) – моргаем глазами, считая до 10 – смотрим вдаль, считая до 10 – моргаем, 10 раз |
8 | Работа по теме: | – Сколько частей (абзацев) в этом тексте? | – Четыре абзаца, а частей: три. |
– Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль? | – Да – Нет (мнение детей расходится) |
||
Попробуем определить мысль каждого абзаца (определим микротемы) | – В первом и во втором абзаце говорится
о гусях на лугу. – В третьем абзаце говорится о том, как белый гусь спрятал под своими крыльями от града гусят. – В четвертом абзаце говорится о гибели гуся и спасении гусят. |
||
9 | Составление плана Слайд №7 |
– Предлагаю составить план нашего текста | (Дети набрасывают план к тексту, работая вариативно: кто-то в паре, кто-то самостоятельно) |
– Предлагаю план вынести на доску (дети озвучивают и лучшие предложения записываются) | План: 1. Гуси на лугу. 2. Белый гусь спаситель дюжины гусят 3. Гибель гуся. |
||
– Почему автор разделил первую часть на два абзаца? | – Чтобы показать, как гуси щипали травку, когда погода была хорошей и когда погода испортилась. | ||
10 | Лексико-орфографическая подготовка Слайд №8,9 |
– Вставьте пропущенные буквы в тексте и объясните их написание (дается текст с пропуском букв или на интерактивной доске восстанавливается детьми) | – По цепочке дети быстро объясняют написание слов |
– Объясните значение слова дюжина (можно воспользоваться толковым словарем) | – Двенадцать штук. | ||
– Когда мы пишем изложения и сочинения мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать слова синонимы к слову гусь. | – Гусь – белый гусь – спаситель дюжины гусят – храброе сердце – белая кочка | ||
– Подчеркните в тексте все глаголы и определите их время. | – Все глаголы в прошедшем времени | ||
– Мы наблюдаем единый временной план, поэтому при письме изложения будем использовать глаголы какого времени? | – Глаголы прошедшего времени. | ||
11. | Подготовка к пересказу Слайд №10 |
– Чтобы нам удобнее было пересказывать
текст и в дальнейшем его писать по плану
необходимо выбрать слова – помощники ОПОРНЫЕ
СЛОВА. Предлагаю вместе к каждой части плана выбрать опорные слова. |
1.Луг, щипали, наползла, капли, град, замерли, перекликались. 2.Гусь, вздрагивал, копошились, дюжина, 3. ромчалась могучие крылья струйка крови невредимые |
– Попробуем пересказать по плану, используя опорные слова. | (Дети пересказывают, прослушиваются 2-3 ученика) | ||
12. | Физминутка | Подвижная | |
13 | Написание изложения | – Настроимся на красивое написание текста и без ошибок, сразу пишем в чистовик. | – (Хором) Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно беру, Я красиво напишу. |
14 | Оказание индивидуальной помощи | (По мере необходимости) | |
15 | Подведение итогов | – Предлагаю зачитать трем ученикам
свои изложения, а мы внимательно послушаем, чтобы
проанализировать. – Как вы считаете, кому удалось близко к тексту передать содержание рассказа? – Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов? – Были ли у кого-то недочеты, какой совет вы бы хотели дать? |
(Дети комментируют письмо) |
16 | Рефлексия | – Что необходимо выполнить для того, чтобы успешно написать изложение? | – Определить тип текста, его тему и
главную мысль. Составить план, выделить опорные слова, подумать над синонимами во избежание повторов и провести орфографическую работу. |
– Чему вас научил рассказ Е.Носова? – Благодарю за урок. |
– Надо уметь быть смелым и любить все живое, быть добрым, заботливым и бесстрашным. |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Подготовься к беседе по рассказу. Где жил дедушка? Что стояло недалеко от дома? Жива ли память о войне? Кого уничтожила война? О чем не забывают люди? Что делают люди перед празником Победы?
Запомните написание слов: неизвестного,войне,не забыли.
*** Война. Мать прощалась с сыном. Он уезжал на фронт. У края просёлочной дороги росло одинокое старое дерево. Сын остановился. Дерево было покрыто влажными и блестящими листьями. Это дерево в летнюю сушь не сбрасывало на землю своих детей – лишние увядшие листья. Дерево любили птицы. Они там вили гнёзда. Сын сорвал один лист и положил за пазуху. Мать смахнула слезу. (58 слов) Вопросы: 1. Куда уезжал сын? 2. Что привлекло его внимание? 3. Какое это было дерево? 4. Зачем сын сорвал со старого дерева лист и положил за пазуху? План Прощание с сыном. Дерево у дороги. Листок на память. Слова для справок: просёлочная дорога, увядшие листья, за пазуху.
3 класс Боец спасён Был бой. Солдата ударила вражеская пуля. Она перебила руку и попала в грудь. Солдат упал на снег. Ему трудно было дышать. Он закрыл глаза. К бойцу подползла девушка. На её сумке был красный крест. Она вытащила бинт и перевязала раны. Девушка обхватила бойца рукой и потащила. Свистели пули. Но девушка упорно ползла с раненым. Скоро она вынесла его из боя. Боец был спасён. ( 65 слов) ( по Л. Кассилю) Слова для справок: солдат, вражеская, ему, раненый. План Солдат ранен в бою. Помощь пришла. Боец спасён. Подвиг Володи Ермака. Была Великая Отечественная война. Шёл бой. Наши бойцы бросились впер
weburok.com
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»