ГУ «Есильская средняя школа №2»
Есильского отдела образования
Сборник изложений
для 1-4 классов.
Составители: Бурка Е.Г.
Никифорова М.В.
2015 год.
Пояснительная записка.
Изложение - одно из самых эффективных средств развития устной и письменной речи, логического и образного мышления учащихся.
Данный сборник составлен в соответствии с требованиями, предъявленными программой по русскому языку к развитию связной речи учащихся.
В пособие включены различные виды изложений, которые могут быть использованы учителем и как обучающие, и как контрольные - в зависимости от поставленной цели. По характеру (типу) речи это изложения-повествования, изложения-описания, изложения-рассуждения с различной степенью выявления упомянутых признаков.
В сборник включены тексты, большинство которых имеют повествовательный характер, так как этот тип речи наиболее близок учащимся младших классов.
Основная часть текстов, включенных в сборник, взята из литературы. Тексты носят познавательный, воспитательный характер и знакомят учащихся с нравственными поступками детей и взрослых, явлениями природы, жизнью животных и растений, способствуют развитию образного и логического мышления, творческих способностей и стремлению к знаниям.
После каждого текста приводятся вопросы для проверки восприятия детьми рассказа и разбора его содержания.
Основная направленность анализа - выявить главную мысль рассказа, установить смысловые связи между его частями, помочь детям определить свое отношение к действующим лицам рассказа и их поступкам. Такой разбор поможет учителю в осуществлении принципа развивающего обучения: он будит мысль учащихся, учит логически мыслить, углубляет эмоциональное восприятие содержания, развивает воображение. Однако перегружать работу по анализу не рекомендуется, следует сосредоточивать внимание учащихся на главной мысли рассказа, объяснять его заглавие, выявлять лишь основные логические связи в содержании рассказа.
В сборнике дан ориентировочный план, задания по орфографии, лексике, грамматике, синтаксису. Задания по лексике сориентированы на обогащение активного словаря учащихся, совершенствование орфографических навыков.
Лиса.
Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!
План:
1. Где шла лиса?
2.Что почуяла лиса?
3.Куда побежала лиса?
4. Что случилось с лисой?
Муравей.
Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал товарищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.
План:
1. Что нашёл муравей?
2.Каким оно было?
3.Кого позвал муравей?
4. Как тащили муравьи зерно домой?
Ворона Кара.
Была у нас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счетах. Кара ловко снимала кольца со столбика, (19 слов.)
План:
1. О ком сказано в первом предложении?
2. Как Кара листала книгу?
3. На чём считала ворона?
4. Что ещё могла делать Кара
Елка в лесу.
Ребята нарядили в лесу елку. Петя повесил на ветках кусочки хлеба. Ваня принес морковку и кочан капусты. Лакомились гостинцами птицы и зайцы. (22 слова.)
План:
1.Где ребята нарядили ёлку?
2.Что повесил Петя на ветки?
3.Что принёс Ваня?
4.Кто лакомился гостинцами?
Ну и заяц!
Убегал заяц от собаки и прыгнул в воду.Собака за ним поплыла. Вдруг заяц круто повернулся и прыгнул на спину собаки. Собака с пассажиром поплыла к берегу.
Вот до суши осталось пять метров. Заяц спрыгнул на берег и был таков. (40 слов.)
План:
1. Как заяц хотел спастись от собаки?
2. Что сделала собака?
3. Как поступил заяц в воде?
4. Как заяц спасся?
Ежик.
Дедушка подарил детям ежика. Летом он жил в сенях. Зимой еж уснул в норе. Придет ежик весной голодный. Берегитесь, мыши! (19 слов.)
План:
1. Кого дедушка подарил детям?
2. Где еж жил летом?
3. Где он уснул зимой?
4. Какой придет ежик весной?
Слон.
Шофер привез в зоопарк сено. Машина попала в канаву. Послали на помощь слона. Он лбом вытолкнул машину из канавы. (19 слов.)
План:
1. Куда шофер привез сено?
2. Куда попала машина?
3. Кого послали на помощь?
4. Чем слон вытолкнул машину?
Катина рыбка.
Дедушка подарил Кате аквариум. Живет там розовая рыбка с пышным хвостом. Катя бросила в воду червячка и постучала по стеклу. Рыбка подплыла и схватила корм. (25 слов.)
План:
1. Кто подарил Кате аквариум?
2. Какая рыбка там живет?
3. Кого бросила Катя в воду?
4.Что сделала рыбка?
Лось.
В наших лесах живут лоси. Лось очень красив. В пищу лосю идут ветки и трава. Ему нужна и соль.
Учитель дал совет носить в лес соль. Мальчики кладут соль на камень. Лоси часто приходят лизать соль. (35 слов.)
План:
1. Где живут лоси?
2. Что идет в пищу лосю?
3. Какой совет дал учитель?
4. Куда мальчики кладут соль?
5. Зачем лоси часто приходят?
Галка и кувшин.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой.Вода в кувшине была только на дне. Галке нельзя было достать.Галка стала кидать в. кувшин камешки. Столько набросала, что вода стала выше.Напилась галка. (32 слова.)
План:
1. Что узнали о галке?
2. Что узнали о кувшине?
3. Что стала делать галка?
4. Чем кончился рассказ?
Кошка и котята.
У кошки шесть котят. Они живут на печке.Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Мать кормит их своим молоком. Скоро глаза у котят откроются. Котята подрастут. Матьнаучит их ловить мышей. Они сами будут находить себе пищу. (37 слов.)
План:
1. Что надо вначале сказать о котятах?
2. Как ведут себя слепые котята?
3. Чему научит котят мать?
4. Как будут жить котята без матери?
Как в сказке.
Был сильный мороз. Люди пошли к озеру за водой. На льду сидела лисица. Тявкает бедняжка, а убежать не может.Рыжая охотница еще вечером села у проруби.
Она долго поджидала добычу. Хвост и примерз ко льду. (35 слов.)
План:
1. Какой был мороз?
2. Когда лиса села у проруби?
3 Что с ней случилось?
4. Что было утром?
Птичка.
Поймал Сережа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчикзабыл закрыть дверцу.Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился остекло.Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер.
С тех пор Сережа перестал ловить птиц. (38 слов.)
План:
1. Кто жил у Сережи в клетке?
2. Что забыл сделать Сережа?
3. Как разбился чижик?
4. Что стало с птичкой?
Каждую крошку в ладошку — и в рот.
Это предложение Сережа писал на уроке. Он объяснил, что хлеб надо беречь.
На перемене ребята пошли в буфет. На завтрак были котлеты и молоко. Серёжа был сыт. Он бросил хлеб на пол. Товарищи молча посмотрели на Сережу. Мальчику стало стыдно. (40 слов.)
План:
1. Что Сережа узнал на уроке?
2. В буфете.
3. Почему Серёжа бросил хлеб?
4. Почему мальчику стало стыдно?
Одуванчики.
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.)
План:
1. На что похож цветок одуванчика?
2. Почему цветок называется одуванчик?
3. С чем пришла Танюша домой?
4. Когда одуванчики закрывают свои цветочки?
Живая шляпа.
Котенок играл и свалил шляпу. Шляпа накрыла Ваську.
Увидали малыши, испугались. Живая шляпа по полу ползет! Убежали дети в кухню. Вадик стал от дверей картошкой в шляпу стрелять.
Сбил Вадик шляпу. А котенок к ребятам бежит. Мяу! (37 слов.)
План:
1.Кого же испугались малыши?
2.Как Васька оказался под шляпой?
3.Почему же шляпа двигалась?
Галчонок.
Упал галчонок из гнезда и сломал лапку. А кошка тут как тут. Дети прогнали кошку. Они спасли птенца. Дети принесли галчонка домой. Боря забинтовал ему лапку.
Скоро галчонок поправился. Ребята выпустили птицу на волю. (36 слов.)
План:
1.Что случилось с галчонком?
2.Кто спас и вылечил галчонка?
3.Когда дети выпустили птицу на волю?
Митина шляпа.
Весной Митя забыл в лесу свою шляпу.
Через месяц Митя пошел за ландышами. На суку он увидел шляпу, над ней летали птички. А в шляпе пищали птенчики. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошел. (38 слов.)
План:1. Где Митя забыл шляпу?
2. Нашлась!
3. Гнездо в шляпе.
4. Как поступил Митя?
Ёж.
В лес пришла осень. Редко теперь удаётся ежу съесть вкусный обед. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Через высокие кочки, через лесные поляны идёт ёж.
В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает он в нору сухие листочки, мягкий лесной мох. Скоро придёт зима. Накроет его нору тяжёлый снежный сугроб. Под глубоким сугробом хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж.
План:
1.Наступила осень.
2.Ёжик готовится к зиме.
3.Зимний сон ёжика.
Лев и мышка.
Лев спал. По нему пробежала мышка. Лев проснулся и поймал её. Мышка просила отпустить её и обещала отплатить добром. Лев засмеялся и отпустил мышку.
Однажды льва поймали охотники и привязали к дереву. Мышка услышала рев льва, прибежала и перегрызла веревку.
Так мышка спасла льва и выполнила обещание. (47 cлов)
Вопросы и задания к тексту.
Что случилось однажды с мышкой?
Что она пообещала льву?
Почему лев засмеялся?
Как маленькая мышка выполнила свое обещание?
План:
1. Что делал лев?
2. Кто по нему пробежал?
3. Что сделал лев?
4. О чем просила мышка и что она обещала?
5. Как поступил лев?
6. Что случилось однажды со львом?
7. Что сделала мышка
Словарно-орфографическая подготовка.
Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: ле…, мы..ка, рё.., верё…ка.
Слова для справок: по нему, охотники, поймал, обещание.
Мурка.
Нашу любимую кошку зовут Мурка. Она черная, только грудь и лапки белые. Шерсть у нее длинная и мягкая, хвост пушистый, глаза зеленые.
У Мурки трое красивых маленьких котят. Два котенка черные, а третий – пестрый.
Мурка и маленькие котята спят в большой корзине. Им там тепло и очень уютно.(48 слов)
Вопросы и задания к тексту.
Как зовут кошку?
Опишите кошку: цвет, шерсть, хвост, глаза.
Какие котята у Мурки?
Где спит Мурка с котятами?
План:
1.Как зовут нашу кошку?
2.Какого она цвета?
3.Какие у нее шерсть, хвост, глаза?
4.Сколько котят у Мурки?Какие они?
5.Где спят Мурка и котята?Как им там?
Словарно-орфографическая подготовка.
Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: з..вут, гл…за, з…леные, к…тят, б…льшой, гру…, шерст…, пуш…стый, дли…ая.
Запомните, как пишутся слова: только, корзине.
Елка.
Таня глаз не могла отвести от елки. Сколько на ней разных игрушек! Тут и рыбки, и слоники, и звезды, и снегурочки… А какие шары – желтые, красные, зеленые. А какая звезда горит на верхушке! Словно красный огонек, у которого пять лучиков.
Ребята пели, плясали, читали стихи. Таня тоже выступала. (48 слов)
Вопросы и задания к тексту.
Почему Таня не могла отвести глаз от елки?
Как описана школьная елка?
Что произвело на Таню самое большое впечатление?
Что делали ребята?
План:
1.Чем была восхищена Таня?
2.Какие игрушки были на елке?
3.Какой была звезда?
4.Чем занимались ребята?
Словарно-орфографическая подготовка.
Вставьте пропущенные буквы: м…гла, сн…гурочки, ж…лтые, зв..зда, в…рхушке, …г…нек. Выделите суффиксы в словах: рыбки, слоники, снегурочки, огонек, лучики.
Заяц на лыжах.
Белка по снегу не ходит. Она хитрая - по веткам прыгает. Заяцу-беляку приходится всю зиму по снегу бегать. Утонул бы бедный зайчишка в глубоком снегу по самые уши. Но к зиме между пальцами заячьих лап вырастает густая пушистая шерсть. Лапы зверька становятся шире: беляк словно лыжи надел! (47 слов)
Вопросы и задания к тексту.
Как передвигается зимой белка?
А что приходится делать зайцу?
Почему заяц не тонет в глубоком снегу?
Почему текст назван «Заяц на лыжах»?
План:
1.Как зимой передвигается белка?
2.Что делает всю зиму заяц – беляк?
3.Что случилось с зайцем?
4.Но что вырастает между пальцами заячьих лап?
5.Какими становятся лапы?
Словарно-орфографическая подготовка.
Обратите внимание на правописание предлогов: по снегу, по веткам, по уши, в снегу.
Вставьте пропущенные буквы: уш…, пуш…стая, ш…ре, лыж… .
Найдите слова, которые говорят о том, что заяц очень глубоко провалился в снег.
Наводнение.
Это было ранней весной. Снега зимой выпало очень много. Даже небольшая река вышла из берегов. Вода пробиралась к кустам. В кустах были зайцы. Три зайца вскочили на бугор, а один на пенек. Зверьки были очень напуганы. Плавать зайцы не умеют. Так они и сидели, пока вода не стала спадать. (49 слов)
Вопросы и задания к тексту.
Когда это было?
Что случилось с рекой? Почему?
Куда подбиралась вода?
Кто был в кустах?
Как спаслись зайцы?
План:
1.Когда произошла трагедия?
2.Что произошло?
3.Как вели себя зайцы?
4.Чем все закончилось?
Словарно-орфографическая подготовка.
Обратите внимание на правописание слов: ранней, напуганы, небольшая, спадать
Вставьте пропущенные буквы: в…сной, з…мой, зв…рьки.
Бобр печку топит.
Лежит на дне озера дровяной склад. Сучья, поленья свалены в кучу.
Это бобр дрова на зиму запас, для живота. Он себя вместо печки дровами топит. Огложет небольшое полено и радуется. Осинка в бобриной животе греет сильнее печки.
Даже в стужу из б
nsportal.ru
Поработаем над каждой частью в отдельности.
В каком предложении отражено основное содержание первой части?
- Что вызвало тревогу?
-Как можно короче выразить эту основную мысль. Сократите предложение до пункта плана.
Назовите предложение, в котором выражена главная мысль второй части.
- Где было гнездо поползня?
Как птица пыталась защитить птенцов?
Какой художественный приём использовал автор в этом предложении?
С чем сравнил поползня?
Почему у него родилось такое сравнение?
В каком ещё предложении используется такой же приём?
Почему сравнивает змею с вопросительным
знаком?
Какое предложение передаёт отчаяние поползня?
Какое образное выражение использует здесь автор?
- Как его поняли?
Сократите предложение до пункта плана.
Какими словами выражена главная мысль третьей части?
Какое чудо произошло?
Было ли страшно поползню?
Сильный ли был удар маленькой птички?
Почему автор называет такое поведение чудом?
Как озаглавим третью часть?
Закончен ли текст?
О чём можно сказать в заключительной части?
С какого предложения можно начать четвёртую часть?
- Как озаглавим эту часть?
Определите главную мысль текста.
Озаглавьте текст.
Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа
План
1.Тревога
2.Гюрза у гнезда.
3.Случилось чудо
4Птенцы в безопасности.
- Что ещё кроме плана поможет вам пересказать текст? Что необходимо выписать из текста?
- Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия?
Выпишите слова - опоры к первой части.
Что такое ущелье?
Ущелье-расселина в горах.
Узкая глубокая с обрывистыми склонами долина.
- Какие слова возьмёте из 2 части?
Какие слова возьмёте из третьей части?
Какие слова использованы в тексте, когда говорится о змее?
Посмотрите как автор избегает повторов , нам надо поучиться этому у автора.
В ущелье гор тревога.
Кричит птичка.
Зашёлся криком.
1.Тревога.
Ещё немного гюрза заползёт в гнездо.
На отвесной скале.
Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит.
Сравнение
С юлой.
Крутятся одинаково на месте.
Зашёлся криком.
Долго крича, как бы онеметь, затихнуть, обессилить.
2.Гюрза у гнезда
Змея сорвалась со скалы.
3.
Случилось чудо.
Поползень спас птенцов.
Всё хорошо.
Все спасены.
Птенцы в безопасности.
Читают план.
Слова опоры.
Глаголы.
Ущелье кричит скалистый
Ползёт юлой крутится кричит зашёлся криком изогнулось заползёт
Юлой крутится
Изогнулось вопросительным знаком
Случилось, вспорхнул ударил сорвалась
Гюрза, змея,
ядовитая змея, зелёное тело
nsportal.ru
Разделы: Начальная школа
Цель урока:
1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
4. Оборудование:
Учащиеся разделены на группы.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
– Ребята, слышали ли вы случаи, когда животные спасают жизнь человеку? Об одном таком случае мы сегодня будем писать изложение. – Что такое изложение? Как вы понимаете смысл слова изложение? – Какие учебные задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Запомнить текст, определить его тему и основную мысль; составить план текста; по нему грамотно записать текст.) – Работать мы сегодня будем группами. – Вспомним правила работы в группах… (Ребята перечисляют):
II. Работа над изложением.
а) Определение этапов работы над изложением.
– Чтобы наша деятельность была продуктивной, давайте составим план работы.
– Итак, начнем с первого шага.
б) Чтение текста (учителем). Определение его темы и основной мысли.
Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!
Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним вечером геолог сидел за столом, карты геологические рассматривал. Рядом в коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака. Вдруг собака рванулась с места, схватила девочку за рубашку, выхватила ее из коляски и кинулась в дверь.
Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьем в руках он выбежал из дома. И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.
Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочку.
(По Б. Зубкову)
– Какой это текст по типу? (Текст – повествование.)– Определите его тему. (В тексте идет речь о самой обыкновенной собаке.)– А основная мысль? (Чудо-спасение людей от землетрясения.)– Подумайте, с какой целью автор рассказал этот случай? (Чтобы люди были внимательнее к животным.)– Давайте в словарях найдем значение слова геолог. (Специалист по геологии). Геология – комплекс наук о строении, составе и истории земной коры и земли, о методах изыскания полезных ископаемых. – Каждая группа сейчас получит текст, внимательно его перечитает и составит вопросы по содержанию. – Задайте вопросы своим товарищам.
в) Выделение опорных слов текста.
– Переходим к следующему этапу работы. Найдите в тексте опорные слова, которые вам помогут при изложении текста. (Много подсказать, поведение, рассматривал геологические карты, дремала, вдруг рванулась, схватила, выхватила, кинулась, собака взбесилась, землетрясение.) (Слова записывают на доске.)
– Что заметили? (В основном это глаголы, которые помогут вспомнить последовательность действий.)
г) Деление текста на части, составление плана.
Дети в группах самостоятельно текст делят на смысловые части и озаглавливают их.
Зачитывание своих планов и их коллективное обсуждение (если дети согласны, то поднимают зеленый сигнальный круг, если нет, красный).
– Какую часть рассказа вы считаете главной? Как вы ее озаглавили? (Перед землетрясением.) – Какое название вы предлагаете первой части? (Поздним вечером.) – Как можно озаглавить третью часть? (Спасение.)
Запишите свои планы к себе в тетрадь.
д) Лексико-орфографическая подготовка.
(У детей забирается предыдущий текст и раздается новый, с пропущенными орфограммами, где дети заполняют коллективно пропуски.)
Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические Ра..матривал. Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру.. с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку.
(По Б. Зубкову)
– На какие орфограммы были пропуски? (Безударные гласные проверяемые и непроверяемые; сочетания чк, чн; жи, ши; парные согласные на конце слова; непроизносимые согласные; написание предлогов и приставок; запятые в предложениях с однородными членами.)
е) Пересказ и запись текста в тетрадях.
– Ребята, сейчас вы между собой должны распределиться, кто какую часть текста будет пересказывать, участники группы внимательно слушают своего товарища и исправляют его недочеты (если они будут). Затем вы запишете каждый свою часть изложения на черновиках. А потом все части соедините и проверите сообща грамотность написания изложения. Только после этого вы аккуратно перепишите текст в тетрадь.
III. Итог урока.
Группы зачитывают свои тексты. Дети оценивают результат.
– Какой этап урока у вас вызвал трудности? – Что понравилось? – Чему научились?
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
конспект
урока по
русскому языку
4 класс
Апрель, 2013 год.
Учитель: Хамцова Наталья
Николаевна
Изложение «Медвежонок» с творческим заданием.
Цель. Формирование навыка письменной речи.
Задачи. Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану.
Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста.
Развитие орфографической зоркости.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитание любви к животным.
Оборудование: карточки с напечатанным текстом, интерактивная доска, карточки со смайликами.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
А).-Послушайте стихотворение «Сильное кино». (читает 1 ученик)
И вот он начал свой рассказ:
-Они ползут, а он им - раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз!
Она им – раз!
Но тут как раз её он спас…
-Всё ли вам понятно? Почему?
У. –В жизни людям часто приходится рассказывать устно или письменно о том, что они читали, видели или слышали, о событиях, которые с ними случаются. Чтобы рассказывать интересно и понятно, нужно уметь составлять рассказ и уметь передавать чужую речь.
-Сегодня мы продолжим работу с текстом о животных. Будем учиться составлять план и пересказывать по нему, разберём трудные слова и напишем изложение.
Б). Загадка.
У. –Мир животных удивителен, замечателен и многообразен. Детёныши часто неуклюжи и забавны, иногда смешны и трогательны.
-Отгадайте загадку.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(слайд 1- медведь)
-Знаете ли вы? (слайд 2 )
-Как вы думаете, кто будет героями текста? Герои нашего текста- медведи.
3. Чтение текста учителем.
-Послушайте текст, который я вам приготовила.
Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу везде лежал снег. Шли дни. Снег в лесу стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!
4.Первичный анализ содержания текста.
- О ком говорится в тексте?
-Когда у медведицы появился малыш?
-Каким он родился?
- Почему ему нельзя было выходить из берлоги?
-Что изменилось в природе с приходом весны?
-Как подрастал медвежонок?
-Удобным ли было жилище медведей?
-Когда медведи вышли из берлоги?
-Как можно озаглавить этот рассказ?
(более удачный- на доске)
5. Самостоятельное чтение рассказа детьми. Работа в парах- деление на абзацы. Озаглавливание.
- У каждого из вас на столах лежат карточки с записанным текстом.
-Прочитайте его. А потом , работая в парах, разделите на абзацы.
-Найдите и прочитайте 1 абзац.
-Найдите слова, которые подсказывают, о чём в нём говорится.
-Как бы вы его озаглавили?
-Найдите 2 абзац.
-Какие слова подсказывают, о чём в нём говорится?
-Какой заголовок можно к нему подобрать?
(такая же работа проводится с 3 и 4 абзацами)
ПЛАН.
( слайд 3 с планом на доске)
-Вот мы и составили план.
-В каком времени стоят глаголы? (в пр. вр.)
-Подтвердите свой ответ глаголами из текста.
-Что знаете о глаголах пр. времени?
-Вы должны помнить, что при написании изложения все глаголы должны стоять в пр. времени.
6.Ф/м. –А сейчас отдохнём. (Пальцы взамок, руки вперёд…, потянулись, руки на пояс, наклонились влево, вправо, сели…)
7.Орфографическая подготовка. ( слайд 4)
- Теперь проведём орфографическую подготовку.
А).- После текста на карточках записаны слова с пропущенными буквами.
- Посмотрите и скажите, какая орфограмма в них?
-Как проверить безударную гласную в корне слова? ( Дети подбирают проверочные слова и вставляют безударную гласную на карточках.)
тр_щали ж_лище
по_вился л_жал
р_дился поб_жали
освоб_дились руч_йки
вых_дить в_сенним
осм_трел пр_лес_ный
(обращаю внимание на удвоенную согласную в слове весенним и непроизносимую в слове прелестный)
Б).- В тексте много слов с безударной гласной не только в корне, но и в приставке.
-Вспомните, как пишутся приставки со словами?
-Какие бывают приставки?
-Найдите в тексте слова с приставкой по-, о-.
В). Трудные слова.
-Обратите внимание на то, что в тексте есть трудные слова. Вы их будете использовать при написании изложения.
-Прочитаем их хором с доски по слогам.
МЕДВЕЖОНОК НЕЛЬЗЯ ОСВОБОДИЛАСЬ
ТАЯТЬ ПОДРОС ЗАМЕТНО
МАТЬ-МЕДВЕДИЦА ОДНАЖДЫ
Г). –Мы поработали над различными орфограммами, а сейчас проведём лексическую подготовку.
-Что такое ЛЕКСИКА? (Это совокупность слов или словарный запас языка.)
(УСТНО) –Подберите СИНОНИМЫ к некоторым словам.
- Что такое СИНОНИМЫ?
Воля, … (свобода)
Везде, … (всюду)
Жилище,… ( дом, берлога)
-Подберите антоним к слову
ПРОСТОРНЫЙ-……..( тесный)
-Что такое АНТОНИМЫ?
Д). –В тексте автор использует один из художественных приёмов.
- Как вы понимаете такое выражение « ТРЕЩАЛИ МОРОЗЫ»?
-Зачем автор употребил такое выражение? (Чтобы показать суровость зимы, силу мороза.)
-Что значит «ПОБЕЖАЛИ РУЧЕЙКИ»? (Солнце так грело, что снег растаял, потекла вода- переносное значение.)
-Как называется такой художественный приём, когда неживому предмету наделены признаки живого предмета? ( ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
-Что это такое? ( Перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый.)
Е).- Иногда при написании изложения мы используем такой приём . как ПЕРИФРАЗ.
- Что это такое? ( Это замена выражения другим выражением, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета.)
- Найдите на карточках последний абзац. (Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги.
Как хорошо было на воле!)
-Как можно эти предложения заменить другой фразой? (Как-то раз весенним утром семья косолапых вышла из жилища. Замечательно, прекрасно было на свободе!)
8. Ф/м для глаз. ( Слайд 5)
9. Повторное чтение и пересказ текста. (вслух читает 1 ученик)
-Сейчас последний раз перечитаем рассказ.
-Представьте себе нарисованную картину по тексту.
-Перескажите по плану.
10. Написание изложения с творческим заданием.
-Вам надо написать текст, но с творческим заданием. Его надо продолжить 2-3 предложениями. Для этого надо придумать, какой бы забавный случай мог произойти с медвежонком. Если у вас возникнут затруднения, обращайтесь ко мне. (План и опорные слова остаются на доске и на экране.)
11.Самопроверка.(Исправить ошибки простым карандашом.)
12. Зачитывание изложений.
-Какой рассказ вам понравился больше?
-Более подробный анализ ваших изложений я сделаю на следующем уроке.
13.Итог урока.
-Поведём итог нашему уроку.
-Чему мы учились сегодня на уроке?
-Что понравилось больше всего?
-Над чем надо ещё поработать?
14.Рефлексия. (На столах карточки со словами :
).
-Сами оцените свою учебную деятельность.
nsportal.ru
Изложение зрительно воспринятого текста. «Лебеди».
Цели: способствовать развитию у учащихся умения письменно передавать содержание текста, делить текст на части, определять главную мысль текста, развивать монологическую речь, содействовать привитию любви к природе.
1.Организационный момент. Постановка целей урока.
-Начнём наш урок с русской пословицы: «Доброе дело само себя хвалит».
Как вы понимаете её смысл?
-Кого мы называем «братьями нашими меньшими»?
-Нужно ли о них заботиться? Почему?
-Ребята, сегодня мы будем писать изложение о том, как ребята спасли одних из самых красивых птиц, являющихся символом любви и благородства, чистоты и нежности – лебедей.
Издавна люди воспевали лебедя в былинах и сказаниях. Огромные птицы на синем небе – это незабываемо красивое зрелище. Но ещё красивее кажется лебедь на уединённом озере в глухом лесу или в парке на пруду. Он плывёт, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ними светлеет. Становится перламутровой. Лебедь неповторимо изящен и грациозен в каждом движении. Охота на лебедей запрещена. Лебедь – прекрасен, но к сожалению - редкое явление природы.
2.Знакомство с текстом
Лебеди.
Буран начался внезапно. Сильный вихрь разрушил и разбросал скирды соломы.
С наступлением тишины школьники выбежали за околицу села. Под проводами лежали белоснежные птицы, попавшие в беду. Это были лебеди.
Ребята отнесли их домой, перевязали раны. Долго дети кормили больных птиц. Каждый приносил кусочки хлеба или горсть зерна. Белокрылые пациенты быстро набрались сил.
3.Беседа после первичного знакомства с текстом.
-О чём этот текст?
-Определите тип текста.
4.Перечитывание текста вслух.
5.Анализ текста.
-О каких природных явлениях говорится в тексте?
-Что произошло с лебедями в пути?
-Как ребята помогли попавшим в беду птицам?
-Найдите в тексте, какими словами пользуется автор, говоря о лебедях.
6.Словарная работа.
Буран – сильный разрушительный ветер.
Внезапно – неожиданно.
Вихрь – сильное порывистое круговое движение ветра.
Скирды соломы – высокие стога соломы.
Околица села – окраина села.
Пациенты – больные, лечащиеся у врача.
Белоснежные – очень белые.
7. Определение главной мысли текста.
8.Озаглавливание текста.
9. Составление плана.
1.Буран.
2.Лебеди в беде,
3.Спасение птиц.
10.Пересказ текста в прах по плану.
11.Лексическая работа.
-Какие слова употребим, чтобы не повторять слово «лебеди»? Ребята?
12.Орфографическая подготовка.
-Найдите в тексте слова с безударными гласными.
-Объясните правописание приставок в словах.
13.Перечитывание текста.
14.Запись текста.
15.Дополнительное задание.
1вариант. – Подумайте, чем могла закончиться эта история? (Весной…)
2 вариант. – Как можно закончить рассказ, выразив своё отношение к поступку ребят? (Так школьники…)
Запись концовки текста.
16.Чтение текста вслух учениками по желанию.
17. Итог урока.
infourok.ru
Автор презентации: Плешкова Елена Владимировна
Слайд 1Изложение д ля 4 класса ПтенчикСлайд 2Дети поймали птенца. Они его не ловили, а бедняга сам выполз и выпал из гнезда. Птенец был крохотный, в чёрных полосках и с красной головкой. Посадили ребята его в коробку и затянули марлей. Коробку поставили под куст, а сами ушли. Вдруг налетела целая стая щеглов. С яростным писком они бросились на коробку. Марля сразу была проклёвана. Птенец помогал. Он пробивал марлю, как скорлупу яйца… ЧИТАЕМ ТЕКСТ Продолжите текст несколькими предложениямиСлайд 3– Кого поймали дети? – Каким был птенец? – Куда посадили ребята птенчика? – Кто помог птенцу выбраться из коробки? – Как реагировал птенец на помощь щеглов? – Подумайте, что могло бы произойти потом? ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫСлайд 4План: 1) Находка. 2) Птенец в коробке. 4) Помощь. 5) Спасение. 6) ?Слайд 5Орфографическая подготовка: Как проверить слова: Пт е нца, не л о вили, б е дняга, вып о л з, из гн е зда, в п о лосках, г о л о вой, нал е тела, проб и вал, к о робка.Слайд 6ЧИТАЕМ И ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ Дети п о ймали пт е нца. Они е г о не л о вили, а б е дняга сам вып о л з и вып а л из гн е зда.Слайд 7ЧИТАЕМ И ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ Пт е нец был крох о тный, в ч ё рных п о лосках и с красной г о ловкой. Пос а дили р е бята е г о в к о робку и зат я нули марлей. К о робку поставили под куст, а сами ушли. Вдру г нал е тела ц е лая стая щ е глов. С яр ос т ным писк о м они брос и лись на к оробку. Марля сразу была пр о клёвана.Слайд 8Пт е нец п о м о гал. Он пр о б и вал марлю, как ск о рлупу я йца… ЧИТАЕМ И ПЕРЕСКАЗЫВАЕМСлайд 9План: 1) Находка. 2) Птенец в коробке. 4) Помощь. 5) Спасение. 6) ? (продолжите текст несколькими предложениями) Обратите внимание: П о ймали, крох о тный, ч ё рных, е г о, зат я нули, ц е лая, щ е гло в, брос и лись, ск о рлупу.Слайд 10Автор презентации у читель начальных классов МБОУСОШ № 7 Плешкова Е. В.
Обязательно поделитесь с друзьями: Скачать Размер презентации: 2.94 Mbedudocs.info
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»