Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru1.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 21

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru2.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 22

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru3.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 23

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru4.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 24

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 35
Чудо земли хлеб. Классный час (3 класс) на тему: Чудо земли - хлеб!

Классный час : Беседа: "Чудо земли- хлеб!". Чудо земли хлеб


Классный час : Беседа: "Чудо земли- хлеб!"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Беседа

«Чудо земли-хлеб»

Составила: Гридасова Любовь Валентиновна,

учитель начальных классов

Цель занятия:

- расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;

- воспитывать бережное отношение к хлебу

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя

Звучит песня «Русское поле» (слова И. Гофф, музыка Я. Френкеля)

Учитель: Отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро –

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает – подгорелый (хлеб).(Слайд 1)

Ребята! Сегодня наша беседа будет посвящена чуду,

чуду, взращенному и сотворенному руками человека,

чуду земли - хлебу.(Слайд 2)

- Какое коротенькое, но очень емкое слово «хлеб». Ведь хлеб занимает в жизни человека самое важное место. Как же люди узнали о хлебе?(Слайд 3)

Это было давно. Во времена каменного века.(слайд 4)

Когда на Землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего стало есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колос. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой, потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил людей печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции, приблизительно 15 000 лет назад. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Их название созвучно с нашим словом «хлеб».(Слайд 5)

Хлебу нет цены.

Хлеб – очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.

Учитель: Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?(Слайды6- 14)

Дети: вспахивание поля, высевание зёрен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.

2. Чтение стихотворений обучающимися (Слайд 15)

1-й ученик: Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

2.В нем здоровье наше, сила

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

3.В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем..

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем !!

3. Беседа о профессиях людей, которые участвуют при создании хлеба.

Учитель: А сейчас мы узнаем о тех профессиях, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите: на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

На доску учитель прикрепляет таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, тракторист, повар, пекарь, комбайнёр, учитель, механизатор, портной, мельник, кондитер.

4. Конкурс «Продолжи пословицу»

Учитель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам продолжить пословицы о хлебе.

Много снега - … (много хлеба.)

Ржаной хлебушко … (калачу дедушка.)

Хлеб на стол - … (и стол престол.)

Хлеб … (всему голова.)

Снег на полях - … (хлеб в закромах.)

Есть хлеб - … (будет и песня.)

Хлебушко – пирогу … (дедушка.)

Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

Не в пору и обед, … (коли хлеба нет.)

Ешь пироги, а хлеб … (вперёд береги.)

Покуда есть хлеб да вода, … (всё не беда.)

Нет хлеба - … (нет обеда.)

5. Конкурс загадок.

Учитель: Отгадайте загадки:

1. Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском. (Хлеб)

2. Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно)

3. Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос)

4. Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришёл на стол он … (Хлебом)

Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду вам говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять. Весной давноМы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в Скоро будут колоски. (полный рост и поднимаем руки вверх над головой)А придет пораВыйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)

Учитель: Что ещё можно приготовить из муки?

6. Инсценировка Мини - сказка «Колобок»

Ведущий: Все минуточку вниманья,

Сказку я хочу начать.

Этой сказочке названье

Поспешите отгадать.

Вы готовы слушать, ушки?

Будет сказка, дайте срок.

Говорит старик старухе:

«Испеки мне колобок»

Дед: Ох, захотелось колобка.

У нас есть дрожжи и мука?

Ты бы тесто замесила

И всех сегодня угостила.

Баба: С охотой я возьмусь за дело,

Хотя задача нелегка.

Чтоб тесто сделать белым,

Нужна не только мне мука –

Вниманье нужно и уменье,

Про соль да воду не забыть.

Чтоб лучше сделать угощенье,

Начну-ка тесто я месить.

( В кастрюле сидит девочка, накрытая простыней)

Баба: Тесто я месила, масло добавляла,

Выбилась из силы.

Ой, как я устала!

Тесто: Убегу я из кадушки.

Не хочу быть колобком,

Мне здесь плохо, мне здесь душно,

Через край бы да бегом.

Усидеть здесь не могу,

Мне в кадушке мало места,

Тесно, тесно, убегу.

Дед: Баба, тесто убежало!

Баба: Ай, яй! Ты куда?

Как же это я проспала?

Вот несчастье, вот беда!

Дед и баба: Колобок, пекись скорее,

А мы споем веселее.

7.Учитель показывает детям кусочек хлеба весом 125грамм.(Слайд 16)

- Ребята! А вы бы могли сказать сколько весит этот кусочек хлеба.

125 грамм – это был поек на весь день для каждого жителя, осажденного фашистами Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Именно в военное время слова «хлеб» и «жизнь» были равнозначны.

Ученик читает стихотворение «Военный хлеб».

Даже не верится, что когда – то

На поле, сожженном огнем батарей,

Перед атакой герои – солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Военный хлеб

Он черен был и липок -

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок

Когда буханку ставили на стол…

Военный хлеб

Он кислым был,

Ведь он был с отрубями.

И были в нем частицы лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Солдаты крошки хлеба

Собирали после еды.

Крошка хлеба, хлебная крошка.

Это много? Или немножко?

Учитель: Всегда нужно помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённое народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»(Слайд 17)

- В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. 

- Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега», то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.

8.Итог занятия.(Слайд 18)

Как же нужно относиться к хлебу ? Давайте вместе составим памятку о бережном отношение к хлебу.

(Вместе составляем памятку.  )               

Памятка1. Береги хлеб, он дорого достается2. Не оставляй недоеденных кусков3. Никогда не бросай хлеб.4. Продли жизнь хлебу.5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

В заключение нашего праздника мне хочется сказать:

-Так повелось на родной земле:

Из года в год, из рода в род – веками.

Родной наш хлеб и булки все

Согреты человечьими руками.

Запомните как дважды два

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

И если каждый из вас не глух, не слеп.

Цените родной народный хлеб!

infourok.ru

Классный час чудо земли — хлеб

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Журавлёвская средняяобщеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» -666751905 Классный час «Чудо земли – хлеб» 00 Классный час «Чудо земли – хлеб»

Подготовила и провела Черниюк Надежда Борисовна, учитель 3 класса

Журавлёвка – 2015 Тема: Чудо земли - хлеб Цели: формировать представление о том, как делают хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу; закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания. Оборудование: сухие колоски, картинки с изображением этапов выращивания хлеба, таблички с названием профессий. Ход мероприятия Учитель. Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если внимательно прочтете слова. (На доске открывается запись.) ХАЛВАЛАДОНЬ ЕЛЬБЕЛКА Учитель. Запишите первую букву каждого слова. Какое слово получилось? (Хлеб.) Сегодня мы поговорим о хлебе. Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий. Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и «изобрели» его египтяне. Хлеб - очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. А знаете ли вы, откуда хлеб к нам на стол приходит? Вот хлеб - высок, румян и свеж. Его ты ежедневно ешь: Орловский, рижский, заварной. Пшеничный любишь и ржаной. Не забывай же никогда, Какого стоило труда Поднять тугую целину Плугами в трудную весну. Удобрить землю под зерно, Чтоб в колос выбилось оно. А жатва, если дождь иль град?! Их много - всяческих преград – Преодолеть нам суждено. Запомни же как дважды два. Народной мудрости слова: «Кто хлебушком не дорожит, Тот мимо жизни пробежит». И если ты не глух, не слеп. Цени народный, трудный хлеб. Учитель. Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами можно поставить и слово «хлеб» - древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Мы ежедневно употребляем хлеб в пищу. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб - это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства. Хвала тебе, хлеб! Только снег сошел в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.) Золотой простор бескрайний - Там работают комбайны. Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.) Вот зерно течет рекой, Чтобы

educontest.net

СЦЕНАРИЙ ЧУДО ЗЕМЛИ – ХЛЕБ!, скачать бесплатно

        В сценарии участвуют: Ведущий, Солнце, Земля, Труд, Колоски, Всходы, Безделица, Человек, группа первобытных людей, Морозы «Красный нос» и «Синий нос», Ветра, Сластена, Робинзон Крузо.        

К празднику оформляется зал. На сцене объемное панно «Хлебное поле»: на стене – голубое небо, на рейках крепятся вырезанные из картона хлебные колосья. С одной стороны сцены, ближе к зрителям, можно расположить макет березы. Над сценой – плакат: «Чудо земли – хлеб». В зале на стенах стенгазеты, в которых имеются следующие разделы: «Знаешь ли ты?», «Загадки», «Стихи о хлебе», «Песни», «Рецепты приготовления простейших изделий из муки». На другой стене зала можно поместить плакат на тему «Как пришел к тебе хлеб». В зале располагается также выставка рисунков о хлебе.

Праздник начинается костюмированным шествием. Солнце, Земля и Труд возглавляют парад. Солнце в ярко – желтом платье с большой красивой короной солнца на голове; Земля – в темном платье с легкой пелериной, по краю которой – яркие аппликации цветов и плодов; Труд – в комбинезоне, на головном уборе серп и молот. Далее следуют Колоски - это девочки с макетами колосков в руках. Во время шествия они то колышут ими над головой, то собираются в плотную группу, символизируя Урожай. У мальчиков в руках

силуэты хлебоуборочных машин. Часть девочек в костюмах хлебных изделий: светло – коричневые платьица, на коронах изображены хлеб, бублики, батоны, булки и т.д.

На сцену выходит Ведущий и ученик.

Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Слышите?  (Звучит музыка.)

Ученик. А сейчас мы увидим, как хлеб пришел к людям.

На сцену выбегают несколько Колосков, танцуют, а затем располагаются на сцене, часть садится на край сцены. Выходит первый Колосок, кланяется присутствующим.

Первый Колосок. Было это давным-давно. Так давно, что еще не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек наших бабушек. Людям жилось тогда очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду, и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды…

На сцене появляется группа первобытных людей. Они устало бредут, понурив головы. Вдруг один человек останавливается у дерева, рассматривает траву, срывает и кладет в рот семена. На лице его появляется улыбка, он радостно кричит: «О-о-э!!!»  другие подбегают к нему, пробуют зерна и начинают радостно танцевать. Пританцовывая, они уносят в ладонях зернышко.

Ведущий. Чудо, какими вкусными показались эти семена людям! Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень (показывает колос ячменя).

Второй Колосок. А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее?

«Жили-были на свете Солнце, Земля и Труд. Жили, не тужили. Земля питала каждую травинку. Солнышко ласкало, Труд оберегал. Но вот откуда ни возьмись…»  (входит Безделица.)

Безделица. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю Труд. Вы его, ребята, не видели?

Появляется Труд, в руках он несет зерно.

Труд. Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

Вдруг Безделица набрасывается на него, пытается отнять зернышко; они борются.

Безделица. Все равно я стану владычицей Земли! Не бывать, по-твоему!

Труд. Нет, владыкой мира будет труд!

Безделица. Ха! Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени…

Труд. Быть, по-твоему! (Появляется Человек.) Вот тебе горсть зерен, сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость…

Безделица. А уж коли, не вырастишь, коли, захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем!

Человек (кланяется Труду). Спасибо тебе, батюшка Труд, я тебя не подведу! (Звучит русская народная мелодия.)

Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хоровод (на головах детей короны с силуэтом всходов).

Безделица. Ну, надо же! Труд верх берет! Эх, была, ни была! Позову-ка я Морозы, пусть заморозят всходы! Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда! На помощь!

Влетают Морозы «Красный нос» и «Синий нос», бегут по залу.

Труд.  Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не отдадим! Не отдадим Морозам зеленые всходы хлеба!

Дети окружают всходы.

Морозы. Я Мороз – Красный нос! Я Мороз – Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат – наши всходы.

Игра в перетягивание каната. Дети выигрывают, так как их много. Морозы убегают.

Безделица. Ох, и бездельники эти Морозы! Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь! (Вбегают ветры.) А ну, сушите! А ну, губите!

Человек. Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.

Игра «Не пролей воду». На середине зала – миска с водой. Это – озеро! Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды?

Всходы. Спасибо, ребята, напоили нас! Теперь бы Солнышко нас согрело.

Безделица. Я закрыла его тучами с градом.

Труд. Ребята, вы не знаете, как человек научился бороться с градом?

(Ответы детей.)

Вот видишь, Безделица, и град можно победить.

Безделица. Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу, какая противная ваша сказка. И здесь мне не удалось поселиться…

Труд и Человек.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Третий Колосок. Хороша твоя сказка, братец Колосок! Но я хочу, чтобы ребята знали, что суховеи, бураны, засуха бывает не только в сказках. Каждый, кто трудится на земле, выращивает хлеб, имеет с ними дело. Особенно страшны они на бескрайних полях Дона, Кубани, В Сибири. Поэтому, чтобы на ваших столах был хлеб, требуется огромный труд.

Ведущий.

Перед пашней шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелек,

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знает только солнышко, ветер да вода…

Четвертый Колосок. Да, это так. Поле не терпит бездельников.

Ведущий. Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

На сцене появляются ученики.

Первый ученик. Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

Второй ученик. Золотой простор бескрайний.

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Третий ученик. Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Четвертый ученик. Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим «Хлеб».

Пятый ученик. Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Ведущий. Вот какое коротенькое, но емкое слово – «хлеб». А теперь, друзья, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли?

Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

На сцене появляется девочка Сластена в костюме конфетки. Приплясывая, она напевает.

Сластена.

Я – Сластена,

Я – Сластена,

Очень сладкое люблю!

Не нужны мне макароны,

Хлеба тоже не хочу!

Останавливается. Капризно надув губы, топает ногой.

Да, да, да! Хлеба – не хочу!

Хочу халвы! Хочу пирожного! Хочу мороженого! Хочу конфет! (После каждого «хочу» топает ногой, Опять начинает напевать и пританцовывать.)

Я – Сластена,

Я – Сластена,

Очень сладкое люблю!

Не нужны мне макароны,

Хлеба тоже не хочу!

Хочу бананов! Хочу ананасов! Хочу апельсинов!

Хочу! Хочу! Хочу!

Подумаешь – хлеб!

На сцене появляется Робинзон Крузо.

Робинзон Крузо. Ах, девочка! Как ты ошибаешься. Сразу видно, что ты еще не читала книгу «Робинзон Крузо». Эта книга обо мне. Мой корабль потерпел кораблекрушение и я оказался на необитаемом острове. Там было вдоволь дичи и тех самых бананов и ананасов, о которых ты мечтаешь. Но как я тосковал по хлебу! И как же я обрадовался, когда увидел, что на случайно оброненных мною зернах взошло несколько росточков ячменя.

Сластена. Почему?

Робинзон Крузо. Я и сам не знаю, почему люди не могут обходиться без хлеба.

Сластена. А вот я смогла бы!

Пятый Колосок. Может быть, кто-нибудь из сидящих в зале ребят так же, как Сластена, думает: «Ну, подумаешь – хлеб! Да хоть бы мне его и совсем не давали! Вот шоколад, мороженое – это другое дело!» Так? Так, да не так! Если бы провести такой опыт: кормить целый день человека одними сладостями. День-два он съедал бы много сладкого да еще посмеивался бы: «Вот как мне повезло!» Через три-четыре дня аппетит его поубавиться, а через пять-шесть дней он и смотреть не сможет на лакомства.

Хлеб же люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Почему? Долго люди не могли дать ответ на этот вопрос.

Ведущий. Сегодня мы знаем, что в других продуктах содержится какое-нибудь главное вещество: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. А в хлебе есть они все!

Выходит ученик.

Хлеб… Наскучит ли он?

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй.

Без него человеку беда.

Шестой Колосок. Я знаю, что дети очень любят русскую народную игру-хоровод «Каравай-каравай». Приглашаем желающих в круг!

Дети становятся в круг. Один - в центре, он водящий.

В летний день у каравая,

Хороводы, звон и смех

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех.

«Каравай, каравай, Кого любишь – выбирай!» (Дети двигаются по кругу.)

Все.

Как на Колины именины

Испекли мы каравай! (Дети останавливаются.)

Вот такой вышины (приподнимаются на носочки).

Вот такой нижины (приседают).

Вот такой ужины (взявшись за руки, бегут в круг).

Вот такой ширины (идут от центра, образуя большой круг).

Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай!  (Прихлопывают в ладоши.)

Водящий.

Я люблю, конечно, всех, Ну, а….. больше всех!  (Делает земной поклон.)

Тот, кого назвал водящий, отвечает:

Я иду-иду-иду

И друзей с собой веду (берет за руки всех, кто стоял с ним рядом, и они выходят в круг).

Так как теперь в центре круга водящий и два его друга, то все дети по очереди скандируют три имени.

Как на …, …, … именины

Испекли мы каравай…

Игра повторяется 3-4 раза, темп ее все время убыстряется.

Ведущий. Есть пословица в народе – «Хлеб на стол, и стол – престол…» Ну, а все же, как приходит этот хлеб к тебе на стол?

Выходят трое учеников.

Первый ученик.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Второй ученик.

День и ночь гудят комбайны,

Хлеб идет со всех сторон –

Хлеб Кубани, Хлеб Украины,

Казахстанской целины.

Третий ученик.

Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей,

Слава тем, кто любит землю,

Те, кто трудится на ней!

Ведущий. Хлеб надо беречь!

Шестой Колосок. Я узнал, что ребята из одного поселка провели подсчет: если каждый человек за один день не доест и выбросит 50 грамм хлеба (показывает кусочек весом 50 грамм), это составит по школе 20 килограмм, по поселку – 200 килограмм, то есть около 300 буханок хлеба останутся выброшенными.

Седьмой Колосок.

Хлеб  - драгоценность!

Им не сори.

Хлеба к обеду в меру бери.

Ведущий.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь:

Все Колоски.

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

Ведущий. Спасибо вам, золотые Колоски! Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как непросто приходит хлеб к нам на стол. Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы…

Появляются Солнце и Земля.

Земля. Я – Земля!

Солнце. Я – Солнце. Но главная сила не в нас.

Ведущий. А в чем же, ребята?

Дети. В Труде!

Выходят на сцену ученики.

Первый ученик.

Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна: «За уборку пора!»

Второй ученик. Для хлеба комбайны нужны, трактора!

Все. Дадим!

Третий ученик.

Отвечают в цехах металлисты:

Для хлеба машины мы сделаем быстро!

Но только нам нужен металл непременно…

Все. Дадим!

Четвертый ученик.

Отвечают немедля мартены:

Нам только руду подавайте сюда!

Пятый ученик.

Для хлеба с рудою спешат поезда.

Шестой ученик. Для хлеба проложены рельсы дорог.

Седьмой ученик. Для хлеба идет на гора уголек.

Восьмой ученик. Для хлеба плотины на реках встают.

Девятый ученик. И краны и вышки до самого неба…

Все. Для хлеба! Для хлеба! Для хлеба! Для хлеба!

Ведущий. Когда за столом вы, ребята сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает…

Первый ученик. Колхозник!

Второй ученик. Рабочий!

Третий ученик. Нефтяник!

Четвертый ученик. Строитель!

Пятый ученик. Шахтер!

Шестой ученик. Машинист!

Седьмой ученик. Металлург!

Все. Народ!!!

Ведущий. Каждый год приходит в наш дом это чудо земли – хлеб. Любите и берегите хлеб.

Звучит торжественная мелодия.

www.millionpodarkov.ru

Классный час "Чудо земли - хлеб"

Открытый классный час «Чудо земли – хлеб»

Проведению этого классного часа предшествовала большая подготовительная работа: просмотр видеосюжетов о работе хлеборобо;, выращивании и уборке хлеба; конкурс рисунков на тему «Хлеб – всему голова»; состоялась беседа по тематической репродукций картин А.А. Пластова «Ужин трактористов», Т.Н. Яблонский»Хлеб», Е.Гордиец «Хлеб пекут», М.В. Данциг «Золото земли». Сами дети участвовали в сборе пословиц, поговорок, народных примет по теме.

Оформление зала: выставка репродукций картин художников, а также детских рисунков, плакаты на доске «Чудо земли – хлеб», «Хлеб – Его Величество! Ему низко до земли кланяются в самые знойные дни лета».

Ход праздника

Начинается праздник с просмотра слайдов о выращивании хлеба, о работе сельских тружеников, хлебных изделиях. Звучит песня «Русское поле».

Учитель. Наш классный час мне хочется начать стихотворением Александра Балина:

Вот хлеб – высок ,румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?!

Их много – всяческих преград -

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два,

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит

И если ты не глух, ни слеп, цени народный, трудный хлеб.

Учитель. И первая страница нашего устного журнала – осенняя.

1ребенок. Земля остыла, улетели птицы,

Закончился осенний листопад.

Колючим холодом и первым снегом

Ноябрь уж укрывает голый сад.

Пруды замерзли, и слегка

Ледком подернулась река.

Дети исполняют песню «Осень пришла»

Учитель. Декломация – перекличка «Хвала тебе, хлеб!»

1реб. Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

2реб. Золотой простор бескрайний -

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».(хором)

3реб. Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб»(хором)

4реб. Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим «Хлеб»(хором)

5реб. Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Дети исполняют песню «О хлебе»

1реб. Хлебное поле большое, как море -

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

2реб. Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

3реб.Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда -

Это живая награда за труд.

4реб.Ржаной росток зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный

Как первоклашка в школе.

5реб.Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит как художник

6реб.Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

7реб.Зерна наших дней святитесь

Позолотою резной

Говорим мы «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

8реб.Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Учитель. А как хлеб к нам пришел?

1реб. Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека.

Учитель. Издавна кормит людей матушка – земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь на этом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва – ячменя, потом пшеницы и ржи. В одном из музеев словно бесценное сокровище храниться ломтик хлеба, которому 6 тысяч лет! Ученые нашли его на дне озера. Когда – то очень давно он попал в густой ил., со временем – окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!

1реб. Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает.

Сколько требует ухода мать – земля

На целый год.

2реб. В каждый дом, на каждый стол

Хлеб пожаловал, пришел.

3реб.Внем здоровье наша, сила,

В нем –чудесное тепло.

4реб. Много рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Учитель. Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням , всем капризам погоды открыто зеленое поле. Святое дело вырастить хлеб. Разве можно нпйти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба.

Хором: Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

1реб. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

2реб. То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

3реб. С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

-Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук

Учитель. Следующая страница нашего журнала «Хлеб и война»

1реб. В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба 125 грамм.

Учитель. Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб». Это слово - жизнь. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В музее истории Ленинграда храниться кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был дневной паек для жителей осажденного немцами города .А людям нужно было выжить назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе.

Рассказ сопровождается слайдами.

Сказочная страница.

Сказка – ложь, да в ней намек.

1реб. Корочка хлеба, хлебная крошка,

Что это – много или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью.

Когда он лежит в придорожной пыли.

Дети хором: «Бросил хлеб – обидел свет»

Учитель. А вот и сказка. (инсценировка)

Учитель. Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала:

1реб.(мать) Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке.

Учитель. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко Инге стало своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зеленом подземелье у ядовитой старухи – Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной. Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать.

2реб.(Инге) Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне – подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.

Как – то раз эту историю услышала маленькая девочка.

3реб.(мал. девочка) Бедная, бедная Инге! – заплакала она. – Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенье и ей позволили вернуться на землю.

Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаянья.

В этот же миг луч света проник в зловонное подземелье и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом к маме. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.

Песенная страница.

Есть хлеб – будет и песня.

Учитель. После работы в поле девушки водили хороводы, пели песни и частушки.

Хоровод «На горе – то калина»( поют и танцуют)

Частушки.

Мальчики. Эй, девчушки – хохотушки.

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

1дев. Мы в поселке живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споем.

2дев. Прянички печатные,

До того нарядные.

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

3дев. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем ,что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4дев. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5мальчик. Дождик, дождик поливай-

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

Хором. Взором радостным объемлем

Даль бескрайнюю полей

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!

Инсценировка «Хлеб» ( по Г.Виеру)

Мальчик.—Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,

Говорю тебе «спасибо»!

Хлеб ---Лучше б ты не поленился,

Доброй пашне поклонился.

Мальчик.--- Кланяюсь тебе я, пашня

За горячий хлеб домашний!

Пашня----Лучше б ты не поленился-

Солнцу в небе поклонился.

Мальчик.---Солнце, солнце, в небе синем

За горячий хлеб спасибо.

Солнце .----Ты б сынок не поленился,

Дождику бы поклонился!

Мальчик.---Вот спасибо, дождик в небе,

Что заботишься о хлебе!

Дождик.—Лучше б ты не поленился,

Папе с мамой поклонился!

Мальчик.—Вам спасибо папа с мамой,

Хлеб даете вкусный самый!

М+П.----И тебе спасибо тоже.

Ты у нас такой хороший.

Страничка фольклорная.

Учитель. А сколько пословиц придумал народ о хлебе.

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Хлеб всему….

Плох обед, коли…..

Хлеб на стол, так и стол…..

Пирог к миру и дружбе…..

Слово пирог образовалось от слова пир. Победила страна в бою против врага заклятого, царь –батюшка пир горой закатывал: кончились беды, ждет сытость и мир- покой, вот и пирог для всех. Это символ общности и дружбы.

Загадки о хлебе.

  1. И клокова-то, и ноздрева-то,

И мягко и ломко, а всех милей.

2. Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет.

3.Не море, а волнуется.

4.На соломине дом, сто ребяток в нем.

5.Вырос в поле колоском, на столе лежу куском.

6.Ходит дом ходуном на столбе золотом, окна позолочены, ставни заколочены.

Учитель. А кто для нас хлеб создает?

1реб. Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна:»За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора»

2реб. «Дадим!» - отвечают в цехах металлисты-

Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Нам только руду подавайте сюда!»

3реб.Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба положены рельсы дорог.

Для хлеба идет на гора уголек.

4реб.Для хлеба плотины на реках встают,

И краны и вышки до самого неба.

Хором. Для хлеба! Для хлеба!

Для хлеба! Для хлеба!

,Учитель. Когда за столом вы, ребята, сидите

То помните, кто для вас хлеб создает:

Дети. Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. Народ.

Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был честным. В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека.

Вот и заканчивается наш праздник. Пожелаем всем любви и добра.

Дети исполняют песню «Закончился праздник»

А сейчас угостим всех вкусным пирогом, который испекла для вас бабушка Полины.

Используемая литература:

Журналы «Начальная школа», «Дошкольное воспитание»

infourok.ru

Чудо земли – хлеб - HintFox

Каждый день, садясь за стол завтракать, обедать, ужинать, мама разрезает и кладет на стол ломтики вкусного, румяного с красивой хрустящей корочкой хлеб. Я очень люблю хлеб и с удовольствием ем его.

Я часто думала «Что знаю о хлебе, откуда он берется?». Решила побольше узнать все про это. Тогда я стала спрашивать знающих людей, читать книги, а с тем, что узнала – поделюсь со всеми, кому это интересно.

Жизнь и жито

Растения, зерна которые годятся пищу, называются словом Хлеба. Это пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Основные наши кормильцы – пшеница, рожь и ячмень – имеют и особое название Жито. Слово Жито народ произвел от слова Жить. Будет Жито и жить можно!

Первый хлеб

Первобытный человек сообразил дробить зерно и растирать его не зубами, а между двух камней. Так он получил первую крупу – дробленое зерно. Поусердствовав ещё, растёр зёрна в порошок – смолол первую муку.

Кто-то замесив муку на воде, получил первое тесто. Вот была вкусная еда!

Кто-то из первого теста на раскаленном камне, как на сковородке, испек лепёшку. То был первый пресный - хлеб.

Но до хлеба, который мы теперь едим, были еще долгие века. Нужно было овладеть тайной закваски.

Хлебные творения

Горожане Древней Руси едали хлебы «пресные», «квасные», «хлебы с мёдом и маком творённые». У каждого хлебника были секреты выпечки, свои производственные тайны.

А вкус хлеба зависит и от вод, на которой замешено тесто: из какого колодца она, какие в ней соли, в каком количестве. И от дров, которыми печь истоплена: березовыми ли. Дубовыми ли.

И как хлеб в печь сажали – на капустном листе или прямо на кирпичи.

Большой мастер, знаток своего дела хлеб не печет, а поистине творит.

Печётся корка

Внутри хлеба температура 100 градусов. А снаружи 200 и больше. В такой жарище с поверхности булки или буханки вода быстро испаряется. Крахмал теста при этом превращается новое вещество – Декстрин; он то и окружает мякиш золотистой оболочкой – коркой.

Корочка подрумянилась. Мякиш пропёкся. Хлеб готов. Вынутый из печи, от несколько часов будет остывать.

А дальше – магазин и наш стол.

Хорош ли хлеб получился? Это можно сказать и не пробу его. Надави на кусок каравая, прижми верхнюю корку к нижней. И убери руку. Если мякиш распрямится, если поднимет верхнюю корку, до прежней высоты, значит хлеб хорош.

Спасибо растившим жито!

Спасибо пекарю!

В гостях у агронома

Мне стало интересно, какие виды пшеницы растут у нас и с этим вопросом обратилась к агроному Тетерчук Наталье Владимировне. Она рассказала много интересного: пшеница бывает по видам мягкой и твердой. Твердая пшеница у нас не растет. У нас растут мягкие пшеницы из некоторых из них пекут хлеб, из тех где белка и клейковины побольше, а остальные идут на корм скоту.

Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью.

Озимые сеют в августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают большой урожай.

У нас зимовать может только рожь. Пшеницу у нас выращивают только яровую.

В Кеуле мы выращивали Скалу, Тулун – 12, Ангару и Тулун – 15.

Хорошо себя показали, давали стабильный урожай сорта Скала и Тулун – 15.

Сейчас в Кеуле выращивают только Тулун – 15. Он используется на корм скоту, но из него можно готовить муку для выпечки хлеба и печь свой хлеб.

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть.

Сортируют на специальных машинах: их называют сортировальными машинами.

Для посева нужны средние, нормальные зернышки: 1,5 мм, 18 мм, 32 мм.

Эти семена проверяют на всхожесть. От большой партии семян 60 тонн отбирают образец с помощью специального щупа. 1 кг зерна упаковывают в мешочек и отправляют на анализ в лабораторию. Можно провести анализ дома, если есть специальный термошкаф: завешивают, высушивают в термошкафу, опять завешивают. Та определяют 1) влажность зерна, 2) всхожесть. Берут 100 зерен из образца и раскладывают в специальные коробочки: либо с песком влажным, либо на влажную фильтровальную бумагу. Коробочки ставят в термошкаф на 7 дней – температура 20-24 0 С. Зернышки прорастают, они дают росток и корешки. Их достают и проросшие семена подсчитывают. Если проросло 92 зернышка и 94 зернышка, то всхожесть будет 93%. Если прорастет по 75 зернышек, то всхожесть будет равна 75%. Если прорастет только 30 зернышек, то всхожесть будет 30%, и такую пшеничку не сеют, а скармливают скоту.

Прорастают раньше полноценные, выполненные здоровые семена. Они хорошо прорастают, дают дружные всходы и высокий урожай.

Исследование. Вывод

Мне самой захотелось увидеть, как прорастает пшеница. Я решила провести опыт.

Я взяла 200 зерен пшеницы сорта «Тулун – 15». Отобрала 100 средних зернышек, которые положила в чашечку, накрыла влажной ватой и поставила в теплое место. На седьмой день зерна проклюнулись, появились росточки и корешки. Я посчитала: их было 42 семечка. Через день проклюнулось ещё 33 зернышка, на третий день добавилось ещё 4 зернышка. Остальные семена не проросли. Значит, из 100 зерен проросло 79 штук, который составляет 79 %, а это средний урожай, который считается хорошим в нашей местности.

Вывод: я узнала из книг и рассказов взрослых, что вырастить пшеницу и получить хлеб – это долгая и трудная работа, которой занимается много людей. Поэтому. Я думаю. Что хлеб нужно беречь, чтобы никто не знал голода. Пусть во всех домах мира будут хлеб. Ведь хлеб – это жизнь.

www.hintfox.com

Чудо земли — хлеб

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Литературно-музыкальная композиция.

Цели мероприятия:

  • способствовать воспитанию любви к хлебу, к труду хлеборобов и пекарей;
  • любви к родному краю, родной земле, национальным традициям;
  • содействовать развитию творческого воображения через умение представлять и передавать наиболее своеобразные и яркие повадки героев.

Оборудование. Плакаты с пословицами о хлебе; иллюстрации о хлебе; колоски; кондитерские изделия из муки; каравай; рушник.

Ход мероприятия

Под звуки песни “Русское поле” (муз. Я. Френкеля, сл. И.Гоффа) на сцену с обеих сторон выходит танцевальная группа с колосками в руках. (Исполняется “Танец колосков”.) В конце последнего куплета песни дети выстраиваются в “сноп” и замирают на середине сцены.

1-й ведущий.

Встает стеною золотой, Волнуется пшеница И каждый колос налитой К земле готов склониться.

2-й ведущий.

И растет под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина бессмертный, Хлебный колосок.

1-й колос.

Мы, золотые зернышки, Живем лучистым светом. Мы дружим, неразлучные, Под вьюгами и тучами. Мы чистые, струистые, Мы зерна золотистые.

2-й колос.

Мы ветерком провеяны И солнышком просвечены. Выносливы, дружны, Мы людям так нужны.

1-й ведущий.

Берегите каждый колос Наших радостных полей. Словно песен тихий голос Громкий Родины своей.

2-й ведущий. Издавна Россия славилась хлебом. Россия, да и наш Башкортостан, прежде всего, поля с золотистыми колосьями ржи и пшеницы.

1-й ведущий. В этом году на полях Башкортостана вырос богатый урожай хлеба. Честь и хвала хлеборобам.

2-й ведущий.

Нас учат в школе, учат дома, Что хлеб святыня для людей. Когда тебе доверят поле - Любое зернышко милей.

Ведущие отходят в сторону, звучит музыка “Русское поле”, колоски рассыпаются по сторонам. Под эту же музыку выходит девочка в национальном башкирском костюме и мальчик. Они выносят каравай и читают стихи.

 Девочка.

Вот он - хлебушко душистый С хрусткой корочкой витой. Вот он - тёплый, золотистый, Словно солнцем залитой. В каждый дом на каждый стол Он пожаловал - пришёл! В нём здоровье, наша сила, В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло. Ведь не сразу стали зёрна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле!

Мальчик.

Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюдце расписном С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклоняясь, отведать просим. Дорогой наш гость и друг. Принимай хлеб - соль из рук.

 По мелодию песни “Земля моя” дети спускаются со сцены и вручают хлеб-соль директору школы. (Танцевальная группа складывают колоски в вазу и садится.)

1-й ведущий.

Народная пословица гласит: “Без хлеба нет обеда”.

2-й ведущий.

Дети, а вы согласны с этим?

1-й ведущий.

Хлеб пекут из муки. Ребята, а вы можете назвать, какие кондитерские изделия выпекают из муки? (Ответы детей.) Спасибо, молодцы!

 2-й ведущий.

Посмотрите, ребята, какое изобилие у нас на столе, выпечка наших заботливых, добрых мам и бабушек. Хлеб на стол – и стол престол.

1-й ведущий.

Много песен, рассказов, стихов, сказок посвятил народ хлебу. Ребята, а кто желает рассказать стихи о хлебе? (Выходят дети рассказывают стихи о хлебе.)

2-й ведущий.

А сейчас предлагаем вам посмотреть сказку.

1-й ведущий.

Называется сказка “Пироги для бабушки”.

(Утро, фонограмма “Лето”, поют птицы. Маша и бабушка спят.)

2-й ведущий.

Девочка Маша, красавица наша. Рано утром встала, на кухню побежала.

Маша ( зевая и подтягиваясь).

Сегодня у бабушки день рождения, Надо ей испечь пирог с вареньем.

1-й ведущий.

Фартук надела, косынку повязала. Огромную миску на стол поставила, а дальше засомневалась: не знает, как правильно пироги печь.

Маша (задумчиво). Помню, бабушка муку в миску сыпала, яйца била, молока добавляла. А вот чего да сколько класть, я не помню. (Ходит по залу.) Время идет, работа стоит. Скоро уже бабушка проснется. Что же делать? Пойду-ка у петушка спрошу.

Здравствуй, Петушок! Петя-петушок, ты не знаешь, как пирог с вареньем испечь?

Петушок (злобно). Не знаю. Пойди у Курочек-несушек спроси!

Маша.

Спасибо, Петушок. (Ходит по сцене.) Курочки-несушки! Где вы?

(Выходят курочки-несушки, кудахтают)

Маша.

Курочки-несушки! Помогите мне, пожалуйста, испечь для бабушки пирог. Кто знает, подскажите. (Куры подняли невообразимый гомон.)

Куры.

Куд-кудах-тах-тах! Нет, мы не знаем, как пироги испечь!

1-я курица.

Мы можем тебя научить кудахтать.

2-я курица.

Зернышко клевать, яйцо нести.

Вместе.

А пироги печь не умеем.

Маша. Тише, тише, успокойтесь! Бабушку разбудите.

1-я курица. Вспомнила! Когда бабушка пироги готовила, она всегда у меня 2 яйца брала. На-ка и ты возьми.

Маша. Спасибо, курочка-несушка.

2-й ведущий. Тут вспомнила Маша про молоко.

Маша. Может, Коровушка-бокушка подскажет!

(Выходит “Корова”, мычит)

Маша. Здравствуй, Коровушка! Ты не знаешь, как пироги печь?

1-й ведущий. Корова медленно повернула голову, уставившись на лавочку своими грустными глазами, и немного подумав, промычала.

Корова.

Му-у-у! Я знаю, как мычать, травку жевать, а как пироги печь — не знаю.

Маша (расстроившись). Жаль! Очень жаль!

Корова. Извини, что я не могу помочь, зато я дам тебе литр молока. Твоя бабушка всегда у меня молоко на пироги брала.

Маша. Спасибо тебе, Коровушка. (Маша несет молоко. Навстречу ей кот Мурзик идет.)

Кот Мурзик. Мяу, мяу! Дай молока!

Маша. Не могу, я, зато молоко бабушке на пироги несу. А ты, случайно, не знаешь, как пироги печь?

Кот Мурзик.Ты меня лучше их съесть попроси. Тут я первый мастер да помощник.(Гладит себя и облизывается.)

Маша. Чтобы их съесть, надо сначала испечь. А у меня никак это не получается.

(Голос бабушки.)

Бабушка. А мы сейчас с тобой вдвоем, ладком быстро приготовим чудо-пироги.

Маша (взволнованно). Бабушка, ты уже встала? А я хотела тебя пирогами порадовать! Да вот не получилось! (Трет глаза, чуть не плачет.)

Бабушка (ласково погладив девочку по голове) Ты желание проявила, рано встала, за молоком сходила, яйцо принесла муку, просеяла. (Радостно.) Считай, уже полдела сделала. Спасибо тебе, внучка, за помощь. Это и есть для меня подарок! А пироги печь я тебе сама помогу, да научу.

1-й ведущий. Закрутилась, завертелась работа, тесто запыхало, печка распалилась, приятный запах разнесся!

2-й ведущий. Славные получились пироги!

(Все участники сказки выходят на сцену, кланяются.)

Все. Приглашаем всех детей и гостей на пироги.

(Звучит музыку. Слово гостям, родителям.)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классный час (3 класс) на тему: Чудо земли - хлеб! | скачать бесплатно

Чудо земли – хлеб!

Цели:

  • воспитание чувства бережливого отношения к хлебу, уважительного отношения к труду механизатора, пекаря, любви к родной земле;

Задачи:

  • расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
  • вовлечь в творческую деятельность всех учащихся  класса;
  • формировать гражданско-патриотические и морально-нравственные качества;
  • развивать мышление, наблюдательность, память, скорость реакции, интеллектуальные способности, любознательность;
  • развивать навыки бесконфликтного общения, подчинения, терпимости, взаимовыручки, товарищества.

Сценарий праздника

I. Организационный момент:

СЛАЙД 1.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие. А в какое путешествие мы отправимся, вы отгадаете сами, прослушав загадку:

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

(Хлеб)

СЛАЙД 2.

Собрались мы сегодня, чтобы поговорить о чуде земли - хлебе. Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?

Выходит девочка, держит в руках хлеб-соль.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

В. Бакалдин

Вручает хлеб-соль гостям праздника.

II. История хлеба

Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришел ты к людям, хлеб? (Рассказывают дети)

СЛАЙД 3.

1.

Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и дремучим лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса.

2.

В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.

3.

Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

4.

А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной - настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

- Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью. Давайте продолжим путешествие в прошлое.

5.

Уже 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте умели печь много видов хлеба из кислого теста. Его пекли в виде рыб, птиц, фантастических животных и просто круглой и продолговатой формы.

6.

Искусству выпекать хлеб из сброженного теста египтяне научили греков и римлян. В Древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали обычно два блюда: мясо, жаренное на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.

7.

Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера делали для хлеба специальные горшки - «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб» и эстонское «лейб».

СЛАЙД 4.

8.

В XI веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сайки, куличи, пироги с разной начинкой.

9.

С древнейших времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом - кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом-солью встречали самых дорогих гостей.

III. Инсценировка

Входит пекарь в белом колпаке. На шее у него — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники»  (из к/ф «Высота»):

                              Не кочегары мы, не плотники,

                              Но сожалений горьких нет, как нет...

                              Хлебозавода мы работники,

                              Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь. Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежие баранки принес. Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

- Молодцы, ребята!!! Ох, и много у нас на хлебозаводе работы.

СЛАЙД 5. Сначала машины привозят муку, и она хранится у нас в подвалах. СЛАЙД 6. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто.

СЛАЙД 7. А из теста, что только не выпекают — (СЛАЙД 8) его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — (СЛАЙД 9) настоящие умельцы работают!!!

СЛАЙД 10. А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.

IV. Рассказ учителя «Как хлеб на стол пришел».

- Длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

СЛАЙД 11.

Весна. Поле пашут и бросают в землю зерно – сеют хлеб.

СЛАЙД 12.

Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Хлебное поле – большое и красивое. Говорят: «Золотая нива!»

СЛАЙД 13.

Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны. День и ночь - и в палящий зной, и в дождь - идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.

СЛАЙД 14.

Затем зерно отправляют на элеватор и там сушат.

СЛАЙД 15.

В этих башнях хранится зерно.

СЛАЙД 16.

Дальше путь зерна лежит на мельницу.

СЛАЙД 17-18.

Там зерно перемалывают в муку.

СЛАЙД 19.

А раньше были такие мельницы. 25 октября жителями Белоруссии отмечается день мельника. Издавна работа мельника уважалась и чтилась. Ведь в деревне без мельника никак. Односельчане всегда старались угодить представителям столь древней профессии, ведь от них напрямую зависело качество употребляемого хлеба. Поэтому зачастую мельники являлись зажиточными крестьянами.

СЛАЙД 20.

А уже на заводе пекут хлеб.

СЛАЙД 21.

А вот и магазин, там мы покупаем наш хлебушек.

- Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб. 

V.  Игра «Откуда берется хлеб»

СЛАЙД 22. Расставь глаголы в правильном порядке.

Выпечь

Посеять

Собрать

Высушить

Обмолотить

Сохранить

Смолоть

Вырастить

Вспахать

СЛАЙД 23. Давайте проверим.

Вспахать

Посеять

Вырастить

Собрать

Обмолотить

Смолоть

Высушить

Сохранить

Выпечь

VI.Сказка

Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго настрого запретил делать ему это. «Не буду»,- пообещал Стобед.

Прошло время, и я ни разу ни видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш сосед Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках, какой- то кулек. А когда он развернул кулек, то я увидел что это был не подарок, а несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.

«Это из вашего окна выбрасывали»,- сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне все стало ясно.

«Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичом»,- сказал я.

«Извиняться надо не передо мной»,- заметил он. – Вот мальчик много людей обидел, а не меня».

- Ребята, а почему так сказал Иван Фомич?

- Какие профессии вы знаете?

VII. Физминутка  «Найди меня»

Если вы услышите профессию, связанную с хлебом, необходимо встать.

 Агроном, повар, механизатор, хлебороб, электрик,  комбайнёр, тракторист, печник, пекарь, продавец, пахарь,  кондуктор, кассир, мукомол, тестомес, селекционер, мельник, дрожжевар.

VIII. Чтение стихотворений.

Чтение стихотворения С.В.Михалкова «Булка».

Три паренька по переулку

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

/ Вопрос: что он сделал?/-/Ответы детей./

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с него сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех его поцеловал.

-Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

-Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

- С детских лет учат человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое богатство на земле. Вот как рассказывает об этом в своем стихотворении Владимир Солоухин:

Минуту я запомнил ту

Из детства озорного.

Вдруг скучно сделалось во рту

От хлеба аржанова.

И бросил наземь я кусок

От дедушки украдкой.

И наступил я на кусок

Босой чумазой пяткой.

И растоптал. И весь, как был,

Зарылся носом в пыль я...

А раньше дед меня не бил,

И вообще не били.

IX. Рассказ учителя.

Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им.

СЛАЙД 24.

Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.    

Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Хлеб... Наскучит ли он?

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда.

СЛАЙД 25.

- В нашей стране после Великой Отечественной войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны мужчины не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его. Многие труженики тыла получили награды за самоотверженный труд в годы войны.

СЛАЙД 26.

- В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

X. Работа с пословицами.

Да, хлеб у всех народов - это вечный символ жизни, символ благополучия.

- Какие пословицы о хлебе вы знаете? Дети называют известные им пословицы.

СЛАЙД 27. Собрать пословицы.

«Без печки холодно,

«Без соли, без хлеба –

«Без ножа

«Без соли не вкусно,

«Без хлеба куска         

«Калач приестся,

«Жнут порою,

«Горька работа,

«За краюшкой погонишься —  

худая беседа».

а хлеб никогда».

а без хлеба не сытно».

без хлеба голодно».

а жуют зимою».

везде тоска».  

да хлеб сладок».

хлеба не отрежешь».

каравай потеряешь».

Ответы:

«Без печки холодно, без хлеба голодно»,

«Без соли, без хлеба - худая беседа».

«Без ножа хлеба не отрежешь».

«Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно».

«Без хлеба куска везде тоска».

«Калач приестся, а хлеб никогда».

«Горька работа, да хлеб сладок».

«Жнут порою, а жуют зимою».

«За краюшкой погонишься — каравай потеряешь».

- Много пословиц о хлебе народ сочинил. А как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои предположения. (Народ очень ценит хлеб, поэтому так много поговорок о нем. Без хлеба нельзя жить, он всегда спасал от голода в самые трудные годы).

XI. Кроссворд.  СЛАЙД 28.

Загадки:

  1. Человек, выращивающий хлеб.

(Хлебороб)

  1. На просторе, в море хлеба,

Замок с башнями до неба.

Замок с башнями до неба

Сохранит всё море хлеба.

(Элеватор)

  1. За трактором

по полю ходит она,

Отборного ей насыпают зерна.

А где ее след

чуть заметней ложится,

Там буйно

потом урожай колосится.

(Сеялка)

  1. Среди моря я живу,

Я – корабль!

Я плыву!

Море жёлтое колышется,

В море жаворонок слышится.

(Комбайн)

  1. С края на край

Режет черный каравай,

Бездорожье не преграда,

Нет дороги – и не надо:

Сам себе кладет под ноги

Две широкие дороги.

(Трактор)

  1. Был крупинкой золотой –

Стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило

И стрелу позолотило.

(Колос)

  1. Одно бросил –

целую горсть взял.

(Зерно)

  1. У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени … (Мука)

  1. В поле росла,

Из печки на стол

Караваем пришла.

(Пшеница)

  1. Какое море за селом

Волнует ветерок?

В нем волны можно собирать,

Укладывать в мешок.

(Поле)

  1. Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

  1. Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места.

(Мельница)

XII. КТД.

Сегодня мы узнали много нового о хлебе, давайте мы поделимся с другими этим.

- Что можно сделать?

- На столе буквы, некоторые одинакового цвета – это буквы, из которых можно составить отдельное слово.  А из слов составить два предложения и вы увидите замечательные слова о хлебе. Эти предложения можно наклеить на ватман и подарить нашей школьной столовой.

СЛАЙД 29.

Хлеба к обеду в меру бери.

Хлеб - драгоценность, им не сори.

- Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.

Учитель. Действительно, хлеб - величайшая святыня для каждого народа. У нас разные традиции и обычаи, но мы все не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба.

- Что полезного вы сегодня услышали?

Вместе с вами мы увидели, как пришел на наш стол хлеб, сколько времени и труда для этого потребовалось. Мы будем очень стараться беречь хлеб, будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно. Запомните золотые слова: «Хлеб – всему голова». СЛАЙД 30.

nsportal.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: admin@adm-ostashkov.ru
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *