Много ли человеку нужно хлеба насущного? В заботе о хлебе насущном


Много ли человеку нужно хлеба насущного?

    Горе нам, грешным, с нашей суетой житейской! Обманываем мы самих себя, обманываем друг друга и, кажется, думаем обмануть Самого Господа Бога. Сколько, например, у нас забот и хлопот о том, чтобы было чем жить, что есть и пить:

вся жизнь у иного проходит в этих заботах; помолиться некогда, почитать слово Божие недосужно, а о том, чтобы думать о спасении души — и говорить нечего. "Мы ведь не ангелы бесплотные, — так обыкновенно любят говорить люди в свое оправдание, — пить-есть хотим, обуться-одеться нужно; как же нам не заботиться о куске хлеба насущного?" Ах, если бы это было действительно так, если бы мы заботились только о хлебе насущном, о том, без чего жить нельзя! Но в том-то и беда наша, что под хлебом насущным нередко разумеем прихоти свои, и заботы свои доводим до того, что и Бога забываем, и ближнего знать не хотим. А подумать бы: много ли человеку нужно, например, пищи, чтобы он был жив и здоров, чтобы мог трудиться во славу Божию и на пользу ближнему? На этот вопрос отвечают нам святые постники, отвечают не словами, а примером своей постнической жизни. Раскроем жития их и посмотрим, как и чем они питались.

Вот преподобный Иларион принимает пищу иногда через три, иногда через четыре дня. Преподобный Савва вкушает через пять дней, а святой Симеон Дивногорец еще в самом нежном детском возрасте, шести лет от роду, уже постится по семь дней. Всю свою жизнь потом он держится правила—вкушать через три дня, иногда через семь, иногда через десять. Преподобный Ор вкушал раз в неделю; так же постился и преподобный Макарий Александрийский во время Святых Четыредесятниц. Преподобный Иоанн постник, патриарх Константинопольский, во все время своего святительства в продолжение всей недели не имел стола, и только в воскресенье вкушал немного огородных овощей. Преподобный Паисий пять дней в неделю постился, а в субботу и воскресенье подкреплял себя скудной пищей. Потом к одной неделе приложил он и другую, и вкушал уже через две недели. Преподобный Петр Афонский постился сперва две недели, а после постоянно вкушал через сорок дней пищу, которую приносил ему Ангел Божий. Преподобный Виссарион часто проводил без пищи целую неделю, а иногда и сорок дней. Преподобный Симеон Юродивый, хотя и ел иногда, прикрывая свою святость перед людьми, мясо и другие лакомства, но зато очень часто проводил в посте целую неделю, а нередко и сорок дней. Преподобный Симеон Столпник сначала вкушал в неделю один раз; но потом, желая приучить себя к строжайшему посту, заключился в тесной келье на сорок дней и, хотя у него были хлеб и вода, однако, он не прикоснулся к ним. С тех пор он постоянно проводил Святую Четыредесятницу без пищи и пития. Преподобные Герасим, Анин и Феодор Сикеот также всю Святую Четыредесятницу ничего не вкушали, подкрепляя себя только причащением Святых Таин. К числу таких же постников принадлежат Антоний и Феодосии Великие, Макарий Египетский, Кириак, Иоанникий Великий, Марк Фракийский, Афанасий Афонский, Арсений Великий, Онуфрий Великий, Мария Египетская, Даниил Столпник и многие другие. Вот как питались или, лучше сказать, постились святые подвижники. Но еще надобно рассказать, в чем состояла их пища. Это были смоквы и финики, разные огородные растения, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко с маслом. Одному подвижнику в день Пасхи ученик приготовил пищу с маслом; он посмотрел на нее, залился слезами и, сказав: "Господь мой вкусил оцет с желчью, — я ли буду есть с маслом?" — велел подать себе обычную пишу без масла. Вкушали они вареные зерна пшеничные, ячменные, чечевичные или другие, что у них называлось сочивом. Те, которые жили в монастырях, питались кроме овощей, конечно, и хлебом; запасались хлебом и те пустынники, которые жили вблизи монастырей, сберегая запас сухарей на несколько дней, даже месяцев и лет; но были и такие, которые много лет не вкушали и хлеба. Преподобный Марк Фракийский, девяносто пять лет не видевший лица человеческого, рассказывал посетившему его Серапиону, что голод принуждал его иногда наполнять чрево землей и пить морскую воду. Пустынники обыкновенно питались тем, что произращала им бесплодная земля пустыни: дикими растениями, корнями разных трав, мхом, дубовой корой... Упоминать ли о вине, которого пустынники совсем не употребляли? Один преподобный отец, когда где-нибудь принуждали его выпить немного вина, всегда наказывал себя за это тем, что в продолжение целого следующего дня не давал себе ни капли воды. Ученик, заметив это, просил всех никогда не потчевать его вином. И при таком-то скудном питании они еще никогда и не ели досыта: оставлять пищу, когда еще есть некоторый остаток голода — вот какое у них было правило! Они смотрели на пищу, как на лекарство. Фунт хлеба в сутки — вот самая обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали: преподобный Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день; преподобный Макарий Александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием, так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукой, столько и составляло его дневное пропитание, — это было не более осьмушки фунта в день. Многие из наших Киево-Печерских затворников питались обыкновенно одной просфорой.

Что скажут на эту живую проповедь о посте слабые люди нашего времени? Скажут ли, что так изнурять себя грешно, что такая скудная пища вредна для здоровья, сокращает жизнь?.. Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды телесные, какие выносили святые постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, легко переносили они нестерпимый летний зной и зимнюю стужу, спали час—два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали, сидя или стоя. И при всем этом они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были — только кожа да кости. А жили они вот по сколько лет: преподобный Симеон Столпник стоял на столпе восемьдесят лет, а всего жил сто три года; преподобный Кириак отшельник жил сто девять лет; преподобный Алипий столпник — сто восемнадцать; Иоанн Молчальник — сто четыре; Антоний и Феодосии Великий — по сто пять; Павел Фивейский — сто тринадцать; Павел Комельский — сто двенадцать; Анин — сто десять; Макарий Александрийский — сто. Преподобный Марк Фракийский только в пустыне провел девяносто пять лет, не считая того, сколько жил в миру. И другие многие жили по сто лет, а до девяноста — большая часть. Итак, самый строгий пост не только не вредит здоровью, не сокращает жизнь человека, но напротив: постники-то и живут дольше других. И теперь спросите, где можно больше встретить глубоких старцев, убеленных сединами, — в миру ли, или в стенах святых обителей? Конечно в монастырях, и эти старцы — конечно из тех, которые строже соблюдают монашеские уставы о посте. Или скажете, что святым людям Сам Бог помогает Своей благодатью? Но кому же Бог отказывает в Своей благодатной помощи? «И грядущаго ко Мне не изжену вон», — глаголет Сам Господь во Святом Евангелии (Ин. 6; 37). Впрочем, не для того и говорим мы о святых подвижниках-постниках, чтобы во всем брать с них пример; не вдруг и сами они доходили до такого строгого поста, а постепенно, в продолжение многих лет приучали себя к нему. Для нас довольно и того, чтобы на основании их опыта решить вопрос, — много ли человеку нужно хлеба насущного, чтобы он мог в добром здравии трудиться по славу Божию, ближнему на пользу и себе во спасение? И вот, жизнь святых постников дает нам прямой и ясный ответ на этот вопрос: очень, очень немного для этого нужно. В самом деле, если они довольствовались осьмушкой или четвертью фунта одного хлеба, и бьши живы и здоровы, да еще и трудились так, как нам никогда, пожалуй, не придется, то кто же поверит, будто мы заболеем и расстроим свое здоровье, если у нас на столе будут и хлеб, и овощи, и вообще простая, хотя, может быть, и не очень вкусная пища, и не будет разве только мяса и вина? Ведь как ни рассуждай, а все же и святые — не ангелы были, а такие же люди, как и мы, и они плоть носили, и у них природа требовала пищи; но вот видите, как они сумели, при помощи Божией, довести ее требования до самой малости; значит, и нам не следует поблажать своим прихотям, не следует обманывать себя; будем довольны тем, что Бог нам посылает от наших праведных трудов; и если бы наша плоть грехолюбивая стала сетовать, что того ей мало, другое не по вкусу, если бы возопила: "Того — не могу, другого — не хочу, заболею", — то скажем ей: лжешь, обманщица, — можешь, и не заболеешь!.. Тебе и нужно-то немного: мало яждь, мало пий — вот и здрава будеши. Аминь.

duhovnik.com

крестьянство. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс

§ 16. В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство

Образ жизни средневекового крестьянина

Самым многочисленным сословием средневекового общества было крестьянство. Крестьяне кормили другие группы населения, но положение самих земледельцев было тяжелым. Детей в семьях рождалось, как правило, много, но из-за плохой пищи и болезней лишь некоторые из них доживали до совершеннолетия. Каждому в крестьянской семье находилась работа: мужчины трудились на своей и господской пашне; женщины занимались домашним хозяйством, пряли и ткали; дети помогали взрослым или пасли скот: овец, свиней, коз, коров.

Сенокос. Средневековый рисунок

Дом, построенный из жердей или бревен, служил крестьянской семье жилищем. Его крыша была покрыта соломой, которая в голодные годы шла на корм скоту. Трубы не было. Вместо нее в кровле было сделано отверстие, через которое уходил дым из открытого очага. В крестьянском доме всегда царил полумрак. Узкие маленькие оконца, затянутые бычьим пузырем, плохо пропускали дневной свет. Зимой, чтобы сберечь тепло, их и вовсе затыкали тряпками или соломой. Оконные стекла были большой редкостью и имелись лишь в церквях и домах богатых феодалов. В одном помещении крестьяне и спали, и готовили еду, а зимой даже держали скотину. Обстановка была убогой: грубо сколоченный стол, несколько лавок вдоль стен, самодельные полки, широкая кровать и деревянный сундук, который использовали для хранения одежды.

Одевались в Средние века просто. Крестьянки долгими зимними вечерами ткали грубое льняное или шерстяное полотно, из которого затем шили для себя рубашку с широкими рукавами и рабочую блузу, а также холщовую рубаху и полотняные штаны для мужа. Обувь была либо полностью деревянной, либо с кожаным верхом на деревянной подошве.

Крестьянская пища была простой и однообразной. Семья земледельца питалась хлебными лепешками и кашей из дробленых зерен ячменя или ржи, которые варились в чугунном котелке. Скудное питание дополняли выращенные на участке возле дома репа, редька, брюква, капуста, бобы, лук, яблоки и крыжовник. Ели также рыбу. Крестьяне пили молоко, виноградное вино или пиво, а также напиток из вереска, можжевельника или зверобоя. Мясо ели только по праздникам. Плохое питание, тяжелая работа, частые войны сказывались на продолжительности жизни. Редко кто из жителей средневековой Европы доживал до 30 лет, а человек, достигший 50 лет, считался старым.

Чем отличался образ жизни крестьян и феодалов?

Крестьянская община

Сначала крестьянские поселения были небольшими: всего два-три десятка дворов, но постепенно деревни разрастались. В центре деревни находилась площадь и колодец, вокруг которых стояли дворы земледельцев. Территория поселения была обнесена деревянной изгородью, а иногда даже валом и рвом. Крестьяне надеялись, что эти заграждения защитят их от враждебного мира. Именно поэтому селиться за изгородью никто не решался.

Крестьяне одной деревни составляли общину. Собираясь вместе, они избирали старосту и решали важнейшие вопросы сельской жизни. Главной задачей крестьянской общины было регулирование земельных отношений. Поскольку чаще всего крестьянская пашня располагалась чересполосно, нужно было объединять усилия в сельскохозяйственных работах. Община определяла, какой клин какой культурой нужно засеивать, когда следует начинать сев, обрабатывать поле и убирать урожай. На сходах крестьяне решали также земельные споры, распределяли между собой феодальные повинности и строго следили за их выполнением всеми земледельцами.

С согласия феодала община определяла порядок пользования общими угодьями. Она разрешала рубить дрова или собирать хворост в лесу, окружавшем деревню, охотиться на некоторые виды дичи, собирать дикие фрукты и ягоды. Крестьяне сами определяли, когда и сколько рыбы можно ловить в реке, где косить сено, на каких пустошах пасти скот. Крестьянская община оказывала помощь бедным, вдовам, сиротам, следила за порядком в деревне, поддерживала в хорошем состоянии дороги, церковь или часовню, содержала христианского священника, следила за соблюдением бытовых и культурных традиций. Все жители деревни должны были подчиняться решениям, принятым общиной. На нарушителя порядка налагался штраф, а за серьезные проступки его могли изгнать из деревни. Судьба изгнанного (изгоя) была печальна. Он лишался своего надела и чаще всего погибал.

Определите, какие работы показаны на рисунке.

Сельскохозяйственные работы. Средневековый рисунок

Мировоззрение средневекового крестьянина

Каждый земледелец считал себя частью общины и старался ничем не отличаться от других. Большинство крестьян были неграмотными. Дети помогали взрослым по хозяйству, поэтому часто у них не было времени посещать школу, которую обычно открывали при церкви. Мировоззрение крестьян представляло собой причудливое соединение христианских и языческих представлений.

Крестьяне на пашне. Средневековый рисунок

Земледельцы, как и все христиане, соблюдали посты, ходили в церковь и, одновременно с этим, торжественно отмечали приход весны, с заклинаниями обходили пашню, чтобы повысить урожай, шумели, пытаясь прогнать надвигающуюся бурю.

Определите, какие из названных действий крестьян продиктованы христианскими представлениями, а какие – языческими.

Феодалы презрительно относились к крестьянам, считая их грубыми, неотесанными, подобными диким зверям. Рыцари считали, что даже в рай попадут только «благородные». Феодалы придумывали про крестьян обидные поговорки: «Спина Жака-простака все вынесет» или «Мужик тот же бык, только без рогов».

Крестьяне платили феодалам той же монетой. Представления земледельцев о себе и своем месте в обществе нашли отражение в крестьянских песнях, сказках и поговорках. Особенно волновали земледельца тяжелые повинности, которые он должен был нести в пользу феодала. В Англии во второй половине XII века сеньору требовалось отдавать половину доходов. Остатка едва хватало, чтобы прокормить семью. «По свету бродит отчаяние и горе; насколько лучше сразу погибнуть, чем так трудиться», – пелось в песне бедняка, разоренного многочисленными поборами. Крестьяне считали, что их зависимое положение установлено Богом, и не выступали против него. Но они требовали уважения к себе и своему труду. В отличие от феодалов, считавших физическую работу уделом «неблагородных», божьим наказанием за их грехи, земледельцы рассматривали труд как достоинство, высшую христианскую добродетель.

Сбор урожая. Средневековая миниатюра

Почему крестьяне вынуждены были мириться со своим тяжелым положением?

Новые черты в сельском хозяйстве

Изменения в жизни крестьянина происходили очень медленно. В самом начале Средневековья поле пахали легким плугом или вскапывали лопатой. После пахоты комья земли рыхлили мотыгой, а порой даже руками. Прополку делали редко. Выросшие колосья жали серпами, стараясь срезать стебли у самого корня, чтобы затем использовать солому в качестве корма для скота. С помощью палок или цепов колосья молотили – выбивали из них зерно, которое затем веяли – отсеивали от шелухи.

Мельница. Средневековый рисунок

Единственным удобрением был навоз, да и того из-за малого количества скота у крестьян часто не хватало. Из-за отсутствия хороших орудий труда и нехватки удобрений почва медленно восстанавливала свое плодородие. Урожаи были очень низкими. Неурожаи и голод в Средние века случались довольно часто. Чтобы хоть как-то выжить в голодные годы, крестьяне объедали листья с деревьев, выкапывали из земли коренья, ели древесную кору, жарили мелких грызунов. Из-за натурального хозяйства голод иногда носил местный характер. В одном районе люди могли умирать от нехватки пищи, а рядом, в 200–300 км, царило изобилие продуктов.

Вспомните, что такое натуральное хозяйство. Почему оно способствовало голоду?

В XI–XIII веках в жизни Западной Европы произошли коренные изменения. Поле стали вспахивать легким плугом несколько раз или использовать тяжелый колесный плуг, который тянули 6–8 волов. Для разрыхления земли применяли орудие с металлическими зубьями – борону. Лучше обработанная земля стала давать более высокие урожаи. Широкое распространение получил хомут. Это позволило применять в сельскохозяйственных работах не неповоротливых волов, а более выносливых лошадей, которых стали подковывать. Повышению урожаев способствовало и постепенное распространение нового способа обработки пашни – трехполья. При изготовлении муки удалось уменьшить потери зерна. Вместо ручных приспособлений для растирания зерна все большее распространение стали получать водяные и ветряные мельницы. Все эти изобретения привели к улучшению жизни крестьян. Население значительно увеличилось, и крестьянам стало не хватать земель. Для того чтобы прокормить себя, земледельцы стали осваивать новые территории: корчевать лес, осушать болота, распахивать пустоши.

Трехполье

Подведем итоги

Крестьяне были самой многочисленной группой феодального общества, кормившей другие сословия. Крестьяне отличались особым взглядом на мир и образом жизни, для решения важнейших вопросов они объединялись в общину. В XI–XIII веках в сельском хозяйстве Западной Европы произошли важные изменения.

Трехполье — способ обработки пашни, при котором поле каждый год делится на три части. Одна часть засевается весной яровыми культурами и дает урожай в тот же год; другая – засевается осенью озимыми и дает урожай на следующий год; третья – «отдыхает». «Богатым не был бы богатый – Не помогай ему оратай (пахарь)».

(Средневековый поэт Вернер Садовник)

Вопросы

1. Какое положение занимало крестьянское сословие в феодальном обществе? Каковы были условия жизни крестьян?

2. Что такое крестьянская община и какие вопросы она решала?

3. Как относились к труду крестьяне и феодалы? Как рыцари отзывались о крестьянах?

4. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве после XI века?

Задание

Используя материалы этого параграфа и § 5, дайте характеристику крестьянскому сословию (план характеристики см.: задание к § 14).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Вы отнимаете у людей заботу о хлебе насущном и ничего не даете им…

karachee.livejournal.com

[Jan. 15th, 2018|09:36 pm]

Karachee

Вы отнимаете у людей заботу о хлебе насущном и ничего не даете им взамен. Людям становится тошно и скучно. Поэтому будут самоубийства, наркомания, сексуальные революции, дурацкие бунты из-за выеденного яйца…

Братья Стругацкие, из книги «Град обреченный», 1975

Всё таки Отцы, это Отцы. Дремучий 1975 год, а им уже всё окончательно ясно. Отнимите у людей ЗАБОТУ. Нет, не занятие, не работу, не занятость, именно заботу о насущном. И людям становится тошно и скучно. И если со скукой ещё что-то можно сделать, можно завалить человека развлечениями и запретными удовольствиями, пугать и обижать его по четным числам и успокаивать и злить по нечетным.. то вот с тем, что ему тошно. Что с этим можно сделать? Ничего. Всё что человеку дали в 1975 и продолжат давать сегодня взамен - все эти поиски гендера, борьба за жизнь китов, права и обязанности, всё это - очень слабая попытка заменить заботу. Закрыть потребность БЫТЬ НА СВОЕМ МЕСТЕ НЕЗАМЕНИМЫМ в том, без чего кому-то прямо сейчас, прямо здесь, в самой обозримой перспективе будет плохо, невыносимо, несовместимо с жизнью, ну.. хотя бы тебе самому. Вот это мощь, мощь высочайшей этической одаренности. Может быть когда-нибудь сюда, в эту сторону вырастут Олди. Если очень повезет, всем нам.

Comments:

Да, да. Человечешко же такая дрянь, что его давить надо, в голоде и холоде держать. Пишете какую то чушь...

Это вы понимаете какую-то чушь, а потом её же и комментируете.

В написанном вижу смысл в плане того, что человечество веками вырабатывало адаптации именно под физическое выживание. Сейчас эта задача выполнена, ресурс высвободился и прет во все стороны. И оттого кризисы и прочие волнения: никогда так не было и вдруг есть.

Но я не вижу в этом ничего страшного. Перестраиваться, меняться - всегда неприятно, а после выполнения в целом задачи выживания можно заняться и вторичными делами - гендером, китами и всем остальным. Людей много, важное для каждого - что-то своё. Что-то со стороны кажется глупостью, а что-то глупостью и является. И пусть, почему нет? Отсутствие не особо нужных глупостей делает большие системы слишком хрупкими.

А Стругацкие очень интересные товарищи в плане понимания счастья. Если посмотреть на их героев, которые по идее должны быть счастливыми, то если присмотреться, то видно, что у них есть только один источник радости: работа. У них нет семей, нет детей, нет хобби, нет друзей вне работы. Нет любви (не абстрактной, а реальной). Люди, у которых ничего не осталось, кроме работы.

Это скрытое неблагополучие, а не счастье. Как я понимаю, Стругацкие не знали другого счастья, и рисовали его, как могли.

Ну и как следствие, вот этот постмодернизм они представляли как то же самое "счастье" минус работа. Т.е. и так неблагополучие, но ещё и без единственного источника радости, вот ужас-то. Только причина этого не в отсутствии необходимости труда или незаменимости, она в неумении складывать всю свою жизнь хорошо. А работа всегда найдется.

Вот это ощущение, желание быть нужным кому-то и неумение быть нужным себе - оно в любую эпоху будет источником головной боли. Но если будет сложно выживать физически - уйдет на второй план, вот и вся разница.

Edited at 2018-01-16 12:04 am (UTC)

Дело не в том, что меняться неприятно, вопрос в том, куда ведут эти изменения, к какому новому состоянию человека. Если способность человека, любая, не используется - она атрофируется. То, что не получило развития в ребенке часто не сможет уже полноценно развиться у взрослого. Если развитие способности тесно завязано на культуру - то всё ещё печальнее. Забота о других, сопереживание, альтруизм - это ровно половина того, что делает человека из обезьяны. Причем половина лучшая.

Тут дальше есть два больших варианта. Вариант один - ну как-то само человечество куда-то развивается приспосабливаясь к техносфере. Вариант два - есть более менее четкий план куда человечеству нужно и можно развиваться, а куда ни в коем случае не стоит, соответственно развитие техносферы контролируется и направляется. Это две очень разные позиции, учитывая что человечество у нас одно и эксперементальным путем выяснить что лучше может оказаться очень дорого.

На счет счастья у Стругацких есть очень четкая позиция:

Жизнь дает человеку три радости. Друга, любовь, работу. Каждая из этих радостей уже стоит многого. Но как редко они собираются вместе!

Братья Стругацкие, из источника «Стажеры», 1960

Вряд ли нужно что-то здесь добавлять. Сложить жизнь хорошо - это навык доступный любому Выбегалло, вопрос в том, чтобы не заменить людей, которым для "сложить жизнь хорошо" нужно ещё и востребованность их этических способностей на тех у кого эта потребность закрыта наглухо. Это конечно выход, но очень скучный и тошный.

"Забота о других, сопереживание, альтруизм - это ровно половина того, что делает человека из обезьяны."

как раз по этим параметрам человек ничем от обезьяны не отличается.

Вот ну что за обесценивание навыка складывать жизнь хорошо?) И нифига она Выбегалло не доступна, он не умеет хорошо работать! А это тоже часть этого навыка.

А есть отличные ребята, которые умеют работать и творить, но мать твою, не умеют складывать жизнь благополучно, как умел тот же Выбегалло. Бытовые страсти-мордасти и нехватка денег, и не умеют, и кучи проблем от этого. Так что не надо его совсем обесценивать, не любой так может, там у него прямо какое-то качество есть. Уметь работать, уметь любить, уметь дружить, уметь заботиться о себе и о своих близких, уметь растить детей, уметь зарабатывать, уметь быть здоровым, уметь творчество - это всё про уметь складывать свою жизнь. Там же куча составляющих.

А в парадигме Стругацких ты либо умеешь работать и дружить (и вроде любить), мб творчество; либо умеешь всё остальное - деньги, семью, детей, карьеру, здоровье, хозяйство. Странная такая поляризация навыков. А вообще-то их бы все человеку уметь, хотя бы немного. И любому человеку без полного набора не очень хорошо живется. Просто это труд большой, всё это делать, и не все за него берутся. Но потребность есть у всех.

Про альтруизм тут выше написали, что это у нас от животных, я соглашусь. Это очень животная часть, так просто её не пришибить. И атрофии тоже не наблюдаю - к любой видюшечке со спасением какого-нибудь котика комменты поглядеть, никакого намека на атрофию альтруизма. Правильно направить уметь - это да, это совсем не все умеют. Но не атрофия, точно.

Про два пути развития не поняла совсем, о чем один и о чем другой, и в чем там разница. Мне один видно, с широким веером вариантов, но один, и с вашей картинкой не состыковалось, к сожалению.

многие люди справятся. По чемтным будут ездить на шашлыки с друзьями, по нечетным - страдать от похмелья.

Новогодние праздники подтверждают.

From: karachee2018-01-16 03:37 pm (UTC)

Re: нет такой проблемы

(Link)

Убивать себя можно очень по разному.

From: freedom_of_sea2018-01-16 03:45 pm (UTC)

Re: нет такой проблемы

(Link)

строить алюминиевые дворцы и лететь к Урановой Голконде - точно такое же убийство себя, как вечные шашлыки

From: karachee2018-01-17 05:03 am (UTC)

Re: нет такой проблемы

(Link)

Жизнь вообще вредна, от неё умирают. Но есть два четких вектора - повышаешь ты своей жизнью шансы на выживание себя, своей семьи, своего народа, всего человечества на всем обозримом участке истории, или всё остальное. Всё остальное здесь - это и будет называется "убивать себя разными способами".


Смотрите также