Татьяна Ниловна Яблонская - Летом. Татьяны ниловны яблонской хлеб


Яблонская Т. Н. (1917-2005) Часть вторая. 1941 - 1950

. Это цитата

Яблонская Т. Н. (1917-2005) Часть вторая. 1941 - 1950

В продолжение первой части

. Яблонская Татьяна Ниловна

(Россия-Украина, 1917-2005)

Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Автопортрет» 1945

В 1940 году Татьяна Ниловна вышла замуж за однокурсника,

живописца Сергея Борисовича Отрощенко (1910 – 1988)

 

.

На фотографии Отрощенко Сергей Борисович

Вайнштейн Моисей Исаакович (Россия, 1940 - 1981) «Портрет художника С.Отрощенко» 1971

 

Отрощенко Сергей Борисович (1910-1988) «Пейзаж»

 

Отрощенко Сергей Борисович (1910-1988) «Опошнянские Куманцы», «Хохлома» 1962

 

Отрощенко Сергей Борисович (1910-1988) «На IV-ом участке», «Пейзаж», «Обнажённая натура»

 

Отрощенко Сергей Борисович (Россия, 1910-1988) «В дни фестиваля» 1958

 

Отрощенко Сергей Борисович (1910-1988) «Дочь Карпат», «Зимняя сказка»

 

Весной 1941 года молодые окончили институт с большими планами на будущее, которым, увы, было не суждено сбыться. Война, внезапно ворвавшаяся в жизнь, заставила отложить на время многие начатые дела. Сергей Борисович сразу был призван в армию и на целых три года стал художником фронтового Дома Красной Армии. А Татьяна Ниловна была беременна, и только благодаря этому удалось добиться направления в эвакуацию в восточные регионы. Для сестры Елены Ниловны направления в эвакуацию не достали, и она решила ехать с сестрой так, спрятавшись перед самым отходом поезда под полку в вагоне.

Елена и Татьяна Яблонские  

24 июля 1941 года, сразу по приезде в Саратов, где жила их тетя Варвара, работавшая врачом, Татьяна Ниловна родила дочь Елену (Отрощенко, в замужестве Бейсембинова). На поселение сестер отправили в колхоз «им. Штейнгардта», село поволжских немцев, которых Сталин выселил в Казахстан в самом начале войны. В освободившихся домах начали размещать беженцев из западных регионов СССР. Им достался добротный дом с мебелью, засаженный огород, корова. Елену Ниловну определили учетчицей в тракторную бригаду, а Татьяну Ниловну (когда дочку Леночку уже можно было отдать в ясли) направили работать овощеводом. О мольберте, кистях, красках пришлось на время забыть. Даже нормальную женскую одежду они тогда не носили — ходили в выданных спецовках и телогрейках. 

В колхозе Татьяна Ниловна косила, полола, скирдовала, молотила, возила на волах воду для поливки огородов, словом, была заправской колхозницей. Здесь она «познала радость труда в коллективе и воочию убедилась, сколь велико значение взаимной поддержки в тяжелую годину, горела желанием побольше сделать для колхоза, для его людей». Изредка ей удавалось сменить грабли или вилы на кисть живописца. Она безотказно выполняла просьбы колхозниц «срисовать» с фотографии погибшего на фронте мужа или сына. Таких портретов за три года пребывания в колхозе Татьяна Ниловна сделала немало. текст написан kykolnik

kykolnik</lj>Вернувшись в апреле 1944 года в освобожденный Киев, она сразу же окунается в педагогическую работу - руководит «сборным курсом» студентов, многие из которых недавно были солдатами. Поразившись увиденному вокруг, Татьяна Ниловна пишет на картинах «Враг приближается» и «Разрушенный Киев» о фашистском вторжении.

 

1945 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Враг близко»

 

1946 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Автопортрет»

 

1947 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Почта»

 

В 1947 году семья пополнилась ещё одна дочерью, Ольгой (1947-1999), ставшей тоже живописцем.

В этом же году была написана картина «Перед стартом», выдвинутая на Государственную премию.

 

1947 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Перед стартом»  

Татьяна Ниловна Яблонская: «Трепетно-свежее ощущение чистого зимнего дня с сиянием молодых лиц мне хотелось передать именно через живопись, через краску, через поверхность холста. Это были еще неокрепшие, подсознательные ощущения, не подкрепленные ни убеждением, ни творческим опытом. Картина «Перед стартом», как говорится, «прозвучала» на одной из послевоенных всесоюзных выставок. Ко мне уже приходили и репортеры, и фотографы. Вот-вот должно было выйти постановление. Уже якобы все было решено. И вдруг поворот на 180 градусов - постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», об опере Мурадели. Письмо (кажется, так было) Жданова. Удар по «формализму». Сокрушительный удар, от которого и более крепкие головы закачались, не то что моя. Закачался даже богатырь Дейнека, даже Сергей Герасимов, даже Фаворский. А что говорить о девчонке, только что ставшей на самостоятельную дорогу? Я еще не так уж сбилась с пути, я все же еще держалась!

В институте началось «гонение на ведьм». Нельзя было и заикнуться об импрессионистах студентам. Возник термин «подножный пейзаж», что значит подробнейшее выписывание деталей в пейзаже на первом плане.

Все это, конечно, действовало. Как-никак сталинская эпоха. Но я была еще не до конца напугана. Меня выручала любовь к жизни и восторженность»

Картину «Перед стартом» сняли с подрамника, и она долго валялась в подвалах Музея украинского искусства. Вместо премии Татьяна Ниловна получала лишь какие-то бранные эпитеты.

1948 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «За вязанием»

Следующим созданным полотном, огромным, почти в четыре метра, ставшим самым известным, было полотно «Хлеб».

Летом 1948 года она побывала в кооперативной артели им. Ленина в селе Летава, где делала рисунки и зарисовки с натуры. Создавая обобщенный образ, она включила в картину и конкретность факта: на первом плане неслучайно изображен мешок, на котором указаны точный адрес места и время действия.

Однако артель в Летаве была «образцово-показательным» колхозным хозяйством, в которое партия и правительство вкладывали огромные деньги и наделяли самой лучшей сельскохозяйственной техникой. А из рядовых колхозников делали «передовых тружеников села» и «маяков колхозного соревнования». За год до приезда художницы в Летаву одиннадцать членов артели были награждены Золотыми звездами Героев Социалистического Труда. Ордена Ленина получили 19 передовиков, а 209 тружеников - другие правительственные награды.

1948 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) Этюд

 

 

1949 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Портрет Анны Горячок»

 

1949 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Село Летава. Возвращение с работы»  

Такая же идеализированная фальшь была заложена и в холсте Татьяны Ниловны. Ей изначально отводилась роль «маяка» советского соцреалистического искусства. Но в первоначальном варианте картина «не дотягивала» до «образцово показательной», и Татьяне Ниловне пришлось в сжатые сроки ее дорабатывать

Жизнерадостный пафос, горы золотого зерна на колхозном току, счастливый коллективный труд, великолепная серебристо-голубая аура вокруг белых одежд здоровых красавиц-колхозниц, которые ступают как античные богини по изобильному зерну. Всё это было призвано утвердить в сознании зрителей идею торжества социалистического бытия

1949 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Хлеб»

 

Татьяна Ниловна Яблонская: «Картину «Хлеб» я писала с полнейшей отдачей, с сердцем, полным любви к этим женщинам, к зерну, к солнцу. Что нужно еще, кроме правдивого изображения жизни?

Картина имела небывалый успех на выставке, в результате - Сталинская премия. Прекраснейшая по силе правдивого ощущения, по красоте живописи картина Пластова «Жатва», которая экспонировалась вместе с «Хлебом», была признана хуже моей! А в картине Пластова одно ведро с холодной водой и жадно пьющий ее вспотевший ездовой в кумачевой рубахе дороже всего моего творчества. Когда смотришь на картину Пластова, горло жжет от летящей с молотарки половы, а у меня все-таки – плакат...»

По воспоминаниям племянницы: «на Сталинскую премию Татьяна Ниловна купила сразу пять ситцевых платьев - целое богатство по тем временам»

Татьяна Ниловна Яблонская: «После «Хлеба» я уже начисто забыла все живописные задачи. Жизнь, жизнь, жизнь! Закончила картину «В парке». Писала невинные сюжеты вроде «Весны» (кстати, критик Портнов, недавно уехавший на старости лет в Америку, настойчиво советовал мне назвать ее «Мы требуем мира!», иначе, мол, не прозвучит). «Весна» - уже падение во всем. Это уже чистейший фотографизм, натурализм и полная пассивность. И - тоже премия! Ну как не поверить, когда тебя так хвалят? В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. И все казалось хорошо, «художественно»...

1950 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Весна»

 

1950 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «В парке»

 

1950 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «На улицу хочется»

 

Продолжение следует...

 

Серия сообщений "Советские живописцы":Часть 1 - Боим (Бойм) Соломон Самсонович (1899-1978)Часть 2 - Ежевский Владислав (1872 - 11 марта 1953)...Часть 13 - «Татьяна Яблонская: Вдохновение одиночества»Часть 14 - Яблонская Т. Н. (1917-2005) Часть первая. 1917 - 1940Часть 15 - Яблонская Т. Н. (1917-2005) Часть вторая. 1941 - 1950

kolybanov.livejournal.com

Картины Татьяны Яблонской, биография художницы

Татьяна Ниловна Яблонская (24 февраля 1917, Смоленск — 17 июня 2005, Киев) — советская и украинская художница, собрала все самые высокие государственные награды и занимала завидные должности, преподавала в Киевской художественной академии. При этом в каждом новом художественном и стилистическом поиске оказывалась прежде всего независимым и уникальным живописцем.

Особенности творчества художницы Татьяны Яблонской: каждый новый период в долгой творческой биографии художницы никогда не равен предыдущему. И в каждой новой обретенной художественной истине Яблонская остается предельно искренней: воодушевленная послевоенным возрождением страны, пишет жизнеутверждающие огромные полотна в рамках соцреализма, в поисках новой изобразительной правды увлекается декоративностью народных украинских мотивов, побывав в Италии, уравновешивает колористические и образные решения под впечатлением от раннего Возрождения, обретает особое зрение и учится находить все главные смыслы мира, глядя на мир из одного и того же окна.

Известные картины Татьяны Яблонской: «Хлеб», «Утро», «Вечер. Старая Флоренция», «Жизнь продолжается», «Жизнь (Родоначальница)», «Юность».

Две недели Татьяна Яблонская прожила еще при царе. Будущая художница родилась поразительно вовремя, чтобы стать ровесницей всей сложной истории Советского союза, прожить и пережить ее. История же ее жизни — еще никем не написанная хрестоматия предельных состояний советского художника, для которого от всесоюзной славы до многолетней опалы — один шаг, а обратно к славе — ровно столько же.

Яблонская — настоящий советский художник еще и в траектории творческих поисков. Там, где у западных художников были творческие поиски и обретение собственного стиля — у советских художников были роковые ошибки и идеологические заблуждения. Там, где западных художников наказывали за смелость насмешками и злыми рецензиями, советский художник расплачивался часто признанием, здоровьем и иногда жизнью. Поэтому у советской художницы Татьяны Яблонской не найти творческой плавности и спокойного обретения собственного художественного виденья — каждый период жизни начинается с конкретного, поворотного события. Живой ход ее жизни иногда трудно рассмотреть за попытками критиков и журналистов всю ее увековечить и превратить в памятник. А настоящая Яблонская одной из первых женщин в Киеве надела брючный костюм, на первую Государственную премию купила моторную лодку и страстно любила гонять на своих белых Жигулях по городу.

1930 год. Ночь. Каменец-Подольск. Яблонские грузят на телегу вещи, усаживают троих детей и едут в лес. Там назначена встреча — им пообещали помочь уехать из Советского Союза по морю. Долгое и мучительное ожидание, но никто так и не появился. Едут домой со всеми пожитками и сонными детьми. Страшно, что кто-то заметит их отчаянное возвращение.

Родители Татьяны Яблонской революцию не приняли и в советскую школу детей не отдавали — отец учил их сам. В Одессу, а потом в Каменец-Подольск, поближе к границе, перебрались из Смоленска в надежде эмигрировать. Но с эмиграцией не сложилось — уехали в Луганск. В любом городе и в любое время года дома было чертовски интересно: здесь издавали семейный журнал «Сверчок», в котором каждый автор писал и иллюстрировал свою часть номера, каждый день дети рисовали: натюрморты и друг друга — с натуры, здания и пейзажи, которые видели во время прогулок, — по памяти. В декабре все вместе делали новогодние игрушки, потом плотно задергивали шторы, ставили елку, зажигали свечи и праздновали Новый год и Рождество.

Нил Яблонский не учил детей художественным техникам — он развивал их чувства, учил видеть суть вещей, характер человека. Когда рисовали самовар, то отец бывало подойдет к рисунку, посмотрит внимательно, а потом скажет: «Что это ты так плохо прикрепила ручку, она же сейчас отпадет. А ну быстрее переделывай, чтобы было видно, из чего он сделан».

В киевской Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, говорят, до сих пор сохранился один из первых рисунков Татьяны Яблонской — как показательный. Она была первым студентом в истории тогдашнего Художественного института, для которого устроили персональную выставку. Невиданный успех, первая любовь, замужество и ожидание первого ребенка — студентка Яблонская успела очень много к началу войны. Когда она уехала в эвакуацию, ее дипломную работу порвали на куски и завешивали окна при налетах авиации.

1941. Колхоз села Норка, Поволжье. Когда сестры-художницы Татьяна и Елена Яблонские приехали сюда в эвакуацию, у старшей Татьяны только недавно родилась первая дочь, молодые мужья обеих ушли воевать. «Я и косила, и скирдовала, и мешки таскала» — вспоминала художница. Односельчанкам рисовала с фотографий портреты убитых мужей и сыновей — на другие живописные упражнения не оставалось ни времени, ни сил.

И все равно в 1944 году она возвращается в освобожденный Киев и сразу же становится преподавателем Художественного института. Возвращение хотя бы довоенных живописных навыков стоило Яблонской немалых усилий и ежедневных упражнений, зато совсем легко давалась радость мирной жизни. Эта радость была жизненно необходима оживающей стране, и потому Яблонскую вознаградили сполна: вручили две Государственные премии, разместили репродукции «Хлеба» и «Утра» в букварях, обязав каждого советского человека еще в детстве проникнуться этой радостью жизни и написать о ней сочинение. Можно было беззаботно вырабатывать эту тему до бесконечности, как породу из нескончаемо глубокой шахты. Но через несколько лет Яблонской станет скучно махать одним и тем же отбойным молотком.

Весна 1961. Село Апша, Закарпатье. Татьяна Яблонская с двумя друзьями-художниками едет в Закарпатье искать «старовинне». Поближе к границе с Румынией, а там неожиданная архитектура и яркие костюмы, старинные народные образы и мотивы. Все это вдохновило на огромный переворот. Яблонская в ближайшие 10 лет будет увлечена декоративностью западноукраинского искусства, искренне веря, что нашла настоящую точку опоры. Ей тесно в цветовой палитре обычных масляных красок, она с восторгом использует типографские. Но большинство этих картин придется спрятать в мастерской и с дрожью перебирать их, отыскивая хоть что-то традиционное к приезду комиссии из московской Академии художеств.

За одну из первых картин закарпатского цикла «Жизнь продолжается» Яблонскую на несколько лет лишили всех занимаемых должностей и возможности участвовать в выставках. А подарочное издание, в котором картинами Татьяны Ниловны проиллюстрировали баллады украинского поэта Ивана Драча, уничтожили на выходе из типографии. Удалось спасти только 4 экземпляра.

1972. Флоренция. Реабилитированная Яблонская совсем скоро, через 5 лет, получит третью Государственную премию, а пока ее отправили на Венецианскую биеннале. Весь этот вызывающий авангард ее абсолютно не заинтересовал, зато глубоко потрясли картины итальянских мастеров раннего Возрождения. Декоративность предыдущего увлечения народными образами все больше походила на безжизненность, поэтому Италия оказалась мощнейшим толчком для новой эпохи, золотой и гармоничной. «Вечер. Старая Флоренция» — одна из первых поворотных работ этого времени.

1991. Киев. Этих дат было на самом деле две, но работали они на одну цель: ограничить пространство и расширить восприятие. В 1991 у Татьяны Яблонской инфаркт, она с трудом передвигается, пишет виды из окна и с балкона, цветы на подоконнике, портреты дочерей. Вторая дата — 1999, после инсульта художницу парализовало, отказала правая рука и выстрадался новый взгляд на мир. Татьяна Ниловна все больше молчит, часами слушает поэзию, которую ей читает дочь Гаянэ, и начинает рисовать левой рукой небольшие пастельные эскизы. В замечательном созерцательном фильме Станислава Сукненко о Татьяне Яблонской «Вдохновение одиночества» есть редкие кадры работы художницы над одним из таких рисунков. Это похоже на чудо.

P.S. На последней прижизненной выставке Яблонской она попросила не указывать никаких регалий и званий, просто Татьяна Яблонская. И ни слова о том, что она была обладателем трех Государственных премий и золотой медали Академии художеств, Героем Украины, ни слова о том, что 1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом Яблонской, а в 2000 в Кембридже ее объявили Женщиной года. Потому что один пастельный рисунок последних лет стоит всего этого монументального списка.

Картины Яблонской Татьяны Ниловны и биография художницы представлены на страницах портала Артхив.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Картины Т. Яблонской » Выдающиеся художники

Т.Н.Яблонская

Т.Н. Яблонская всю жизнь искала свое «я» в творчестве, а нашла всенародную любовь и признание мастерства.

Татьяна Ниловна Яблонская родилась в Смоленске в 1917 году. Две недели прожила при царе, а затем спокойную жизнь семьи перечеркнула революция. В 1928 году ее родители, опасаясь доносов, перебрались в Украину и поселились в Луганске. С тех пор судьба Татьяны Яблонской прочно связана с Украиной, ее мотивами, природой, народом.

Т. Яблонская "Отдых"

Дар художника достался ей от отца. Его домашние уроки были единственным багажом Татьяны перед поступлением в Киевский Художественный институт, однако их с лихвой хватило для зачисления на живописный факультет. Талант и старательность молодой студентки были подмечены преподавателями уже на втором курсе. Ее студенческие работы были отправлены на Всесоюзную художественную выставку, а в 1940 году произошла первая в истории института персональная выставка студентки Яблонской.

За годы учебы Татьяна научилась вживаться в будущую картину, чувствовать и воплощать ее среду, цвет, детали. Началу работы предшествовало большое количество зарисовок, эскизов, необходимых для раскрытия мельчайших деталей сюжета. Манере «живописать» действительность девушка училась у своего руководителя Федора Кричевского. Живописный язык обладал богатым арсеналом средств для передачи зрителю цвето-воздушной среды сюжета, материальности цвета, значения тона и в то же время позволял сохранить цельность живописной поверхности. Именно такую живопись Яблонская считала «настоящей».

Чтобы стать мастером, тонкость восприятия живописных ощущений нужно было закреплять долгой практикой, но этому помешала война. Яблонской пришлось сменить мольберт на сельскохозяйственные и полевые работы. Три года она пасла скот, молотила пшеницу и клала стога. Первой послевоенной работой, которая стала отражением личных военных впечатлений, была картина «Враг приближается». Главная тема полотна – ощущение войны. О ней говорит каждая деталь: колонна беженцев, лица, суровое небо с сизыми облаками. Впервые в этой картине художница использовала прием диагонального построения композиции, который потом будет присутствовать во многих ее полотнах.

Т. Яблонская "Враг приближается"

Картина «Враг приближается» была единственной, которую высоко оценили и критики, и правительство, и простые люди. Все последующие ее работы «На Днепре, «Вышли на солнышко», «Книга с картинками», «Крещатик», «В парке» – были признаны критиками незначительными. Попытку Яблонской вернуть людям веру в жизнь, в возможное счастье, показать радость от существования в каждом мгновении критики называли показухой и оскорбительной для голодных, измученных людей попыткой приукрасить действительность.

Яблонскую выручала природная восторженность и любовь к жизни. Она продолжала писать то, что видела, пробовала новые техники и стили, меняла цветовую палитру и манеру письма. На восстановление «чувства живописности» ушло много времени. Картиной, в которой это восстановление удалось наилучшим образом, Яблонская считает полотно «На старте» (1947 г). Свежесть и чистоту зимнего дня, сияние молодых лиц художнице, еще не имеющей творческого опыта, удалось умело передать через краску и поверхность холста. Но и эта работа получила отрицательную оценку и была надолго погребена в запасниках Музея украинского искусства.

Т. Яблонская "На старте"

Правдой жизни художница считает и следующую свою работу – «Хлеб» (1950). Ни о каком художественном приукрашивании и соблюдении законов живописи Яблонская в момент написания картины не думала. Хотела лишь правдиво изобразить жизнь и передать людям свой восторг от самой жизни. Но сочетание синих юбок, белых платков и теплого зерна само по себе создавало живописную картину. Энергия, красота, здоровье счастливых крестьянок, собирающих зерно, отсутствие отрицательных персонажей, сплоченный коллектив – создавали ощущение, что до полного счастья осталось совсем чуть-чуть. Картина «Хлеб» стала гимном труду и достатку народа и принесла Яблонской всесоюзную славу и Сталинскую премию.

Т. Яблонская "Хлеб"

Следующую свою картину «Весна» Яблонская считала невинным сюжетом, не выходящим за рамки пассивного натурализма. И хотя эта картина была отмечена госпремией и принесла художнице славу мастера первой величины, Яблонскую уже манили другие дали. В 1950-1960 г.г. художница увлекается созданием картин-эскизов, которые, по ее мнению, лучше всего раскрывают через привычные повседневные сюжеты важность каждого момента жизни. Многие из этих полотен зрители смогли увидеть лишь через 15 лет после их написания («На окне», «Летом», «Киевские этюды», «На улицу хочется», «Зимнее окно»).

Т. Яблонская "Весна"

В поисках самовыражения и своего «я» художница увлеклась национальной формой в искусстве, графическим обобщением. В это время появляются картины «Невеста», «Колыбель», «Бумажные цветы», «Мать и дитя».

Т. Яблонская "Невеста"

После поездки в 1972 году в Италию Татьяну Яблонскую поразило своей высокой духовностью и искренностью искусство раннего итальянского Возрождения. Она опять меняет технику письма и пишет картину «Вечер. Старая Флоренция».

Т. Яблонская "Вечер. Старая Флоренция"

Но все же после долгих поисков и экспериментов художница опять возвращается к живописи. Она поняла, что только «настоящая» живопись способна придать произведению подлинную ценность. В последние годы художница писала только натюрморты, пейзажи за окном. А последней ее работой, написанной в день смерти, стал букет колокольчиков на окне.

Т. Яблонская "Колокольчики"

www.palitra.co

Дочь Татьяны Яблонской: "У мамы с детства наблюдалось огромное стремление рисовать".

Десять лет назад перестало биться сердце знаменитой советской и украинской художницы, смолянки Татьяны Ниловны Яблонской (1917 – 2005).

Родилась Татьяна Яблонская 24 февраля 1917 года в Смоленске в очень интересной семье. Глава семейства Нил Александрович Яблонский был потомком шляхтичей Великого Княжества Литовского. Его отец – вяземский священник работал в гимназиях учителем Закона Божьего и служил протоиреем Покровской церкви в Смоленске. Поэтому молодой Нил стал учиться в духовной семинарии (изгнан в 1905 году за участие в студенческих забастовках), а позже – в Духовной академии в Москве. После исключения из Духовной академии Нил пытался поступить в Петербургскую академию художеств, но не прошел по конкурсу. Затем он окончил историко-филологический факультет Московского университета, а в 1917 году некоторое время учился живописи во ВХУТЕМАСе.

В Смоленске он преподавал словесность, литературу и рисование в гимназиях, а также иногда публиковал свои рисунки в газете "Рабочий путь". К тому же Яблонский был одним из организаторов и преподавателей Смоленского отделения Пролеткульта, а с 1922 года работал хранителем картинной галереи в Смоленском музее.

Мамой Татьяны была Вера Георгиевна Варгасова, на которой Нил Александрович женился в 1916 году. Ее отец, Георгий Варгасов, работал инспектором народных училищ Смоленской и Тверской губерний.

Нил Яблонский был хорошим отцом. Он устраивал увлекательные игры, способствующие развитию зрительной памяти, давал задания по составлению орнаментальных композиций из растительного мира, по иллюстрированию прочитанных книг. В доме Яблонских даже "издавался" собственный журнал под названием "Сверчок" – обыкновенная школьная тетрадь с рассказами, баснями, стихами и загадками. Каждый "автор" рисовал к своему сочинению заставки, концовки, буквицы, иллюстрации. Как правило, воскресные дни Нил Александрович проводил вместе с детьми в музеях или в экскурсиях по окрестностям.

Революцию 1917 года Яблонский вначале воспринял, как благо освобождения. Но затем, увидев террор и ужасы гражданской войны, изменил свое мнение о революционной деятельности.

Будучи по-настоящему интеллигентным человеком, Нил Яблонский с женой и тремя детьми решил бежать от репрессий на Украину, туда, где об их происхождении никто не знал. И в 1928 году семья Яблонских из Смоленска переехала в Одессу.

Затем ими было предпринято несколько попыток выезда за границу. Но эти попытки были неудачными, поэтому семья так и осталась жить на Украине. Во время немецкой оккупации Нил Александрович был угнан в Германию и дальнейшая его судьба неизвестна. А его дочь – Татьяна Яблонская получила художественное образование, и стала всемирно известной художницей.

Миллионам ценителей живописи известны ее картины "Утро", "Хлеб", "Перед стартом", "Лен" и многие другие. Сегодня работы художницы хранятся в Национальном художественном музее Украины, Киевском национальном музее русского искусства, Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге, Львовском музее украинского искусства, Харьковском художественном музее. Народной художнице СССР и Украины Татьяне Яблонской было 88 лет.

О ее жизни недавно в украинской газете "Факты и комментарии" рассказала младшая дочь Татьяны Яблонской – киевская художница Гаяне АТАЯН:

– Гаяне, что в вашем доме напоминает о матери?

– И в мастерской, и дома практически все оставлено, как было при маме. Та же атмосфера. На стенах в мастерской картины других художников из ее коллекции висят на тех же гвоздях, которые она прибила лично. До сих пор храню мамины запачканные краской очки, в которых она работала. Одежды у нее было немного. На все торжества надевала один и тот же финский костюмчик в полоску. В нем ее и похоронили. Пару лет назад в шкафу я обнаружила от него поясок, и так защемило сердце. Осталась и сумочка. Бытовых вещей немного. О маме также напоминают предметы народного творчества, которые она собирала. Плетеные корзины, куколки из соломы, керамическая посуда, привезенная отовсюду. И, конечно, книги. Это альбомы об искусстве, мемуары художников, художественная литература.

– Читала, что последние шесть лет она была прикована к инвалидной коляске. Парализованная в результате инсульта, тем не менее не переставала рисовать. И когда правая рука стала нерабочей, продолжала работать левой.

– Сначала мама немножко ходила, но полноценно двигаться уже не могла. Это были трудные шесть лет. Первый год она не рисовала. А потом ей стало так скучно жить, что она робко попробовала работать. И со временем опять стали получаться настоящие художественные произведения.

– О Татьяне Яблонской говорили, что она влюблена в жизнь.

– Это правда. Мама ощущала радость жизни даже в таком сложном положении, в котором оказалась в последние годы. Очень хорошо сказала о ней моя дочь Ира в день похорон, когда мы с ней стояли на балконе: "В бабушкиной жизни не было пустого". Каждый свой день мама чем-то наполняла. Если не могла рисовать и читать, о чем-то думала. Как-то подхожу к ней утром и спрашиваю: "Мама, как ты спала?" Она ответила: "Я не спала – пела песни". Видимо, очень тихонько. Мама знала и стихов много. Она была человеком глубоким. Вдохновение же черпала в работе. Когда начала рисовать левой рукой, это стало большим источником радости. Доктор, который лечил ее в последние годы, сказал, что если бы она все это время не работала, то так долго – почти 90 лет – не прожила бы. Последняя ее пастель – "Колокольчики".

Каждый день мама писала в кухне, сидя в инвалидной коляске у окна. Старалась запечатлеть меняющееся состояние природы: утро и вечер, пасмурную и солнечную погоду, времена года. Картинка за окном постоянно менялась. Порой вдохновение приходило совсем неожиданно. Иногда, когда на столе оставалась посуда после завтрака, она говорила: "Не тронь!" Считала, если специально расставить чашки и прочую утварь, получится совсем не то.

– Взгляд художника…

– Да. В капле воды для того, кто способен это увидеть, отражается весь мир. В поздний период творчества мама не нуждалась в длинных маршрутах. Упал луч солнца – и уже из этого она могла сделать сюжет.

– Отец Татьяны Яблонской мечтал, чтобы все его трое детей стали художниками?

– До революции дед преподавал в гимназии словесность, после 1917 года стал хранителем Смоленской картинной галереи. А вообще он был художником-любителем и мечтал о профессиональной деятельности. Его мечту воплотили дети. Обе дочери стали художницами, а сын – архитектором. У мамы с детства наблюдалось огромное стремление рисовать. В юности, видя падающую звезду, она загадывала желание – стать хорошим художником. Другие девочки мечтали о замужестве, о красивых нарядах, а ее желание было вот таким.

– Наверное, не много есть людей, которые бы не знали знаменитую картину Татьяны Яблонской "Утро", репродукция которой была даже в школьных учебниках. А правда, что это произведение искусства сыграло в жизни вашей сестры Елены судьбоносную роль?

– Ее будущему мужу Арсену очень нравилась эта картина. Она висела у него на стене. И в какой-то мере благодаря этому произведению он потянулся к профессии художника. Наверное, и девочка на картине (моя сестра Елена) нравилась. Молодой человек приехал из Казахстана учиться в Москву в высшее художественно-промышленное училище. В это же время там оказалась и сестра. Они познакомились и поженились.

– Удивилась, что сама Татьяна Ниловна эту свою картину не очень любила.

– В творчестве художника иногда со временем происходит профессиональная переоценка.

– А какое полотно было любимым?

– Самой лучшей своей работой она считала картину "Хлеб", в которой очень много сказала об Украине. Писать ее начала в урожайном 1948 году. Поскольку 1946 и 1947 годы выдались неурожайными, горы золотой пшеницы вызывали такой восторг и радость. Когда впервые работа экспонировалась в Москве, все говорили, что это символ Украины.

– Татьяна Ниловна родилась в Смоленске. Как она оказалась в Киеве?

– В Смоленске мама прожила одиннадцать лет, а потом переехала в Украину. Дед не принял революцию 1917 года. Поначалу в 1905 году участвовал в студенческих волнениях и даже был исключен за это из духовной академии, где учился. А потом разочаровался в новых порядках и хотел с семьей эмигрировать. Было предпринято несколько попыток бегства за границу, но они оказались неудачными. В 1929 году семья отправилась в Одессу. Прожив там пару лет, пытались искать способы уехать в Румынию. Не получилось. Потом еще раз попробовали – уже из Каменец-Подольского, но снова не вышло. Чтобы замести следы, отправились в Луганск: кто-то ведь мог донести. И уже из Луганска мама приехала в Киев на учебу в художественный институт. О попытках бегства семьи за границу она боялась рассказывать до конца жизни.

– Быть может, судьба не пускала их тогда, готовя Татьяне Ниловне блестящее будущее? Три Государственных премии, звание народного художника СССР…

– Вы знаете, не все так однозначно. В маминой жизни случалось разное. За одни картины ей давали премии (например, за "Хлеб"), за другие обвиняли в формализме, в подверженности "тлетворному влиянию импрессионизма". К примеру, очень критиковали работу "Перед стартом". Но для мамы была главной собственная оценка.

– Ей завидовали?

– Конечно. Кто-то – таланту, которого сам не имел, кому-то казалось, что ей на голову падают особые блага. Маму тяготило такое отношение. Но она работала и не обращала на это внимания.

– Для работы Татьяне Ниловне требовались какие-то особые условия?

– Нужны были тишина и уединение. Телефонные разговоры, болтовня и суета вокруг мешали. Мама старалась от всего этого спрятаться. Творчество требует колоссальной концентрации внимания.

– Как Татьяна Ниловна успевала создавать шедевры и воспитывать троих детей?

– Сама не знаю. Для меня это загадка. Думаю, благодаря четкой самоорганизации. Она выбирала главное, а второстепенное отодвигала. То, что можно было упростить, упрощала. Например, не ходила на родительские собрания. Я хорошо училась. Мама лишь расписывалась в дневнике. И меня всегда учила сосредотачиваться на основном, смотреть в суть. День прожить ведь можно по-разному. В последние годы жизни мама по утрам меня всегда спрашивала: "Что ты будешь писать?" Иной раз меня это раздражало. Всегда находились какие-то другие дела. А сейчас я думаю, как она была права.

– У нее были помощники по быту?

– Когда я была маленькая, нам помогала домработница. Мама имела возможность оплачивать ее труд. А готовила часто сама. Пекла пироги с разными начинками – с капустой, рисом и яйцом, яблоками. Готовила голубцы в молодых виноградных листьях – виноград рос прямо возле ее мастерской. Это майское блюдо – летом листья уже жестковаты. Оно характерно для армянской кухни, к которой приобщил маму мой отец. Одно время увлеклась салатами – и это тоже его влияние. Делала их вдохновенно! Она постоянно чем-то увлекалась. То сыроядением, то йогой… Как-то голодала месяц. Делала это ради оздоровления.

– Она ведь и плавала хорошо?

– Как пароход! Особенно любила плыть против течения. В молодости и лыжницей была великолепной. Так что картина "Перед стартом" написана со знанием дела.

– Оба мужа Татьяны Яблонской были художниками – и Сергей Отрощенко, и Армен Атаян. В личном плане она была счастливой женщиной?

– Не знаю. Видимо. Она не очень любила говорить на эти темы.

– Материально Татьяна Ниловна была состоятельным человеком?

– По нынешним меркам нет, а по тем – жила вполне обеспечено, но не роскошествовала. Дачи у нас не было. Мама хотела быть свободной. Отдыхали мы обычно в доме творчества в Седневе под Черниговом.

– Какая у вас была машина?

– Мама водила "Жигули". Но автомобиль не был для нее атрибутом роскоши. Его мама купила для поездок на этюды. Она могла ездить туда, куда на общественном транспорте не доберешься. К слову, так родилась картина "Лен".

– Картины Татьяны Яблонской экспонировались во многих уголках мира. Какая страна ее поразила?

– Трижды мама была в Италии. Это страна искусства, и она ее обожала. В безумном восторге приехала из Испании. Мама была человеком открытым к радости. Куда бы ни попадала, ей все нравилось.

– Что бы вы сказали своей маме сегодня, если бы она могла вас услышать?

– "Мамочка, не будь ко мне так строга!" Очень требовательная к себе, мама и нас, детей и внуков, подтягивала к своим стандартам, потому что всех нас очень любила.

Беседовала Ольга СМЕТАНСКАЯ, "Факты и комментарии" (Украина)

На верхнем снимке – дочери художницы Гаяне и Елена (слева), изображенная на картине "Утро". Фото УНИАН

Главные новости вы можете получать в

Теги записи: Гаяне Атаян • живопись • Нил Яблонский • Смоленск • Татьяна Яблонская • украина

smolnarod.ru

Татьяна Яблонская (24 февраля 1917 — 17 июня 2005). Некролог и биография

Годы жизни Татьяны Яблонской:

родилась 24 февраля 1917, умерла 17 июня 2005

Эпитафия

«Что такое день иль векПеред тем, что бесконечно?Хоть не вечен человек,То, что вечно, — человечно».Из стихотворения Афанасия Фета — излюбленного поэта Татьяны Яблонской

Биография

Выдающаяся украинская художница Татьяна Ниловна Яблонская всю свою жизнь посвятила искусству. В детстве она постигала тайны живописи, срисовывая простые натюрморты из предметов домашнего обихода, а в студенческие годы выполняла фактически образцовые портреты и пейзажи. И даже в зрелых работах Яблонской прослеживается неустанное развитие, познание себя и мира, стремление к совершенству. Полотна талантливой художницы отличаются особенным жизнерадостным мироощущением, как будто главная их цель — выразить глубокий восторг от обыкновенной жизни. Особенное место в творчестве Татьяны Яблонской занимают темы материнства, труда, сельской жизни. И при этом в каждой ее картине узнается непременно женская природа, что, пожалуй, и наделяет их столь трогательной и теплой атмосферой.

Татьяна Яблонская родилась в городе Смоленске в семье художника и преподавателя Нила Яблонского. С ранних лет отец прививал детям (а их в семье было трое) любовь к творчеству, а в частности, к живописи. В конце 20-х гг. Яблонские выехали в Украину, сменяя в поисках лучшей жизни город за городом — Одессу, Каменец-Подольский, Луганск и, наконец, Киев. В столице Татьяна Ниловна поступила в художественный институт, в котором сразу же стала одной из лучших студенток. До сих пор одна из работ Яблонской висит в здании Национальной академии искусств как образец написания обнаженной натуры.

Вторая мировая война прервала творческую карьеру Яблонской на долгих четыре года. В военные годы Татьяна Ниловна вынуждена была эвакуироваться из Киева в Саратов и перестроиться на военный лад. Впрочем, работая заправской колхозницей, Яблонская почерпнула новые идеи для дальнейшего творчества. Впоследствии «радость работы в коллективе» станет одной из центральных тем в ее работах.

Картина «Хлеб» — самая узнаваемая работа Татьяны Яблонской

Вернувшись в Киев, художница с головой погрузилась в преподавательскую деятельность, читая лекции «сборному курсу» студентов, многие из которых еще недавно были солдатами. На послевоенный период приходится и расцвет творчества самой Яблонской. Один за одним с мольберта художницы сходят новые шедевры: «Перед стартом», «Хлеб», «В парке» и др. За всю историю творчества Татьяна Яблонская наработала внушительный послужной список: более десятка персональных выставок, участие во всеукраинских, всесоюзных и международных экспозициях, сотни наград, премий и званий. В настоящее время работы Татьяны Яблонской экспонируются в Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Национальном художественном музее Украины и других престижных собраниях.

В 1999 г. у Яблонской случился инсульт. Здоровье художницы сильно ухудшилось: до самой смерти Яблонская была прикована к инвалидному креслу. Но даже в полупарализованном состоянии Татьяна Ниловна продолжала писать, пусть не маслом, а пастелью, но едва ли ее работы теряли от этого в качестве. Смерть настигла Татьяну Яблонскую уже в преклонном возрасте — на 89-м году жизни. Причиной смерти Яблонской послужила затянувшаяся болезнь. На прощание с художницей собрались сотни неравнодушных: чиновники, друзья, коллеги, ценители творчества. Похороны Яблонской состоялись на Байковом кладбище в Киеве.

Могила Яблонской на Байковом кладбище в Киеве

Линия жизни

24 февраля 1917 г. Дата рождения Татьяны Ниловны Яблонской.1928 г. Переезд семьи Яблонских в Одессу.1933 г. Поступление в Киевский художественный техникум.1935 г. Перевод в Киевский государственный художественный институт.1950 г. Награждение Сталинской премией.1958 г. Участие во Всемирной выставке в Брюсселе.1982 г. Присуждение звания народного художника СССР.1999 г. Инсульт и ухудшение состояния здоровья.2001 г. Присуждение звания Героя Украины.17 июня 2005 г. Дата смерти Яблонской.21 июня 2005 г. Дата похорон Яблонской.

Памятные места

1. Город Смоленск, где родилась Татьяна Ниловна Яблонская.2. Город Луганск, где прошло детство художницы.3. Художественный институт в Киеве (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры), где училась Яблонская.4. Здание Союза художников Украины, где состоялось прощание с Татьяной Яблонской.5. Байковое кладбище в Киеве, где похоронена Яблонская.6. Поселок Седнев в Черниговской области, где установлен памятник Яблонской.7. Третьяковская галерея в Москве, где экспонируются работы Яблонской.8. Русский музей в Санкт-Петербурге, где экспонируются работы Яблонской.9. Национальный художественный музей в Киеве, где экспонируются работы Яблонской.10. Музей Сурикова в Красноярске, где экспонируются работы Яблонской.

Эпизоды жизни

Татьяна Ниловна Яблонская была невероятно строга к себе. Бывало, что художница сжигала свои забракованные работы целыми рулонами. Поэтому абсолютный перечень работ Яблонской установить практически невозможно.

Семья Яблонских переехала на Украину, спасаясь от репрессий. С началом Октябрьской революции Нил Яблонский ее не воспринял, а потому предпринял попытки выехать за границу по морю из Одессы или перейти западный кордон в Каменце-Подольском. Однако старания не увенчались успехом, и семья тайком перебралась в Луганск. Дальнейшая судьба Татьяны Яблонской была неразрывно связана с Украиной.

Завет

«Хочется верить в то, что искусство нужно людям. Иначе в нем бессмысленно работать. И нужно оно не только для того, чтобы отдохнуть от забот в борьбе за существование, от суеты, а, главное, для того, чтобы обогащать человека духовно, поддерживать и будить в нем человеческие чувства, чувства гармонии, единения с природой, добра».

Документальный фильм «Свое окно», посвященный памяти Яблонской

Соболезнования

«С именем Татьяны Яблонской, сильной духом незаурядной женщины, связаны наивысшие достижения украинской живописи. Ее художественные произведения навсегда останутся с нами, ведь они обращены к людям, несут непоколебимую уверенность в высоком предназначении Человека, его красоте и величии, раскрывают творческую силу в нас самих».Виктор Ющенко, экс-президент Украины

«Одной из ее любимых была песня, если я не ошибаюсь, на слова Алексея Толстого: „Ты знаешь край, где все обильем дышит, где реки льются чище серебра, где ветерок степной ковыль колышет, в вишневых рощах тонут хутора…“ В ней выражалась мамина любовь к Украине, и будучи сентиментальной она попросила спеть ее на поминках. Вместе с родственниками мы исполнили это желание. Всем было невыносимо грустно…»Гаяна Атаян, дочь

«Яблонская была очень открытым человеком. Да, вспыльчивая, иногда могла ошибаться. Но со временем отходила и соглашалась с иной точкой зрения. Я очень любил Татьяну Ниловну…»Валерий Чуйков, художник

Ссылки

Биография Татьяны Яблонской в «Википедии»Биография Яблонской в Российской сети культурного наследияСтатья «Татьяна Яблонская: о себе» на портале Gazeta.zn.uaИнформация о жизни и творчестве Татьяны Яблонской в «Живом Журнале»

 

Также может быть полезно:

epitafii.ru

Татьяна Ниловна Яблонская - Летом: bob_many

В лучшем качестве нет..очень жаль, что не выпущено ни одного альбома с её картинами, а теперь , наверное, и вовсе никогда не выпустят..Оригинал взят у about_artart в Татьяна Ниловна Яблонская

02:03 24.11.2009Татьяна Ниловна Яблонская

Татьяна Ниловна Яблонская "Хлеб", 1949

Утро 1954

 

Т.Яблонская. "В парке".

Т. Яблонская. За вязанием.

[/url]

 

Wikimedia Foundation 

Но что такое женщина-художник, кто она прежде всего, кто она больше – женщина или художник? Живопись определяла весь строй жизни Татьяны, и, закономерно, ее спутниками жизни стали коллеги по цеху. В такой ситуации в отношения двоих рано или поздно вмешивается творческая ревность. Именно творческая ревность разрушила заключенный по любви брак с художником Сергеем Отрощенко, от которого Татьяна родила двух дочерей - Елену и Ольгу. Череда премий, наград и званий, которых была удостоена Яблонская, скорее оскорбляла, чем радовала ее мужа, и Татьяна надолго осталась одна. Во второй раз она вышла замуж за художника Армена Атаяна, у них родилась дочь Гаяне, но и этот союз вскоре распался по тем же самым причинам, что и первый: муж не желал существовать в тени своей знаменитой жены.

К своей известности и сопутствующим ей благам Татьяна Яблонская относилась без пиетета, ни в коей мере звездной болезнью не страдала и, бывало, даже шла на конфликт с партийной властью по идеологическим соображениям. В творчестве Яблонской был период увлечения народным украинским искусством, плоды которого считались проявлением национализма и полностью игнорировались. Она по-прежнему день за днем бросала всю силу своего таланта и вкладывала всю свою искренность в проявление того, что умела увидеть сама и могла показать другим. Она преподавала, она растила дочерей, а потом помогала им растить внуков.

Все дочери Татьяны Ниловны в разное время позировали ей, и все три со временем пошли по стопам матери, связав свои судьбы с изобразительным искусством. Старшая, Елена, в свое время послужила моделью для картины "Утро", по которой не одно поколение советских школьников писало потом сочинения.

"Утро" мистическим образом вмешалось в судьбу Елены, которая мечтала стать художником и отправилась учиться живописи в Москву, в Строгановку. Когда выяснилось, что именно Лена изображена на знаменитой картине, один из студентов признался, что репродукция "Утра" много лет висит у него в комнате как образец настоящего изобразительного мастерства и что именно благодаря ей он решил стать художником. Это удивительное совпадение послужило началом отношений, увенчавшихся законным браком, и в результате Елена смогла лично убедиться, что в далеком городе на родине избранника, в его комнате, действительно висит репродукция работы ее матери, на которой изображена она сама.

Т. Яблонская, "Колокольчики" 

<tbody><tr><td>"Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой поэтической прозрачной пеленой, как бы запоет что-то внутри. Какое-то волшебное поэтическое состояние разольется... и обычный кусок двора озаряется изнутри каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновением…"

Т.Н. Яблонская

В последние годы жизни Татьяна Ниловна писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры: после перенесенных инфаркта и инсульта она перестала выходить на улицу, перестала писать маслом, зато пастель научилась держать в левой руке вместо парализованной правой.

Ее физические силы угасали, но картины становились еще более просветленными, радостными и гармоничными. Она не сопротивлялась угасанию, она день за днем рисовала то, что видела – городских птиц на подоконнике, посуду, цветы в вазе.

"Я счастлива в своем ограниченном пространстве" - говорила она, и пространство все сжималось вокруг нее, но ее это совершенно не заботило; ее занимало кухонное окно – бесчисленное количество сочетаний освещения, погоды, угла зрения и стоящих на подоконнике предметов.

Лауреат трех Государственных премий, народный художник СССР, была совершенно счастлива здесь, на кухне, в окружении родных, она день за днем проводила в инвалидном кресле, растирая пальцами пастель и всматриваясь в оконное стекло. В самый день смерти она с удовольствием нарисовала яркий, жизнерадостный букет летних колокольчиков.

 

read more at про_искусство

bob-many.livejournal.com


Смотрите также