Я стремлюсь к роскошной воле,
Мчусь к прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне.
Там цветут и клевер пышный,
И невинный василек,
Вечно шелест легкий слышно:
Колос клонит... Путь далек!
Есть одно лишь в океане,
Клонит лишь одну траву...
Ты не видишь там, в тумане,
Я увидел — и сорву!
Написать такие лиричные, проникновенные строки мог только тот человек, который говорит о своих сокровенных чувствах и переживаниях. И хотя в глубине души каждого из нас прячется лирик, найти такие удачные слова для передачи захватившего чувства от любования родной природой и донести их в такой художественной форме до читателя мог только по-настоящему талантливый человек.
Приведенные строки — из стихотворения замечательного русского поэта Александра Блока. Он любил родную природу и воспевал ее в своих стихах. В детские и юношеские годы Блока его семья проводила летние месяцы в подмосковном имении Шахматово. Впечатления детства он пронес через всю свою жизнь: обмолот хлеба, цепы и веялка, бабушка с плетеной корзиной для грибов и неугомонный внук, которому доверили править старым Серым, который шажком везет с гумна к амбару тяжело груженную телегу.
В. Орлов писал, что Блок «...любил природу, долгие пешие прогулки по ... деревенским полям... верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги... копать землю, пилить дрова... «Работа везде одна, — говаривал он, — что печку топить, что стихи писать». Даже в конце жизни Блок вспоминал свое любимое Шахматово. И многие его стихи, будь то «На лугу», «Полный месяц встал над лугом...», «Уж осень, хлеб обмолотили...», «Снег да снег...», «Лениво и тяжко плывут облака...», «Утихает светлый вечер...» или другие, созвучны картинам природы, окружавшей его в имении.
Мне очень нравятся стихотворения Блока «Летний вечер», «Гроза прошла, и ветка белых роз...», «Свирель запела на мосту...», потому что русская деревенская природа изображена в них настолько ярко и красочно, что это не может никого оставить равнодушным.
В стихотворении «Летний вечер» красоту и очарование момента перехода одного времени суток в другое подчеркивают розовые и красные краски.
Еще в последних лучах заката греется «трава некошеной межи», но она уже «дремотой розовой объята», над рощей уже крадется «красный диск луны». И будто слышишь, как постепенно затихают звуки дня, «ни ветерка, ни крика птицы» , «замирает песня жницы среди вечерней тишины...» и хочется поддаться уговорам поэта «забыть заботы и печали», «умчаться без цели на коне в туман и луговые дали, навстречу ночи и луне».
Такой изобразительной точности автор добивается, используя многочисленные эпитеты, метафоры и олицетворения. Окружающий мир оживает в его произведениях: ветка роз «дышит ароматом», трава «полна прозрачных слез», «дремотой розовой объята трава некошеной межи». Поэт смотрит на природу, еще хранящую следы
недавней грозы, и его сердце переполняется любовью и нежностью. Эти чувства он дарит нам, и мы очарованы видом цветущего сада, озаренного таинственным светом одной-единственной «зеленой» звезды. Этот загадочный мир напоминает нам сказку, мы теряем ощущение реальности и полностью растворяемся в ней. Происходящее вокруг так завораживает, что начинает казаться, будто все это — удивительный сон, который дарит нам замечательный поэт Александр Александрович Блок.
Читая стихотворения Александра Блока, мы убеждаемся, что его творчество было настоящим большим искусством. Его поэзия привлекает силой и чистотой чувств, гармоничностью и музыкальностью речи, что всегда особенно заметно в пейзажной лирике.
tvory.info
К чему мечтою беспокойнойОпережать событий строй?Зачем в порядок мира стройныйВводить свой голос бредовой?В твои… сцепленные зубы,Пегас, протисну удила,И если ты, заслышав трубы,На звук помчишься, как стрела,Тебе исполосую спинуМоим узорчатым хлыстом,Тебя я навзничь опрокину,Рот окровавив мундштуком,И встанешь ты, дрожа всем телом,Дымясь, кося свой умный глазНа победителя…
Смирителя твоих проказ…Пойдешь туда, куда мне надо,Грызя и пеня удила,Пока вечерняя прохладаМеня на отдых отвела…Смирись, и воле человекаПокорствуй, буйная мечта…Сопели туман и темнота.Настал блаженный вечер века.Кончался век, не разрешивСвоих мучительных загадок,Грозу и бурю затаивСреди широких… складокТуманного плаща времен.Зарыты в землю бунтари,Их голос заглушен на время.Вооруженный мир, как бремя,Несут безропотно цари.И Крупп[66], несущий мир всем странам,(Священный) страж святых могил,Полнеба чадом и туманомНад всей Европой закоптил.В то время земли пустовалиДворянские – и маклакиИх за бесценок продавали,Но начисто свели лески.И старики, не прозреваяГрядущих бедствий…За грош купили угол раяНеподалеку от Москвы.Огромный тополь серебристыйСклонял над домом свой шатер,Стеной шиповника душистойВстречал въезжающего двор.Он был амбаром с острой крышейОт ветров северных укрыт,И можно было ясно слышать,Какая тишина царит.
Навстречу тройке запыленнойСтаруха вышла на крыльцо,От солнца заслонив лицо(Раздался листьев шелест сонный),Бастыльник[67] покачнув крылом,Коляска подкатилась к дому.И сразу стало все знакомо,Как будто длилось много лет, -И серый дом, и в мезонинеВенецианское окно,Цвет стекол – красный, желтый, синий,Как будто так и быть должно.Ключом старинным дом открыли(Ребенка внес туда старик),И тишины не возмутилиСобачий лай и детский крик.Они умолкли – слышно сталоЖужжанье мухи на окне,И муха биться перестала,И лишь по голубой стенеБросает солнце листьев тени,Да ветер клонит за окномСтолетние кусты сирени,В которых тонет старый дом.Да звук какой-то заглушенный -Звук той же самой тишины,Иль звон церковный, отдаленный,Иль гул (неконченной) весны,И потянулись вслед за звуком(Который новый мир принес)Отец, и мать, и дочка с внуком,И ласковый дворовый пес.Здесь кудри внука золотыеЛаскало солнце, здесь…
Он был заботой женщин нежнойОт грубой жизни огражден,Летели годы безмятежно,Как голубой весенний сон.И жизни (редкие) уродства(Которых нельзя было не заметить)Возбуждали удивление и не нарушали благородстваИ строй возвышенной души.
Уж осень, хлеб обмолотили,И, к стенке прислонив цепы,Рязанцы к веялке сложили(Уже последние снопы).Потом зерно в мешки ссыпают,Белеющие от муки,В телегу валят, и сажаютНаверх ребенка на мешки.Мешков с десяток по три мерыВезет с гумна в амбар шажкомПочти тридцатилетний серый,За ним – рязанцы вшестером,Приказчик, бабушка с плетенойСвоей корзинкой для грибов -Следят, чтоб внук неугомонныйНе соскользнул… с мешков.А внук сидит, гордясь немного,Что можно править самому,И по гумну на двор дорогаПредлинной кажется ему.
В деревне жили только летом,А с наступленьем холодов…
(Пред ним встают) идей ПлатонаВеликолепные миры.
И гимназистам, не забывшимПро единицы и нули,Профессор врет: "Вы – соль земли!"
Семь лет гимназии толстовской[68],Латынь и греки…Растет, растет его волненье,…отчегоУже туманное виденьеВ ночи́ преследует его,Он виснет над туманной бездной,И в пропасть падает во сне.Ему призывы тверди звезднойВ ночной понятны тишине,Его манят заката розы,Его восторгу нет конца,Когда… грозы…
И под палящим солнцем дня…на коня,Высокий белый конь, почуяПрикосновение хлыста,Уже волнуясь и танцуя,Его выносит в ворота.Стремян поскрипывают…Позвякивают удила,Встречает жадными глазамиМир, зримый с высоты седла.
profilib.org
Многие мои друзья считают, что чтение стихов — неинтересное, «девчоночье» занятие.
Но я с ними не согласен. Ведь именно поэты помогают нам видеть окружающий мир по-новому, свежо, замечать необычное в привычных, обыденных вещах.
Я очень люблю стихотворения А. А. Блока. Многие из них великий русский поэт посвятил красоте родной природы:
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом...
Еще трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом.
Мне кажется, что только наделенный особым даром человек может настолько ярко и красочно передать посредством языка увиденное. В поэзии Блока картины природы волшебным образом оживают: слышится, как «под мостом поёт вода» и «замирает песня жницы» вдали, видится, как ангел поднимает «в высоту звезду зелёную одну» и блестит над рощей «красный диск луны».
С чувством глубокой любви и нежности воспевает поэт красоту своей земли:
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Когда читаешь эти строки, сердце наполняется умиротворением. Так и хочется последовать совету А. Блока:
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
2 вариант
Я стремлюсь к роскошной воле,
Мчусь к прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне.
Там цветут и клевер пышный,
И невинный василек,
Вечно шелест легкий слышно:
Колос клонит... Путь далек!
Есть одно лишь в океане,
Клонит лишь одну траву...
Ты не видишь там, в тумане,
Я увидел — и сорву!
Написать такие лиричные, проникновенные строки мог только тот человек, который говорит о своих сокровенных чувствах и переживаниях. И хотя в глубине души каждого из нас прячется лирик, найти такие удачные слова для передачи захватившего чувства от любования родной природой и донести их в такой художественной форме до читателя мог только по-настоящему талантливый человек.
Приведенные строки — из стихотворения замечательного русского поэта Александра Блока. Он любил родную природу и воспевал ее в своих стихах. В детские и юношеские годы Блока его семья проводила летние месяцы в подмосковном имении Шахматово. Впечатления детства он пронес через всю свою жизнь: обмолот хлеба, цепы и веялка, бабушка с плетеной корзиной для грибов и неугомонный внук, которому доверили править старым Серым, который шажком везет с гумна к амбару тяжело груженную телегу.
В. Орлов писал, что Блок «...любил природу, долгие пешие прогулки по ... деревенским полям... верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги... копать землю, пилить дрова... «Работа везде одна, — говаривал он, — что печку топить, что стихи писать». Даже в конце жизни Блок вспоминал свое любимое Шахматово. И многие его стихи, будь то «На лугу», «Полный месяц встал над лугом...», «Уж осень, хлеб обмолотили...», «Снег да снег...», «Лениво и тяжко плывут облака...», «Утихает светлый вечер...» или другие, созвучны картинам природы, окружавшей его в имении.
Мне очень нравятся стихотворения Блока «Летний вечер», «Гроза прошла, и ветка белых роз...», «Свирель запела на мосту...», потому что русская деревенская природа изображена в них настолько ярко и красочно, что это не может никого оставить равнодушным.
В стихотворении «Летний вечер» красоту и очарование момента перехода одного времени суток в другое подчеркивают розовые и красные краски.
Еще в последних лучах заката греется «трава некошеной межи», но она уже «дремотой розовой объята», над рощей уже крадется «красный диск луны». И будто слышишь, как постепенно затихают звуки дня, «ни ветерка, ни крика птицы» , «замирает песня жницы среди вечерней тишины...» и хочется поддаться уговорам поэта «забыть заботы и печали», «умчаться без цели на коне в туман и луговые дали, навстречу ночи и луне».
Такой изобразительной точности автор добивается, используя многочисленные эпитеты, метафоры и олицетворения. Окружающий мир оживает в его произведениях: ветка роз «дышит ароматом», трава «полна прозрачных слез», «дремотой розовой объята трава некошеной межи». Поэт смотрит на природу, еще хранящую следы
недавней грозы, и его сердце переполняется любовью и нежностью. Эти чувства он дарит нам, и мы очарованы видом цветущего сада, озаренного таинственным светом одной-единственной «зеленой» звезды. Этот загадочный мир напоминает нам сказку, мы теряем ощущение реальности и полностью растворяемся в ней. Происходящее вокруг так завораживает, что начинает казаться, будто все это — удивительный сон, который дарит нам замечательный поэт Александр Александрович Блок.
Читая стихотворения Александра Блока, мы убеждаемся, что его творчество было настоящим большим искусством. Его поэзия привлекает силой и чистотой чувств, гармоничностью и музыкальностью речи, что всегда особенно заметно в пейзажной лирике.
moitvoru.ru
Написать такие лиричные, проникновенные строки мог только тот человек, который говорит о своих сокровенных чувствах и переживаниях. И хотя в глубине души каждого из нас прячется лирик, найти такие удачные слова для передачи захватившего чувства от любования родной природой и донести их в такой художественной форме до читателя мог только по-настоящему талантливый человек.
Приведенные строки — из стихотворения замечательного русского поэта Александра Блока. Он любил родную природу и воспевал ее в своих стихах. В детские и юношеские годы Блока его семья проводила летние месяцы в подмосковном имении Шахматово. Впечатления детства он пронес через всю свою жизнь: обмолот хлеба, цепы и веялка, бабушка с плетеной корзиной для грибов и неугомонный внук, которому доверили править старым Серым, который шажком везет с гумна к амбару тяжело груженную телегу.
В. Орлов писал, что Блок «...любил природу, долгие пешие прогулки по ... деревенским полям... верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги... копать землю, пилить дрова... «Работа везде одна, — говаривал он, — что печку топить, что стихи писать». Даже в конце жизни Блок вспоминал свое любимое Шахматово. И многие его стихи, будь то «На лугу», «Полный месяц встал над лугом...», «Уж осень, хлеб обмолотили...», «Снег да снег...», «Лениво и тяжко плывут облака...», «Утихает светлый вечер...» или другие, созвучны картинам природы, окружавшей его в имении.
Мне очень нравятся стихотворения Блока «Летний вечер», «Гроза прошла, и ветка белых роз...», «Свирель запела на мосту...», потому что русская деревенская природа изображена в них настолько ярко и красочно, что это не может никого оставить равнодушным.
В стихотворении «Летний вечер» красоту и очарование момента перехода одного времени суток в другое подчеркивают розовые и красные краски.
Еще в последних лучах заката греется «трава некошеной межи», но она уже «дремотой розовой объята», над рощей уже крадется «красный диск луны». И будто слышишь, как постепенно затихают звуки дня, «ни ветерка, ни крика птицы» , «замирает песня жницы среди вечерней тишины...» и хочется поддаться уговорам поэта «забыть заботы и печали», «умчаться без цели на коне в туман и луговые дали, навстречу ночи и луне».
Такой изобразительной точности автор добивается, используя многочисленные эпитеты, метафоры и олицетворения. Окружающий мир оживает в его произведениях: ветка роз «дышит ароматом», трава «полна прозрачных слез», «дремотой розовой объята трава некошеной межи». Поэт смотрит на природу, еще хранящую следы
недавней грозы, и его сердце переполняется любовью и нежностью. Эти чувства он дарит нам, и мы очарованы видом цветущего сада, озаренного таинственным светом одной-единственной «зеленой» звезды. Этот загадочный мир напоминает нам сказку, мы теряем ощущение реальности и полностью растворяемся в ней. Происходящее вокруг так завораживает, что начинает казаться, будто все это — удивительный сон, который дарит нам замечательный поэт Александр Александрович Блок.
Читая стихотворения Александра Блока, мы убеждаемся, что его творчество было настоящим большим искусством. Его поэзия привлекает силой и чистотой чувств, гармоничностью и музыкальностью речи, что всегда особенно заметно в пейзажной лирике.
kraidruzei.ru
Институт туризма, 2004 г.
Введение.
Цель данной работы как можно точнее и разностороннее показать влияние усадьбы Шахматово на поэтический мир А.А.Блока. Также нужно осветить различные аспекты пребывания поэта в имении, выявить главные вехи в его жизни, произошедшие именно в Шахматово. С практической стороны можно совершить экскурсию в усадьбу, которая поможет полнее воспринимать произведения поэта и по-настоящему почувствовать атмосферу Шахматова.
Для раскрытия темы были использованы книги различных авторов. Во-первых, произведения А.А.Блока в Шахматово и о нем, во-вторых, воспоминания М.Бекетовой, тети поэта, в-третьих, работа одного из исследователей поэзии Блока в Шахматово С.Лесневского. применялись также «Шахматовский вестник» - издание Государственного историко-литературного и природного музея-заповедника А.П.Блока и материалы для выставки «Жизнь и творчество А.Блока» С.Т.Овчинниковой.
Усадьба Шахматово в поэтическом мире А.А.Блока.
Место, где я хотел бы жить – Шахматово.
А.Блок. (Анкета «Признания», 1897 г.)
Глава 1.
§ 1. Появление Шахматова.
Есть в Росси два абсолютно непохожие друг на друга места, и оба навсегда соединены с именем Александра Блока – Петербург и Шахматово…
«В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга сыграли исключительную важную роль, - утверждает Вл.Орлов. – для Блока Петербург был поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить самое чувство Петербурга».
Однако вместе с Петербургом в жизни и поэзии Блока дышит Подмосковье.
Если город у Блока – это почти всегда Петербург, то Россия полевая и лесная – это почти всегда Шахматово и его окрестности. Шахматово растворено в стихах Блока, укрыто от взоров. Петербург заметен и велик во всей русской литературе, а Шахматово только – в жизни Блока. Но от этого сияние «малой родины» не убывает. Шахматово в судьбе поэта выдерживает сопоставление с Петербургом. Незримое, оно постоянно звучит в его поэзии.
Все, кто был близок Блоку, по-блоковски ощущали Шахматово и его окрестности как поэтический прообраз Родин. «Там широкие дороги, вокруг золотые леса. Очень чувствуется Россия…», «Вид… широкий, вольный и задумчивый. Русь настоящая» - так сказала об этих местах мать поэта, Александра Андреевна Кублицкая-Пиоттух.
Побывав в Шахматове, Андрей Белый увидел его окрестности резко самобытными: «Здесь, в окрестностях Шахматова, что-то есть от поэзии Блока; и – даже: быть может, поэзия эта воистину шахматовская, взятая из окрестностей; встали горбины, зубчатые лесом; напружились почвы и врезались зори», «и веял ландшафт строчкой Блока» и точно рабочая комната – эти леса и поля…»
Как же появилось в его жизни имение Шахматово?
В 1874 году профессор Петербургского университета знаменитый ученый-ботаник, дедушка поэта, А.Н.Бекетов по совету своего друга и сослуживца Д.И.Менделеева, обосновавшегося девятью годами раньше среди живописных холмов подмосковной Клинско-Дмитровской возвышенности в усадьбе Боблово, решил по соседству с ним приобрести себе имение. Так в род Бекетовых вошло Шахматово, старинное поместье, известное с XVII века. Считают, что владельцем этих земель был воевода Дмитрия Донского Матвея Шаха, скорее всего отсюда и пошло название имения.
§ 2. Детство поэта в Шахматово.
В 1881 году Александра Андреевна Блок привезла шестимесячного сына Александра в Шахматово.
Навстречу тройки запыленной
Старуха вышла на крыльцо,
От солнца заслонив лицо
(Раздался листьев шелест сонный),
Бастыльник покачнув крылом,
Коляска подкатилась к дому,
И сразу стало всё знакомо,
Как будто длилось много лет, -
И серый дом, и в мезонине
Венецианское окно,
Цвет стекол – красный, желтый, синий,
Как будто так и быть должно.
Ключом старинным дом открыли
(Ребенка внес туда старик),
И тишины не возмутили
Собачий лай и детский крик.
Они умолкли – слышно стало
Жужжанье мухи на окне,
И муха биться перестала,
И лишь по голубой стене
Бросает солнце листьев тени,
Да ветер клонит за окном
Столетние кусты сирени,
В которых тонет старый дом.
Да звук какой-то заглушенный –
Звук той же самой тишины,
Иль звон церковный, отдаленный,
Иль гул (неконченной) весны,
И потянулись вслед за звуком
(Который новый мир принес)
Отец, и мать, и дочка с внуком,
И ласковый дворовый пес…
Отсюда берет исток первообразы поэта, его позднейшие раздумья… Здесь совершилось открытие радости – родной земли:
И дверь звенящая балкона
Открылась в липы и в сирень,
И в синий купол небосклона,
И в лень окрестных деревень.
Туда, где вьются пестрым лугом
Дороги узкой колея.
Где обвелась…
Усадьба чья-то и ничья.
И по холмам и по ложбинам,
Меж полосами светлой ржи
Бегут, сбегаются к овинам
Темнозеленые межи,
Стада белеют, серебрятся
Далекой речки рукава,
Телеги… катятся
В пыли, и видная едва
Белеет церковь над рекою.
За ней опять – леса, поля…
И всей весенней красотою
Сияет русская земля….
(Наброски продолжения второй главы поэмы «Возмездие») С тех пор он каждое лето проводил в имении деда. В. Солоухин сказал «… в летнее тепло с его синим небом и белыми облаками, с его розовым клевером и ярко-зелеными полянами ржи, с купами столетней сирени и куртинами шиповника, в вечерние зори и душистую тишину, в гуденье пчел и порханье бабочек – вовсе это Блок был погружен в середине России, как в купель, и это было его как бы второе крещение – крещение Россией, русской природой, русской деревней, Русью».
В Шахматове было много друзей. Здесь и шахматовский возчик Гаврила, которого А.Н.Бекетов называл «лириком»: Гаврила любил животных, на плече у него Саша часто видел пригревшегося кота. Дорогу, по которой Гаврила возил воду, Саша называл Гаврилиной. Здесь и кухарка Ананьевна, говорившая какими-то необычайно яркими словами. «Вот когда цветы-то вспыхнут!» - повторяла она весной.
Саша дружил со сторожем казенного леса и шахматовским приказчиком Иваном Николаевичем. Старик брал на весь день на рубку леса или посев шахматовских полей.
Хлеб в Шахматове в те годы молотили цепами приезжие рязанцы. В набросках продолжения второй главы поэмы «Возмездие» есть воспоминание, уходящее в пору самого раннего детства Блока:
Уж осень, хлеб обмолотили,
И, к стенке прислонив цепы,
Рязанцы к веялке сложили
(Уже последние снопы).
Потом зерно в мешки ссыпают,
Белеющие от муки
В телегу валят и сажают
Наверх ребенка на мешки.
Мешков с десяток по три меры
Везет с гумна в амбар шажком
Почти тридцатилетний серый,
За ним рязанцы вшестером,
Приказчик, бабушка с плетенной
Своей корзинкой для грибов –
Следят, чтоб внук неугомонный
Не соскользнул… с мешков.
А внук сидит, гордясь немного,
Что можно править самому,
И по гумну на двор дорога
Предлинной кажется ему.
Маленький Саша любит стихи. Он слушает пушкинские сказки. «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин», - скажет Блок в конце жизни. Нравятся стихи Жуковского: «Первым вдохновителем моим был Жуковский», Полонского; ему читают детские книги. И мама, и бабушка, и дедушка сочиняют для него разные истории, присказки, стихи.
Так, по воспоминаниям, М.А.Бекетовой, летом 1883 года в Шахматове «мать сочинила для Саши сказочку про девочку Пеструшку, которая ему очень нравилась».
Саша начал складывать какие-то строчки лет в пять-шесть. С ранних лет запомнил он «постоянно набегавшие» на него «лирические волны». Лет восьми он уже записывает свои небольшие сочинения – стихи и рассказы – в миниатюрные тетрадки, что-то вроде крошечных журналов, даже с оглавлением. Там же и его рисунки. На первой странице: «Моей милой мамочке!..» На второй: «Оглавление. Пожар. Зая. Зая. человек. Лопари».
В усадьбе он знакомился с жизнью природы. Множество певчих птиц обитало в Шахматове. Соловьи заливались около дома в кустах шиповника; иволги сидели на липах, прилетали дрозды, дятлы, сороки, горлинки. Ночью слышались совы.
Саша пишет не только о животных. Есть у него сочинения о бурях, кораблях, войне («Ночь была темная и война была большая»). Всюду и везде рисует он корабли, мечтает стать матросом, юнгой.
В «издательских» занятиях Сашуры участвовали и взрослые. Сашино стихотворение «Огромные скалы качает водой…» Александра Андреевна переписала на отдельный листок и внизу пометила: «25 июля, 1888 г. Шахматово. Сашура».
Исследованию Шахматова и близлежащих деревень помогли многочисленные поездки верхом. Через много лет Ф.А.Кублицкий вспоминал о совместных с Блоком поездках по окрестностям усадьбы: «На деревенских лошадках изъездили мы все окрестности на расстоянии до 10-15 верст от Шахматова в разных направлениях… Часто возвращались домой уже почти в темноте. Вставала красная полная луна, туман белой пеленой стлался вдоль реки и подбирался к усадьбе…
Эти поездки были открытием мира. В рассказе Блока «Исповедь язычника. Моя исповедь» (1918 г.) описаны и усадьба и, весенние просторы вокруг Шахматова, и нрав необычного коня и дорога…
«Сначала мы поехали по давно знакомой дороге, по которой я ходил в детстве с няней. Привычная скамеечка на пригорке, осиновые жерди прясла с отвисшей корой, считанные и пересчитанные повороты дороги и кучки земли, выброшенный кротами, - на все это хорошо бегло взглянуть с высоты седла; пока ходишь по двору дома, среди родных и близких, пока ходишь пешком, все впечатления дробятся, все видишь и обо всем думаешь отдельно. Когда же сядешь на высокую лошадь, которая слегка танцует под тобою и торопится на волю, бросается в глаза все зараз: и две смежные стены невысокого дома с красной крышей, и круглая куртина перед ним, и перекладины открытых ворот между двумя плакучими березами, до которых обыкновенно надо дойти, но за которые теперь выносит в три прыжка застоявшаяся лошадь».
mirznanii.com
леса, поля…
И всей весенней красотою
Сияет русская земля….
(Наброски продолжения второй главы поэмы Возмездие) С тех пор он каждое лето проводил в имении деда. В. Солоухин сказал … в летнее тепло с его синим небом и белыми облаками, с его розовым клевером и ярко-зелеными полянами ржи, с купами столетней сирени и куртинами шиповника, в вечерние зори и душистую тишину, в гуденье пчел и порханье бабочек вовсе это Блок был погружен в середине России, как в купель, и это было его как бы второе крещение крещение Россией, русской природой, русской деревней, Русью.
В Шахматове было много друзей. Здесь и шахматовский возчик Гаврила, которого А.Н.Бекетов называл лириком: Гаврила любил животных, на плече у него Саша часто видел пригревшегося кота. Дорогу, по которой Гаврила возил воду, Саша называл Гаврилиной. Здесь и кухарка Ананьевна, говорившая какими-то необычайно яркими словами. Вот когда цветы-то вспыхнут! - повторяла она весной.
Саша дружил со сторожем казенного леса и шахматовским приказчиком Иваном Николаевичем. Старик брал на весь день на рубку леса или посев шахматовских полей.
Хлеб в Шахматове в те годы молотили цепами приезжие рязанцы. В набросках продолжения второй главы поэмы Возмездие есть воспоминание, уходящее в пору самого раннего детства Блока:
Уж осень, хлеб обмолотили,
И, к стенке прислонив цепы,
Рязанцы к веялке сложили
(Уже последние снопы).
Потом зерно в мешки ссыпают,
Белеющие от муки
В телегу валят и сажают
Наверх ребенка на мешки.
Мешков с десяток по три меры
Везет с гумна в амбар шажком
Почти тридцатилетний серый,
За ним рязанцы вшестером,
Приказчик, бабушка с плетенной
Своей корзинкой для грибов
Следят, чтоб внук неугомонный
Не соскользнул… с мешков.
А внук сидит, гордясь немного,
Что можно править самому,
И по гумну на двор дорога
Предлинной кажется ему.
Маленький Саша любит стихи. Он слушает пушкинские сказки. Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин, - скажет Блок в конце жизни. Нравятся стихи Жуковского: Первым вдохновителем моим был Жуковский, Полонского; ему читают детские книги. И мама, и бабушка, и дедушка сочиняют для него разные истории, присказки, стихи.
Так, по воспоминаниям, М.А.Бекетовой, летом 1883 года в Шахматове мать сочинила для Саши сказочку про девочку Пеструшку, которая ему очень нравилась.
Саша начал складывать какие-то строчки лет в пять-шесть. С ранних лет запомнил он постоянно набегавшие на него лирические волны. Лет восьми он уже записывает свои небольшие сочинения стихи и рассказы в миниатюрные тетрадки, что-то вроде крошечных журналов, даже с оглавлением. Там же и его рисунки. На первой странице: Моей милой мамочке!.. На второй: Оглавление. Пожар. Зая. Зая. человек. Лопари.
В усадьбе он знакомился с жизнью природы. Множество певчих птиц обитало в Шахматове. Соловьи заливались около дома в кустах шиповника; иволги сидели на липах, прилетали дрозды, дятлы, сороки, горлинки. Ночью слышались совы.
Саша пишет не только о животных. Есть у него сочинения о бурях, кораблях, войне (Ночь была темная и война была большая). Всюду и везде рисует он корабли, мечтает стать матросом, юнгой.
В издательских занятиях Сашуры участвовали и взрослые. Сашино стихотворение Огромные скалы качает водой… Александра Андреевна переписала на отдельный листок и внизу пометила: 25 июля, 1888 г. Шахматово. Сашура.
Исследованию Шахматова и близлежащих деревень помогли многочисленные поездки верхом. Через много лет Ф.А.Кублицкий вспоминал о совместных с Блоком поездках по окрестностям усадьбы: На деревенских лошадках изъездили мы все окрестности на расстоянии до 10-15 верст от Шахматова в разных направлениях… Часто возвращались домой уже почти в темноте. Вставала красная полная луна, туман белой пеленой стлался вдоль реки и подбирался к усадьбе…
Эти поездки были открытием мира. В рассказе Блока Исповедь язычника. Моя исповедь (1918 г.) описаны и усадьба и, весенние просторы вокруг Шахматова, и нрав необычного коня и дорога…
Сначала мы поехали по давно знакомой дороге, по которой я ходил в детстве с няней. Привычная скамеечка на пригорке, осиновые жерди прясла с отвисшей корой, считанные и пересчитанные повороты дороги и кучки земли, выброшенный кротами, - на все это хорошо бегло взглянуть с высоты седла; пока ходишь по двору дома, среди родных и близких, пока ходишь пешком, все впечатления дробятся, все видишь и обо всем думаешь отдельно. Когда же сядешь на высокую лошадь, которая слегка танцует под тобою и торопится на волю, бросается в глаза все зараз: и две смежные стены невысокого дома с красной крышей, и круглая куртина перед ним, и перекладины открытых ворот между двумя плакучими березами, до которых обыкновенно надо дойти, но за которые теперь выносит в три прыжка застоявшаяся лошадь.
В набросках продолжения второй главы поэмы Возмездие запечатлена та же картина:
И под палящим солнцем дня
…………………….. на коня
Высокий белый конь, почуя
Прикосновение хлыста,
Уже волнуясь и танцуя,
Его выносит в ворота.
Стремян поскрипывают…
Позвякивают удила,
Встречают жадными глазами
Мир, зримый с высоты седла.
Глава 2.
1. Ранние произведения А.Блока в Шахматово.
Блоковская тема Росс
www.studsell.com
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»