Хлеб всему голова. (Внеклассное мероприятие). Стенгазета хлеб всему голова


Классный час "Хлеб всему голова"

Штукерт.Т. Ф.

Классный час "Хлеб – всему голова"

Цели и задачи классного часа:
  1. Расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека.
  2. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к труду и хлебу.
Оборудование:

Плакат «Хлеб – всему голова», 50г хлеба, колоски пшеницы

Ход классного часа.

В начале занятия учитель предлагает детям отгадать загадку:

Широко, а не море,Золото, а не деньги. Сегодня на земле, А завтра на столе.

- Ребята, как вы думаете, что это? (Хлеб)

- Как вы понимаете слова «Широко, а не море, золото, а не деньги»?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята. Широки и необъятны поля хлебов на нашей земле. Ни конца, ни края не увидишь, если выйдешь в поле, и ценится на вес золота самый маленький кусочек хлеба. (Учитель показывает кусочек хлеба)

- А какие хлебобулочные изделия вы знаете? (Ответы детей)

- Всего известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на этот плакат. (Читают: Хлеб – всему голова)

- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

- Каждый из вас не менее 3 раз в день берёт в руки хлеб. Без хлеба ни ужинать, ни обедать нам не хочется – всё нам кажется невкусным. Мы привыкли к нему, как к воздуху, порой даже не замечаем его и не думаем о нём.

- А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, какой путь он совершил, прежде чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим. Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба? (Ответы детей)

- Правильно, ребята. Землю сначала надо вспахать, посеять в тёплую, мягкую землю крошечные зёрна, поливать и ухаживать за всходами, которые наливаются в колосья. (Учитель показывает колоски пшеницы и рис.2) А вот в каждом колосе находится зерно, которое тоже проходит долгий путь, прежде чем из него напекут хлеб. Зерно размалывают в муку, но прежде его хранят на элеваторе. Элеватор – это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.

С элеватора зерно идёт на мельницу, где ковшовые транспортёры отправляют его сразу на верхний этаж для того, чтобы на своём обратном пути зерно прошло очистку от разных примесей по трубам, где очистительные приборы обрабатывают его. После зерноочистительного отделения зерно отправляют в размолочное.

Здесь зерно превращают в муку. Механические счета распределяют размолотое зерно на различные сорта муки и манную крупу. В цехах мельницы работает более 20000 машин. Видите, как облегчён труд людей. А раньше мельницы были водяные и ветряные. 

 

Мука с элеватора поступает на хлебозавод. На самом верхнем этаже специальные машины – роботы замешивают тесто. В большие сосуды сыпется мука, вода, молоко, дрожжи, раствор сахара и соли. Механические «руки» замешивают тесто. Этажом ниже тесто попадает на делительную машину, которая делит тесто на точно такие же куски, которые нужны для батонов. Далее тесто «отдыхает». Когда тесто достаточно облежалось и «подошло», его отправляют в печь.

Хлебопекарные печи без огня и дыма. Это бесконечная стальная лента, на которой лежат куски теста. Лента движется очень быстро по кругу между трубами и горячим паром. Пока лента сделает полный круг – хлеб испёкся. Люди управляют только машинами. Лишь на один батон уходит 12 тысяч зёрен.

(Во время рассказа учитель показывает рис.3 и рис.4 – водяную и ветряную мельницы, рис.5 – хлебопечь, рис.6 – мукопросеиватель, рис.7 – тестозакаточная машина)

- Сейчас послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»:

Три паренька по переулкуИграли, будто бы в футбол,Туда – сюда гоняли булку,И забивали ею гол.Шёл мимо незнакомый дядяОстановился и вздохнул.И на ребят совсем не глядя, К той булке руку протянул.Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с неё сдувал.И вдруг, спокойно и открытоПри всех её поцеловал.«Вы кто такой?» - спросили дети,Забыв на время про футбол«Я пекарь» - человек ответилИ с булкой медленно ушёл.И это словно пахло хлебом,И той особой теплотой,Которой налиты под небомПоля пшеницы золотой.

- Скажите, о чём это стихотворение? (Ответы детей)

- Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)

- Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)

- Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)

- К хлебу нужно относиться бережно. Брать хлеба столько, сколько сможешь съесть. А чёрствый хлеб не выбрасывать, а приготовить из него с мамой какое-нибудь блюдо, а их существует очень много.

- Кто из вас знает, какие блюда можно приготовить из чёрствого хлеба? (Сухари, печенье, торты)

  

(Учитель показывает рис.8 и 9)

- Ребята, знайте, что хлеб – труд миллионов людей. Люди воспевают хлеб в песнях, стихах, пословицах.

- Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Хлеб бросать – силу терять.

Хлеб – кормилец, хлеб – спаситель, сколько ни думай – лучше хлеба не придумаешь.

^

Не будет хлеба, не будет и обеда.

Хлеб в пути не тягость.

- Кто знает, какую помощь оказывают школьники в уборке урожая?

( Ответы детей)

- Чтобы хлеб был вкусным каждый день у вас на столе, вы должны определить для себя чёткие правила пользования хлебом. Будьте бережливыми, цените труд взрослых и не забывайте, какой ценой нам достаётся хлеб.

^

Загадки.

Он – не мяч и не клубок,

Маленькое, сдобное

Он – румяный … (Колобок)

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем.

В землю тёплую уйду,

Разделю ребяткам всем. (Бублик)

К солнцу колосом взойду.

 

В нём тогда таких, как я,

Лежит Емеля на печи,

Будет целая семья! (Зерно)

Жуёт Емеля … (калачи)

 

 

Что на сковороду наливают.

Вчетверо сгибают.

Да в сметану макают? (Блин)

Скороговорки

  1. Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь на прогулке.
  2. Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку.
  3. Испекла Иришка Куклам по коврижке. Нравятся коврижкиГришке и Маришке
  4. Пекарь пёк калачи в печи.
Грамматическая арифметика

БА + музыкальный звук = белый хлеб удлинённой формы (БАТОН)

Буква потерялась

*улка, *у*лик, *аранка, *атон (Потерялась буква «Б»)

^

Из данных слогов составить слова – названия хлебобулочных изделий.

БУБ, КУ, КА, ТОН, ЛАЧ, ЛИЧ, ЛИК, БУЛ, БА, КА.

(Бублик, кулич, калач, батон, булка)^

По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей. Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Возможно, во время охоты или прогулки были найдены семена пшеницы. Вскоре люди начали строить свои жилища около пшеничных полей, научились смешивать протертые семена с водой, а затем запекать получившуюся смесь на плоских горячих камнях. Около 1000 лет до нашей эры люди стали использовать углекислый калий и прокисшее молоко для изготовления первого хлеба.

Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.

Хлеб был и остается одним из важнейших продуктов в мире. Возьмем, к примеру, историю Австралии. Многие из первых поселенцев были сосланы на этот материк за кражу хлеба. Мука была важнейшим продуктовым сырьем на государственных рынках. Первая булочная была открыта жителем Сиднея Джоном Палмером, который попал в Австралию на военном корабле.

Хлебопроизводство опиралось на ручной, мануфактурный труд до начала 1900 годов. В 1908 году в Мильбурне этот процесс был впервые механизирован с помощью техники.

Теперь вернемся в Россию. На Руси основным видом хлеба был кисловатый черный хлеб. Пекли также ситный (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки. Но простой люд, вряд ли, мог себе позволить даже на праздник отведать «Боярского» хлеба. Хлеб очень ценился. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение. В некоторых странах они даже освобождались от налогов. В неурожайные годы хлеб был на вес золото, в муку подмешивались всевозможные овощные добавки. В 1638 г. Согласно переписи в Москве было 2367 ремесленников, из них: 52 хлебные пекари, 43 – пекли пряники, 7 - блины, 12 – пекли ситный хлеб. В то время в Москве было много пекарен, называемых «хлебными избами». В конце XIX - начале XX в Росси были популярны крендели, бублики, баранки, калачи.

В Санкт-Петербурге открыт в 1988 году единственный в России Государственный музей Хлеба, в нем представлено около 19000 экспонатов, посвященных хлебу. В общем, если вас интересует история хлеба, то лучшего места, где вы можете получить информацию, просто не найти.

dopoln.ru

Методическая разработка (2 класс) по теме: Хлеб - всему голова | скачать бесплатно

 

Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Хлеб -  всему голова» для учащихся 2-ых классов.

Цель – воспитание бережного отношения к хлебу.

/Зал украшен плакатами и рисунками о хлебе, вырезанными из картона хлебными колосками и плакатами с  пословицами и загадками о хлебе; приготовлена выставка книг на тему «Хлеб – всему голова». Организована выставка репродукций картин: «Ужин трактористов» А. Пластова, «Хлеб» Т. Яблонской, «Сбор колосков» Л. Ройтер и др. Подготовлена стенгазета с интересным материалом о хлебе, с рецептами блюд из черствого хлеба./

Подготовлена на отдельных столах выставка булочных изделий.

На передвижной магнитной доске помещен эпиграф к данному внеклассному мероприятию:

«Хлеб, каравай

Сытный, насущный, единый.

Бьет через край

Дух молодой и былинный.

Добрый наш хлеб –

Тульский, кубанский и курский, -

Ты словно герб славной

земли нашей Русской».

 

 

/Под звуки песни «Русское поле» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в зал входят учащиеся, гости праздника. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль./

Мальчик

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Девочка

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

                                                               В.Бакалдин

/Звучит музыка. Дети преподносят гостям хлеб-соль./

Ведущий.

Доброго здоровья, гости дорогие! Сегодня по старинному русскому обычаю мы встречаем дорогих гостей хлебом-солью. История хлеба неотделима от истории человечества. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда – хлебу насущному – люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, с самой жизнью. Недаром у многих народов хлеб, как солнце и золото, обозначались одним символом – кругом с точкой посередине. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь  кусок хлеба как самое большое на земле богатство. Есть только одно слово равнозначное слову «ХЛЕБ». Это слово – «ЖИЗНЬ».

В одном из очерков я прочитала: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»

Выходят дети в костюмах Колосков.

Колосок 1-ый.

Так повелося на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками,

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человеческими руками.

Колосок 2-ой.

Он их теплом, как их добром, пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом, в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Колосок 3-ий.

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле».

Колосок 4-ый.

Ты вырастешь, и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете».

Ведущий.

Мы знаем, что хлеб имеет очень давнюю историю. Как ты пришел к людям, Хлеб?

Колосок 1-ый.

Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди бродили по полям и лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать  и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. (Показывает соответствующие колоски.)

Колосок 2-ой.

В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.

Колосок 3-ий.

Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

Колосок 4-ый.

А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Ведущий.

Спасибо вам, Колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Так же уважительно относились и относятся к труду тех, кто создает хлеб. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка. Хлебников величали уважительно, полными именами – Иван, Федор, Петр.

А знаете ли вы, как называют человека, который выращивает хлеб? Хлебороб. Раньше этих людей называли хлебопашцами. У слова «хлеб» очень много родственных слов. Хлеб, хлебец, хлебушек, хлебный, хлебороб, хлебопашец, хлебозавод, хлебопекарня, хлеборезка, хлебобулочный, хлебоуборочный, хлебохранилище.

Точно, с исключительной полнотой оформил народ свое отношение к хлебу. Шлифовалось оно  веками и стало словом из поговорки, пословицы, присказа.

-Хлеб на стол – и стол на престол!

-Хлеба ни куска – и стол доска…

-Будет хлеб, будет и обед.

-Без соли, без хлеба – худая беседа.

Я объявляю конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок. В этом конкурсе могут принять участие учащиеся, наши гости, подняв руку.

-Хлебушка - всему свету дедушка.

-Будет хлеб – будет песня.

-Плох обед, когда хлеба нет.

-За хлебом – все добро.

Хлеб – от земли, сила – от хлеба.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Без соли, без хлеба половина обеда.

Баловством хлеба не добудешь.

Все от хлеба-батюшки.

Ведущий.

Ну а теперь немного отдохнем, проведем физминутку. Представьте огромное хлебное поле, колоски колышет ветерок, все дышит солнцем, теплом радостью. Улыбнемся и проведем небольшой комплекс под музыку.

Ведущий.

Вы прекрасно знаете пословицы и поговорки, а знаете ли вы и умеете ли отгадывать загадки о хлебе.

1.Какое море за селом                                             2.Он на солнышке стоит

Волнует ветерок?                                                        И усами шевелит,

В нем волны можно собирать,                              Разомнешь его в ладонях,

Укладывать в мешок.                                                 Золотым набит зерном.

/Поле/                                                                               /Колос/

3.Мнут и катают,                                                          4.В поле росла,

В печи закаляют,                                                          Под жерновом была,

А потом за столом                                                       Из печки на стол

Нарезают ножом.                                                        Караваем пришла.

/Хлеб/                                                                                /Пшеница/

5.Что две недели зеленится,                                 6.Я пузырюсь и пыхчу,

Что две недели колосится,                                     Жить в квашне я не хочу.

Что две недели отцветает,                                     Надоела мне квашня,

Две недели наливает,                                                              Посадите в печь меня.

Две недели подсыхает? /Рожь/                          /Тесто/

7.Кольцо не простое,                                                 8.И комковато, и ноздревато,

Кольцо золотое,                                                           И кисло, и ломко,

 

Всем на загляденье…                                                 А всех милей.

Ну и объеденье! /Бублик/                                      /Хлеб/

Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова)

А теперь мы все попадаем в театр. Театр необычный. Актерами выступают дети. Давайте вспомним, как зрители ведут себя в театре. /Ответы детей./

Инсценировка белорусской сказки «Колосок».

Ведущий.

Какой же путь прошло зернышко, чтобы петушок мог испечь пирог?

Испокон веков было принято на Руси потчевать гостей пирогами. Пирог – праздничный хлеб, само название происходит от слова «пир» - праздник, торжество. Ко всякому празднику выпекали свой особый пирог: к приезду дорогих гостей – «Хлеб да соль», к свадьбе – обрядовый « каравай», к появлению в доме новорожденного – «Бабкины пироги».

Каравай  - истинно русский хлеб. Все знают, какой он должен быть на именины и «ширины», и «вышины». Но прежде всего – это особый, богато украшенный хлеб – каравай.

Ну а мы проведем с вами игру-хоровод «Каравай-каравай…»

Ведущий.

В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех,

«Каравай, каравай, кого любишь – выбирай!»

(Дети идут по кругу. Один ребенок – в центре. Он водящий.)

Все: Как на Колины именины

Испекли мы каравай (дети останавливаются)

Вот такой вышины (приподнимают руки)

Вот такой нижины (приседают)

Вот такой ужины (взявшись за руки, бегут в круг)

Вот такой ширины (идут от центра, образуя большой круг)

Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай! (прихлопывают в ладоши)

Водящий.

Я люблю, конечно, всех, ну а … больше всех!

Игра повторяется 3 раза, темп убыстряется.

Ведущий.

А кто из вас знает, какие машины помогают людям при посадке хлеба, его сборе? /Тракторы, комбайны, хлебоуборочные машины./

Куда везут собранную пшеницу и рожь? /На элеватор./

Что делают на элеваторе?

Куда поступает мука?

Что делают, используя муку?

А раньше, когда не было этих машин – помощников, люди пахали землю плугом. /Демонстрация плуга./

Сколько людей работает, чтобы мы с вами ели вкусный душистый хлеб. /Показать выставку./

Хлеб можно видеть белый, серый, черный. На хлебозаводах делают специальный хлеб для подводников и космонавтов. В космосе крошки разлетаются и могут попасть в аппаратуру, поэтому хлеб выпекают в виде крохотных булочек на «один укус», герметически упакован, хранится долго. Но так было не всегда. /Звучит музыка./

В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) от голода погибло людей почти в 40 раз больше, чем от авиабомб и снарядов. Город был окружен войсками фашистской Германии. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. Норма рабочего составляла 250 граммов, для всех остальных – 125 граммов хлеба. /Показать./ Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нем было муки – мякина, отруби, целлюлоза.

В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.

«В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм».   /Рождественский Р./

Сейчас у нас много вкусного хлеба, но разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? Если мы с вами проведем простой подсчет, то получится следующее: если каждый ученик за один день не доест или выбросит 50 граммов хлеба (показать кусочек), это составит по школе 35, да 35 буханок хлеба!

«Хлебом дорожи настолько, чтобы знал и класс твой весь. Постарайся брать лишь столько, сколько можешь сразу съесть!»

Хлеб – достояние народа, обилие хлеба – один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.

Колосок 1-ый.

На свете я видела хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом.

И он отдыхал, накрытый холстом.

Колосок 2-ой.

В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка –

Ни крошки, ни крошки, ломоть – до конца.

Колосок 3-ий.

На свете я видела хлеба немного.

Его отмеряли так скудно, так строго.

Его заливали крутым кипятком,

Его называли не хлебом – пайком.

Колосок 4-ый.

С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом

Он все же казался желанней всего,

И матери тяжко и тайно вздыхали,

Когда на частицы делили его.

Колосок 5-ый.

На свете я видела хлеба разливы:

Мешки, бункера, элеваторы, нивы,

Он золотом лился, волною бежал,

Горой на токах деревенских лежал.

Колосок 6-ой.

И если примечу кусок в небреженье,

В грязи природной, в дорожной пыли,

То самое первое сердца движенье –

Поднять это чудо Земли и спасти.

Колосок 7-ой.

Зреет тучей золотой новый урожай.

Каждый колос наливной крепко уважай.

Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок,

Надо в поле уберечь каждый колосок!

Колосок 8-ой.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Колосок 9-ый.

Хлеб – это жизнь.

Недаром хлеб называют насущным.

Вот поэтому наш девиз:

«Бережно относись к хлебу!

Ведущий.

Мы заканчиваем наш праздник «Хлеб – всему голова». Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили свой труд, чтобы мы свободно могли купить любое хлебобулочное изделие. Хлеб всегда будет жив и одушевлен нашей памятью. Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для нас, как энергия солнца, как свет и воздух, потому хлеб и бесценен.

Хлеб – всему голова. Хлеб будет – все будет!

 

nsportal.ru

Хлеб всему голова. (Внеклассное мероприятие)

Хлеб – всему голова.

(Внеклассное мероприятие)Цель: познакомить с историей хлеба, воспитывать уважение к хлебу и тем, кто его выращивает.

Оборудование: плакаты, стенгазеты о хлебе, поговорки и пословицы.Ход мероприятия.

1. Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе, о продукте , ставшем привычным для каждого из нас. Мы порою и не задумываемся о том, сколько труда нужно приложить для того, чтобы этот незаменимый продукт попал к нам на стол. Я надеюсь, что после сегодняшнего классного часа вы по-другому посмотрите на хлеб, и постараетесь бережнее относится к этому продукту.

2 Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе, -

Люди долго и упорно

Потрудились на земле. Учитель: Думали ли вы, ребята, сколько хлебу лет, как он появился?

Учёные всего мира определили, что первым хлебным растением надо считать дуб. Жёлуди использовались для приготовления хлеба. Это было более 5 тысяч лет назад. Орехи, как и жёлуди, тоже были первым хлебом. Скорлупа их была найдена в пещерах – жилищах первобытных людей. Изобрели хлеб египтяне. Затем научились выпекать греки и римляне. В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом. В те далёкие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, и хлебу при этом отводилась наиболее почётная роль. Гомер писал, что чем богаче был хозяин дома, тем обильнее он угощал гостей белым хлебом.

3. В древней Греции пекли разный хлеб. Для рабов – чёрный, тяжёлый, плотный, грубый; для больных – с добавлением оливкового масла. Был хлеб специально для спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм. По случаю спортивных состязаний в Олимпии подавался деликатес – белый хлеб с маслинами и рыбой. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Греки выпекали хлеб в специальных горшках, которые назывались «клибанос». Отсюда произошло слово «хлайфс». В старонемецком языке существует слово «хлайб», которое похоже на слово «хлеб», украинское «хлиб», эстонское «лейб»Учитель. Интересно заметить, что в то время во многих европейских странах была прямая зависимость между степенью свежести хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял. Королевская семья ела только свежевыпеченный хлеб. Хлебные изделия вчерашней выпечки предназначались для высшего общества, выпеченные два дня назад – для представителей мелкопоместного дворянства, хлеб трёхдневной давности – для монахов и учащихся, хлебом, испечённым 4 дня назад, снабжались крестьяне и мелкие ремесленники. А примерно в то же время во многих городах Азии черствый хлеб считали более ценным, чем свежевыпеченный. История хлеба была ещё и историей голода. В 18 веке в России из 100 лет 34 были недородными, в 19 веке было 40 неурожайных лет. В 20 веке голодными были , 33 год.4. Горький хлеб тебе неведом

Подневольного труда.

Он знаком был нашим дедам

В те минувшие года,

Той порой, когда босые

Шли пешком и ночь, и день

По своей земле, России,

Люди наших деревень.

Шли – искали место, где бы

Заработать в мире хлеба.Учитель. Россия знала много потрясений, и одним из таких потрясений стала Великая Отечественная война. 5. Страна росла, трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

И вдруг суровый голос Левитана:

«Внимание, товарищи, война!»6. У дороги горела огромная скирда необмолоченного зерна, а рядом пылала молотилка. Возле неё, опираясь на посох, стоял старик в распахнутом тулупе. Ничего не видя и не слыша., он неотрывно смотрел на бушующее пламя. Нас он тоже не видел, хотя мы подошли вплотную. Старик смотрел на горевший хлеб, ради которого трудились и жили его предки, на хлеб, истинную цену которому знает только потомственный хлебороб, на хлеб, политый потом его сыновей и внуков, на горящий хлеб. Пламя освещало коричневое лицо старика и тёмные бороздки слёз, стекавших по морщинистому лицу на седую бороду.Учитель. Журналист Ходырев описал пшеничное поле, где бой уничтожил хлеб, а также описал людей ( см. стр. 21 « Кл. часы 6 кл.)

О ценности хлеба говорит народная сказка.7. Сказка ( Кл. часы 6 кл. стр. 22)

Учитель Цена хлеба, его ценность особенно проверяется в трудные годы. В Музее Истории Санкт – Петербурга хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека:

на детей 125 г., на взрослого 250г. В этом хлебе 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 2% муки. 8. Спешат по улице прохожие,

В авоськах хлеб – тепло земли.

А мне под памятью сутулиться

Сама история велит.

Прилавок чёрный, скособоченный,

И тянет сыростью от стен.

А за прилавком дремлет очередь,

Скорей не дремлет, - спит совсем…

Здесь хлеб дают клочками, каплями,

Скупой судья – кухонный нож…

Нет, эти женщины не плакали,

Сильнее этих не найдёшь!

А крошки по прилавку катятся,

И дети, торопливо так,

Их ловят паучками-пальчиками

И собирают их в кулак.9. В тяжёлые дни Ленинградской блокады

Дети вставали со взрослыми рядом.

Они успевали учиться, работать,

Дежурить на крышах во время налётов.

А хлеб ребятишек в мороз согревал

И запахом чудным их дух поднимал.

И восстанавливал силы ребят,

Не спавших по несколько суток подряд.10. Газета «Правда поместила рассказ ленинградского пекаря ( см. стр 23)

Учитель: В Санкт – Петербурге во Всесоюзном институте растениеводства в жестяных коробках хранятся пакеты с семенами почти всех растений Земли. 20 тысяч образцов одной только пшеницы. Во время Вов 14 ослабевших от голода сотрудников этого института каждый день приходили на работу и делали всё, что было вих силах, чтобы сохранить от мороза, сырости, зажигательных бомб десятки тонн зерна и картофеля. От голода погиб профессор Дмитрий Сергеевич Иванов. В его рабочем кабинете остались 1000 пакетиков с зерном. Умер от голода и другой сотрудник института – Александр Гаврилович Щукин. Когда ему разжали мёртвые пальцы, на стол выпал пакетик с пшеницей. В живых остались 5 человек. Они верили в победу и знали, что стране после войны понадобятся семена, которые они спасали.11. Послушайте воспоминания фронтовика. (см. стр 23)

  1. Борьба за хлеб – борьба за урожай –
Она подстать развёрнутому бою,-

И на её великих рубежах,

Как на войне рождаются герои.

Учитель. Это случилось 3 июня 1977 года . Рязанский парень Анатолий Мерзлов вместе с друзьями работал на пшеничном поле. Это была его вторая жатва после того, как он окончил училище механизации и получил профессию тракториста. Анатолий работал на своём маленьком тракторе, подбирал солому. От случайной искры солома вспыхнула. Рядом было поле ещё не убранной пшеницы. Пламя могло перекинуться туда. Анатолий на своём тракторе стал бороться с огнём… В этом бою он погиб. Ему было 18 лет.

Такой же подвиг совершили Леонид Основиков, Николай Марков, Николай Кузнецов.

  1. Нам, юным, счастливым, война и не снится.
Нам голод и холод совсем незнакомы.

Но знаем мы цену буханке пшеничной,

И знаем мы силу простых колосков.

Нельзя нам без хлеба дорогу построить

До звёзд голубых, до прекрасных планет.

А в годы войны помогал он героям:

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо синеет над миром,

Пускай отражается солнце в глазах,

Да пусть ещё хлеб вечно будет в почёте

На ваших и наших семейных столах!Учитель. В том, что у нас каждый день хлеб на столах – заслуга многих людей. Кто же должен потрудиться, чтобы на наших столах каждый день лежал ароматный хлеб? Кого вы знаете из наших комбайнёров, кто ведёт борьбу за хлеб в нашем селе?

Мы поговорили с вами сегодня о хлебе, как вы поняли , почему нужно ценить хлеб? Цените хлеб, бережно к нему относитесь ведь хлеб всему голова.

topreferat.znate.ru

внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова" - Профессиональное образование - В помощь учителю - Учительские университеты

Тема: Хлеб всему голова Цель: Воспитывать у учащихся чувство ува¬жения к труду и бережное отношение к хлебу.

Задачи: Способствовать отстаивать свою точку зре¬ния. Развивать умение вести дискуссию.

Оснащение: плакаты с пословицами о хлебе: - худ обед, коль хлеба нет. - не надо хвалиться, коль, не знаешь, как хлеб родится. - радуйся хлебу не на корню, а в амбаре - всходы – еще не хлеб - ржаной хлебушко – калачу дедушка - хлеб - от земли, сила – от хлеба. - У безграмотного – колос, а у грамотного – пять. Стенгазета под званием «Советы домохозяйке» (что можно приготавливать из черствого хлеба), организовывать небольшую экспозицию «Разнообразие хлебобулочных изделий»

ТСО: экран, мультимедийный проектор, магнитофон, ноутбук.

Педагог: Нет, кажется человека, который пренебрегал хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. У нас хлеб, как и в далекие времена, всему голова. Вот он лежит перед нами во всех видах – от сухаря до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений: румяный, пышущий солнечной и земной энергией, сгустками страстей, бед и радости человека. А как мы, в самом деле, относимся к хлебу? Любовно? Бе-режно? Или может быть, оттого, что он нам сейчас легко дается – не очень? Забежишь в булочную и через минуту выхо-дишь с хлебом… Мне лично становится больно, когда вижу, как много выбра-сывается недоеденных, позеленевших от плесени кусочков хлеба. Тем более что речь - то идет о первейшем продукте русского человека… А ведь у нашего хлеба долгая память, он не прощает не-ряш¬ливости, плохого к себе отношения. И еще иногда гово¬рят так: «В качестве нашего хлеба – качество всей нашей жизни». Ведущий: Поговорим мы сегодня о хлебе О хлебе: О родном, неразлучном И так без конца. Все о том, о насущном.

«Нет в мире лучшего цветка, чем пшеничный колос, нет луч¬шего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем за¬пах свежеиспеченного хлеба…» - гласит народная мудрость. Он пахнет полем, пахнет утром ранним. В нем рук тепло, забота строгих глаз. Он входит в дом в сквозь годы испытаний, Не зачерствев, как кое – кто из нас.

1 учащийся: Помню, в детстве бабушка по утрам опускалась на колени и шептала одну и ту же молитву: «Хлеб наш насу-щный, даждь нам днесь и остави нам долги наши…» Шла война. У нас не было хлеба. Мы собирали обронен¬ные ржаные колоски в поле, мать ставила в печь маленький, с тарелку, хлебец. Мы ребятишки сидели ждали: когда же? Во-ображение рисует: вот мать достала хлебец, разломила и вдруг заплакала от радости.…Не пережившим такие дни трудно объяснить, что такое хлеб и что не ничего вкуснее простого черного хлеба.

2 учащийся: Подбираю крошки хлеба. Низкий им поклон! С детских лет горячим хлебом я заворожен, Собирал и я колосья, и снопы взял. Но в стихах еще об этом я не рассказал. С переметною сумою, потупляя взор… Я бродил в полях осенних по ущельям гор… А, теперь едва проснувшись, В доме городском: «Хлеб горячий, хлеб горячий!» – слышу за углом. Это бедных лет привычка иль святой закон? Подбираю крошки хлеба. Низкий им поклон!

Ведущий: Возможно, минули тысячелетия, прежде чем кто-то догадался смолоть зерно в муку и испечь лепешку. Из летописей, из рисунков на стенках пещер можно узнать, что вкус человек познал очень давно. О хлебопечении говорится в мифах и поэмах Древней Гре-ции. Вот строки Гомера: «Жирные холмы и долины покрыты пшеницей и ячменем». А историк Геродот 2005 лет назад пи¬сал, что вся земли по Днепру до реки Танаис (Дон) была за¬нята скифами, которые сеют хлеб не только для снеди, но и для продажи. От скифов мастерство земледелия перешло к славя-нам… Наша основная культура- пшеница. Это удивительное рас-тение: оно не считается с широтами и меридианами, вы-зревает у полярного круга и в Африке, на плоскогорьях Гима-лаев и ниже уровня моря - в При Каспии.

3 учащийся: Ее предистоки затерялись в седой Непроглядной дали. Мы не знаем, где жил Наш прапращур далекий. Первый пахарь Кормилицы нашей Земли. Скрыта доля его за семью облаками. За хребтами веков, что стоят как стена. Над античными, В пене морской черепками Древнегреческих амфор - хранилищ зерна. Нам неведома тайна явленья народу Первых сходов пшеницы в студеной росе, Как они добивались, в какую погоду. На каких контингентах, в какой полосе. На каком языке? В чьей эпохе? В чьем веке? Кем придумана формула- «Хлеба».

Ведущий: «На торце деревце животы наши качаются»- гово-рит о пшенице народная мудрость. Пшеница - самая распро-страненное культурное растение на земле. Что же означает это привычное для нас слово – пшеница. В толковом словаре В.И Даль пишет «Пшеница, женского рода пшеница, пахать». Слово «пшеница» происходит от слова «пахать»

4 учащийся: Хлебный поток. В целом мире, Если посмотреть со вех сторон- Нету беспокойней и шире, Жарче и бессоннее чем он Тишина теперь на каждом стане Ну, а руки… руки все гудят, Что ж, Сказать по-чешски, люди Испокон нелегкий хлеб едят! Сколько кто сочтет! - поклонов тяжких Отобьют они своей земле. Прежде чем он, теплый и хрустящий, Караваем ляжет на стол!

Звучит песня «Вкус Хлеба»

5 учащийся: Занималась над землею заря. По рассветному тихими и прохладными были улицы городов. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего, каких – то пять минут осталось. Звучит музыка «Вставай страна огромная» Вероломно, без объявления войны, фашистские полчища вторглись на нашу землю. Горели хлеба. Кричали младенцы на груди умирающих матерей. 900 дней мук, слез, горестей, смер-тей, надежд, тревог, труда и борьбы вынесли ленинградцы.

На развороченном пути Стоит мальчишка лет пяти. В глазах расширенных истома, И щеки белые как мел. - Где твоя мама, мальчик? - Дома. - А где твой дом сынок? - Сгорел. Он сел. Его снежком заносит. В его глазах мутится свет Он даже хлеба не попросит, Он тоже знает: хлеба нет! (Монтаж уходит)

Ведущий: Ленинград упорно сопротивлялся. В сентябре 1941г. в городе выдавали 250 г. хлеба на рабочего, на ребенка-125 г.. «Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам…» Не ленинградцы жили, творили, дерзал, дрались за жизнь, за победу. Торжеством жизни стала ледовая ладожская трасса, действовавшая в течение 125 дней! Дорогой жизни шел к нам хлеб. Дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле Страшней и радостнее дороги.

Ведущий: Торжеством жизни был подвиг ученых Всесоюзного института растениеводства, 14ослабевших от голода со-трудников не уходили со своего поста, охраняя от сырости, мороза, крыс, тысячи образцов зерновых культур. Из них14 со-трудников института в живых осталось пять. Они верили, что родной стране после войны нужны, будут коллекции, ко¬торые они спасли, жертвуя собственной жизнью. Война кончилась, и на основе спасенной коллекции были соз¬даны лучшие послевоенные сорта пшеницы. Пахнет хлебом и солнцем, и землей. И слезой, и ветром и грозой. Сколько в нем заботы и труда. Сколько людям он несет добра.

О целине «звучит музыка и едут новоселы» Ведущий 2: В дни поднятия целины в Казахстане хлеб объеди-нил более 80 наций. Целину поднимала вся страна. История развития нашего учебного заведения связано с целиной. С ок-тября 1954 года наша профессиональная школа стала лабора-торией подготовки рабочих кадров для сельского хозяйства и имеет непосредственное отношение к профессии хлебороба.

Вашему вниманию представляется выступление команды «Аг¬рарий»

Учащийся 1: Бывают в жизни людей часы и минуты, когда Ро-дина становится конкретным и точным понятием. Недалеко от пшеничного поля кто – то бросил окурок. Ве-тер схватил его и швырнул на поле. Вспыхнуло пламя и подня-лась огненная стена. Обожгло и руки и глаза. И зерно, как черная слеза. Я сражался яростно с огнем, Был тот день моим последним днем.

Ведущий: Задумывались ли мы: «В чем ценность хлеба»? Мало зернышко - грамма не весит. А взрастить его всенарод¬ные силы нужны. Семена, машины, удобрения, элеваторы, мельницы, пекарни, магазины. И по мере долгого пути и превращения «пашня» - колос – зерно – мука - булка» стоимость хлеба все возрастает. Есть и еще одно качества хлеба: именно хлебом, умением дорожить и делиться им выверяется душевная щедрость че-ловека. И поэтому хлеб, которым ты делишься в трудную ми-нуту не имеет себе равных по вкусу.

Учащийся 2: С хлебом человек – Богатырь из века в век. Хлеб душистый, пропеченный С хрупкой спинкой золоченной. Нам привычен и знаком, К нам заходит в каждый дом, Не везде дружок на свете Хлеб едят досыта дети.

Ведущий: К хлебу всегда относились, как к Божьему благосло-вению. Сказать о хлебе худое слово считалось святотатством. Сорить хлебом – грехом… Крошки хлеба не пропало за трапезой. И как бы ни было мало дите, если бросит крошку, старший непременно проучит – стукнет деревянной ложкой по лбу провинившегося.

Ведущий 2: Как только не величали хлеб! И первой едой и священной пищей и кормильцем народным и теплом Христовым и даже причащения. А еще его вполне можно назвать добрым волшебником. В самом деле, он и печь – тоску развеет, и нечисть прогонит, хворого на ноги поднимет и любовью сохра-нит. Не замечали за любыми бородинскими таких подвигов? Да, вы наверное просто «Хлебных» примет не знаете: Ка-кая свадьба без баяна, то есть нашего душистого, ароматного героя? И по сей день молодых встречают хлебом - солью на мир и лад в новоявленной семье. Невеста переступает порог дома, мать переломает над ее головой свежую булку. Этот ритуал призван принести молодым супругам счастье. А достаток в дом, по поверьям, придет вместе с другим обрядом: когда жениха и невесту после венчания обсыпают зерном. Мать собирая сына на войну пекла специально хлеб, заговаривала его молитвой и он был оберег солдату. К сожалению, немногие из ритуалов дожили до наших дней. А жаль. Ведь в них по крупицам собрана сама мудрость народная. Но досаднее всего другое: хлеб перестал быть глав-ной ценностью. Сегодня многие не считают зазорным выбро-сить на помойку целые буханки и батоны… Странно - почему-то люди при этом все время спрашивают: «Что ж мы так плохо живем, за что нам такое?».

«Не греши». Мальчишке было десять лет, Он шел по переулку И нес домой в плетенке хлеб, Жуя дорогой булку. В пути груженую песком Он встретил пятитонку. И недоеденным куском Швырнул он ей вдогонку. Он если б дал мальчик тот О зернышке – о чуде, И сколько мыслей и забот В него вложили люди. О том, что знается страна: Пусть от озимой травки, Пусть от проросшего зерна До хлеба на прилавке. О том, что хлеб пришел не вдруг От копен желтогрудых. А через сотни сильных рук И механизмов мудрых И что он много испытал. Хоть очень свеж и молод. Что он на солнышке лежал И в жерновах помолот. В пекарне на дрожжах бродил. Прошел огонь и воду. А уж потом в дома входил. Чтоб пищей стать народу А вот сбирал бы паренек. Колосья меж стогами Так не лежал бы тот кусок, Растоптанный ногами. К вам обращаюсь, сыновья Свои или чужие: Отчизна, Хлеб. Любовь. Семья. Понятие святые.

Звучит песня «Меніњ Казахстањым»

collegy.ucoz.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *