Икона «Спорительница хлебов» Молитва перед иконой «Спорительница хлебов». Спорительница хлебов монастырь


Среднеуральский женский монастырь — обитель любви и веры

Среднеуральский женский монастырь находится в двадцати километрах к северу от Екатеринбурга. Он, в отличие от многих старинных монастырей, которых так много у нас в России, был построен не так давно, около 20 лет назад. Построен он был в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов». Эта икона отличается от других икон Богоматери. На ней Матерь Божья сидит в облаках над полем с собранной в снопы пшеницей. Это поле распорядился изобразить на иконе Оптинский старец Амвросий. Этим он хотел показать, что Матерь Божья — помощница людям в их тяжёлых земных трудах. Примечательна эта икона также тем, что на руках у Богоматери нет Христа.

Икона была написана в 1890 году. Молятся ей, чтобы оградить себя от голода, засухи, портящегося зерна.

Перед этой иконой молились и сам Амвросий, и монахини монастыря. Почитание народом случилось несколько позже. После того как стали происходить чудотворения. А начались они с отличнейшего урожая на Шамординских полях и в Калужской области в то голодное для Руси время. Во время засухи в Воронежской области после первого же молебна перед этой иконой пошёл дождь и был получен отличный урожай.

Неспроста это место называют обителью веры и любви, ведь люди, посетившие его, отмечают необыкновенную атмосферу любви, царящую здесь повсюду, и усиление веры, благодаря чудесам, происходящим тут.

История

Земля, на которой был возведён женский монастырь, раньше назывался «Немецкий хутор». На ней был лагерь для немецких военнопленных во время войны. Потом этой землёй владела Среднеуральская ГРЭС. А позже её передали в пользование Екатеринбургской епархии. На этом месте сначала находился мужской монастырь. Он очень активно развивался: было построено собственное хозяйство, были построены многочисленные жилые помещения, храмы, животноводческий комплекс.

В 2002 году иеромонах Сергий получил благословение архиепископа Викентия на строительство при мужском монастыре (наместником которого был отец Сергий) женского подворья социального назначения. На его месте и была образована обитель в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов». Обустройством этой обители занимались четыре монахини под руководством отца Сергия.

17 сентября 2004 года совершилось освящение храма в честь иконы «Спорительница хлебов». Женский монастырь был учреждён Святейшим Синодом в 2005 году 20 апреля. А к 2011 году он был уже построен и включал келейные здания в четыре этажа со школой для детей и мастерскими, четыре храма. Было организовано собственное подсобное хозяйство с молочным цехом, садом и огородом. Над родником установлена часовня с купальней.

Монахини и по сей день воспитывают и обучают сирот, оказывают уход онкобольным. Одна из послушниц так и попала в монастырь с онкозаболеванием без надежды на выздоровление. Но случилось чудо, и монахиня выздоровела. И таких чудесных случаев выздоровления неизлечимо больных здесь множество.

Монастырь со всеми прилегающими к нему постройками и хозяйством строился только на пожертвования прихожан и паломников, вера которых вылечила их от неизлечимых болезней.

Духовником женской обители является уже много лет отец Сергий. Прихожане отмечают его душевность, сердобольность и заботливость. Люди доверяют отцу Сергию все свои невзгоды, так как знают, что он непременно даст ценный совет и одарит своим теплом.

Церкви Среднеуральского женского монастыря

На территории расположено четыре храма:

  • Храм в честь иконы Божьей Матери «Спорительницы хлебов». Расположен на третьем этаже здания. В нём находятся мощи святых и чудотворные иконы.
  • Храм в честь иконы Казанской Божьей Матери. На первом этаже располагается трапезная и кельи, а сам храм расположен на втором этаже. В этот храм принято заходить босиком, снимая обувь перед входом.
  • Храм в честь иконы «Покров Святой Богородицы».
  • Храм Святой Троицы. Этот храм является двухпрестольным. Нижний храм освящён в честь Царственных Страстотерпцев, а верхний — во имя Святой Троицы. Вблизи этого храма стоит пятнадцатиметровый крест, посвящённый расстрелянной царской семье.

Организация Среднеуральского женского монастыря

О хозяйстве, ведущемся на территории монастыря, можно сказать, что оно практически полностью автономно. Натуральное хозяйство может полностью обеспечить всех, кто находится в монастыре.

В хозяйстве имеется своя ферма со скотом, птицей и лошадьми, свой сад, мастерские. Собственная мельница позволяет самостоятельно выращивать хлеб. Котельная и скважина даёт своё тепло и воду. Знаменит монастырь своим творогом и мёдом. Каждый, отведавший их в монастырской столовой, отмечают отличный вкус этих продуктов.

Странноприимный дом, рассчитанный на 25 человек, позволяет, со свойственным этому месту гостеприимству, принимать паломников.

Имеется у монастыря и своя школа. Она прикреплена к школе Цесаревича Алексия в Екатеринбурге. Учителей выбирают из числа насельников, то есть тех, кто по каким-либо причинам живёт в монастыре. Образование школа даёт более, чем достойное.

Больница на 20 коек предназначена для онкобольных в последней стадии заболевания. Здесь они могут причаститься и исповедаться.

Социальная роль обители

Эта обитель добра, любви и веры играет важную социальную роль. Ведь она принимает к себе тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Это и одинокие мамы с детьми, и беженцы, и инвалиды. Словом, те, кому так сложно найти поддержку в современном обществе. Называют таких жителей монастыря насельниками. Они трудятся наравне с сёстрами монастыря, чтобы прокормить себя и излечить душу в труде.

Как проехать

  • Адрес: г. Среднеуральск, Северный проезд, д. 15.
  • Телефон: +7 (909) 00-33-012.
  • Из Екатеринбурга ежедневно с Северного вокзала отходит бесплатный автобус, идущий в монастырь. Время отправления в 6:50, 12:15, 14:20, 19:10.
  • В обратную сторону автобус отходит от монастыря в 7:40, 13:00, 15:10, 20:00.

Уточнить расписание автобусов можно на официальном сайте Северного Автовокзала Екатеринбурга http://avtovokzal-ekb.ru/news/74.

Расписание богослужений можно посмотреть на сайте Монастырский вестник. http://monasterium.ru/monastyri/monastery/sredneuralskiy-zhenskiy-monastyr-v-chest-ikony-bozhiey-materi-sporitelnitsa-khlebov/

pravoslavie.guru

духовник отец Сергий Романов, чудеса, как добраться

Монастырей с древней историей на Руси хватает. Среднеуральский женский монастырь, что в двадцати километрах севернее Екатеринбурга, в их число не входит. Рождение его пришлось на век нынешний. И многие, ныне живущие, тому являются свидетелями. Посвящена обитель богородичной иконе «Спорительница хлебов», духовником является отец Сергий Романов.

Это место особенное. У него примечательная история, а главное, непреходящее стремление угодить Господу, жить как ангелы в служении. Оттого и молятся монахини самозабвенно и горячо. Ни на минуту не смолкают здесь прославления Христа и Его Пречистой Матери, звучат молитвы за всякую душу и всю Россию. И никогда не прекратится любовь Евангельская, с которой встречают в обители, никого неосуждающая и за все благодарящая. Здесь так много любви. Именно по ней узнаются ученики Божии.

История женского монастыря

На месте женского подворья мужского монастыря из Ганиной Ямы, что близ Среднеуральска, не очень давно образована обитель и названа в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Обустройством ее занялись четыре подвижницы под неусыпным руководством иеромонаха Сергия, бывшего в ту пору наместником монастыря во имя Царственных страстотерпцев.

Вот и вышло, что разрослась из маленькой сторожки у зеленой лужайки Богородичная обитель за довольно короткое время. В мае 2002-го рабочие приступили к делу. Поднялись до небес белокаменные храмы, выросли постройки Среднеуральского женского монастыря из дерева и камня. Над родником с целебной водой установили часовня с купальней. И все это завершилось к 2011 году — сроки просто рекордные. Строительные работы все продолжаются и в настоящее время.

Число насельниц вместе с трудниками — почти триста человек. От Екатеринбурга обитель отделяет каких-то двадцать километров. Сентябрьский день 2004-го, когда храм освящали в честь иконы Божьей Матери «Спорительница Хлебов», прошел торжественно. Святейший Синод учредил монастырь своим решением 20 апреля 2005.

«Спорительница хлебов»

О самой иконе стоит сказать особо — её почитают, как духовную (вестевую), жатву собирающую. Мольбы перед ней освобождают от любой напасти: от засухи, гибнущего хлеба, голодных времен.

Иконография так же примечательна. На ней у Богоматери нет на руках младенца. Пресвятая Дева восседает над облаками, простерши руки, благословляя.

Это интересно: еще в 1884-м основателем Шамординского женского монастыря, расположенного совсем близко от Оптиной Пустыни, стал отец Амвросий. А через пять лет старец благословил настоятельницу сделать список с Богоматери, изображенной на иконе «Всех Святых», словно «на облаках сидящей», Болховского монастыря. Обитель эта расположена в Орловской губернии. Начался год 1890, когда икона оказалась в скиту у преподобного и оставалась с ним почти полгода. Именно тогда она и получила свое нынешнее название.

Молился сам Амвросий перед ней, молились монахини обители. Довольно скоро началось всенародное почитание. А причина тому – чудотворения, от ее образа случавшиеся. И самым первым был отличный урожай, уродившийся на Шамординских полях и в Калужских пределах. В голод для Руси это стало настоящим чудом.

Шамординский женский монастырь

Когда Воронежская губерния страдала от засухи, после первого же молебна в Пятницкой женской общине, отслуженным перед списком с той самой иконы, на поля пролился долгожданный дождь, а в результате был получен прекрасный урожай.

Важно знать: получается преподобный Амвросий прямо указывал, что Богородица не зря им так была названа, она всегда станет помогать в заботах людских по добыче хлеба насущного.

А Среднеуральский женский монастырь был создан в честь именно этой чудотворной иконы. Насельницы его трудятся, не покладая рук, творят дела богоугодные, коих не счесть.

Устройство женской обители

Это реальное крестьянское хозяйство, практически автономное. Тут и ферма с домашним скотом, лошадьми и птицей, сад и мастерские, странноприимный дом, школа. Здесь выращивают хлеба, а потом на собственной мельнице мелют муку. Творог и мед, которые здесь производятся, заслуживают похвалы от всякого, кому доведется их отведать.

Есть своя котельная и скважина, а значит, тепло и вода. Любой кризис для такого хозяйства не проблема. Натуральное хозяйство не позволит пропасть никому на той освященной земле.

Более трехсот наместниц проводят дни в трудах и молитвах, уходе за больными и сиротами. Эти люди выживут, даже если падет государственная экономика. Они обладают достаточным опытом, отработанными схемами добывания пищи. А их связи с внешним миром не столь сильны, чтобы стать помехой.

На подворье не прекращается строительство. Четыре величественных храма вознеслись на подворье, возводится еще один.

Кельи рассчитаны на 60 человек, имеется жилой корпус и трапезная, баня, гостиница на 25 мест – все это позволяет вполне комфортно разместиться и существовать всем: сестрам, насельникам, трудникам, паломникам.

Социальная миссия обители

Беженцы, инвалиды, одинокие матери с детками – все те, кто оказался «на обочине жизни», приняты в монастыре. Это превращает обитель в социальное общежитие.

Чтобы прокормиться, насельники трудятся наравне с сестрами в тепличном хозяйстве, на скотном дворе, на огороде.

Обратите внимание: онкологические больные и дети, проживающие в монастыре, – одна из важнейших мирских забот обители и послушаний для сестер.

Отдельно стоит рассказать о следующих заведениях обители:

Ее организовали в 2005-м. Форма обучения детей — экстернат, прикреплены к Екатеринбургской школе Цесаревича Алексия. Дети обучаются чтению и пониманию древнего русского языка, на котором проходят богослужения и составлены молитвы, узнают, как пишут иконы и пробуют делать это самостоятельно, учатся петь молитвы, проходят Закон Божий.

Учителя выбираются из числа насельников монастыря с педагогическим образованием. У школьников (их 46) есть свой духовник, вникающий в их нюансы обучения и проблемы, исповедующий и наставляющий детей.

Среди бывших учеников есть студенты ВУЗов по самым разным специальностям: экономика, теология, музыка и др. Кто-то продолжает обучение и становится семинаристом. И это неудивительно. Ведь среди тех, кто учил их в монастырской школе, были и преподаватели – соискатели ученой степени, кандидаты педагогических наук.

Обитель успешно готовит для себя кадры. Но даже если кто-то здесь не захочет остаться, в мир они уйдут с достойным образованием, ставшими высоконравственными членами общества;

  • Больница на 20 коек

Она расположилась в жилом корпусе на первом этаже. С 2011 года здесь обихаживают раковых больных на последних стадиях заболевания. Они имеют возможность исповедаться и причаститься. Здесь же их и соборуют.

Церковь иконы «Казанская Божья Матерь»

Строительство этого монастыря – уникальнейший пример ошеломительных сроков, каких церковь до той поры не знала. Вознеслись на этой освященной земле храмы.

Перед Казанской церковью непосредственно – громадный клинок, острие которого направлено вниз. И на рукояти его выведено: «Смерть антихристу». Будто лучи расходятся от нее, отлиты из бронзы барельефы сражавшихся за Родину и молившихся за нее. Слова Суворова высечены на лезвии, а на щите – изречения святителя Тихона, а также Алексия Второго.

Сам храм будто домашний. Люди свою обувь снимают и заходят сюда босиком. Внутри очень тихо, люди знают куда и к кому они приходят.

Церковь Святой Троицы

Этот храм с двумя престолами. Первый – в честь Святой Троицы, второй же – Царственных Страстотерпцев. И поблизости расположен пятнадцатиметровый поклонный крест – дань расстрелянной Царственной семье.

Это интересно: говорят, что удивительным образом для храма выбиралось место. Здесь два года подряд не таяли сугробы, когда кругом снега уже не было. Владыка Викентий благословил, и возведение храма началось. В будущем планируется разместить семь дорожек, как раз столько, сколько было убиенных.

Другие храмы монастыря:

  • Храм Богородичной иконы «Спорительница Хлебов». Освятили ее в первый месяц осени 2004 года;
  • Храм «Покрова Пресвятой Богородицы».

Духовник женской обители — отец Сергий Романов

Уже пятнадцать лет жизни этого человека и Покровской обители прочно связаны между собой. Случилось это с той самой поры, когда Викентий, архиепископ Екатеринбургский, дозволил отцу Сергию при мужском монастыре во имя святых Царственных Страстотерпцев создать женское подворье, на месте бывшего «немецкого хутора».

Сначала выстроили домовой храм из дерева, затем начали возводить кирпичное церковное здание.

Когда-то отцу Сергию пришлось возложить на свои плечи духовное попечительство над монастырем, стать радетельным хозяйственником, общаться с жертвователями и мирскими, печься о строительных делах, вникать в инженерные вопросы. С тех самых пор прихожане и сестры ощущают заботу о себе во всех его трудах и молитвах.

Отец Сергий Романов человек заботливый, душевный, духоносный, любвеобильный, сердобольный и даже наивный. Нечасто сегодня встретишь ему подобных. Всякого этот ангелоподобный человек готов одарить своим сердечным теплом и искренностью. Ему можно верить во всем. И люди верят и доверяются ему.

Чудеса женской обители

Существует немало поразительных историй среди верующих. Каждая – о чуде исцеления. Их часто приносит соборование – таинство, которое означает присноблагодатное врачевание душевных недугов и телесных. Не зря говорится, что «по вере дается». Тот, кто приходит с верой, получает просимое, если это угодно Господу.

Возьмите на заметку: пусть реальность такова, что чудес мы ожидаем менее всего, только Среднеуральский монастырь – это место, где Божественное присутствие ощущается более всего. Так что нет ничего противоестественного в том, что чудеса все-таки случаются.

Отмечают, что еще в ходе строительства случались невероятные вещи. К примеру, история с оплатой труда строителей. Она выплачивалась только из пожертвований. Других источников не было. А в ту пору все деньги ушли на дорогостоящее лечение серьезно больной женщины. Но уже на другой день нашелся богач, который пожертвовал обители немалые средства, что и позволило без проблем расплатиться с рабочими. Для тех, кто не верит – обычное совпадение, для других – Божий промысел.

Передают друг другу и еще одну историю, о больной раком девочке. Ольгу родители привезли сюда практически умирать. Она не ходила, даже сидеть не могла. В молитвах пообещала, обет дала, что, случись ей исцелиться, станет монахиней. И наступило долгожданное улучшение. Поднялась она, даже бегать стала. К сожалению, после выздоровления поддалась на уговоры и уехала из монастыря. Но очень скоро вернулась, чтобы уже умереть здесь.

Был и другой человек, и тоже запущенная онкология. Там, где медицина оказалась бессильной, вера с молитвой сотворили чудо исцеления. Докторам лишь осталось констатировать сам факт.

Таких случаев рассказывают много. Достаточно их найдется и во всемирной сети.

Имейте в виду: говорят, что строится монастырь только на средства, которые несут сюда паломники, излечившиеся здесь от тяжелых болезней и свято верящие, что только вера им в этом помогла. Надо сказать, что и сама обитель была застроена в рекордные сроки, и строительство на ее территории активно продолжается. А это говорит о многом.

И все же главнейшее чудо этого женского монастыря – в атмосфере любви, окружающей всякого сюда приезжающего. Про такие места говорят, что здесь и Небо становится ближе.

Как добраться

Если ехать из Екатеринбурга по Серовскому тракту, это 30-й км.

По выходным дням от Епархии на улицу Репина, дом 6а отправляется бесплатный автобус (до монастыря и обратно):

  • 15:00 – в субботу;
  • 07:30 – по воскресеньям.

Кстати, за организацию паломнических поездок берутся многие храмы Свердловской области и самого Екатеринбурга. Надо только узнать дату и условия поездки.

От Северного автовокзала каждый день в обитель (и обратно) идут автобусы, доехать можно бесплатно.

Так что посетить это богоугодное место может всякий желающий.

Официальный сайт обители, где можно узнать много полезной информации и расписание богослужений.

Заключение

Среди всех мытарств, что ждут человека после смерти, немилосердие под двенадцатым номером. Именно потому, монахини, дело которых – служить Богу, творят милосердные дела, ухаживают за больными, занимаются с детками, окружают их теплом сердечным, молятся за всех, кто в обители и в мире.

О жизни женского монастыря смотрите следующее видео:

Фотогалерея

101mesto.com

Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов»

В двадцати километрах на север от Екатеринбурга находится Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов». Это молодой монастырь. Строительство его было начато в 2002 году рабочими, прибывшими с Ганиной Ямы. В апреле 2005 года монастырь был учреждён решением Святейшего Синода. Когда-то на этом месте, во время второй мировой войны, находился лагерь для военнопленных, называемый «Немецкий хутор». Потом эта земля принадлежала Среднеуральской ГРЭС, после чего была безвозмездно передана Екатеринбургской епархии. Сейчас на территории подворья возвышается несколько храмов. Церковь Казанской иконы Божией Матери с кельями и православной трапезной. Церковь в честь иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов», освящена в начале осени 2004 года. Храм расположен на третьем этаже здания. Здесь же находятся мощи святых и чудодейственные иконы. О чудесных излечениях тяжёлых недугов в монастыре мне поведала игуменья Варвара. По словам Варвары, монастырь строится исключительно на деньги паломников, людей которым вера в Бога помогла побороть тяжёлые болезни. И, судя по активному строительству, таких людей немало. Был здесь человек, с запущенной стадией раковой опухоли, современная медицина оказалась бессильна перед болезнью. Помогла вера и молитвы. Человек излечился чудесным образом, а медикам оставалось лишь констатировать факт полнейшего выздоровления. И это не единственный случай. Напротив церкви иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» стоит звонарня с колоколами и меч покаяния. Ещё одним построенным сооружением на территории монастыря является двухпрестольный храм Святой Троицы. Верхний храм освящён в честь Святой Троицы, нижний в честь Царственных Страстотерпцев. Рядом с церковью находится поклонный крест, установленный в честь царской семьи Романовых. Монастырь почти автономен, у них есть своё фермерское хозяйство с домашним скотом, садовое хозяйство, мастерские, детская школа, странноприимный дом. Здесь живут более 300 наместниц, они работают, молятся, ухаживают за больными и сиротами. По сей день ведется строительство на территории подворья, возводится новая церковь, для неё уже готов большой колокол массой около 40 тонн.

координаты: 57.038634,60.498648

phateev.ru

К "Спорительнице хлебов" | Православные паломничества

К "Спорительнице хлебов"

В Среднеуральский женский монастырь мы поехали в выходные пособороваться (принять таинство прощения неисповеданных грехов, совершаемое в Великий пост). Мы - прихожане златоустовского храма во имя преподобного Серафима Саровского: Валерий, его супруга Елена, автор этих строк и мой двоюродный брат Андрей. В Миассе к нам присоединился чебаркулец Василий. Вместе с нами, но на другой машине ехали еще двое жителей Златоуста.

Особый уклад

Эта обитель в честь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов" образовалась сравнительно недавно. Находится в Свердловской области близ города Среднеуральска. Сначала здесь было женское подворье социального назначения от мужского монастыря на Ганиной Яме. Обустраивали его четыре подвижницы и иеромонах Сергий, бывший наместником монастыря во имя Царственных страстотерпцев. За считанные годы Богородичная обитель, начавшаяся с маленькой сторожки, сильно разрослась. Ее украсили два величественных белокаменных храма - в честь двух икон Богородицы. Появилось несколько деревянных и каменных строений церковного, бытового и хозяйственного назначения. По сей день здесь идет большое строительство. Численность насельников, включая трудников, подходит к трем сотням.

Этот монастырь помимо духовной выполняет также социальную миссию: принимает людей, оказавшихся "на обочине жизни" - беженцев, инвалидов и престарелых, одиноких матерей с детьми. Чтобы прокормить это социальное общежитие и себя, монастырское сестричество содержит животноводческую ферму, птичник. С весны по осень работают насельники в тепличном хозяйстве, на огороде. Для школьников в обители открыто учебное заведение - филиал православной школы в Екатеринбурге, прошедшей государственную аккредитацию и лицензирование. Православные учителя наряду с Законом Божьим, иконописью, клиросным пением преподают и обычные дисциплины. Другая особенность обители - нескончаемые потоки богомольцев.

Дается по вере

Валерий, который часто ездит сюда (навещает дочь-послушницу), преду-предил: в выходные паломников приезжает очень много (едут со всего региона), так что спать, видимо, придется в храме на полу. Предстоит и понести какое-то послушание, то есть поработать во славу Божью и для монастыря. Мы с братом были к этому готовы.

Около 500 человек с детьми с трудом поместились в храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Соборование (это церковное таинство трактуется еще как благодатное врачевание недугов душевных и телесных) длилось более двух часов, но люди с верой и радостью преодолевали тяготы стояния в тесноте и принимали под особые молитвы священников семикратное крестообразное помазание елеем (освященным маслом).

Среди верующих ходит немало удивительных историй об исцелении во время соборования. Если веришь, улучшение здоровья может наступить немедленно. Василий, с которым произошел несчастный случай на производстве (упал с 15-метровой вышки, когда разрезал зацепивший его провод электропередачи), почувствовал оживление мышц на лице (во время падения получил травму головы). Андрей после посещения монастыря перестал прикладываться к спиртному.

Сон под иконами

Странноприимный дом не вместил всех, пришедших на трапезу. Ужинали паломники партиями. Когда началось вечернее богослужение, образовались очереди к иеромонахам на исповедь. Наибольшее количество приезжих богомольцев выстроилось в очередь к отцу Сергию, обладающему особым даром видеть человеческое сердце, вразумлять и помогать. Исповедовались до часу ночи. Последним из батюшек ушел из храма отец Сергий, подойти к которому с беседой мне так и не удалось.

Днем и ночью в девяти точках храма паломники, сменяя друг друга, читали псалтирь и акафисты (по благословению иерарха чтение не прерывается круглые сутки). Для людей, ночующих в храме, послушницы вынесли матрацы и лежанки. Наша группа ночевала в одном из классов монастырской школы. Я и брат Андрей приходили в храм читать акафисты. Наблюдал удивительную картину: человек 300 спали под иконами, в том числе чудотворными, спокойно, благостно. Никто не храпел, не фыркал, не вскрикивал. Рано утром объявили подъем: к шести часам монашествующие сестры, иеромонахи во главе с отцом Сергием пришли на утреннее богослужение.

Психолог в мантии

Как журналисту мне хотелось поговорить с земляками, удалившимися от мира под монастырскую сень. Настоятельницей обители является матушка Варвара (Крыгина) из Магнитогорска. Здесь же вместе с сестрой приняла постриг мать Нина (Крыгина), прежде преподававшая в Магнитогорском педагогическом университете психологию, имеющая научную степень. Будучи монахиней, она не оставила педагогическую деятельность. Причем диски с ее беседами о проблемах семьи и взаимоотношении полов стали своеобразным бестселлером и быстро разошлись по всему региону. Часть лекций я прослушал. Проникся огромным уважением к психологу в монашеской мантии, активно занимающемуся духовным просвещением юношества, молодых супругов и родителей.

Матушку Варвару мне не удалось оторвать от ее бесконечных хлопот. А вот с матерью Ниной поговорил. Правда, урывками.

Сначала она посоветовала мне побеседовать с отцом Сергием, которому, по ее словам, можно во всем верить. Ставший духовным отцом для большинства насельников монастыря, а также для постоянных паломников, этот батюшка обрел некий ореол, который в церковно-монашеской среде воспринимается неоднозначно. К отцу Сергию я пробился лишь в конце дня - благословиться на написание этого материала.

Разговор же с матерью Ниной шел о супружестве, которое, по словам монахини, вряд ли может быть благодатным, счастливым без венчания. Особый крест - второй брак. Мать Нина говорила о необходимости постоянного покаяния для людей, которые женятся или выходят замуж во второй, третий раз. Они не смогли ужиться с человеком, данным в первом браке Богом. И за это надо непрестанно просить у него прощения.

Исцеление молитвой

Не менее интересным и удивительным собеседником оказалась мать София, приехавшая в обитель из Кыштыма. Здесь она преподает в школе математику, а также проводит экскурсии для паломников. Мать София рассказала свою историю, похожую на чудо. Еще когда с коллегами по работе она приезжала туристкой в монастырь на Ганиной Яме, беседовавший с ними отец Сергий сказал как бы между прочим: некоторые из вас скоро сменят светскую одежду на иноческое одеяние. Так и случилось с Ириной, после пострига получившей красивое имя София. Она поведала, не таясь: приехала в монастырь умирать от рака груди. Но в обители окрепла духом и вскоре выдержала сложную операцию, после которой страшный недуг ее уже не беспокоил.

- Здесь немало южноуральцев, - сказала мать София. - У каждого свое посильное послушание, а то и несколько. Лично мне спать приходится мало, но дух этим только укрепляется. А еще крепость изнутри возрастает, когда накладывает на тебя батюшка епитимью за какую-нибудь провинность, бывает, в сотни земных поклонов. Думаешь, не выдержишь. Ан, смотришь, откуда-то берутся силы. Да от искренней молитвы. От покаяния. От милости Божьей и Его произволения, благодаря которым возрастают в нашей обители молитвенное делание и социальное попечительство.

Источник:   http://www.chrab.chel.su/archive/05-05-09/6/A134543.DOC.html

Места:Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы "Спорительница хлебов"

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

palomniki.su

В ГОСТЯХ У «СПОРИТЕЛЬНИЦЫ ХЛЕБОВ»

 «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». (Кол.3:14)
19 марта прихожане Свято-Троицкого собора г. Алапаевск совершили паломническую поездку в Среднеуральский  женский  монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
Хотим  выразить  свои искренние слова благодарности  Генеральному Директору сети клиник «Кристалл» Воронову Павлу  Николаевичу за оказанную помощь в предоставлении транспорта для паломнической поездки. И главному редактору информационного центра «ПроАлапаевск» Тимофею Могиле за помощь в организации поездки. Храни Вас Бог!
В Среднеуральский женский монастырь мы поехали в выходные небольшой группой из 15 человек. Приехали вечером  на  богослужение. Длинное монастырское всенощное бдение настраивает на покаяние. А как поют сёстры клиросные, не передать словами!!  В передней части храма сидел на низеньком стульчике и исповедовал отец Сергий (Романов). Люди шли нескончаемым потоком, вставали на колени возле батюшки и просили совета. И было видно, что он всех умеет утешить и ободрить.  Монастырь удивителен своим социальным служением: там немало брошенных детей-сирот разного возраста, также принимают раковых больных, ухаживают за ними, причащают, возят в онкоцентр Екатеринбурга. И вообще удивительна сама атмосфера монастыря. Как сказано в Евангелии: по какому признаку узнают, что вы — Мои ученики? По любви вашей между вами. Вот там это есть. Всего и всех очень много: и насельниц более 300, есть и новые каменные храмы. А сколько хозяйственных построек, и скота! Монастырь молится горячо, самозабвенно, непрестанно. Денно и нощно, не смолкая ни на одну минуту здесь славится Христос и Его Пречистая Матерь, читаются 10 Неусыпаемых акафистов и Псалтирь. Каждый день служится Божественная Литургия. Здесь молятся не только за каждую душу, но и за всю Россию, учат великой науке Евангельской Любви, никого не осуждать, за всё благодарить Бога, постоянно молиться, каяться. Строитель и духовник монастыря схиигумен Сергий (Романов) наставляет сестер: «Надо помнить о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Его бичевали, оплевали, заушали и, в конце концов, распяли на кресте. Но и там Он никого не осудил: «Прости им, Отче, не ведают, что творят». И мы не имеем право никого осуждать. Каждый даст ответ за себя. Несовершенство людей надо покрыть любовью. А самим — плакать о своих грехах, молиться и каяться». Вот монастырскими молитвами и изменяются разбойники, мытари, блудники – все как в Евангелии.  Я езжу в этот монастырь уже несколько лет, у меня ощущение, что небо там ближе. Была в монастыре такая история с девочкой Ольгой, 1986 г.р. Привезли её родители в монастырь с раковым диагнозом, кажется четвертой степени. Девочка уже плохо передвигалась, почти не могла есть. Оставили. Она по своему желанию с отцом Сергием, духовником монастыря, подошла к чудотворной  иконе Божией Матери «Владимирской», написанной специально для этого монастыря на Афоне, интересной тем, что по краям написаны Царские мученики, — и пообещала Богородице, что если Та исцелит её, то она останется в монастыре. Через некоторое время болезнь стала явно отступать: она стала не то, что ходить — бегать по монастырю, нормально питаться, исполнять посильное послушание. Но…..не дремлет враг нашего спасения. Приехали к ней подруги, увидели разительную перемену к лучшему и стали уговаривать вернуться домой: ты молодая, красивая, выйдешь замуж….и т.д. Она стала колебаться и проситься у о. Сергия домой. Тот ей отвечал, что он-то её не держит, но обет-то она давала не ему, а Богу и Матери Божьей….Не удержалась девчонка, поехала домой. Очень быстро болезнь вернулась с гораздо большей силой. Привезли её опять. К сожалению, больше она не вставала уже. Её сначала постригли в мантию с именем Евдокия, затем в схиму, с именем Анна. Умерла она в Страстную Пятницу, а хоронили её на Пасху. Сестры положили ей в гроб белые лилии, отец Сергий на отпевании восклицал: «Христос воскресе, мать Анна!» и сестры рассказывали, что скорби не было, а она лежала с просветленным лицом и как будто отвечала: «Воистину воскресе!». Перед своей смертью мать Анна написала прощальное письмо и по благословению, к могильному кресту двадцатилетней схимницы прикреплены слова ее прощального, перед самой кончиной, письма. Вот они, эти замечательные пронзительные строки, которые нельзя читать со спокойным сердцем. Только вслушайтесь: «Как все-таки Господь любит нас. Я Ему очень благодарна за то, что со мной случилось, за мою болезнь, за то, что попала в маленькую частичку рая — монастырь. Если бы мне сказали: «Отдай свою болезнь другому человеку», — я бы ни за что этого не сделала. Моя болезнь — это подарок небесный. Лучше здесь потерпеть милости Божии, чем попасть в ад. Сейчас я могу твердо сказать, что я счастливая: меня так любят Господь и Богородица. А смерть… я на нее смотрю смиренно. И если Богу будет угодно, Он меня скоро возьмет из земной жизни в иную…Только бы в ад не попасть. Настолько все у Бога промыслительно, и я благодарна Ему бесконечно». Удивительных историй там много. В Среднеуральский женский монастырь «Спорительница хлебов», приехав хотя бы один раз, хочется возвращаться вновь и вновь — за Покаянием, Молитвой и Любовью. Слава Богу, что эта паломническая поездка состоялась,  была возможность пообщаться с батюшкой, побывать на ночной литургии в очень красивом храме Казанской иконы Божией Матери, а после неё кто хотел, пошёл на послушания, чтение неусыпаемых акафистов и псалтыри. Немилосердие — это последнее, двадцатое мытарство, которое ждет нас после смерти, как было написано на стене храма. Поэтому даже монахини, которые в первую очередь служат Богу, спешат творить дела милосердия, ухаживают за больными, делятся теплом своего сердца с детьми, которые здесь учатся, молятся за всех, кто оказывается рядом с ними. И конечно же, нужно стремиться к этому и нам.
«Сжав зубы до скрипа, сцепив пальцы до хруста, радуйся, ибо ты живешь.Радуйся бирюзе неба и рубиновым лучам рассвета.Радуйся жемчугу капель дождя, потому что по-другому нельзя.Радуйся отчаянной радостью израненного воина. Пусть битва проиграна, но флаг не спущен, и оружие не брошено в грязь, и ты не бежишь с позором, потому что нечем бежать. И остается только стоять насмерть.А когда ничего не осталось, радуйся высшей радостью за ближних своих.Радуйся чужой любви и звонкому смеху не своих детей.Даже когда свинцовые тучи радуйся.Радуйся и ликуй, презирая боль, ибо имя тебе человек!

Архимандрит Лонгин (Жар): Батюшка, усыновивший… 253 малыша

Ксения Ермакова

Запись опубликована автором Евгений Шевкунов в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

alapaevsk.blagochin.ru

Икона «Спорительница хлебов» Молитва перед иконой «Спорительница хлебов»

Кто-нибудь знает историю иконы «Спорительница хлебов»? А ведь она весьма интересная. Но давайте сперва выясним, что же собой представляют уральские обители? Примечательно, что те, кто изучает историю монастырей епархии Екатеринбурга, тщательно анализируют их уклад, в итоге приходят к выводу о том, что каждый объект имеет свои особенности, свою необычную историю, свою печать промысла Господнего.

Среднеуральский женский монастырь

Многих своей красотой поражает весьма молодой Среднеуральский женский монастырь. «Спорительница хлебов» - образ, в честь которого он возведён. Строение расположено на Нижнетагильском тракте, в двадцати километрах от Екатеринбурга. Данный монастырь был основан благодаря решению Святейшего Синода 20 апреля 2005 года. Интересно, что до 2002 года на его месте размещалась обыкновенная зелёная лужайка.

18 мая 2002 года для строительства объекта из Ганиной Ямы прибыли первые рабочие. Посреди густого леса они обнаружили деревянную сторожку, предназначенную для четырёх сестёр-насельниц, да две палатки, в которых планировалось размещать тружеников. Больше ничего на этой территории не было, лишь витали в воздухе силы бестелесные, жадно прислушивающиеся к мольбам.

А к 2011 году на землях обители выросли четыре величественных храма, добротные многоэтажные постройки из камня, цех молочный да странноприимный дом. Здесь же был построен четырёхэтажный келейный корпус, в котором размещались мастерские и школа для ребятишек. Также работники смогли создать внушительное садовое и подсобное хозяйство. В обители сейчас размещается около трёхсот послушниц-молитвенниц: в этом месте можно реально ощутить Божие присутствие.

Строительство монастыря

Ах, как стремительно строился Среднеуральский монастырь! «Спорительница хлебов», святая икона, видимо, была тому причиной. Ведь подобных фактов быстрой постройки невозможно припомнить за весь исторический период становления монастырей в России и Европе. В церковной истории подобные случаи малочисленны. И это не выдумка - обыкновенная сухая статистика.

Известно, что подобные деяния не могут осуществляться ни по замыслу людей, ни сами по себе. Ведь всё, что направлено на душеспасение, претерпевает бесчисленное количество препятствий и искушений. Подобное воплощение животного в бренном мире возможно лишь при поразительной воле и помощи Господа.

Но как получить поддержку Бога? Нужно уметь её правильно призывать, принося жертвенность в богослужении, молитвах, целомудрии, постничестве, самоконтроле. И, конечно же, весьма важно всегда следовать путём праведной жизни.

Некоторые миряне наивно полагают, что всё сыплется с небес тогда, когда человек составляет специальный план ведения хозяйства, утверждает «пятилетки», участвует в различных заседаниях. На любое начинание либо действие необходимо слово Божие. Если человек искренне стремится угодить Сотворителю земли и неба, нашему Небесному Отцу, то он обязательно получит щедрые плоды. Выразительные примеры подобных деяний очень часто можно наблюдать в мирской жизни. Кстати, они видны лишь тем, у кого сердце не окаменело, чисто и весьма чувствительно. В таких ситуациях люди провозглашают неопровержимую истину: «Иже везде сый и вся исполняй!» А ведь берёт и исполняет соотносительно веры каждого…

Ангелоподобные люди

При общении с людьми либо присутствии на богослужении, при углублении в суть свершающегося невольно приходит на ум фраза «кадры решают всё». Но формулировка у неё немного иная: «духовные кадры решают всё».

Интересно, что всечестную игуменью Среднеуральского монастыря матушку Варвару и духовника святой обители схиигумена Сергия называют ангелоподобными людьми. Они ведь имеют внушительный жизненный опыт, практику во многих сферах деятельности, изумительные общечеловеческие качества и дарования в домонашеской, земной жизни. Именно таких людей Всевышний приглашает к себе на службу. Он оберегает их, поддерживая и источая многочисленные милости свои.

Игуменья Варвара

Матушку игуменью Варвару в миру называют Светланой Николаевной Крыгиной. Это высокоинтеллигентная, с высшим образованием благоразумная покровительница вверенной ей паствы от Бога. Природное смирение ей не позволяет фотографироваться и рассказывать о себе, но если ей задать тематический вопрос, можно получить исчерпывающий ответ.

Она немногословна и внимательна, практически "померла" для земной жизни. Светлана Николаевна, постригаясь в монахини 31 марта 2005 года, приняла в честь Варвары великомученицы её имя. Она была назначена настоятельницей святого пристанища 20 апреля 2005 года.

Необходимо добавить, что матушка Варвара 18 мая 2009 года была удостоена сана игуменьи за старательное служение Божией Церкви Патриархом Московским и всея Руси Святейшим Кириллом по просьбе архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Вершить праведные дела ей помогает монахиня Нина - её родная сестра.

Немецкий хутор

Чья ещё жизнь неразрывно связана с рассказом об этом чудесном пристанище, с иконой «Спорительница хлебов»? Отец Сергий (Романов) фигурирует в этой истории - в ней он является важнейшим персонажем. Примечательно, что архиепископ Верхотурский и Екатеринбургский Викентий ещё в 2002 году благословил иеромонаха Сергия на создание женского подворья социального значения во имя царственных святых Страстотерпцев при мужском монастыре, управляющим которого отец Сергий в те времена являлся.

Интересно, что территория, на которой размещалось подворье, ранее находилась во владениях подсобного хозяйства Среднеуральской ГРЭС. В народе этот район прозвали Немецким хутором - именно здесь во времена войны размещался лагерь, в котором содержали военнопленных. Немецкое поселение в августе 2002 года бесплатно передали епархии Екатеринбурга. А в сентябре 2002 года иеросхимонах Рафаил (Берестов) посетил подворье. Он заверил, что возводящийся на данном месте святой кров находится под особым покровительством святой государыни Александры и Божией Матери.

Духовное попечение обители

Первую литургию в деревянном домовом храме отслужили в августе 2002 года. Далее началось строительство величавого долгожданного храмового здания из кирпича. Церковь торжественно освятили в честь иконы Богоматери «Спорительница хлебов» 17 сентября 2004 года. Примечательно, что в женском Среднеуральском монастыре особенно почитается последний русский государь-мученик Николай II и его семейство, отдавшее свои жизни за Россию.

Долгое время схиигумен Сергий несёт на себе груз духовных забот обители. Он неустанно заботится о прихожанах, сёстрах-молитвенницах и вверенной ему пастве. Является также весьма рачительным хозяйственником: беспокоится о строительстве, разбирается в технических вопросах, имеет дар общения и с мирскими людьми, и с благодетелями. Вообще отца Сергия называют весьма внимательным человеком. Словами объяснить данный нюанс слишком трудно - просто от него исходит приятная теплота, сердечность, желание понять каждого настоящего христианина, близкого по духу. Подобная сердобольность, любвеобильность, а иногда детская прямота и наивность считаются весьма редкими явлениями в наше время. Такие качества можно встретить лишь у монашествующих на святой Афонской земле.

Таинственным образом манило святое жилище к себе насельниц: они собрались именно здесь, несомненно стремясь познать возвышенные чувства. Каждая послушница индивидуальна и уникальна, как творение Божие, многие имеют высшее образование. Но что же их объединяет? Конечно же, лишь единственное изумительное качество - смирение. И следуют за ним тихонечко кротость, простота и безропотность. Согласитесь, совершенно неслучайно такая духовная армия удостоилась соответствующего пристанища.

Икона

А теперь познакомимся с историей чудодейственного образа. Икона, на которой изображена Богородица, «Спорительница хлебов», написана по благословению иеросхимонаха Амвросия - старца Введенской пустыни Оптиной. Он являлся величайшим русским подвижником девятнадцатого века, пламенеющим детской верой к Богоматери. Отец Амвросий почитал Богородичные праздники, отмечая их беспрестанной молитвой.

Возле Оптиной пустыни он основал Шамординскую обитель в честь Казанского образа Богоматери и благословил её иконой «Спорительница хлебов». На данном шедевре изображена Божия Матерь, возлегающая на белоснежных облаках. Её распростёртые руки благословляют мир. В нижней области картины изображено сжатое поле, на котором среди трав и цветов находятся ржаные снопы.

Старец Амвросий лично определил дату празднования иконы - 15 октября - и дал имя ей «Спорительница хлебов». Такими действиями он указал, что Божия Матерь - «помощница людям в их усилиях по снисканию насущного хлеба». Предчувствуя свою блаженную кончину, отец Амвросий заказал напечатать колоссальное количество фотографий этого образа. Он их рассылал и раздавал своим детям духовным.

Интересно, что перед святой иконой очень часто исполняется акафист. «Спорительница хлебов» весьма благосклонно относится к подобного рода песнопениям. Старец Амвросий для пения акафиста перед этим чудесным образом сочинил особенный припев: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу Твоея благодати и яви Твое милосердие!»

День похорон старца Амвросия в Шамординском монастыре был назначен на 15 октября - дату празднества образа. Кстати, святая икона «Спорительница хлебов» явила первое чудо в 1891 году. Именно тогда на всей территории России люди голодали из-за неурожая, а на полях Шамординской обители, да и во всей Калужской области, хлеб родился в изобилии.

Далее, в 1892 году, икона «Спорительница хлебов» послужила образцом для списка, созданного послушником старца Амвросия Иваном Фёдоровичем Черепановым. На тот момент старца Амвросия уже не было в живых, к сожалению. Список со святого образа был отослан в Пятницкий женский монастырь Воронежской области. В тех местах из-за засухи жителям угрожал голод, но икона Божьей матери «Спорительница хлебов» снова спасла людей: перед ней был отслужен молебен, пошёл дождь, и засуха отступила.

Образ, почитаемый верующими

Заступнице рода христианского, Пресвятой Богородице, мы молимся в печалях и радостях, с надеждой и любовью. Вообще её чудотворных икон на Руси великое множество - как звёзд на небе.

Среди них есть икона Божьей матери «Спорительница хлебов» - она благословенна старцем Амвросием, и в Оптиной пустыне ей уделяется особенное внимание. Именно отец Амвросий, как было указано выше, дал имя этому образу и установил дату его празднования - после завершения уборки урожая. Через определённый период времени в этот праздничный день тело старца было захоронено.

Перед иконой «Спорительница хлебов» молитва читается об умножении плодов небесных и земных, многие прихожане просят благословения на труд. Образ имеет весьма необычную иконографию и исполнен глубокого духовного содержания. Кстати, замысел образа возник у тяжелобольного старца в последние годы его жизни. Тогда он долгое время находился в Шамординской обители и был весьма обеспокоен её судьбой: он усердно молился Богородице о заступничестве и покровительстве. Согласитесь, ведь монах создал завораживающее зрелище: Божья матерь «Спорительница хлебов» благословляет величественную красоту русской земли. Образ в кратчайшие сроки получил необычайное почитание верующих: этому способствовали его чудотворения, о которых упоминается в автобиографии старца.

В следующее лето, после смерти инока Амвросия, монахом Оптиной пустыни, Иваном Фёдоровичем, выходцем из дворян, была написана собственноручно икона «Спорительница хлебов». Женский монастырь Пятницкий Воронежской области в то время получил её - жители его совершили молебствие перед нею и, как сообщалось выше, спаслись от голода.

Промысел Божий

Кто желает посетить посвящённый чудесному образу монастырь? «Спорительница хлебов» находится во многих храмах. Они словно рассыпаны по земле Создателем небесных жемчужин. В честь этого образа в 2000 году был освящён храм и на землях вспомогательного хозяйства Оптиной пустыни.

След той иконы, перед которой возвышал свои благодатные и святые молитвы старец Амвросий, теряется во времени: о её судьбе ничего не известно. Имеются лишь сведения о том, что по указу Святейшего Синода в 1892 году образ унесли из Шамординской обители. Но, заглянув в современные комментарии к работе отца Флоренского Павла «Иконостас», можно встретить заметку, указывающую на извещение епископа Уфимского Анатолия, созданное в Бергамо в январе 1988 года. В нём пишется, что эта икона находится под Вильнюсом, в литовском селе Михново.

В келье преподобного подвижника Амвросия промыслом Божиим пару лет назад появился прелестный список с первых икон «Спорительницы хлебов». Этот образ в 1999 году передал храму Курочкин Александр из Ростова-на-Дону. Именно у него купленный по случаю образ Царицы Небесной хранился около семи лет. Александр был профессиональным реставратором, а поэтому смог открыть надпись на изнаночной стороне изображения, скрытую под толстым слоем краски: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным Росу Твоея благодати и яви Твое милосердие. Празднование 15 октября». В самом низу картины было написано: «Образ сей иеросхимонаха Амвросия старца Оптиной пустыни».

Примечательно, что название иконки и на обороте, и на лицевой стороне написано одним и тем же почерком. А ведь в нашей жизни ничего случайного нет! Необходимо радоваться, что восстановилась утраченная связь времён с обретением именно этой иконы «Спорительница хлебов». Молитва перед благословенным образом возносится к небесам с верой, что просящие не останутся неуслышанными.

Списки иконы

Необходимо отметить, что с оригинала писалось колоссальное количество живописных списков, распространяемых по всей России. Одну из таких икон можно лицезреть в Третьяковской галерее.

Со временем иконография видоизменялась, ведь каждый иконописец на свой лад видел и небо, и хлебное поле. Что можно сказать об образе, написанном за несколько лет до революции в Шомордино? Икона изумительно рассказывает о минутах, предшествующих грозе.

На ней изображены тяжёлая, тёмная туча, зависшая над хлебным золотистым полем, тёмные деревья и храм. Строение находится далеко, его сложно рассмотреть. А над этой композицией выступает благословляющий, безмятежный образ Богоматери. Ах, с каким упоением перед этим образом читают священники акафист! «Спорительница хлебов» - икона чудотворная, с умилением взирает на молящихся и внимает их просьбам!

И напоследок хочется добавить: на многих современных иконах Богоматерь изображена сидящей на облаке с приподнятыми в молитве руками. Она парит над хлебным полем, а вокруг неё сияет овальная мандорла, расцвеченная по внешнему краю звёздами и пронизанная лучами.

Интересные материалы:

Защитные и очищающие молитвы Молитвы для очищения дома Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных Материальные и духовные ценности

nlo-mir.ru

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» написана по благословению преподобного Амвросия Оптинского (†1891). Особо почитается в Оптиной Пустыни.

Отец Амвросий пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой «Спорительница хлебов» отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.

История написания иконы

В архивных материалах Оптиной Пустыни существует несколько документов, связанных с историей написания иконы «Спорительница хлебов».

Незадолго до своей кончины, в 1884 году, отец Амвросий основал в 12 км от Оптиной Пустыни Шамординский женский монастырь.

Шамордино. Казанская Амвросиевская женская пустынь

Строй обители, все ее порядки были установлены им самим. Первой настоятельницей обители стала духовная дочь старца схимонахиня София (Болотова, †1888), исполнявшая все строго по его указанию. В скором времени монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия в 1923 году.

Старец Амвросий, живя в Оптиной пустыни, каждое лето приезжал в Шамордино. Это были одни из самых светлых дней в жизни сестер. Любимого батюшку всегда с нетерпением и радостью ждали, торжественно готовясь к его встрече.

В 1889 году преподобный Амвросий благословил настоятельницу Болховского женского монастыря (Орловская губерния) матушку Иларию сделать список с Божией Матери, изображеннную на иконе «Всех Святых», которая находится в Болховском монастыре. Это была икона Божией Матери совершенно нового написания: на ней Владычица изображена сидящей на облаках, Ее руки подняты в благословляющем движении; внизу сжатое поле, и на нем среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. В феврале 1890 года икона была доставлена из Болховского монастыря и была со старцем в скиту Оптиной Пустыни до 2 июля 1890 года. В этот день старец Амвросий последний раз выехал из скита в Шамордино и уже не возвращался в Оптину Пустынь до самой своей кончины 10/23 октября 1891 года.

Кто же мог быть тем иконописцем, который создал новый образ Царицы Небесной? Многие источники указывают, что им был иеромонах Даниил (Болотов), родной брат настоятельницы Шамординской обители монахини Софии.

Старец Амвросий назвал образ «Спорительница хлебов». Старец сам молился перед этой иконой и учил молиться перед ней своих духовных дочерей — монахинь Шамординской женской обители.

Икона «Спорительница хлебов» за непродолжительное время стала почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения, происходившие от образа.

Первой милостью, излившейся от иконы «Спорительница хлебов», стал прекрасный урожай на Шамординских полях и в Калужских пределах в голодный для всей России 1892 год. Во время засухи в Воронежской губернии список с иконы «Спорительница хлебов» послали в Пятницкую женскую общину, и как только отслужили пред нею молебен, пошел дождь, поля ожили и дали прекрасный урожай.

Иконография

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

«Спорительница хлебов» – икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли – хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий.

Неслучайно Владычица изображена сидящей на облаке – символе небесных вод и, соответственно, плодородия. Это облако орошает землю, дающую урожай хлебных колосьев, собранных в снопы. На иконе Матерь Божия благословляет землю, рождающую хлеб, нужный нам в повседневной жизни для поддержания сил телесных.

Значение иконы

Старец Амвросий назвав образ «Спорительница хлебов», указывал этим, что Пресвятая Богородица — «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».

Для христианина «хлеб насущный» – это не только и не столько тот хлеб, который мы едим, но и «хлеб неснедаемый алчущих», поскольку «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».

По словам св. Максима Исповедника, мы научены Господом в молитве Господней просить у отца Небесного хлеба на сей день. Но Господь Сам же и заповедует: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6:25), потому что «всего этого ищут люди мира сего» (Лк. 12:30), а вы «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

В толковании на молитву Господню святые отцы раскрывают нам истинный смысл того прошения, с которым мы обращаемся к Небесному Отцу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Под хлебом здесь разумеется хлеб, с неба сшедший, и дающий жизнь миру. В Евангелии от Иоанна сказано: «хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:33), и далее: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). «Хлеб наш» – тот, который Господь уготовал от начала, чтобы обессмертить естество наше. «Даждь нам днесь» – нам, пребывающим в настоящей жизни смертной, чтобы питание хлебом Жизни победило смерть, грехом производимую. И только в молитве душа обретает Слово Божие, этот Хлеб насущный, животворящий и насыщающий ее.

И потому поле, которое благословляет Царица Небесная, есть поле нашей духовной жизни, приближающей нас к Господу. Мы видим Ее с крестообразно распростертыми руками над хлебным полем, где каждый колосок есть образ каждого из нас, созревающего в свою меру совершенства. Божия Матерь (в богословии иконы это образ Церкви – Тела Христова) молится, чтобы спорилось в наших душах Слово Божие, чтобы созревали в нас зернышки смысла истины и подобия Божия.

И необходимо отметить еще одно – на иконе Божия Матерь внизу стоят и лежат снопы «полного зерна в колосе». Значит, жатва зреет: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» ( Мк. 4:29). Так образно в иконографии представлено Царствие Божие и второе пришествие Господа на землю со славою, когда во время Страшного Суда произойдет отделение зерен от плевел, т.е. праведных от грешных. Суд этот страшен, потому что он последний, окончательный. После него праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные – в вечную муку.

Списки иконы

Икона, которая находилась в келии старца Амвросия, впервые была опубликована в его жизнеописании. Это была публикация литографированной иконы, выполненной с живописного первообраза.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов», написанная по благословению о. Амвросия в 1890 г. и принадлежавшая старцу. Литографированная икона. Конец 19 в.

Эта литография дает нам верное представление о первообразе, о келейной иконе старца Амвросия. Литография черно-белая, но распространенные в наше время изображения иконы на бумаге в формате открытки с достаточной степенью достоверности передают и краски живописного первообраза.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов», открытка

Как говорилось выше, с оригинала делались и многочисленные живописные списки, распространяющиеся по всей России. Одна из таких ранних живописных икон хранится в Третьяковской галерее.

С течением времени иконография претерпевала изменения, каждый иконописец по-своему видел и хлебное поле, и небо. Например, икона, написанная в Шамордино за несколько лет до революции, передает предгрозовое ощущение на земле: темная свинцовая туча, нависшая над золотистым хлебным полем, темные деревья и совсем вдалеке чуть виден храм… и над всем этим – спокойный, благословляющий образ Матери Божией.

На большинстве же современных икон Богоматерь, сидящая на облаке с воздетыми в молении руками над хлебным полем, чаще всего, окружена овальной мандорлой-сиянием, пронизанной лучами и украшенной по внешнему краю звездами.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» Новейшая иконография. Софрино

Почитание и празднование

Старец установил празднование иконе 15/28 октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле.

Любовь и доверие к старцу Амвросию, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали икону «Спорительница хлебов» истинно народной. Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд.

Тропарь Иконе Божией Матери «Спорительница хлебов» Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли, благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, и подаеши им вся обильно к наслаждению. Спорительнице сущи хлебов им, избавляя их всякия нужды и утеснения, и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

Фрагмент фильма «Благодатная Оптина». Рассказ о преп. Амвросии Оптинском, об иконе «Спорительница хлебов», о Шамординском монастыре.

Документальный фильм «Обитель Веры и Любви» знакомит с жизнью Среднеуральском женском монастыре иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».Монастырь — это большая духовная семья, в которой под покровом Божией Матери живут и славят Бога монахини, дети и люди, жаждущие получить душевное и телесное исцеление.

matronamosckov.cerkov.ru


Смотрите также