Remove all links in selection
Remove all links in selection{{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}
{{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
shok-darvina.livejournal.com
РУССКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ПОДНОШЕНИЕ ХЛЕБА-СОЛИ (а где же девушки в кокошниках?:))).Статьи на эту тему я уже публиковал на страницах различных пабликов. Ссылки на них будут даны ниже. Поэтому, чтобы не перегружать пост, в этот раз весь материал будет представлять собой набор тезисов.
— В патриархальной системе русского общества (особенно в провинциальных городках и деревеньках) с выпеченным хлебом могли взаимодействовать только мужчины. Однозначно. Это в полной мере касается и традиции поднесения хлеба-соли дорогому гостю.Цитаты: «Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба — специфически женскими занятиями».Байбурин А. К., Топорков А. Л. «У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990.«Хозяин сам резал хлеб и подавал его с солью гостям. Получить хлеб-соль от хозяина означало получить его расположение».Богуславский В. В. Пиры // Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. XVII век. — М.: Олма-Пресс, 2004. — Т. 2. — С. 150–152.— Не просто мужчины, а главные, старшие мужчины. Как по возрасту, так и по статусу. В масштабе дома — глава дома. В масштабе поселения — глава поселения (староста, старшина) и т.п. А так-же — главы гильдий, старшины представители делегаций крестьян, купцов, дворян, казаков и пр.
— Связана была эта традиция поднесения хлеба-соли напрямую с древнейшим праславянским культом хлеба. На этом культовом поклонении основаны многие предписания, запреты и ритуальные действия, которые даже в начале 20-го века не утратили своего значения. Но, затем они были очень серьёзным образом искажены и обесценены современным обществом, утратившим связь с традицией. Это тема отдельного исследования.Чтобы оценить всю значимую и важную роль хлеба, как объекта культа в прежние времена в народном быту полезно было бы ознакомиться с этими трудами:Страхов — Культ хлеба у восточных славян:https://vk.com/doc159735527_437131596?hash=9b9a6e93e2..Традиционное русское застолье: сборник статей. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. — 352 с.http://www.folkcentr.ru/tradicionnoe-russkoe-zastole-..
— Вся церемония была строго регламентирована и имела точную последовательность действий. А так же традиционный набор принадлежностей. Подносили хлеб-соль на специальном блюде (чаще всего деревянном). Иногда такое блюдо изготавливалось специально для конкретного торжественного мероприятия. Сверху блюдо накрывалось традиционным расшитым рушником такого размера, чтобы могли по краям свисать его концы. А уже сверху на рушник помещали краюху хлеба с ёмкостью для соли в виде чашки или маленькой солонки.
— Сопровождалась вся эта церемония определённым набором действий и фраз. Делегация, которую объявляли, выходила вперёд, отвешивала поклоны. От неё отделялся глава — старшина и, произнеся немудрёную речь, с поклоном подносил гостю хлеб-соль. Гость должен был поклониться в ответ и поблагодарить старшину. А, затем, отломив кусок хлеба и посолив его слегка (но не обмакивая в солонку), должен был его съесть. И, наконец, вся делегация со словами: «На здоровье!» (или чем-то подобным) удалялась на своё прежнее место.
-«А где же здесь девушки в кокошниках?» — спросите вы. Действительно в наше время исключительно подобные персонажи встречают хлебом-солью гостей страны. Получается, что они вообще не имеют к этой традиционной церемонии гостеприимства никакого отношения? По большому счёту — да, не имеют. Но иногда, после того как гостя встречала хлебом-солью делегация мужчин крестьян, вслед за ними выходили женщины (с девушками?). Они тоже делали подношения гостю. Но потчевали гостя они не хлебом и солью, а какими-либо сыпучими мелкими лакомствами вроде орехов или ягод в глубоких деревянных кадках. Иногда! И не хлебом-солью!Но про это подробнее в следующий раз…
— Вся эта хлебосольная традиция была зафиксирована в той или иной мере в виде художественных произведений или при помощи фотографирования. И наши предки в кошмарном сне предположить не могли, что их потомки забудут основы этой важнейшей русской традиции. Но наоборот — всё исказят и переиначат до неузнаваемости.
— Однажды хлеб потеряет своё культовое значение и подносить его будут назначенные местной администрацией девушки в псевдорусских одеждах и в фэнтезийных кокошниках. Хотя ещё в 70-х годах прошлого века традиция эта кое-где ещё некоторое время просуществовала. К сожалению многие фотографии и картины, с помощью которых мне удалось более менее реконструировать хлебосольную церемонию, найдены были с преогромным трудом и в скверном состоянии. Хочется особо «поблагодарить» в связи с этим работников музеев, которые так хорошо «охраняют» предметы народного достояния от народа в своих архивах и запасниках. Скорее крысы и плесень смогут их изучать более тщательно, чем заинтересованные соотечественники. Вот так пока обстоят дела в этом плане.
Прощу всех неравнодушных людей сделать репост. Возможно все сообща мы сможем возродить эту традицию нашего народа! Благодарю за внимание!
Предыдущие статьи на эту тему с большим количеством иллюстративного материала:1.https://vk.com/wall-27246021?q=хлеб соль&w=wall-2..2.https://vk.com/wall-79792461?q=хлеб соль&w=wall-7..
Просмотры: 1
derzhava.today
Хлеб на Руси во все времена рассматривался как священная пища. На столе он неизменно занимает центральное место, что не удивительно, ведь именно хлеб — всему голова.
Выпекать его стали еще с XII столетия. Много веков белый хлеб рассматривался как особая привилегия, доступная только зажиточным людям. Самым лучшим из всех его разновидностей считался «крупчатый» белый, его подавали только в богатых домах. Если вести речь об обычных сословиях населения, то в те времена ежедневно они могли позволить себе лишь ржаной хлеб, который за ужином разрезал исключительно глава семьи. Белый же хлеб был доступен им только по праздникам.
Черный хлеб, прозванный «кислым», стали выпекать гораздо позднее белого. В истории существует показательный момент отношения к нему русского человека. В период русско-турецкой войны войско наших предков оказалось на вражеской территории, где не было условий (а именно ржаной муки) для производства излюбленного кислого хлеба. Поэтому были вынуждены выпекать хлеб из пшеничной муки. И тут же в войске начались болезни: настолько русский воин привык питаться черным хлебом.
Это один из сортов черного хлеба. Изначально его выпекали преимущественно в монастырях. Главным отличием такого хлеба, что, собственно, и прослеживается в названии, можно назвать его характерный цвет корочки, который в процессе выпекания становился преимущественно красным. Ну а сельским он стал, вероятно, потому, что первыми, после монахов, вкушать его могли сельские жители, собирающиеся по праздникам в храмах, расположенных на территориях монастырей. Сам такой хлеб, испеченный монахами, всегда выходил необыкновенно мягким, с тончайшей корочкой и непередаваемым ароматом, манящим за версту. К тому же он достаточно сытный, полезный, долго хранится.
Этот хлеб также впервые стали готовить при монастырях. Главным его отличием называют присутствие кисло-сладкого вкуса, а также особенность достаточно долго не черстветь. Заварным его назвали только потому, что он изготавливается из заварки, состоящей из муки и солода. Подобный способ приготовления позволял хлебу гораздо дольше сохранять свою свежесть, а добавление пряностей лишь формировало ни с чем не сравнимый вкус и нежнейший аромат. В прошлые годы его было принято изготавливать двумя способами: безопарным и опарным. Именно благодаря последнему удавалось полностью раскрыть изумительный вкус заварного хлеба.
Существует как минимум три истории появления данного хлеба. Согласно первой, сначала подобный хлеб принялись выпекать монахи Спасо-Бородинского монастыря. Вторая версия гласит, что рецепт хлеба изобрели, когда в обоз с продуктами попал снаряд, в результате чего смешалась мука, тмин и кориандр. А третья рассказывает, что это старинный поминальный хлеб, рецепт которого был известен еще в XV столетии.
Этот сорт хлеба всегда считался особенным. Поэтому к столу его принято было подавать исключительно по особым, крупным случаям. Например, к свадебному столу. Пекли подобный хлеб исключительно по специальному заказу. В его состав входили мука только особого помола, свежайшее масло, никогда не обходились без пряностей. Само собой разумеется, что хлеб был не из дешевых, поэтому его действительно могли себе позволить бояре и высшие сословия.
Подобный хлеб даже подают к чаю. Непосредственно перед выпечкой этим хлебам придается продолговатая форма, а сверху они смазываются пивом. Решающее значение этот хлеб сыграл в истории. Известно, что войско Кутузова, готовящееся к наступлению, остановилось в Тарутинском лагере. Чтобы поддержать армию, туда в первую очередь направлялся стародубский хлеб, поскольку именно в Стародубе на то время сберегалась значительная часть продовольствия, из которого, собственно, подобный хлеб и выпекался.
etar.ucoz.com
Ржаной хлеб является одним из традиционных видов хлеба на территории бывших стран СССР и России. Особенно популярен рецепт Бородинского хлеба, в состав которого входит ржаная мука, патока, солод, сахар и кориандр. Тесто приготавливается заварным способом. Домашний Бородинский хлеб, рецепт приготовления которого не представляет никакой сложности, может стать прекрасной альтернативой готовому хлебу из магазина. Ржаной хлеб полезен для здоровья благодаря большому содержанию в его составе биологически активных веществ. Его употребление благотворно влияет на работу нервной системы, ЖКТ, сердца, нормализует функцию кроветворной системы.
Солод 2,5 гр. молотого кориандра залить теплой водой и оставить на полчаса. Добавить ржаную муку и кипяток, перемешать и оставить на 2 часа в теплом месте. Необходимо, чтобы температура поддерживалась на уровне 60 градусов. Затем довести до температуры 35 градусов.
Для приготовления опары смешать муку и воду и добавить в теплую заварку. Оставить в теплом месте на 4 часа для брожения.
Для приготовления теста, рассматривая рецепт русского хлеба. в готовую опару добавить ржаную и пшеничную муку, соль, сахар, патоку и вымешать тесто. Тесто оставить для брожения на 30 минут.
Мокрыми руками сформировать хлеб и оставить его для расслаивания на 20 минут. Смазать верх водой и посыпать целыми зернами кориандра. Духовку для выпечки необходимо разогреть до максимума (320 градусов). Поставить форму с хлебом в духовку и через 5 минут снизить температуру до 240 градусов и допекать хлеб до готовности около 50-55 минут. Дать хлебу остыть на решетке.
Мокрыми руками сформировать хлеб и оставить его для расслаивания на 20 минут. Смазать верх водой и посыпать целыми зернами кориандра. Духовку для выпечки необходимо разогреть до максимума (320 градусов). Поставить форму с хлебом в духовку и через 5 минут снизить температуру до 240 градусов и допекать хлеб до готовности около 50-55 минут. Дать хлебу остыть на решетке.
myvkusno.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»