Проект и презентация на тему "Хлеб всему голова" (4 класс). Проект 4 класс хлеб всему голова


"Хлеб всему голова" - Начальные классы

Хлеб – всей жизни голова

(внеклассное мероприятие)

Ведущие:

Мальчик. Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Девочка. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Мальчик. С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг!

Принимай хлеб-соль из рук.

Чтецы:

1. Пышный, мягкий, поперченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

2. В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

3. В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем,

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

Песня.

Ведущие:

1. Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю.

2. А как пришел к людям хлеб, поведают нам сами колоски.

Колоски:

1. Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полям и дремучим лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса.

2. В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.

3. Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась эпоха хлебопечения.

4. А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Ведущие:

1. Спасибо вам, колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный

2. мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Входит Голод

Голод. Ага, вот где Колоски! Нужно их уничтожить. Пока на столе у людей есть хлеб, я им не страшен. Как же с ними справиться? Позову- кА я на помощь Засуху. Эй, Засуха-сестрица! Прилети! Загуби! Иссуши! Да братьев Ветров-суховеев на подмогу зови!

Засуха. Вот и смерть ваша, Колоски, пришла! Сейчас мы это хлебное поле в пустыню превратим, ничего здесь расти не сможет! Будет Голод править всем миром.

Ведущий. 1.Ребята, спасем колоски! Нужно очень быстро вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.

(Злые силы уходят)

Колоски. Спасибо, ребята, спасли от верной гибели.

Колоски:

1. Мы золотые зернышки,

Полны лучистым светом.

2. Мы дружим, неразлучные,

Под вьюгами и тучами.

3. Мы чистые, струистые,

Мы зерна золотые.

4. Мы ветерком провеены

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

5. Отдельно каждый – зернышко

Маленькое, скромное,

6. А вместе – хлеб, как солнышко

Страны своей огромной!

Ведущий 2 Не даром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо четыре силы – солнце, дождь, земля и великий честный труд.

Ведущий 1. Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Чтецы:

1. Под луной блестят поля,

спит кормилица-земля.

Белокрылые метели

Колыбельную ей спели,

Приукрыли снеговым

Одеялом пуховым.

2. Спит земля…

А что ей снится?

Снится спелая пшеница.

Ну а людям не до сна:

Приходи скорей, весна!

3. Агроном в халате белом,

Чем ты занят? – Важным делом!

Проверяю семена.

Приходи скорей, весна!

Агроном сказал: «Пора!

Заводите трактора!»

Трактора выходят в степи,

Тянут плуги на прицепе.

Режьте, плуги, как ножом,

Сочный, жирный чернозем!

4. Сеял сеятель старинный

Из лукошка-решета,

Нынче сеялка-машина

Этим делом занята.

Роет борозды проворно,

В них закладывает зерна.

5. Подросла пшеница.

Время ей пришло зреть и колоситься.

Чтецы:

1. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других.

2. Святое дело - вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 килограммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 000 зерен Сколько же надо, чтобы накормить народ?

3. Разве можно найти профессию более нужную, почетную, чем хлебороб.

Глубоко ошибается тот, кто решил, что в нынешние времена, при современной технике, хлеб дается легко. Нет, он добывается в поте лица, и слово «страда» не утратило своего первоначального смысла.

Учитель. Есть хлеб – будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. Ив наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни.

Издавна Россия – это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.

Песня.

Чтецы:

1. Крошил я горбушку,

И мама, вздыхая,

Сказала,

Что это привычка плохая.

Тогда из фанеры

Я сделал кормушку,

В нее докрошил я

Ржаную горбушку.

И стала хорошей

Плохая привычка.

Приятного вам аппетита, синички!

Ведущие:

1 Можно подсчитать: если каждый учащийся школы за один день не доест 50 граммов хлеба и выбросит, это составит по школе 36 килограммов. А в районе? В стране?

2. Хлеб – драгоценность! Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери!

2. Нужны нам и мясо, и фрукты,

Однако, коль строго судить,

Жить можно без многих продуктов-

Без хлеба вовек не прожить.

Всему голова и основа,

В нем труд хлеборобов, их пот.

И хлебушком – ласковым словом-

Зовет его часто народ.

Ведущий:

1. Помните! Хлеб – не просто еда.

3. Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающих лет,

Помни, что были лихие года,

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Коли ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал».

Ведушие:

1. Да, к хлебу нужно относиться с большим уважением.

2. Мы сейчас расскажем вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.

Сценка.

1. Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но очень жестокая. Еше совсем маленькая, она отрывала крылышки у мух и жуков, потому что ее забавляло то, что они становились совсем беспомощными и жалкими.

2. Однажды мать Инге испекла большой хлеб и попросила Инге отнести его бабушке. Инге надела свое лучшее платье, нарядные туфельки и отправилась в путь.

3. Дорога шла через болото. Инге стало жаль пачкать свои нарядные башмачки. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото.

4. Но едва она наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал быстро погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.

5. И Инге оказалась в зловонном жилище старухи болотницы, которая решила, что из Инге выйдет отличный истукан для ее прихожей.

6. И Инге стала истуканом. Руки и ноги у нее окаменели, жирные противные пауки оплели их своей паутиной, а по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.

7. Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.

8. Однажды Инге почувствовала, что на голову ей упала горячая слеза. Это плакала мать инге, говоря, что спесь сгубила ее дочь.

9. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне»,- думала инге, и душа ее все больше грубела и ожесточалась.

10. Но однажды эту историю услышала однка маленькая девочка. «Бедная Инге! Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения и ей позволили вернуться на землю!» - плакала девочка.

11. Слова эти дошли до сердца Инге Впервые она оглянулась на свою короткую жизнь и залилась слезами раскаяния. И втот же миг луч света проник в жилище Болотницы, и инге маленькой птичкой вылетела на волю. И не было в этот день человека счастливее матери инге.

Ведущие:

1. Эта сказка о том, что нет ничего на свете дороже хлеба. Хлеб надо беречь и относиться к нему с уважением.

2. Да, хлеб у всех народов - это вечный символ жизни, символ благополучия.

Учитель.

Действительно, хлеб – величайшая святыня для каждого народа. У нас разные традиции и обычаи, но мы одинаково любим свою родную землю, свои семьи, мы все не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба, хотя и называем его по-разному. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем.

Ведущие:

1. Действительно, есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово – «жизнь».

2. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит победа!

Учитель:

Казалось, что конец Земли,

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще, он рядом где-то-

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду,

Так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогреешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

Ведущие:

1. Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе – душа народа, твоей родной земли; судьбы многих людей, их неустанный труд.

2. И еще помни: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, - трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Чтецы:

1. Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке –

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

2. В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок,

Словно родины бессмертный,

Хлебный колосок

3. Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Словно песен тихий голос

Славной родины своей!»

4. Не хотим мы видеть черных

Зерен, выжженных войной,

Пусть сияет нам узорных

Золотистых волн прибой.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

научитесь хлеб беречь!»

Песня.

Учитель. Спасибо вам, ребята. Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как пришел на наш стол хлеб, сколько времени и труда для этого потребовалось. Мы будем очень стараться беречь хлеб, помогать тем, у кого не каждый день есть на столе кусок хлеба. Есть в мире слова, которые не могут потерять своей ценности. Эти слова – хлеб, мир, дружба. Будем же всегда об этом помнить!

multiurok.ru

Проект и презентация на тему "Хлеб всему голова" (4 класс) часть 6

если корни одного ржаного куста вытянуть в прямую линию, то она протянется от Москвы до

Санкт Петербурга.

…если в эту линию уложить и все мелкие корни, то прямая составит

10 000 километров.

один из самых удивительных запахов на земле - это запах свежеиспеченного хлеба. А вот почему хлеб вкусно пахнет? Оказывается, запах хлеба - один из самых богатых и сложных по составу. Возникает он при взаимодействии более шестидесяти ароматических элементов.

А. С. Пушкин и его современники ели в основном черный, ржаной хлеб. Ржаной кислый хлеб - традиционная русская еда. Русские люди с трудом привыкали к пшеничному хлебу, и это не случайно: русский ржаной хлеб, полученный не на дрожжах, а на закваске, испеченный в печи из муки грубого помола, восполнял большую часть витаминов, необходимых человеку.

В 1736 году 54-тысячная русская армия, вступив в Крым, вынуждена была начать питаться белым местным хлебом. Непривычные к белому пресному хлебу солдаты стали болеть. А.С. Пушкин смеялся над своим приятелем Шереметьевым, который жаловался: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься». Спустя некоторое время Александр Сергеевич сам оказался на Кавказе без черного хлеба. «В армянской деревне, - записал он в дневнике, - выстроенной в горах на берегу речки, вместо обеда съел я проклятый чурек, армянский хлеб, испеченный в виде лепешки пополам с золой, о которой так тужили турецкие пленники. Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба, который был им так противен».

Вот что значит сила привычки!

один из самых больших помощников хлебороба - дождевой червь. Еще Дарвин говорил, что до изобретения плуга почва перепахивалась червями, подчеркивая их пользу. Сквозь ходы, прорытые дождевыми червями, просачивается в почву вода и поступает воздух, необходимый для жизни почвенных грибов и бактерий, тех, что перерабатывают органические вещества почвы в пищу для растений. Дождевые черви улучшают структуру почвы. Там, где больше дождевых червей, повышается всхожесть семян.

площадь листьев на правильно засеянном поле вчетверо больше площади самого поля.

зерно, тронувшееся в рост, обладает невероятной силой: разбухая, оно не только ломает контейнеры, рвет мешки; известна катастрофа, происшедшая в Босфорском проливе с океанским пароходом «Днепр». Он был разорван на части…разбухшим горохом.

черный хлеб нельзя скармливать птицам. Дрожжи черного хлеба, оказывается, продолжают свою работу и в желудке, отчего птицы погибают.

… грач - весенняя птица - старинный друг крестьянина. Степенный неторопливый работяга грач оказывает огромную помощь полеводству. Он выкапывает из земли личинки жуков-щелкунов, проволочных червей - больших и опасных вредителей сельского хозяйства. Подсчитано, что за год один грач уничтожает 8 тысяч проволочных червей.

Грач любит работать «бригадным способом»; есть наблюдения, как грачиная стая всего за один день полностью очистила от личинок щелкуна поле в 6 гектаров.

если за обедом на столе остается у каждой тарелки небольшой кусочек хлеба, не более 50 грамм, это значит, что по всей стране ежедневно выбрасывается 100 тысяч тонн испеченного хлеба, которого хватило бы, чтобы накормить 50 миллионов человек.

из одного зернышка получается около двадцати миллиграммов муки, это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тысяч зерен.

infourok.ru

Проект и презентация на тему "Хлеб всему голова" (4 класс) страница 6

-«Хлеб - всему голова»,

-«Есть хлеб - будет и песня»;

- Не то хлеб, что в поле, а то, что в сусеке и другие.

Для того чтобы на нашем столе появился такой важный и необходимый продукт необходим труд многих людей: колхозников, рабочих, нефтяников, строителей, и многих - многих других. Конечно, когда мы едим хлеб, то не считаем его чудом. И это хорошо, что не считаем, хорошо, что чудо стало таким обыкновенным. Значит, мы живем богато.

Я посчитал: если каждый ученик нашей школы за один день не доест 50 граммов хлеба и выбросит, это составит по нашей школе, где обучается 140 человек 7 с половиной килограммов. А в районе? А в стране?

Недаром говорят «Хлеб - драгоценность! Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери!»

Надо запомнить: в хлебе - душа народа, нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Для того, чтобы хлеб был у нас и сегодня, и завтра, и всегда, - трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»….

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы люди,

Научитесь хлеб беречь!»

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Алмазов Б. А. Алмазов, «Наш хлеб», Москва «Детская литература» 1985 год;

Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 год.

Дмитриева Н. Я., «Мы и окружающий мир», Москва, «Учебная литература» 2003 год;

Даль В. И., «Толковый словарь», Москва, «Эксмо» 2007 год;

Элиот Д., Кинг К, «Детская энциклопедия», Москва, «Росмэн» 1994 год

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Словарь

ХЛЕБ, пищевой продукт, выпекаемый из теста, приготовленного из муки с добавлением воды, дрожжей, соли, иногда сахара, жиров, солода, патоки, молока, пряностей (анис, тмин и пр.). Содержит до 56% углеводов (в основном крахмал), 5-8% белков, минеральные вещества, аминокислоты, витамины (главным образом группы В). Энергетическая ценность 100 г хлеба до 1,4 МДж (347 ккал).

БОРОНА, сельскохозяйственное орудие для боронования почвы. Различают бороны зубовые (лапчатые, ножевидные, вращающиеся и др.) и дисковые.

МОТЫГА, ручное орудие для рыхления земли. Состоит из каменного, костяного или металлического наконечника и деревянной рукоятки, перпендикулярной ему. Известна с каменного века.

СОХА, пахотное орудие (с кон. 4-го тыс. до н. э. — на Др. Востоке, в средние века и до 20 в. — у многих народов Евразии). В отличие от плуга соха не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в сторону.

ПУД, русская мера массы (веса). 1 пуд = 40 фунтам = 16,38 кг.

ШУМЕР, древняя страна в Южном Двуречье (юг современного Ирака). Около 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) объединили Шумер под властью Аккада.

МЕЛЬНИЦА, машина для измельчения твердых материалов. От дробилок отличаются более тонким помолом материала (до частиц размерами мельче 5 мм). В зависимости от формы и вида рабочего органа и скорости его движения мельницы делятся на тихоходные (барабанные), среднеходные (роликовые, валковые, кольцевые и др.) и быстроходные (молотковые, пальцевые, вибрационные и аэродинамические).

infourok.ru


Смотрите также