Внеклассное мероприятие "Праздник хлеба" (2 класс). Праздник хлеба в начальной школе сценарий


Сценарий праздника - игры для учащихся начальных классов "Хлебный край"

Сценарий игры «Хлебный край» в рамках акции «Покупай родное- покупай свое».

Цели игры: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, записи музыкальных произведений, карточки для конкурсов, стаканчики с крупами, каравай, ингредиенты для замешивания теста, гербарии растений .

Гости игры: на праздник- игру приглашаются представители предприятий связанных с хлебопечением.

Участники игры: учащиеся начальных классов, желательно одной параллели, участники разбиты на команды, капитаны команд учащиеся старших классов.

Ход игры:

Участники, гости, болельщики и зрители располагаются в зале согласно распределенным местам. Гости являются членами жюри. Перед началом игры представляются

Ведущий:Слайд 1.(звучит музыка)

«ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА» -говорят у нас в народе. Почему это так? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба-не может.

Вы подумайте: о чём же здесь говорится. Пойди в магазин и купи - хлеб у нас стоит дёшево. И редко кто из вас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять, вырастить, убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.

Ни днём, ни ночью не уходят с полей хлеборобы – механизаторы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины-комбайны. Они помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра. Нелегка работа у хлебороба-механизатора. Нелёгкая, но радостная. Разве не радость накормить хлебом свой народ, чтобы всем сытно жилось и хорошо работалось в родной стране!

Слайд 2. (колокольный звон)

Учащиеся: ЗОЛОТОЙ ЗВОН.

1-й уч. Звон золотой по полям,

В поле звенят подголоски

Хлеба созревшего там.

Ярки на солнце полоски

Золотом чистым горят,

Звоном хлебным звеня

Слава труду человека.

Ведущий: Тысячи лет существует на Земле этот удивительный продукт, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное. Ещё в Древнем Египте учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, ребёнок должен был поднять его и поцеловать.

1-й ученик: Есть поверье: если бросаешь недоеденный кусок, значит, где-то твой близкий голодает…

-Хлебом встречают жениха и невесту, угощают гостей на свадьбе. Хлебным зерном принято посыпать молодых на свадьбе, желая им счастья и благополучия.

-Хлебом встречают самих дорогих гостей, хлеб-соль подают на юбилеях и других торжествах, хлеб дарят космонавтам, возвращающимся из длительных полётов.

-: Мы знаем, в самых отважных полётах,

Где космос открытый зовёт корабли,

Ломтики хлеба для звёздных пилотов─

Как будто живые частицы Земли.

2-й ученик И как бы тот путь ни был долог труден,

Хлеб будет делиться своей теплотой.

Хочется хлебу так же, как людям,

На доброту отвечать добротой.

2- ученик: Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех, кто его создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Ведущий: Сегодня командам предстоит показать все свои знания о хлебе, показать свои творческие домашние задания. Начинаем игру.

Конкурс 1.Растения, зёрна которых годятся в пищу, называются хлеба. На экране растение. По гербариям, которые лежат у вас на столе, определите растение.

(Гербарии: пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя.)

Команды высказывают свои версии, затем на экране высвечивается правильный ответ, за каждый верный овет- 1 балл)

Ведущий: Но пшеницу, рожь, ячмень называют ещё и жито. Их общее название сходно со словом «жить» не случайно. Есть ещё одно слово, которое тоже близко слову «жить» - это «жильё». Народ мудро сказал: «Был бы кусок хлеба да крыша над головой - и жить можно».

«Худ обед, коли хлеба нет», - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Главное достоинство этого продукта – он никогда не приедается.

Конкурс2. Определи от какого зерна родилась крупа.(на столах крупа в стаканчиках , карточка с названием крупы, нужно поставить стаканчик на подходящую карточку с надписью, заполнить таблицу и сдать жюри)

За каждый правильный ответ 1 балл

Во время конкурса идет игра со зрителями «Угадай загадку» (ответы на экране высвечиваются)

ЗАГАДКИ.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(хлеб)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(колос)

Без рук, без ног, но подпоясанный.

(сноп)

Сама длинна, худа, всю ветром шатает, а весь пир питает.

(пшеница)

Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает.

(рожь)

В поле у дорожки

Качаются серёжки,

И каждая – из золота,

На веточке приколота.

(овёс)

Вырастает он в воде,

Хоть совсем не рыбка;

А положишь на толе –

Беленькая глыбка.

(рис)

Росло – красно,

Цвело – бело,

А снял зерно –

Почти черно.

(гречиха)

Инсценировка (автор, 3 футболиста и пекарь)(музыкальное сопровождение инсценировки усиливает эмоциональность восприятия)

БУЛКА.

С.МИХАЛКОВ

(веселая музыка)

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда─ сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

(грустная мелодия)

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

─Вы кто такой?─ спросили дети,

Забыв на время про футбол.

─Я ─ пекарь!─ человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Каждый ломтик хлебушка

Пахнет тёплым небушком,

И земля всю силу

В хлебе затаила.

С юга и до севера

Краше злата-серебра

Зреет рожь-красавица,

Пшеница наливается.

Здесь дождинки быстрые,

Зори здесь лучистые,

Радугой украшен

Хлеб родимых пашен.

От весны до осени

Русыми колосьями

Светится любимая

Земля необозримая.

Ведущий: Только ли пекарь трудится чтобы хлеб оказался на столе. Кто встает ранней зарей и трудится до самого заката чтобы вы могли приятно посидеть за чашкой чая с вкусным пирогом, тортом, с булкой и калачом.

Конкурс 3.

У вас на столах список профессий, ваша задача выбрать те, которые участвуют в том, чтобы маленькое зернышко дошло до нашего стола душистым хлебушком. (3 минуты на поиск профессий). Затем каждая команда по очереди рассказывает о своем выборе. За правильный ответ 1 балл.

Ведущий:Люди разных профессий потрудились над урожаем, это: хлеборобы-механизаторы, агрономы, трактористы, пекари, кондитеры.

Инсценировка: (входят переодетые дети в шапочках с надписями профессий)

Кондитер.

Дети, здравствуйте!

Вы любите сласти?

Я пеку пирожные –

Всевозможные.

Я и сам очень горд,

Что испечь –

Умею торт.

Он больше, чем дверь,

Ты мне поверь,

Если хватит силы,

Бери вилку

И ешь пока свеж!

ПЕКАРЬ 1-й.

Когда под звёздным небом

Все по домам уснут,

Запахнет город хлебом,

Что в темноте везут.

Водитель Ночными переулками

Шуршат машины с булками,

Рядком в грузовике

Лежат щека к щеке.

ПЕКАРЬ 2-й Высокие батоны,

И плюшки всех фасонов.

И халы, и ватрушки,

И калачи, и сушки.

Водитель На цыпочках машины,

Чтоб спящих не будить,

Спешат по магазинам

Поклажу развозить.

Продавец А там на чистых полках

Её разложат с толком.

Спешат, спешат машины

Шуршат чуть слышно шины!

Пекари по очереди

Заря займётся алая,И пекари усталые

Халаты снимут белые:

- Мы эти булки сделали,

Высокие батоны,

И плюшки всех фасонов,

И халы, и ватрушки,

И калачи, и сушки!

Катали мы рогалики

И маком посыпали.

Шофёры помогали нам:

Возили их - не спали,

Чтоб свежим хлебом встретить

Когда проснутся дети.

Мы все трудились от души.

Пекари вместе

Садитесь, ешьте, малыши!

Конкурс 4

1)Хлебобулочные изделия угадывать на скорость(слайды).Команды называют хлебобулочные изделия, которые высвечиваются на экране. Правильный ответ – 1 балл

2) Командам дается 5 минут на решение задачи. Задача: За обедом каждый ученик 3а класса не доел 15 граммов хлеба. Сколько хлеба выбросили в 3 а классе за обедом? Сколько хлеба выбросит вся начальная школа за обедом? (16 классов)Сколько хлеба выбросит вся 38 школа за обедом? (35 классов) Буханка хлеба весит 1 кг.(свои ответы команды озвучивают по очереди, за правильный ответ – 2 балла)

Презентация по производству хлеба.

1-й За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром:

Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.

2-й Гребнем частым, борона,

Расчеши земельку!

Приготовим для зерна

Мягкую постельку.

3-й Но вглядись в простор бескрайний:

Что такое там вдали?..

Выплывают в степь комбайны

Словно в море корабли.

Ох, машинища какая!

Ну, комбайнер, покажи,

Как пшеницу подсекая,

Ходят острые ножи,

Как из колоса тугого

Выбирается зерно,

Как, пожалуйста, готово –

В ящик сыплется оно.

4-й Продолжается рассказ –

Урожай поспел у нас.

Дует в поле ветер вольный,

Ходят в поле волны, волны:

Чем не море – ширь полей?!

Только нету кораблей.

5-й Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть,

И опять собраться в путь…

6-й Едет хлеб на мельницу,

Мельницу-чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

7-й Вместе с мельницей речной,

Паровой и ветряной

Устарели для муки

Толстобокие мешки.

Вот почти космический

Контейнер металлический –

Уж, сюда наверняка

Помещается мука!

8-й И, наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов,

Богатырь-муковоз

На завод муку привёз…

Ведущий: вот и поучилась мука, но до буханки еще долго.

Мастер- класс технолога ОАО «Чувашхлебопродукт» «Булочка».(слайд)

Конкурс 4. «Пекарня» Капитаны команд (старшеклассники) замешивают тесто под руководством технолога из ОАО «Чувашхлебопродукт», делают булочки. Остальные участники слушают последовательность,а во время замеса можно послушать шутки прибаутки.

Во время замеса теста девочки из 3 класса поют прибаутки, приплясывают.(частушки, слайд)

За долами, за лесами

Есть резной чудесный дом.

На крыльце – петух с ключами,

Дед и баба – за столом.

Перед ними тесто горкой,

Мёду целое ведёрко,

Сливки в глиняном горшке.

Дед и баба все в муке…

Слепили коровку –

Масляну головку.

С нею рядышком коза –

Леденцовые глаза.

Пастушок с дудочкой,

Рыболов с удочкой,

Дом,

И речка с мостиком,

И собака с хвостиком.

Хлебные кони

Стоят на ладони,

Воду пьют,

Копытами бьют:

Просятся в поле ─

Землю пахать.

На вольной воле

Гривой махать.

Жаворонки, кулики

Из ─ под бабкиной руки

Норовят взвиться.

Ай да птицы!

Лепили, лепили─

Всех в печь посадили:

Пусть поджарятся,

Зарумянятся.

Будут прянички подовые,

Золотые да медовые!

Дед и баба говорят:

«Будет праздник для ребят»!

А. ЛОГУНОВ

Сформированные булочки уносят в столовую и выпекают к концу праздника.

Монтаж волонтеров старших классов (звучит военная песня) (слайды)

Как не хватало хлеба во время войны. Чтобы получить несколько граммов хлеба, необходимо было отстоять бесконечные очереди, держа в руках заветную хлебную карточку. Хлеб с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды и других суррогатов был таким желанным.

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля─ 900 дней вражеской блокады. Жители города получали по 125 г хлеба на весь день, но именно этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

Был хлеб всегда в почёте на Руси─

Её просторов главное богатство,

Его ты цену хочешь знать?─

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище─ тысячи могил. Около одной всегда много людей, они стоят и молча плачут. На могиле лежит ломтик чёрного хлеба, а рядом записка «Доченька, если б я могла дать его тогда»…

Многим известна печальная история 11─летней ленинградки Тани Савичевой. От голода у неё умерла вся семья. Умирающую Таню удалось вывезти с детским домом в посёлок Шатки Горьковской области, но спасти её не удалось ─ истощённая голодом, девочка умерла.

Звучит «Реквием» В. Моцарта.(минута молчания)

Учитель: Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепёшку ешь,

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград.

Жизнь продлевала

Даже крошка хлеба…

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелёгким

Каждая лепёшка.

Не раз прощал

Тебе я озорство

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не могу простить

Лишь одного

Всуе брошенного хлеба.

(все садятся)

Выходят переодетые пекарь, кондитер, шофер, агроном, комбайнер. На подносах хлеб черный с солонкой. (можно и другие виды хлебобулочных изделий)

ХЛЕБ.

С.ПОГОРЕЛОВСКИЙ

Агроном: Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

В нём - земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Комбайнер : Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Ведущий: Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали,

Душистый хлеба каравай!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Хлеб – дороже золота, достоин только наших благодарных рук и похвал.(угощаем детей кусочком черного хлеба).Звучит музыка.

Праздник завершается в столовой(подводятся итоги конкурсов, вручаются грамоты командам и благодарственные письма гостям, проводится чаепитие с приготовленными булочками)

infourok.ru

Внеклассное мероприятие "Праздник хлеба" (2 класс)

Сценарий праздника « Хлеб –всему голова»

Подготовила Южакова Наталья Ивановна

 Цель:

* Формирование бережного отношения к главному достоянию человечества- хлебу.

Задачи:

* Заставить задуматься об огромной ценности хлеба и хлебобулочных изделий;

* Показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол;

* Воспитывать чувство уважения к труду хлебороба;

* Воспитывать нравственные качества.

Оформление: плакат с изображением каравая, рушник с караваем, кусочек хлеба (125 граммов), пословицы, сценки, маски, зёрна пшеницы, кегли,2 воздушных шарика, 2 фартука, 2 лопатки, презентация, губка (имитация хлеба), блюдо с хлебобулочными изделиями.

Ход праздника

(Звучит музыка «Русское поле», выходят дети, имитируя колосья, машут руками)

 Чтец. Пышный, мягкий, пропеченный.

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Учитель. Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома — глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва — ячменя, потом пшеницы и ржи.

Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который  умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его  могли себе позволить купить только очень богатые люди.

            Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой.

Чтец. Если мы хотим кого – то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

(Девочка и мальчик выносят каравай на рушнике)

Чтец 1: Вот он, хлебушко душистый, С хрусткой корочкой витой. Вот он тёплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал-пришёл. В нем здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Вот об этом-то как раз Начинается рассказ. (Учащиеся садятся на места в зале)Чтец 2: Зима. Спит земля. А что ей снится? Снится спелая пшеница. Ну, а людям не до сна: Приходи скорей, весна! - Что стучите, мастера, Золотые руки? - Чиним, чиним трактора, Точим, точим плуги. 

Чтец 3: - Агроном в халате белом, Чем ты занят? – Важным делом. Проверяю семена. Приходи скорей, весна! Агроном сказал: - Пора! Заводите трактора. Трактора выходят в степи, Тянут плуги на прицепе. Режут плуги, как ножом, Жирный, сочный чернозем. Сеял сеятель старинный Из лукошка, решета. Нынче сеялка-машина Этим делом занята. 

Чтец 4: Продолжается рассказ. Урожай поспел у нас. 

(Сценка – зёрнышки)

Ржаной росток зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе.

Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Засмеялся колосок,Крепче взвил усишки:- Я поднялся в самый срок, - Здравствуйте, братишки!

Появляются зернышки всходы.1. Мы золотые зернышки, живем лучистым светом Мы дружим, неразлучные, под вьюгами и ветром.2. Мы чистые, струистые, мы зерна золотистые.3. Мы ветерком провеяны и солнышком просвечены.4. Выносливы, дружны – мы людям так нужны!5. Отдельно каждый – зернышко, маленькое, скромное,А вместе – хлеб, как солнышко страны своей огромной!

(Звучит песня «Баллада о хлебе)

Чтец: Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелёк.

Сколько в это зёрнышко вложено труда,

 Знают только солнышко, ветер да вода…

Для него, для зёрнышка, через всю страну

Комсомольцы ехали жить на целину.

Перед ним на цыпочках тракторист шагал,

В сеялки и бороны трактор запрягал.

Перед ним малюсеньким, крошечным зерном,

Долго думу трудную думал агроном…

(Игра : Посмотрите, как на наших полях заколосилась пшеница! Пора колосья собрать в снопы. Сноп – это связка колосьев. (связка кеглей) По сигналу вы собираете «колосья», принося их по одному. После того, как поле опустеет, вы связываете свои «колосья» в сноп. Победителем станет тот, кто быстрее соберёт наибольшее количество «колосьев» и свяжет их верёвкой.)

Учитель:

- В народе говорят: Колос к колосу – получится сноп, зёрнышко к зёрнышку – насыплешь мешок.

- Так собирали колосья много лет назад, а теперь…

Выплывают в степь комбайны, Словно в море корабли. Ох, машинища какая! Ну, комбайнер, покажи, Как, пшеницу подсекая, Ходят острые ножи, Как из колоса тугого Выбивается зерно, Как, - пожалуйста - , готово, В ящик сыплется оно. 

Чтец 5: Есть пословица в народе

« Хлеб – на стол, и стол расцвел».Ну а все же, как приходитЭтот хлеб к тебе на стол?

Чтец 6: Хоть и собрано зерно, Да не хлеб еще оно. Здесь такое с ним творится – В оборот его берут, В порошок его сотрут. Стали зернышки мукою. Не дадут и ей покоя. На большой хлебозавод Грузовик муку везет. На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука. Там при всем честном народе Уж намнут тебе бока! Тесту тесно – мало места. - Ох, пустите! – шепчет тесто. - Ладно, пустим, в печь давай. Народился каравай. В нем земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем! 

(Давайте и мы попробуем испечь хлеб, пока звучит музыка, передаём мешочек, на ком музыка остановится, тот будет пекарем, нам нужны два пекаря)

Игра: по сигналу игроки надевают на себя фартук, берут воздушный шарик, коорый будет поднявшимся тестом, помещают его в кастрюлю. Ставят на лопату и отправляют в «печь» - зрительный зал, где ученики и родители передают посуду из рук в руки и обратно на лопатку к пекарю.

Учитель демонстрирует батон:

-Молодцы, пекари! Порадовали всех свежим ароматным хлебом!

- А теперь давайте вспомним пословицы о хлебе. Я буду говорить начало фразы, а вы - её завершение.

- Хлеб да вода – богатырская…(еда)

- Хлеб-соль кушай да добрых людей…( слушай)

- Красна изба не углами, а красна…(пирогами)

- Земля – матушка, а хлеб –…( батюшка)

- На чужой каравай роток…(не разевай)

- Я надеюсь, что вы будете следовать народной мудрости.

Учитель:

- Трудно достается хлеб. А всегда ли мы помним об этом? К великому стыду, нет. Даже при том, что хлеб дорогой, его много идет в отходы. А ведь из черствого хлеба можно приготовить сухарики, гренки, квас, пирожные и массу других блюд. Помните об этом. Чтец: Мальчишке было десять лет. Он шел по переулку И нес домой в плетенке хлеб, Жуя дорогой булку. В пути, груженую песком, Он встретил пятитонку И недоеденным куском Швырнул он ей вдогонку. Но, если б думал мальчик тот О зернышке, о чуде, И сколько мыслей и забот В него вложили люди! О том, что хлеб пришел не вдруг От копен желтокудрых, А через сотни сильных рук И механизмов мудрых. А вот сбирал бы паренек Колосья меж стогами, Так не лежал бы тот кусок, Растоптанный ногами. К вам обращаюсь я, друзья, Мои или чужие: Отчизна, Хлеб, Любовь, Земля – Понятия святые! 

Учитель: Хлеб насущный – это касается каждого. И, если мы бросаем ломоть хлеба наземь, с ним пропадает частица труда многих людей. Так давайте ценить и уважать этот благородный труд все от мала до велика. Чтец: Хлеб под столом, хлеб под столом Брошенный прямо в пыль. Кто это совесть свою на слом Выбросил, как в утиль. Если б увидел его, никогда б Не подал ему руки. Будто не знал он, сколько труда Вложено в эти куски! 

Учитель: Мы часто говорим: о нефти – «черное золото», о хлопке – «белое золото». А хлеб? Да ведь ему нет цены! Он дороже золота! Хотелось бы, чтобы наша молодежь, следуя примеру старших поколений, старалась работать еще лучше и по-хозяйски беречь все – и хлеб, и воду, и природу, и рабочее время, и все, что нас окружает.

Учитель: Мой юный друг! Я от тебя хочу лишь одного, Чтоб к хлебу относился ты с любовью. Ведь люди, чтобы ты имел его За хлеб платили собственною кровью.

( Звучит музыка «Идет война народная» )

Учитель: В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросли не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, семян лебеды и др. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

 Звучит куплет песни «Слава русскому хлебу»,словаН.Палькина, музыка К. Массальтинова.

   Ученик:

Был хлеб всегда в почёте на Руси

- Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать?

- Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

 

Чтец: Его выдавали совсем понемногу, Его отмеряли так скудно, так строго, Его заливали крутым кипятком, Его называли не хлебом – ПАЙКОМ

.Чтец: С соломой, мякиной, с трухой и со жмыхом – Он все же казался желанней всего, И матери тайно и тяжко вздыхали, Когда на частицы делили его.

Чтец: В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба Блокадного хлеба 125 грамм. 125 блокадных грамм – С бедой и кровью пополам.

Чтец: В годы тягот и лишенийШел народ в огне сраженийЗа свободу и за хлеб.Значит правильны слова:«Хлеб – всей жизни голова!»

Учитель:  900 дней в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250г хлеба, а жители города 125г.

(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125г чёрного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры яслей-сада №5 г.Отрадное Ленинградской области В.И. Богдановой.)

 Учитель: «Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики…помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжёт моё сердце ненавистью к войне».

Учитель:  «При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод. Когда они видят на помойках выброшенный хлеб. Вот письмо нашего земляка: «Я часто вижу, как одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба. Считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу – главному богатству нашей страны. Прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники. Чем они больше будут знать о хлебе, тем дороже он будет для них».

   Ученик:

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде,

- К нам полей живая речь:

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

(Припев:«Баллада о хлебе»)

Ученик:

- Есть стол, есть хлеб,

Есть праздничный наряд

И день наш полноценней, полновесней.

Не зря у нас в народе говорят:

- Коль будет стол,

Так значит, будет песня!

Ученица:

Эй, девчонки хохотушки, Запевайте-ка частушки! Спойте громко и игриво, Чтобы выглядеть красиво. 

ЧАСТУШКИ

  1. Мы в городе живём

Сушки, пряники жуём.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споём.

2. На столе у нас пирог,  Пышки и ватрушки,  Так споём же под чаёк Хлебные частушки. 

3. Хлеб я ем с утра до ночи  Булки с ночи до утра  Очень весело проходят  В нашем классе вечера. 

4. Хлеборобы землю пашут,  Пекарь служит у печи . Ну, а все ребята наши  Любят булки, калачи. 

5. Хлебом с солью всех встречаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том о сём.

6. Мы пропели вам частушки

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Учитель: - А знаете ли вы хлебобулочные изделия? Отгадайте загадки

(Ученики загадывают загадки)

Чтец 1:

А теперь потешат вас

Хлебные изделия

Вот пряники румяные,

До того нарядные.

Мы не сразу их съедим,

Пусть станцуют, поглядим.

Чтец 2:

Мы весёлые подружки

Со сладким творогом ватрушки

Обойди хоть целый свет,

А вкусней нас к чаю нет.

Чтец 3:

А мы только из печи,

Мы баранки, калачи.

Чтец 4:

Я сладкое пирожное,

Кушанье очень нежное.

Чтец 5:

Я торт с кремовой начинкой

И шоколадной спинкой.

Чтец 6:

Сделайте одолжение,

Съешьте печенье.

(Конкурс для родителей: Нам нужны 4 человека, раздаются листочки со словами. Кто выразительнее и артистичней прочитает стихотворную заготовку-рекламу)

  1. Я булка белоснежная, семейная и нежная,

Чрезвычайно аппетитна, так румяна, миловидна!

Изюма много на боках…

Не держи меня в руках –

Поскорее откуси и за мной ещё приди.

  1. Я пышечка с начинкой. Пекусь я от души.

Мои щёчки так румяны, мои формы хороши.

Вся кругла и аппетитна, я имею сдобный вкус.

Я настолько уникальна, что подделок не боюсь

  1. Я круассанчик сладенький,

я свеженький и мягонький.

Хорош я , несомненно,

и выгляжу так славненько!

Ловлю я взгляды жадные,

все тянут ко мне руки…

Купи меня скорее, и будет не до скуки!

  1. Закончен творческий процесс,

И я пред вами – свежий кекс!

Я такой весь шоколадный,

С головы до ног нарядный,

С пылу, с жару и огня.

Кто скорее съест меня?

(участники получают сладкие призы)- Спасибо, уважаемые гости

Мальчик.

Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,

Говорю тебе: «Спасибо!»

Хлеб.

Лучше б ты не поленился,

Доброй пашне поклонился.

Мальчик.

Кланяюсь тебе я, пашня,

За горячий хлеб домашний!

Пашня.

Лучше б ты не поленился —

Солнцу в небе поклонился.

Мальчик.

Солнце, солнце в небе синем,

За горячий хлеб спасибо!

Солнце.

Ты б, сынок, не поленился,

Дождику бы поклонился!

Мальчик.

Вот спасибо, дождик в небе,

Что заботишься о хлебе! Дождик.

Лучше б ты не поленился,

Папе с мамой поклонился!

Мальчик.

Вам спасибо, папа с мамой,

Хлеб даете вкусный самый!

Папа и мама

И тебе спасибо тоже,

Ты у нас такой хороший!

1 чтец: Слава миру на земле! Вместе: Слава! 

2 чтец:Слава хлебу на столе! Вместе: Слава! 

3 чтец: Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил! Вместе: Слава! Слава! Слава!

Ведущий: Когда ты берешь в руки кусочек хлеба, помни, что совершается что-то великое: ты прикасаешься не просто к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и многих других. Все они создали это чудо своими руками. Их труд нелегок. Его нужно уважать и беречь, и пусть наши поля оснащены современной техникой, и труд человека стал намного легче в наши дни, все равно, хлеб — бесценное богатство. И у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

(Звучит припев:«Баллада о хлебе», дети обходят всех присутствующих с караваем и угощают всех хлебом-солью.)

infourok.ru

Хлеб - всему голова! Сценарий праздника 1-4 классы

«Хлеб — всей жизни голова»

Цель : воспитание уважения к профессии хлебороба, бережного отношения к хлебу, привитие чувства любви к Родине и маме.

Оборудование: на классной доске плакат со словами «Хлеб – всему голова». На доске написаны пословицы о хлебе. У доски накрыт праздничный стол. На нём лежат румяные булочки, пирожки, пряники. Презентация, детские рисунки о мамах.

Под звуки песни «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) в класс входят учащиеся, гости праздника, родители. Справа и слева от праздничного стола участники праздника. В центре дети в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.

Классный руководитель 3-Б класса Толмачёва Ольга Николаевна

Учитель :

- Дорогие гости! Мы пригласили вас на праздник « Хлеб – всему голова!» в канун Дня матери неслучайно. Так как эти два понятия ХЛЕБ и МАМА очень важны для человека.

( На днях, проходя по рекреации, я увидела такую картину…) Это мне напомнило стихотворение

Сергея Михалков а «БУЛКА»

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Профессия пекаря - одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить только очень богатые люди.

Учёные полагают, что первый хлеб был испечён не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испечённая 6 тыс. лет назад.

Хлеб никогда не приедается, не надоедает - таково удивительное свойство этого главного продукта питания.

Чтец.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

Чтец.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл,

В нём здоровье, наша сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Чтец.

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Мальчик. Слава миру на Земле!

Девочка. Слава хлебу на столе!

Чтец.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Девочка.

С караваем соль подносим,

Поклонясь , отведать просим:

– Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

(Вручает хлеб-соль гостям праздника)

Чтец.

Рожь, рожь … Дорога полевая

Ведёт неведомо куда.

Над полем низко провисая,

Лениво стонут провода.

Рожь, рожь – до свода голубого.

Чуть видишь, где-нибудь вдали,

Ныряет шапка верхового,

Грузовичок плывёт вдали.

Чтец.

Рожь уродилась. Близки сроки.

Отяжелела и на край

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула – хоть подпирай.

Знать колос, туго начиненный,

Четырёхгранный, золотой,

Устал держать пуды, вагоны,

Составы хлеба над землёй.

Учитель. Есть хлеб, будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют горные вершины, моря, океаны, добывают нефть, газ в глубинах земли, а хлеб остаётся хлебом. Издавна Россия – это не только милые душе берёзки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.

Чтец.

На свете я видела хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом.

Он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка,

Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

Учитель. Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?!

В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам. Назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!

Чтец.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Чтец.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб – всей жизни голова» (хором)

Песня

Исполняется песня «Расти, колосок» (музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского)

I

Ржаной росток зелёный

Оглядывает поле –

Смешной и удивлённый,

Как первоклассник в школе

Припев:

Зелёный росток,

Весёлый росток,

Ты только пробился из зёрнышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок до солнышка!

II

Его расти научит

Любой весенний дождик.

И каждый летний лучик

Раскрасит, как художник.

Припев:

III

Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Припев:

Учитель: Хлеба у нас вдоволь. На полках магазинов пшеничный и ржаной хлеб, булочки, бублики. Это богатство – наше завоевание, наше счастье. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, кто не изведал голодного лиха, не ценят хлеб.

- Ребята напомним правила, которые все должны знать:

Мой руки перед едой.

Бери хлеба столько, сколько съешь.

Нельзя играть с хлебом.

Остатки хлеба отдай птицам.

Чтец.

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создаёт:

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтёр, машинист, металлург – народ.

Учитель: Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. И ещё помни: для того чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна.

Чтец.

Русский хлеб причастен ко всему

К дружбе наций, к миру, к правде,

К счастью на земле.

Чтец.

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Чтец.

Пройдётся пахарь утром по жнивью,

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастишь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб на этом белом свете!»

Учитель: Мама, мамочка! Так мы называем самого родного и любимого своего человека. Первое слово, которое произносит каждый малыш, - это слово « мама». На всех языках мира, оно звучит ласково тепло и нежно.

Мама – наш первый учитель, мудрый наставник, она заботится о нас. Именно из маминых уст ребёнок слышит первые в своей жизни песни.

Все сегодняшние выступления- песни, стихи, миниатюры – звучат только для вас, дорогие наши мамы!

Стихи

1.Почему сегодня в школе

Суета, и шум ,и гам ?

Потому что мы сегодня

Поздравляем наших мам!

2. О, как прекрасно это слово – мама!

Всё на земле от материнских рук!

Она нас, непослушных и упрямых,

Добру учила – высшей из наук!

3.О, женщина, прекрасна ты,

Мы голову перед тобой склоняем низко.

Ты – мать , и жизнь , и символ красоты,

Ты всё, что нам невероятно близко.

4.Пусть в свете дней утихнут все печали,

Пусть сбудутся все женские мечты

Желаем, чтоб всегда вы освещали

Дорогу жизни светом красоты!

5. Пусть в делах всегда и всюду

Вам сопутствует успех!

И сегодня в праздник светлый,

Будьте вы счастливей все!

Песня о маме ( исполняет ученица муз. школы Шакаева Нелля)

Сценки и миниатюры:

1.Разговор мамы с сыном (мама и Андрюша)

2.Разговор мамы с сыном ( Вова напроказничал)

3.Помощь старушке

4.Будущий разведчик.

Песня о маме ( весь класс)

Вручение подарков мамам.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также