Слава хлебу на столе! (праздник для учащихся 3-х классов). Погореловский слава хлебу
Устный журнал "Знай цену хлебу, уважай труд хлебороба"
Разделы: Внеклассная работа
Готовясь к празднику, оформлены стенд “Хвала рукам, что пахнут хлебом!”, выставка репродукций картин на тему “Слава хлеб растившим”,выставка хлебобулочных изделий. На столе ваза с живыми цветами и колосками пшеницы.
На стене плакаты: “Слава тем, кто хлеб растил, не жалел труда и сил”, Слава хлебу на столе”.
Цели и задачи мероприятия:
- подвести учащихся к пониманию того, что хлеб – основа всей жизни;
- расширить знания и пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;
- воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к труду земледельца, любовь к Родине.
Ведущий. Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил! Не жалел трудов и сил!
Звучит песня “Русское поле”.
Ведущий. Хлеб-главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. В ломтике хлеба – нелегкий труд тех, кто выращивает хлеб.
1-я страница. “Хвала рукам, что пахнут хлебом!”
Хлеб России, хлеб моей Отчизны. Дюжий, богатырский, как всегда, Жизнью создался ты для жизни И трудом для нового труда.
(Выходит девочка с хлебом – солью и чтецы.)
Стихотворение С. Погореловского “Хлеб”.
1-й чтец:
Вот он, хлебушко душистый, С хрупкой корочкой витой. Вот он, теплый, золотистый, Словно солнцем налитой.
2-й чтец:
В нем – здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло. В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем…
3-й чтец:
Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле!
4-й чтец:
Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой Шел к тебе издалека. В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло.
Ведущий: Хлеб достается очень трудно. В этом трудоемком процессе участвует много людей: пахари, сеятели, комбайнеры, пекари. Невозможно не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо?
Появляются ученики в роли агронома, комбайнера, пекаря и мальчики.
Ученик:
Вот об этом – то, как раз Начинается рассказ. Зима. Спит земля. А что ей снится? Снится белая пшеница, Ну, а людям не до сна.
Агроном с мешочком в руке:
Первым делом проверяю семена. Приходи скорей, весна!
Ученик: Агроном сказал:
Агроном: Пора! Заводите трактора!
Трактора выходят в поле. тянут плуги на прицепе. Режут плуги, как ножом, Сочный, жирный чернозем!
Ученик: Продолжается рассказ:
Комбайнер:
Урожай поспел у нас. Выплывают в степь комбайны, Словно в море корабли, И из колоса тугого Выбивается зерно.
Ученик:
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки. Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски. Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край. Жнут – молотят, жнут – молотят, убирают урожай. Утром рожь стеной стояла. К ночи – ржи как не бывало. Только село солнышко, опустело зернышко. (Воронько)
Ученик:
Хоть и собрано зерно, Да не хлеб еще оно. Здесь такое с ним творится! В оборот его берут, В порошок его сотрут. Стали зернышки мукою. Не дадут и ей покоя, На большой хлебозавод Грузовик муку везет. Станешь тестом ты мука. Там при всем честном народе Уж нажмут тебе бока!
Пекарь:
Тесту тесно, Мало места. – Ох, пустите, – шепчет тесто. – Ладно, пустим, в печь, давай! Народился каравай!
Ученик.
Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" – В поле, в доме, в державе!(Я. Дягутите “Рожь поет”)
Ведущий: Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой. Хлеб.… Каждый день мы говорим о нем, слышим о нем, думаем о нем. Проснулись утром – и кто – нибудь из семьи спешит купить хлеб. Выйдешь на улицу и на вывеске читаешь: “Хлеб”. Мчится мимо фургон, на его кузове крупными буквами выведено “Хлеб”. Хлебом– солью встречают желанных гостей. Все, доже самое вкусное, может приесться, а хлеб– никогда, хотя мы едим его каждый день.
Часто можно видеть, как многие из вас, ребята, небрежно обращаются с хлебом, бросают его на пол, кидаются кусками хлеба. Это, видимо, потому, что многие дети не знают цены ему.
Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы читали о блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны. 900 дней продолжалась осада города фашистами. Особенно страшной была зима 1941– 1942 гг. Жители города получали по 125 граммов хлеба на день. Это очень мало. От голода умирало до 8 тыс. ленинградцев в сутки. 630 тысяч жителей Ленинграда не увидели весны 1942 года.
Страшным является дневник девятилетней ленинградской девочки Тани Савичевой, в которой она записывала слабеющей от голода ручонкой о том, как умирали один за другим члены ее семьи. Умерли 6 членов ее семьи, осталась она одна.
Вот что такое голод. Жизни шестерых самых дорогих людей, целой семьи оборвались на глазах девятилетней девочки Тани, самой младшей в семье. Ее дневник обошел весь мир как символ блокады, как одно из грозных обвинений фашизму. Такое страшное положение было не только в Ленинграде. Эвакуированные в Сибирь женщины, старики, дети копались в перепаханных полях, искали мерзлую картошку.
Человек, познавший нужду в хлебе, никогда не бросит кусочек хлеба. Вот что пишет Григорий Люшпин, переживший голод и ужасы лагеря смерти Бухенвальда:
Ученик:
Крошка хлеба на землю упала, Меньше хлеба на крошку стало. Где-то в поле неубранном нашем, Сколько зерен лежит у пашен! Вот собрать бы их вместе – да в кучу, Хлеб бы выпекли белый, пахучий. Мы б окрепли и сильными стали, Мы б тюремные стены сломали, Снова вышли бы в бой, под бомбежку! Да, жалеть надо хлебную крошку!
Ведущий: Трудно, тяжело достается хлеб. Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он занимает важнейшее место в жизни человека.
Песня “ Хлеб – всему голова”.
2-я страница – “Из истории хлеба”.
Ведущий: Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи. Но иногда вместе с грибами и съедобными травами человек приносил в корзинке несколько зернышек.
1-й ученик: Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.2-й ученик: А древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба. 3-й ученик: На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.4-й ученик: Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти “тарелки” собирали в корзину и раздавали беднякам.
3-я страница – “Поэтическая”. Послушаем стихотворения о хлебе.
Булка.
Три паренька по переулку Играя будто бы в футбол, Туда – сюда гоняли булку И забивали ею гол. Шел мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул, И, на ребят почти не глядя, К той булке руку протянул. Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с нее сдувал И вдруг спокойно и открыто При всех ее поцеловал. – Вы кто такой? – спросили дети, Забыв на время про футбол. – Я пекарь! – человек ответил, И с булкой медленно ушел. И это слово пахло хлебом И той особой теплотой, Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой. (С. Михалков)
Руки человека.
Склонила тяжелую голову рожь. “Спасибо вам, солнце и ласковый дождь! Спасибо земле, Что была моим домом, И сильным рукам, Моим старым знакомым. Я помню, как руки трудились упорно, Чтоб в землю посеять янтарные зерна, А нынче они урожай уберут. Спасибо вам, руки, За добрый ваш труд! Я долгую зиму в земле пролежала, Ютилась под снегом, От стужи дрожала, Но солнце меня отогрело давно, И я принесла золотое зерно. Кто хочет, отведайте хлеба ржаного! А если меня вы посеете снова, Я снова под снегом дорогу найду И колосом стану, И к людям приду”. Я. Дягутите “Рожь поет”4-я страница – “Народная мудрость о хлебе” Пословицы и поговорки о хлебе.
Конкурс команд:
1-е задание: Каждая команда получает конверт со словами пословиц. Они должны собрать пословицы.
Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих. Хлеб – это державное наше богатство. Хлеб также дорог, как и сама жизнь. Хлеб – всему голова! Без хлеба – нет обеда! Будет хлеб – будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно – Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. – Человек хлебом живет, а не промыслом. – Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
2-е задание: Дописать пословицы.
– Хлеб да вода…(крестьянская еда). – Хлеб да соль, и … (и обед пошел). – Хлеб – батюшка, …(водица – матушка). – Палата бела, а…(без хлеба в ней беда). – Гречневая каша – матушка наша, а …(хлебец ржаной – отец наш родной). – Хлеб на стол, так и стол престол, а …(хлеба ни куска – и стол доска). – Без хлеба, без соли…(худая беседа). – Хлеба ни куска, …(так и в тереме тоска). – (Хлеб везде хорош):..и у нас, и за морем. – (Не будет хлеба), …не будет т обеда. – (Хлеб черствый)…– обед честный. – (Хлеба нет ), и… друзей не бывало.
3-е задание: Загадки.
- Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. (Колос)
- Без ног, без рук, а подпоясанный. (Сноп)
- Ходит в поле из края в край, Режет черный каравай. (Трактор)
- Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Комковато, ноздревато, И губато, и горбато, и твердо, И мягко, и кругло, и ломко, И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
- Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
- Бьют меня палками, жмут меня камнями, Держат меня в огненной пещере, Режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят. (Хлеб)
- Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, - Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)
- Мнут и катают, В печи закаляют, Потом за столом Режут ножом. (Хлеб)
- Вот он – Теплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол – Он пожаловал – пришел. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рук Его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)
- Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
5-я страница – “Наши презентации”. Ученики показывают свои презентации о хлебе.
Ведущий:
Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Дорогие ребята, все, что достигнуто сегодня человеком, создано благодаря хлебу и рукам, которые возделывают землю. Уважайте труд хлеборобов, бережно относитесь к хлебу, берите к обеду столько хлеба, сколько вам нужно. И живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина — это одни из самых святых слов для человека.
Ученик:
Зерна наших дней, светитесь Позолотою резной! Говорим мы: “Берегите. Берегите Хлеб родной... Не мечтали мы о чуде. К нам с полей живая речь: “Берегите хлеб, вы –люди! Научитесь хлеб беречь”. Н. Тихонов
А нашу сегодняшнюю встречу мы не смогли бы приготовить без помощи ваших добрых мам. Поможем им накрыть на стол.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Слава хлебу на столе! (праздник для учащихся 3-х классов)
Разделы: Начальная школа
ЦЕЛЬ: Воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.
ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ
1. Экскурсия на хлебозавод (знакомство с профессиями, наблюдение за процессом приготовления хлеба)
2. Подготовка экспозиции “Чудо земли – хлеб” (набор картин на тему “Как появился хлеб на столе”)
3. Выставка книг.
4. Подготовка костюмов
5. Выставка хлебобулочных изделий.
ХОД ПРАЗДНИКА
1-ый ведущий:
- На свете я видела хлеба немало. Крестьянка его из печи вынимала И клала на стол, осеняя крестом. Он отдыхал, накрытый холстом. В горнице пахло сильно и сладко, Хлеб грозным казался, как имя отца. За трапезой ели его без остатка, Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.
Ведущий (в костюме колоска):
- Было это давным-давно. Люди в то время жили очень тяжело: они еще не умели приручать животных, выращивать растения и чтобы не умереть с голоду. Бродили в поисках еды: трав, кореньев, плодов. На это уходило очень много сил. И вот однажды человек нашел зернышко и попробовал его. Это было зерно дикорастущего ячменя.
(показ колоса ячменя)
Это зерно показалось ему очень вкусным. Много лет еще прошло, пока человек научился готовить из зерен хлеб
Ведь не сразу стали зерна, Хлебом тем, кто на столе, Люди долго и упорно потрудились на земле!
А кто-нибудь, ребята, знает как к нам на стол пришел хлеб?
(ответы детей)
Чтецы:
– Пышный, мягкий, пропеченный Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченной Шел к тебе издалека
– В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел, В нем здоровье, наша сила В нем – чудесное тепло Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло.
– В нем земли родимой соки Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем!
(С. Погореловский)
Ведущий:
В летний день у каравая Хороводы, звон и смех, Сам друзей он выбирает, Выбирает, да не всех
Игра –хоровод “Каравай-каравай”
(Дети становятся в круг. Один – в центре.)
ВСЕ:
Как на Веры именины (водят хоровод) Испекли мы каравай (остановились) Вот такой вышины (поднимают руки) Вот такой нижины (приседают) Вот такой ужины (идут у к центру) Каравай, каравай, Кого любишь – выбирай!
Водящий:
- Я люблю, конечно, всех, Ну, а __________ больше всех! (меняются местами)
Ведущий:
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. Что может быть важнее хлеба?
В музее истории Ленинграда (СанктПетербурга) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить, чтобы победить. Живой – значит победа!
В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм. (Р. Рождественский)
Чтецы:
Даже не верится, что когда-то На поле, сожженном огнем батарей, Перед атакой герои – солдаты Делили остатки ржаных сухарей
Даже не верится, что на свете В какой-нибудь очень далекой стране С черствой лепешкой голодные дети Порою встречаются только во сне
Даже не верится нам с тобою, Что кто-то сорит этим чудом земли. Сердце за хлеб обливается болью, Когда он лежит в придорожной пыли. (П.Синявский)
Игра: “Собери пословицу”
(2 команды по 5 человек)
Пословицы:
1. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
2. Хлеба нет – и корочка в честь.
(Остальные отгадывают в это время загадки).
Загадки:
Били меня, били, Колотили, колотили, Клочьями рвали, По полю валяли, Под ключ запирали, На стол сажали (лен)
Не море, не земля, Корабли не плавают,
И ходить нельзя (болото)
Четыре брата бегут, Друг друга не догонят (колеса)
На бору, на яру Стоит мужичок – Красный колпачок (мухомор)
На полях девчонки В белых рубашонках, В зеленых полушалках. (березки)
6. Малые детки Сидят на поветке, Как подрастут – На землю спрыгнут (орехи, желуди)
В темной темнице Красны девицы Без нитки, без спицы Вяжут вязеницы (пчелы в ульи)
Ведущий:
- Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зерен пшеницы. Сколько же надо, чтобы прокормить народ?
Чтецы:
1.
Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает: Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель, Шахтер, машинист, металлург – народ.
2.
Пройдется пахарь утром по жнивью И сыну, указав рукой на поле, Негромко молвит: “Поклонись ему, Как матери, как нашей общей доле!” Ты вырастишь и через много лет Опять сюда вернешься на рассвете И скажешь: “Ничего дороже нет Чем теплый хлеб на этом белом свете!” (Н.Аникеева)
Вопросы:
- Самая засухоустойчивая культура (просо)
- Наиболее скороспелое растение (ячмень)
- Мука из этого зерна идет на выпечку черного хлеба (рожь)
- Бывает яровая и озимая (пшеница)
- Зерно питательно и идет на выработку пищевых продуктов (овес)
- Хлебные растения (злаки)
Ведущий:
Зерна наших дней, светитесь Позолотою резной. Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной. Берегите каждый колос Наших радостных полей, Словно песен тихий голос Громкой родины своей! Не хотим мы видеть черных Зерен, выжженных войной, Пусть сияет нам узорный Самый чистый волн прибой. И мечтаем мы о чуде А с полей живая речь: “Берегите хлеб, вы, люди Научитесь хлеб беречь” Н. Тихонов
Сказка
(инсценировка)
Автор: Г.-Х. Андерсен
“Девочка, наступившая на хлеб”
Главные герои:
- мать девочки Инге
- девочка Инге
- Болотница – Ядовитая старуха
- маленькая девочка
Сказочница (в костюме):
- Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Еще совсем маленькой она ловила мух и жуков и отрывала им крылышки. Ее забавляло, как они становились жалкими и беспомощными.
Однажды мать Инге испекла большой хлеб и сказала:
Мать: - Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке.
Сказочница: - Инге надела свое лучшее платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.
Дорога проходила через болото. Жалко стала Инге своих нарядных башмачков. Недолго думая, она бросила хлеб на грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу.
Но едва Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стремительно погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.
И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой Старухи – Болотницы.
Болотница: - Эге (зашипела) – это девочка с задатками. Из нее выйдет отличный истукан для моей прихожей.
Сказочница: - И стала Инге истуканом. Руки и ноги ее окаменели, и жирные пауки оплели их своей паутиной.
Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.
Однажды горячая слеза упала на голову Инге.Это плакала мать Инге.
Мать: - Ах, Инге! Спесь сгубила тебя. Спесь до добра не доводит.
Инге: - Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне.
Сказочница: - думала Инге, и душа ее становилась все грубее и ожесточеннее.
Однажды эту историю услышала маленькая девочка.
Маленькая девочка: - Бедная, бедная Инге! (заплакала она). Как бы я хотела , чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю.
Сказочница: - Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою недолгую жизнь и зашлась слезами раскаяния.
И в тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Инге вернулась в родительский дом. И не было в этот день на земле человека счастливее, чем мать Инге.
Ведущий:
- Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом Встретить щедро, от души С уважением большим, Мы гостей таких встречаем Белым, пышным караваем И на блюде расписном С белоснежным рушником.
(раздают рецепты)
Рецепты:
Дрожжевое тесто Для приготовления теста на 1 кг муки берется: 30-40 г дрожжей, 2 стакана воды или молока, 2-4 ст. ложки жира, 2-3 яйца, 1 ст. ложка сахара и 1 чайная ложка соли |
Пирожки печеные из дрожжевого
теста. Приготовить тесто. Разделить тесто на кусочки, придать им форму шариков, оставить на 5-8 минут, чтобы тесто немного подошло. После этого раскатать шарики из теста в виде круглых лепешек, толщиной до 1 см, и положить на каждую лепешку начинку. Края соединить и защипать. Разделанные пирожки уложить защипанной стороной на смазанный маслом пирожковый лист или сковородку на расстоянии 1 – 2 см друг от друга и поставить на 15-20 минут в теплое место для подъема. После этого пирожки смазать взбитым яйцом и выпекать в в духовом шкафу в течение 10-15 минут. Готовые пирожки снять с листа, смазать сверху маслом и накрыть чистым полотенцем. Крендельки. В теплом молоке развести дрожжи, всыпать половину муки и поставить опару. Когда опара увеличиться примерно в два раза, положить соль и яичные желтки, стертые добела с сахаром, размешать, всыпать оставшуюся муку и замесить тесто. Затем прибавить растопленное масло или маргарин, цедру лимона, тесто вымесить. После этого тесто посыпать мукой и поставить в теплое место.Когда тесто подойдет, выложить его на доску, посыпать мукой и разделать из него маленькие крендельки: смазать их маслом, посыпать сахаром, поставить в духовой шкаф на 10-12 минут. На 1 кг муки: 1,5 стакана молока, 5 яиц, 1 стакан сахара, 100-125 г масла, 3/6 чайной ложки соли, 30 г.дрожжей, цедру с ? лимона. |
Булочки В посуду для теста влить 2 ? стакана теплого молока, растворить в нем дрожжи (30 г) и, помешивая всыпать половину муки (500г). Вымесить, чтобы не было комков, поставить в теплое место, накрыть салфеткой. Когда опара подойдет, положить в нее соль (3/4 чайной ложки), сахар (3/4 стакана сахара), разогретое масло (150-200 г). Можно добавить 2-3 яйца, ванилин или кардамон в порошке, размешать добавить остальную муку, перемешать. После этого снова поставить в теплое место для подъема. Когда тесто увеличиться. выложить его на доску, посыпанную мукой, и разделать в виде шариков весом примерно в50-60 г. Разделанное тесто уложить на лист, слегка смазать маслом, дать булочкам подняться в теплом месте и затем их смазать взбитым яйцом и поставить на 12-15 минут в жаркий духовой шкаф для выпечки |
Литература.
- “Кулинарные рецепты” г. Новосибирск СП “СТФ –ЮС”, 1991
- Журнал “Начальная школа”, 1986г.
- “Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе” С.Н.Подгорная, Э.Н.Петлякова
- “Проведение праздников в начальных классах” В.А. Георгиевский, Л.И. Шитикова.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Эпоха урожая. «Слава миру на земле, слава хлебу на столе»
Рекомендации о том, как проживать с детьми первую в учебном году эпоху, будут полезны как воспитателям вальдорфских детских садов, так и мамам, которые по эпохам организуют творчество с детьми дома.
Нравственный смысл Урожайной эпохи – переживание детьми чувства благодарности земле, природе через знакомство с богатством урожая и реальным трудом земледельцев.
Совместная трудовая деятельность детей и взрослых дома: сушка яблок, засолка капусты, обработка зёрен пшеницы (молотьба, помол), выпечка хлеба из полученной муки.
Труд на улице: сбор плодов рябины, уборка овощей с огорода, сбор лекарственных трав, семян, шишек, листьев, мха, жёлудей, разных интересных веточек и палочек.
Рукоделие с детьми: бусы из рябины, гирлянды из осенних листьев, шитьё подушечек, набитых травами, шитьё мешочков для муки, шитьё простых овощей и фруктов, набитых шерстью или ватой, поделки из природных материалов: шишек, семян, овощей, изготовление осенних фей из шерсти и природных материалов.
Оформление столика времен года: жёлто-оранжевые тона, корзиночка с овощами, фруктами, орехами; подсолнухи. Много живых ярких цветов. Колосья пшеницы. Соцветия укропа. Сноп пшеницы. Гирлянды из осенних листьев. Ниточки с сухофруктами, куколка из снопика.
Музыкально-ритмическая игра: «Урожайный хоровод».
Сказки для устного рассказывания: «Колосок» «Пых», «Репка», «Муравей и пшеничное зёрнышко», «Теремок», «Коза-дереза».
Пальчиковые и жестовые игры: «Тесто», «Капуста», «Маленький мизинчик…», «Рыбки», «Замок».
Настроение Эпохи урожая (источник: domovenok-rzn.ru)
Эпоха Урожая – первая в году. Она посвящена переживанию прошедшего лета, воспоминаниям о ласковом солнце, о теплом дожде. Мы все вместе радуемся богатым дарам, которые принесла нам осень.Вместе с детьми мы стараемся пережить процесс появления хлеба из зерна:• приносим в группу снопы, обмолачиваем их;• веем зерно на улице;• мелем муку ручным жерновом;• месим тесто, печем пироги.Все эти действия проникнуты благодарностью солнцу, дождю, земле, людям, которые растят хлеб.
Музыкально-ритмическая игра в художественной форме, через песни, стихи, танцевальные и ритмические движения, жесты помогает детям глубже пережить процесс появления хлеба.
Можно также делать вместе с детьми различные заготовки на зиму из овощей и фруктов: варить варенье, сушить яблоки, делать заправку для супа из овощей. В разнообразных работах, в играх дети знакомятся с овощами и фруктами, учатся определять их не только по внешнему виду, но и с закрытыми глазами на ощупь, по запаху. Всегда с большой охотой и радостью ребята отгадывают осенние загадки.В первые дни учебного года мы обязательно показываем детям кукольный спектакль, повторяя его несколько раз, чтобы пробудить у них импульс к творческой игре.
Кульминацией эпохи становится праздник Урожая. В этот день дети приносят в красивых корзиночках свои «дары» – овощи и фрукты. Важно, чтобы родители собирали и украшали корзины вместе с детьми.
Книги, рекомендуемые для чтения детям:3-4 года: «Радуга-дуга» (русские народные потешки, заклички, песенки), «Кочеток и курочка», «Репка», «Бобовое зернышко», «Колобок» (русские народные сказки), В.Сутеев «Три котенка», «Кораблик», «Разные колеса», стихи А. Барто из цикла «Игрушки» («Мишка», «Слон», «Грузовик» и другие).5-6 лет: «Кот, лиса и петух», «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», «Мальчик с пальчик» (русские народные сказки), Н. Носов «Огородники», «Живая шляпа», Л. Толстой «Косточка», «Два товарища», «Котенок».
ОВОЩИ (Ю.Тувим)Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался не плох!
Столик времен года в Эпоху Урожая
Тыквы из ткани, шерсти и фетра
waldorfhome.ru
А. Фатьянов - Хлеб
Просмотров: 335ХлебОда
Стало небо синей, и лучи горячей.Бубенцом под дугой расписнойЗазвенел голосистый весенний ручей,А навстречу, ликуя, другой.И, петляя в лесу между пней и корней,Они, встретясь, слились навсегда.И бежит,Как впряженная в тройку коней,Нагруженная звоном вода.Пролетев косяком, режа воздух крылом,Опустились скворцы на поля.Хлебом, яблоком, медом, парным молокомНоздреватая пахнет земля.Нашей северной русской природеПоклоняться готов целый век,Навсегда полюбив полноводьеС виду тихих, задумчивых рек.Сколько силы в весеннем разливе!Гордо воды бегут не спеша,Будто в этом могучем порывеСкрыта русская наша душа.Как люблю я вас, вольные льдины,Накануне цветенья земли.А что любим — навеки любимо,Без того б мы прожить не смогли.Любим так, что листвою зеленойВся земля зазвенит наконец.С добрым утром, отчизна влюбленных,Вдохновенных и щедрых сердец!_____________________________У бригадира мрачный вид.Он ходит, воду пьет.Ну, черт с ним, если сам не спит,—Ведь нам спать не дает.И, на минуточку присевНа свой дубовый стол,Он нам кричит:— Ведь скоро сев!Ведь се-ев, а не футбол!Какая стать у всех машин!Осанка! Ход! И цвет!А где бензин? Тю-тю бензин,Бензина капли нет,Вам все лежать бы на боку,Посвистывать в носы...—И он честит вовсю Баку,Грознефть и Тумазы.Воды графин прикончил он.Пусть пьет себе — вода ж.Но зазвенел тут телефон —Спаситель добрый наш.— Что? Прибыл?Две цистерны? Три?Ура! Пришей бензин!Вставай скорей, глаза протри! —И — бряк о стол графин...Тот неожиданный звонокБыл жданным в это час.Бежали мы, не чуя ног,За нами пыль вилась,Кружилась,Словно ехал полк,Пока не улеглась,В страду минутой дорожат,И мы им счет вели...От нетерпения дрожа,В бои за чудо-урожайВсю ночь машины шли.Ты меня не вини, дорога,И не жди у реки в тополях,Наступила пора заревая, Огневая пора на полях.Журчат ручьи. Кричат грачи.Горят, горят костры в ночи.Отзвенели капели апреля.Зацветают цветы на лугу.Я в бессонную эту неделюНа свиданье прийти не могу.Журчат ручьи. Кричат грачи.Горят, горят костры в ночи.Не смотри на дорогу, родная, И не жди в тополях у плетня.Заревая пора, посевнаяВсе равно не отпустит меня.Журчат ручьи. Кричат грачи. Горят, горят костры в ночи.____________________Утро голову кружит, дурманит,Как вино опьяняет меня.Утопая в рассветном тумане,Молодые шумят зеленя.Я хочу, чтоб они не клонились,Чтобы рос поскорее и крепНаш надежный помощник,Кормилец,Богатырь наш,Наш батюшка — Хлеб.Если к нам прокрадутся морозы —Мы в обиду его не дадим.Хлеб наш в светлых просторах колхозныхОтогреем дыханьем своим.Хлеб!И вижу я — мчатся тачанки,Банды белых. Разбой и грабеж.С красным флагом мальчишка в кубанкеНа несжатую падает рожь.Хлеб!И тысячи детских ладонейМолят: «Хлеба кусочек подай...»Хлеб!Кулацкие вижу обрезы.Хлеб!Горит урожай на корню.Хлеб!Скрежещут чугун и железо,Пробивая дорогу огню.Хлеб!Блокадные дни ленинградцев.Хлеб!Строительство мирных лет.Шло в целинные степи сражатьсяДобровольцев великое братство,—
Вот что значит он — батюшка Хлеб!Потому будут вечно вплетатьсяКолоскиВ наш прославленный Герб._________________________На весь невиданный простор,На весь родимый крайСияя,Крылья распростерКрасавец урожай!У птиц сегодня голос тих,Гуляет ветер вдоль реки.По всей по нашей областиТо дождички, то дождики.И птицы по-осеннемуВсе в гнездах, как затворники,Стали воскресеньяПохожими на вторники.Опять наш бригадир кричит:- А ну, друзья, поддай! — Заметив мой унылый вид, Ворчит:— Не отставай.— Ты, бригадир, подумай сам, — Ведь с этим самым хлебомЯ восемь суток три часаВновь на свиданье не был.Ты — чурка, право,Вроде пня,Ведь ты женат, известно. А я уверен — от меняОткажется невеста.- Поди — откажется! Как раз!Смешно и нерезонно.Ты в государстве, друг, сейчас Виднейшая персона. Пускай от пыли побелел,Но ты, как то ни странно,Почти министр важнейших дел —Своих и иностранных.На этом кончим разговор.Надеюсь, нет вопросов?Так что, товарищ комбайнер,Смотри не вещай носа.Любовь не оправдает лень.Хлеб вовремя убрать бы.А там...Прими мой трудодень —Дарю тебе на свадьбу._______________Приходят дожди, и уходят дожди,По солнцу ли к нам не добраться? Влюбленное в землю светило, глядиНа то, как хлеба колосятся!В золоте дружеских теплых лучей О как, земля, ты прекрасна! Солнце за нас, за рабочих людей. Ну неужели не ясно?_____________________Времечко страдное. Времечко жаркое.Трудятся люди не зря. Всех одарила своими подаркамиМатушка наша, земля.Дынями зрелыми, Грушами спелыми. Крепкой капустой. Яблоком с хрустом, Сочным и вкусным.Медом, вином золотым.Свежим соленьем. Сладким вареньем.Сливой моченой.Хлебом печеным,Белым и черным, Славным, почетным Хлебушком-хлебом своим!Если друзья, с кем махорку делили мы, В наши заглянут края, Стол наш прогнется от изобилия —Всех угощает земля!Дынями зрелыми.Грушами спелыми. Крепкой капустой. Яблоком с хрустом, Сочным и вкусным.Медом, вином золотым. Свежим соленьем. Сладким вареньем. Сливой моченой. Хлебом печеным, Белым и черным, Славным, почетным Хлебушком-хлебом своим!
А. Фатьянов
- < Назад
- Вперёд >
stihi.ekimovka.ru