Слайд 1
Тема урока: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. К. ПаустовскийСлайд 2
Цели урока: развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения; обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.
Слайд 3
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)
Слайд 4
Литературоведческие термины Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека (толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова). Сказка - произведение устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных , часто фантастических событиях и приключениях (словарь терминов). Фантастика (слово греческое) – способность воображать. Р еальность (от позднелат. realis - действительный), существующее в действительности (толковый словарь). Описание – вид повествования, в котором изображается портрет героя, пейзаж. Пейзаж (франц.) – картина природы в художественном произведении. Портрет (франц.) – изображение внешности героя в произведении (словарь терминов). Эпитет (греч.) - образное определение предмета.
Слайд 5
Кроссворд
Слайд 6
Кроссворд К Л А Д
Слайд 7
Кроссворд К Л А Д К О Л Ь Ц О
Слайд 8
Кроссворд К Л А Д К О Л Ь Ц О Б О Р О Д А
Слайд 9
Кроссворд К Л А Д К О Л Ь Ц О Б О Р О Д А Р О К Н О А
Слайд 10
Кроссворд К Л А Д К О Л Ь Ц О Б О Р О Д А Р О К Н О Г А О Н А
Слайд 11
Добро – это нравственная ценность и совершенные под его влиянием хорошие поступки.
Слайд 12
мир хор.поступки свет мама солнце Добро радость счастье любовь
Слайд 13
Работа с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» Теплый от старославянского – жар, огонь. Т.О., теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, который рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.
Слайд 14
Увлекательный путь к доброте 1) Почему Филька ударил коня? 2) Как описывает Паустовский лютый холод, обрушившийся на Бережки? 3) Какую историю бабушка рассказала Фильке? 4) В чем ее мудрость? 5) Переохлаждение сердца… Как это понимать?
Слайд 15
Минута релаксации
Слайд 16
Увлекательный путь к доброте 6) Зачем Филька ночью побежал к мельнице? Легко ли было ему идти к мельнику? Почему? 7) Смог ли герой рассказать о своем поступке, как его это характеризует? 8) Что советует Панкрат герою? 9) Каким должен быть человек по мнению Панкрата? 10) Что происходит в природе, когда Филька покаялся? 11) Чему посвящены последние строки сказки?√ 12) Какие реальные события описывает Паустовский в своей сказке? 13) Какие события сказки, по вашему, являются фантастическими? 14) Как бы вы теперь объяснили название сказки Паустовского?
Слайд 17
Подведение итогов урока Завещанием прозвучат слова писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар». Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды.
nsportal.ru
Слайд 3
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»
Слайд 4
Тест по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». 1. Какой масти был конь? 2.Кто взял себе коня? 3.Какое прозвище имел Филька? 4.Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? 5.Что случилось в природе после этого? 6.Сколько лет назад был такой же мороз? 7.Куда послала бабка Фильку в поисках совести? 8.Что посоветовал Фильке Панкрат ? 9.Сколько времени дал Фильке Панкрат ? 10.Что придумал Филька? 11.Какую роль сыграла в спасении людей сорока? 12.Что понес Филька раненому коню после примирения?
Слайд 5
Ответы 1. Вороной 2. Мельник 3. «Ну тебя» 4. Кинул в снег 5. Метель и сильный мороз 6. Сто 7. От злобы 8. Изобрести средство от стужи. 9. Час с четвертью. 10. Продолбить лед на реке. 11. Позвала теплый ветер. 12. Буханку свежего хлеба.
Слайд 6
Тема урока Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».
Слайд 7
Доброта- бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь. К.Г.Паустовский
Слайд 8
Кроссворд
Слайд 9
В опросы 1. Как Филька назвал коня? 2. Какой был конь? 3. Как называлась деревня, где жил Филька? 4. Кто позвал теплый ветер? 5. Сколько лет легенде, которую рассказала бабка? 6. Какое стихийное бедствие обрушилось на деревню? 7. Профессия Панкрата . 8. Почему Филька жил с бабкой?
Слайд 10
х р и с т о р а д н и к в о р о н о й Б е р е ж к и с о р о к а с т о м о р о з м е л ь н и к с и р о т а
Слайд 11
Персонажи сказки «Теплый хлеб» ребята бабка Панкрат Филька
Слайд 14
. Теплый хлеб Хлеб - всему голова Испечённый и предложенный от всей души и сердца Свежеприготовленный Горячий душистый
Слайд 16
Хлеб Вкусный, ароматный. Растет, кормит, воспитывает. У мамы вкусный хлеб. Счастье.
Презентация к уроку по рассказу К. Паустовского "Теплый хлеб". Тема урока "Роль пейзажа в рассказе"Слайды помогают сопоставить состояние природы и cостояние героя рассказа
Пейзаж в рассказе К. Паустовского «Теплый хлеб»
Ничего нет в мире милее для меня ,
чем мой народ, его судьба, чем волшебный русский язык и трогающая сердце то силой,
то грустью, то покоем и радостью
наша природа
К. Г. Паустовский
Метель начала затихать к вечеру. А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу.
метель, пурга, буря закружила деревню, посрывала крыши,
а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер
Выскочил, побежал… тяжело шёл, загребая снег валенками…
И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими
облаками и задул по седым ивам ровный и теплый ветер. Запахло весной,
навозом. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось все теплее.
Толковый словарь
- Я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны человека
Домашнее задание
Общее задание
Выразительное чтение понравившегося отрывка
Задание по выбору
1.Создайте пейзаж /красками, пластилином, тканью /
2.Напишите ответ на вопрос :
« О чем заставила задуматься сказка «Теплый хлеб»?
3.Составьте кроссворд/ викторину/ по тексту сказки
Выскочила наружу и полетела прямо на юг. Никто ее не видел, только
лисица в глубоком юру заметила, как темной тенью пронеслась по небу
сорока.
kopilkaurokov.ru
Герои сказки |
Характеристика героев |
Конь: |
вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу, побирался, его взял себе мельник; слеза скатилась у коня из глаз, он заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом; конь осторожно вытянул шею и взял хлеб из рук Фильки мягкими губами, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия… |
Панкрат: |
мучная пыль навеки въелась в Панкрата, быстрые глаза, скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном, Панкрат вылечил коня; Он старик хитрый, учёный… |
Филька: |
Филька жил в Бережках со своей бабкой Филька, по прозвищу «Ну Тебя», был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!« Филька отвечал сердитым басом, ударил коня, Филька тоже заплакал от страха; мальчик придумал спасение от стужи; мальчик плакал перед всей деревней… |
Закричал: «На вас не напасешься,
Физкультминутка Посмотрели вправо, влево, Руки сжали у груди, А теперь их отведи, Дотянись до потолка, Сбрось усталость всю с себя! Нравственные уроки Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»