Проектно-исследовательская работа. Откуда хлеб пришел к нам на стол. П руденко хлеб


дети старшей группы №11 «Колокольчики», родители, педагоги группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 г. Конаково

Проектная деятельность в детском саду

творческо-исследовательский проект:

«Хлеб»

Участники проекта:

дети старшей группы № 11 «Колокольчики», родители, педагоги группы.Длительность: май - октябрь 2012г.

Подготовили воспитатели:

Лишанова Елена Викторовна,

Ерофеева Татьяна ВикторовнаКонаково, 2012Хлеб в трудах добывается, сам собой не родясь.

Хлеб – не просто богатство,

Хлеб – опора для нас.

Будет хлеб полновесный – будет радость в глазах.

Каждый к хлебу причастен. Будем бережны все.

Будет хлеб – будет счастье. Будет жизнь на земле.

П. Руденко

^ по срокам реализации проект долгосрочный, по тематике - информационный, по составу участников - групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Цель:

  • формирование нравственных ценностных ориентаций в ходе совместной познавательной деятельности
Задачи:
  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас
  • воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
^
№ п/п Образовательная область Мероприятия
1 «Физическая культура» Разучивание и проведение пальчиковых гимнастик, физкультминуток на тему «Хлеб». Подвижная игра «Чучело»
2 «Здоровье» Беседы о пользе «Хлеба».
3 «Безопасность» Беседы по технике безопасности на разных уровнях производства хлеба.
4 «Социализация» Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин», «Хлебокомбинат», «Трактора»,

Игра-драматизация по произведению «Колосок»

5 «Труд» Посадка семян ржи и пшеницы, уход за всходами, сбор урожая, молотьба колосьев, выпечка хлеба.

Выпечка хлебобулочного изделия, в домашних условиях, с родителями.

6 «Познание» Встречи с интересными людьми – хлебопекарями.

Экскурсия на Конаковский хлебокомбинат.

Создание альбома «Хлеб»

7 «Коммуникация» Семинар – практикум для педагогов города «Наши руки не для скуки»

Закрытие проекта – праздник «Хлеб», открытое мероприятие для педагогов города и родителей.

8 «Чтение художественной литературы» Чтение рассказов о хлебе: Хлеб» К.Д.Ушинский, Сладков Н.И. Кусок хлеба, «Легкий Хлеб» белорусская народная сказка, М. Пришвин «Лисичкин Хлеб», Михалков С.В. «Трудный хлеб», Ю. Яковлев «Цветок хлеба», «Вкусный хлебушек» притча и другие, разучивание стихотворений о хлебе, пословиц и поговорок.
9 «Художественное творчество» Рисование: «Как мы ходили на хлебокомбинат», «Первый росток», «Колосок», «Пекарь»; лепка: «Мой хлеб», бисерография: «Новый дизайн знакомого хлеба»; коллективная аппликация: «На полях», оригами «Колосок»
10 «Музыка» Разучивание песен: «Что нам осень принесет», «Колосок»

Танца с колосками.

^ Цель: Формирование нравственных ценностных ориентаций в ходе совместной познавательной деятельности.

Обучающие задачи:

  • Расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека;
  • Закреплять представления детей о профессии человека – хлебороб. Подводить к пониманию того, что любая деятельность имеет свой результат;
  • Закреплять представления о различных сезонных атмосферных явлениях (дождь, ветер и др.).
Развивающие задачи:
  • Создавать условия для познавательного развития;
  • Развивать внимание, познавательную активность.
Воспитательные задачи:
  • Воспитывать эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками, педагогами детского сада, родителями;
Используемые методы и приемы:
  • Игровой: подвижные игры;
  • Использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей;
  • Словесный: вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей; художественное слово;
Словарная работа:
  • Развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.
Оборудование:
  • Магнитофон;
  • Телевизор;
  • Ноутбук;
Демонстрационный материалы:
  • Видео слайды;
  • Колосья пшеницы;
  • Каравай.
Раздаточный материал:
  • Колоски, выполненные в технике оригами.
  • Резиновые калоши.
Музыкальное сопровождение:
  • Классическая музыка
Предварительная работа:
  • Реализация программного материала образовательной области Познание (Познавательное развитие) в рамках задач работы с детьми 5-6 лет.
  • Реализация проекта «Хлеб» для детей старшего дошкольного возраста совместно с педагогами и родителями;
  • Знакомство с пословицами о хлебе;
  • Разучивание стихов о хлебе, временах года;
  • Разучивание песни «Что нам осень принесет», танца с колосками.
Ход мероприятия:

Дети вместе с ведущей входят в зал, здороваются с гостями, садятся на стулья

Ведущая: Дорогие ребята! Уважаемые родители, гости! Сегодня мы собрались с вами в этом уютном зале, что бы поговорить о хлебе. С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел! Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки.

Дети: (примерные ответы детей)

  1. Хлеб всему голова.
  2. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  3. Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка.
  4. Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  5. Хлеба ни куска, и стол – доска.
  6. Плох обед, коли хлеба нет.
  7. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
  8. Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.
  9. Береги хлеб – он наше богатство
Ведущая: Хлеб – основной продукт питания. Он нужен человеку каждый день. Мы знаем, что осень – горячая пора для тружеников полей и тех, кто помогает им убирать урожай хлеба, овощей и фруктов. Давайте споем песню «Что нам осень принесет»

^

(муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой)

1.Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

Яблоки румяные, сладкий мед,

Яблоки румяные, сладкий мед.2.Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

Разных овощей полный огород,

Разных овощей полный огород!3.Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

Золотого хлебушка на весь год,

Золотого хлебушка на весь год!

^ Ведущий:

Радо солнцу небушко,

Полюшко – подсолнушку,

Рада скатерть хлебушку –

Он на ней, как солнышко.

Осень:

(показывает на экране хлеб)

Вот он - хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В нем - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!Весна:

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Лето:

В нем – Земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Ведущая: Ребята, а вы узнали моих помощниц?

Дети: Весна, Лето, Осень.

^ Я – Весна – красна, всем людям мила.

Лето: А я зеленое лето. Летом вся земля согрета.

Осень: А я Осень золотая, время сбора урожая.

Ведущая: Сегодня мы с ребятами говорим о хлебе, а значит и о временах года которые помогают хлебу появиться на нашем столе. Присаживайтесь к ребятам на стульчики и давайте все вместе посмотрим на экран и вспомним, кто и как выращивает хлеб для нас.

^

Ведущая: Все начинается весной. В эту пору, когда растаял последний снег, начинается подготовка поля к посеву. Давайте узнаем об этом у ребят. Они прочтут стихотворение «Золотой дождик».

Дети:

По земле сырой, нежесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

Дети:

И до вечера и позже,

До полночи, с темнотой

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

Ведущий: Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен, работая день и ночь.

Трактора выезжайте на поле.^

Тара – тара – та – ра – ра

Выезжают трактора (идут топающим шагом)

Будем землю пахать,

Будем рожь засевать,

Будем рожь молотить,

Малых деток кормить (идем на притоп правая – левая – правая)Ведущий:

Пашут каждую весну

Поднимая целину.

Сеют, жнут, ночей не спят

Знаем мы, как хлеб растят.

Но для того, чтобы пробилось зернышко к свету и получился колосок, нужно, чтобы светило и грело солнышко, да почаще шли дожди (раскладывает лужи).

Тучи в небе кружатся, что не шаг, то лужица. Давайте через лужи прыгать. А чтобы ноги не промочить будем надевать резиновые калоши.^ (Появляется слайд с полем)

Ведущий:

Посеяли хлеб хлеборобы весною, созрел он и стал золотою стеною. А дальше приходит летняя пора. Вот и созрели колоски. Они стали тяжелыми большими, крепкими, вот такими (показывает и раздает детям колоски)^ Ведущий: Колоски набрали силу, а тут еще одна напасть птички прилетают на поле, да давай клевать зернышки. Кто же поможет, кто спасет зернышки от прожорливых птиц.

Догадайтесь, кто оно сторожить поставлено

Что бы птицы не летали, колоски чтоб не клевали.

Что б боялись галки – длинный шарф на палке.

Шляпу нахлобучило, кто же это? (Чучело)

Ведущий: Правильно, Чучело. Оно помогает сохранить урожай, птицы его боятся, но Чучело не злое. А вот и оно.

^ Чучело: Чучелу наскучило воробьев пугать.

Очень хочет Чучело с вами поиграть.

Как услышит Чучело песни, шум и смех.

Крутится, волнуется на глазах у всех.

Очень хочет Чучело с вами поиграть

А ему приходится воробьев пугать.Ведущий: Дети, хотите с Чучелом поиграть.Игра с Чучелом

^ В огороде пугало, пугало стоит

Колоски нам пугало рвать с грядки не велит (грозят пальчиком)

Мы тихонько подойдем

Колосочков мы нарвем (дети идут на носочках к Чучелу)

^

Колоски нельзя здесь рвать

Буду я вас догонять (Дети убегают на стульчики, Чучело их догоняет)Чучело: Спасибо, ребята, мне у вас понравилось, до свидания.

Ведущий: Вот и проходит лето, созрел урожай, пора жать колосья.

^

Рожь наливается зерном

Тяжелым, урожайным.

И солнечным, погожим днем

В поля идут комбайны.

Дети:

Грузовики спешат, гудят -

Везут с полей пшеницу

Наш будет урожай богат

Мы будем им гордится.

Ведущий: С поля зерно везут на хранение, а дальше начинается осенняя пора.

Убран хлеб и тише стало

Жарко дышат закрома.

Поле спит, оно устало

Приближается зима.

Ведущий: Радуются трудовые люди, собран богатый урожай, но путь хлеба на наш стол еще не закончен. Из хранилища зерна везут на мельницу, где из них получают муку. А что происходит дальше мы с ребятами узнали, когда ходили на экскурсию на хлебозавод

^

Дети:

Даже стены тут приятно

Пахнут хлебом ароматным,

Много дружных пекарей

Хлеб пекут здесь на заре.

Дети:

А потом его в машины

И развозят в магазины.

Вот откуда к нам на стол,

Теплый, вкусный хлеб пришел.

Ведущий: Наши ребята большие помощники – пекари. Дома вместе со своими родителями они пекли различные хлебобулочные изделия и угощали ими своих друзей в детском саду.

Слайды

Хлеб в трудах добывается,

Сам собой, не родясь.

Хлеб не просто богатство

Хлеб опора для нас.

^

1.Каравай земли и неба

На твоем столе -

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.Припев: В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

И на хлебном колосочке

И на хлебном колосочке

Держится земля

Припев.

2.В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

Припев.3.И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

Ведущий: Старинный русский обычай остался до наших дней - преподносить хлеб-соль дорогим гостям.

Ведущий вносит каравайВесна:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души

С уважением большим.Лето:

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.Осень:

С караваем соль подносим

Покланясь отведать просим Все вместе:

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.

shkolnie.ru

Дидактический материал к уроку ЛРК (Полунина Н.Н. ДСГШ №95)

Дидактический материал по ЛРК в 8 классе

Тема. Анализ стихотворения В.П.Руденко «Глаза памяти»

Цель. Обучать анализу поэтического произведения, развивать память, литературоведческие навыки, воспитывать любовь к родной земле, хранить память о героях-защитниках Родины, прививать любовь к поэзии.

Оборудование: сборник стихотворений В.П.Руденко «Хлеб и уголь», портрет поэта.

Ход урока.

Учитель. Стихотворение В.П.Руденко «Глаза памяти» входит в сборник «Хлеб и уголь», вышедший в 1986 году в издательстве «Донбасс». Сборник включает в себя тридцать девять  стихотворений и две поэмы.

Виктор Петрович Руденко   наш земляк,  поэт-донбассовец, недавно отметивший 75-летний юбилей. Родился Виктор Петрович 3 сентября 1940 года в с. Доброполье на Донетчине.  Он автор двадцати книг, героями которых являются  люди труда, герои будней, моряки и шахтёры, дети военных лет. Последняя тема наиболее близка автору как ребенку войны.

Одно из его стихотворений, посвященных памяти военных лет, мы проанализируем на сегодняшнем уроке. Это стихотворение «Глаза памяти», с которым вам, ребята, было предложено познакомиться дома, чтобы вы смогли поделиться своими впечатлениями о  прочитанном.

(Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном стихотворении).

Тема стихотворения – память о войне, о тяжелых испытаниях, выпавших на  детскую долю, о стремлении быть достойными памяти отцов, отдавших жизнь за Родину. Автор еще раз убеждает нас в том, что память о войне бессмертна.

Перед глазами – сельский мальчик, голодный, с истерзанной душой, не знавший детства. Стихотворение написано простыми, понятными словами, и именно это позволяет так отчетливо представить картину всего происходящего: летящий «зловещий» самолет, мчащаяся,  обезумевшая  от страха лошадь,  весна в вишневом цвету, встреча  отца-солдата…  Но счастье оказалось недолгим – следующая послевоенная весна «разверзла твердь земли», «упал солдат».

В стихотворении рассказчиком-очевидцем  является сам поэт.  Картины  предстают «опять» в его памяти  как живые («ребристый торс кобылки рыжей», «дрогнувшие луга», «вихреподобный  дым», «самолет зловещий» и «сердце сельского мальчишки», сжавшееся от страха.

Сюжет произведения связан непосредственно с событием, произошедшим в жизни.  Лейтмотив  стихотворения – воспоминания, которые не стираются из памяти и в то же время дают силы преодолевать трудности, быть достойным отца-героя, «успеть бы оправдать по долгу делами отчество своё».

Название  стихотворения  наводит на мысль о том, что глаза памяти видят всегда, даже когда закрыты, даже когда «забылся впотьмах», когда обволакивает сон.

Стихотворение можно разделить на смысловые части.

—  Воспоминание  сельского мальчика о бомбежке.

—  Встреча отца-солдата.

—  Первая послевоенная весна (отец умирает от ран).

—  Жизнь сына должна быть достойной памяти отца.

Автор использует публицистическую лексику, позволяющую подчеркнуть повествовательный характер стихотворения. Прямая речь придает  рассказу    динамику, ощущение событийности.

Отец  «За Родину!»  кричал.

Потом сникал в сплошном жару,

Шепча губами еле слышно:

«Я умереть хочу под вишней,

Под чистым небом, на ветру.

Там птица бьётся в вышине,

Там небо наше синеоко,

Оттуда Родина видней…

Далёко видится, далёко…»

Стихотворение написано ямбом.  Автор использует перекрестную и кольцевую рифмовку.

Перекрестная:

Я человек, не знавший детства.

Земля должна была отдать

Мне, мурашу  земли, в наследство

Свой хлеб, своё тепло, как мать.

Кольцевая:

Опять, забывшийся впотьмах,

Глазами памяти я вижу

Ребристый торс кобылки рыжей,

Летящей  в дрогнувших лугах.

Поговорим о поэтической лексике стихотворения. Эпитеты «ребристый торс», «дрогнувшие луга», «зловещий самолет» переносят  нас в страшные годы войны, передавая ощущение тревоги.  Метафора «красный мак» («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс») одновременно поэтична и удручающа. Сравнение «но те лета, как пыль в глаза, как жгучее железо —  к телу…» подчеркивает то, что каждый раз, вспоминая военное лихолетье, снова испытываешь боль потерь и утрат, чувства с новой силой будоражат сердце и душу. Олицетворение «наголодалась, истерзалась за  тонким  ребрышком душа» рисует страшную картину – голодного, испуганного  ребенка.  «Закаты, подпалив леса, в кровавых полосах летели»-перед глазами  предстает зарево войны, пожарища, хаос  и разрушение.

Поэтическая фонетика представлена ассонансом  («наголодалась, натерзалась»),  аллитерацией («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс»).

Эмоциональности восприятия поэт достигает не только выразительностью лексики, но и  построением предложений, использованием прямой речи.

Использование  неполных предложений передает  картину происходящего на высоком  эмоциональном уровне:

А вслед  — вихреподобный  дым,

А с неба  — самолет зловещий…

Повтор   («Я помню это, помню это») говорит о глубоких переживаниях автора.  «Я человек, не знавший детства», — повествует  о себе автор.

Стихотворение В.П.Руденко проникнуто драматическим пафосом. Война – страшная трагедия. Она оставляет в сердцах людей незаживающие раны. Мы, потомки наших отцов и дедов, должны быть достойными их памяти.

Но сердце

Обретает силу,

Зовёт на жизненный простор.

Наполнясь  страстным бытием,

Ищу нелегкую дорогу.

Успеть бы оправдать по долгу

Делами

Отчество своё.

 

Домашнее задание. Прочитать стихотворение В.П.Руденко «Донецкая роза», письменно выполнить анализ произведения.

 

 

 

 

презент Руденко (2)

xn--b1aaickutcb0a.org

Проектно-исследовательская работа. Откуда хлеб пришел к нам на стол

Проектно-исследовательская технология в 1 классе

Тема: «Откуда хлеб пришел к нам на стол»

Проект было решено реализовать в три этапа.

1 этап. Подготовительный

Актуальность.

В наше время дети имеют в недостаточной степени представления о хлебе, как он приходит на стол, как его выращивают и кто, проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина.

С помощью этого проекта у детей расшириться знания о хлебе, о тружениках села. А так же этот проект позволит сотрудничать и сблизить детей.

Мы совместно с детьми выдвинули гипотезу:  получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.

«Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему

Цели проекта: проведение исследования «Откуда хлеб на стол пришёл?»

Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были поставлены следующие задачи:

- формировать представления о тружениках села – хлеборобах;

- сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;

- изучить литературу по интересующей нас теме;

- познакомиться с историей появления хлеба на земле;

определить, как раньше происходил процесс выпечки хлеба в домашних условиях;

- совершить экскурсии на хлебозавод, зернохранилище,

- провести эксперимент «Испеки хлеб»;

- оформить стенгазету.

Объект исследования: хлеб

  1. Определение темы, цели, содержания проекта, формирование групп.

  2. В результате мозгового штурма «Фабрика идей» были определены группы «Историки», «Знатоки словесности», «Экскурсоводы», «Исследователи» «Практики», «Художники оформители»

  3. Выбор направлений в работе над проектом:

Для реализации проекта дети разбиты на группы по 3 человека. Каждая группа получила задание.

Историки – подготовить сообщение о появлении хлеба на Земле и о том, как хлеб убирали в старые времена

Экскурсоводы – совершить экскурсию на хлебозавод и посмотреть, при каких условиях производится хлебопродукция, применить полученные сведения,

Исследователи – проследить все этапы по выращиванию хлеба до буханки хлеба на столе

Знатоки словесности – подобрать пословицы, поговорки, загадки, рассказы и стихи о хлебе, составить кроссворд.

Художники-оформители – подобрать работы художников по теме «Уборка урожая», оформить выставку детских рисунков и стенгазету с отчетными материалами.

Практики – узнать рецепт приготовления белого и черного хлебов, замесить и испечь совместно с родителями хлеб.

Планируемый результат:

- умение работать с информацией

- умение сотрудничать в группах

- понимание детьми ценности хлеба

- знание детей о производстве хлеба

- умение детей применять трудовые навыки

- понимание детьми важности труда хлебороба

Организационная деятельность довести до участников проекта важность данной проблемы.

Формы организации работы детей: групповая, самостоятельная.

Формы организации работы учителя: консультации, корректировка подготовленных материалов, экскурсии, помощь в оформление стенгазеты.

2. Практический этап

Художественная литература:

Чтение сказок: «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», рассказ К.Паустовского «Теплый хлеб», «Дом зерна»

Заучивание стихотворений;

В.Данько «Откуда хлеб пришел»

В.Степанов «Полюшко поле»

П.Руденко «Хлеб»

Сочинение собственных стихов, составление и отгадывание кроссвордов и загадок, чтение пословиц и поговорок.

Исследовательская деятельность:

Проследить все этапы по выращиванию хлеба до буханки хлеба на столе

Превращение зерна в муку

Из чего делают хлеб (тесто)

Продуктивная деятельность:

Замесить и испечь совместно с родителями хлеб в русской печки

3. Аналитический этап

Ход занятия

I. Мотивация.

Чтение стихотворения: В.Данько «Откуда хлеб пришел»

II. Актуализация знаний.

- Сегодня на занятии мы продолжаем работу над проектом «Откуда хлеб к нам пришел на стол». Мы должны рассмотреть ядро нашего проекта, то ради чего мы затевали наш проект. Но прежде чем перейти к теме занятия, сделаем обзор накопленного нами материала.

Некоторое время назад вы получили задание: собрать материал по теме «Откуда хлеб к нам пришел на стол» и разбились на группы: историки, экскурсоводы, знатоки словесности, исследователи, практики, художники-оформители.

II. Тема занятия и цель.

Сегодня мы подведём итоги вашей работы и попробуем ответить на вопрос о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Каждая группа в конце своего выступления делает вывод и главные слова передаёт художникам-оформителям. В результате должна получиться газета, которую потом можно будет показать родителям и другим детям. И в конце занятия вас ждет сюрпиз.

resheba.ws


Смотрите также