Откуда к нам пришел хлеб? Откуда к нам пришел хлеб


Откуда к нам пришел хлеб?

Откуда к нам пришел хлеб?

Занятие для подготовительной группы

Воспитатель Макарова Л.С.

Программное содержание:

Расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, дать представление о различных хлебных злаках; воспитать бережное отношение к хлебу; дать представление о с/х технике (комбайн и др.)

Предварительная работа:

Подготовить слайды, найти пословицы, поговорки, загадки о хлебе и с/х технике, выучить стихотворение «Хлебушко» С. Погореловского; принести колоски ржи, пшеницы, овса, принести каравай.

Занятие основано на книге Ю. Крутогорова «Дождь из семян» изд. «Малыш» 1975г.

Ход занятия: На полотенце вносят каравай хлеба.

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Так откуда же, ребята, пришел хлеб?

Как только с полей сходит снег и подсыхает земля, в поле выходит трактор. Пора готовить землю для нового урожая. К трактору цепляют плуг. Блестят на солнце острые сверкающие ножи, они землю режут на ломти. А широкая такая лопата – отвал, верхний ломоть переворачивает и укладывает на дно канавки-борозды. И свежую землю со дна борозды – наверх! Ножи и лопата – вот что такое плуг.

Идет трактор по пашне. За ним плуг. За плугом тянется черная вспаханная полоса шириной с улицу. Поле рыхлится. Прошлогодние стебельки, с которых срезали колоски, упрятываются в борозду. Вот что такое пахота!

Ростки на такой земле лучше взойдут. Меньше будет сорняков, больше влаги. Теперь полю борона требуется.

После пахоты наверху могут оказаться крупные комки земли. Они помешают взойти посеянному зернышку. Поле должно быть ровным и гладким. Надо разбить крупные комки.

Борона прочесывает пашню, как расческа. Зубья у бороны железные, острые, частые.

Земля готова. Вспаханная, разрыхленная, влажная.

Самое время сеять хлеб.

Сеять нужно как по линеечке. Не сыпать зерно куда и как попало. А то в одном месте вырастет пшеница, а в другом – будет лысая земля.

Закапывать семена в землю надо на нужную глубину.

Кто же так умеет сеять? Сеялка.

Между ее высокими колесами есть длинный ящик. Ящик-решето. С крошечными отверстиями. Как раз под размер зернышка. Зерна и высыпаются. И попадают в другой ящик, в нижний этаж сеялки. А из этого нижнего этажа к земле тянутся тонкие трубочки. Семена друг за дружкой, словно капельки, попадают в бороздки.

Бороздки выкапывает сама сеялка колесиками. Сзади сеялки тянутся кольца, которые присыпают бороздки землей.

Хлеб посеян.

Пройдет немного времени и по всему полю протянутся зеленые строчки. Это взошли маленькие росточки.

Они превращаются в колоски. Сначала они зеленые, но к концу лета становятся золотистыми. Зернышки были мягкими, а теперь становятся твердыми.

У разных хлебных злаков – ржи, пшеницы, овса – разные колоски.

Давайте их посмотрим.

Хлеб созрел. Пора его убирать.

В поле выходит комбайн.

Он срезает колоски, обмолачивает их (выколачивает из колосков зерна).

Стебли-соломины попадают в одну сторону, зерна - в другую.

Комбайн из соломы сложит копну и сбросит ее.

А зерна ссыпаются в большой ящик в комбайне.

Он называется бункер.

Как только бункер наполнится доверху, так сразу на комбайне свисток во всю мочь засвистит. Это значит – пора разгружать.

Подъезжает грузовик, и в него из широкой трубы «польется» зерно.

Машина едет на мельницу. Там зерно мелют – из него получается мука.

Муку везут на фабрики, хлебозаводы. Там пекут хлеб и другие разные вкусные вещи.

Давайте вспомним, что можно сделать из хлебных зерен, из муки:

  • Ячмень – ячневая каша
  • Рожь – «черный» хлеб
  • Овес – геркулесовая каша, овсяное печенье
  • Пшеница – «белый» хлеб и др.
На Руси издревле очень уважали хлеб, относились к нему бережно. Если нет хлеба – тогда голод. А дорогих гостей встречали хлебом и солью на вышитом чистом полотенце (не пряниками, не конфетами).

Резали хлеб аккуратно, чтобы крошки не упало, а если упадут крошки – их, не сметали на пол, а аккуратно собирали.

А если кто-то из детей бросал хлеб – его очень строго наказывали. Но раньше дети это делать не могли, потому что знали, как трудно его вырастить (раньше не было машин, все делали вручную).

Уважение к хлебу выразилось в пословицах, поговорках.

А какие сказки про хлеб вы знаете?

А сейчас многие забыли – как тяжело земледельцам вырастить хлеб. Хлеб у нас всегда на столе.

Можно увидеть, как надкушенная булочка валяется на земле и ее пинают ногами. Дети за обедом могут взять хлеб и не доесть его, бросить, раскрошить. Так делать нельзя.

А если представить все будет: будут все сладости, а хлеба не будет?

Давайте попробуем по кусочку от нашего каравая и запомним, как же долго он к нам шел –с поля в садик.

Отгадаем загадку:

Бьют меня палками

Трут меня камнями

Жгут меня огнем

Режут меня ножом

За то меня так губят, что все меня любят!

(Хлеб)

ПриложениеПословицы о хлебе:

  • Хлеб – батюшка, водица – матушка.
  • Хлеб да вода – молодецкая еда.
  • Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
  • Хлеб всему голова

Загадки:

Зарыли Данилку

В сырую могилку

Он полежал, полежал

Да на солнышко побежал.

Стоит, красуется

На него люди любуются!

(посеянное зерно)

Не море, а волнуется

(нива)

На водопой не хожу,

Овса не прошу

Коли хочешь, попашу,

Коли хочешь, помолчу.

(трактор)

Ходит полем из края в край,

Режет черный каравай

(плуг)

Маленький, горбатенький

Все поле обрыщет,

Домой прибежит –

Целый год пролежит.

(серп)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

(колос)

За лесом усатое море лежит

Волна за волною по морю бежит

Пройдет по волнам великан-пароход

И каждую каплю с собой заберет.

(комбайн)

Брат брата трет, бела кровь идет

(жернова и мука)

Парикмахер необычный

Гладко чуб стрижет пшеничный,

И лежат за ним вразброс

Копны золотых волос

(комбайн)

ogeogr.ru

"Откуда к нам хлеб пришёл?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 С. КОНОКОВО

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

по теме: «"Откуда к нам пришел хлеб?"

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Дудченко Н.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непосредственно образовательная деятельность

"Откуда к нам пришел хлеб?".

 

Задачи:

-Формировать представления детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.

-Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.

-Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.

- Развивать общую и мелкую моторику.

-Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду человека.

 

Материалы и оборудование: мультимедийная доска с презентацией, мяч, сушки по количеству детей.

 

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня будем говорить, если отгадаете загадку, то узнаете,

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет». (Хлеб.)

Слайд 1

Воспитатель. Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

 

Ответы детей. (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

 

Воспитатель. Кто хочет узнать, откуда хлеб попадает к нам на стол?

Ответы детей.

Воспитатель. Тогда рассаживайтесь по удобнее на модули.

 

 

 

Слайд 2 «Откуда к нам пришел хлеб»

 

Слайд3 «Сначала зернышко хлеба сажают в землю»

Слайд 4 «Сажают специальными машинами – сеялками»

 

Воспитатель: скажите, как называется эта машина? И что она делает? (Эта машина называется «сеялка», она сеет зерно в землю)

 

Слайд 5 «Потом вырастают вот такие колоски»

 

Воспитатель. Ребята, а что нужно для того чтобы зерна проросли? (Солнце, вода, удобрения.)

- Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья.)

 

Психогимнастика «Колос растет»

 

Воспитатель. Представьте, что мы в поле. Вы превратились в маленькие зернышки, которые сажаю в землю. (Дети садятся на корточки на паласе.)

Тёплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками. (Дети медленно поднимают руки вверх.)

Колоски тянуться к солнышку. (Дети напрягают руки.)

Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. (Дети расслабляются, роняют голову, опускают руки, плечи, туловище опускается на пол.)

Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку.

В поле выросли замечательные колоски. (Дети улыбаются друг другу.)

 

Слайд 6 «Колоски собирают машины»

 

Воспитатель:

— А как называют машины, которыми собирают колосья? (Комбайны)

— А кто управляет комбайном? (Комбайнер)

 

Слайд 7 «Отвозят зерно»

 

Воспитатель:

— А это что за домик, куда отвозят собранное зерно? (Мельница, мукомольный завод)

— А для чего она нужна? (На мельнице зерно перемалывают в муку)

Мельница

 

 

 

 

Крутим мельницу вперед:

Раз, два, три, четыре, пять.

А потом наоборот

Будем мельницу вращать.

(Вращение прямыми руками вперед назад)

 

Слайд 8 «Там зерна перемелют в муку»

 

Воспитатель: А потом что происходит? (Муку везут на хлебозавод. Там из нее делают хлебобулочные изделия).

 

Воспитатель: Кто выпекает хлеб? (пекарь)

 

Слайд 9 «Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки»

 

Слайд10 «На хлебовозке везут в магазин»

 

Слайд 11 «Магазин»

 

Воспитатель: Ребята, вы узнали сколько труда надо затра тить, чтобы получить хлеб! Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Ведь хлеб – всему голова!

Интерактивная технология "Хоровод"

А какие хлебобулочные изделия вы знаете, мы узнаем, передавая мяч друг другу.

Интерактивная технология "Интервью".

Мы сегодня узнали много нового интересного.

Предлагаю поиграть в игру «Журналисты»

Можно сегодня корреспондентом буду я.

Я хочу взять у вас интервью.

Активизация необходимых знаний детей.

- Что вы сегодня узнали?

- Какой путь от зерна до хлеба?

-Люди каких профессий нужны, для того чтобы хлеб был у нас на столе?

 

 

 

Побуждение детей к конструктивному взаимообщению.

Рефлексия, угощение сушками.

 

nsportal.ru

Откуда к нам пришел хлеб

aneks.spb.ru

Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент.  
  1. Беседа
 
Приход Алёши. - Здравствуйте, ребята. Я к вам пришёл за помощью. Учитель попросил ответить на вопрос: «Откуда к нам пришёл хлеб?», а я не знаю. Разве хлеб ходит? Ведь у него нет ног. Я пришёл домой. Крутил, крутил буханку, но так ног и не увидел. Так как же он пришёл, ведь его всегда приносит мама из магазина. - Алёша, садись и слушай внимательно. - Ребята, чтобы узнать, о чём мы будем говорить на занятии, послушайте куплет песни. Надеюсь, вы догадаетесь, как она называется.Звучит песня Я. Френкеля «Русское поле».Презентация «Русское поле» - Ребята, о чём говориться в песне? - Как она может называться? - Ребята, а что выращивают в поле?                                   - О русском поле. - Русское поле. - Овощи, злаки: пшеницу, рожь …
- Правильно, сегодня мы проследим путь зёрнышка от поля до стола в виде вкусного ароматного душистого хлеба.      
  1. Показ проросших зёрен (пшеницы)
 
- Ребята, узнаёте, что здесь у нас проросло? - Да. Пшеница.
- Давайте вспомним последовательность проращивания зёрнышка. - Зерно замочили. - Зерно проросло. - Зерно посадили в землю. - Полив. Тепло. Освещение. - Появление побегов.  
В домашних условиях мы можем вырастить десять-двадцать колосков, но этого не хватит, чтобы испечь даже маленькую булочку. А для того, чтобы накормить жителей нашего города, необходимо засеять огромное поле и не одно.
  1. Презентация «Откуда приходит хлеб»
- Ребята, а теперь отправимся в небольшое путешествие, чтобы понять, как хлеб приходит к нам на стол.Слайд 1 Пахота. Землю к посеву готовят осенью. Трактора с прицепленными плугами вспахивает землю.Слайд 2 Сев. Весной, когда растаявший снег пропитает землю, а солнышко прогреет её, выходят трактора с боронами, которые ровняют землю под  посев. Тракторы с сеялками засевают поле зерном.Слайд 3 Хлеб растёт Солнце прогреет землю, дождь напитает её влагой. Появятся зелёные ростки – всходы. Летом вырастут колоски, а в них много-много зёрен.Слайд 5 Жатва В конце лета пшеница созревает, и зерно собирают – комбайнами.Слайд 6 Зернохранилище, мукомольный завод. (колоски-зерно-мука) Зерно загружают в машины и везут в зернохранилище, оттуда – на мукомольный завод, где зерно мелят и получают муку.Слайд 7 Пекарь На хлебозаводе из муки, добавив другие продукты, замешивают тесто, и пекари в специальной печи, используя разные формы, выпекают хлеб, булки, рогалики.
                                                             
- Ребята, какой длинный и трудный путь проходит зерно, прежде чем у нас на столе появится хлеб. - Ребята, люди каких профессий трудятся (на доске выставляют цветные изображения трактора, комбайна, машины, хлебозавода + карточки с названиями профессий). Проговаривание профессий хором.
  • в поле
  •  транспортируют зерно на хранение
  •  на хлебозаводах
  - Каждая крошка хлеба – огромный труд многих людей. - В блокаду маленький кусочек хлеба и кружка кипятка спасали людям жизнь. Вот почему мы говорим о бережном отношении к хлебу. - Ребята, хлеб очень полезен. Он богат витаминами, минералами, необходимыми для жизни и роста человека. - Ребята, есть вот какие пословицы:- Сей в добрую пору – соберёшь хлеба гору. - Как вы понимаете значение этой пословицы? - Что посеешь, то и пожнёшь. - Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест. - Хлеб – всему голова.  
                - Трактористы, комбайнёры, агрономы, - водители, - пекари.                    
- Ребята, а хлеб можно испечь и дома.  4 Д/игра «Какие продукты потребуются, чтобы сделать хлеб в хлебопечке»   Из большого количества цветных изображений (хлебопечка, буханка хлеба, стакан воды, бананы, книги, мука, цветы, земля, яйца, колбаса, дрожжи, сахар, соль) ребята выбирают нужные продукты. - Что можно испечь из этих продуктов? Фронтальная работа: составление учеником  из букв слова «ХЛЕБ».           - Мука, вода, дрожжи, яйца, соль, сахар.         - Хлеб.   Составление из раздаточных букв слова «ХЛЕБ» с последующей его записью.
5 Физкультминутка
Поле по весне вспахали.   Руки перед грудью. Согнуты в локтях. Вращательные движения перед грудью.
Зерном поле засевали   «сеют»
Солнце припекает Перекрещивают ладони, поднимают руки вверх.
Землю согревает Опускают руки, делая пружинистые движения ладонями.
Высоко поднялись колоски, Медленно поднимают руки
К солнцу тянутся они.    
Ветер налетает, колоски качает. Покачивают руками над головой.
Вправо пригнулись, влево качнулись Наклоняют корпус и руки вправо и влево.  
А как дождичек идёт Руки опущены вниз, быстро шевелят пальцами.
Рожь водицу пьёт и пьёт. Руки «чашечкой» и «пьют»
Вот какая нива!     Поднимают руки вверх, пальцы раздвинуты.
До чего красива! Трясут кистями рук над головой.
6 Д/игра «Узнай на вкус» - Ребята, закрыв глаза, на вкус узнают кусочки: - чёрного хлеба, белого, сдобу, сухарик, пирожное.  
7 Разгадай кроссворд. См приложение. - Какое слово получилось? - Выставление цветной картинки -  «каравай» - Угощение караваем, испечённым детьми на занятиях по СБО.   - Каравай.
8 Итог занятия. - О чём говорили на занятии? - Что понравилось? - Совместное чтение стихотворения (дети, учитель).       Хлеб нелёгкий путь проходит, Чтоб попасть к тебе на стол. И в любом кусочке хлеба Ты почувствуешь всегда Теплоту родного неба, Привкус доброго труда.
9 Оценка деятельности учащихся. - Алёша. Ребята теперь я знаю: «Откуда к нам пришёл хлеб», как много людей трудится над его изготовлением. Я знаю, почему к ХЛЕБУ надо относиться бережно.  

Смотрите также