Анализ рассказа Носова «Трудный хлеб». Носов трудный хлеб главная мысль
Анализ рассказа Носова «Трудный хлеб» | DOBROSLET.RU
$
$Учитель русского языка и литературы: Карачёва М.В.
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»
Е.И. Носов «Трудный хлеб»
Цель$: учить анализировать, понимать основную мысль произведения, развивать речь, творческие способности учащихся, воспитывать любовь к человеку, к животным.
Задачи: формировать умения сопоставлять близкие по теме произведения, способов умственных действий, способность сочувствовать и сопереживать чужому горю, осуществлять межпредметные связи.
Оборудование: портрет писателя, тест к рассказу Е.И. Носова «Трудный хлеб», компьютер.
$Содержание урока:
Ход урока.
1. Организаци$онный момент
2. Поэтическая страничка. Чтение учащимися стихотворений о животных (Стихи С.Есенина, С.Михалкова, А. Барто и др.), бережном отношении к ним.
3. Сообщение темы и целей урока.
Слово учителя: — Ребята, мы не раз говорили с вами о том, что писатели и поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаем значения в повседневной жизни. Им дан особый дар – умение всматриваться, проникать в тайные причины поступков, высвечива$ть то, что остается незамеченным другими.
Сегодня мы будем говорить о рассказе одного из таких писателей, будем учиться понимать основную мысль рассказа, выявим отношение к происходящему, к героям.
Но сначала посмотрим презентацию «Е.И. Носов».
Демонстрация презентации
— Что вы узнали о писателе?
— Эпиграфом урока послужит пословица:
Не богатство – друг, а друг – богатство. (пословица)
Основной вопрос урока:
Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?
Проблемный вопрос:
-Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легки$й, не требующий от вас никакой отдачи?
(Записано на доске)
— Ребята, в одной газетной статье я прочитала следующее:
«Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень гостеприимно. Радушная хозяйка ставила на стол охотничьи яства, рассказывая про свой дом, быт, житье.
$- Вот этот пушистый коврик … мы его очень любим. Правда, красивый? это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.
– А что делать? – посетовал охотник, — Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа мне помощник нужен».
4. Дискуссия
$- Как вы относитесь к поступку охотника?
(Ученики высказывают свою точку зрения, учатся приводить факты, доказательства).
5. Работа по усвоению рассказа «Трудный хлеб» Е.И. Носова.
1) Сжатый пересказ, сопровождаемый чтением отдельных эпизодов, понравившихся ученикам.
2) Сопоставление рассказа и газетной статьи:
— Что объединяет этот рассказ с фрагментом из газеты.
Ответы:
— И в рассказе, и в $статье речь идет об охотниках и их собаках.
— Охотники должны были решить: что делать с собакой, от которой мало проку…
3) Исследование текста:
— Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?
Свой ответ подтвердите цитатой из рассказа.
— Ощущалось ли со стороны, что собака слепа?
/ «Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте»/
6. Физминутка. Упражнения для глаз.
— Беседа о роли зрения в нашей жизни и о том, что зрение нужно беречь.
— Давал ли охотник почувствовать собаке, что она – неполноценный помощник своему хозяину?
/Нет. Хозяин давал уточняющие команды, подбадривал и хвалил собаку./
7. Тест.
Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?$
а) Собака тосковала бы дома без хозяина.
б) Хозяину с собакой в лесу не так скучно.
в) Должна же быть от собаки хоть какая-то польза!
г) Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пес чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.
(ответ «г»)
Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?
$5) Презентация рисунков к рассказу – самостоятельная работа дома в читательских дневниках. (Индивидуальная работа)
6) Мини – сочинение «За что можно уважать хозяина Чанга?»$ (для сильных учащихся)
«Чем вас заинтересовал рассказ Е. Носова?» (для слабых учащихся)
Выдержки из работ:
— Я очень рад, что у Чанга именно такой хозяин. Он все делает, чтобы собаке было хорошо, чтобы она чувствовала себя нужной…
— Хозяина Чанга можно уважать за то, что он любил свою собаку, сочувствует ей, но берет ее на охоту, т.к. она охотничья собака. Животных надо беречь. Они наши друзья…
$Учитель.
— Действительно, ребята, хозяин Чанга – настоящий человек. Он относится к собаке как к человеку, которому нужна помощь.
— Как вы думаете, почему рассказчик уже не жалел убитую птицу после того, как узнал историю Чанга?
— Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете?
/Друг – главное для человека. У охотника такой друг – собака. И ему не нужно богатство, потому что друзья не имеют цены./
8. Итог урока.
– Как вы понимаете смысл названия рассказа « Трудный хлеб»?
$Важно ли, какой «Хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?
Носов показывал, что Чаг свой хлеб честно зарабатывал, помогая, как возможно, на охоте хозяину. Автор хочет сказать, что хлеб никогда не бывает легким, его нужно зарабатывать тяжелым трудом.
9. Заключительное слово учителя.
— Мы живем в мире, в котором развиты наука, техника. У многих из вас есть компьютеры. Но мы должны знать и помнить, что главное — это земля, люди.
Любите природу, человека, животных, наблюдайте за происходящим, не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь.
$
В любой ситуации оставайтесь людьми.
Наш урок закончился. Что же вы возьмете для себя с этого урока? Дайте оценку уроку по таким критериям:
— Интересно ли вам было на уроке?
— Хотелось ли вам работать на уроке?
— Как вы оцениваете отношение учителя к вам?
10. Домашнее задание: Напишите пи$сьмо-отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале нашего разговора о рассказе Е. Носова
$
dobroslet.ru
Анализ рассказа Носова `Трудный хлеб`
Учитель русского языка и литературы: Карачёва М.В. Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Е.И. Носов «Трудный хлеб» Цель: учить анализировать, понимать основную мысль произведения, развивать речь, творческие способности учащихся, воспитывать любовь к человеку, к животным. Задачи: формировать умения сопоставлять близкие по теме произведения, способов умственных действий, способность сочувствовать и сопереживать чужому горю, осуществлять межпредметные связи. Оборудование: портрет писателя, тест к рассказу Е.И. Носова «Трудный хлеб», компьютер. Содержание урока: Ход урока. 1. Организационный момент 2. Поэтическая страничка. Чтение учащимися стихотворений о животных (Стихи С.Есенина, С.Михалкова, А. Барто и др.), бережном отношении к ним. 3. Сообщение темы и целей урока. Слово учителя: - Ребята, мы не раз говорили с вами о том, что писатели и поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаем значения в повседневной жизни. Им дан особый дар – умение всматриваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими. Сегодня мы будем говорить о рассказе одного из таких писателей, будем учиться понимать основную мысль рассказа, выявим отношение к происходящему, к героям. Но сначала посмотрим презентацию «Е.И. Носов». Демонстрация презентации - Что вы узнали о писателе? - Эпиграфом урока послужит пословица: Не богатство – друг, а друг – богатство. (пословица) Основной вопрос урока: Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? Проблемный вопрос: -Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Записано на доске) - Ребята, в одной газетной статье я прочитала следующее: «Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень гостеприимно. Радушная хозяйка ставила на стол охотничьи яства, рассказывая про свой дом, быт, житье. - Вот этот пушистый коврик … мы его очень любим. Правда, красивый? это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить. – А что делать? – посетовал охотник, - Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа мне помощник нужен». 4. Дискуссия - Как вы относитесь к поступку охотника? (Ученики высказывают свою точку зрения, учатся приводить факты, доказательства). 5. Работа по усвоению рассказа «Трудный хлеб» Е.И. Носова. 1) Сжатый пересказ, сопровождаемый чтением отдельных эпизодов, понравившихся ученикам. 2) Сопоставление рассказа и газетной статьи: - Что объединяет этот рассказ с фрагментом из газеты. Ответы: - И в рассказе, и в статье речь идет об охотниках и их собаках. - Охотники должны были решить: что делать с собакой, от которой мало проку… 3) Исследование текста: - Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты? Свой ответ подтвердите цитатой из рассказа. / Он давал собаке команды спокойным и ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»/ - Ощущалось ли со стороны, что собака слепа? / «Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте»/ 6. Физминутка. Упражнения для глаз. - Беседа о роли зрения в нашей жизни и о том, что зрение нужно беречь. - Давал ли охотник почувствовать собаке, что она – неполноценный помощник своему хозяину? /Нет. Хозяин давал уточняющие команды, подбадривал и хвалил собаку./ 7. Тест. Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома? а) Собака тосковала бы дома без хозяина. б) Хозяину с собакой в лесу не так скучно. в) Должна же быть от собаки хоть какая-то польза! г) Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пес чувствовал себя настоящей охотничьей собакой. (ответ «г») Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина? 5) Презентация рисунков к рассказу – самостоятельная работа дома в читательских дневниках. (Индивидуальная работа) 6) Мини – сочинение «За что можно уважать хозяина Чанга?» (для сильных учащихся) «Чем вас заинтересовал рассказ Е. Носова?» (для слабых учащихся) Выдержки из работ: - Я очень рад, что у Чанга именно такой хозяин. Он все делает, чтобы собаке было хорошо, чтобы она чувствовала себя нужной… - Хозяина Чанга можно уважать за то, что он любил свою собаку, сочувствует ей, но берет ее на охоту, т.к. она охотничья собака. Животных надо беречь. Они наши друзья… Учитель. - Действительно, ребята, хозяин Чанга – настоящий человек. Он относится к собаке как к человеку, которому нужна помощь. - Как вы думаете, почему рассказчик уже не жалел убитую птицу после того, как узнал историю Чанга? - Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете? /Друг – главное для человека. У охотника такой друг – собака. И ему не нужно богатство, потому что друзья не имеют цены./ 8. Итог урока. – Как вы понимаете смысл названия рассказа « Трудный хлеб»? Важно ли, какой «Хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? Носов показывал, что Чаг свой хлеб честно зарабатывал, помогая, как возможно, на охоте хозяину. Автор хочет сказать, что хлеб никогда не бывает легким, его нужно зарабатывать тяжелым трудом. 9. Заключительное слово учителя. - Мы живем в мире, в котором развиты наука, техника. У многих из вас есть компьютеры. Но мы должны знать и помнить, что главное - это земля, люди. Любите природу, человека, животных, наблюдайте за происходящим, не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь. В любой ситуации оставайтесь людьми. Наш урок закончился. Что же вы возьмете для себя с этого урока? Дайте оценку уроку по таким критериям: - Интересно ли вам было на уроке? - Хотелось ли вам работать на уроке? - Как вы оцениваете отношение учителя к вам? 10. Домашнее задание: Напишите письмо-отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале нашего разговора о рассказе Е. Носова
Приложенные файлы
schoolfiles.net
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Е.И. Носов «Трудный хлеб»
Дергунова С.В. учитель русского языка и литературыМОУ СОШ.ПавловкаМарксовского районаСаратовской областиТема: «Мы в ответе за тех, кого приручили»Е.И. Носов «Трудный хлеб» Урок внеклассного чтения в 5 классе.Цель: учить анализировать, понимать основную мысль произведения, развивать речь, творческие способности учащихся, воспитывать любовь к человеку, к животным.Задачи: формировать умения сопоставлять близкие по теме произведения, способов умственных действий, способность сочувствовать и сопереживать чужому горю, осуществлять межпредметные связи.Оборудование: портрет писателя, читательские дневники учащихся, сигнальные карточки, тест к рассказу Е.И. Носова «Трудный хлеб», компьютер.Содержание урока:Ход урока.1. Организационный момент2. Минутка солнца 1) МИНУТКА СОЛНЦА (рисунок №1)Ребята, мне хочется, чтобы на протяжении всего нашего урока, это милое солнышко придавало нам оптимизма, творчества, и, конечно же, хорошего настроения. Следующий рисунок, с которым вы вступаете в диалог–этоЗемля.(рисунок №2)а) Ваши ассоциации к слову Земля( выстраиваем ассоциативный ряд до тех пор, пока не появится следующее нужное слово.Земля (ассоциации)–––––––––––––––––––––––– планетамир жизньдружба
ЖИЗНЬ (ассоциации)–––––––––––––––– человекживотноерастениерадостьсчастьеВЫВОД: У нас получилась цепочка.А) Если эти слова я соединю так. О чем они вам расскажут? (см.первую схему) Б) Изменится ли смысл этих слов, если мы их соединим по– другому? Докажите.Земля ----------------Жизнь----------------ЧеловекЧеловек-------------Жизнь----------------Земля ( земля дает жизнь человеку) (Человек, живя на Земле, должен сделать что– то хорошее)ВЫВОД:Верно. Каждый человек, живя на этой планете, должен оставить какой– то след через свои хорошие дела, поступки.– А так как мы сегодня будем вести разговор о творчестве писателя Е. Носова, то я предлагаю послушать выступление вашего товарища , узнать его краткую биографию Как будет выглядеть след, оставленный Е.Носовым в своей жизни? Вывод: вот так кратко и достаточно емко мы изобразили творчество Е. Носова.(рисунок№4)
Скажите, почему оно представлено в виде цветка, и именно – ромашки? 1. Потому что учитель литературы любит ромашки и рисовать их проще , чем другие цветы.2.Потому что автор любит полевые цветы, так как вырос в деревне, и мало что знает о городских цветах.3.Потому что автор избегает рисовать мрачные картины, темные стороны жизни . От его произведений веет истинно русским духом, чем– то родным , неподдельным, искренним. На Руси жизнь таких людей ассоциируется либо с березкой, либо с полевой ромашкой.) 4.Как известно на ромашке гадают, поэтому можно угадать, о чём писал Евгений Носов. А теперь вглядитесь в портрет Е. Носова. Какой характер скрывается за этой внешностью? Каким вы представляете этого человека? Каково его отношение к природе? 3. Сообщение темы и целей урока.Слово учителя:-Ребята, мы не раз говорили с вами о том, что писатели и поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаем значения в повседневной жизни. Им дан особый дар – умение всматриваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.
Основной вопрос урока: Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?Проблемный вопрос:Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Записано на доске)- Ребята, в одной газетной статье я прочитала следующее:«Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень гостеприимно. Радушная хозяйка ставила на стол охотничьи яства, рассказывая про свой дом, быт, житье.- Вот этот пушистый коврик мы его очень любим. Правда, красивый? это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.– А что делать? – посетовал охотник, - Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа мне помощник нужен».4. Дискуссия - Как вы относитесь к поступку охотника? (Ученики высказывают свою точку зрения, учатся приводить факты, доказательства).5. Работа по усвоению рассказа «Трудный хлеб» Е.И. Носова.1) Сжатый пересказ, сопровождаемый чтением отдельных эпизодов, понравившихся ученик·ам.2) Сопоставление рассказа и газетной статьи:- Что объединяет этот рассказ с фрагментом из газеты.Ответы: - И в рассказе, и в статье речь идет об охотниках и их собаках.- Охотники должны были решить: что делать с собакой, от которой мало проку3) Исследование текста:- Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?Свой ответ подтвердите цитатой из рассказа./ Он давал собаке команды спокойным и ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»/- Ощущалось ли со стороны, что собака слепа?/ «Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте»/
- Физминутка. Упражнения для глаз.
- Давал ли охотник почувствовать собаке, что она – неполноценный помощник своему хозяину?/Нет. Хозяин давал уточняющие команды, подбадривал и хвалил собаку./
4) Тест. Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?а) Собака тосковала бы дома без хозяина.б) Хозяину с собакой в лесу не так скучно.в) Должна же быть от собаки хоть какая-то польза!г) Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пес чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.(ответ «г»)Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина? (ЗВУЧИТ ПЕСНЯ)
6Напишите ответ на вопрос: «За что можно уважать хозяина Чанга?» (для сильных учащихся)(2-3 предложения)«Чем вас заинтересовал рассказ Е. Носова?» (для слабых учащихся)Выдержки из работ:- Я очень рад, что у Чанга именно такой хозяин. Он все делает, чтобы собаке было хорошо, чтобы она чувствовала себя нужной
- Хозяина Чанга можно уважать за то, что он любил свою собаку, сочувствует ей, но берет ее на охоту, т.к. она охотничья собака. Животных надо беречь. Они наши друзьяУчитель. - Действительно, ребята, хозяин Чанга – настоящий человек. Он относится к собаке как к человеку, которому нужна помощь. А вы встречали людей, которым также нужна наша помощь?- Как вы думаете, почему рассказчик уже не жалел убитую птицу после того, как узнал историю Чанга?Какой из помещённых афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа Е.Носова?«Лучший способ сохранить друзей – не предавать их» У.МизнерДобрый не только тот, кто делает добро, а тот, кто не делает зла .Не богатство – друг, а друг – богатство.(пословица)- Прочитайте эпиграф урока. Не богатство – друг, а друг – богатство.(пословица)Как вы его понимаете?/Друг – главное для человека. У охотника такой друг – собака. И ему не нужно богатство, потому что друзья не имеют цены./6. Итог урока.– Как вы понимаете смысл названия рассказа « Трудный хлеб»?Важно ли, какой «Хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?Носов показывал, что Чаг свой хлеб честно зарабатывал, помогая, как возможно, на охоте хозяину. Автор хочет сказать, что хлеб никогда не бывает легким, его нужно зарабатывать тяжелым трудом.7. Выставление оценок.8. Заключительное слово учителя.- Мы живем в мире, в котором развиты наука, техника. У многих из вас есть компьютеры. Но мы должны знать и помнить, что главное - это земля, люди. Любите природу, человека, животных, наблюдайте за происходящим, не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь.В любой ситуации оставайтесь людьми.Наш урок закончился. Что же вы возьмете для себя с этого урока? Дайте оценку уроку по таким критериям:- Интересно ли вам было на уроке?- Хотелось ли вам работать на уроке?- Как вы оцениваете отношение учителя к вам?- Согласны ли вы с полученными отметками?Домашнее задание:Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Муму».Нарисовать иллюстрацию понравившихся эпизодов к рассказу «Муму». Из лучших рисунков мы вместе сделаем компьютерную презентацию.К последнему уроку литературы перед каникулами (28 декабря, вторник) приготовить анонс художественного произведения о добром отношении к животным и представить его так, чтобы заинтересовать своих друзей и вызвать у них желание прочитать это произведение на каникулах.
15
schoolfiles.net