Занятие "Как хлеб на стол пришел". Как хлеб на стол пришел беседа
«Как хлеб на стол пришёл?
Беседа на тему: «Как хлеб на стол пришёл?
старшая группа
Подготовила воспитатель МКДОУ № 29: М.В.Одинцова.
Беседа на тему: «Как хлеб на стол пришёл?
Задачи:
обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, обогащать словарь детей прилагательными.
развивать коммуникативные способности, развивать логическое мышление, память, творческое воображение.
воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, объяснение и заучивание поговорок о хлебе, сравнение колосков пшеницы, ячменя.
Материалы:
презентация о хлебе, ящик со всходами пшеницы, все ингредиенты для теста, колоски пшеницы, лупы, музыкальная колонка, запись гимна , разрезанные картинки по теме «Хлеб», на вышитом рушнике каравай, сюжетные картинки.
Ход занятия:
(звучит гимн Кубани)
Ой, Кубань ,ты наша Родина,
Вековой наш богатырь,
Многоводная, раздольная.
Разлилась ты вдаль и вширь.
Так пели наши предки, кубанские казаки. Так и называют эту благодатную землю- Кубанью. Смыслом жизни целых поколений была забота о куске хлеба.
Сегодня мы с вами проведём экскурсию и узнаем как растёт хлеб, а нашим путеводителем будет, как вы думаете кто?
Круглый, пышный, ароматный
У него румяный бок ,называется ребята
Это чудо -(колобок)
1 слайд-название
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колосок)
Посмотрите какой золотой, красивый колосок у меня в руке. -Из чего он состоит ?(из зёрен)
(посадить детей за стол и рассмотреть через лупы зерно)
Работа с лупой
-Какой формы наши зёрнышки ? Какого цвета?
Золотой колосок, отведи нас в поле
Бескрайним золотым морем раскинулись на Кубани пшеничные поля , думаете легко вырастить хлеб? Нелегко. Давайте проследим какой путь проходит хлеб, прежде ,чем попасть к нам на стол.
-Когда начинается подготовка земли к севу? (весной, как только оттает и просохнет земля)
2 слайд -вспашка.
Колобок спрашивает вас ребята ,чтобы посеять в землю зерно ,что необходимо сделать? (вспахать, поборонить, удобрить)
-А когда всё распахали ,можно ли сеять зерно?
(надо подготовить сеялки, семена, сделать бороздки, посеять и заборонить поля)
-Скажите, а кто управляет тракторами, сеялками? (трактористы ,комбайнёры)
3слайд-профессии
4 слайд- сев.
Ровными, аккуратными рядами укладывают зерна пшеницы в почву сеялки.
Вот пшеница взошла. Всё лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое .Но вот зёрна созрели ,в поля выходят другие машины.
-Как они называются? (комбайны)
5 слайд-комбайн
Начинается уборка ,а в старину называли уборку жатвой. Раньше это делали вручную, с утра до ночи мужчины косили, а женщины срезали серпами колосья. Затем слаживали в скирды .Скирда-это сложенное сено для просушки.
-Что делает комбайн?(скашивает и обмолачивает зерно)
физминутка
Ветер веет над полями,И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)Облако плывет над нами,Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)Ветер пыль над полем носит.Наклоняются колосья —Вправо-влево, взад-вперёд,А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
-Кто знает куда везут зерно с полей? (на ток, элеватор)
слайд-ток ,элеватор.
Это специальное сооружение для хранения зерна.
-Что делают с зерном на току?(сортируют, сушат, веют)
-Куда потом везут зерно?(на мельницу)
-Для чего нужна мельница? (молоть зерно в муку)
слайд-мельница
-Кто мелет зерно? (мельник)
-Куда мука едет дальше ?(в магазин, на пекарню)
На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с мукой добавляется вода, сахар, дрожжи ,соль .
слайд-пекарня
-Кто хлеб печёт?(пекарь)
9-слайд-хлеб
Хлеб-это настоящее богатство, его нужно беречь
Пословицы.
-Какие пословицы вы знаете?
1.Хлеб поспевает- работник не гуляет.
2.Хлеб- всему голова.
3.свой сухарь- лучше чужих пирогов.
4. Без хлеба краюшки -не прожить и седой старушки.
5.Горька работа- да сладок хлеб.
-А как вы относитесь к хлебу? (Доедаем ,не бросаем)
-А какой хлеб вы любите больше всего? (белый, ржаной)
-Ребята, а кто из вас видел ,как мама делает тесто?
-Какие нужны компоненты для теста?(перечисляют)
Показ детям теста
Игра «Бесконечное предложение» (передавать мяч)
Я скажу слово хлеб, а вы ответите какой он.
Хлеб -душистый. тёплый, мягкий и т.д.
Игра « Хлебобулочное изделие»
( кто быстрее соберёт разрезанную картинку )
-Скажите у вас был случай, когда хлеб вам показался очень вкусным?
-Остаётся ли у вас лишний хлеб?
-А что вы с ним делаете? Почему хлеб нужно беречь?
М. Глинская «Хлеб»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»- Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.— Куда же теперь хлеб девать?В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Вопросы :
Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.
Итог: Итак люди каких профессий трудятся ,чтобы хлеб попал к нам на стол?
Работа эта трудная ,тяжёлая, берегите хлеб!
Ребята мы сейчас вспомнили ,как хлеб на стол пришёл.
- А вы сможете сделать так, чтобы сейчас у каждого из вас появился свой хлеб?(нет)
А почему не сможете?
multiurok.ru
Занятие "Как хлеб на стол пришел"
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС.
«Как хлеб на стол пришёл»
Цели: раскрыть значение хлеба и его производство для нашего народа;
воспитывать бережливость, уважение к чужому труду.
Ход занятия:
1.Организационный момент. (1- й слайд)
2.Вступительная беседа.
Удивителен запах хлеба!
Этот запах нам с детства знаком.
Пахнет хлеб и степью, и небом,
И травой, и парным молоком.
- Почувствовали какой запах, какой аромат?
(слайды 1,2)
Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте. А помог этому случай. Вроде бы подкисло тесто по недосмотру раба, приставленного к кухне, но он, желая, видно, избежать взбучки, лепёшки всё-таки испёк. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу – лепёшки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше. Бедняга так обрадовался, что пал на колени перед чудом и воскликнул: «Хлеб – это дар Божий!»
3.Основная часть.
В богатых городах Греции пекари начали появляться в пятом веке до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IX- XI вв., и пекари пользовались большим почётом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве. По древним германским законам преступник, убивший лекаря, булочника, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии.
(слайды 3,4) На Руси с древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на применении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали просфоры, калачи и сайки из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный». Во все времена отношение к хлебу было особенным. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. (слайды 5,6)
Так же как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал, кто помогал хлебу на стол прийти. Таких людей называют хлеборобами.
Говорят: белый хлеб чёрные руки любит. Чёрные от работы на земле, от пыли и пота. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле.
Святое дело – вырастить хлеб.
Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо, чтобы накормить народ? Разве можно найти профессию, более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба? Никогда она не отомрёт, не устареет.
Мы с вами живём на благодатной земле. Наш край являются житницей страны.
(слайды 7-до конца)
С. Михалков «Булка»
Три паренька по переулку,
Играя, будто бы в футбол!
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя.
Остановился и вздохнул,
И на ребят, почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись, сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой политы под небом,
Моря пшеницы золотой.
1.Как вы относитесь к поступку детей?
2.Кто является главным героем стихотворения?
3.Почему пекарь поцеловал булку?
4.А какими качествами на ваш взгляд должен обладать человек, который печёт хлеб?
«Хлеб ногами топтать – народу голодать.» Сейчас хлеба у нас вдоволь. Это богатство – наше завоевание, наше счастье.
В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.
Не бросай где попало недоеденный хлеб!
Смолоду научись ценить труд других.
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт!
Хлеба к обеду в меру бери!
Хлеб – драгоценность!
Им не сори!
Нам жить, пока стоят хлеба
И петь о них, пока имеем голос.
Как хлебороба вечная страда
В судьбе нашей страны – ВЫСОКИЙ КОЛОС!
Итог занятия.
Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта.
И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом.
infourok.ru
«как Хлеб на стол пришел»
Методическая подборка
материалов для проведению тематической недели:
«Праздник Хлеба»
Составитель: старший воспитатель МБДОУ Кирилова С.В.
При подборке использованы авторские разработки педагогов Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ
Беседы о Хлебе…………………………………………………….…………..3
Стихи о Хлебе…………………………………………………………………11
Пословицы и поговорки о Хлебе……………………………………………….18
4.Загадки о Хлебе. …………………………………………………………………….20
5. Считалки о Хлебе………………………………………………………………23
6. Чистоговорки о Хлебе………………………………………………………….23
7. Притчи, сказки и рассказы о Хлебе………………………………………….24
8. Сценарий по теме: «как Хлеб на стол пришел»…………………………….34
БЕСЕДЫ О ХЛЕБЕ
Есть в мире понятия, ценность которых непреходяща.
К этим понятиям можно отнести и Хлеб — древний и
вечно молодой продукт человеческого труда.
Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства,
прививая детям эту любовь и в детском саду и дома.
Беседа-диалог:…«История…Хлеба» Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.
В древнем Египте, 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.
На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.
Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.
В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду.
После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.
Беседа-диалог «Хлеб всему голова»
Автор: Мезенцева Ирина Васильевна, воспитатель
Задачи:
Углубить и расширить знание детей о хлебе.
Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу.
Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации.
Предварительная работа
Конкурс рисунков на тему “Хлеб мой вкусный, хлеб душистый”.
Рассматривание и беседы по картине Т.Н. Яблонской “Хлеб”, М.В. Данциг “Золотая земля”.
Самостоятельное ознакомление детей с пословицами, поговорками о хлебе.
Оформление
Выставка хлебобулочных изделий; репродукции картин художников о хлебе; выставка детских рисунков.
Ход беседы
Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости — добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.
Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания — самое надежное средство защиты людей от голода.
Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.
Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.
В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.
В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.
На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.
О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка — величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.
Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека в самую черную годину жизни.
В одном из своих стихотворений Владимир Солоухин вспоминает:
Минуту я запомнил туИз детства озорного.Вдруг скучно сделалось во ртуОт хлеба, от ржаного,И бросил наземь я кусокОт дедушки украдкойИ наступил я на кусок Босой чумазой пяткой.И растоптал… И весь как былЗарылся носом в пыль я.А раньше дед меня не бил!
Есть только одно слово равнозначное слову “хлеб” — это слово “жизнь”.
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба — 125 грамм — дневной паек жителей осажденного города. Это святой блокадный хлеб.
В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция семенного фонда страны. Люди голодали, но берегли лучшие сорта зерен для будущих поколений.
А сейчас, я хочу прочитать вам одну сказку.
«Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать испекла хлеб и сказала: “Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке”. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.
Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.
Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.
Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. “Какой толку, что мать теперь хнычет обо мне”, — подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась еще грубее.
Эту историю услышала маленькая девочка. “Бедная, бедная Инге! — заплакала она, — как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю”. Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния.
В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому, что девочка научилась ценить хлеб».
Ребята, никогда не забывайте, что случилось с девочкой, наступившей на хлеб!
Сейчас у нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. И нередко можем видеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусоросборниках, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда булочки или горбушки хлеба.
Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек.
Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом — кругом с точкой посредине.
Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей.
Хлеб — практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом.
Если хлеб зачерствеет, он все равно сможет служить людям добрую службу.
Никогда не выбрасывайте черствый хлеб. И в наши дни во многих семьях, где умеют бережно относиться к хлебу, где знают ему истинную цену, хозяйки могут приготовить блюдо, основу которого составляет черствый хлеб.
(Детям предлагается попробовать гренки.)
А теперь, ребята, скажите, вкусный хлеб?
Беседа с детьми о хлебе и о профессии пекаря
Автор: В.В.Гербова
Цель:
Рассказать детям о том, как много хлеба выпекают на хлебозаводах, показать хлебобулочные изделия; объяснить, почему следует беречь хлеб — народное достояние; дать детям почувствовать, как значима профессия пекаря.
Предварительная работа
За 1—2 дня до занятия предложить детям посмотреть, много ли хлеба нужно для того, чтобы накормить всех детей детского сада.
Ход беседы
— Во многих продовольственных HYPERLINK «http://click01.begun.ru/click.jsp?url=Uua49XR9fh2N200RobkKYeXibpD62eHe8KoWCmW3k4UvacZ-*mM-jN*unrw7-EdRwdlsL7wKc70V9h5D2QdU544Z2-HduQ4AcK7qTBRzsFMF7hcwTlMNOC7Er7TsHWpLOzQvCcBAHu0tdxzzzi22k5oKxOrnU*0St1*UceUmh5vjUIaKxxrM5J4vAz0Oda9RVflVdmLD9M*3GKVRDIf9QVmnEHA8XCUI15BGTZMWdYNWaU1vHWlD0Q2Oq9t86e3-N5lb2l5SmjuHLpb2OBJJQFF-quHWCDZp9dF8korhvuh5h4kBgy—WAY-cUC2*TvGumgv6zTkW-QSR*EVJGhqvRdaO1c5z3377sEHiTprDlCBnd6J-x0gKGew1DeN7jvj*NcdKQ&eurl%5B%5D=Uua49W1sbWw14MYX2*0DsNkY5XNMb5v7OcBxiyX9-5GidTqd» \t «_blank»магазинах сел, поселков, небольших городков обязательно есть отдел «Хлеб»,— начинает занятие воспитатель.— А в больших городах нашей страны построены специализированные магазины и отделы в крупных супермаркетах. Чаще всего такой магазин называется «Булочная». Кто из вас бывал в таком отделе или в булочной? Какой хлеб вы там видели? Что покупали?
Обобщая ответы детей, педагог перечисляет хлебные изделия: круглые караваи и буханки ржаного хлеба и пшеничного, разнообразные батоны, городские булки, сдобные булочки, крендели и т. п. (Если будет возможность, следует показать детям эти изделия.)
— Ни один обед не обходится без хлеба. Не правда ли? — уточняет воспитатель. И спрашивает: «А как вы думаете, почему и в детском саду и дома вам настоятельно советуют есть хлеб?» Выслушивает ответы, обобщает их: «Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб вызывает чувство сытости, но никогда не приедается».
Педагог напоминает детям о том, что на днях они выясняли, сколько хлеба привозят ежедневно в детский сад. И спрашивает: «Сколько же надо хлеба к завтраку, обеду, ужину? («Много».) А сколько надо хлеба, чтобы накормить всех людей нашего города? («Очень много».) Знаете ли вы, где пекут хлеб, и кто его печет?»
Выслушав ответы детей, воспитатель поясняет, что в больших городах работают специальные хлебопекарни, на этих пекарнях ни на секунду не прекращается работа. Даже в праздничные дни, когда люди отдыхают, пекари работают. Ведь к праздничному столу хлеба нужно еще больше!
Далее педагог интересуется, кто из детей помогал маме или бабушке печь пироги, какие продукты для этого нужны. (Мука, масло, HYPERLINK «http://click01.begun.ru/click.jsp?url=Uua49YqNjI1uAH7-T1fkjwsMgh5OiRJQPGsKLD*gTM8*I6Faw4Dtmj5mTT0u49Ih8ZxlW3G4pPpmBkl3b3AM5oRBJUa5EWrMsKh8qxtDvaSL6dSkpJo8NEgGISM14dSZRqo1fn97wCppx-dfMvdQip05*Ygh-MXXAxhlul*mMLDKxjE1Ze0sUvA0sfqPhA9kvL4bVXEQRBK7DoBP5eWRO75IXPymOHiYLPywo9Hp0gyEkKAEkpKATqsRi9PkuBUuCZddQJUXWUUGhMr0W9RzXwibE-YvcF-DQLTinQ&eurl%5B%5D=Uua49Wtqa2qsEjCmalyyAWipVMKDLz21PuKI1Nm9Cd3R4JdI» \t «_blank»дрожжи, сахар, соль.) «Эти продукты,— говорит воспитатель,— необходимы для приготовления хлеба. Только на хлебопекарнях хлеб помогают выпекать машины. Послушайте, как это делается». Зачитывает отрывок из рассказа пекаря-мастера Г. С. Страмнова:
«Громадные чаши, называемые дежами, наполняются мукой, водой, дрожжами, сахаром, солью и маслом. Они установлены на своеобразном конвейере, который напоминает карусель. За пять часов эта карусель совершает один оборот, и в течение этого времени тесто поднимается и созревает. Ему помогают огромные лапы месильной машины. Они перемешивают и обминают тесто. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции»
«Представили вы себе огромную чашу?» — спрашивает воспитатель.— А карусель и лапы месильной машины? А делительную машину?»
Зачитывает отрывок еще раз. Заканчивая занятие, воспитатель говорит: «Хорошие урожаи выращивают в нашей стране труженики полей. И нигде в мире хлеб не стоит так дешево, как в нашей стране. Каждая семья может купить столько хлеба, сколько захочет. И это прекрасно. Что может быть вкуснее мягкого душистого хлеба!
И, тем не менее, хлеб нужно беречь. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих. Берегите хлеб!
Чтобы хлеб всегда был на нашем столе, работают фермеры. Они сеют, выращивают и убирают рожь и пшеницу, перевозят зерно на элеваторах. Чтобы хлеб всегда был на нашем столе, работают мукомолы. Чтобы хлеб всегда был на нашем столе, и днем, и ночью, и в будни, и в праздники трудятся…пекари».
Беседа «Хлеб»
Авторы: Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.
Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. — М.:ТЦ СФЕРА, 2004. — 96 с.
Цели:
Закрепить знания детей, что хлеб — ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих; закрепить словарь по данной теме.
Оборудование
Демонстрационный материал — колосья ржи, пшеницы, ячменя, овса, початок кукурузы, картина «Уборка урожая», картинки с изображением зерноуборочной техники.
Ход беседы
Организационный момент
Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился,
А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто. В магазине занял место.
Вырос он под синим небом, а пришел на стол к нам — хлебом.
Беседа о хлебе
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе.)
Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине?
Какие вы знаете зерновые культуры? (Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес.)
Воспитатель загадывает загадку: Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (Колос.) Воспитатель с детьми рассматривает колосья.
Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)
Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.)
Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи — длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)
Где растет хлеб? (В поле.)
— Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу сеют осенью, яровую — весной.
Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.) Рассматривается картина «Уборка урожая».
Кто собирает урожай на полях?
Что делают трактористы?
Кто работает на комбайне?
Куда везут зерно на машинах? (На элеватор.)
Что такое элеватор? (Здание, где хранится зерно.)
Что означает пословица: «Зернышко к зернышку, будет мешок». С элеватора везут зерно на мукомольный завод, где из зерен получают муку, затем ее везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Физкультминутка
Едем в поле. (Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.)
На кочку наехали (Подпрыгивают.)
В яму заехали (Приседают.)
Горки объехали (Делают повороты вправо и влево.)
и на поле приехали.
— На какое огромное поле мы приехали. Посмотрите на колосья — они все разные: один высокий, а другой …
Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)
Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)
Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.)
Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.)
Овсяное печенье пекут из … .
Дети вспоминают пословицы и поговорки о хлебе и уточняют их значение.
Хлеб — всему голова.
Хорошо трудиться — хлеб уродится.
Что посеешь, то и пожнешь.
Работай до поту — так и поешь в охоту.
Урожай не от росы, а от пота.
Завершение беседы
— Как, вы думаете, как надо относиться к хлебу? Почему? Воспитатель читает отрывок из стихотворение Я. Дягутите «Руки человека»:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!»
СТИХИ О ХЛЕБЕ
∗∗∗
Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые словаЗабывать мы не вправе: «Хлеб всему голова!» — В поле, в доме, в державе!
∗∗∗
Автор: Н Тихонов
Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной!Говорим мы: «Берегите.Берегите Хлеб родной…Не мечтали мы о чуде.К нам с полей живая речь:«Берегите хлеб, вы – люди!Научитесь хлеб беречь».
∗∗∗
Автор: Г.Виеру.Радо солнцу небушко,
полюшко подсолнушку. Рада скатерть хлебушку:
он на ней как солнышко.
∗∗∗ Автор: С. ПогореловскийВот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем — земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
∗∗∗
Автор: В. Орлов
В каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И расти под небом светлым,Строен и высок,Словно Родина бессмертный,Хлебный колосок.
Пшеница Автор: Аким. Я.Положит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.
∗∗∗ Автор: Я.Аким.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
∗∗∗
Автор: С. ПогореловскийГнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. Вот какой я! — он хвалился — с ветром справился, с водой! До того он загордился, вырос кверху бородой.
∗∗∗
Автор: В. ВоронькоВот и лето пролетело, тянет холодом с реки. Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски. Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край. Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай. Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало. Только село солнышко, опустело зернышко.*** Автор: В. ВоронькоВешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора. Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым. Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу. А отец мне отвечает: — Трактор пашет, не катает! Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!
Стихи о Хлебе
Автор: Нина СамковаЯ видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной. Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была. Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. Поднялся и к мальчишке подошел « Зачем — спросил он, голосом усталым – -Ты, мальчик поступил нехорошо» А утром, в день победы, ветераны. Все при параде, в школу, ту, пришли. Мальчишке показалось очень странным, Что ветераны хлеб, с собой, несли. Узнал мальчишка, в старом ветеране. Седого старика, на той скамье. Он замер, тишина стояла в зале. И хлеб душистый на большом столе. И та, старушка, что ушла с батоном. Сидела рядом, грудь вся в орденах. В глазах мальчишки голубых, бездонных. Вдруг, со слезами появился страх. Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. Мальчишке, нежно, в руки подала. И быль, рассказанная, той старушкой. Его в блокадный Ленинград перенесла. . Вот перед ним возник холодный город. Во вражеском кольце, кругом бои. Свирепствует зима и лютый голод. И тот батон, что поднят был с земли. Прижав батон, он мчится по дороге. Он знает, мать его, больная, ждет. Торопится он к ней, замерзли ноги. Но счастлив он, он хлеб домой несет. А дома, бережно, батон он режет. Куски считая, чтоб хватило им. Пусть он сухой и пусть не очень свежий. Он был единственным и очень дорогим. Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. И матери, ее кусок, несет. В глазах ее он видит боль и муку. И тот немой вопрос «Ты ел, сынок» Но, вспомнив, как он бил батон ногою. Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук Мать закричала « Что, сынок, с тобою. Дай хлеба, я умру от этих мук» Он зарыдал и вновь перед глазами. Старушка, что батон с земли берет. Она стоит и нежными руками. Мальчишке, хлеб душистый, подает. Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. Бежит домой, там, мать больная, ждет. Боль матери всем сердцем понимает. И оправданий он себе не ждет. Он входит в дом, сидят в нем ветераны. Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. Все сном прошло, остались только раны От боли той, в глазах стоял испуг. Он понял цену, тем слезам и хлебу. Который, дерзко, превратил он в мяч. На землю, вновь его вернули с неба. Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь» Стоит она и гладит по головке. В глаза глядит, так, как глядела мать. Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. « Простите» — только это смог сказать. Я видела, как тихо, по дороге. Идет мальчишка, голову склонив. И дед седой все курит на пороге. Всю боль души, молчаньем сохранив.
Руки человека
(стихотворение из книги Я. Дягутите “Рожь поет”)
Автор: Я. ДягутитеСклонила тяжелую голову рожь.“Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!Спасибо земле,Что была моим домом,И сильным рукам,Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,Чтоб в землю посеять янтарные зерна,А нынче они урожай уберут.Спасибо вам, руки,За добрый ваш труд!
Я долгую зиму в земле пролежала,Ютилась под снегом,От стужи дрожала,Но солнце меня отогрело давно,И я принесла золотое зерно.
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!А если меня вы посеете снова,Я снова под снегом дорогу найдуИ колосом стану,И к людям приду”.
Хлеб
Автор: Хельо Мянд
Кто всегда в заботе?
Тракторист в заботе.
uvd45.ru