Хлеб-всему голова доклад. Хлеб всему голова доклад
Хлеб – всему голова!
Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (7,4 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
(Слайд 1).
(Слайд 2).
Цель урока:
- Ознакомить учащихся со значением хлеба.
- Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев употребления хлеба.
- Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб.
- Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
(Слайд 3).
Учитель: Мы с вами посвящаем сегодня наш разговор главному предмету на столе – хлебу. Ведь хлеб – всему голова! У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу насущному. В народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу.
(Слайд 4).
Предлагаем проверить ваши знания о хлебе. Продолжите пословицу:
- Без хлеба куска нам везде… (тоска).
- Худ обед…(когда хлеба нет).
- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной…(отец родной).
- Рожь поспела, берись…(берись за дело).
- Что посеешь, то и…(пожнешь).
- Пахать – не в дуду…(играть).
- Хлеб да вода – молодецкая…(еда).
- Будет день – будет и…(хлеб).
- Хлеб наш насущный – хоть черный, да…(вкусный).
Нескольким ученикам предлагается сделать сообщения из истории создания хлеба:
(Слайд 5).
1-й ученик: В древней Греции считали, что искусство хлебопечения – это дар богини плодородия Деметры. Ее посланец – отважный юноша Триптолем, на колеснице, запряженной крылатыми змеями, побывал во всех уголках земли и научил людей печь хлеб.
(Слайд 6).
2-й ученик: В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера при раскопках. В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3 400 лет назад.
(Слайд 7).
3-й ученик: При раскопках гробницы фараона Тутанхамона археологи нашли маленькую зернотеку. По приданию, юный фараон размалывал на ней дневную порцию зерна для выпекания хлеба во дворце.
(Слайд 8).
4-й ученик: Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки – формы, которые назывались “клибанос”. Отсюда и возникло название “хлеб”.
У древних готов хлеб называли “хлайфс”; в старонемецком языке – “хлайб”; у украинцев – “хлиб”; у эстонцев – “лейб”.
(Слайд 9).
Учитель: Издавна на Руси в честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.
(Слайд 10).
Учитель: Хлеб в крестьянской семье всегда резал хозяин – глава семьи. Пекли хлеб из ржаной муки на капустных, дубовых и кленовых листьях. Ни один хозяин не мог позволить себе выбросить хотя бы кусочек хлеба. Весь хлеб съедался, а крошки шли на приготовление кваса или пива. В народе говорили: “Хлеб ногами топтать – народу голодать”. С того времени и сохранилось отношение к хлебу, как к отцу-батюшке, а к земле, как к кормилице-матушке.
(Слайд 11).
Учитель: Сегодня можно выбрать любой хлеб: черный, белый, сдобный, ржаной или пшеничный, круглый или формовой; с тмином, маком, орехами, изюмом. Большое разнообразие и хлебобулочных изделий: баранки, бублики, кулебяки, пироги, пирожки, сайки, батоны, булочки, ватрушки, свадебные шишки, расстегаи и т.д.
(Слайд 12).
Учитель: Мука – основной продукт в приготовлении теста. В ней содержатся практически все питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами. Перед замешиванием муку обязательно просеивают через сито. При этом она обогащается воздухом, а значит, тесто будет легче замешиваться и лучше подыматься. Для приготовления хлеба необходимы следующие продукты: мука, дрожжи, вода, соль, подсолнечное масло.
(Слайд 13).
Недавно в нашей станице проходил праздник хлеба. В нем принимали участие многие земляки, а также наши учащиеся вместе с родителями. Вот какие пироги они испекли!
(Слайд 14).
Ученикам предлагается рассказать о профессиях людей, которые трудятся для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял румяный, пахучий хлеб.
(Слайд 15).
Ученик: У нас в станице есть знаменитый хлебокомбинат. На нем работают замечательные люди – профессионалы: Скоркин С.Ф., Кузнецова Т.В., Косолапова Г.А., Денисов В.В. Они дарят нам вкусный, пахучий хлеб. Эти люди имеют много наград и дипломов за свой благородный и почетный труд. Мы гордимся нашими земляками!
III. Закрепление материала:
Учащимся предлагается ответить на вопросы: (Слайд 16)
- Какие традиции и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших дней?
- Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете?
- В чем ценность муки?
- Кто дарит нам хлеб?
- В какой песне хлеб является мерилом дружбы?
- Что вы запомнили из истории создания хлеба?
IV. Заключение:
(Слайд 17).
- Выводы.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты пирогов, булочек и т.д.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект классного часа с презентацией "Хлеб
Козловский филиал МОУ «Михайловская СОШ №1»
Классный час
«Хлеб – всему голова!»
Подготовили
ученики 3 класса:
Денисов Никита
Золотов Павел
Казённова Дарья
Руководитель:
Бондаренко Ольга Эдуардовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Михайлов
2013/2014
слайд 1
По мнению историков, первая лепешка, по-видимому, была получена из злаковых семян, которые доисторический человек собрал примерно 8 тысяч лет тому назад, растер в муку, смешал с водой и испек на раскаленных камнях.
слайд 2
Способ приготовления кислого хлеба был открыт около 5тысяч лет назад в Древнем Египте. слайд 7 По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепешки. Они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше. Вместо наказания раб заслужил похвалу. Искусству выпекать хлеб из сброженного теста египтяне научили греков и римлян. слайд 7а В Древней Греции хлеб считали самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали два блюда: мясо жареное на вертеле и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.
слайд 3
Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера для хлеба делали специальные горшки «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб», и эстонское «лейб».
слайд 4
Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. На свадьбе осыпали молодых зернами пшеницы, ржи, чтобы жизнь была счастливой и богатой, а то и каравай дадут откусить: кто больше - тот и хозяин. Самых достойных гостей встречали хлебом и солью. Про хлеб говорили так: «Хлеб на стол, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол - доска», «Хлеб всему голова». Значение хлеба неоценимо: без него невозможно представить пищевой рацион ни ребенка, ни взрослого человека.
слайд 5
Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на земле. Но не все знают, каким нелегким трудом он достается. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. Круглый год продолжается страда. Урожай всегда выстрадан, отвоеван у заморозков, засухи, дождя, града. А сколько требуется сил, чтобы зерно собрать. Обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Есть пословица в народе-
«Хлеб на стол, и стол расцвел»
Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
слайд 6
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто- чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
слайд 7
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в открытое окно –
Сеют сеялки зерно.
слайд 8
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
слайд 9
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поёт,
Капитаны-комбайнёры
Смотрят с мостиков вперёд.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста – готово,
В ящик сыплется оно.
слайд 10
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут!
слайд 11
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай –
Нарядился каравай.
слайд 12
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем- здоровье наше сила,
В нем- чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
слайд 13
Да, не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Легкого хлеба не бывает – одна из вечных истин. Слава тем, кто любит землю, тем, кто трудится на ней!
слайд 14
С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Недаром, у многих народов, в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом- кругом с точкой посередине.
слайд 15
«Лаваш», «дуона», «пыня» , « нон» - по-разному звучат слова, обозначающие хлеб. Но у всех народов с ним сопрягается представление о самом дорогом – о жизни. И, наверное, неспроста наши предки в старину рожь называли житом – от слова «жить». Есть хлеб, есть и жизнь.
слайд 16
Значение хлеба и хлебобулочных изделий в питании человека на самом деле огромнейшее. Хлеб содержит много жизненно необходимых пищевых веществ, таких как: белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные соединения, пищевые волокна. При ежедневном потреблении хлеба человек может полностью удовлетворить потребность в пищевых волокнах, наполовину – в углеводах и витаминах группы В, солях железа и фосфора, и на треть – в белках и калориях. Помимо этого, хлеб имеет свою отличительную черту – он никогда не приедается. Именно поэтому хлебу нет цены, его стоимость деньгами не измеришь.
слайд 17
Наши прадедушки и прабабушки знали истинную цену каждой крошке хлеба. И всё потому, что они помнили голод, который был в Беларуси и в Поволжье. Как дорог был каждый кусок хлеба! Помнят они и о трудном хлебе войны. слайд 18 В фондах Пермского областного краеведческого музея хранится очень редкий экспонат - хлеб военного времени. Его вес 150 граммов - половина дневной нормы на иждивенца. Это хлеб грубого помола с примесью ячменя и овсяной крупы. Большим горем, а часто и смертью в ту тяжелую пору была потеря или кража хлебных карточек. слайд 19 А как забыть о ленинградских блокадных 125 граммах хлеба на человека, что выпекали с «землей и кровью». слайд 20 От голода и истощения в осажденном городе погибло 641 803 человека. слайд 21 К обелиску, установленному на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, каждый день приходят жители и гости города. Здесь всегда много цветов. Но иногда у обелис5ка можно увидеть и ломтик хлеба с запиской: «Мама! Прости! Ведь только твой кусочек хлеба спас мне жизнь».
слайд 22
Песня «Хлеб – всему голова»
Хлеб - величайшая святыня для каждого народа. Мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент- Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывают его в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что раздают его в годину бедствия. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем». Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
infourok.ru
Хлеб-всему голова доклад | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
всему головаЦелью нашего проекта является формирование целостного представления у детей старшего дошкольного возраста о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе.В процессе реализации проекта решались следующие задачи: приобщать детей к культуре и традициям русского народа;расширять кругозор;развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;обогащать активный словарь детей специфическими терминами и названиями;развивать связную монологическую и диалогическую речь;совершенствовать технические навыки работы с соленым тестом.
В работе над проектом мы охватили несколько направлений: познавательно-речевое и художественно-эстетическое направление.
Вся работа делится на два этапа:подготовительныйэтап внедрения
Для того чтобы начать работу, нам необходимо было подобрать художественно-иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили не только детей, но и их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и бесед, подобрали декорации и костюмы актерам для драматизации. Была проведена экскурсия в магазин, в результате которой дети познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий.
Для того чтобы сформировать целостное представление у детей о том, как хлеб пришел к нам на стол нами были проведены следующие мероприятия: Рассматривание картинБеседыВыставка репродукций картинВыставка рисунковКонкурс загадокЗаучивание пословиц и поговорок
Рассмотрим подробнее:Рассматривание репродукций картин И.И. Шишкина «Рожь», С.А. Куприянова «Вспашка». В процессе рассматривания репродукций картин мы продолжали учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целостное восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображаемого), формировали умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание.
Беседа о труде людей, выращивающих хлеб и об орудиях, облегчающих их труд. В процессе беседы мы познакомили детей с процессом выращивания хлеба. Рассказали о содержании труда людей, обратили внимание на их слаженность и взаимопомощь в работе, а также на механизацию труда. Нами была организована выставка совместных работ детей и родителей на тему «Как машины хлеб берегут». Совместно с детьми мы составили технологическую карту процесса выращивания хлеба «Что сначала, что потом». Для обобщения поученных знаний детям была предложена серия картинок «От прошлого к настоящему». При помощи этих картинок дети пришли к выводу, что процесс выращивания хлеба не изменился. Но раньше все делали вручную, теперь людям пришли на помощь машины. Во время беседы нами была проведена большая словарная работа. Дети познакомились с такими понятиями как: землевладелец, жница, посеять, взрастить, помолоть, хлебозавод. С новыми профессиями: хлебороб, агроном, комбайнер, колхозник, пекарь, кондитер. С названиями машин, которые помогают человеку в процессе выращивания хлеба: месильная машина, дождевальная машина, комбайн, сеялка, конвейер.
Чтение и обсуждение рассказов М. Пришвина «Лисичкин хлеб», русской народной сказки «Колосок». Эти произведения помогли обогатить знания дошкольников о ценности хлеба. Дети участвовали в драматизации сказки «Колосок». В результате этой работы у детей обогатился словарный запас, закреплялись навыки диалогической речи.
Следующим этапом нашей работы было заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Совместно с детьми и родителями нами была составлена картотека пословиц и поговорок о хлебе и хлеборобах. Что способствовало закреплению знаний о профессиях людей, принимающих участие в выращивании хлеба.
Далее, был проведен конкурс «Угадай по описанию». Дети учились разгадывать загадки, учились анализировать, формулировать суждения и аргументировать свой выбор. На этом этапе работы у детей закреплялись навыки общения друг с другом и с взрослыми.
Для поддержания интереса к работе по данной теме для детей было организовано чаепитие, на котором они попробовали разнообразные хлебобулочные изделия. Тут же были поведены дидактические игры «Узнай на вкус», «Скажи иначе», целью которых было закрепить умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе, образовывать слова суффиксальным способом (например, хлеб - хлебушек).
Была проведена игра-занятие по лепке «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил», на котором ребята проявили умение делать поделки из теста, самостоятельно придумывали форму своего изделия и украшали их. На занятии уделялось внимание тому, чтобы дети доводили начатое дело до конца. Хочется отметить, что данная работа доставила детям большое удовольствие. Они остались довольны результатами своего труда.
В заключение нашей работы была проведена выставка «Хлеб – всему голова», на которой ребята выступали в качестве экскурсоводов и проводили экскурсию для детей других групп. На этой экскурсии, используя рассказ, стихи, пословицы, поговорки они рассказали о процессе и технологии выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Во время проведения выставки, мы обратили внимание, что для детей других групп сообщение экскурсоводов было познавательным. Наибольший интерес ребята проявили к натуральным колоскам пшеницы и ржи. Более подробно дети просили экскурсоводов остановиться на выставке рисунков «Как машины хлеб берегут», потому что в жизни дети не сталкивались со специализированной техникой, для них это было новым.
Подводя итоги нашей работы по проекту, делаем вывод, что нам удалось сформировать целостное представление у детей нашей группы о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Дети узнали, как изменился труд людей, выращивающих хлеб в настоящее время. Насколько этот процесс стал механизированным.Во время работы мы столкнулись с некоторыми трудностями: недостаточно художественно-иллюстративного материала по теме, трудно было организовать выставку натуральных экспонатов (различных колосьев). Но, несмотря на эти трудности, родители приняли активное участие в реализации проекта.
Заголовок 115
educontest.net