Тематическая беседа "Хлеб - всему голова". Хлеб всему голова беседа
Беседа "Хлеб- всему голова"
ХЛЕБ
Т. Лаврова
Загадка о хлебе для детей 4-5 лет и старше.
«Рос сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»
А как ты догадался, что это хлеб?
Удивленно, как будто советуясь с малышом: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят».
Если ребенок согласится, что это овощи (ведь Вы для него – авторитет:)), то еще раз прочитайте загадку вместе с малышом, разберите ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!
Как хлеб на стол пришел.
Откуда берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?
(Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка )
А сейчас,давай, узнаем секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.
2.1. Как растет пшеница и рожь?
Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы).
А из чего получается черный хлеб? (из ржи).
Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно).
Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).
Посмотрите на картинке колосок ржи и пшеницы.
Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые)
А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)
Литовская сказка. Как волк вздумал хлеб печь
Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.
Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
(Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»). Ваш малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!)
03 Почему хлеб надо беречь?.
М. Глинская «Хлеб»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
- Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»:
Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.
Стихи
В каждом зёрнышке пшеницы
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
В. Орлов
Пшеница
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся дождь — зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Я. Аким
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».
Н Тихонов.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!
Я. Дягутите
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
С. Погореловский
Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
Вот какой я! — он хвалился — с ветром справился, с водой!
До того он загордился, вырос кверху бородой.
С. Погореловский
Пахнет хлебом
На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.
По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо.....
А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом....
Пахнет домом хлеб ржаной,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.
Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!
Перевод И. Токмаковой
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.
Я. Коваль
С белым хлебом положили
Чёрный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Чёрный? В чём его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пёк и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!
Г. Стеценко
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке… Тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
- И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
- И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!
Нина Детская
Хлеб
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей -
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
Ольга Стратонович
Булка
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Сергей Михалков
infourok.ru
Конспект занятия "Хлеб всему голова"(1,2 класс)
Конспект.
Дата ______________
Тема. «Хлеб всему голова»
Направление. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Форма. Беседа. Презентация.
Цель. Воспитание бережного отношения к хлебу;
Задачи. 1. Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности.
2. Воспитание уважительного отношения к труду людей.
3. Расширять словарный запас детей.
4. Корригировать сложившееся отношение к хлебу.
Оборудование. 16 демонстрационных картинок на тему: «Хлеб всему голова»
Ход беседы.
Организационный этап.
- Отгадайте загадку
Круглый, как солнышкоНа горячем донышке.В печке подрумянится,Да там и останется.Остынет на блюде,Пожалуйста, к людям:Ешьте на здоровье.
- Отгадав загадку вы, уже догадались о чём пойдёт речь на занятии.
- Так о чём же?
- Правильно, тема: «Хлеб – всему голова».
2. Основной этап.
Рассказ воспитателя.
- Это было давно. Во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
Историческая справка.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применялись для выпечки горшки специальной формы – «клибанос».Оно созвучно с нашим словом «хлеб».Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тыс. лет. Правда в давние времена хлеб мало напоминал нынешний и представлял собой плотные поджаренные куски зерновой массы. 5 -6 тыс. лет назад в Древнем Египте произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто способом брожения. Искусство приготовления «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхлённый пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали разнообразные сорта хлеба. На Руси секретом приготовления дрожжевого теста владели с незапамятных времён, и хлеб пекли практически в каждом доме. Несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров: появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, калачники. Со временем возникают и другие блюда с использованием муки. Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.
Монтаж.
В нём - здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом – то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто – чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поёт,
Капитаны – комбайнёры
Смотрят с мостиков вперед.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста – готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай – Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!
- С хлебом связано много обрядов. Так у славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности богу. Хлеб брали с собой, отправляясь сватать, с хлебом и солью встречали молодых по возвращению из церкви после венчания, хлеб клали в колыбель к новорождённому как оберег от злых сил.
Диалог о хлебе.
- Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего».
В народе хлеб имеет несколько названий.
- Почему один хлеб называют чёрный, а другой белый?
- Из чего готовят отрубной хлеб?
- Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство, отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных. Замечательный педагог Сухомлинский написал о хлебе так: « Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испечённый из новой ржи. И рядом с хлебом – отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: « Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым». Пусть же и для нас с вами хлеб будет святым.
- В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день – это 125 г. И всё же они делились этими крохами с голодающими рабочими. В Мрскве, в музее Революции хранятся эти маленькие чёрные сухарики. Хлеб, которым делятся в трудную минуту, не имеет равного вкуса.
- Крепла страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины_ трактора, комбайны, самолёты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась Великая Отечественная война. Люди узнали цену военного хлеба.
Военный хлеб.
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел. А мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
- Во время Вов можно было встретить лозунг: «Мир – народам, хлеб голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г. хлеба. Рабочему – 200 г. и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
- О хлебе сложены песни, написаны стихи, поговорки. И мне хотелось бы узнать, а знаете ли вы поговорки о хлебе.
Игра «Доскажи пословицу».
* Не шуба греет, а …(хлеб).
* В дороге хлеб не…( помеха).
* Не будет хлеба ,…(не будет и обеда).
*Без соли не вкусно, а без хлеба,…( несытно).
* У кого хлебушко, у того и (счастье).
*Хлеб всему …( голова).
* Без печки холодно – без хлеба… (голодно).
- Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский лётчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери –
« Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что , им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий. Вкус разделённого хлеба несравним ни с чем.»
- Сейчас как никогда мы должны бережно относиться к хлебу.
- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
- Если хлеб остался, что с ним нужно сделать?
- Чтобы вкусный каравай был каждый день у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:
1. Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.
- А знаете ли вы, что из одного зёрнышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зёрен.
Работа с фразеологическими оборотами.
- Как вы понимаете:
1.Даром хлеб есть;( жить напрасно, не принося пользы)
2. Хлеб да соль; (пожелания приятного аппетита)
3. Хлеб насущный. ( необходимые для жизни средства).
7. В лазоревых лентах колосья
Венчают державный наш герб.
Хлеб – радость и счастье, и гордость,
Могущество родины – хлеб.
Заключительный этап.
Итог.
«Какие же правила бережного отношения к хлебу мы с вами составили?»
Дети хоромпроговаривают:
Береги хлеб, он дорого даётся.
Не оставляй недоеденных кусков.
Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
Продли хлебу жизнь.
Никогда не бросай хлеб.
Подними брошенный кусок, отдай птицам.
Пословицы и поговорки о хлебе.
Не шуба греет, а хлеб.
В дороге хлеб не помеха.
Не будет хлеба, не будет и обеда.
Без соли не вкусно, а без хлеба, несытно.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб всему голова.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
infourok.ru
Беседа на тему: "Хлеб всей жизни голова"
На доске плакат: «Хлеб всей жизни голова»
Пословицы о хлебе:
«Хлеб всему голова»
«Землю красит солнце, а человека труд»
«Плох обед, коли хлеба нет»
«Хлеб в закромах – счастье в домах»
Ведущий:
Пожалуйста гости дорогие, пожалуйте
Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем
У нас для каждого найдется и местечко и словечко
(входят дети в костюмах)
Ребята:
Дорогих гостей встречаем.
Круглых, пышным пирогом
Он на блюде расписном
С белоснежным ручником
С караваем соль подносим
Поклоняясь, отведать просим
«дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук»
Ведущий:
А мы, ребята, как раз и хотели побеседовать с вами о хлебе насущном
О хлебе издавна говорили: «Хлеб это жизнь»
«Земля матушка, а хлеб батюшка»
«Хлеб – всему голова»
Ребята:
День и ночь, и в стужу и в зной трудятся люди, чтобы вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец выпечь хлеб.
Ведущий:
Каждый год и в нашем районе идет борьба за выращивание хорошего хлеба
И это им удается, так как каждый день на нашем столе душистый и теплый хлеб
Ребята:
Вот он, хлебушек душистый
С хрустом, корочкой витой
Вот он, теплый, золотистый
Словно солнцем залитой
Песня «Сибирская полечка»
Ребята:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка
Хлеб с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел
В нем, здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло
В нем земли родимой соки,
Солнце свет веселый в нем
Улетай за обе щеки,
Вырастай богатырем
Ведущий:
По подсчетам медиков взрослый человек съедает в день около 500 грамм хлеба, а ребенок 200-250 грамм хлеба. В хлебе много белков, углеводов, а также минералов, солей витаминов. Это именно то, что так необходимо для жизни нашему организму. Недаром говорят: «Хлеб – это жизнь».
Частушки:
В Шербакуле мы живем
Сушки, пряники жуем
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споем
Прянички печенные
До чего нарядные
Мы не сразу их съедим
А сначала поглядим
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе:
Люди долго и упорно
Потрудились на земле
Он не падает к нам с неба
Появляется не вдруг
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десяток рук
Дождик, дождик поливай
Будет славный урожай,
Будет белая пшеница
Будет рожь и чечевица
Все:
Взором радостным окинем
Даль бескрайнюю полей
Слава тем, кто любит землю
Тем кто трудится на ней
Ведущий:
Как уже было сказано, есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб», это слово «жизнь». Что может быть важнее хлеба. Никогда не забывал о нем мир и никогда о нем не забудет – ни в радости, не в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
В музее истории города Санкт Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба, размером в мизинец. Таков был в зимние месяца дневной паек для жителей осажденного города.
Зерна наших дней светятся
Позолотою резной: все- берегите
Берегите хлеб родной
Берегите каждый колосок
С наших радостных полей
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей
Ребята:
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы, люди
Научитесь хлеб беречь
infourok.ru
Тематическая беседа "Хлеб - всему голова"
Филиал МОУ Ундоровского лицея
«ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА»
Тематическая беседа
Подготовила: учитель начальных классов Шайдуллова Н.Р.
Хлеб - всему голова
Оборудование: колосья пшеницы, плакаты, хлебобулочные изделия.
Ход классного часа
Учитель. Как вы уже догадались по надписям на доске, мы с вами поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус.
Учитель. Ребята, а из чего выпекают хлеб? (Из муки.) Правильно, но люди долго не знали, как делать муку и поэтому вместо хлеба в пищу употребляли размолоченные в воде зерна. Со временем люди научились получать муку. Для этого они растирали зерна между двумя камнями. Первый хлеб был в виде жидкой каши, когда человек научился добывать огонь, было сделано еще одно открытие. Человек стал поджаривать раздробленные зерна перед тем как смешивать их с водой и убедился, что каша, из таких зерен, гораздо вкуснее той, какую он ел до этого из обычных сырых зерен. Постепенно люди из этой каши научились выпекать хлеб, а густую кашу стали называть тестом.
Издавна на Руси самых дорогих гостей принято встречать хлебом, солью.
А почему говорят: «Хлеб - всему голова»? Ребята, а какие пословицы о хлебе вы знаете? («Худ обед, коли хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и с тереме тоска, а хлеба караваи, так и пол елью рай».) Каждая пословица выстрадана людьми во время голода, неурожаев.
Учитель. Я прочту вам сказку про Стобеда, а вы внимательно послушайте.
Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго настрого запретил делать ему это. «Не буду», - пообещал Стобед. Прошло время, и я ни разу не видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш соссд Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках какой-то кулек. Л когда он развернул кулек, то я увидел что это был не подарок, а несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба. «Это из вашего окна'выбрасывали», - сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне все сгало ясно. «Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичом», сказал я. «Извиняться надо не передо мной», -заметил он. - Вот мальчик много людей обидел, а не меня».
- Ребята, а почему так сказал Иван Фомич? Л где можно взять хлеб, прежде чем положить его на стол? (Сначала надо хлеб вырастить, еще весной на
рассвете в землю сеют зерна. А к концу лета наливаются колосья. Они становятся вот такими (показать колосьев).)
Если посмотреть на поле пшеницы, то оно похоже на золотое море Сначала его косят, обмолачивают, все это делает комбайн, потом зерно везуч на ток. Ребята, а что делают на току? (Зерно жмут, очищают, сгружают в мешки и отвозят на мельницу. Там зерна превращают в муку, а с мельницы мука поступает на пекарни, хозяйственные заводы. Там, замесив тесто, и выпекают вот такие хлебобулочные изделия.)
А теперь я познакомлю вас с четырьмя правилами, которым меня научили в детстве:
Никогда не брать хлеб грязными руками.
Бери хлеба столько, сколько можешь съесть.
не заворачивайте хлеб в газету.
Не кладите хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть. Учитель. А теперь, ребята, я буду подносить вам булочку, вы отломите кусочек и съедите, а я посмотрю у кого меньше всего крошек на столе. 1 ia этом наше занятие закончится. А его итогом будет ваше отношение к хлебу.
kopilkaurokov.ru
Беседа "Хлеб всему голова"
Беседа« Хлеб всему голова ».
Цель: Продолжить знакомство с историей хлеба.
Задачи:
Углубить и расширить знание детей о хлебе.
Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации.
Воспитывать уважение к хлебу
Ход.
1 ведущий: Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
В нем — здоровье наше, сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,-
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Звучит песня « Хлеб».
2 ведущий:
А думали ли вы, о том, сколько лет хлебу? Как он появился? Ученые всего мира определили, что первым хлебным растением надо считать дуб. Желуди использовались для приготовления хлеба, это было более 5 тысяч лет назад, орехи, как и желуди, тоже были первым хлебом. Их скорлупа была найдена в пещерах жилищах первобытных людей. Изобрели хлеб египтяне. Затем хлеб научились выпекать греки и римляне. В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом. В те далёкие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, и хлебу при этом отводилась наиболее почетная роль.
Гомер писал, что чем богаче хозяин дома, тем обильнее он угощал гостей белым хлебом.
1 ведущий:
В древней Греции пекли разный хлеб. Для рабов - чёрный, тяжёлый, плотный, грубый; для спортсменов, готовящихся к олимпийским играм белый хлеб, который подавался с маслинами и рыбой, такой хлеб считался — деликатесом.
Слово хлеб имеет древне - греческое происхождение. Греки выпекали хлеб в специальных горшках, которые назывались — «хлеба нос». Отсюда произошло слово « хлайфс». В старонемецком языке существует слово « хлайб», которое похоже на наше — хлеб, украинское « хлиб», эстонское «лейб».
Презентация о хлебе.
2 ведущий:
Но история хлеба долгое время была ещё и историей голода. Русскому крестьянину до революции никогда не хватало хлеба. В 18 веке в России из 100 лет 34 были недородными, в 19 веке было 40 неурожайных лет.
Горький хлеб тебе не ведом
подневольного труда.
Он знаком был нашим дедам,
В те минувшие года.
Той порой, когда босые
Шли пешком и ночь и день.
По своей земле России,
Люди наших деревень.
Шли, искали место, где-бы
Заработать в мире хлеба.
Хлеб слепой судьбы бедняцкой.
Горек был и тяжек был;
Раньше был такой порядок:
У богатого хлеб сладок,
А зато у бедняка
Корка черная горька.
1 ведущий:
Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том. Что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий.
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю в качестве напутствия согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего».
На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом - солью.
Просмотр эпизода фильма « Они сражались за Родину» (горит хлеб).
2 ведущий:
У дороги горела огромная скирда, не обмолоченного зерна, а рядом пылала молотилка. Возле нее, опираясь на посох, стоял старик. Ничего не видя и не слыша, он неотрывно смотрел на бушующее пламя. Старик смотрел на горевший хлеб, ради которого трудились и жили его предки, на хлеб, истинную цену которому знает только потомственный хлебороб, на хлеб, политый потом его сыновей и внуков, на горящий хлеб. Пламя освещало коричневое лицо старика, и тёмные бороздки слез, стекавших по морщинистым щекам на седую бороду.
1 ведущий:
Цена хлеба, его ценность особенно проверяется в трудные годы. В музее истории Санкт- Петербурга хранится черствый, потемневший не от времени, а темный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека:
125 г-на детей, 250 г- на взрослого. В этом хлебе 80 % - жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 2 % муки.
Песня «Шумят хлеба».
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род веками,
Тот хлеб. Что в каждом доме на столе.
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом. Он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета,
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного света.
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну указав рукой на поле.
Негромко молвит: « Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле.
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: « ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб
на этом белом свете!».
Спасибо за внимание!
ОГОБУ «Детский дом №2»
Беседа
« Хлеб всему голова».
Социальный педагог:
Татунец Оксана Ивановна
infourok.ru
Беседа хлеб -всему голова | Школьные файлы SchoolFiles.net
Беседа на тему «Хлеб всему голова» по формированию представлений о процессе производства хлеба и бережного отношения к нему у дошкольников старшего возраста. Автор Абдулахова Ольга Борисовна воспитатель МБДОУ №10 г. Майкоп Республика Адыгея.Программное содержание. Расширить знания детей о профессии пекаря и хлебороба. Познакомить детей с историей выращивания хлеба в России, с разными видами зерновых культур, с обычаями, традициями, с народным фольклором. Формировать у детей представление о процессе производства хлеба. Закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности. Воспитывать уважение к труду хлеборобов и пекарей и бережное отношение к хлебу. Активизация словаря: хлебороб, пекарь, колоски пшеничные, зерно. Обогащение словаря: святыня. Материал. Хлебобулочные изделия, мука, колоски пшеничные. Методические приёмы. Слайд. Хлеб. Хлебобулочные изделия. Дети, посмотрите на экран и послушайте стихотворение. Не напрасно народ,С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет, Самой первой святыней. Золотые слова,Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе! Дети, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о хлебе. Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. Скажите, из чего делают эти продукты питания? (Из муки.) Правильно из муки. Слайд. Пшеница и мука А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе? Слайд. Из зерна появляются всходы. 15817856731000Когда то очень давно человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение с множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю Слайд. Первые орудия труда для хлеборобов (мотыга, молотилка). Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб. Слайд. Крестьянин с деревянным плугом. Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась. 171577011430000 Слайд. Сельскохозяйственная техника. В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику вы знаете? (ответы детей)Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки. Ребята, вставайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Мы посеяли зерно». Я буду вам говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять. Слайд. Физкультминутка «Мы посеяли горох». Поочередно разводим руки в стороны вправо, затем влево.Весной давно мы посеяли зерно. Приседаем на корточки, затем медленно встаем в полный рост и поднимаем руки вверх над головой. Прорастут ростки, скоро будут колоски. Руки сгибаем в локтях, ритмично двигая вперед назад. А придет пора, выйдут в поле трактора. Наклоны, имитируем сбор колосьев. Руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга.Уберем урожай. Испечем каравай! Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжим нашу беседу. Слайд. Зерновые культуры. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самыми питательными для человека является рожь и пшеница. 1742440-20574000 Слайд. Хлебобулочные изделия. Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб! По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но и поцеловав, попросить прощение.Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.
Послушайте русские поговорки о хлебе. • Хлеб да вода – богатырская еда. • Хлеб батюшка, водица матушка. • Хлеб - кушай, добрых людей слушай.• Худ обед, коли хлеба нет. • Работай до поту, поешь хлеба в охоту. • Пот на спине – так и хлеб на столе. Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Слайд. Уборка зерновых культур. 180467012065000 Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. 1917065698500 Слайд. Мельница, мука. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки. Слайд. Хлебозавод. 4762593281500365315590043000Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб. Слайд. Доставка хлеба . Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба. Слайд. Каравай на рушнике с солью. Выходит девочка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением. 149923515367000 Ребята, сегодня мы с вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей. Послушайте считалки о хлебе. Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки. Катилась торба с высокого горба.В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь поделиться? А теперь загадки о хлебе. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) Мнут и катают, В печи закаляют.Потом за столом,Режут ножом. (Хлеб)Кольцо не простое,Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье...Ну и объедение! (Баранка или бублик.) Вот он – тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол – Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)Что на сковородку наливают, Да вчетверо сгибают? (Блины) Давайте проговорим чистоговорки о хлебеЖок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
schoolfiles.net
Беседа на тему "Хлеб - всему голова"
«Чудо-зернышко».
Конспект занятия-беседы в классе предшкольной подготовки проекта «Хлеб — всему голова»
Беседа на тему: «Чудо зернышко»
Цель: знакомить детей со злаковыми культурами. Вследствие эксперимента, расширять представления о развитии растений в разных условиях. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Подготовка атрибутов: три емкости, с землей, песком и опилками; замоченные зерна пшеницы; лейка с водой; иллюстрации к теме;
Ход беседы
Воспитатель: дети, послушайте стихотворение и скажите, о чем идет речь?
Колосок, как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате - зерно,
Спелой зрелостью полно.
Дети: о колоске
Воспитатель: правильно, сегодня я принесла вам колосья пшеницы и ржи (рассматривают вместе с детьми) .
Пшеницу, рожь, овес, гречиха, рис называют злаковыми растениями. Давайте сравним между собой зерна пшеницы и ржи. Из различных сортов злаков, выпекают разный хлеб, ржаной, пшеничный, смешивают между собой злаки.
Воспитатель: зерно - семя, является продолжателем рода различных растений.
Ребята, как вы думаете, всегда - ли хлеб существовал на земле?
Дети: (высказывают предположения)
Воспитатель: сегодня я расскажу вам сказку «О первом пшеничном зернышке»
«Давно это было. Так давно, что никто теперь и не помнит, когда это случилось. Пришла засуха. Почва стала трескаться. Растения посылали глубже в землю свои корни в поисках воды. Но ее не было. Тогда растения стали думать, как спастись и жить дальше. И решили они обратиться за советом к природе - матери, которая помогает всем живым существам на земле. Природа - мать сказала растениям: «Цветы, конечно, ваши очень красивые, и ими можно любоваться, но этого не достаточно. Вам надо выжить. Пусть ваши цветы превращаются в семена и продолжают ваш род. Не жалейте для семян - своих детей - сил на их воспитание, рост и созревание». Хорошо сказала природа - мать, и все с ней согласились. Свои лучшие соки они стали отдавать маленьким семенам, которые росли и набирались сил внутри цветов. Так семена стали продолжателями рода разных растений».
Понравилась вам сказка? Вспомните, в каких еще сказках, рассказах упоминается о хлебе, зерне, колоске?
Дети: «Три ржаных колоска», «Тридцать зерен», «Теплых хлеб», «Лисичкин хлеб».
Воспитатель: А хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадим зерна пшеницы в три горшочка: с землей, опилками и землей. Будем ухаживать за посевами, поливать и наблюдать в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна. (Дети под руководством воспитателя сеют зерна в горшочки, поливают)
Воспитатель: (имитирует посев семян)
Уж ты, семечко - зерно,
Ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое,
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей взойди!
А сейчас, дети надо зафиксировать наш опыт.
(Дети садятся за столы, рисуют в альбоме емкости с землей, с песком и опилками. Во время работы звучит тихая, спокойная музыка. В дальнейшее дети внимательно рассматривают горшочки с посевом, выявляют изменения, которые происходят и зарисовывают. Самостоятельно выявляют, в каком грунте лучше всего высеивать семена.)
Воспитатель:
Чтобы смог росточек распуститься,
В земле он должен поселиться
А мы польем его водицей-
Пускай скорей укоренится.
Пусть солнышко его согреет,
Пусть урожай скорей поспеет.
infourok.ru