Тема: Звуки Х(твёрдый) и Х(мягкий). Буквы Х,х. Хлеб твердый или мягкий звук


Урок "Буква Х. Звуки [х], [х']

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • знакомство учащихся с новой буквой: печатной, строчной, заглавной;
  • обучение детей чтению и письму слов с буквой «Х», умению сосредоточенно слушать и содержательно говорить;
  • развитие фонематического слуха, мышления, языкового чутья, внимания, речи;
  • воспитание бережного отношения к хлебу, к людям труда.

Оборудование: модели вагонов с карточками изученных букв и буквы «Х», пословицы, загадки.

Ход урока

1. Повторение изученного материала

У.: Сегодня мы отправимся в путешествие. Догадайтесь, кто будет пассажирами нашего поезда. Для этого …

*Закончите предложения

«Мы пишем и видим …» (Буквы) «Мы слышим и произносим …» (Звуки)

У.: Пассажиры – это буквы гласных и согласных звуков.

*Смысловая группировка

У.: В нашем поезде вагоны разного цвета.

– Буквы каких звуков мы поместим в красный вагон на две полочки? (Буквы гласных звуков)

На доске:

У.: В следующем вагоне живут самые «звонкие пассажиры». Назовите их

У.: Букву какого звука вынесем отдельно? (Й)

–Обоснуйте ответ. (Буква звонкого непарного мягкого звука, остальные парные по твёрдости, мягкости).

У.: Распределите оставшиеся буквы.

Д.: Это буквы парных звонких и глухих звуков.

Д.: Нижняя полка вагона – это буквы глухих звуков [ш], [щ`], [ч`], а верхняя – буква звонкого непарного твёрдого.

У.: Последний вагон у нас без пассажира. Там едет печатная буква, с которой мы сегодны познакомимся.

2. Знакомство с новой буквой

*Моделирование буквы

У.: Соберите букву из элементов

Ученик у доски, остальные на парте.

У.: Посмотрите на алфавит и скажите, как называется буква? («ХА»)

3. Письмо строчной буквы в тетради для печатания

4. Знакомство с письменной строчной буквой

У.: Посмотрите на плакат. Из каких элементов состоит письменная буква «ХА»?

Д.: Из двух полуовалов.

*Показ написания буквы на доске.

*Письмо в воздухе.

* Прописывание буквы «Х» учащимися в тетрадь.

У.: Выделите самую красивую букву. Старайтесь писать красиво, аккуратно и правильно и все остальные значки.

5. Знакомство со звуками [х] и [х`]

У.: Подумайте, сколько и какие звуки может обозначать буква Х? Для этого подберите слова с этой буквой. (Хруст, порох, хитрый, хилый и т.д.)

* Звуковая характеристика

Д.: [х] – согласный, глухой, твёрдый, [х`] – cогласный, глухой, мягкий.

*Письмо слов в тетрадь

*Физкультминутка

У.: Я буду называть слова. Если вы услышите звук [Х] – приседаете, если произнесу звук [Х`] - встаёте и тянетесь на носочках.

Слова: художник, хилый, хор, хочу, хитрый, хмель, хек, хороший.

6. Обучение чтению слогов

(Карточка с печатной буквой «Х» прикладывается к гласным верхнего ряда А, О, У, Ы, Э. Уместно использовать «вагон поезда».)

– Как будем читать первый звук?

Д.: Твёрдо, рядом гласные, командиры твёрдых команд.

(Карточка с буквой «Х» прикладывается к гласным нижнего ряда.)

У.: Как читаем первый согласный в этих слогах? (ХЯ, ХЁ, ХЮ, ХИ, ХЕ)

Д.: Произносим мягко.

У.: Почитаем слоги.

7. Словарная работа

У.: На какие группы можно разделить слова?

Д.: На слова, называющие предметы: хруст, порох и слова – признаки предметов: хилый, хитрый.

*Работа над загадкой

Мешено, Квашено, Валено, На стол поставлено. (Хлеб)

– Какой звук слышим на конце?

Д.: Мы слышим звук [п].

У.: Вы правы, наблюдается оглушение звука.

– Какой буквой мы обозначим звук? Для этого подберите однокоренные слова к слову «хлеб».

*Скрытая подсказка

У.: Ласково назовём … (хлебушек)

– Предмет, где хранится хлеб … (хлебница)

– Предприятие по изготовлению хлеба … (хлебокомбинат и т.д.)

– Запишем это слово в тетрадь. Подчеркнём место – слабую позицию для согласного.

8. Соотнесение звуковой схемы со словом

На доске:

У.: Подумайте, какая из схем подходит к слову «хлеб»?

Д.: К слову «хлеб» относится 2 схема, так как [Х] - согласный, твёрдый; [Л`] - согласный, мягкий, так как буква «Е» смягчает. Следующий звук [Э] – гласный. Последний звук [П] - согласный, твёрдый.

9. Составление предложения к схеме

У.: Молодцы, а теперь подберите предложение к схеме:

Д.: Свежий хлеб лежит на столе.

– Мама положила хлеб в хлебницу.

*Письмо с комментированием

У.: Запишем 1 предложение в тетрадь.

10. Составление рассказа по опорным словам

У.: В рассказе, который вы будете составлять есть следующие слова:

ПОЛЕ, КОЛОСЬЯ, ХЛЕБ, БУЛКИ, БАРАНКИ, ПРЯНИКИ

– Придумайте свои рассказы, работая в парах.

*Подбор пословицы к тексту

(заслушиваются рассказы детей)

У.: Какая пословица подойдёт к вашим рассказам?

Д.: «Хлеб всему голова».

11. Подведение итогов

*Игра «Верите ли вы»

У.: Верите ли вы, что буква «Х» - буква гласного звука?

Д.: Это буква согласных звуков.

У.: Докажите.

Д.: Звуки нельзя пропеть, нет голоса.

У.: Верите ли вы, что буква – значок глухих звуков?

Д.: Это буква глухих звуков [х] и [х`].

У.: Почему?

Д.: Когда произносим, то горлышко не дрожит.

*Обратная связь

У.: Что вам показалось интересным в уроке? Когда было трудно?

*Оценка деятельности учащихся.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Звуки Х(твёрдый) и Х(мягкий). Буквы Х,х

Урок обучения грамоте

Класс: 1

Учитель: Анкудинова О.Н.

Тема: Звуки Х(твёрдый) и Х(мягкий). Буквы Х,х

Цели и задачи : - познакомить с новыми буквами и звуками, давать им характеристику;- совершенствовать умение читать слова , предложения с изученными буквами, формировать навыки правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения; - развивать правильное и чёткое произношение слов , умение делать слого–звуковой анализ; - развивать речь, память , познавательные процессы; - воспитывать интерес к чтению , бережное отношение к хлебу , людям , его вырастившим;

ХОД УРОКА: I. Сообщение темы. - Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и новой буквой, будем читать слова, предложения с новой буквой, узнаем много нового и интересного. 2. Работа по ленте букв. - К нам в гости сегодня придёт очень важный человек! А кто это - вы узнаете, заполнив эти клеточки.

- Для этого вам нужно прочитать слова и, используя первые буквы, составить нужное слово: (слова на доске из букв кассы, читают и берут первые буквы и вставляют в клетки)

ПАР ЕЛИ КОТ АРБУЗ РЕПКА

ЬЧитают полученное слово: ПЕКАРЬ.

(Заходит один из учащихся в костюме пекаря ). - Здравствуй, пекарь! Что это у тебя в корзинке? - Печенье! (показывает печенье в форме букв ). - Ну и печенье! На что похоже? (Н , К , Т , С , Р , Л,М,Д,Т,Б) - Ребята, какие это буквы? Назовите парные согласные звуки, звонкие, глухие согласные. (по «ленте букв»)

- Назовите гласные звуки.- Почему одна буква живет отдельно, и домик у нее белый? ( «ь» ) 3. Слого-звуковой анализ слов. - Пекарь, а что еще лежит у тебя в корзинке? ПЕКАРЬ: Прочитайте слова и назовите одним словом. (читают карточки, которые раздаёт пекарь)

1. батон 2. рогалик 3. пирожок 4. бублик 5. витушка 6. коржик 7.баранки 8. печенье 9. пирог 10. ватрушка 11. пирожное 12. торт 13. каравай 14. оладьи 15. блины 16. кекс 17. пончики 18. лапша 19. макароны

- Как же назвать одним словом, что это такое?

Загадка: - Рос сперва на воле в поле.

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

(ХЛЕБ)

- Как много выпекают хлебных изделий! Само слово хлеб имеет несколько значений: Во-первых, испеченный хлеб, а второе значение нам поможет отгадать загадка: Золотист он и усат, В 100 карманах, 100 ребят. Что это? (колос) (Картинка)

- Итак, второе значение слова хлеб – это хлебные колосья, ведь часто говорят: «Растет хлеб!» - подразумевая, что растут колосья хлеба. - Из колосьев ржи пекут (показ.) «черный» хлеб, из пшеничных – «белый».

- О хлебе написано много книг, стихов, пословиц, загадок, песен. (выставка книг) Чтение стихотворения детьми: (хором с доски)Вот он хлебушко душистый Вот он теплый, золотистый В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел!

Анализ слова ХЛЕБ по схеме.

- Какой первый звук в этом слове? ( Он согласный, глухой, твёрдый)Работа с текстом. (Читает Лера у доски, все слушают и запоминают содержание)

( картинка: петух на заборе, пастух)

Утро в деревне.

Мы в деревне. Утро. Запели петухи. Слышим звуки рожка. Кто это играет?

Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне.Вопросы по тексту:

  • Какое время суток описывается в тексте?
  • Кто же играл на рожке? А кто такой пастух?
  • Что находится рядом с колхозом?
  • Кого встретили в лесу? Что он там делал?
  • Объясните значение слова ХВОРОСТ?
  • Что делали ребята на речке? Зачем они ловили рыбу?
  • Кто по утрам поёт в деревне?
Анализ слова ПЕТУХИ по схеме

- Какой новый звук встретился в этом слове? Дайте ему характеристику. (согласный, глухой, мягкий)

- С какими новыми звуками познакомились?

-Они обозначаются буквой Х.(ха) ( картинки с буквой Х, печатная и письменная буква Х)4. Чтение слогов с новой буквой. (карточки на доске)5. Работа по учебнику: с.162-163

- О хлебе сложено много пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы о хлебе в учебнике – с.162- Как вы это понимаете? - Да, чтобы каждое утро, когда вы проснетесь, на вашем столе лежали мягкие булочки, скольким людям приходится трудиться. В любое время года работают люди, чтобы вырастить хлеб. Мы уже говорили о том, как долог путь хлеба до нашего стола. Давайте проследим этот путь, послушав стихотворение (читает Наташа Семёнова и учитель) (Картинки).

Откуда хлеб на стол пришел. Зимний вечер, звездный час Что стучите мастера - золотые руки Чиним, чиним трактора, Точим, точим плуги, Проверяем семена, Приходи скорей, весна! На дворе весна у нас. Трактора выходят в степи Расчесать земельку. Приготовить для зерна Теплую постельку. Продолжаем наш рассказ Можно сеять, в добрый час. Вот и лето пролетело, Подросла пшеница, Налилась она уже, Крепнет, золотится. Осень в поле Что такое там вдали? Выплывают в степь комбайны Словно в море корабли. По дорогам фары светят И прощупывают путь Это кто же мчится, едет? Едет хлеб, не кто-нибудь! Вот и собрано зерно Да не хлеб еще оно. Вот на мельнице пшеница Здесь такое с ней творится В оборот ее берут В порошок, в муку сотрут. На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука А потом и в печь давай Народился, каравай! Ну, теперь уж путь недолгий Вот он в булочной на полке И теперь к тебе на стол Он пожаловал, пришел

- Вот как много труда люди вложили, чтобы вырастить хлеб.ФИЗМИНУТКА.

1.Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю . ( Дети

приседают).

2. Из зернышка вырастает колосок . ( Вытягиваются вверх ).

3. Чтобы вырос колосок, землю боронуют.

4. Удобряют и защищают от вредителей с самолета . ( Изображают самолет ).

5. Хлеб созрел, его убирает комбайн.

6. Везут на мукомольный завод и смалывают в муку.

7. Из муки замешивают тесто.

8. Хлеб в печке становится пышным и румяным.6. Работа по учебнику

- В центре на картинке в учебнике мы видим каравай на полотенце. Таким караваем встречают самых дорогих гостей.

- Чтение стихотворения – с. 166 (Ольга Иванова)

- А раньше пшеницу убирали серпом (показать серп), складывали в снопы и потом уже молотили руками в помощью цепа.(показать)

Чтение текста по учебнику – с.163

- Теперь прочитаем текст. ( карточки у каждого)- Как он называется?

Береги хлеб. Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб. Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку. Дорожи хлебом!

7. Чтение стихотворения – с.166 учебника

8. Чтение пословиц – с.166 и обсуждение их содержания.

9. Чтение скороговорок – с.16610. Итог. -Что вам понравилось на уроке? -Что запомнили? -Какой вывод можно сделать? (хором читают с доски)

БУБЛИКИ, БАТОНЫ, БУЛКИ,

ПЛЮШКИ, САЙКИ, ПИРОГИ

ЗА СТОЛОМ И НА ПРОГУЛКЕ

УВАЖАЙ И БЕРЕГИ!

-О чем вы расскажете дома родителям? - Вы все старались, и пекарь угостит вас своим необычным печеньем.

ПАР ЕЛИ КОТ АРБУЗ РЕПКА

Ь

1. батон 2. рогалик 3. пирожок 4. бублик 5. витушка 6. коржик 7.баранки 8. печенье 9. пирог 10. ватрушка 11. пирожное 12. торт 13. каравай 14. оладьи 15. блины 16. кекс 17. пончики 18. лапша 19. макароныУтро в деревне.

Мы в деревне. Утро. Запели петухи. Слышим звуки рожка. Кто это играет?

Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне.Зимний вечер, звездный час Что стучите мастера - золотые руки Чиним, чиним трактора, Точим, точим плуги, Проверяем семена, Приходи скорей, весна! На дворе весна у нас. Трактора выходят в степи Расчесать земельку. Приготовить для зерна Теплую постельку. Продолжаем наш рассказ Можно сеять, в добрый час. Вот и лето пролетело, Подросла пшеница, Налилась она уже, Крепнет, золотится. Осень в поле Что такое там вдали? Выплывают в степь комбайны Словно в море корабли. По дорогам фары светят И прощупывают путь Это кто же мчится, едет? Едет хлеб, не кто-нибудь! Вот и собрано зерно Да не хлеб еще оно. Вот на мельнице пшеница Здесь такое с ней творится В оборот ее берут В порошок, в муку сотрут. На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука А потом и в печь давай Народился, каравай! Ну, теперь уж путь недолгий Вот он в булочной на полке И теперь к тебе на стол Он пожаловал, пришел

Береги хлеб. Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб. Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку. Дорожи хлебом!

Береги хлеб. Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб. Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку. Дорожи хлебом!

Береги хлеб. Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб. Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку. Дорожи хлебом!

Береги хлеб. Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб. Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку. Дорожи хлебом!

Береги хлеб. Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб. Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку. Дорожи хлебом!

Береги хлеб. Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб. Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку. Дорожи хлебом!

Береги хлеб. Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб. Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку. Дорожи хлебом!

Береги хлеб. Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб. Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку. Дорожи хлебом!

Береги хлеб. Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб. Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку. Дорожи хлебом!

Береги хлеб. Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб. Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку. Дорожи хлебом!

Береги хлеб. Нам рассказали о хлебе. Теперь мы знаем, как трудно вырастить хлеб. Как же надо беречь его – каждую корочку, крошку. Дорожи хлебом!

kak.znate.ru

Обучение грамоте «Звуки [х], [х`] и буква Х»

Угадайте животных….   * Полосатую тельняшку натянули на коняшку. Полосатый хвост и нос! Эй, откуда ты Матрос?

* Кто с рогами и хвостом Пахнет сеном, молоком?

* Длинный хвост и с белым боком, А летает не высоко. Хочет всё стащить с наскока! Это хитрая …

Верно, это зебра, корова и сорока.

В каждом загадке, где описывается животное, говорится и о хвосте, потому что у каждого животного свой неповторимый хвост.

А вы знаете, что хвост животному дан не только для красоты. Хвост — это и оружие, и средство передвижения, а кому и теплое одеяло.

Давайте попробуем разобраться, как животные используют свой хвост. Да и вообще, зачем появились у них хвосты и нужны ли им?…

Хвост – парашют

Хвост у белки служит парашютом. При прыжках она распушает свой хвост, который поддерживает её в воздухе.

Хвост – одеяло

Некоторые животные согреваются с помощью хвоста в морозы. Свернутся в клубок, накроются хвостом, как шерстяным пледом, и спят. Так хвост используют белки, песцы, лисы, куницы, соболи, барсы и некоторые другие животные.

А ещё лисы, оставляя с помощью хвоста следы, отводят от себя погоню. Недаром говорят, лиса-плутовка, хвостом махнула и исчезла.

Хвост – защитник

Ящерица спасается от врагов, жертвуя своим хвостом. Хвост легко отламывается. Пройдёт несколько недель – и хвост отрастёт вновь.

Хвост-защитник и у бурундука, лесной мыши.

Хвост – рука

Хвост у обезьяны очень цепкий. Обезьяны часто подвешиваются к дереву с помощью хвоста, и в таком положении подносят пищу передними лапами ко рту, вися вниз головой, срывают плоды.

Морские коньки с помощью своих хвостиков хватаются за водоросли и могут продержаться на одном месте некоторое время.

Хвост – кладовая

Некоторые животные копят в хвосте большой запас жира. Например, лемуры, которые живут на Мадагаскаре. В сухой период года во время сна они используют накопленный в благоприятное время в хвосте жир. Тушканчики и вараны откладывают излишки жира у основания хвоста.

Хвост – мухобойка

Корова, конь с помощью хвоста отбиваются от мух, комаров и оводов точно так же, как и зебры, и львы в Африке.

Хвост – помощник

Крокодил использует хвост для охоты. Его ударом можно сбить с ног не только маленькое животное, но и большое.

Хвост – опора, руль, тормоз

Дятел использует хвост, как руль и тормоз при полёте. Хвост служит дятлу опорой. Он цепляется когтями за кору деревьев, а хвостом упирается в ствол. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, он добывает себе пищу.

Кенгуру сидит на задних лапах, опираясь на хвост. Длинный хвост помогает ему сохранять равновесие и менять направление во время прыжков.

  Хвост бобра – отличный руль при плавании.

Рыб вообще сложно представить без хвоста. Хвост рыб — это и руль, и баланс (равновесие). Подобными функциями обладает хвост и у птиц при полете.

Хвост – украшение

Самые красивые хвосты всё же у птиц.  Роскошный хвост – это средство понравиться подруге и победить врага. Такой хвост у павлина, индюка, тетерева, глухаря.  

 Проверим, как вы знаете хвосты животных…

— А что это мы всё о хвостах, да о хвостах??? Верно, сегодня главный гость нашего интернет урока — звук [х]. Проговорите звук. Опишите его? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?…. Да, звук [х] бывает и твердым, как в слове хвост, так и мягким, как в слове… хитрец.

1. «Поймай звук»

  •  Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
  •  Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
  •  Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

2.  Игра «Добавь звук», который потерялся из слов

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

3. Игра «Замени первый звук» в слове на звук  [х]

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

4. Произнеси  [х] в словах

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой….. (ХЛЕБ).

С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт……. (ПЕТУХ).

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой……. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит…….. (МУХА).

— Какое слово лишнее? (утка)

5. Найди «лишнее»

  •  Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
  •  Художник, сухари, тарелка, холодильник.

Психогимнастика

—  Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

6. И г р а  «Звук заблудился»

  • Не делай из муки (мухи) слона.
  • Голода (холода) не бойся, по пояс мойся.

7. И г р а   «Полсловечка за вами»

Придумайте слова, начинающиеся со слогов:

хор… (-овод, -ошо, -омы), хол… (-одный, -лм, -ст), хом… (-ут, -як), хар… (-актер, -чевня), хал… (-ва, -ат, -иф).

8. И г р а  «Слоговой аукцион»

Хи… (-хикать),   хит… (-рый, -рец, -рость),   хо… (-роший, —чет),   храб… (-рый, -рость, -рец),   уха…(-живать).

9. И г р а  «Где звук?»

1. Определите место звука [х] в словах: ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.

2. Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [х].

Делано наспех – сделано на смех. Хлеб – всему голова.

Буква Х с двумя чудесными хвостикам.

1. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась букву X с правой стороны рисунка.

2. Соедини с буквой X только те предметы, названия которых начинаются со звука [х].

 

3. Дорисуй вторую половинку буквы X слева. Обведи в кружок все буквы X справа.

 

4. Найди спрятанные буквы Х. Обведи их.

5. Выдели знакомую букву.

6. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Х. Соедини их ниточками с хомячком.

7. Добавь недостающий элемент буквы.

8. И г р а  «Буква потерялась»Вставьте пропущенные буквы:– алва, – леб, – итрец, – олод, – ризантемы, оре –, пету –, сме –, шоро –, наспе –.

9. И г р а  «Рифма»

Придумайте рифму к слову храбрец.

Ответ: молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец.

10. И г р а  «Слово рассыпалось»

Соберите рассыпавшееся слово. Б е л х (хлеб).

11. И г р а  «Найдите слова»

1. Ле с е н к а .                               2. С к в о з н а я   б у к в а .

– – х                                                – – х – –

– – – х                                             – – х – –

– – – – х                                          – – х – –

– – – – – х                                       – – х – –

Возможный вариант ответа:                  Возможный вариант ответа:

пух, прах, порох, пастух.                           хохма, тахта, вахта, махер.

12. И г р а  «Превращение слов – волшебная цепочка»

От хода – к шагу.

Ответ: ход – код – кот – мот – мат – маг – шаг.

13. И г р а  «Из одного слова – несколько»

Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово халва. (Хор, аист, лев, вилка, ананас.)

Примечание. Задание можно усложнить, подбирая слова только по темам. Н а п р и м е р : животные, растения, одежда, продукты и т. д.

14. И г р а   «Наборщик»

Подберите слова из букв, составляющих слова:

храбрость (Хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.)

хлебозавод (Хлеб, хлев, холод, лев, лоза, ода, беда, обоз, овод, завод, зов, зев, зоб, вода, доза.)

15. И г р а  «Составим новые слова»

Из букв данного слова составьте новые слова.

 16. 

– забавная игрушка,Деревянная вертушка.Ветру вольному подружка.

Возьми разноцветные карандаши и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву Х. 

17. Читаем…

18. Пишем…

19. 

Скороговорки

1. Вкусная халва мастеру хвала.

2. Прохор и Пахом ехали верхом.

3. Муха-горюха села на ухо.

Хорошо хвалить, хихикать,Худо – хвастаться и хныкать.Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

 Пословицы и поговорки

1. Хлеб – всему голова.

2. Хорошей хозяйкой дом стоит.

3. Снег на полях – хлеб в закромах.

4. Сделано наспех – сделано на смех.

5. Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Словарь

  • Ханжа — лицемерный, неискренний человек.
  • Хаос — беспорядок, скопление.
  • Харизма — это внешние черты, особая одарённость человека.
  • Хрестоматия — сборник каких-нибудь художественных произведений или отрывков из них.
  • Хронология — последовательность исторических событий во времени.

 

www.klass39.ru

Звуки [ х ], [ х' ]. Буквы "Х, х"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (823 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок обучения грамоте по классической программе «Школа России» разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Представлены три вида результатов: предметные, метапредметные и личностные. Определены для каждого этапа урока универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Благодаря новым требованиям по оформлению технологической карты урока, учителю удобно отслеживать результаты на каждом этапе работы.

Доминантным методом работы стало решение учебных задач. Учащиеся самостоятельно могут формулировать учебные задачи, при условии, что они к этому приучены с первых уроков. Если класс неподготовленный или слабый, то можно предложить перечень различных учебных задач, например, на слайде, а учащимся необходимо будет только выбрать те учебные задачи, которые подходят на данном уроке.

На уроке преобладают следующие формы обучения: групповая работа, индивидуальная работа, парная работа. Особая ценность групповой формы работы на данном уроке заключается в том, что можно решить несколько учебных задач за короткий промежуток времени, выслушать мнение каждой группы и в процессе учебного диалога, сформулировать вывод, прийти к единому мнению. После выступления каждой группы у учащихся складывается общая картина о данной букве: правильное название, зрительный образ, характеристика звуков.

Основной приём работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждение, обращение). В процессе речевого взаимодействия, учащиеся учатся планировать действия в соответствии с задачей, строить речевые высказывания, управлять поведением партнёра.

С первых уроков учащиеся учатся рефлексировать, овладевают разными видами оценивания, осуществляют самоконтроль своих действий и результатов. Учащиеся учатся работать с индивидуальной картой «Оцени себя», которая позволяет им выявить свои возможности: знания и умения на каждом уроке по конкретному предмету.

Современный урок должен сопровождаться презентацией. Но учителя не должны забывать или пренебрегать временными ограничениями, для 1–2 классов – не более 15 минут. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 Сан ПиН 2. 4.2.1178-02).

Тип урока: формирование знаний и умений.

Представление о результатах:

личностные результаты:

  • личностные УУД: формировать ценностное и уважительное отношение к совместной познавательной деятельности, ценностное отношение к умению различать звуки [х], [х’] в речи; ценностное и бережное отношение к хлебу через работу по составлению текста;

метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, планирование действий в соответствии с задачей, умение управлять поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • познавательные УУД: умение анализировать объекты с целью выделения признаков; умение находить, сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи, подведение под понятие;
  • коммуникативные УУД: развитие устной речи, монологической и диалогической речи; умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем,

предметные результаты: научатся различать в речи согласные звуки [х], [х’], обозначать их в письменной речи; уметь читать слова с данными звуками.

Цель урока: создать условия для вычленения в речи существенных признаков согласных звуков [х], [х’] и для формирования навыка слогового, правильного, выразительного чтения.

Технология: здоровьесберегающая, проблемного обучения.

Форма работы: фронтальная, самостоятельная групповая работа, самостоятельная индивидуальная работа, самостоятельная работа в парах.

Ресурсы: раздаточный материал: карточки для работы в группах, карточки двух вариантов со схемами слов, карты оценивания.

Печатные пособия: Горецкий В.Г. «Русская азбука». 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч./ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2011.

Материально-технические средства: компьютерная техника, экран, видеопроектор.

Ход урока

Этап технологии Цель этапа Действия педагога Действия обучающихся Примечание
I. Самоопределение к деятельности Сформулировать тему урока Задаёт вопросы: – Посмотрите на картинки, представленные на слайде. – Перечислите, что изображено на картинках. – Что такое хурма? – Что такое яхта? – Что такое хижина?

– На какие две группы, можно разделить данные картинки?

– На какие три группы, можно разделить данные картинки?

– Подумайте, что объединяет все картинки, что общего на всех картинках? – Теперь сформулируйте тему урока на основании своего вывода по картинкам.

Рассматривают картинки, называют, что изображено: хлеб, хурма, петух, яхта, хижина.

Хурма – это дерево со съедобными плодами. Яхта – это водное транспортное средство. Хижина – это жилище.

Варианты: съедобное и несъедобное; слова, которые отвечают на вопрос что? и слова, которые отвечают на вопрос кто? Варианты: слова, в которых буква «х» в начале слова, в середине и в конце.

Делают вывод, что во всех словах есть буква «х», поэтому тема урока: «Знакомство с буквой «х»».

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 (Приложение 4)

Рисунок 6 (Приложение 4)

II. Актуализация знаний и мотивация Воспроизвести знания о гласных и согласных звуках – Давайте вспомним, когда мы знакомимся с буквой, что мы должны о ней чётко знать? Буква может обозначать гласные или согласные звуки. Если буква обозначает согласный звук, то определяем звонкий или глухой звук, твёрдый или мягкий.  
III. Постановка учебной задачи Сформулировать учебные задачи Задаёт вопросы: – Что необходимо узнать, выявить сегодня на уроке, судя по нашей теме? А также напоминаю вам, что к концу урока вам необходимо будет, как обычно, разгадать ключевое слово урока. Будьте внимательными. Выделяют следующие учебные задачи: 1. Выявить, какие звуки обозначает буква и дать им характеристику. 2. Изучить графический образ печатных букв: заглавной и строчной. 3. Научиться читать слоги и слова с данной буквой. Так как буква «х» изучается в конце букварного периода, учащиеся чётко умеют формулировать учебные задачи. Если буква приходится на начало букварного периода, то перечень возможных учебных задач, можно представить на слайде, а учащиеся выбирают необходимые для конкретного урока
IV. Решение учебной задачи Дать характеристику звукам [х], [х'], запомнить правильное название буквы и графический образ печатных заглавной и строчной буквы Организует групповую работу. Группа №1. Задание: Определите, какой по счёту является буква «х» в алфавите и как правильно она называется.Группа №2. Задание: Выявите, из скольких и каких элементов состоит печатная буква «х». Сравните печатные буквы: заглавную и строчную. Пофантазируйте, на что похожа буква «х» и как можно представить «живую модель» буквы «х». Группа №3. Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает твёрдый звук [х]: хомяк, хижина, халат, горох, хлеб, хитрый, восход. Группа №4. Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает мягкий звук [х’]: хомяк, хижина, халат, горох, хлеб, хитрый, восход. Группа №5. Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает глухой звук: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб. Группа №6. Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает звонкий звук: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб. – Обобщим ваши выводы и представим их в виде схемы. Первая группа отвечает: буква «х» в алфавите является 23 и нужно называть правильно «ха».Вторая группа отвечает: печатная буква «х» состоит из двух элементов: две наклонные прямые; заглавная и строчная буквы похожи, отличаются только высотой. Буква «х» похожа на две дощечки, знак умножения, крестик… «Живую» модель буквы «х» представляет один из учеников у доски: поднимает руки вверх и разводит их в стороны, ноги раздвинуты на ширине плеч, или двое учеников, встав спиной друг к другу, подняв одну руку вверх, в сторону, вытянув одну ногу в сторону.Третья группа отвечает: хомяк, халат, горох, хлеб, восход.Четвёртая группа отвечает: хижина, хитрый.Пятая группа отвечает: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб.Шестая группа отвечает: таких слов нет, так как буква «х» обозначает всегда согласный глухой звук. Раздаёт карточки с заданиями разного уровня сложности для каждой группы. (Приложение 1). После выступления каждой группы, другие группы высказывают своё мнение с помощью знаков: «+» – согласие, «-» – несогласие. Если группа даёт неправильный ответ, учитель спрашивает мнения других групп.

Задание 6 – «ловушка».

V. Физминутка     Игра с тряпичным мячом «Съедобное – несъедобное» Учитель называет слова с буквой «х»
VI. Первичное закрепление Самостоятельная работа с взаимопроверкой Правильно прочитать слоги Анализ объектов с целью выделения признаков

Соотнести слово со схемой

Коллективное и индивидуальное чтение слогов. – Прочитайте только те слоги, в которых буква «х» обозначает мягкий звук [х']. Организует индивидуальную работу с взаимопроверкой. Задание: соотнесите слово со схемой. На карточке напечатано слово и даны схемы. Надо соединить с помощью стрелочки слово с соответствующей схемой. Хи, хе

Раздаются карточки двух вариантов. (Приложение 2). После выполнения задания, учащиеся обмениваются и проверяют друг друга с помощью слайда. Учитель выборочно проверяет и оценивает одну из пар каждого ряда.

VII. Зарядка для глаз        
VIII. Коллективная работа Объяснить выражение

Составить связный текст

– Кто уже догадался, какое ключевое слово сегодня на уроке? Это слово сегодня встречалось на карточках, а его изображение сопровождало наши слайды. – Как вы понимаете выражение: «За обедом хлеб всему голова»? Люди многих профессий приложили силы для того, чтобы хлеб оказался на нашем столе. – Какие это профессии? Хлеб – одна из главных ценностей на Земле, поэтому к хлебу нужно относиться бережно. Как получают хлеб? Какой путь, проходит хлеб, прежде чем оказаться на нашем столе? На слайде представлен ряд картинок, которые вам помогут составить рассказ. – Как называется специальная машина, которая убирает зерно? Вы можете поработать в парах. Задание: составьте рассказ из 3–4 предложений о том, как получают хлеб. Проверим, какую ещё информацию о хлебе, мы узнаем из текста учебника. Хлеб

Хлеб – главный продукт на столе.

Агрономы, трактористы, комбайнёры, хлеборобы, пекари.

Комбайн

Примерный рассказ В поле выращивают пшеницу. Комбайны убирают пшеницу. Из зёрен пшеницы изготавливают муку. Из муки выпекают хлеб.

Рисунок 7 (Приложение 4)

Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10 Рисунок 11 (Приложение 4)

IX. Контроль и оценка Обобщение знаний о букве: название буквы, графический образ, характеристика звуков Задаёт вопросы: – Какие учебные задачи были на уроке? – Мы решили их? – В результате решения, какие новые знания открыли? Теперь вы знаете, как правильно называется буква, из каких элементов состоит, какие звуки может обозначать буква «х»? Оцените себя с помощью индивидуальных карточек. 1. Дать характеристику звукам. 2. Изучить графический образ печатных букв: заглавной и строчной. 3. Научиться читать слоги и слова с данной буквой. Все задачи решили. Печатные буквы: заглавная и строчная похожи, состоят из одинаковых элементов: двух наклонных прямых, заглавная и строчная буквы отличаются только высотой. Буква "х" может обозначать согласные твёрдый или мягкий звуки, всегда глухой звук.

Символика: «+» – знаю, всё ясно и понятно; «+/–» – понял ни всё; «–» – не знаю, не понял. (Приложение 3).

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило

Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.

Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран [б] [б`] белье
ворс [в] [в`] вяз
горб [г] [г`] гиря
дом [д] [д`] дядя
золото [з] [з`] земля
кот [к] [к`] кит
лыжи [л] [л`] лимон
мусор [м] [м`] мяч
нора [н] [н`] Нюра
полы [п] [п`] пение
робот [р] [р`] река
солнце [с] [с`] семя
тон [т] [т`] темя
фурор [ф] [ф`] финал
хомяк [х] [х`] хижина

 

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж   ш   ц   ч   щ   й

 

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же  ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация  твердых и мягких букв.

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звуки Глухие звуки
[б] [ж] [к] [х]
[в] [з] [п] [ц]
[г] [л] [с] [ч]
[д] [м] [т] [ш]
[й] [н] [ф] [щ]

 

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!».  Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».

Таблица твердых и мягких звуков

Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.

Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:

Твердые и мягкие согласные
Твердые перед гласными: а, о, у, э, ы.
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан.
 ж, ц, ш.
Мягкие после согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь.
перед гласными: е, е, и, ю, я.
й, ч, щ.

 

Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

  1. Угадай-ка. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

  1. Выбирай твердые! Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.

Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

  1. Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.

Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

  1. Физкультминутка. Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.

Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

  1. Споем друзья! Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Вместо заключения

Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.

childage.ru

Твёрдые и мягкие согласные звуки . - запись пользователя Букашка (zenitru) в дневнике

Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.Синим цветом -твердыеЗеленым цветом - мягкие Твердые и мягкие согласные звуки Б - В

Твердые и мягкие согласные звуки Г - Д

Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

Твердые и мягкие согласные звуки К - Л

Твердые и мягкие согласные звуки М - Н

Твердые и мягкие согласные звуки П - Р

Твердые и мягкие согласные звуки С - Т

Твердые и мягкие согласные звуки Ф - Х

Твердые и мягкие согласные звуки Ц - Ч

Твердые и мягкие согласные звуки Ш - Щ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м'], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [м'].

Запомните:Всегда мягкие звуки: [й'], [ч'] , [щ'].Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б'], [в'], [д'], [з'] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] - [б']

[в] - [в']

[г] - [г']

[д] - [д']

[з] - [з']

[п] - [п']

[ф] - [ф']

[к] - [к']

[т] - [т']

[с] - [с']

[м] - [м']

[н] - [н']

[р] - [р']

[л] - [л']

[х] - [х']

Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей.Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ. мягкость согласных звуков

www.babyblog.ru

Твердые и мягкие согласные звуки

Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.Синим цветом -твердыеЗеленым цветом - мягкие

Твердые и мягкие согласные звуки Б - В

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Г - Д

 

  Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

   

  Твердые и мягкие согласные звуки К - Л

 

  Твердые и мягкие согласные звуки М - Н

 

  Твердые и мягкие согласные звуки П - Р

 

  Твердые и мягкие согласные звуки С - Т

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Ф - Х

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Ц - Ч

   Твердые и мягкие согласные звуки Ш - Щ      Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м'], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [м'].

Запомните: Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б'], [в'], [д'], [з'] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] - [б']

[в] - [в']

[г] - [г']

[д] - [д']

[з] - [з'] 

[п] - [п'] 

[ф] - [ф']

[к] - [к']

[т] - [т']

[с] - [с'] 

[м] - [м']

[н] - [н']

[р] - [р']

[л] - [л']

[х] - [х']

Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами. Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей. Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов. Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей. Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.

www.razvitierebenka.com


Смотрите также