Трудные тексты Библии. Что значит «насущный»? Мф. 6:11. Хлеб насущный дай нам


«Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Правила счастливой жизни

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день»

Первая часть данной Христом молитвы относится к имени, Царству и воле Божией, чтобы имя Его святилось, Царство приблизилось и воля исполнилась. Если мы таким образом сделаем дело Божие нашей первой и главной заботой, то мы можем с уверенностью просить Его об удовлетворении наших личных потребностей. Отрекаясь от своего собственного «я» и вполне предаваясь Христу, мы становимся членами божественной семьи, и все, находящееся в доме Отца, принадлежит нам. Все богатства Господни являются тогда нашей собственностью, как в этом мире, так и в будущем. Служение ангелов, дар божественного Духа, работа Его слуг — все предоставлено нам. Мир со всем, находящимся в нем, принадлежит нам постольку, поскольку это служит нам к добру; даже злоба врагов наших будет для нас благословением, так как воспитывает нас для неба. Если вы Христовы, то все ваше (1 Кор. 3:23, 21).

Но мы подобны детям, которые еще не введены во владение своим наследством. Господь еще не вверил нам нашего чудного имущества, чтобы сатана своей хитростью не обманул нас и не отнял бы его, как он сделал в раю с Адамом и Евой; все наше богатое наследство находится сейчас в руках Христа и верно охраняется Им от всякого посягательства. Подобно детям, еще не вступившим в права своего наследства, мы ежедневно получаем столько, сколько нам необходимо для настоящего дня; но, чтобы получить его, мы должны ежедневно просить: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день», и не должны падать духом, если не получаем сейчас же достаточно и для завтрашнего дня. Мы имеем Его верное обетование:» Не оставлю тебя и не покину тебя». Давид сказал: «Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Господь, посылающий воронов, чтобы они кормили Илию у потока Хорафа, не забудет никого из самоотверженных детей Своих. О праведном сказано: «Хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет». «Не будут они постыжены во время лютое, и во дни голода будут сыты». «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Ис. 36:16; Пс. 36:19; Римл. 8:32). Он, облегчавший заботы и трудности жизни Своей овдовевшей матери и помогавшей ей в ее небольшом хозяйстве в Назарете, сочувствует каждой матери, с трудом достающей пропитание для своих малых детей. Он, сжалившийся над толпой, видя, что «они были изнурены и рассеяны» (Мф. 9:36), и ныне так же сочувствует страдающим и бедным; Его благословляющая рука протянута к ним; даже в Своей образцовой молитве, данной ученикам, Он учит не забывать о бедных.

Когда мы молимся: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», то мы просим как лично для себя, так и для других и признаем, что все, даруемое Богом, не предназначено исключительно для нас одних. Господь доверяет нам богатства, чтобы мы могли накормить голодных. Он насыщает бедного Своими благами (Пс. 67:11) и говорит: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых… Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, и воздается тебе в воскресение праведных» (Лук. 14:12-14).

«Бог же силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело». «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:8.6). Молитва о насущном хлебе имеет отношение не только к пище, необходимой для поддержания физических сил, но включает в себя и прошение о духовном хлебе, необходимом душе для вечной жизни. Иисус говорит нам: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную». «Я — хлеб живый, сшедший с небес: идущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:27, 51). Наш Спаситель есть этот Хлеб жизни; ощущая Его любовь, размышляя о ней, воспринимая ее внутрь себя, мы едим от хлеба, сшедшего с небес.

Мы принимаем Христа через Его слово; Дух Святой посылается для того, чтобы открыть нашему пониманию истины слова Божия и чтобы приготовить наше сердце для принятия их. При изучении слова Божия мы ежедневно должны молиться, чтобы Господь дал нам Духа Святого, раскрывающего нам истину и подкрепляющего нашу душу для настоящего дня.

По отношению к нам Господь имеет наилучшие намерения, уча нас ежедневно просить как о духовной, так и о телесной пище. Он хочет, чтобы мы поняли свою зависимость от Его постоянного попечения; таким образом Он старается привести нас в общение с Собой, и благодаря такому общению со Христом через молитву и постоянному изучению великих и драгоценных истин Его слова, мы, как голодные души, насыщаемся и как жаждущие освежаемся из источника вечной жизни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Хлеб наш насущный дай нам на сей день. О каком хлебе мы просим?

Здравствуйте! Перед вами седьмой выпуск рассылки «Молитва Господня». Он посвящен размышлению над просьбой о хлебе насущном. Присоединяйтесь к нашему размышлению Размышление над Писанием — серьезное дело, поэтому, если у вас есть свободные полчаса,

подготовьтесь к чтению и размышлению

Минуту-две помолчите, чтобы, как сказано в молитвослове, успокоить все свои чувства и настроиться на молитву и чтение Писания. Не переключайтесь при этом между вкладками, не заходите в соцсети и не думайте о делах. Не отвлекайтесь ни на что.

Помолитесь

На церковнославянском языке

Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь.

 

На русском языке

 Господи, Иисусе Христе, отверзи мне уши мои сердечные, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел(а) оное и исполнил(а) волю Твою, потому что странник я на земле. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел(а) чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей. На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом познания Тебя, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не во грех себе Слово Твое прочел(а), но во обновление и в просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.

Еще минуту помолчите.

Прочитайте Молитву Господню

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.(Матф.6:9-13)

Медленно перечитайте второе прошение: Да приидет Царствие Твое и подумайте над этими словами в течение двух-трех минут. Можете просто медленно повторять их вслух или про себя, сосредотачиваясь на их смысле. Если у вас возникли мысли или вопросы, запишите их.

Ответьте на вопросы:Есть ли что-то непонятное в этих словах?

Что значит «хлеб насущный»?Почему именно «на сей день»?Зачем нам просить, если Бог и так все дает?

Прочитайте отрывки из Священного Писания

Книга Притч, глава 30

7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,9 дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.

Как здесь понимается насущный хлеб?Зачем автор просит именно о нем?

Книга Исход, глава 16

11 И сказал Господь Моисею, говоря:12 Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.13 Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана;14 роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни [нечто] мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле.15 И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу;16 вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте.17 И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало;18 и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.19 И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра.20 Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, — и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей.21 И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло.22 В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею.23 И [он] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра.24 И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем.25 И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле;26 шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в [этот день].

Как вы думаете, почему манна не оставалась на следующий день, если следующим днем не была суббота?Чем похожа ситуация с манной на прошение «Хлеб наш насущный дай нам на сей день (даждь нам днесь)?»Чему нас учит эта история?

Псалом 103

21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.22 Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.28 Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;29 скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;30 пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли.31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

Что здесь сказано о Боге и взаимоотношениях с Ним в контексте пищи?

Личные вопросы

Чувствуете ли вы свою зависимость от Бога в вопросах получения пропитания и всего необходимого для жизни?Мы просим не о хлебе лично для себя, а даровании насущного хлеба нам. Кого вы мысленно включаете в это «наш» и «нам»?

У этого прошения есть еще один аспект. Чтобы вникнуть в него, прочитайтеследующие отрывки:

Евангелие от Иоанна, глава 6

32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.48 Я есмь хлеб жизни.49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

Выпишите то, что сказано здесь о хлебе

Евангелие от Матфея, глава 26

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.

Выпишите то, что сказано здесь о хлебе

Евангелие от Луки, глава 24

13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними,34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Выпишите то, что сказано здесь о хлебе

Книга Деяний Апостольских, глава 2

42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.44 Все же верующие были вместе и имели все общее.45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.Выпишите то, что сказано здесь о хлебеСформулируйте суть выписанного из всех 4-х отрывков своими словами.

Наш комментарий

Существует два понимания того, о каком хлебе нам заповедует просить Господь. Они дополняют друга и связаны с разным пониманием слова, которое на русский язык переведено как «насущный». Одно – повседневный, необходимый. С точки зрения этого понимания мы осознаем зависимость нашей жизни от Бога и молимся о том, чтобы Господь даровал нам пищу, необходимую для жизни, и, шире, все, что нам необходимо – одежду, крышу над головой и т.д. Ведь все, что у нас есть, нам дает Бог. Молимся о необходимом, но не об излишнем (о хлебе, а не о хлебе с маслом и черной икрой), чтобы Он даровал нам его так же, как Он даровал евреям в пустыне манну – не больше, но и не меньше того, что им было нужно для жизни. Поэтому мы читаем молитву Господню перед едой.

Но, как мы видели из Евангелия от Иоанна, Христос говорит о том, что Отец дает нам кроме манны другой, Истинный хлеб, Хлеб Жизни – это Плоть Христова, Которую мы принимаем в Причастии. И это тоже нам необходимо для жизни, для жизни духовной. И отсюда – другой перевод этого слова – «сверхсущный». Судя по всему, Молитва Господня с самого начала существования Церкви употреблялась при преломлении хлеба – т.е. на встречах, которые потом переросли в Литургию. И неслучайно мы сейчас поем «Отче наш» прямо перед Причастием. Тем самым мы просим Бога дать нам именно сейчас, сегодня, наш насущный, необходимый нам для жизни хлеб – Тело Христово.

Вопрос для личного размышленияЧем для вас лично является Причастие?

Подведите итогиЧто вы вынесли из этого урока важного для себя, того, что изменит вашу жизнь?

Прочтите толкование

Святитель Киприан Карфагенский

Продолжая молитву, мы произносим следующее прошение: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это можно понимать как в духовном, так и в простом смысле, потому что и тот и другой, по божественному дарованию, равно благоприятствует спасению. Христос есть хлеб жизни, и этот хлеб не всех, но только наш. Как говорим мы: «Отче наш», потому что Бог есть Отец познающих Его и верующих, так и Христа называем нашим хлебом, потому что Он и есть хлеб тех, которые прикасаются Телу Его. Просим же мы ежедневно, да дастся нам этот хлеб, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в снедь спасения, будучи по какому-либо тяжкому греху отлучены от приобщения и лишены небесного хлеба, не отделились от Тела Христова, как Господь говорит в наставление наше: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». (Ин.6, 51). Когда Он говорит, что ядущий от хлеба Его жив будет во веки, то этим показывает, что живут те, которые прикасаются, Его Телу и по праву приобщения принимают Евхаристию. Итак, должно бояться и молиться, да не отделится кто-либо от Тела Христова, подвергшись запрещению, и не удалится от спасения, как угрожает Господь, говоря: аще «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин.6, 53). Потому-то мы и просим ежедневно, да дастся нам хлеб наш, чтобы нам, пребывающим и живущим во Христе, не удалиться от освящения и от Тела Его.Можно это понимать и так: отрекшись от века сего и по вере духовной благодати отказавшись от его богатств и почестей, памятуя наставление Господа, Который говорит: «всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14,33), мы просим одной только пищи и пропитания. Кто сделался учеником Христовым, тот, по слову Учителя, отказываясь от всего, и должен просить только дневного пропитания и в молитве не простирать далее своих желаний, имея в виду заповедь Господа, сказавшего: не «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф.6, 34). Итак, ученик Христов, которому воспрещается заботиться о завтрашнем дне, праведно испрашивает себе дневной пищи: было бы противоречие и несообразность в том, если бы мы искали в этом веке продовольствия на долгое время, когда просим о скором пришествии Царства Божия. Блаженный апостол, поучая и утверждая крепость надежды и веры нашей, делает нам следующее напоминание: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим. 6, 7-10). Этим учит, что не только надобно презирать богатства, но что они и опасны: в них корень льстивых зол, обольщающих слепоту человеческого ума скрытым коварством. Потому-то Бог обличает безумного богача, который помышлял о мирских достатках и хвастался чрезвычайным изобилием плодов. Безумие, — говорит Он ему, — «в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12, 20). Безумный, он радовался о прибыли в ту ночь, в которую надлежало ему умереть; тот, кому мало уже оставалось жить, помышлял о изобилии плодов.Напротив, Господь учит, что тот вполне совершен, кто, продав все свое имение и раздав в пользу нищих, заготовляет себе сокровище на небе; тот, по словам Господа, может следовать за Ним и подражать славе страдания Господня, кто в готовности и охоте своей не задерживается никакими сетями домашнего хозяйства, но, предпослав свое имущество Богу, отрешенный и свободный, сам идет туда (Мф.19, 21). Вот как да научится всякий молиться, чтобы приготовить себя к тому же; из закона молитвы да уразумеет всякий, какова должна быть молитва! Между тем для праведника никогда не может быть недостатка в ежедневной пище, по Писанию: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного» (Причт. 10, 3). И опять: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс.36, 25). То же обещает и Господь, говоря: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6, 31-33). Он обещает, что ищущим Царства и Правды Божией вся приложатся: ведь все Божие; следовательно, имеющий Бога ни в чем не будет иметь недостатка, только бы сам не отстал от Бога. Так, Даниилу, когда он был ввержен в ров львиный по велению царскому, изготовляется обед Промыслом Божиим и человек Божий насыщается среди зверей алчущих, но щадящих его (Дан.14, 30-39). Так, Илия питается во время бегства: преследуемый, он получает пропитание в пустыне от вранов, которые служат ему, от птиц, которые приносят ему пищу.

Ответьте на вопросЕсть ли что-то, что вам необходимо изменить в своем отношении к богатству, пище и другим материальным благам?Есть ли что-то, что вам необходимо изменить в своем отношении к Причастию?

Домашнее задание:Каждый день вечером в течение 6 дней записывайте, что необходимое для жизни Бог дал  вам в этот день.

Материал подготовила Татьяна Зайцева,

пишите: [email protected]

Предыдущий выпуск: Да будет воля Твоя на земле как на небеСледующий выпуск: И прости нам долги наши

blog.predanie.ru

Трудные тексты Библии. Что значит «насущный»? Мф. 6:11: pavel_begichev

…хлеб наш насущный дай нам на сей день (т.е. сегодня)…

…τον άρτον ημων τον επιούσιον δος ημιν σήμερον·

(От Матфея 6:11)

Произнося молитву «Отче наш», наверняка многие из нас задумывались, а что же это за такой особенный хлеб мы просим у Господа? Что это значит — «насущный»?

Те, кто серьёзно изучает Библию, знают, что греческое прилагательное ἐπιούσιος (насущный) — это так называемый гапакс (hapax legomena, греч. ἅπαξ λεγόμενον «только раз названное»). Этот термин означает слово, встретившееся в некотором корпусе текстов только один раз. Нередко такие слова, из-за своей изолированности, вызывают затруднения в определении их этимологии и значения.

Так во всех произведениях А. С. Пушкина только один раз встречается слово «боливар». В знаменитых строках «Евгения Онегина»:

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

Сам Пушкин откомментировал это слово, как «Шляпа à la Bolivar», т.е. шляпа, как у Симона Боли́вара (причём сам Симон Боливар подобных шляп не носил). Похоже, что Александр Сергеевич придумал это слово, как рифму к слову «бульвар». Таким образом боливар — это классический гапакс.

В «Слове о полку Игореве» встречается странное слово «див», значение которого никому не известно. Более ни в одном тексте древнерусской литературы это слово не встречается. Его этимология туманна, а по контексту не всегда понятно, что за существо имелось в виду. Поначалу думали, что это филин, потом бытовало мнение, что это леший, а новые исследования дали версию — удод.

Так вот и значение греческого слова ἐπιούσιος из Матф. 6:11 не вполне ясно. Слово это не только не встречается в Библии больше нигде (ну кроме параллельного текста в Лук.11:3), но и отсутствует во всех древнегреческих текстах.

Этимология данного слова также неясна. В связи с этим возможно несколько вариантов  перевода (толкования).

1. Хлеб, нужный для нашего существования, необходимый для нас, дай нам сегодня.

Это толкование исходит из этимологии ἐπί + οὐσία. Где предлог ἐπί, эквивалентный русскому предлогу «на», соединяется с существительным οὐσία — в значении «бытие, существование».

Этого толкования придерживались, по-видимому, переводчики синодального текста. Это очень распространённое толкование.

Слабость этой версии заключается в том, что слово οὐσία во времена Нового Завета в простом разговорном языке не обозначало ни «бытие», ни «существование». Эти значения закрепились за словом οὐσία в философских сочинениях Платона и Аристотеля. Позже это слово было использовано христианскими богословами для описания сущности Святой Троицы — одна Сущность, три Личности, т.е. одна οὐσία (усия), три ὑπόστασις (ипостаси).

Но во времена Иисуса Христа, в греческом койне (форма греческого языка, возникшая в постклассическую античную эпоху, на койне написан Новый Завет) слово οὐσία обозначало всего лишь имущество, имение.

Существительное οὐσία в Новом Завете встречается всего дважды, в 15 главе евангелия от Луки, в притче о блудном сыне: «…Отче! дай мне следующую мне часть имения (οὐσία)… и там расточил имение (οὐσία) свое, живя распутно…» (Лук. 15:12-13).

Поскольку ученики Иисуса были людьми «некнижными и простыми» (Деян.4:13), вряд ли можно предположить, что Иисус употребил словоформу с корнем οὐσία в отвлечённо-философском значении. Ученики могли скорее всего понять это слово, как «хлеб, для нашего имущества»— что, согласитесь, бессмысленно, так как хлеб (ἄρτος — выпеченный хлеб) не является имуществом, но скоропортящимся продуктом, который нельзя запасти впрок.

2. Суперхлеб, экстрахлеб, наивысший из всех хлебов дай нам сегодня.

Эта точка зрения также исходит из этимологии ἐπί + οὐσία. Где ἐπί — уже не предлог, а наречие «сверху», соединяется с существительным οὐσία — в значении «бытие, существование».

Это толкование подразумевает аллюзию на выражение «Хлеб, сходящий с небес» из Ин. 6 гл.

Таким образом сторонники этого толкования видят тут аллегорию. Вот что сказано по этому поводу в толковой Библии Лопухина:

Толкование аллегорическое, отчасти вызванное, по-видимому, трудностями других толкований. В духовном смысле объясняли это слово Тертуллиан, Киприан, Кирилл Иер., Афанасий, Исидор Пилусиот, Иероним, Амвросий, Августин и мн. др. Конечно, в приложении выражения к «духовному хлебу» нет, собственно, ничего, подлежащего возражениям. Однако в понимании этого «духовного хлеба» среди толкователей встречается такая разница, что это лишает их толкования почти всякого значения. Одни говорили, что под хлебом здесь разумеется хлеб таинства причащения, другие указывали на духовный хлеб — Самого Христа, причисляя сюда и евхаристию, третьи — только на учение Христа. Таким толкованиям больше всего, по-видимому, противоречит слово «сегодня», а также и то обстоятельство, что в то время, когда произносил Свои слова Христос, по евангелисту, таинство причащения еще не было установлено.

3. Ежедневный, повседневный хлеб или хлеб, относящийся к дню, дай нам.

Это толкование основано на этимологии ἐπί + εἶναι в форме причастия женского рода. При таком понимании слово ἐπιούσιος следует переводить, как «относящийся к (дню)», «ежедневный».

Это толкование приводит к некоторой речевой избыточности как в тексте евангелия от Матфея (хлеб, относящийся к этому дню, дай нам сегодня)так и в евангелии от Луки. Ведь Лука приводит другой вариант молитвы Господней:

τον άρτον ημων τον επιούσιον δίδου ημιν το καθ’ ημέραν· (хлеб наш ежедневный подавай нам на каждый день).

Кроме того Ульрих Луц справедливо отмечает:

Еще одно толкование исходит из понятия ἐπί τήν οὖσαν (ἡμέραν) и понимает ἐπιούσιος, как «на сегодняшний день». Это толкование проблематично вдвойне: против него говорит то, что ἡ οὖσα без ἡμέρα не засвидетельствовано нигде как выражение, означающее сегодняшний день, и то, что тут правильное слово звучало бы: ἐπούσιος. Хотя с этим толкованием очень хорошо сочеталось бы предание о манне в Исх 16 израильскому народу было запрещено (за исключением пятницы) собирать хлеб на завтрашний день. Но интерпретацию, опирающеюся на Исх 16, не поддерживает ничего.

Ульрих Луц. Нагорная проповедь (Мф 5-7). Богословско-экзегетический комментарий

4. Завтрашний хлеб дай нам сегодня.

Это понимание основано на предположении, что слово ἐπιούσιος происходит от слова ἐπιοῦσα (завтрашний, следующий, наступающий). Это слово используется в выражениях «следующий день» — ἐπιοῦσα ἡμέρα — (например в Деян. 7:26) или просто без уточняющего «день» в значении «завтрашний», «назавтра» (см. например Деян. 16:11; 20:15; 21:18).

Критики этой точки зрения отмечают некоторое её несоответствие повелению Иисуса: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». (Мат.6:34). Это замечание представляется нам несущественным, так как молитва и забота — это явления разного порядка. Забота — это переживание, стресс. А молитва — выражение веры, упования возложенного на Господа.

Признавая вопрос определения этимологии слова επιούσιον очень сложным, уважая все представленные выше толкования, мы, тем не менее, считаем возможным согласиться с четвёртым толкованием, переводящим слово επιούσιον, как «завтрашний».

Принцип исторической преемственности

Эта интерпретация довольно древняя. О ней говорит уже Ориген (правда не соглашаясь с ней, но всё же отзываясь о ней уважительно) в сочинении «О молитве». Это понимание отражено в коптском переводе.

Этого толкования придерживается Иероним Стридонский, ссылаясь на апокрифическое евангелие от евреев, которое дошло до нас в виде разрозненных отрывков, однако представляет собой важное свидетельство ранней интерпретации текста Евангелия от Матфея.

Вот, что пишет Ироним:

В Евангелии, которое называется «от евреев», вместо хлеба насущного я обнаружил [слово] «mahar (םהד)», что означает «завтрашний», так что выходит такой смысл: Хлеб наш завтрашний, то есть будущий, дай нам сегодня. Мы можем и по – другому понять [выражение] хлеб насущный, как тот, который превыше всех сущностей и превосходит все творения.

По свидетельству толковой Библии Лопухина, этого же понимания придерживается: «множество новейших критиков, включая сюда и лучших, напр., немецких составителей грамматик к Новому Завету Винер-Шмиделя, Блясса и экзегета Цана…»

К этому же пониманию склоняется и еп. Кассиан (Безобразов). Он пишет:

Но есть еще один перевод: ἐπιούσιος, значит: «завтрашний», от ἡ ἐπιοῦσα (подраз.: ἡμέρα, завтрашний день). Это понимание может быть оправдано ссылкой на параллельное место Евангелия от Евреев, где, по дошедшим до нас отрывкам, стояло: «завтрашний» … весьма вероятно, что Евангелие от Евреев отражает правильное понимание употребленного Иисусом образа, и вышеприведенная этимология решает трудность. Господь проходил Свое служение среди галилейских крестьян. Завтрашний хлеб, как отметил один из современных немецких ученых, хозяйка заквашивает с вечера. Если она не заквасит сегодня, у нее не будет завтра. Об этом — молитва: только о самом необходимом. Необходимое на завтра нужно иметь сегодня. В этом — смысл σήμερον, и противоречие с 6:34 не возникает.

Abbott-Smith в своём лексиконе ставит это значение на первое место, как наиболее предпочтительное.

Принцип грамматики, лексического анализа, литературного контекста и авторского замысла.

Мы уже приводили предположения относительно этимологии слова ἐπιούσιος. Его происхождение, вероятнее всего следует вести от слова ἐπιοῦσα (завтрашний, следующий, наступающий).

Все остальные предположения довольно успешно подвергнуты критике современными филологическими исследованиями.

Так Ульрих Луц пишет:

Плодотворные филологические дискуссии показывают, что все соединения слова ἐπί с производными корня εἶναι должны приводить к элизии (опусканию) буквы ι; то есть такое слово правильно звуча­ло бы ἐπούσιος. Если главный корень начинается с гласной, то йота сохраняется лишь тогда, когда следует предполагать придыхание или выпавшую дигамму перед начальной гласной.

Ульрих Луц. Нагорная проповедь (Мф 5-7). Богословско-экзегетический комментарий

Настоящее толкование также позволяет избежать плеоназма в тексте (хлеб сегодняшний (или каждодневный) дай нам сегодня (или на каждый день).

Оно лучшим образом сочетается со словом σήμερον, ибо возводит понимание фразы к поэтически-возвышенному противопоставлению: «Дай нам сегодня наш хлеб на завтра».

Кроме того, это толкование лучше всего объясняет наличие определения «наш» к слову хлеб. Наш — в смысле, заработанный, а не свалившийся с небес. Но и Иисус, и Матфей, и Лука знают, что заработанное сегодня можно потратить только завтра. Сегодня ты работал целый день, получил деньги и купил муки. Твоя жена замесила вечером хлеб, который твоя семья съест завтра. Этот принцип и выражен в молитвенном прошении.

Принцип исследования исторического контекста

Ульрих Луц свидетельствует:

Четвёртое прошение «Отче наш» вписывается в ситуацию социального притеснения, в которой наличие пищи на следующий день не было чем-то само собой разумеющимся…  Здесь подразумевается ситуация наемного работника, который не знает, найдет ли он в следующий день работу, благодаря ко­ торой он мог бы прокормить свою семью. «Хлеб на завтра» в то же время содержит ограничение: речь идет о физическом вы­живании, а не о богатстве. В этом отношении такое толкование по содержанию близко ко второму, говорящему о прожиточном минимуме, но отклоненному выше. «Сегодня» — вовсе не лишнее слово, оно дает почувствовать насущность прошения. Здесь есть характерное отличие от девятой браки молитвы Шмоне, где с земледельческой перспективы просят о «плоде года».

Ульрих Луц. Нагорная проповедь (Мф 5-7). Богословско-экзегетический комментарий.

Не заботьтесь о завтрашнем дне, не переживайте о нём. Но молиться о том, чтобы Бог дал тебе заработать на хлеб сегодня, и завтра твоей семье было что есть — это обязанность каждого христианина. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется (греч. προνοέω — думать наперёд), тот отрекся от веры и хуже неверного». (1Тим.5:8). Также возможно (и даже вполне вероятно), что Господь заповедует нам молиться о грядущем Царстве Небесном, где небесный пир включает в себя вкушение хлеба (Лук. 14:15). В этом случае мы просим, чтобы небесные благословения уже сегодня наполняли нашу жизнь.

blog.begichev.info

pavel-begichev.livejournal.com

Крестовоздвиженский храм в Самаре - 23. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»

23. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»

 

Хлеб наш насущный даждь нам днесь Хлеб наш насущный дай нам на сей день

В своих прошениях мы постепенно спускаемся от небесного к земному.

Бог «дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его» [Пс.135:25]. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» [Мф.5:45].

Тут мы молим о том, чтобы Бог даровал всем нам, а не только мне, всё, что необходимо нам для жизни и для возможности возрастать к Царствию Божию.

Причём молим не о том, чтобы Он обеспечил нас всех на всю нашу жизнь. Только на сей день. «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» [Мф.6:34]. В этом скрыта уверенность в том, что Бог и завтра нас не оставит. И готовность сегодня сосредоточиться на том, чтобы достойно прожить сегодняшний день. А потом и завтра, и так каждый день.

Только необходимое, насущное и только на сей день.

Тут надо уточнить. Суть дела не в имении чего-то избыточного, а в отношении к тому, что имеешь. Это много раз показывается в Евангелии и растолковывается в святоотеческом наследии. Для больших дел нужны большие средства. Дело не в том, чтобы их иметь, а в том для чего их использовать и как к ним относиться. Молитва показывает правильное отношение. Средства нужны для обеспечения своих насущных нужд на текущий момент. Остальное должно использоваться во славу Божию и на благо ближних. Это подчёркивается словом «наш».

Стремление к избытку, к роскоши, к беспроблемному существованию отвращает от небесного, порождает ненужные хлопоты и заботы и развращает. «Не можете служить Богу и маммоне» [Мф.6:24; Лк.16:13].

Но и при правильном отношении к богатству — оно большое искушение: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» [Мф.16:19; Мк.10:25; Лк.18:25].

Причастие также является хлебом насущным, подающим нам жизнь. «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Эти слова из [Втор.8:3] приводит Спаситель во время искушения [Мф.4:4; Лк.4:4].

И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим

«ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» [Мф.7:2; Мк.4:24; Лк.6:38], - сказал Господь. Это есть в трёх евангелиях, это очень важно. Кто просит себе прощения, а других не прощает, тот ищет себе осуждения.

«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» [Мф.6:15; Мф.18:35; Мк.11:26].

Каждый из нас грешен, и в молитве мы просим себе прощения, но нам в той же молитве и Господь указал единственный путь к получению прощения — прощать других.

Об этом Господь сказал притчу о жестоком заимодавце, который сам получил прощение огромного долга, а своему должнику, который должен был ему ничтожную сумму, не простил.

А нам очень часто очень трудно простить другого! Оказывается, что очень просто «простить всех...» - «... за исключением ...» -одного-двух-трёх-... ближних. Тех, с кем мы общаемся. «Как и мы прощаем должникам нашим» в первую очередь о них, - не вообще, а совершенно конкретно!

Для тех, кто не может простить, митр. Вениамин (Федченков) предложил такое средство: прочесть молитву Господню, но вместо этого прошения сказать: «И не остави мне долги, как и я не оставляю должнику моему». С точки зрения логики это одно и то же.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский постоянно писал о грехах своих. А однажды он перечислил 130 грехов!

Слова одного игумена: «Вот заприте наглухо эту комнату на неделю, и вы увидите через неделю на этом столе пыль». Так и грехи.

Но бывает так, что мы вообще присваиваем себе право судить и решать за Бога. Помните: «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой» [Евр.10:30].

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» [Мф.5:25], в земной жизни, потом будет поздно. Нам это под силу, хотя, порой, и трудно — Бог не даёт непосильных испытаний, Он Сам показал пример прощения на Кресте, и показывает нам каждый день и час на нас и наших ближних. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» [Мф.5:45].

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» [Мф.5:48].

И не введи нас в искушение...

К искушениям относятся и всякого рода трудные обстоятельства, в которые может впасть человек. Это — испытания, которые нам Бог даёт для нашего совершенствования. Без них невозможно прожить. Все искушения таковы, что мы можем им противостоять, выдержать испытание. Бог попускает только посильные искушения и помогает в борьбе с ними.

С любым искушением становится заметно проще справиться, если вспомнить, что это урок, посланный Богом, вспомнить о Божьей помощи и обратиться за ней.

Самый страшный враг человеку — он сам. Человек в его падшем состоянии легко склоняется к любому искушению и готов искушаться. Грехопадение началось с того, что «увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» [Быт.3:6].

Божья помощь видна при борьбе Каина с искушением убить брата, Бог обращается к Каину и предостерегает его. Но Каин не справился.

Каждому искушению предшествует помысел о нём, соблазн. Это как указатель на неправедный путь. И этот помысел не является грехом, пока человек его отвергает. Помыслы в грех не вменяются!

После появления помысла человек борется с ним и может ему противостоять, пройти мимо. В этом ему помогает Бог через совесть человека и другими способами, через внешние явления: слово человек посторонний скажет, или взгляд на икону упадёт, или ещё что-то.

Грех начинается с того момента, когда человек станет соглашаться с искушением.

Искушение связано с тем, что мы обладаем свободной волей, воля эта не согласована с Божьей, а дух наш слаб, и редко освещается светом Духа Святаго.

Тут мы молим о том, чтобы Бог сподобил нас заметить свет Духа Его, помог понять волю Его и укрепил нашу волю действовать в нужном направлении.

Бог не искушает, а мы искушаемся. Бог же только помогает нам, «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» [Откр.3:20]. И мы молитвенно чаем, что заметим свет Духа. Укрепимся волею в стремлении своём и не собьёмся с дороги, вовремя заметим и не войдём в искушение.

Тут мы молим укрепить нас внутренне, дать нам силы разобраться в себе и совладать с собой.

Но избави нас от лукавого...

Тут же мы просим по мере наших слабых сил оградить нас от внешних искусителей и от тех пут греха, которые проникли в нас и поработили нас.  В первую очередь — от лукавого, от сатаны.

В отношении лукавого надо избегать двух крайностей. Некоторые склонны вообще отрицать существование сатаны и бесов. Они не признают наличие персонифицированных, личностных злых сил, стремящихся причинить зло. Другая крайность — преувеличивать силы и значение лукавого. Отсюда боязнь злых сил, мешающая с ними бороться, а часто и самооправдание, что не справился в этой борьбе. Отсюда и такое робкое отношение к жизни, при котором человек теряет способность принимать решения, жить свободно, ответственно, творчески.

Лукавый — то есть кривой и поражающий. Сатана - «противник», клеветник». Диавол — греческий перевод еврейского слова «сатана» - «клеветник», «обольститель».

Лукавый имеет силу и может причинить великое зло, но не большее, чем нам по силам — когда мы противимся ему. Если же не противимся, попускаем ему, это зло может стать разрушительным.

Обратите внимание — стоит «но», как противопоставление. Это противопоставление связывает это прошение с предыдущим. Мы молим о том, чтобы не погрязнуть ещё глубже во мраке греха, но выбраться обратно к свету. Мы молим о том, чтобы не подпасть под власть лукавого и тогда, когда свернули на кривую дорогу искушения, но молим помочь нам найти в себе силы вырваться из пут лукавого и вывернуть на правильный путь.

Господь избавляет нас от лукавого через воцерковление и через таинства. Через крещение, потом — через покаяние, причастие, соборование (елеосвящение). Через память о Боге, молитву, крестное знамение, соблюдение евангельских заповедей, участие в церковной жизни.

Яко Твое есть Царствие Ибо Твое есть Царство

Мы обращаемся к началу молитвы, замыкая, завершая её.

Тут мы исповедуем, что нынешнее состояние грехопадение, в котором мы выпали из Царства — временно. Мы подкрепляем свои чаяния «да приидет Царствие Твоё» и исповедуем, что у нас есть возможность выйти из-под власти князя мира сего во власть Царя и Бога нашего.

У нас есть возможность обрести Царство Божие ещё при этой жизни, чего достигали наши святые. Уверенность в этом даёт нам надежду на то, что прошения молитвы нашей исполнятся.

Мы исповедуем, что мы можем вернуться в Царствие Божие.

И сила...

Вся сила от Бога, и кто приписывает силу себе — заблуждается. Бог даёт нам силы, достаточные для того, чтобы преодолеть все напасти и прийти к Нему. Но Он же попускает нам прилагать эти силы по нашей воле. Мы исповедуем, что Бог дал нам достаточно сил, и уверенность в этом даёт нам надежду на то, что прошения молитвы нашей исполнятся.

Мы исповедуем, что у нас есть силы вернуться в Царствие Божие, и молим сподобить нас правильно использовать свои силы.

И слава во веки...

Слава Божья — это то, чем весь этот мир создан, чем он держится, движется и управляется. Это нетварная энергия Божия, через которую всё есть. На иконах мы видим изображение этой славы в нимбах, например.

Тут мы исповедуем, что не только Царство, не только сила, но всё от Бога. Напоминаем себе, что вся слава человеческая — это иллюзия, морок, обман. Слава — Божья, и её отблески падают на людей. Если же не от Бога — то это не слава. Дурная слава — только незаконно использует название славы, света, тогда как является тьмой, тенью.

Мы исповедуем, что у нас есть возможность причаститься Божьей славы и через это осветиться и освятиться. Через это, через стяжание Духа Святаго и осуществляется то, о чём мы молимся.

Назад к списку

krestovozdvig.prihod.ru


Смотрите также