Как растёт хлеб? (Познавательно — речевое занятие для детей старшего возраста). Хлеб как растет


Хлеб. Как печется, как растет, с чем есть, и почему мы забыли вкус настоящей булки

Сладкий и теплый аромат привел журналистов belsat.eu к месту, где выпекают хлеб по традиционным рецептам. На пороге пекарни Brobakery владелец Илья Прохоров выдал нам белые халаты и рассказал о классическом изготовлении хлеба, чем оно отличается от современного производства. А насчет аппетита в глазах при виде теплых булок сказал, что есть теплый хлеб – нельзя.

Четыре ингредиента и немного магии

Классический традиционный хлеб состоит из муки, воды, соли и закваски. Можно печь из пшеничной муки, можно из ржаной, можно комбинировать также разные сорта муки, например, высший сорт с первым. Таким образом, из четырех ингредиентов можно изготовить большое множество различных сортов хлебов.

Расчиняют тесто при температуре от 19 до 21 градусов, несколько раз его нужно переложить руками, чтобы удалить излишки воздуха, и ферментация заработала равномерно. Потом опара ставится в холодное место на 12 часов.

«Дрожжи запускают химические процессы, перерабатывают сахара, содержащиеся в муке. От этого хлеб становится легким, воздушным», – рассказывает Илья Прохоров.

Сорт хлеба, кроме состава муки, зависит от влажности теста – соотношения воды и муки.

«Если взять один и тот же замес, но один кусок теста сделать влажностью 50 процентов, а второй 80 процентов, получатся совершенно разные хлеба», – объясняет пекарь.

Тесто, которое выбродило, надо расформировать. В пекарне с помощью весов отрезаются одинаковые куски. После этой предварительной формовки тесто должно еще некоторое время постоять, в зависимости от размера будущего хлеба, например, час. После этого хлебу придают окончательную форму, а также делают надрезы. И форма, и надрезы – не для красоты, они также очень влияют на вкус и качество.

Илья Прохоров

«Когда хлеб сажают в печь, процессы брожения ускоряются в несколько раз, так как там высокая температура. Хлеб поднимается просто на глазах. Бактерии выполняют свои процессы быстро, из последних сил. Газ, образующийся в результате этих процессов, ищет выход. Если не сделать надрезы, хлеб прорывает там, где придется. А если предварительно сделать надрез, тогда газ будет выходить через этот надрез», – говорит Илья Прохоров.

Например, багет. Если не сделать надрезы, то багет не будет таким длинным и тонким, каким мы привыкли его видеть.Если сделать багет не длинным , а, например, квадратным из той же опары теста, то это будет уже далеко не багет. Он будет другого вкуса, у него будут другое соотношение корки и мякиша, свойства мякиша будут другими, его нужно будет выпекать при другой температуре. Маленькие длинные багеты выпекаются при высокой температуре быстро, большой квадратный или круглый хлеб выпекается при низкой температуре и дольше. В зависимости от того, какой это хлеб, он может выпекаться от 15-17 минут до 1 часа.

В Brobakery хлеб пекут из белорусской муки на белорусских дрожжах, кроме круассанов. Для них муку приобретают в России.

«Не дотягивают круассаны на белорусской муке. Я не знаю, в чем дело, в содержании белка, или в чем-то еще, трудно сказать. Мы экспериментировали с мукой различных сортов, круассаны не получаются», – рассказывает Илья Прохоров.

Сегодня все проще и быстрее, но не так натурально

Такая технология ферментации – старинная, ей пользовались до того, как технический прогресс и увеличение численности населения не потребовали больше хлеба за меньшее время. Теперь массовые производства не тратят время, чтобы расчинять и ферментировать тесто сутками.

Технологии быстрой выпечки хлеба появились в начале 20 века. Первое изобретение – предварительно выброженные хлебные полуфабрикаты – жидкая опара или пулиш. Изобрели этот способ в Польше (отсюда и название), а также в Италии. Жидкая опара позволяет сократить путь от замеса до готового хлеба за 6 часов. Таким образом, расчинив тесто вечером, с утра рабочие люди могли есть свежий хлеб.

В наше время для выпечки хлеба используют смеси с добавкой химических соединений, которые позволяют тесту выбродить быстрее, тем самым понизив расходы и увеличив количество выпечки.

«Из чего состоят эти смеси – тайна производителей. Никто не расскажет, но часто в составе хлеба в сетевых точках можно видеть названия типа «смесь №1 Бородинская» или что-то подобное. Скорее всего, там используются искусственные добавки, улучшающие клейковину муки, вещества, ускоряющие работу дрожжей в 3-4 раза. Кроме того, добавляются стабилизаторы структуры теста», – говорит Илья Прохоров.

Хлеб, приготовленный на смесях, черствеет иначе, чем приготовленный традиционно. Классический хлеб высыхает, твердеет, но остается монолитным. Его можно сломать или разбить. Хлеб на смесях начнет дробиться на мелкие частички, которые по виду напоминают раскрошеный поролон.

Сегодня на производствах принято добавлять в хлеб усилители вкуса, ароматизаторы, которые добавляют аромат сливок, сыра и другие. А также добавки-красители, придающие хлебу цвет.

«Но только натуральный хлеб так безумно вкусно пахнет. Это его собственный аромат, который рождается благодаря длительной работе дрожжей и температуры», – говорит пекарь.

Как и с чем есть хлеб

Теплый хлеб есть нельзя, как бы ни хотелось. Там еще идут процессы брожения, пока хлеб окончательно не остынет.

Хранить хлеб нужно при открытом доступе воздуха, можно в бумаге, но ни в коем случае не в холодильнике. Температура от 0 до 10 градусов – самая неприемлемая для натурального хлеба. Он сразу черствеет.

Есть хлеб лучше с теми продуктами, которые присущи региону, откуда пришел рецепт хлеба. Итальянский – с оливковым маслом, помидорами и моцареллй. Белорусский – с луком и сливочным маслом.

В Беларуси исчезла культура хлеба

В европейских странах сохраняется культура частных пекарен и булочных, которые пекут хлеб каждая по-своему и обслуживают ближайших к себе жителей. В Беларуси после технологической революции вместе с приходом советской власти отношение к хлебу изменилось в худшую сторону.

Во-первых, заниматься предпринимательством было нельзя, а массовое производство одинакового хлеба на заводах было дешевым, хлеб в столовых был бесплатным, а в магазинах – копеечным. Мы разучились ценить работу людей в поле, а потом в пекарне.

«И у нас это отношение к хлебу до сих пор остается, как к чему-то очень дешевому и, чему-то, что вообще должно быть бесплатным. Процесс производства только в пекарне занимает почти сутки, и это непростой процесс. Посчитайте еще, как появилась мука, и что происходило ради этого», – рассказывает Илья.

Во-вторых, одинаковые «кирпичики» с черной коркой отучили советские поколения смаковать хлеб, наслаждаться разной текстурой и подбирать сорта по собственному вкусу и в зависимости от меню на ужин. Для нашего региона характерен хлеб из пшенично-ржаного замеса. Каждая хозяйка раньше имела свой сорт хлеба, он зависел не только от семейной рецептуры и возможностей, но и от закваски, которая часто переходила из поколения в поколение в каждой семье. Кто-то выпекал в дубовых листьях, кто-то – на кленовых.

А потом для нас стало автоматическим жестом купить в ближайшем магазине нарезанную заводскую буханку.

«На государственных хлебозаводах у нас делают еще более-менее нормальный хлеб, если это не смеси. Заводы должны выпускать дешевый продукт, их заставляет государство с тех самых советских времен. Поэтому они приобретают самые дешевые ингредиенты, и требовать от них чего-то большего сейчас просто невозможно. Но в то же время, на некоторых заводах остаются и классические технологии, и хорошие технологи, которые все делают правильно. Если бы им дали закупить нормальное сырье, то и их хлеб был бы вкусным и качественным», – говорит Илья Прохоров.

Читайте также:

Вероника Владимирова/ТП, belsat.eu

belsat.eu

Как наши предки выращивали хлеб

1. ПАХОТА

Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь все реже

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем,

Притом, забыв про нож неострый,

Ворчим, что хлеб немного черствый,

А сами, может, в этот час

Черствей его во много раз.

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)

Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

* * *

•  Посеешь в пору – соберешь зерна гору.

•  Лучше голодай, а добрым семенем засевай.

•  Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.

•  Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.

•  Некогда лежать, когда пришла пора жать.

•  Ломота в спине, да зато хлеб на столе.

2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.

Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает. (Рожь)

* * *

В поле едет на спине,

По полю – на ногах. (Борона)

* * *

•  Хлеб – батюшка, водица – матушка.

•  Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска.

•  Появились комары – пришла пора сеять рожь.

•  Лягушка квачет – овес скачет.

3. ХЛЕБ РАСТЕТ

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.

«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.

Мочи, мочи, дождь,

На нашу рожь;

На бабушкину пшеницу,

На дедушкин ячмень

Поливай весь день.

Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:

Радуга-дуга,

Перебей дождя,

Подай солнышка.

Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.

В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».

«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.

Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.

Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.

ЗАГАДКА

Один льет,

Другой пьет,

Третий зеленеет

Да растет. (Дождь, земля, хлеб)

4. ЖАТВА

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».

«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».

Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве.

Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

А между тем досужий селянин

Плод годовых трудов сбирает;

Сметав в стога скошенный злак долин,

С серпом он в поле поспешает.

Гуляет серп. На сжатых бороздах

Снопы стоят в копнах блестящих…

Е. Баратынский

* * *

Говорило ядреное жито:

Не могу я в поле стояти,

Колосочки держати.

Надо житу стояти

В поле копнами,

В гумне стогами

В клети коробами,

А на стол пирогами!

* * *

•  Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса)

•  Не море, а волнуется. (Поле)

•  Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп)

•  Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп)

•  Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива)

•  Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле)

•  Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса)

•  Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса)

* * *

•  Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится.

•  Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь.

•  Зимой снег рыхлый – урожай обильный.

•  Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь.

•  Пахать да боронить – часочка не обронить.

•  Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку».

5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.

Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.

Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.

Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

•  Стоит Фрол, и рот пол. (Овин)

•  Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин)

•  Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)

* * *

•  Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.

•  Ждут летней порою, а жуют холодной зимою.

•  Не шуба греет, а хлеб.

•  Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять.

•  Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха.

•  Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)».

•  Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай.

•  Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы.

* * *

Лады, лады-ладушки,

Рада нам хозяюшка,

Мы о хлебушке поем,

Разговор ведем о том.

Убран хлеб, и тише стало,

Жарко дышат закрома,

Поле спит, оно устало,

Приближается зима.

Над селом дымки плывут,

Люди хлеб в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Хлебом нашим угощайтесь.

6. НА МЕЛЬНИЦЕ

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.

Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.

С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,

Но сломить его за лето так они и не смогли.

«Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!»

До того он загордился, вырос кверху бородой.

С. Погореловский

* * *

• Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.

•  Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.

•  Не земля хлеб родит, а небо.

•  Пересев хуже недосева.

•  Хата была, да без хлеба беда.

•  Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.

•  Без печки холодно, без хлеба голодно.

•  Не уродится рожь – по миру пойдешь.

•  Калач приестся, а хлеб никогда.

•  Каждое семя знает свое время.

•  До поры до времени не сеют семени.

•  Сей в пору – соберешь хлеба с гору.

•  Сей хоть в песок, да в свой часок.

•  Посеешь в погоду – больше приплоду.

* * *

•  Гречиха любит сухую теплую землю.

•  За бороною пыль – будет и блин.

•  Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь.

* * *

Весь мир кормит, сама не ест.

Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может. (Мельница)

* * *

У лепешки, каравая,

Сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая

Мать по имени… (мука).

7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.

Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».

На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.

Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.

Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИ

Слушаю, послушаю —

Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом)

* * *

Полон хлев бесхвостых овец;

Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата)

* * *

Велика звезда на печи взошла.

Без рук, без ног – на гору ползет.

Без рук, без ног – на липу лезет. (Квашня)

* * *

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (Печь)

* * *

Купили новенькое, такое кругленькое,

Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито)

* * *

Из-под липова куста

Бьет метелица густа.

Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют)

* * *

Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб)

* * *

Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)

8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ

Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».

Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены.

В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

СТИХИ И ЗАГАДКИ

Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо)

Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб)

* * *

Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Г. Виеру

* * *

Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

С. Погореловский

* * *

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

* * *

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

В. Бакалдин

e-reading.by

Как растёт хлеб? (Познавательно — речевое занятие для детей старшего возраста)

Как растёт хлеб? (Познавательно — речевое занятие для детей старшего возраста)

Цель: формирование представления детей о процессе выращивания хлеба.

Задачи:1. Рассказать детям о долгом пути хлеба от пшеничного

поля до стола.

2. Познакомить с профессиями людей, связанными с

выращиванием хлеба.

3. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное

отношение к хлебу.

Развитие речи:

4. Пополнить словарь новыми словами: хлеборобы,

агроном, комбайнер, элеватор, мукомол, пекарь.

Повторение: образование прилагательных, повторение

понятия «злак».

Пособия: картинки или фотографии с изображением трактора,

Комбайна, пшеничного поля, элеватора, хлебобулочных

изделий; кофемолка ручная и электрическая, колосья

пшеницы, мука, разные хлебобулочные изделия,

льняное полотенце, каравай.

Ход занятия:

1. В группе оформлена выставка «Дары осени». На столе размещены овощи, фрукты, муляжи грибов. В центре стола стоит керамическая ваза с колосьями пшеницы. Дети рассматривают, беседуют друг с другом. Воспитатель, показывая на колосья пшеницы,спрашивает: «Ребята, а это что такое?» Дети отвечают: «Хлеб, колоски, пшеница»

Воспитатель: Ребята, а как же из колоска можно получить хлеб? Хотите подробно узнать, каквырастает колосок?

Садитесь на стульчики, и я вам расскажу.

… Огурцы, помидоры, капуста - это? овощи. Яблоки, груши – это? фрукты. Овёс, рожь, пшеница – это злаки, сегодня мы с вами будем говорить о пшенице. (Воспитатель помещает на магнитную доску картинку «пшеничные колосья» и слово «злак», напечатанное крупными буквами)

В каждом пшеничном колоске спрятано много зёрнышек (достаёт и показывает детям, посмотрите. Это пшеничное зерно. Из него и вырастает колосок. Люди многих профессий трудятся, чтобы вырастить вот такие колосья. Всех людей, кто занимается выращиванием пшеницы, называют хлеборобами (воспитатель помещает на доску слово «хлебороб»). Агрономы следят за тем, чтобы была правильно подготовлена почва, выбирают лучшие сорта пшеницы, которые подходят для данной местности, затем заботятся о том, чтобы вовремя собрать урожай.

Ребята, скажите, а когда сажают семена в землю? (весной)

А о будущем урожае хлеба заботятся ещё осенью (воспитатель помещает на доску картинку с изображением трактора на поле).

Осенью трактористы вспахивают поле, чтобы земля была мягкая, рыхлая под снегом, а весной, когда снег растает, земля наберёт себе сполна талой воды. А ранней весной её рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном (картинка сеялки на поле).

Ребята, а как вы думаете, что очень важно, для того, чтобы семена всходили и росли?(Солнце и вода)

Появляются первые всходы, растут под яркими лучами солнца и питаются дождевой водой. А когда колосья созревают, то становятся крепкими и тяжёлыми (картинка пшеничного поля). У хлеборобов появляются новые заботы – чтобы колосья не сломались и не полегли.

В одной из сказок вот такой крепкий колосок оказался во дворе весёлых героев. Вспомнили сказку? Правильно, это сказка «Колосок». Что нашёл Петушок? (колосок). Что он сделал с этим колоском? (обмолотил). Кто помогал Петушку? А вы бы помогли Петушку?

Давайте попробуем «обмолотить» колоски. Занимайте рабочие места (на столах приготовлены тарелочки с пшеничными колосками для каждого ребёнка)

Воспитатель помещает картинку, на которой изображены снопы пшеницы, рядом – молотилки и готовое зерно (из истории).

А мы с вами попробуем вручную достать зёрнышки из колоска.

(Дети достают зёрна и складывают их на тарелочку, воспитатель хвалит детей, предлагает тем ребятам, которые справились с заданием, помочь товарищам)

Посмотрите, сколько пшеницы! (ссыпаем все зёрна вместе)

А сейчас садитесь на стульчики. На чём мы остановились? (Дети отвечают)

Созрели колосья – начинается уборка хлеба. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадёт урожай.

Убирают урожай с помощью комбайна (картинка комбайна на пшеничном поле) Водители комбайна – комбайнеры.

Колосья собирают жаткой, внутри они обмолачиваются, соломка отлетает под воздействием воздуха, а пшеница собирается в бункер (картинка). Затем зерно сыплется в кузов автомобиля. А как называется профессия человека, который водит автомобиль? (шофёр, водитель).

Затем зерно везут на элеваторы (картинка). Там его сушат и везут на мелькомбинат. Мукомолы превращают зерно в муку.

Раньше были мельницы (картинка). Мельник вручную вращал жернова, а сейчас на помощь людям пришли умные машины.

Давайте вернёмся с вами в далёкое прошлое и станем мукомолами.

(воспитатель достаёт ручную кофемолку – подобие старинной мельницы, дети насыпают зёрна, и по очереди крутят рукоятку).

Посмотрите, сколько муки мы с вами намололи все вместе, трудно было? И мукомолам в те далёкие времена было очень трудно, но они трудились, чтобы у людей был хлеб на столе.

А как вы думаете, куда везут муку с мелькомбината? (В магазины, в пекарни, в кондитерские)

Вспомните, ребята, что Петушок сделал из муки? (Пироги)

Мы с вами тоже сейчас испечём пироги. (Игра - имитация «Печём пироги»: наливаем воду, насыпаем муку, замешиваем тесто, делаем пирожки, ставим их в печь – испеклись пироги! Как они вкусно пахнут! С какой начинкой у тебя пирожок? А у тебя? - С овощной, с фруктовой, с мясной)

Ребята, а сейчас закройте глаза. (Воспитатель выносит на старинном вышитом полотенце каравай хлеба).

Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Ребята, теперь вы знаете, как растёт хлеб, люди скольких профессий его выращивают. На следующем занятии мы с вами посмотрим фильм о том, как выращивают хлеб, и ещё раз вспомним всё, о чём говорили сегодня. А сейчас мы вымоем руки и попробуем этот вкусный ароматный каравай.

К следующему занятию воспитатель оформляет для детей хлебную полочку, на которой размещает колосья пшеницы, зёрна пшеницы, пшеничную муку, хлеб, баранки и помещает картинку, на которой изображены хлебобулочные изделия.

В землю зёрнышко попало.

(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)

Прорастать на солнце стало.

(Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая):

«Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко! »

«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!»

(Дети вытягивают руки вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой.)

Дождик землю поливал, и росточек подрастал!

(Дети медленно встают).

К свету и теплу тянулся (руки в стороны).

И красавцем обернулся (руки вперёд).

Золотые колоски на ветру качаются,

(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз).

Низко наклоняются.

(Дети машут поднятыми вверх руками и приговаривают):

«Поспел урожай! Приезжай, убирай!

(Наклоны вниз).

Пальчиковая гимнастика:

Мышка зёрнышко нашла,И на мельницу снесла.Намолола там муки,Испекла всем пирожки:Мышонку – с капустой,Мышонку – с картошкой,Мышонку – с морковкой,Мышонку – с морошкой.Для большого толстячка –Аж четыре пирожка:С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

 

«ЗРЕЛЫЕ КОЛОСЬЯ ПШЕНИЦЫ»

- пластилинография в старшей

группе.

Цели: 1. Рассказать детям о важности хлеба. Развивать связную речь, наглядно – образное мышление.

Материал: колосья пшеницы в вазе, картинка с изображением белого и чёрного хлеба, картинки для игры «Цепочка». Плотный картон чёрного цвета с изображением двух колосьев, жёлтый пластилин, стеки , дощечки для лепки, салфетки, физминутка, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент – баранки.

Ход:

- Дорогие дети, садитесь поудобнее на стульчики, спина прямая, ноги вместе, не сутультесь, мы начнём нашу беседу.

- Родина… Это край, где мы родились, где мы живём. Это наш дом, это всё то, что нас окружает.

Россия… Какое красивое слово!

Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля,

Изобильная родная

Щедрая моя земля!

- Ребята, а что значит щедрая земля?

(ответы детей: земля даёт богатые урожаи зерна, овощей, фруктов).

- Верно, и все эти богатства земля дарит людям. Издавна русский человек славился хлебосольством. Как вы думаете, какой продукт был самым главным? Без чего не обходился ни один праздник?

(ответ детей : Хлеб).

- Правильно, хлеб.

Воспитатель показывает картинку с изображением белого и чёрного хлеба.

Важней, чем хлеб, продукта нет:

На завтрак, ужин и обед.

Его к столу нам подают

Хлеб в магазине продают.

Там на прилавках хлеб любой:

Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,

Батон, душистый каравай –

Всё, что угодно, выбирай!

- А сейчас, я предлагаю вам поиграть в д/игру «Цепочка».

Воспитатель задаёт вопрос, а ребёнок отвечает с последовательным выкладыванием картинок.

- Откуда пришёл хлеб? (из магазина).

- Откуда попал в магазин? (из пекарни).

- Что делают в пекарне? (пекут хлеб).

- Из чего пекут? (из муки).

- Из чего мука? (из зерна).

- Откуда зерно? (из колоса пшеницы).

Игра повторяется два раза.

Вносится ваза с колосьями пшеницы. Определить, что у колоса есть стебель, зёрнышки и усики.

- А сейчас, мы превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно, (дети поднимаются, поднимают руки)

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя)

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело подтянутся к солнцу колоски. (потянулись, поднялись на носочки)

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки)

Так и будут делать каждый, каждый год. (подняли руки)

А однажды на поле гляну поутру (повороты в стороны)

Как один я, столько хлеба соберу (развели руки в стороны).

На моей ладошке хлебное зерно (показали на ладошке зерно)

Посажу – ка в землю – пусть растёт оно (присели на корточки).

Дети садятся на свои места.

- Отгадайте загадку:

Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят. Колос пшеницы.

- Как вы поняли, ребята, сегодня мы с вами колос пшеницы нарисуем пластилином. Давайте уточним приёмы налепа (рассматривание образца).

Золотое солнышко (руки поднять вверх – потянуться)

Ты согрей нам зёрнышко (присесть, коснуться руками пола)

Дождик, дождик поливай (вытянуть руки вперёд, разжимать пальцы

«стряхивать капли дождя»

Будет хлеба урожай (руки в стороны – потянуть – опустить вниз).

Все работы вывешиваются на доску – выставку.

- Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились пшеничные колоски.

- Что было трудно делать? А что нет?

(Сюрпризный момент).

- Посмотрите, какая у нас получилась замечательная выставка.

multiurok.ru


Смотрите также